По мысли святителя Фаддея Успенского, не Христос не хотел пребывать с апостолами видимо во веки, а мир, ненавидящий Христа, не мог вместить пребывания в нем Христа. Мир не мог долее видеть Христа по причине своей неправды. Вознесшись на небо и воссев одесную Отца, Господь не оставил землю Своим Божественным присутствием. Он невидим телесными очами верующих, но, как говорится в кондаке празднику Вознесения, «никакоже (никогда) отлучаяся, пребывает неотступный» и обещает верующим в Него и любящим Его: «Аз есмь с вами, и никтоже на вы». Эти слова Христа вдохновили русских иконописцев на создание одноименной иконы. Образ «Аз есмь с вами и никто же на Вы» был написан в переломное время, на рубеже 19-го, начале 20-го веков в мастерской Иоанно-Предтеченского Леушинского монастыря. Удивительно, иконография самого образа «Вознесения Господне» предполагает изображение Богородицы в центре композиции среди апостолов и ангелов. Хотя мы и не имеем свидетельств о Ее участии в этом событии в евангельском тексте, но церковное предание, тексты праздничного богослужения указывают на расширенное прочтение событий: будучи в самом прямом смысле храмом невместимого Бога, Богородица изображается здесь как образ обновленного во Христе человечества, как образ Церкви. Ярким примером иконографии «Вознесения» является икона святого Андрея Рублева, включенная в иконостас Успенского Собора во Владимире. В честь праздника Вознесения на Руси часто воздвигались храмы . Одним из уникальных произведений архитектуры является храм Вознесения в Коломенском, едва ли не единственный сохранившийся в Москве «шатровый храм», воздвигнутый Петроком Малым в 1532 году в честь рождения у Василия III долгожданного сына (будущего Ивана IV Грозного). Кроме того, престольный праздник в этот день состоится и в церкви Вознесения Господня у Никитских Ворот (или как его еще называют Большое Вознесение) на улице Большая Никитская в Москве. Этот храм известен тем, что здесь венчались Александр Сергеевич Пушкин и Наталья Гончарова.

http://pravmir.ru/voznesenie-gospodne/

Более половины новых храмов Москвы возведены по проектам повторного применения, однако авторы " программы-200 " уже взяли курс на индивидуальное проектирование, сообщил епископ Парамон. Отвечая на вопрос агентства, он признал, что, когда обыватели порой говорят, что новые храмы столицы уступают по красоте историческим церквям, в этих утверждениях " доля истины, безусловно, есть " . Как пояснил епископ Парамон, по известным причинам традиция храмостроительства в России была прервана на 70 лет, и сегодня стоит задача заново научиться строить храмы. " За последние 30 лет на этом пути опять же многого удалось достичь. Но, конечно, не обходится и без неудач и ошибок, которые мы учитываем и двигаемся дальше " , - отметил собеседник агентства. Для иллюстрации своих слов он напомнил, что изначально в рамках " программы-200 " планировалось строить модульные храмы, которые представляли бы собой некий конструктор, состоящий из нескольких готовых частей. Однако от этой идеи быстро отказались и решили строить по типовым проектам. Было разработано семь проектов храмов на 200, 300 и 500 человек, рассказал епископ Парамон. " Однако жизнь показала, что настоятели и прихожане, как правило, хотят видеть свой храм особенным, возведенным по индивидуальному проекту. И уже в 2014 году, то есть фактически через три года после старта программы (...), мы взяли курс на индивидуальное проектирование " , - отметил он. По словам епископа Парамона, из 75 уже построенных храмов 48 возведены по проектам повторного применения, из 35 строящихся храмов по индивидуальным проектам возводятся 30. С 2012 по 2020 годы по программе предоставления субсидий из городского бюджета в Москве велась реставрация на 57 объектах культурного наследия религиозного значения, сообщил также епископ Парамон. При этом 32 объекта были отреставрированы полностью, отметил он. Среди них - объекты ансамбля Высоко-Петровского, Новоспасского, Богородице-Рождественского монастырей, храмы " Большое Вознесение " и " Малое Вознесение " , храм Живоначальной Троицы при бывшей Черкасской богадельне, храм святых мучеников Флора и Лавра на Зацепе и другие.

http://radonezh.ru/2021/03/29/episkop-na...

