Из книги «Богородские святыни. Историко-архитектурный иллюстрированный указатель храмов, монастырей, часовен и знаменитых икон на территории Ногинского района». Богородск (Ногинск), 1992 год. 9 июля 1829 года новым игуменом Николаевской Берлюковской пустыни назначается иеромонах Венедикт. При нём идёт активное строительство на территории обители, увеличилась и духовно укрепилась братия (численность ее впервые превысила 50 человек). При нём начинается история знаменитых Берлюковских крестных ходов, которыми обитель стала известна далеко за пределами Московской епархии, также растёт почитание чудотворного образа " Лобзание Иисуса Христа Иудою " . Во время праздников Троицкий храм уже не может вместить всех желающих поклониться чудотворному образу Спасителю, люди вынуждены были стоять на улице, вне храма. В это время в пустыни активно ведётся сбор средств и подготовка к строительству нового соборного храма специально для чудотворного образа. Инициатором и благотворителем строительства выступил московский купец Афанасий Емельянович Щёкин. Храм начал строиться по проекту знаменитого архитектора - Фёдора Михайловича Шестакова (1787-1836), мастера московского ампира. Он принимал участие в строительстве храма Большого Вознесения у Никитских ворот (где венчался А. С. Пушкин с Н. Гончаровой), храма Сошествия Святого Духа на Даниловском кладбище, храма Троицы в Вешняках и церкви преподобного Сергия Радонежского в Рогожской слободе. Погребён на Калитниковском кладбище в Москве в сентябре 1836 года. С августа 1835 года после благословения митрополита Филарета, начинается сооружение грандиозного сооружения - храма во имя Христа Спасителя в Берлюковском монастыре. Средства на соборный храм собирали шесть лет: с 1835 по 1841 год. Откликнулись все соседи Берлюковской обители, благотворители, многочисленные прихожане. Деньги на это богоугодное дело собирались по книге, специально заведённой по указу Московской Духовной Консистории. Так, Афанасий Емельянович Щёкин первым внёс взнос 30 000 рублей, за что получил благословение от Святейшего Синода. Вохненский купец Давыд Иванович Широков пожертвовал 21 587 рублей. Позднее он оплатил изготовление иконостаса для храма стоимостью 7000 рублей, а также изготовление очень красивой серебряной ризы для иконы Спасителя сидящего на престоле для этого же иконостаса стоимостью 4415 рублей. Много средств пожертвовали купеческие династии Куманиных, Лепёшкиных, Желудёвых и Морозовых.

http://sobory.ru/article/?object=13934

Спустя 100 лет, в 1838 г. на средства москвичек Варвары Челищевой и Варвары Нерской была выстроена новая трапезная, где освящен второй придел во имя великомученицы Варвары. В 1844 г. воздвигли трехъярусную колокольню. К концу XIX в. на ней находилось восемь колоколов, самый большой из которых весил 315 пудов. Девятинский храм был богато украшен внутри. В 1860 г. соорудили высокий четырехъярусный вызолоченный иконостас. Стены расписали в 1860-1864 г.г. Из 150 икон на 20 были серебряные ризы. 6 икон специалисты отнесли к XVII-XVIII в.в., среди них особо почитаемые храмовые: Девяти мучеников, Михаила Архангела и Варвары мученицы. Большая, в деревянном киоте, икона Девяти мучеников была написана, судя по надписи, в 1693 г. и пожалована храму к его освящению в 1698 г. патриархом Адрианом. Она особенно почиталась больными и немощными. В XVIII в. Безымянный и Кривой переулки были переименованы в Большой Девятинский переулок. Примечательно, что в Москве больше не было храмов в честь Девяти мучеников Кизических. Исключение составляла домовая церковь графа Владимира Григорьевича Орлова, сооруженная и освященная в связи с эпидемией чумы 1771 г. В борьбе с чумой принимал участие старший брат графа - Григорий Орлов. Помещение храма сохранилось до наших дней в мезонине дома 5 по Большой Никитской улице, который занимал до 1950-х г.г. исторический факультет, а ныне издательство Московского Государственного университета. В настоящее время придел Девяти мучеников Кизических имеется в храме Вознесения Господня за Серпуховскими воротами (ул. Большая Серпуховская, 24). Каменный храм начали строить в 1696 г. на средства царевича Алексея, и придел, очевидно, был устроен по благословению Патриарха Адриана. В начале XIX в. стечение богомольцев в Девятинский храм, особенно в летние воскресные дни было столь велико, что на церковном погосте открывали базар. В 1801 г. городскую усадьбу на углу Большого Девятинского переулка и Новинского бульвара приобретает Анастасия Федоровна Грибоедова - мать знаменитого писателя Александра Грибоедова. Последующие одиннадцать лет Грибоедов проживал в доме, который относился к приходу Девяти мучеников Кизических. Приходские церковные книги - единственный источник документальных сведений о нем самом и его близких вплоть до Отечественной войны 1812 г. Будучи прихожанином Девятинской церкви, Грибоедов учится в Благородном пансионе Московского университета, затем в самом университете. В Девятинской церкви его семья служит молебен перед уходом драматурга в армию. Сразу после начала Отечественной войны Грибоедов добровольно записался в ополчение. Когда скончалась мать писателя, ее отпели в Девятинском храме и похоронили на ближайшем - Ваганьковском кладбище.

