Спустя 25 лет деревянный Тихвинский храм сильно обветшал, и Михаил Семенович Аничков начал строительство каменной церкви. Новый храм проектировался двухэтажным: верхний в честь Вознесения Господня, а нижний в честь Тихвинской иконы. В 1733 году новая каменная церковь была торжественно освящена настоятелем (ключарем) московского Успенского собора. Подмосковная церковь в Бурцево-Богородском стала репликой другого известного московского собора – храма Донской иконы Божией Матери в Донском монастыре. Собор в московской обители был заложен по обету в 1684 году царевной Екатериной Алексеевной, родной сестрой Петра I. О любопытном сходстве двух храмов говорится в справочнике «Памятники архитектуры Московской области»: «Весьма своеобразная композиция здания, при которой рукава креста равны по высоте центральному объему, прием расстановки малых глав по сторонам света и предельный лаконизм декоративного убранства развивают художественные принципы, заложенные в архитектуре Большого собора Донского монастыря в Москве». В 1788 году Вознесенская церковь приобрела тот вид, который она имеет сегодня. Дочь храмоздателя М.С. Аничкова вдова капитана-поручика В.А. Плохово София Михайловна отремонтировала каменные паперти и возвела дополнительный ярус стоявшей отдельно колокольни. Михаил Степанович Аничков был стольником первой супруги Петра I Евдокии Федоровны Лопухиной (1686-1692) и комендантом в прибалтийском городе Пярну при царице Анне Иоанновне. Аничков принадлежал к старинной дворянской фамилии, родоначальником которой был царевич Золотой Орды татарин Беркай. В 1301 году основатель рода приехал на службу к великому князю Ивану Даниловичу Калите в Москву и был крещен в православие святителем Петром. В крещении Беркай получил христианское имя Аникий (в честь преподобного Иоанникия Великого), от которого и образовалась фамилия Аничковых. Святитель Петр благословил Беркая-Аникия золотой панагией с семью частицами мощей, и серебряным ковшом с надписью: «Аз смиренный митрополит Петр Киевский и всея России благословил естьми сына своего Берку царевича во святом крещении Аникия». Обе эти реликвии хранились в роду Аничковых вплоть до конца XIX столетия. 

http://sobory.ru/article/?object=01808

По преданию, печально знаменитый пожар, случившийся в Москве в мае 1737 года, в огне которого погиб кремлевский Царь-колокол, начался от именно церкви св. Антипы Мученика. Теперь есть сведения, что это не совсем так: на самом деле пожар вспыхнул в усадьбе Милославских, стоявшей рядом с церковью, где огонь занялся от свечки, поставленной в доме к иконе. Чтобы понять масштаб бедствия, настигшего Москву, достаточно сказать, что в пламени сгорел и Лефортовский дворец, стоявший на Яузе. На месте усадьбы Милославских после 1812 года был выстроен деревянный особняк действительного статского советника Павла Ивановича Глебова, ставшего воспреемником третьего сына в семействе Пушкиных-стариших, - Льва, родившегося весной 1805 года. Сам же Глебов был прихожанином Антипьевской церкви. В соседнем доме, построенном, кстати, Федором Шестаковым, архитектором Большого Вознесения, с 1896 года жил знаменитый бытописатель московского купечества П.А.Бурышкин. В этом доме была знаменитая лестница, по преданию, вдохновившая когда-то Грибоедова для описания сцены в «Горе от ума». И когда комедию готовили к театральной постановке, к Бурышкиным приезжала комиссия из МХАТА, чтобы «с натуры» сделать фотографии и зарисовки. После реставрации здесь устроили музейные помещения для коллекции гравюр и рисунков. В XVIII веке прихожанином Антипьевской церкви был думный дьяк Гавриил Федорович Деревнин, устроитель каменной церкви Илии Обыденного на Остоженке – до того знаменитый Ильинский храм был деревянным. В 1702 году дьяк получил на то благословение митрополита Стефана Яворского, и потом был захоронен в новоустроенном им храме, а не в Антипьевской церкви. Другой «знаменитостью» прихода стал «его сиятельство тайный советник и кавалер» князь Степан Борисович Куракин родной брат «брильянтового князя», владелец Алтуфьева, друживший с Крыловым, Рокотовым, Фонвизиным. Он был одним из основателей и первым матадором (старшиной) московского Английского клуба, тогда еще занимавшего усадьбу Голицыных на Страстном бульваре, начальником экспедиции Кремлевского строения, и устроителем знаменитой Куракинской богадельни в Басманной слободе, основанной по завещанию его отца - крупнейшего благотворительного заведения старой Москвы. Куракин-старший, увидев в Париже Дворец Инвалидов, решил основать нечто подобное в Москве, с посвящением св. Николаю Чудотворцу. Воля родителя была исполнена – Куракинская богадельня с домовым Никольским храмом, предназначалась для призрения увечных русских воинов.

