Митрополит Платон (Левшин) был очень известным человеком в Москве. Его называли «вторым Златоустом», «московским Апостолом», потому что он был замечательным, ярким проповедником во времена Государей Екатерины II, Павла I, Александра I. В 1797 году митрополит Платон подарил большого формата Евангелие в серебряно-вызолоченном окладе с собственной ручной надписью «…сию книгу Евангелия даю вкладом в церковь Вознесения Господня, что в Москве на Гороховом поле священнику Петру, Смиренный Платон митрополит Московский, 1797 ноября 18 Вифания…». В храме в более поздние времена служил дьяконом и потом священником известный собиратель архивных документов по истории московских церквей Гавриил Иванович Холмогоров. Работы велись вместе с его братом Василием Ивановичем под руководством историка Забелина Ивана Егоровича. Гавриил Иванович Холмогоров жил недавно от храма на Вознесенской ул., д.2/8, но дом его не сохранился. При советской власти в 1933 году Храм закрыли и передали здание под клуб Аэродинамического института, потом в нём была размещена слесарная мастерская, типография. Местонахождение вывезенных из церкви икон и утвари неизвестно. В 1941 году в здание храма попала авиабомба, повредившая купол, в стене появилась трещина. В 1960-х годах была произведена частичная реставрация церкви-памятника архитектуры. С 1973 года памятник-храм использовался Московским производственным объединением «Упаковка» и оно постоянно сотрясалось от работающих типографских машин. В 1987 году произошел пожар, сильно уничтоживший внутренние интерьеры. Частично утрачена живопись на фасадах, существовавшая ещё в 1950-е годы. После почти 70-летнего забвения храм был передан с большими трудностями Русской Православной Церкви в 1992 г. Постановлением правительства Москвы за 622 от 11.08.1992 г. Однако храм не был доконца освобожден арендателями. Необходимо было освободить помещение от шести туалетов, подсобных помещений наверху, от двух железобетонных перекрытий, изуродовавших интерьер ротонды, расчистить стены с утраченной росписью от следов пожара 1987 года, возникшем по вине картонажной фабрики " Упаковка " - от всякого рода мусора.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Вознесени...

Выдающаяся история " Большого Вознесения " сразу же продолжилась – в 1992 году Святейший Патриарх Алексий II совершил в нем панихиду по русской поэтессе Марине Цветаевой, трагически окончившей свою жизнь в Елабуге 31 августа 1941 года. А в июне 1999 года здесь поминали А.С. Пушкина во время московских торжеств, посвященных 200-летию со дня рождения поэта. И в тот же юбилейный год красоты и московского благолепия на площади Никитских ворот приумножилось – прямо перед храмом был установлен великолепный фонтан с изящной беседкой-ротондой и скульптурой " Александр и Натали " . Старомосковская традиция сочетается в нем с оригинальной идеей – это единственный в Москве фонтан с чистой питьевой водой, где прохожие могут не только полюбоваться на воду и прохладиться в ее брызгах, но и утолить жажду. В старой Москве было немало и других замечательных Вознесенских храмов, не только связанных с выдающимися событиями русской истории, но и овеянных интереснейшими легендами. Главный из них, разумеется, знаменитый шатровый храм Вознесения в селе Коломенском, которое со времен Ивана Калиты было великокняжеской, а потом и царской подмосковной вотчиной. До сих пор историки спорят о причине и о времени возведения здесь Вознесенского храма. Одни считают, что он был построен около 1529 года Василием III в молитве о даровании ему наследника – этот великий князь более двадцати лет не имел потомства. Другие полагают, что Василий III построил этот храм в 1530 году, напротив, в благодарность за рождение у него сына, будущего царя Ивана Грозного, и что строил его не кто иной, как сам Петрок Малый – итальянский архитектор, возводивший в Москве стену Китай-города и Успенскую звонницу в Кремле. Третьи вообще относят построение Вознесенского храма ко времени правления Ивана Грозного. Как известно, именно в этом храме 2 марта 1917 года, в день отречения российского императора Николая II, была чудесно обретена Державная икона Божией Матери. Перед тем в феврале крестьянке Евдокии Андриановой приснился сон, в котором таинственный голос повелел ей " взять в селе Коломенском большую черную икону, сделать ее красной и дать верующим для молитв " .