http://sobory.ru/article/?object=02490

А легенда такова. Список иконы Неопалимая Купина находился в кремлевской Грановитой палате. Конюх царя Федора Алексеевича Дмитрий Колошин усердно перед ней молился, и когда невинно попал в царскую опалу, стал просить о помощи и защите. Тогда во сне царю явилась Царица Небесная и открыла ему, что этот человек невиновен. Конюх был освобожден государем от суда и в благодарность построил в честь иконы Неопалимая Купина храм в Новой Конюшенной слободе, выпросив у царя чудотворный список. С тех пор, когда в Москве были пожары, эту икону обносили вокруг домов прихожан церкви, и они уцелели от огня. Москвичи замечали даже, что в Неопалимовском приходе пожары случались крайне редко и были очень незначительными, хотя вся местность, отдаленная от центра города, была застроена многочисленными деревянными домами. (Неопалимовская церковь была снесена в советское время.) Малоизвестная, но замечательная своей историей домовая церковь Рождества Богородицы в доме князя Голицына (Волхонка, 14, за зданием Музея частных коллекций) ныне разрушена и не действует. В историю Москвы этот храм вошел главным образом тем, что здесь Пушкин собирался венчаться с Натальей Гончаровой, но получил отказ митрополита Филарета. Почему это произошло, до сих пор остается загадкой для историков. Только бракосочетание тогда состоялось в приходском храме невесты, в Большом Вознесении у Никитских ворот. Сама Рождественская церковь была домовой и располагалась на втором этаже в правом крыле существующего ныне здания. Она была напрямую связана с историей этого дома и домовладельцами, а также с теми событиями, которые здесь происходили. История дома Голициных восходит к 30-м годам XVIII века, когда ими был приобретен участок земли за Колымажным двором во владение. Проект дома был исполнен петербургским архитектором С.Чевакинским, автором знаменитого Никольского военно-морского собора в северной столице, у которого учился Василий Баженов. В работах над строительством голицынского дома в 1756-1761 г.г. ему помогал молодой архитектор И.П.Жеребцов, будущий строитель прекрасной колокольни московского Новоспасского монастыря. В 1766 году в правом крыле дома была построена и освящена церковь во имя Рождества Богородицы. А вскоре в доме поселилась сама Екатерина Великая.