…Я лил потоки слез нежданных, И ранам совести моей Твоих речей благоуханных Отраден чистый был елей Твоим огнем душа согрета Отвергла мрак земных сует, И внемлет арфе Филарета В священном ужасе поэт. Просвещенность века сего «снимала шляпу» перед просвещенным духом Христианина. О помощи Хотела бы поделиться и своим опытом молитвенного обращения к святому. В этом году мне предстояла защита научной работы. Процесс подготовки хлопотный, каждый, кто оказывался в роли соискателя, знает об этом. Институт, где должны были обсуждаться результаты исследования, находится на Волхонке, напротив Храма Христа Спасителя. Правда, мое обращение к святителю Филарету определялось не близостью места, а тем, что несколько лет жизни в Москве были связаны с храмом Большое Вознесение, куда я обычно приходила. – «Филаретов храм», и ныне действующий, расположен у Никитских ворот. – Святитель Филарет мне давно близок. С защитой были связаны определенные волнения. Для краткости скажу только, что передо мною был пример одного знакомого, тему которого Большой совет «пропустил» лишь после того, как известный специалист, академик трижды выступил в его поддержку. Перед обсуждением темы зашла в храм. У раки почти никого не было, и я не спеша помолилась у мощей святителя Филарета, пока не появилось внутреннее удостоверение: «все будет хорошо». А перед самым заседанием оказалось, что недостает какой-то малости, бумаги, которую необходимо срочно распечатать. Когда же через несколько минут вернулась в зал совета, оказалось, что тему мою уже утвердили единогласно, без малейшей заминки. Защита была поставлена…на Вознесение . Причастившись за Литургией в день праздника, отправилась в Институт. Возможности зайти в храм уже не было, но я снова обращалась к святому. (Окна зала заседаний выходят прямо на купола Храма Христа Спасителя). Совет оказался настроен исключительно благожелательно, правда, последовали и вопросы, серьезные, «не детские», но иначе и быть не могло, и все прошло благополучно. Все это время святой будто был рядом… Непередаваемое чувство спокойствия и защищенности.

http://pravmir.ru/svyatitel-filaret-mosk...

Я бы опустил существенное обстоятельство, если бы, сказав об училище и домашнем быте, не коснулся еще среды, в которой, между прочим, совершилось мое возрастание: прихода. Приходов два типа в России: территориальный и родословный. В селах они сливаются, не то в городах. В столицах прихожанами считаются не лица, а дома; лица только потому, что живут временно в этом, а не другом доме; пятницкий прихожанин будет завтра ильинский, с переходом на квартиру близ церкви «Ильи Пророка». В некоторых городах то же, что в столицах, и в больших это неизбежно. Возможно ли было в Москве, например, в случае требы отправляться за священником из Мещанской к Серпуховской заставе или из Преображенского в Поддевичье? Но приход при территориальном разделении утрачивает часть понятия о себе как живом целом, состоящем из братьев и детей одного отца, на сей раз не только Небесного, но и земного, в виде отца духовного. Сегодня здесь, завтра там, крестился у одного, исповедывался у разных, венчался где пришлось; бывает так, что исповедывался у одного священника, а Таинство Причастия принял на другой день у другого в другой церкви, по записке духовника. Интересы прихода не могут приниматься близко к сердцу, когда связан с ним только временно и внешнею связью соседства; когда не только по пословице «кто ни поп, тот батька», но и храм тот или другой говорит сердцу безразлично, как храм вообще, а не в частности наш храм. Бывают явления даже прямо уродливые: приходские церкви без прихожан. В Москве есть приходы, где два, три дома, составляющие весь приход, принадлежат иноверцам, даже евреям. Бывали и такие случаи, правда в старину, что настоятели продавали часть прихода соседу. Так случилось, по преданию, с церковью Большого Вознесения на Никитской, тою церковью, в которой Потемкин надеялся было обвенчаться с Екатериной. Священник или протоиерей Вознесенский выдал дочь; зять поступил в соседний приход Феодора Студита , а тесть взамен или в дополнение приданого отчислил «натурою» часть домов зятю-соседу .

http://azbyka.ru/fiction/iz-perezhitogo-...

