При входе в палатку погребен известный Арап, верный служитель боярина Матвеева, собравший под копьями стрельцов, изрубленные части тела своего господина. – В трапезе нижней церкви Николая Чудотворца было издревле кладбище бояр Милославских. Последний из этого рода, Иван Михайлович Милославский, двоюродный брат первой супруги царя Алексия Михайловича, был также здесь погребен в 1680 году; но чрез 17 лет, во время казни стрельцов, полусгнившее тело его, как главного соучастника в мятежах, вынуто из могилы, на запряженной свиньями тележке отвезено, в сопровождении палача, в Преображенское, и там рассечено на части. УСПЕНИЯ БОГОРОДИЦЫ, на ПОКРОВКЕ, приходская церковь в Москве, в Белом городе. Она построена в конце XVII века на иждивение гостя (купца) Сверчкова, и замечательна особенною своею готическою архитектурою, соразмерности и красоте которой знатоки и ныне удивляются. По приказанию Наполеона, она была особенно охраняема, в 1812 году, от пожара. ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ, приходская церковь в Москве, на большой Никитской улице (что в древности называлось Царицыною), подле бывших Никитских ворот. О существовании ее известно с первой половины XVI века: в летописях под 1547 годом она упомянута под названием хорошей колокольницы; ныне она слывет под именем Старого Вознесения. В 1629 году, церковь эта, быв еще деревянною, сгорела; после чего построена каменная и в тройственное царствование возобновлена. В новейшее время она сооружена вновь в огромном размере. – Храм этот замечателен тем, что близ него, в Гранатном переулке, существовал до 1793 года полковой двор лейб-гвардии Преображенского полка, учрежденный еще юным Петром. В этом же приходе был дом матери его, царицы Наталии Кирилловны и также домы многих его любимцев. В позднейшее время близ церкви находился дом светлейшего князя Потемкина Таврического, который принимал значительное участие в построении нового храма. – Под прежнею церковью погребены: 1) сестра императрицы Екатерины I, Христина Самойловна, урожденная Скавронская; 2) ее супруг, граф Симеон Леонтьевич Гендриков; 3) их дочь, Агафия, бывшая в замужестве за Петрово-Соловым, и 5) брат императрицы, граф Федор Самойлович Скавронский.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Остальные пять малых колоколов (от 5 п[удов] до 20 ф[унтов] весом) приобретены в одно время с большим, взамен таковых же малых, более или менее поврежденных. Трезвон, производимый на этих колоколах искусным мастером этого дела, бывает очень приятен и привлекает к себе внимание многих 420 . В церкви Св. Николая, что на Хлынове (настоящая в честь Введения Богородицы, прежде Введенский девичий монастырь). На двух колоколах одна и та же следующая надпись: «1796 года апреля 11 дня вылит сей колокол в царствующий град Москву в приход святителя Николая Чудотворца, что на Хлынове, при священнике Михайле Игнатьеве, весу 100 пуд, лит на заводе Никифора Вердонина, содержатель и мастер казанский купец Михайла Астраханцев». На колокольне Никитского девичьего монастыря, что на Никитской улице. 1) «1748 году апреля 6 день, весу 30 пудов, 36 фунтов, лил мастер Константин Михайлов сын Слизов». 2) «1807 году марта 24 день вылит сей колокол в Москве к церкви Спаса Преображения Господня, что на Копьях 421 , иждивением церковных и доброхотных дателей, весу 73 пуда». В церкви Вознесения Господня Большого, за Никитскими воротами, на Царицыной улице, в Сторожах. 1) «1758 года генваря 10 дня вылит сей колокол к церкви Вознесения Господня, что за Никитскими воротами, на Царицыной улице, весу в нем 113 пуд, лил мастер Константин Михайлов сын Слизов». 2) «1780 года мая 25 дня вылит сей колокол к церкви Вознесения Господня, что на Царицынской улице и к пределу Владимирския Пресвятыя Богородицы и святителя чюдотворца Николая усердствовавшими, весу 280 пудов 6 фунтов, лит в Москве на заводе Асона Струговщикова». В церкви Св. Иоанна Богослова в Бронниках, за Тверскими воротами, в Бронной слободе, за Никитскими воротами. «Лета 7200 (1692) году лил сей колокол мастер Иван Моторин» 422 . В церкви Св. Симеона Столпника на Поварской, за Арбатскими воротами, в Дехтереве огороде, что на Стрешневе дворе (настоящая Введения во Храм Пресвятой Богородицы). 1) «Лета 7193 (1685) году апреля в 4 день, сей колокол приложил к церкви Введения Пресвятыя Богородицы и преподобному Симеону Столпнику стольник Симеон Иванович сын Комсин, по своей душе и по родителях своих».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Власти Москвы передали в безвозмездное пользование Русской православной церкви здание храма Святых мучениц Софии и Татианы, находившееся под управлением детской городской клинической больницы номер 13 имени Н.Ф. Филатова. Власти Москвы передали в безвозмездное пользование Русской православной церкви здание храма Святых мучениц Софии и Татианы, находившееся под управлением детской городской клинической больницы номер 13 имени Н.Ф. Филатова. «Здание храма площадью 260 квадратных метров, расположенное по адресу: Садово-Кудринская улица, дом 15, строение 9, планируется отреставрировать в течение трех лет за счет благотворительных и других привлеченных средств», — рассказал источник в городской администрации. Храм при детской Филатовской (тогда Софийской) больнице, построенный по проекту известного архитектора А.С. Каминского, был освящен в 1897 году. В советские годы храм был закрыт. В 2007 году указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II храм был возрожден: при больнице был открыт храм-часовня в честь святых мучениц Татианы и Софии и учреждено Патриаршее подворье. Домовый храм Филатовской больницы окормляют клирики храма Большое Вознесение у Никитских ворот. Источник: РИА Новости Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/russkoj-cerkvi-peredal...