http://pravoslavie.ru/24031.html

В один из дней я сопутствовал ему, и мы посетили, между прочим, и село Дыдылкино (верстах в пяти от Екатерининской пустыни). Оно окружено оврагами, когда-то было вотчиной Московского Вознесенского монастыря, и одна из игумений построила там деревянный храм, существующий и поныне. Этот храм, деревянный, холодный, весьма необширный и существующий почти без всяких изменений около 200 лет. Накануне праздника святых апостолов Петра и Павла я проводил преосвященного к нам, на Угрешу, где в скиту в этот день храмовый праздник, а сам я служил и всенощное бдение и наутро позднюю литургию в главном храме великомученицы Екатерины, а у праздника, в приделе, что над теплой церковью, была ранняя литургия. Так как я пил воды, то служил не часто, а только в большие праздники, как-то: в Преображение, в Успение и в день принесения из Бронниц чудотворной иконы Пресвятой Богородицы Иерусалимской, которую по усердию принимал у себя на даче Кононов, а от него понесли ее в Подольск. Это было в конце июля, 1-го Спаса я ходил на воду, на пруд, но не служил. Народного стечения большого не было. Вскоре после Ильина дня посетил меня преосвященный Кирилл, митрополит Пальмирский, который по расстроенному своему здоровью с 12 июля и по 9 августа временно пребывал на Угреше. Он родом грек, купеческого звания, константинопольский уроженец. Приехал в Москву в 1870 году за сбором для Антиохийского патриархата, жительствовал на Антиохийском подворье, что между Ильинкой и Варваркой. Владыка наш и преосвященные весьма полюбили его за благодушие, кротость и строго монашеское житие и часто приглашали его к служению и трапезованию. При служении с преосвященными он первенствовал. Ему было на вид лет около 45; весьма благообразен, худенький, небольшого роста; одежду сохранил по образцу греческих иерархов. Он вел жизнь весьма уединенную и скромную, большей частью ходил по Москве пешком, и когда приходилось ему ехать на служение, ему присылал карету кто-нибудь из владык. Нередко он бывал в крестных ходах. Приехавши на Угрешу, он не пожелал пребывать в архиерейском доме, но предпочел мою скитскую келию.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Сегодня картина представляется безрадостной. В с. Осовец расположился психо-неврологический диспансер для постоянного пребывания инвалидов. Благодаря этому учреждению кладбище вокруг Покровской церкви разрослось колоссальным образом и покрывает всю территорию бывшего города. Совершенно несообразным православным традициям стали могилы на высоком берегу бывшей крепости, превратившие Осовец в город мёртвых с улицами из усыпальниц и памятников " с видом на речные просторы и заклязьминские дали " . В 1871 году в селе, на месте бывшего города, была построена Покровская церковь. Очень большое и вместительное сооружение стало неким форпостом на высоком берегу реки. По ее местоположению удается восстановить облик древнего города. С Запада пролегает глубочайший непроходимый овраг с крутыми склонами, с Востока речка и тоже крутой спуск, и, наконец, с Севера - просторная река Клязьма. Сама церковь длительное время была клубом дома инвалидов. Потолки ее расписаны советскими художниками в стиле Выставки Достижений Народного Хозяйства в Москве. К сожалению, Покровская церковь давно в аварийном состоянии и все перекрытие вот-вот обрушится. В настоящее время церковь бесхозная. Церковь Покрова была построена архитектором Н.К. Реймом в 1855 году. Тогда это было село Покровского уезда Владимирской губернии. В числе построек архитектора также колокольня Вознесенской церкви Взнесенского посада (ныне г. Иваново) Шуйского уезда (1857), каменный пятиглавый храм Рождества Христова в с. Иванове Шуйского уезда (1858-1864)(обе постройки утеряны), пятиглавый храм Преображения Господня в селе Преображенское Вязниковского уезда (ныне Южский район Ивановской области)(1854-1860), а также другие гражданске здания. Протокол 32 Заседания Президиума Областного Исполнительного Комитета Ивановской Промышленной области от 28 ноября 1935 года. § 133. СЛУШАЛИ: Об отмене постановления Президиума Облисполкома 566 от 7 мая 1935 г. в части расторжения договора с религиозной общиной с. Осовец Копнинского сельсовета Собинского района.