Елоховский приход был равен процветающему уездному городу… Из хроник очевидца дореволюционной Москвы 5 ноября, 2017 Из хроник очевидца дореволюционной Москвы Сердечное признание коренного москвича в любви к дореволюционной красавице-Москве — в издательстве “Никея” вышла книга «В родном углу» Сергея Дурылина (1886-1954). Предлагаем вам прочитать фрагмент из главы «У Богоявления в Елохове». Храм Богоявления, что в Елохове, считался в Москве самым поместительным из всех приходских церквей. Любители спорить утверждали, что больше Богоявления был храм Василия Неокесарийского на Тверской, но им возражали, что не больше, а равен. По величественности здания с высоким светлым куполом, свидетельствующим, что строивший его талантливый архитектор Тюрин  помнил о Петре в Риме. Церковь Богоявления казалась не приходским храмом, а собором большого города. Да Богоявленский приход и был по пространству и населению равен хорошему процветающему уездному городу. Вокруг Елохова были расположены слободы и села, также не входившие некогда в пределы Москвы: с запада — две Басманных, Старая и Новая, некогда слободы «бáсманов», дворцовых пекарей; с северо-запада — Ольхóвцы, с рекой Ольховкой, с прудами и дремучими садами, сохранившимися от времён стародавних; на север было Красное село с церковью Покрова, с Красным прудом, примыкавшим непосредственно к Ярославскому вокзалу и засыпанному уже после 1905 года; на северо-восток и восток Елохово упиралось в то самое «Село Покровское-Рубцово», о котором сложена известная песня «Во селе Покровском», приписываемая народной молвой императрице Елизавете Петровне, которой принадлежало Покровское-Рубцово; на юго-восток лежала знаменитая Немецкая слобода (или Кукуй), вскормившая Петра Первого; на юг было Гороховое поле , с бывшим загородным дворцом Разумовского, превращенным в женский институт, и с церковью Вознесенья, построенной самим М. Казаковым; юго-западный угол занимал Разгуляй, некогда при московских царях славившийся разгульным кабаком, а в наше время вмещавший «храм науки» для всего Елохова — Вторую классическую гимназию.

http://pravmir.ru/elohovskiy-prihod-byil...

Празднования 125-летия со дня освящения храма Христа Спасителя пройдут в Москве Москва, 6 июня 2008 г. В воскресенье, 8 июня, исполняется 125 лет со дня освящения московского храма Христа Спасителя, кафедрального собора Русской Православной Церкви, передает ИНТЕРФАКС . Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершит в этот день по окончании литургии праздничный молебен, посвященный юбилейной дате. На молебне будут присутствовать участники многомесячного крестного хода " Под звездой Богородицы " в честь годовщины воссоединения Церкви в Отечестве и за границей, прошедшие через всю территорию России и преодолевшие в общей сложности более 30 тыс. километров. Храм Христа Спасителя был освящен 8 июня (26 мая по старому стилю) 1883 года, в выпавший на этот день праздник Вознесения Господня. Освящение было приурочено к коронации императора Александра III. В церемонии освящения участвовали съехавшиеся в этот день в Москву на праздник коронации представители всех земель России. Само освящение возглавил тогда митрополит Московский и Коломенский Иоанникий, спустя столетие канонизированный Церковью. Перед началом церемонии из храма Христа Спасителя вышел в сторону Успенского собора Кремля крестный ход московского духовенства численностью более 800 человек. Еще до возвращения участников шествия в храм Христа Спасителя из Большого Кремлевского дворца прибыла императорская семья. На всем пути ее следования, начиная от Боровицких ворот, а также вокруг храма были расставлены войска 45 полков, 14 хоров полковой музыки, воспитанники московских кадетских училищ. К церемонии освящения храм был окружен высоким помостом, на котором стояли знаменосцы со знаменами разных полков, московское духовенство в новых золотых облачениях с хоругвями всех московских церквей, на некотором расстоянии от помоста размещались шпалеры войск. Почетными гостями на той памятной службе стали немногие дожившие до этого торжественного дня ветераны Отечественной войны 1812 года, поскольку именно в честь победы в ней и был построен собор. Кроме того, на праздничной церемонии исполнялась написанная Петром Чайковским специально к торжеству освящения храма Христа Спасителя увертюра " 1812 год " . 6 июня 2008 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/26827.html

