Образа и покров – старые. Бобрищевой-Пушкиной были пожертвованы: царские двери новоманерного древа, резные, вызолоченные, образ Всемилостивого Спаса, образ Знамения Пресвятой Богородицы, на двери – образ архангела Михаила, все писанные на красках. Над царскими дверями – сень резная, позолоченная, на ней образ Знамения в ризе и венце серебряных, чеканных, позлащенных и с серебряными серьгами с камушками и жемчугами (приклад игумена Иосифа). В сени – 12 апостолов, писанных на красках. Пред образами – четыре медных лампадки. На престоле – одежда шелковая, а сверху тафта красная, крест – из золотого позумента; на жертвеннике – одежда камчатая, зеленая, с крестом из золотого с серебром позумента; занавесь – камчатый зеленый. В 1745 г. на колокольне было девять больших и малых колоколов, а в 1771 г. в большом колоколе значится 85 пудов веса. В 1762 г. на ней были часы боевые с перечасьем. Все колокола старые. По описи 1764 г. колокольня каменная об одной главе с 8 колоколами неизвестного веса, без подписей, и русские часы. В XIX веке Знаменский храм при архимандрите Иосифе (1865-1884) был разобран до основания и на его месте построен новый большего размера, а нем поставлен иконостас ясеневого дерева с резьбою из розового дерева, с иконами художественного письма. Над местом погребения преподобного Давида усердием Петроградского купца Николая Ивановича Котова сооружена новая металлическая высеребренная рака с изображением Преподобного Давида в серебряной ризе наверху ее. Рака стоила 3000 рублей, строение начато в 1867 году, а окончена и принесена в обитель в 1870 году. Сооружена копия с чудотворного образа Всемилостивого Спаса, находящегося в часовне у Москворецкого моста в Москве. Икона и на ней серебряная вызолоченная риза обошлись благотворителю в 2000 рублей. Тогда же устроена в храме духовая печь. Освящение вновь сооруженного храма совершал 17 сентября 1870 года митрополит Московский Иннокентий с архимандриами Пименом Николо-Угрешским, Никодимом Перервенским и некоторыми настоятелями уездных монастырей.

http://sobory.ru/article/?object=14017

П.И. Панин умер в Москве и по завещанию был похоронен у церкви в Дугино на родовом кладбище. Усадьба перешла в собственность его сына Никиты Петровича Панина (1770-1837), одного из образованнейших людей того времени, известного дипломата и вице-канцлера. В 1801 г., после дворцового переворота, он попал в опалу и более 30 лет, до конца жизни, прожил в Дугино. Во время нашествия Наполеона в 1812 г. Панину удалось сохранить семейный архив, произведения искусства и др. ценности из своей усадьбы. Разорить усадьбу и окрестные деревни не позволили французским мародерам местные крестьяне, образовавшие несколько партизанских отрядов. Одним из них командовал отставной майор Семен Емельянов (крепостной Паниных, он был отдан в солдаты, участвовал в суворовских походах, за спасение полкового знамени был произведен в офицеры). Вошел в историю народной войны и подвиг старосты хутора Левшино Тимофея Архипова, сжегшего свою избу с 10 французами и ценой своей жизни спасшего от разграбления усадьбу Дугино и соседние деревни. После изгнания французов Н.П. Панин продолжил благоустройство своего имения. В ознаменование победы на его средства в соседнем имении Хотьково был построен новый большой каменный храм во имя Вознесения с приделами во имя великомучеников Параскевы и Никиты. В усадьбе Дугино в 1820-е гг. был построен великолепный усадебный дворец, расширен парк с каскадами прудов, было открыто одно из первых в губернии училище для дворовых мальчиков (до 20 человек), наиболее способные из них определялись затем для дальнейшего обучения в Смоленскую гимназию, по возвращении из которой назначались на различные должности. Усадьбу Дугино унаследовал старший сын, граф Александр Никитич Панин (1791-1850), получивший блестящее образование. В 1812 г. он вступил в ополчение, участвовал в Бородинском и др. сражениях, был в заграничном походе, выйдя в отставку, поселился в усадьбе Дугино. Он закончил строительство усадебного комплекса, получившего свою композиционную завершенность. По сторонам усадебного дворца были построены 2 больших двухэтажных флигеля, соединенных с ним одноэтажными галереями; 2 одноэтажных каменных здания, каждое из которых состояло из двух прямоугольных и одного изогнутого корпусов (этими изогнутыми частями зданий образовывалась полукруглая площадь, в центре которой находилась церковь).