http://pravoslavie.ru/319.html

Богородице-Рождественский придел слева на хорах освятили 7 сентября. А придел во имя Вознесения Господня, по неясным причинам, был освящен только через несколько лет — 28 мая 1774 г.В 1770 г. Матвеев пожертвовал храму большой колокол. Еще одним колоколом храм обзавелся через 12 лет. Всего колоколов насчитывалось восемь. Итак, по главному престолу новый храм стал именоваться Преображенским. Но даже в официальных документах гораздо чаще встречается его древнее, исконное название — Климентовский. Он стал украшением не только Замоскворечья, но и всей древней столицы. По описи, проведенной в 1770 — 1771 гг., уникальное творение неизвестного зодчего оказалось в числе пяти «наилучших во всей Москве» храмов. Действительно, его совершенное здание свидетельствует о незаурядном даровании автора проекта, который приписывали Ф.Б. Растрелли, А.П. Евлашеву, С.И. Чевакинскому, И.Ф. Мичурину, И.П. Жеребцову, И.Я. Яковлеву. Наиболее убедительным кажется предположение об участии итальянского архитектора П.А. Трезини в разработке проекта замоскворецкой святыни, воплощенного позднее московскими архитекторами. Вспомним, сколько церквей кануло в Лету, а барочный пятиглавый соборный храм во имя священномученика Климента, папы Римского, сохранил даже свой неповторимый интерьер. В описи церковного имущества 1817 г. отмечено: «Иконостас весь резной с колоннами самого лучшаго художества весь позлащен червонным золотом. Нижний ярус: местные иконы писаны самыми лучшими художниками на кипарисе, вообще и весь иконостас писан при Императорской Академии Художеств». Он великолепно сработан, оригинален по композиции и отличается совершенной деревянной резьбой. В церковной ризнице хранились уникальной работы хоругви, напрестольные кресты, книги в драгоценных переплетах (самая ранняя — Евангелие 1654 года, московской печати), а также высокохудожественные предметы церковной утвари — паникадила, подсвечники, сосуды. Но подлинным шедевром являлась напрестольная резная сень в виде балдахина на восьми витых колонках — редчайший образец барочного декоративно-прикладного искусства.

http://sobory.ru/article/?object=02177

Фото: mvoznesenie.ru Храм Вознесения Господня (Малое Вознесение), ул. Большая Никитская, 18. День памяти: 8 июля. Святых князей Петра и Февронию Муромских знают как покровителей брака. Им молятся о мире и благополучии семьи, о достижении семейного счастья. Именно поэтому праздник День семьи, любви и верности был установлен 8 июля, в день их памяти. Помолиться у почитаемой иконы святых Петра и Февронии в Москве можно в храме Малое Вознесение. Каждое воскресенье в 17:00 перед иконой служится молебен. Икона святого пророка Иоанна Предтечи с обручем Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь, Малый Ивановский пер., дом 2/4 стр. 5. День памяти: 6 июля, 11 сентября. Икона пророка Иоанна Предтечи с обручем — очень необычная святыня: к киоту иконы на металлической цепочке присоединен медный обруч, который можно надеть на голову взрослого человека. На обруче полустертая надпись: «Святый Великий Предтече и Крестителю Спасов Иоанне моли Бога о нас». Сегодня обруч прикреплен к чтимому списку иконы, который находится в монастырской часовне. А сам оригиналхранится на своем историческом месте в соборе обители. Этот обруч известен со второй половины XIX века, хотя кто и по какому поводу его сделал, неизвестно. Возможно, это было свидетельство исцеления, прикрепленное к иконе в виде меры головы. Церковное почитание святого пророка Иоанна знает много случаев, когда по молитвам к нему люди излечивались от головных болей. Кроме того, Иоанн Предтеча как пророк, главной темой проповеди которого было покаяние (в переводе с греческого изменение ума), помогает человеку покаяться, изменить образ мыслей, а через это и образ жизни. Икона находится в часовне Иоанно-Предтеченского монастыря. Икона Девяти мучеников Кизических Храм в честь Девяти мучеников Кизических, Большой Девятинский переулок, д.15. День памяти: 12 мая. Мученики Кизические — святые разных возрастов, разных сословий, разных профессий. Всех их объединяла истинная вера и любовь ко Христу. Святые громко славили Господа, без страха изобличали язычников и их идолов, стремились к распространению христианства, и за это были подвергнуты жестоким пыткам и мучениям. В конце концов, все девять мучеников были обезглавлены мечом.

http://foma.ru/15-chudotvornyh-ikon-mosk...