http://sobory.ru/article/?object=01450

В состав ансамбля входят 12 строений. В 2016-2018 годах были отреставрированы: колокольня с надвратной церковью, 1690 г.; церковь Петра Митрополита, 1505 г., 1690 г.; церковь Пахомия над Южными вратами, 1753-1755 гг.; Сергиевская трапезная, 1690 г., 1739 г. В храме святителя Петра, митрополита Московского, состоялась беседа Предстоятеля Русской Церкви и мэра Москвы. С.С. Собянин отметил, что Высоко-Петровский монастырь «является значительной частью летописи нашего города». «Очень важно привести его в порядок, отреставрировать совместными усилиями Патриархии и Министерства культуры. Я думаю, что эти работы будут продолжены, хотя уже сегодня можно сказать, что мы серьезно продвинулись. Целый ряд объектов, в том числе центральный основной храм, восстановлены», — отметил мэр. Святейший Патриарх Кирилл, поблагодарив С.С. Собянина за участие в программе реставрации, в частности, сказал: «Высоко-Петровский монастырь — это действительно историческое место. Иван Калита пригласил митрополита из Владимира в Москву, и с тех пор первопрестольная кафедра переместилась... Собственно говоря, возвышение нашей столицы и города Москвы в качестве столицы связано с этим местом». По завершении осмотра Святейший Патриарх Кирилл и С.С. Собянин побеседовали с корреспондентами средств массовой информации. «В Москве проводится огромный комплекс работ по реставрации памятников. Такая огромная цифра — уже к этому году больше тысячи памятников приведено в порядок. Причем примечательно, что меньше половины отреставрировано городом, а все остальное — за счет пожертвований меценатов, различных ведомств, которые приводят в порядок объекты, находящиеся в их собственности», — сказал С.С. Собянин. Святейший Патриарх Кирилл также отметил большой объем реставрационных работ, которые ведутся в столице, в частности, в православных храмах. «Замечательно, что в начале XXI века осуществляются такие масштабные реставрационные работы. Помимо того, что вообще Москва хорошеет, меняются улицы, транспорт, очень важно, что самые древние и самые ценные объекты восстанавливаются, идет настоящая научная реставрация», — сказал Предстоятель Русской Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/5306734.ht...

Зато, кроме охраны ворот, поселившиеся слободой воротники, как водится в Москве, занимались огородничеством, кормившим их семьи, торговлей и даже ремесленным и кузнечным делом, чему немало способствовала социальная специфика местности. Рядом находился Каретный Ряд, где изготовляли и продавали экипажи, а у воротников чинили их и подковывали лошадей. И если в допетровские времена служба воротников по охране средневекового города была не только ответственной, но и сильно востребованной, то с переносом столицы в Петербург и кардинально новым развитием Москвы они оказались на положении обычных городских жителей  - простых обывателей. Первая Пименовская церковь у Тверской появилась еще в 1493 году, и в середине XVII века она все еще была деревянной. Только в 1681-1682 годах, уже после того, как московская слобода воротников была в основном переведена за пределы Земляного города, «старый Пимен» выстроили каменным, с главным престолом во имя Св.Троицы и с приделом во имя святого покровителя московских стражников. Храм освятил сам патриарх. А в первой половине XIX столетия знаменитый московский архитектор Афанасий Григорьев (один из авторов «Большого Вознесения») выстроил здесь новую каменную церковь с классическим огромным куполом. 27 апреля 1869 года в Пименовском храме венчались сын Ф.И.Тютчева,  Иван с О. Путятой, и на празднике присутствовал сам поэт. Теперь это место знакомо москвичам в основном двумя своими историческими памятниками, «что у Старого Пимена». Первый из них – Воротниковский, 12, где завершилось последнее свидание Пушкина с Москвой. Это был дом его старинного друга, Павла Нащокина, того самого, у которого стесненный в средствах Пушкин одолжил свадебный фрак на свое венчание, и по преданию, был в нем же и похоронен. Поэт гостил у него в этом доме в свой последний в жизни приезд в Москву, в мае 1836 года, когда работал в московском Архиве Коллегии Иностранных Дел над подлинными документами истории правления Петра I и восстания Пугачева. Павел Воинович Нащокин, добрый и честный человек, хлебосольный хозяин, был еще и прекрасным рассказчиком, так, что Пушкин просил его записывать свои «мемории» хотя бы в виде писем к нему – ведь именно рассказы Нащокина стали сюжетами таких пушкинских творений, как «Дубровский» и «Домик в Коломне».