http://sobory.ru/article/?object=39562

Петра, митрополита, Великий князь Иоанн Данилович перед кончиной своей отошел в Спасский монастырь и здесь облекся в иноческий образ 5 . До времени построения Вознесенского монастыря, Спасский монастырь сделался местом погребения для великих княгинь. Так здесь первой была погребена супруга Иоанна Даниловича Елена, скончавшаяся в 1332 г. 6 , а в 1345 г. великая княгиня Анастасия, на средства которой весной того же года и начали подписывати Спас в монастыре, причем старейшим мастером был Гойтан, а в следующем году это подписывание уже было окончено 7 . В 1364 г., здесь же, в пределе церкви, была погребена великая княгиня Александра 8 ; в 1393 г. в притворе храма – князь Иоанн Дмитриевич 9 , а в 1399 г. великая княгиня Мария 10 . Относительно её летописное сказание передает еще, что в 1473 г. в июле месяце «обретоша во церкви святаго Спаса княгиню Марию великаго князя Семена Ивановича, нареченную во мнишеском чину Фетинией, в теле неврежденну ничимже и посла князь великий по игумению Олексеевскую и повеле облещи ее во все новыя ризы мнишеския» 11 . Здесь же, в застенке храма, нашел успокоение вечное от своих апостольских трудов св. Стефан, епископ Пермский, прибывший в Москву к митрополиту Киприану 12 . В 1382 г., во время нашествия татар на Москву, Спасопреображенская обитель была разорена, а настоятель её и духовник князя архимандрит Симеон был убит 13 . Обитель была возобновлена попечением великого князя Дмитрия Иоанновича Донского, который, между прочим, завещал своим детям «давать ежегодно сему монастырю на Спасов день оброк в 15 р.» 14 . Великий князь Василий Темный пожаловал в дом к Всемилостивому Спасу свое село Климентьевское, а сын его, Углицкий князь Андрей, в Бежицком верху свои деревни Пукашино и Кисловку с пустошью Бобчино со всеми угодьями, лесами, лугами и пашнями «по отце своем, по братии и по всем своем роде, на поминок их душам вечнаго ради покоя будущих благ» 15 . Великий князь Иоанн III, приступив к расширению своих палат, повелел перевести из Кремля монастырь за реку Яузу, где архимандрит Афанасий заложил «на новом месте» каменную церковь Преображения Господня, что ныне Новоспасский монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

По преданию, его рождение сопровождали чудесные знамения. В тот день на небе видели «красные хвосты», которые, по истолкованию новгородского юродивого, означали рождение человека, «нехристям страшного» и знаменитого. А ночью один крестьянин, заплутав, шел по заснеженному полю и вдруг повстречал путника, красивого молодого человека, словно выросшего из земли. Он сказал, что сегодня родился такой младенец, каких еще мир не видывал, но никому не следует знать, где он появился на свет. Говорили, что место рождения Суворова так и осталось неизвестным – то ли Москва, то ли Финляндия (некоторая доля истины в этом предании есть). Еще ходила молва, будто однажды в дом родителей Суворова постучался некий странник, и благочестивые хозяева радушно приняли гостя. А гость оказался святым ангелом, который благословил их новорожденного сына. Точно известно, что Суворов родился в Москве, но где именно – действительно осталось загадкой. Если будущий полководец появился на свет в доме деда по матери, в Серебряном переулке, то это было знаменательно для воинского Арбата: ведь прежде, чем стать очагом русской интеллигенции, Арбат был военным оплотом Москвы. Заселенный лучшими стрелецкими полками, он поддерживал оборону западных границ города, откуда исходила наибольшая опасность, а храм Николы Явленного помнил осаду войска гетмана Сагайдачного в октябре 1618 года – победа над ним стала окончательным завершением Смуты. Но все же более вероятно, что Суворов родился в доме у Никитских ворот. Метрики о его крещении не сохранилось, но таинство было совершено либо в храме Николы Явленного, либо в церкви Феодора Студита, где венчались его родители. Дом у Никитских ворот не сохранился, а тот, что украшен мемориальной доской с надписью «Здесь жил Суворов», отец полководца купил в 1768 году, впрочем, только расширив старое, дедовское, владение. В храме Феодора Студита была похоронена мать полководца, скончавшаяся, когда ему не было еще 15 лет. В этой церкви Суворов выстаивал службы, пел на клиросе, читал Апостол и просил поминать родителей, когда уезжал из Москвы. Молился он и в соседнем храме Большого Вознесения. Сохранились воспоминания очевидцев, как он, сделав три земных поклона перед каждой иконой, ставил свечки, слушал молебны на коленях и с трепетом подходил к священнику под благословение.