Матвеев обратился к Московскому митрополиту Тимофею с прошением, в котором выражал желание вместо «настоящей каменной церкви во имя Знамения Пресвятой Богородицы» вновь на том же месте «обширную каменную своим коштом разобрав построить». Скоро последовавший указ Московской духовной консистории позволял купцу «то строение производить в силу правил святых отец, и престолы устроить в указную меру, и построя убрать иконостасами и святыми иконами и протчим церковным благолепием украсить и всею церковною утварью удовольствовать неоскудно». В мае 1770 г. строительство было окончено. Архиепископ Московский и Калужский Амвросий (Зертис-Каменский) (+ 1771) благословил освятить новый обширный престол во имя Преображения Господня. Приделы же посвятить Знамению Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца. На хорах «два придела учинить… поставкою иконостаса со святыми иконами во имя Вознесения Господня да Рождества Богородицы и все пять престолов на выданных на атласе антиминсах освятить дозволить». Чин освящения главного престола в честь Преображения Господня совершил Московский архиеп. Амвросий в Духов день, 24 мая 1770 г. Расположенный справа от него Никольский придел был освящен 11 июня, левый, Знаменский, - 25 августа. Богородице-Рождественский придел слева на хорах освятили 7 сентября. А придел во имя Вознесения Господня, по неясным причинам, был освящен только через несколько лет - 28 мая 1774 г. В 1770 г. Матвеев пожертвовал храму большой колокол. Еще одним колоколом храм обзавелся через 12 лет. Всего колоколов насчитывалось восемь. По главному престолу новый храм стал именоваться Преображенским, но даже в официальных документах гораздо чаще встречается его древнее, исконное название - Климентовский. Он стал украшением не только Замоскворечья, но и всей древней столицы. По описи, проведенной в 1770-1771 гг., уникальное творение неизвестного зодчего оказалось в числе пяти «наилучших во всей Москве» храмов. Авторство приписывали Ф.Б. Растрелли, А.П. Евлашеву, С.И. Чевакинскому, И.Ф.

http://drevo-info.ru/articles/13671374.h...