http://pravoslavie.ru/133.html

Как во времена своего появления, так и теперь церковь выделяется своей оригинальностью среди соседствующих построек. Теперь, конечно, её окружают более внушительные по своим габаритам здания, но когда-то она, стоящая на высоком берегу Яузы, на самой вершине Таганского холма, красовалась у всех на виду. Новое здание храма стали сравнивать с известными мировыми святынями: храмом Св. Петра в Риме и храмом Св. Павла в Лондоне. Однако в путеводителе по Москве 1913 года известный архитектор И. Е. Бондаренко подчёркивал, что " не Лондонский храм Святого Павла послужил ему моделью, как описывали раньше этот храм, а самостоятельным творчеством создал талантливый Родион Казаков эту красивую церковь " . Кстати, существует предположение, что Родион Казаков, кроме этого храма выстроил для купца Жигарёва ещё и упоминаемый выше собственный дом на бывшей Большой Алексеевской улице. Расписывать новый храм взялся итальянский мастер-живописец Антонио Клаудо. Отметим, что ему же принадлежит роспись церкви Святой Мученицы Татианы, что на Моховой в здании МГУ, и большого собора Донского монастыря. До нас дошла только часть живописного наследия Клаудо. Так, например, мы можем видеть фрески его работы над святыми вратами главного иконостаса и пилонах купола храма. В новом храме приделы освящались постепенно. В октябре 1800 года - Мартиновский и Грузинский (1 и 8 октября, соответственно). Главный престол в честь Вознесения Господня был освящён в 1806 году. Архитектор-реставратор Марина Иосифовна Домшлак писала об этом храме так: " ... безусловно, один из самых лучших и наиболее сохранившихся памятников архитектуры классицизма в Москве " . А журналист и москвовед Александр Александрович Шамаро восхищался в своей статье " Святой Мартин на Большой Коммунистической " : " Перед нами - один из самых грандиозных, самых совершенных в архитектурно-стилевом отношении московских храмов " . В 1806 году новый московский храм Святителя Мартина Исповедника был освящён самим митрополитом Платоном (Левшиным), благословившим его постройку.

http://sobory.ru/article/?object=02328

" Большое Вознесение " осталось в московской памяти связанным не только с именем Пушкина. Всю свою историю именно он всегда был излюбленным храмом московской интеллигенции. В 1863 году в нем отпевали великого М.С. Щепкина, а 13 ноября 1917 года – юнкеров, погибших во время самого ожесточенного в Москве боя у Никитских ворот, и по преданию, здесь же, около храма, захороненных. В 1920 году здесь венчалась дочь Федора Шаляпина, и певец сам читал под сводами храма " Апостола " . 5 апреля 1922 года в Вербное воскресенье Святейших Патриарх Тихон совершил в этом храме свое последнее богослужение – за два дня до смерти. В 1923 году в нем отпевали архидиакона Константина Розова, а в марте 1928 года – первую народную артистку Советской республики Марию Ермолову: служба длилась почти весь день, и только поздним вечером гроб перенесли в Малый театр для прощания. Существует предположение, что в 1919 году в храм Большого Вознесения были переданы иконы университетской домовой церкви св. мученицы Татианы на Моховой, закрытой и превращенной в клуб. Эти иконы, по всей видимости, разделили судьбу икон самого Вознесенского храма – они были вместе сожжены после его закрытия. " Большое Вознесение " закрыли в 1931 году. Память о Пушкине спасла его от сноса, но он жестоко пострадал в советское время: не только сожгли его иконы, но и уничтожили весь интерьер. Была снесена и величественная колокольня. На ее месте разбили сквер и поставили памятник писателю А.Н. Толстому, жившего последние годы своей жизни прямо напротив храма, в доме на Спиридоновке. Само здание храма долго использовали под хозяйственные нужды и различные учреждения – были в нем и склад тары, и высоковольтная лаборатория Института им. Кржижановского. А уже в наше недавнее время, в 1987 году, появился проект превратить его в концертный зал, учитывая великолепную храмовую акустику. Но в итоге " Большое Вознесение " все-таки вернули Православной Церкви. В сентябре 1990 году состоялся первый Крестный ход в этот храм во главе со Святейшим Патриархом Алексием II из кремлевского Успенского собора.