http://pravoslavie.ru/28069.html

Руководитель Патриаршей службы протокола протоиерей Андрей Бондаренко огласил обращение Его Святейшества к участникам принесения мощей вмч. Георгия в епархии Русской Православной Церкви. Святейший Патриарх Кирилл совершил молебен у ковчега с частицей мощей святого Георгия. На молебне вновь были вознесены прошения о единстве Святой Руси.  По завершении молебна Святейший Патриарх Кирилл, архиереи и духовенство вышли с ковчегом с честными мощами на ступени храма, где передали святыню участникам участникам всероссийского крестного хода. По возвращении в храм протоиерей Серафим Недосекин приветствовал Святейшего Владыку и преподнес Его Святейшеству икону Божией Матери «Воспитание», написанную прихожанами Георгиевского храма-памятника на Поклонной горе. Также к Святейшему Патриарху обратились представители молодежных объединений Западного викариатства столицы, которые преподнесли Его Святейшеству цветы и пасхальное яйцо. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом . В дар храму Святейший Владыка передал большое искусно расписанное и благоукрашенное пасхальное яйцо. В завершение со ступеней храма Святейший Патриарх Кирилл обратился к воинам-десантникам: «Дорогие братья, вы направляетесь в места, где сейчас особенно важно находиться, чтобы защищать Родину. И я хотел бы, чтобы вы именно об этом думали и за это боролись. Речь идет не о решении каких-то политических задач, а речь идет о самом главном — о защите Родины. Хотел бы пожелать вам всем мужества, силы, крепости, мудрости, потому что она тоже очень нужна при исполнении воинского долга; а самое главное — чтобы вы все вернулись живыми и здоровыми. Хотел бы каждого из вас благословить иконой Воскресения Христова, на обратной стороне которой написано, что это благословение Патриарха. Возьмите с собой эти иконочки, и да хранит вас Воскресший Спаситель от всякого зла!» Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 8 апреля 2024 г. (26 марта ст.ст.)

http://patriarchia.ru/db/text/6024977.ht...

Более половины новых храмов Москвы возведены по проектам повторного применения, однако авторы " программы-200 " уже взяли курс на индивидуальное проектирование, сообщил епископ Парамон. Отвечая на вопрос агентства, он признал, что, когда обыватели порой говорят, что новые храмы столицы уступают по красоте историческим церквям, в этих утверждениях " доля истины, безусловно, есть " . Как пояснил епископ Парамон, по известным причинам традиция храмостроительства в России была прервана на 70 лет, и сегодня стоит задача заново научиться строить храмы. " За последние 30 лет на этом пути опять же многого удалось достичь. Но, конечно, не обходится и без неудач и ошибок, которые мы учитываем и двигаемся дальше " , - отметил собеседник агентства. Для иллюстрации своих слов он напомнил, что изначально в рамках " программы-200 " планировалось строить модульные храмы, которые представляли бы собой некий конструктор, состоящий из нескольких готовых частей. Однако от этой идеи быстро отказались и решили строить по типовым проектам. Было разработано семь проектов храмов на 200, 300 и 500 человек, рассказал епископ Парамон. " Однако жизнь показала, что настоятели и прихожане, как правило, хотят видеть свой храм особенным, возведенным по индивидуальному проекту. И уже в 2014 году, то есть фактически через три года после старта программы (...), мы взяли курс на индивидуальное проектирование " , - отметил он. По словам епископа Парамона, из 75 уже построенных храмов 48 возведены по проектам повторного применения, из 35 строящихся храмов по индивидуальным проектам возводятся 30. С 2012 по 2020 годы по программе предоставления субсидий из городского бюджета в Москве велась реставрация на 57 объектах культурного наследия религиозного значения, сообщил также епископ Парамон. При этом 32 объекта были отреставрированы полностью, отметил он. Среди них - объекты ансамбля Высоко-Петровского, Новоспасского, Богородице-Рождественского монастырей, храмы " Большое Вознесение " и " Малое Вознесение " , храм Живоначальной Троицы при бывшей Черкасской богадельне, храм святых мучеников Флора и Лавра на Зацепе и другие.

http://radonezh.ru/2021/03/29/episkop-na...