В Москве установлен поклонный крест в честь небесной покровительницы города Москва 3 декабря 2012 года Два памятных знака, посвященных небесной покровительнице столицы преподобной Ефросинии Московской : мемориальная доска в Кремле и каменный поклонный крест на Рождественском бульваре, были торжественно открыты в субботу в Москве. Утром в субботу Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отслужил молебен в храме храм Рождества Пресвятой Богородицы на Сенях — домовой церкви Большого Кремлевского дворца. Он освятил мемориальную доску, которая будет установлена на стене 14-го корпуса Кремля, построенного в 1932-1934 годах на месте снесенных Чудова и Вознесенского монастырей. В своем Первосвятительском слове Патриарх Кирилл отметил, что, Вознесенская обитель, ставшая усыпальницей многих представительниц великокняжеского и царского рода, была основана княгиней Евдокией Дмитриевной. «Новая власть не остановилась перед тем, чтобы уничтожить и храмы, и обитель; и только героическими усилиями небольшой группы людей были спасены останки великих князей и цариц и наиболее значимые святыни этого монастыря», — отметил Патриарх. «Народ, который разрушает свои памятники, который уничтожает свои святыни, лишается будущего. И только по великой милости Божией мы как народ вышли из того исторического беспамятства, в который были обрушены трагическими событиями первой половины ХХ века», — подчеркнул он Патриарх Кирилл выразил надежду на восстановление храма в том месте, где его закладывала преподобная Евфросиния. «Известно, что здесь сохраняется то пространство, которое было построено во время святой Евфросинии. Там сейчас нет храма, и я выражаю надежду, что там будет восстановлен храм в память о великой княгине Евдокии Дмитриевне, которая вместе со своим благочестивым мужем князем Дмитрием Донским закладывала и укрепляла основы нашей государственности, основы нравственной, духовной жизни нашего общества», — особо отметил Патриарх. Позднее на Рождественском бульваре состоялось торжественная церемония открытия поклонного креста в память о святой, по воле которой в 1395 году в Москву была принесена чудотворная Владимирская икона Божией Матери, спасшая Русь от нашествия Тамерлана.

http://pravoslavie.ru/57840.html

На протяжении трех столетий храм почти не изменил свой внешний облик. Даже во времена государыни Екатерины, увлекавшейся западными эталонами красоты, русская архитектура Знаменской церкви осталась нетронутой. Прежним осталось и предназначение храма - служить людям воинским, " государевым " . Здесь, на этом месте, и сейчас находится знаменитая Петровка, 38 - Главное управление Министерства внутренних дел России по городу Москве (ГУ МВД России по г.Москве). И сегодня местность эта, пересеченная Колобовскими переулками, названными в честь стрелецкого полковника Никифора Колобова, богата учреждениями правоохранительных органов. Как и три века назад, здесь служит много " государевых " (читай: государственных) людей. Современная история гарнизонного храма В 1991 г. была предпринята попытка передать Знаменскую церковь Русской Православной Церкви. Однако этот процесс затянулся на три долгих года. 4 декабря 1994 г., в день Введения во храм Пресвятой Богородицы, клирику храма Вознесения Господня у Никитских ворот ( " Большое Вознесение " ) священнику Александру Трепыхалину был вручен Указ Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия на настоятельство " вновь открываемого храма Знамения иконы Божией Матери за Петровскими воротами г. Москвы с поручением ему попечения о скорейшем возвращении Церкви ранее принадлежавшего ей храма и возобновления в нем богослужений " . Открылась новая страница в истории Знаменской церкви, началось ее " восстание из небытия " . В приделе Всех Святых начались регулярные богослужения. 10 декабря 1997 г. в день Знамения Пресвятой Богородицы в храме возобновились регулярные богослужения, состоялась первая после закрытия храма Божественная литургия. К освящению придела Всех святых была отреставрирована икона Божией Матери " Знамение " , подарена огромная икона Всех Святых и написана икона святых благоверных князей Петра и Февронии, Муромских чудотворцев. Позднее появились и другие святыни. Храм ожил, стал наполняться молящимися. И, несмотря на то, что Знаменская церковь была передана Русской Православной Церкви одной из последних, что центр столицы стал почти нежилым и на незначительном расстоянии друг от друга расположено пять уже действующих храмов и три монастыря, появились свои прихожане, и сформировалась дружная церковная община. Нечаянной радостью для нее явилось посещение храма Святейшим Патриархом Алексием в Великую Субботу 2001 года! Это историческое событие - первое после долгих лет забвения - вошло в современную летопись храма. Знаменский храм за Петровскими воротами оказался единственным храмом в Москве, сохранившим свое историческое предназначение: служить «государевым людям» - современным потомкам московских стрельцов, воинам правопорядка.