На фото — храм Вознесения Господня у Никитских ворот в Москве. Именно здесь в 1991 году в день пятидесятой годовщины кончины поэтессы была совершена по ней панихида. По канонам Православной Церкви этот обряд не совершается над самоубийцами. Ходатайствовал об исключении из правил протодиакон Андрей Кураев. Основаниями стали собранные им документы, которые прямо и косвенно указывали на то, что в отношении Цветаевой были специально созданы условия, провоцирующие ее на совершение самоубийства.  Патриарх Алексий II благословил совершить церковное молитвенное поминовение Марины Цветаевой.  При жизни Марину Ивановну ничего не связывало с этим храмом, но после совершенной панихиды храм у Никитских ворот стал особенно любим всеми почитателями таланта великой русской поэтессы.   Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 21 февраля, 2024 17 февраля, 2024 9 апреля, 2024 31 марта, 2024 27 марта, 2024 21 марта, 2024 15 марта, 2024 13 марта, 2024 9 марта, 2024 21 февраля, 2024 17 февраля, 2024 9 апреля, 2024 31 марта, 2024 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.)

http://pravmir.ru/doma-nosila-bolshoj-fa...

Бурцево. Церковь Вознесения Господня. Вознесенская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Вознесенская (Тихвинская) церковь поставлена из кирпича в 1730-1733 гг. владельцем села М.С. Аничковым. «Центрический, крестчатый в плане бесстолпный пятиглавый храм поставлен на подклет, в котором помещалась тёплая Тихвинская церковь. Ещё недавно (больше полвека назад!) храм окружали открытые галереи на аркадах, соединявшие его с отдельно стоявшей колокольней. Весьма своеобразная композиция здания, при которой рукава креста равны по высоте центральному объёму, приём расстановки малых глав по странам света и предельный лаконизм декоративного убранства развивают художественные принципы, заложенные в архитектуре Большого собора Донского монастыря в Москве. Третий ярус колокольни со шпилем надстроен в 1788 г.».  ПАМО, том II, стр. 53. Храм восстанавливается и уже действует. Двухэтажная каменная церковь сооружена в 1730-33 гг. владельцем села Михаилом Степановичем Аничковым на месте ветхой деревянной Тихвинской, существовавшей еще в 1705 г. О зодчем не упоминается, а говорится следующее: " Постройку вести против рисунка образцом, как сделана соборная церковь в Донском монастыре, что в Москве " . Храм каменный, двухэтажный. Верхний придел освящен в честь Вознесения Господня, а нижний в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Центрический, кресчатый в плане бесстолпный пятиглавый храм поставлен на подклет, в котором помещалась также теплая Тихвинская церковь. Еще недавно храм окружали открытые галереи на аркадах, соединявшие его с отдельно стоящей колокольней. Весьма своеобразная композиция здания, при которой рукава креста равны по высоте центральному объему, прием расстановки малых глав по сторонам света и предельный лаконизм декоративного убранства развивают художественные принципы, заложенные в архитектуре Большого собора Донского монастыря в Москве. В 1788 г. храм отремонтировали, надстроив еще третий ярус колокольни со шпилем. Из Клировых ведомостей Верейского уезда 1813г. известно, что храм пострадал во время Отечественной войны 1812 г.