На телеканале «Союз» шла прямая трансляция Патриаршего богослужения. После сугубой ектении Святейший Патриарх Кирилл вознес молитву о мире на Украине. На заупокойной ектении были вознесены прошения «о упокоении душ новопреставленных рабов Божиих, по злой человеческой воле во граде Грозном убиенных». 19 мая с.г. во время всенощного бдения на храм Архангела Михаила в г. Грозном (Чеченская Республика) было совершено вооруженное нападение , в результате которого погибли прихожанин и двое полицейских, еще один прихожанин и двое сотрудников правоохранительных органов получили ранения. За Литургией Святейший Владыка рукоположил в сан иеромонаха иеродиакона Дионисия (Петрова), насельника Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального монастыря.    Проповедь перед причастием произнес  протоиерей Алексий Федулов, клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы на Городне г. Москвы.  По завершении Литургии и.о. настоятеля подворья Русского на Афоне Пантелеимонова монастыря в г. Москве иеромонах Никита (Смернягин) приветствовал Предстоятеля Русской Православной Церкви и преподнес Его Святейшеству икону Божией Матери «Игумения Горы Афонской» с предстоящими великомучеником Пантелеимоном и преподобным Силуаном Афонским. Святейший Патриарх Кирилл обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом .   В дар подворью Русского на Афоне Пантелеимонова монастыря в г. Москве Святейший Владыка передал гравюру 1913 года с картины Генриха Гофмана «Христос в Гефсиманском саду». История подворий Русского на Афоне Пантелеимонова монастыря начинается с устройства в 1873 году часовни (при Богоявленском монастыре в Москве) на Никольской улице. В 1883 году было завершено строительство еще одной часовни в честь св. вмч. Пантелеимона. Кроме двух часовен, русскому Пантелеимонову монастырю принадлежал комплекс строений на Большой Полянке, расширенный стараниями настоятеля подворья прп. Аристоклия, старца Московского. Афонское подворье в Москве было закрыто в 1924 году, часовня вмч. Пантелеимона снесена в 1934 году. Деятельность подворья была возобновлена лишь в 1991 году в храме вмч. Никиты за Яузой, где оно размещается по сей день. Центральный придел храма освящен в честь св. вмч. Никиты, южный — в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, северный — в честь св. равноап. кн. Ольги.

http://patriarchia.ru/db/text/5207053.ht...

Среди молившихся в храме были настоятельница Покровского ставропигиального монастыря игумения Феофания (Мискина), насельницы Покровской обители и воспитанницы монастырского приюта для девочек. Богослужебные песнопения исполнил хор Покровского монастыря под управлением Л.В. Амбросовой. Патриаршее богослужение транслировалось в прямом эфире на телеканалах «Союз» и «Спас» .  Верующие, не попавшие в переполненный храм, молитвенно участвовали в богослужении, наблюдая за трансляцией на большом экране, установленном на территории обители.    На сугубой ектении были вознесены прошения о единстве Православной Церкви и сохранении Церкви от разделений и расколов.  После сугубой ектении Святейший Патриарх Кирилл вознес молитву о мире на Украине.  За Литургией Святейший Владыка рукоположил диакона Кирилла Марковского, клирика храма святителя Николая Мирликийского в Бирюлеве, помощника начальника УФСИН России по г. Москве по организации работы с верующими, в сан пресвитера.  Проповедь перед причастием произнес священник Арсений Ручкин, клирик храма Успения Пресвятой Богородицы — Патриаршего подворья в Троице-Лыкове г. Москвы.  Святейший Патриарх Кирилл обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом:  «Сегодня мы вспоминаем святую старицу Матрону Московскую — но не так, как обычно вспоминают исторических личностей. Мы вспоминаем ее не только разумом своим, но и в наших сердцах, потому что она оставила такой след в жизни города Москвы, какой не оставляли и люди великие, славные, могущественные. К кому из исторических личностей ко гробу приходит столько людей? Ни к кому! А к старице Матроне, слепой женщине, пораженной страшным недугом, которая всю свою жизнь лежала, не видя света Божия, не имея возможности передвигаться, люди идут и идут, и будут идти, потому что она предстательством пред Господом отвечает на наши молитвы. Она рядом с нами, ее молитвами вознесся этот дивный монастырь, и, несомненно, ее молитвами подает Господь силу и матушке игумении, и всем сестрам, чтобы в таком благолепии содержалось это святое место.

http://patriarchia.ru/db/text/5603690.ht...