http://sobory.ru/article/?object=04540

Выдающаяся история " Большого Вознесения " сразу же продолжилась – в 1992 году Святейший Патриарх Алексий II совершил в нем панихиду по русской поэтессе Марине Цветаевой, трагически окончившей свою жизнь в Елабуге 31 августа 1941 года. А в июне 1999 года здесь поминали А.С. Пушкина во время московских торжеств, посвященных 200-летию со дня рождения поэта. И в тот же юбилейный год красоты и московского благолепия на площади Никитских ворот приумножилось – прямо перед храмом был установлен великолепный фонтан с изящной беседкой-ротондой и скульптурой " Александр и Натали " . Старомосковская традиция сочетается в нем с оригинальной идеей – это единственный в Москве фонтан с чистой питьевой водой, где прохожие могут не только полюбоваться на воду и прохладиться в ее брызгах, но и утолить жажду. В старой Москве было немало и других замечательных Вознесенских храмов, не только связанных с выдающимися событиями русской истории, но и овеянных интереснейшими легендами. Главный из них, разумеется, знаменитый шатровый храм Вознесения в селе Коломенском, которое со времен Ивана Калиты было великокняжеской, а потом и царской подмосковной вотчиной. До сих пор историки спорят о причине и о времени возведения здесь Вознесенского храма. Одни считают, что он был построен около 1529 года Василием III в молитве о даровании ему наследника – этот великий князь более двадцати лет не имел потомства. Другие полагают, что Василий III построил этот храм в 1530 году, напротив, в благодарность за рождение у него сына, будущего царя Ивана Грозного, и что строил его не кто иной, как сам Петрок Малый – итальянский архитектор, возводивший в Москве стену Китай-города и Успенскую звонницу в Кремле. Третьи вообще относят построение Вознесенского храма ко времени правления Ивана Грозного. Как известно, именно в этом храме 2 марта 1917 года, в день отречения российского императора Николая II, была чудесно обретена Державная икона Божией Матери. Перед тем в феврале крестьянке Евдокии Андриановой приснился сон, в котором таинственный голос повелел ей " взять в селе Коломенском большую черную икону, сделать ее красной и дать верующим для молитв " .