http://pravoslavie.ru/133.html

Камень преткновения Воистину храм Вознесения Господня, возводимый Фондом «Вознесение», стал камнем преткновения. Судите сами. В бедной небольшой Ивановской епархии вновь организованный образовательный фонд взялся за возведение большого Покаянного храма, за привлечение средств на его постройку - не прося у епархии на храм ни единой копейки. Причем, новый Владыка Иосиф неоднократно заявлял, что епархия не имеет к этому строительству никакого отношения. Фонд приглашает его освятить закладной камень - не идет. Приглашают принять участие в крестном ходе - Владыка занят... Но вот происходит любопытное. В 2010 г., дабы заручиться поддержкой Патриарха Кирилла на второй срок губернаторства, М. Мень вместе с еп. Иосифом едут в Москву к Патриарху Кириллу. И... Обещают построить в Иванове храм Вознесения Господня. Патриарх удивлен - найдутся ли в бедной Ивановской губернии такие средства? Но с другой стороны, гарант в лице губернатора сидит рядом... С этой их поездки прошло уже много времени, никакого строительства обещанного ими Патриарху не ведется, оно даже не планируется. Да и странно: зачем строить одновременно два храма Вознесения Господня? Но, судя по всему, второй храм никто и не собирался строить. А об уже строящемся Фондом храме в Москве попросту не знали или забыли. Зато владыка Иосиф ведёт себя странно: все мероприятия Фонда, в том числе и постройку храма, он игнорирует. Но почему-то в 2008 году пригласил к себе предпринимателей, финансирующих строительство храма Вознесения. Те, не предполагая подвоха, ответили на его вопрос, что для окончательного строительства храма, которое уже шло, необходимо 26 млн. рублей и дали обещание принять участие в финансировании стройки. Следующий шаг владыки был таков. В июне 2011 года на собрании духовенства в епархии епископ Иосиф заявил, что у него есть неопровержимые факты (!), что руководство Фонда вместе с игуменьей Свято-Введенского монастыря Марией (Перепеча) - а строящийся храм был приписан к созданному архим. Амвросием женскому Введенскому монастырю - украли из Фонда денежные средства в размере 26 миллионов, пожертвованные на строительство Покаянного Храма-памятника Вознесения Господня в г. Иваново на Вокзальной площади, что эти факты он, епископ Иосиф, передает в следственные органы МВД. Все - в недоумении...

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/1...

Со времени своего создания наш хор осуществляет совместные проекты с известными музыкальными коллективами страны. Среди масштабных проектов, осуществленных Митрополичьим хором, — казахстанская премьера всемирно известной оратории митрополита Будапештского и Венгерского Илариона «Страсти по Матфею», которая состоялась 18 февраля 2013 года в большом зале Казахской национальной консерватории им. Курмангазы в Алма-Ате. В 2015 году хор принимал участие в V Рождественском международном фестивале духовной музыки в Москве.  Весной 2018 года наш коллектив получил Гран-при в престижном музыкальном форуме, имеющем мировую известность, — XXXVII Международном фестивале «Гайновские дни церковной музыки», проходившем в Польше. Для некоторых гостей и участников фестиваля стало настоящим открытием, что в Казахстане существует Православная Церковь. Были и интересные встречи с поляками и белорусами, чьи предки разными судьбами оказывались в Казахстане в ХХ столетии. Они с благодарностью вспоминали о том, как казахи помогали выжить их дедам и отцам в непростых условиях ссылок и переселений.  — Митрополичий хор главным образом поет за богослужениями в кафедральном соборе Алма-Аты? — Да, по воскресным и праздничным дням коллектив поет в главном храме Южной столицы Казахстана — Вознесенском кафедральном соборе. Этот храм, построенный в начале ХХ столетия, является уникальным памятником архитектуры, шедевром деревянного зодчества. Собор знают и любят казахстанцы вне зависимости от национальной или религиозной принадлежности, его часто посещают высокие гости — главы государств и члены королевских фамилий, предстоятели Православных Церквей, министры и дипломаты, лидеры мировых религий и видные ученые.  — Каким авторам вы отдаете предпочтение в богослужебном пении? — У нашего коллектива большой репертуар, но чаще всего это композиторы, произведения которых вошли в сокровищницу мировой духовной и классической музыки. Это А. Архангельский, протоиерей П. Турчанинов, С. Рахманинов, П. Чесноков, Д. Бортнянский, А. Ведель, Д. Христов, Г. Львовский, А. Гречанинов. За богослужениями мы также исполняем распевы Киево-Печерской лавры, Оптиной и Зосимовой пустынь . В Вознесенском кафедральном соборе сложилась добрая традиция в одно из ближайших воскресений ко дню памяти великого русского композитора П. И. Чайковского исполнять песнопения Божественной литургии его авторства. 

http://e-vestnik.ru/interviews/cerkovnoe...