http://sobory.ru/article/?object=01808

Соборование в московских храмах 16-22 марта Где в Москве собороваться на этой неделе? 16 марта, 2015 Где в Москве собороваться на этой неделе? Расписание соборований в московских храмах на эту неделю — 16-22 марта 2015 года. Казанский собор на Красной площади — 21 марта, суббота, 14-00 Донской монастырь (Донская площадь 1-3)  17 марта, вторник, 10-00 — храм прп. Серафима Саровского 17 марта, вторник, 18-00 — Большой собор 19 марта, четверг, 18-00 — Большой собор Храм Воздвижения Креста Господня в Алтуфьево (Алтуфьевское шоссе, дом 147) — 17 марта, вторник, 12-00 Храм Вознесения Господня (Малое Вознесение) (Б. Никитская, дом 18) — 18 марта, среда, 18-00 Храм Вознесения Господня в Сторожках (Большое Вознесение) (Б. Никитская, дом 36) — 21 марта, суббота, 14-00 Храм Покрова Богородицы в Медведково (ул. Заповедная, д. 52А) — 19 марта, четверг, 18-00 Храм Вознесения Господня на Гороховом поле (ул. Радио, д. 2, стр. 1) — 18 марта среда, 18-00 Храм иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость при институте МОНИКИ (ул Щепкина, 61) 19 марта, пятница — 15-00 22 марта, воскресенье — 13-00 Московское Подворье Валаамского монастыря (2-я Тверская-Ямская, дом 52) — 22 марта, воскресенье, 15-00 Храм Живоначальной Троицы в Конькове (Профсоюзная ул., 116) — 18 марта, среда, 13-00 Храм свт. Николая в Старом Ваганькове (Староваганьковский пер., д.14) — 19 марта, четверг, 18-00 Храм свв. Адриана и Наталии в Бабушкине (Ярославское шоссе, дом 61, корпус 1 (по старой нумерации – дом 95) ) — 20 марта, суббота, 11-30 Храм Живоначальной Троицы в Останкино ( ул 1-я Останкинская, д.7, стр.2 ) — 22 марта, воскресенье, 13-00 Храм царевича Димитрия при Голицынской (1-й Градской) больнице, 18 марта, среда  в 17:00 Храм в честь царя страстотерпца Николая в Аннино (Варшавское ш. 160), 21 марта, суббота в 13:00 Храм Евфросинии великой княгини Московской в Котловке (Нахимовский проспект, дом 8), 19 марта, четверг,  18:00 Даниловский монастырь (ул. Даниловский Вал, 22), Троицкий собор, 19 марта, четверг, 17:00

http://pravmir.ru/soborovanie-v-moskovsk...

Москва. Церковь Вознесения Господня на Никитской ( " Малое Вознесение " ). Малое Вознесение Карта и ближайшие объекты Храм был построен в 1584 году в честь венчания на царство царя Федора Ивановича и служил центром слободы новгородцев и устюжан, которых переселил в Москву царь Иван Грозный. Вначале храм, как водится, был деревянный, а в камень приоделся в 1634 году. Среди посадских церквей Москвы XVII в. здание выделяется объёмно-пространственным решением и характером декоративного оформления. Фасады высокого двухсветного четверика, вытянутого по оси север — юг, обработаны перспективными вертикальными филёнками, встречающими аналоги в архитектуре XVI в. На протяжении XVII—XIX в. в. облик здания претерпел значительные изменения. Уже в 1680 году была переложена апсида храма и выстроен южный одноглавый придел Прокопия и Иоанна Устюженских, сохранившие на фасадах широко распространённые в XVII в. наличники с треугольными навершиями. В 1737—1739 г. г. с северной стороны появился придел Иоанна Предтечи, а в 1764 году 2-шатровое завершение храма сменил стройный барочный восьмерик, в декорировке которого использованы угловые пилястры и «ушастые» наличники с изящными лепными замками в перемычках. К началу XIX в. относятся пристройка, сооружённая с западной стороны южного придела, и арочная галерея на северном фасаде трапезной. В настоящее время оба придела (фасады северного переделаны) и галерея (заложена в конце XIX в.) воспринимаются вместе с трапезной как единый объём, закрывающий нижние части стен четверика. Невысокая двухъярусная колокольня типа восьмерик на четверике увенчана шатром, очевидно, переложенным в конце XIX в. Очень интересны барельефы на фасаде и на стене, выходящей в Вознесенский переулок. Один из барельефов изображает блаженного Прокопия Устюжского, которому посвящен придел церкви, единственный в Москве. После того как в XIX веке у Никитских ворот построили новый храм в честь Вознесения Господня, который стали называть Большое Вознесение , храм поменьше на углу с Вознесенским переулком окрестили Малое Вознесение.