Как будто отступили зимы, И буря твердь разорвала, И струнно плачут серафимы, Над миром расплескав крыла… Театроведческая экскурсия закончена. Про Рубенса рассказывают, что, когда он был послом в Испании, один из испанских сановников, застав его за мольбертом, почтительно спросил: «Господин министр забавляется живописью?» Последовал ответ: «Вы хотите сказать: художник забавляется дипломатией?» Меня могут спросить: «Церковный писатель забавляется театром?» Отвечу: «Я никогда ничем не забавлялся и забавляться не могу: декадент до глубины души, я ко всему относился всегда с преувеличенной страстностью, с надрывом, граничащим с истерией». В том числе и к театру, который я всегда воспринимал мистически, как таинственное, непонятное, чудесное, как перевоплощение человеческой личности. Впрочем, не я один. И здесь я назову имя, которое странно зазвучит в этом контексте. В те времена в Москве жил известный аскет и духовный подвижник митрополит Трифон (Туркестанов) . Это был последний по времени русский старец, общепризнанный всей русской церковью. В миру князь Туркестанов, преосвященный Трифон с ранней юности отличался особым благочестием. Приняв монашество в Троице-Сергиевой лавре, он вскоре достиг высоких иерарших степеней, будучи епископом Можайским (викарием московского митрополита Владимира). Удалившись на покой после революции, он до 1934 года жил в Москве, непрестанно пребывая в посте и молитве, имея множество духовных детей, напоминая собой по типу святителя Тихона Задонского . Его могила, чтимая до сих пор верующим народом, находится на Лефортовском кладбище. На надгробной доске вычеканены золотыми буквами слова преосвященного: «Любите храм: храм — это небо на земле». А его образ навеки запечатлен на картине П. Корина «Русь уходящая». Странно связать образ старца с театром, а между тем он был не только в молодости театралом, но сохранил любовь к театру и в старости (хотя, разумеется, не ходил в театр). На его долю выпало в 1928 году отпевать М.Н. Ермолову. Отпевание состоялось в известном московском храме Большого Вознесения у Никитских ворот. (В храме, связанном с памятью многих великих русских людей: здесь венчался А.С.Пушкин, здесь последний раз перед отъездом из России выступал Ф.И. Шаляпин, — читал Апостол на свадьбе дочери). Сюда собралась весной 1928 года вся Москва на отпевание Марьи Николаевны Ермоловой. Престарелый митрополит, совершив отпевание, сказал: «Когда я принимал монашество, мне захотелось проститься со всем самым лучшим, самым светлым, самым прекрасным, что я знал в миру, — и я купил билет на Ермолову». (Текст речи митрополита находится в настоящее время в музее им. Бахрушина в Москве).

http://azbyka.ru/fiction/lihie-gody-kras...

Мэры Москвы и Лейпцига совместно восстановят храм-памятник русской славы в Германии 30 сентября, 2011. Новостная служба Мэр Москвы Сергей Собянин и обер-бургомистр Лейпцига Буркхард Юнг договорились о совместной реставрации храма Святителя Алексия в Лейпциге, рядом с которым находится большое захоронение русских воинов — героев войны с Наполеоном. 30 сентября. ПРАВМИР — Мэр Москвы Сергей Собянин и обер-бургомистр Лейпцига Буркхард Юнг договорились о совместной реставрации храма Святителя Алексия в Лейпциге, рядом с которым находится большое захоронение русских воинов — героев войны с Наполеоном, сообщает «Интерфакс». Такая договоренность достигнуты между градоначальниками на открывшейся в Москве международной выставке по охране, реставрации и приспособлению под современное использование объектов культурного наследия «Denkmal». Свято-Алексиевский двухэтажный храм-памятник русской славы в Лейпциге был построен в 1913 году в стиле каменных шатровых церквей XVII века. За образец была взята Вознесенская церковь в Коломенском. До этого в городе действовала домовая церковь, которую посещали, в частности, русские студенты. Решению о строительстве церкви предшествовало письмо посланника Российской дипломатической миссии в Дрездене барона фон Вольфа МИД Саксонии, в котором говорилось, что «русские люди, живущие в Лейпциге, давно мечтают иметь собственную церковь, в которой можно было бы проводить православные богослужения. В последнее время к ним присоединились болгары, сербы и македонцы». В 1908 году королевское министерство религии и образования приняло решение разрешить устройство русского храма, а в 1911 году безвозмездно предоставило земельный участок. По благословению Синода в 1912 году во всех храмах Российской империи был проведен сбор пожертвований на строящийся храм. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/mery-moskvy-i-lejpciga...