И сильные мира сего этому не препятствуют, и даже в какой-то степени это приветствуется. «Одна актриса мне сказала: сейчас вдруг все начали говорить о духовном преображении России, но – простите меня! – я не вижу этого преображения. Напротив, куда ни посмотришь – везде духовная грязь, безнравственность, цинизм, эгоизм. Что же это, конец света наступает?» «Что я могла ответить? – разводит руками Инна Николаевна. – Мы знаем, что будет " День Господень " ! Но чтобы достойно подойти к нему, нужна любовь – нет, капля любви! Потому что если будет в нас хотя бы одна эта капля, то уже можно надеяться на милость Божию, которая не знает границ». Инна Николаевна говорит, что нельзя впадать в уныние – это первый признак потери любви. Она берет в руки Апостол, бережно перелистывает страницы: «Вот, нашла…» И начинает читать из Первого послания апостола Павла коринфянам: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит…» Вот так и нам надо жить – с любовью. Верить, надеяться и… любить. И тогда мы многое увидим в другом, добром свете, по-другому будем смотреть на многие вещи. Слушая Инну Николаевну, я вспомнил рассказ одного своего знакомого. Он часто бывал в Москве, и однажды его спросили, как он вообще может так долго находиться в этом «тяжелом, погрязшем в грехах городе», в этой «Москве кабацкой» с ее увеселительными заведениями на каждом углу, высокой преступностью, да и вообще в этой вечной московской сутолоке?.. А он удивился, потому что ничего этого не видел и ничего об этом не знал, а все свое свободное время посвящал хождению по православным храмам, поклонению святыням, богослужению. Он видел и хорошо знал «Святую Москву»! «Я люблю святую Москву, – как будто услышав мои мысли говорит Инна Николаевна. – Вот храм Вознесения Господнего у Никитских ворот. Его называют " Большое Воскресение " .

http://radonezh.ru/analytics/inna-vykhod...

– Интересная история! Но давайте о России, которую вы посещали, и не раз. Самое яркое впечатление серба, впервые оказавшегося в Москве? – Была Пасха 2009 года. Шел снег. Для меня это был шок! Как это так: на Пасху идет снег? Это даже для москвичей было необычно. Шел снег, а мы с будущей супругой на улице ели мороженое. Еще. Храм, в который ходила супруга в Москве с самого детства – церковь Малого Вознесения на Большой Никитской. Священник, сейчас уже покойный, Василий Строганов, который был преподавателем Нового Завета в Московской духовной академии, оставил неизгладимое впечатление своими непосредственностью и жизнерадостностью. Мы дружили, потому что мама Лены близко общалась с отцом Василием. Однажды в семье священника случилось несчастье: матушка впала в кому после ДТП под Владимиром. Она до сих пор жива и находится в коме – пережила батюшку, почившего уже почти 7 лет назад. Так вот, то, что отец Василий даже после этой трагедии сохранял в себе какой-то неземной свет и эту христианскую жизнерадостность, меня поразило. Еще одно воспоминание о московском холоде – день памяти Серафима Саровского, престольный праздник храма в Медведково, который строили мама Лены и ее крестный, московские церковные архитекторы Плетнева и Мамонов. Сначала литургия, потом нескончаемый крестный ход вокруг храма, на улице – снег и обычный московский «минус». Потом трапеза, за которой отец-настоятель дает слово уважаемому молодому гостю из братской Сербии – ну, то есть мне. Я засмущался и решил просто спеть тропарь святому Серафиму сербским распевом. А хотел я, на самом деле, сделать некоторое сравнение, но не осмелился, будучи неуверенным в своем понимании русского чувства юмора. Хотел сказать, но не сказал, примерно следующее: «Пока мы ходили крестным ходом по снегу, мне вспомнился рассказ о Мотовилове и святом Серафиме, как они стояли на коленях в снегу, не чувствуя холода. Но я – не Мотовилов и уж точно не святой Серафим, и вообще я – не русский, и поэтому, дорогие отцы и братия, ласковые хозяева, мне было очень холодно! »