http://pravoslavie.ru/133.html

Всехсвятский единоверчсекий, 2 кл., общ., в Москве, за Рогожской заставой. Основан в 1862 г. Всех Скорбящих Радости , 3 кл., общ., в Москве, на Долгоруковской ул., близ Бутырской заставы. Учрежден в 1890 г. княжной A. В. Голицыной на месте ее владения из приюта для иногородних монахинь-сборщиц, при чем приют остался при нем. При мон. больница с особым отделением для неизлечимых. Зачатиевский Алексиевский , 3 кл., в Москве, близ Пречистенских ворот, на Остоженке. Основан в 1547 г., на месте переведенного отсюда Алексиевского жен. мон. оставшимися инокинями этого мон. В смутное время был сожжен; возобновлен в 1623 г. При мон. богадельня. Ивановский , 2 кл., общ., в Москве, близ улицы Солянки. Когда был учрежден мон., – с точностью неизвестно. Одни полагают, что он был основан вел. кн. Иоанном III, другие – вел. кн. Еленой Глинской. Несомненно только, что существовал он в ΧVΙ в. В 1812 г. был разорен; в 1859 г. восстановлен. Здесь находится древняя чудотворная икона св. Иоанна Предтечи. При мон. иконописная школа. Казанский Головинский , общ., в 10 в. от Москвы, в 7 в. от ж.-д. ст. Химки, при с. Головине. Учрежден в 1886 г. из Казанской женской общины, основанной в 1881 г. Князе-Владимирский , общ., в Подольском y., при с. Филимонках, в 13 в. от ж.-д. ст. Одинцово. Учрежден и 1901 г. из Владимирской женской общины, основанной в 1890 г. в память 17 октябр. 1888 г. княжной В. Б. Святополк-Четвертинской в своем имении. Крестовоздвиженский Иерусалимский , 2 кл., общ., в 17 в. от г. Подольска, при с. Лукине. Основан в 1887 г. из существовавшей с 1865 г. Флоро-Лаврской жен. общины. В 1896 г. освящен новый соборный храм во имя Вознесения Господня. В мон. находится Иерусалимская икона Божией Матери – дар и благословение обители от митр. Филарета. При мон. школа, приют для сирот, иконописная мастерская, больница и богадельня. Никитский , 3 кл., в Москве, на Большой Никитской улице. Основан боярином Никитой Романовичем Юрьевым, около 1584 г. В мон. находятся части мощей разных угодников, часть перста вел.-муч. Никиты и весьма чтимая икона его. При мон. „Никито-Романовская“ цер.-прих. школа.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Митрополит Платон (Левшин) был очень известным человеком в Москве. Его называли «вторым Златоустом», «московским Апостолом», потому что он был замечательным, ярким проповедником во времена Государей Екатерины II, Павла I, Александра I. В 1797 году митрополит Платон подарил большого формата Евангелие в серебряно-вызолоченном окладе с собственной ручной надписью «…сию книгу Евангелия даю вкладом в церковь Вознесения Господня, что в Москве на Гороховом поле священнику Петру, Смиренный Платон митрополит Московский, 1797 ноября 18 Вифания…». В храме в более поздние времена служил дьяконом и потом священником известный собиратель архивных документов по истории московских церквей Гавриил Иванович Холмогоров. Работы велись вместе с его братом Василием Ивановичем под руководством историка Забелина Ивана Егоровича. Гавриил Иванович Холмогоров жил недавно от храма на Вознесенской ул., д.2/8, но дом его не сохранился. При советской власти в 1933 году Храм закрыли и передали здание под клуб Аэродинамического института, потом в нём была размещена слесарная мастерская, типография. Местонахождение вывезенных из церкви икон и утвари неизвестно. В 1941 году в здание храма попала авиабомба, повредившая купол, в стене появилась трещина. В 1960-х годах была произведена частичная реставрация церкви-памятника архитектуры. С 1973 года памятник-храм использовался Московским производственным объединением «Упаковка» и оно постоянно сотрясалось от работающих типографских машин. В 1987 году произошел пожар, сильно уничтоживший внутренние интерьеры. Частично утрачена живопись на фасадах, существовавшая ещё в 1950-е годы. После почти 70-летнего забвения храм был передан с большими трудностями Русской Православной Церкви в 1992 г. Постановлением правительства Москвы за 622 от 11.08.1992 г. Однако храм не был доконца освобожден арендателями. Необходимо было освободить помещение от шести туалетов, подсобных помещений наверху, от двух железобетонных перекрытий, изуродовавших интерьер ротонды, расчистить стены с утраченной росписью от следов пожара 1987 года, возникшем по вине картонажной фабрики " Упаковка " - от всякого рода мусора.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Вознесени...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 МОСКОВСКИЙ ВОЗНЕСЕНСКИЙ ХРАМ НА НИКИТСКОЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Московский Вознесенский храм на Никитской ( " Малое Вознесение " ), 2011 г. Фото Е. Измаилова с сайта sobory.ru Храм с XIX века именуется также «Малым Вознесением» в отличие от вновь построенного «Большого Вознесения» за Никитскими воротами . Впервые храм упоминается в московских летописях под 7056/1548 годом. Со второй половины XIV века здесь проходила дорога на Великий Новгород через Волоколамск, и храм, предположительно, возник как центр находившейся здесь слободы новгородцев и устюжан. Возможно, церковь была перенесена во время расширения Кремля в 1492 г. с Красной площади. Каменная церковь была построена «на месте древней» царем Федором Иоанновичем (+ 1598) в память его коронования в день праздника Вознесения Господа нашего Иисуса Христа. В 1629 году церковь была деревянная и сгорела. Благословенная грамота на нынешнее каменное здание выдана 10 июня 1634 года. Храм издавна упоминается как трехпрестольный. Северный его придел еще в документах XVII века указывается как Никольский. У исследователей нет единого мнения, когда он был переименован в честь Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Первоначально храм имел шатровое завершение, но в 1764 году, по прошению настоятеля храма, два шатра, по причине их тяжести, заменили восьмериком с граненым покрытием и главкой. Второй шатер, упомянутый в прошении, видимо, был над южным приделом. Неизвестно, в какой степени пострадал храм во время войны 1812 года. В числе рапортов священников о «бедствиях, полученных от неприятельских войск в бытности их в Москве», храм Малого Вознесения не упоминается. Судя по описи храма, сделанной в 1813 году, очень больших разрушений здесь не было. Тем не менее, с 1813 по 1820 год церковь состояла приписанной к близлежащей Николо-Хлыновской . В 1831 году в храме был сделан новый иконостас. После 1877 года храм не перестраивался. Обновлялся в 1902 году. В 1932 году храм предполагалось закрыть и снести. В 1937 году храм был закрыт, но снесен не был. Последним владельцем здания церкви являлись мастерские «Росреставрации» МНРХУ. 9 августа 1991 года был зарегистрирован приход храма Вознесения. 3 июня 1992 года был вновь освящен главный престол храма. Настоятели Использованные материалы Редакция текста от: 27.07.2018 08:14:05 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/28173.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010