Церковь признали памятником архитектуры, а в 1924 году был устроен теплый придел для богослужений в зимнее время. Остальные планы Шехтеля не сбылись. Жизнь оборачивалась трагедией. Из национализированного дома на Большой Садовой его, конечно, выселили. Почетный член Общества британских архитекторов, архитектурных обществ Рима, Вены, Глазго, Мюнхена, Берлина, Парижа доживал свой век в страшной бедности, не имея денег на лекарства, а потом и не вставая с постели. По ходатайству А.В. Луначарского ему назначили пенсию, которой архитектор пытался прокормить свою голодавшую семью. Тяжело заболев, в письме к другу горько иронизировал: «Прошу Луначарского прислать мне верную дозу цианистого калия». Последние годы он провел у своей дочери Веры, в коммуналке на Малой Дмитровке, 25. Умер Шехтель в Москве 7 июля 1926 года и упокоился на Ваганьковском кладбище под фамильным надгробием. Артист Вадим Сергеевич Тонков, памятный старшему поколению по образу старушки Вероники Маврикиевны, приходился Шехтелю родным внуком и безуспешно пытался создать в Москве музей Шехтеля. Особняк П. Смирнова. Тверской бульвар, Москва. Архитектор: Федор Шехтель. Фото: Рита Федина И все-таки судьба справедливо отпустила Шехтелю и посмертное счастье. Почти все его творения история сохранила – он строил слишком красиво, чтобы этим не воспользовались. Повезло и в том, что он не увидел трагической участи своих храмов. В Москве погибла Никольская часовня на Тверской вместе с храмом Василия Кесарийского. Предтеченская и Пименовская церкви уцелели, но первая была закрыта и использовалась под непрофильные нужды, а вторая стала последней и главной в Москве «цитаделью» обновленцев. Ее вернули Московской Патриархии в 1946 году сразу после смерти лже-митрополита Александра Введенского. Спасский храм в Иваново-Вознесенске, тоже захваченный обновленцами, погиб в 1937 году: по просьбам трудящихся его сначала передали под фабричный клуб, потом под мастерскую, а затем взорвали. Церковь в Балакове в 1930-х годах закрыли и полуразрушили с целью приспособить под городской театр имени В.И. Чапаева, не уничтожили всю только потому, что ее мозаики были признаны художественной ценностью самой советской властью. Однако мозаика «Спас Нерукотворный» всякий год закрашивалась масляной краской и закрывалась плакатом с портретом Ленина, но на каждую Пасху краска осыпалась, и лик Господа появлялся вновь. «Чапаевский» театр ввиду непосещаемости был закрыт. Церковь использовалась под зерносклад, потом под заводской клуб с танцевальным залом. Но судьба ее поистине чудесна. К закату советской власти Троицкая церковь осталась единственным в городе храмом, и в 1989 году ее передали Русской Православной Церкви и вскоре признали памятником федерального значения.

http://pravoslavie.ru/31977.html

Средства на строительство нового большого собора собирались 75 лет, причём не только в Ельце, но и в Санкт-Петербурге и Москве. Первый проект ельчане отвергли. Обратились к Константину Тону, который спроектировал храм Христа Спасителя, Оружейную палату Московского Кремля и Большой Кремлёвский дворец. По проекту Тона храм должен был быть гораздо больше, 74 м в высоту. Ельчанам проект понравился. Строили храм 44 года на высоком берегу Сосны. Освятили в 1889 г. 220 стенных росписей выполнили художники-передвижники А. И. Корзухин и К. В. Лебедев. В храме служили до 1934 г. В 1935 г. прямо со службы был увезён в НКВД последний елецкий архиерей – архиепископ Сергий (Зверев). Был расстрелян в карагандинском лагере 20 ноября 1937 г. А в 2000 г. владыка Сергий был прославлен вместе с другими российскими новомучениками. Если снаружи храм впечатляет своей величиной, то внутри – великолепием убранства. Раньше так выглядели многие храмы. Вновь открывали собор в 1946 г. На место сожжённых частей «зимней» части храма были установлены детали иконостаса Владимирско-Сергиевской церкви, сохранённые военными лётчиками. А для «летнего» храма пришлось отливать нижний ярус заново. В храме находятся чудотворные иконы – Тихвинская Божией Матери (келейная икона святого князя Олега Рязанского), свт. Николая. В 1999 г. храму была подарена икона Спасителя (находится в главной части), которая вскоре замироточила. Другая икона Спасителя (в терновом венце, в Никольском приделе) частично обновилась. Казанский храм (Елец) [ править править код ] Казанская церковь (1781) стоит на старом елецком кладбище. Архитектура её ничем не примечательна. Тем не менее, храм и кладбище – одно из самых важных мест в городе. Этот храм не закрывался при коммунистах, в нём сохранилась чудотворная Казанская икона Божией Матери. Рядом с церковью в тени деревьев стоит часовня, поставленная над останками ельчан, погибших при нашествии Тимура. Эти останки были открыты при строительстве Вознесенского собора и захоронены здесь. Часовня была поставлена в 1840-х гг.

http://azbyka.ru/palomnik/Елец

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010