http://sobory.ru/article/?object=02266

Москва. Церковь Вознесения Господня в бывшем Варсонофьевском монастыре. Вознесенский собор Варсонофьевского монастыря /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты До XVIII века переулок уже существовал и носил название Вознесенский по церкви Вознесения, стоявшей здесь когда-то. С развитием и ростом в XVIII веке стоявшего в переулке женского Варсонофьевского монастыря, известном с XVI века и упразднённому в 1765 году, стал называться Варсонофьевским. При монастыре было кладбище, куда свозили для погребения нищих и погибших насильственной смертью. Быть погребённым здесь считалось у москвичей большим позором, поэтому в Смутное время Лжедмитрий I приказал захоронить здесь тела Бориса Годунова и его семьи. Впоследствии они были перезахоронены в Троице-Сергиевой лавре. В 1765 году монастырь был упразднён, а его собор стал обычной приходской церковью Вознесения. В конце XIX века переулок был застроен доходными домами, многие из которых сохранились до нашего времени. В 1931 году снесена церковь Вознесения. Нижняя Введенская церковь заложена в 1692 г., освящена 15 июля 1701 г. Постройка верхней Вознесенской начата в 1709 г., закончена в 1730 г. Двухэтажный храм типа восьмерик на четверике, замечательный образец московского барокко. В 1761 г. внизу устроен придел Тихвинской Божией Матери. Новая ампирная колокольня 1830-х гг. Храм закрыт в 1929 г., сломан в начале 1931 г. В конце XV — начале XVI века между Большой Лубянкой и Рождественкой появился Вознесенский женский монастырь. Историки считают, что посвящение имени святого Варсонофия Тверского он получил после того, как неподалеку основали Тверское подворье. По другой версии, монастырь был назван по имени Варсонофии, его первой игуменьи, матери митрополита Московского Филиппа. В прибавлении к названию монастыря — «что на рву» — когда-то сохранялась память о московских укреплениях, предшествовавших стене Белого города. Стоял монастырь на месте дома 5 по перенявшему его имя Варсонофьевскому переулку. Монастырь этот звался в Москве «убогим» — в нем хоронили людей, умерших без церковного покаяния: тела неизвестных, найденных на улицах, странников, бездомных, погибших насильственной смертью.

http://sobory.ru/article/?object=34250

Тучково. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Первый деревянный храм Успения Божией Матери был построен в 1679 году на погосте Картино, входящим ныне в пос.Тучково. Храм сначала входил во владения Чудова монастыря, а затем в составе с.Картино был приписан к вотчинам Святейшего Патриарха. Со временем деревянный храм обветшал и на его месте в начале ХХ в. на пожертвования предпринимателей и простых людей был построен большой величественный храм из красного кирпича. Освящен в 1913 году. В 1930-е годы храм был закрыт и разрушен. В 1990 году начались восстановительные работы и регулярные богослужения. Учитывая огромные размеры храма и сравнительно небольшой приход, сделать пока удалось немного. Деревянный храм Успения Божией Матери на погосте Картине, " на царя и великого князя земле на р. Москве " Звенигородского уезда Угожского стана, впервые упоминается в документах в 1593 г. В Смутное время он был уничтожен. По писцовым книгам 1624 г. значится, что пашня церковная лесом поросла. Восстановлен в 1679 г. В 1701 г. построена новая, вероятно, по случаю ветхости прежней, церковь. Об этом имеется указание в записной книге о выданных антиминсах за 1701 г. " Апреля в 9 день по благословенной грамоте выдан антиминс в Звенигородский уезд в Угожский стан, в новопостроенную церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы; тоя ж церкви поп Иаков антиминс взял и расписался. В 1715 г. погост Картин, названный селом, состоял в числе вотчин Святейшего Патриарха. В 1825 г. 2 марта было подано прошение приходских людей управляющему Московской митрополией архиепископу Дмитриевскому Филарету, в котором они сообщают, что " ...означенная наша церковь деревянная на каменном фундаменте довольно тверда и только один угол повредился венца на два " и просят разрешить отремонтировать храм. Когда старый деревянный храм окончательно обветшал, было решено построить каменный. Была образована строительная комиссия и начат сбор средств. Не все начинатели благого дела дожили до освящения храма, умерли член комиссии А.В. Смирнов и неутомимый сборщик средств Ф.Я. Качевский. Настоятель храма о. Николай Смирнов, церковный староста Г.М. Крутиков и член комиссии А.Е. Ильин продолжили строительство. Оно велось по проекту епархиального архитектора Н.Н. Благовещенского на средства жертвователей П. Калинина, Е.А. Красильщикова, В.А. Лемана, В.Ф. Дубровина, Н. и П. Волхонских, Н.С. Боруцкой, И.П. Павлова, Н.Д. Юдина и многих других. Епископ Серпуховской Анастасий помогал средствам и он же потом освящал храм. Игуменья Московского Вознесенского монастыря Евгения пожертвовала некоторую церковную утварь и иконы, накануне освящения храма прибыла депутация общества хоругвеносцев Московского Вознесенского монастыря с хоругвями, пожертвованными обществом храму.

http://sobory.ru/article/?object=05163

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010