http://pravoslavie.ru/43.html

К тому времени они с мамой уже развелись, я жил с мамой, продолжал общаться и с отцом, но тогда, в четырнадцать лет, вообще не был готов к таким разговорам. Я и идейным атеистом никогда не был, да скорее не был и материалистом, просто не думал об этом конкретно. А когда поступил в институт, отец стал настойчивее обсуждать со мной эти темы, убеждал, что надо креститься, знакомил со своими верующими друзьями из ВНИИСИ. Они тогда чуть ли не каждый день сначала ехали на службу в Троице-Сергиеву лавру, а уже оттуда на работу. Я не сомневался в искренности их рвения, но сам не чувствовал ничего подобного и не понимал, зачем мне это нужно. Крестился я только в 1994 году. Летом отдыхал в Крыму, заболел и проболел месяца полтора. Было время подумать. В общем, выздоровев, решил креститься и сообщил о своем решении отцу. Он стал искать храмы, где есть баптистерий, чтобы крестили меня с погружением, и 10 сентября 1994 года я крестился в храме Воскресения Словущего в Даниловской слободе – это рядом со Свято-Даниловым монастырем . Через несколько лет узнал, что в этот день Церковь празднует Собор преподобных отцов Киево-Печерских и среди них есть преподобный Дионисий Щепа. Так совпало! После этого, ничего не понимая, стал ходить в церковь. С отцом у меня отношения были сложные, поэтому я не хотел ходить туда же, куда ходит он, и стал ходить в недавно открывшийся храм «Малое Вознесение» на Большой Никитской. Меня еще устраивало, что там воскресная литургия начиналась в десять часов. С моим тогдашним режимом мне сложно было рано вставать. Народу в храме было много, настоятеля, отца Геннадия Огрызкова, буквально разрывали, и я с ним практически не общался. Он не один там был? Исповедовались у других священников?  Служил он не один, но я тогда вообще не исповедовался и не причащался. Потом, через какое-то время, встретил в храме школьного друга из параллельного класса, и он посоветовал съездить в Лавру , потому что там проще попасть к священнику и прояснить вопросы (о Причастии я не думал). В один из дней – кажется, в субботу, поехал. Действительно перед литургией вышло на исповедь монахов десять, я выбрал самого на вид доброго и интеллигентного, что-то ему рассказал, задал вопросы, а он мне сказал читать каждый день две главы Апостола и главу Евангелия и, понимая, что в Лавру я постоянно ездить не готов, посоветовал ходить в какой-нибудь из московских монастырей. Их тогда в Москве было четыре, и в один из них я стал ходить, но столкнулся там с той же проблемой, что и в «Малом Вознесении»: людей много, священников мало, общения между прихожанами никакого. Опять ходил и ни у кого не исповедовался, потом стал иногда ездить на исповедь в Лавру, исповедовался у разных монахов, иногда причащался, но по-прежнему ничего не понимал. Просто ходил в церковь, соблюдал формально пост , изредка исповедовался и причащался , а чего от меня ждет Христос, не понимал.

http://azbyka.ru/way/posle-bolnicy-moja-...