http://pravoslavie.ru/139722.html

Конечно, враг рода человеческого силен, и вся его борьба именно на этом фронте – не допустить преображения нашего мира. Но Церковь Божия существует в мире и называется воинствующей Церковью именно потому, что она борется за этот мир, за его преображение, чтобы в Царствии Божием явились и наши преображенные тела, и наша физическая благодатию Божией преображенная реальность. Из слова после Литургии в храме Христа Спасителя г. Москвы, 17 мая 2018 года, в праздник Вознесения Господня Духовная связь между Афоном и Русью С какой же радостью воспринимаешь ныне возрождение русского монашества на Святой Горе! Особенно радостным было для меня последнее посещение , когда я увидел и множество монахов, и возрожденную обитель – восстановленную, отреставрированную, прекрасно отреставрированный Старый Русик, реставрирующийся Ксилургу. Я осознал, что наступила новая эпоха в истории русского монашества на Афоне, и в этом смысле подворье в Москве имеет очень большое значение. Это место притяжения многих людей, которые хотели бы помогать русскому афонскому монашеству, и надеюсь, что эта поддержка будет продолжаться и впредь. Но главное, что должно привлекать людей в этот храм, – это духовная связь между Афоном и Русью, между Афоном и Русской Православной Церковью, потому что именно эта связь является причиной любви, которую русские люди испытывают в своем сердце к Афону. Надеюсь, подворье будет в полной мере осуществлять эту связь, несущую со Святой Горы Афон на Русь свет афонского старчества, афонской молитвы, а отсюда на Афон будут обращаться молитвенные воздыхания наших людей и пожертвования, необходимые для поддержания обителей. Из слова после Литургии в храме великомученика Никиты на Швивой горке в Москве – подворье афонского Пантелеимонова монастыря – 20 мая 2018 года, в Неделю 7-ю по Пасхе, в память святых отцов I Вселенского Собора (325) и Собора преподобных отец Русского на Афоне Пантелеимонова монастыря скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

http://pravoslavie.ru/113072.html

В обители на Ордынке были устроены две церкви, часовня, бесплатные больница, аптека, амбулатория, столовая, воскресная школа, приют для девочек-сирот и библиотека. На наружной стене обители висел ящик, куда бросали записки с просьбами о помощи, и этих просьб поступало до 12 тысяч в год. Настоятельница собиралась открыть отделения обители по всем губерниям России, устроить загородный скит для ушедших на покой сестер, а в самой Москве организовать во всех частях детские приюты, богадельню, и построить дом с дешевыми квартирами для рабочих. Священником обители великая княгиня пригласила о. Митрофана Серебрянского, служившего в русско-японскую войну полковым священником, а потом перешедшего в обычный приходской храм города Орла. Приглашение последовало после того, как Елизавета Федоровна прочла его мемуары о войне. Есть предание, что о. Митрофан, поначалу согласившись на приглашение княгини, потом решил отказаться, дабы не оставлять своих прихожан, и собрался послать ей телеграмму. Вдруг его правая рука онемела и отнялась – священник понял, что он не сможет теперь служить в своем храме и воспринял случившееся как Указующую Волю Провидения. В молитве он обещал Богу согласиться на приглашение московской настоятельницы, и через два часа рука его уже действовала. Однако в долгих хлопотах и прощаниях ему никак не удавалось уехать из Орла, и священник почувствовал, что и сам не в силах покинуть родной край. Его рука вновь отнялась, и тогда он поехал в Москву молиться Иверской: в знаменитой московской часовне он пообещал перед чудотворным образом, что переедет в Москву, моля вернуть ему руку. Когда он приложился к иконе, пальцы его задвигались, и он тут же поехал в Замоскворечье и сообщил настоятельнице, что согласен. 22 мая 1908 года, в праздник Вознесения Господня на Большой Ордынке состоялась закладка соборного храма во имя Покрова, который строился до 1912 года архитектором А.Щусевым в стиле модерн с элементами древнего новгородско-псковского зодчества. Расписывать храм Елизавета Федоровна пригласила выдающихся художников Михаила Нестерова, его ученика Павла Корина, и известного скульптора С.Коненкова.

http://pravoslavie.ru/118.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010