Есть у нас, естественно, и своя община. Ее ядро – около 200 человек. Многие ходят в храм еще с того времени, когда он только строился. Как любой приход, мы ведем и социальную деятельность. Начинали с переписки с заключенными, посылали в колонии одежду и туалетные принадлежности, Новый Завет и простую для восприятия просветительскую литературу, передавали утварь, богослужебные книги, священнические облачения для открывавшихся там церквей. Постепенно наше служение расширилось. Мы наладили связь с одним из военно-морских госпиталей и с госпиталем им. Н. Бурденко. Опекаем несколько детских домов. В Детскую республиканскую больницу мы привозим лекарства, которые родителям больных детей пришлось бы иначе покупать за свой счет, потому что они не входят в список утвержденных Минздравом препаратов. Поскольку храм Христа Спасителя – памятник воинам-освободителям, у нас традиционные тесные связи и с Вооруженными силами. Курсанты военно-дирижерского факультета при Московской консерватории во время присяги проходят торжественным маршем перед храмом, а на молебне поет военный хор, с которым специально перед этим занимается наш регент. Еще у нас проходят практику московские священники, и это для нас очень большая честь. Ведь в Москве всего четыре храма, где священнослужители принимают " боевое крещение " : Богоявленский кафедральный собор, храм Большого Вознесения у Никитских ворот, церковь Мартина Исповедника, и наш храм. Храм Христа Спасителя – место особое. Ведь практически каждый в нашей стране о нем что-то слышал. К нему приковано внимание не только Москвы и всей России, но и всех Поместных Православных Церквей. Все прекрасно понимают, какое он имеет значение для Русской Православной Церкви. На всех, кто служит здесь, это накладывает особую ответственность и постоянно держит в тонусе. И когда люди решают пойти и своими глазами посмотреть на храм, который они видели по телевизору, мы стараемся абсолютно всех приходящих встретить достойно, чтобы никто не ушел разочарованным. У нас, например, каждый день дежурит священнослужитель, который должен отвечать на вопросы посетителей.

http://religare.ru/2_94774.html

Начало образованию здесь самостоятельного прихода положил Демидов, владелец Кыштымских заводов, где, как крепостные, работали и крестьяне села Кузнецкого. Но Демидов только исходатайствовал разрешение на постройку храма и положил ему основание в 1805 году. Постройкой храм окончен в 1809 году, когда от Демидова село перешло во владение купца Льва Расторгуева. Храм каменный, двух-этажный и двух-престольный; в нижнем, теплом, престол во имя Рождества Пресвятой Богородицы освящен в 1831 году, 26 Февраля, а в Верхнем холодном – в память Вознесения Господня освящен 15 Августа 1842 г. архиепископом Пермским и Верхотурским Аркадием. К числу местно-чтимых святынь принадлежат иконы Господа Вседержителя и Тихвинская икона Божией Матери, сооруженные жителями села по следующему поводу. В 1848 г. в заводах Кыштымском и Каслинском свирепствовала холера, и жители с. Кузнецкого дали обет, если бичь Божий минует их весь, построить храм в деревне Губернской, которая в то время принадлежала к приходу этого села. Но по недостатку средств прихожане не могли исполнить своего обещания о построении храма, а в благодарность за избавление от холеры соорудили в 1856 г. две упомянутые иконы. Иконы писаны на дереве в Каслинском заводе мастером Голышевым и обложены кованными в Москве серебряными ризами 84 пробы, с камнями на венцах; каждая риза весом 22 фунта и 6 золотников, с финифтяными дщицами для надписей. Цена обеих риз 800 рублей ассигнациями. Приход состоит из села и деревни Смолиной, тесно примыкающей к селу. В нем числится прихожан 3201 д. муж. и 3286 д. жен. пола. Из числа прихожан необходимо отметить умершего в 1892 г. крестьянина деревни Смолиной Федора Васильева Мучкина, который имел большое значение как в распространении, так и в искоренении здешнего раскола. Богато одаренный от природы, Федор Мучкин, в бытность свою в военной службе, заразился раскольническими заблуждениями, убежал со службы и несколько лет скитался по разным местам, переходя из одного раскольнического толка в другой. Возвратившись из бегов на родину, Мучкин быстро начал распространять заразу раскола, в начале, среди своих семейных, а потом и среди соседей. В 1887 г. Мучкин, сознав свои заблуждения, присоединился к православной церкви и явился ревностным защитником православия и искоренителем раскола; благодаря ему, раскол в с. Кузнецком начал ослабевать и свил себе гнездо в соседнем селе Губернском. Мучкиным издана небольшая противораскольническая брошюра: " как я жил и что видел в расколе " . Жители с. Кузнецкого и деревни Смолиной занимаются земледелием, а частью - работами на приисках. Причта по штату положено: священников 2, диакон 1 и псаломщиков 2. В деревне Смолиной с 1900 году существует церковно-приходская школа.

http://sobory.ru/article/?object=12744

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010