Кирилл Аминов, 27 февраля 2015 г. Существовавшая ранее церковь Федоровской Пресвятой Богородицы в селе Ворсине. Село Ворсино в XV ст. принадлежало боярам Колычевым. В нем находилась деревянная церковь во имя Андрея Стратилата, построенная, вероятно, в память владельца этого села Андрея Федоровича Колычева, прадеда св. Филиппа митрополита. О ней стало известно по писцовым книгам Московского уезда, Перемышльской волости, 1627 – 28 гг., в которых записано: «за вдовою Анною Ивановною женою Колычева, что бывало преж того вотчина Меньшого и Бориса Колычевых, а после за мужем ее Иваном Колычевым, село Ворсино, на речке Моче, а в селе храм Андрея Стратилата древян вверх, стоит без пения, да в селе двор вотчинников, в нем 2 чел. деловых людей, двор приказчика и двор крестьянский; а владеет вдова Анна тою вотчинною по государевой жалованной грамоте 1623 г., за приписью дьяка Венедикта Махова». Потом это село находилось во владении Ивана и Михаила Дмитриевичей Колычевых, «что они выкупили в 1637 г. из Вознесенского монастыря родовую вотчину деда своего боярина Ивана Федоровича Колычева». В 1646 г. в селе было 2 двора вотчинниковых, в которых жили приказчик и 2 чел. деловых людей, 4 двора крестьянских с 19 чел. и двор деловой с 8 чел. В селе Ворсине вместо старой церкви была построена новая деревянная церковь во имя Федоровской Пресвятой Богородицы с приделами Андрея Стратилата и св. Филиппа митрополита, «а строение церковное и книги, и ризы, и колокола вотчинниково»; в 1663 г. при оной церкви попа и причетников не было. Владельцами села были: И. И. Колычев (1654 – 61 гг.) и И. М. Колычев, женатый на Мавре Григорьевне, урожденной княгине Долгоруковой (1654 – 97 гг.). В 1678 г. в селе числилось 7 дворов крестьянских, двор бобыльский и двор вотчинников, всего 32 чел. В дозорных книгах Патриаршего казенного приказа 1680 г. написано: «2 сентября, по наезду князя Ивана Андреевича Шелешпальского и по досмотру в вотчине стольника Ивана Михайловича Колычева, в селе Ворсине церковь деревянная, клетцки, старая, а во имя та церковь Пресвятой Богородицы Федоровской да в приделах Андрея Стратилата и Филиппа митрополита, около церкви кладбища с четверть десятины, а по сказке приказчика села Ворсина Ивашки Шкоты да старосты Федки Мокина: та де церковь построена исстари, от Москвы 40 верст, едучи большою Калужскою дорогою та церковь по левой стороне с версту, а с другой стороны Теменская дорога от церкви 2 версты; а данью та церковь не обложена и в данных книгах не написана, церковной земли ничего нет, а попу и дьячку идет руга… у той церкви двор попов, да в приходе двор вотчинников, 4 двора крестьянских; а попа и дьячка в то время дома не было, были на Москве».

http://sobory.ru/article/?object=09187

Немецким. Изначально на нем хоронили главным образом лиц католического и лютеранского исповеданий. В XX в. здесь стали также погребать и православных, в особенности после того, как их собственные кладбища одно за другим сносились при советской власти. Впоследствии А. А. Солодовников создал рукописное описание этих погребений и перепогребений - " Сокровища Введенских гор " , впервые напечатанное во Франкфурте-на-Майне в составе альманаха " Надежда " . В числе почитаемых могил он называет захоронения: 1. Писателя Александра Александровича Добровольского. 2. О. Валентина Павловича Свенцицкого, ум. в 1931 г. 3. Доктора Ф. П. Гааза. 4. Протоиерея Александра Георгиевича Воскресенского, заслуженного настоятеля московской церкви Иоанна Воина. 5. Протодиакона Михаила Кузмича Холмогорова, ум. в 1951 г. 6. Архимандрита Зосимы, духовника Патриарха Алексия. 7. Схиархимандрита Захарии, последнего насельника Троице-Сергиевой лавры, ум. в 1936 г. 8. О. Алексия Мечева. 9. Матушки Фамари (Т. А. Марджанишвили), основательницы Серафимо-Знаменского скита под Москвой по Рязанской дороге, ум. в 1936 г. 10. Монахини Ольги Серафимовны Дефендовой, ум. в 1960 г. 11. Монахини Марии Ивановны Свет. 12. О. Александра Толгского, с 1936 по 1962 г. настоятельствовавшего в московской церкви Илии Обыденного. 13. О. Николая Голубцова, настоятеля старого собора Донского монастыря. 14. Праведного купца Николая Александровича Варенцова. 15. Митрополита Трифона Туркестанова, ум. в 1934 г. В один из дней 1934 г. митр. Трифон (Туркестанов), любимый и почитаемый всеми в Москве, приехал совершать богослужение в храм Большого Вознесения на бывш. Никитской, ныне ул. Герцена. После всенощной митр. Трифон обратился к молящимся с предложением всенародно помолиться о здравии тяжко болящего старца Захарии. - Братия и сестры, - сказал он, - я думаю, что мало кто из вас знает этого великого многострадального старца. Вкратце расскажу вам о нем. Было в моей жизни такое трудное время, когда еще молодым архимандритом, живя в Петербурге, я впал в ужасное состояние и дошел до того, что хотел снять с себя сан.

http://sobory.ru/article/?object=50795

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010