— Много ли на Пресне храмов? — Для меня, как настоятеля храма, который находится в Пресненском районе, и как для благочинного храмов Центрального округа, Пресня — это не какое-то географическое название Москвы, а центр религиозной жизни города. Пятнадцать лет назад в районе было всего три православных храма, а во всей Москве — 45. В начале 90-х годов началось восстановление утраченных православных святынь, которые всегда притягивали верующих. Нелегко шло их восстановление, многие храмы были серьезно разрушены. Сейчас только в Центральном округе действует 238 храмов, из них 14 — в Пресненском районе. Они наполнили жизнь Пресни не только духовным содержанием, но стали и архитектурным украшением района. Я бы не сказал, что на сегодня все храмы полностью отреставрированы. Десять лет шла реконструкция храма Николая Святителя на Трех горах, который находился в полу разрушенном состоянии. Сначала там располагался Дом культуры Павлика Морозова, затем в здании намеревались разместить цех Трехгорной мануфактуры. Помещение ничем не напоминало храм. Другой пресненский храм — Иоанна Богослова на Тверском бульваре вообще был в аварийном состоянии. В целом святыни восстановлены, но многое еще предстоит сделать для того, чтобы полностью воссоздать их внутреннее убранство и вернуть им прежний вид. — Расскажите о храме «Большое Вознесение», его истории. — «Большое Вознесение» — это главный храм района. Деревянный храм на этом месте впервые упоминается в 1619 году, в 1685-1689 годах он был заменен каменным. В том виде, в каком храм существует сейчас, он был построен в 1798-1816 (трапезная) и в 1827-1840 годах (основная часть храма). Главный храм возводился по проекту известных архитекторов того времени О.И. Бове и Ф.М. Шестакова с сохранением колокольни каменного храма XVII века. В XIX-XX веках храм «Большое Вознесение», обладавший прекрасной акустикой, стал приходом московской интеллигенции. С ним связано много исторических событий. Здесь венчался А.С. Пушкин, отпевали М.С. Щепкина, М.Н. Ермолову. В этом храме Святейший Патриарх Тихон совершил свою последнюю службу. В 1931 году храм закрыли, колокольню разрушили, в помещении сначала размещался производственный цех, затем концертный зал. Казалось, духовные нити, связывающие передовых и образованных людей того времени, прервались. Но когда 23 сентября 1990 года здесь возобновились богослужения, храм «Большое Вознесение» вновь стал средоточием духовной жизни московской интеллигенции.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1204709...

В том же году [т. е. четвертом] скончалась сестра царя, царица Александра монахиня, и похоронили ее в Вознесенском монастыре внутри Москвы с прочими великими княгинями и царицами. Она после смерти мужа ее прожила четыре года. В [память] этой царицы Александры монахини царь Борис роздал большую милостыню архиереям, священникам и во все монастыри не только в Москве и в России, но в Константинополь, и в Александрию, и в Антиохию, и в Иерусалим святейшим патриархам, архиереям, отправил великую милостыню на Святую Гору и во все монастыри Востока и Запада. Он возобновил и украсил многие церкви и монастыри, храм Богородицы, патриархию покрыл железною крышею, украсил, возвысил и покрыл золотом большую колокольню, в большом дворце внутренние палаты золотые расписал живописью, воздвиг вновь большой дворец близ реки Москвы, построил большой мост в средине Москвы со многими камарами, еще воздвиг с основания большой храм иже во святых отца нашего Николая чудотворца в Москве на Арбате, устроил много сребровызолоченных рак, украсив их многочисленным жемчугом и драгоценными камнями, и переложил в них чудотворные святые мощи святых, просиявшие в Москве и во всей России: иже во святых отца нашего всечестнейшего митрополита московского и всея России Алексея чудотворца, святого блаженного Василия чудотворца, преподобного отца нашего Макария, калязинского чудотворца, преподобного отца нашего Пафнутия, боровс-кого чудотворца, устроил и другие многие ковчеги из чистого золота и положил в них все святые [частицы] мощей, которые находятся в царской казне и которые патриарх вместе с царем и со всем архиерейским и священным чином приносят в великую пятницу с торжественною литаниею в соборную церковь Пресвятой Богородицы, и поют великие часы, и, после часов и вечерни, снова относят в соборный храм Благовещения в казну, где они хранятся. Этот же царь устроил плащаницу с изображениями Господа Христа с Божиею Матерью, двенадцатью апостолами и Иосифом и Никодимом из чистого кованного золота, тонкой работы, достойной удивления. На изображение Господа Христа пошло чистого золота 200 литр и на каждого апостола по 200 литр. Он же отлил два большие колокола, один для Москвы в патриархию, в который звонят в великие праздники, а другой в монастырь святой Троицы. Подобной величины колоколов и такой красоты нельзя найти в другом царстве во всем мире. Он возобновил и украсил девичий монастырь близ Москвы и совершил многочисленные другие прекрасные дела и украшения. Он прогнал татар далеко от русских границ, выстроивши на границах многочисленные укрепления большие и крепкие для защиты российского царства.

http://sedmitza.ru/lib/text/439011/

С 1997года о. Евгений служит в Москве в храме Рождества Иоанна Предтечи, что в селе Ивановсое. В 2002г. О. Евгений переходит во Владимирскую епархию. Архиепископ Евлогий назначил времным настоятелем в Преображенский храм с.Смольнево Киржаческого района, а впоследствии в село Ново-Воскресенское штатным настоятелем прихода. Храм Вознесения Господня был капитально разрушен. В 1997году храм возвращен верующим. Были восстановлены своды и колонны, иконостасы двух приделов, Архангела Михаила и Стефана Махрищеского, и основного Вознесенского. В 2012-14гг. завершено восстановление церкви. Настоятелем храма является протоиерей Евгений Сергеевич Аносов. В настоящее время в церкви Вознесения Господня проводятся богослужения. Из книги иеромонаха Даниила (Сычёва). Вязьма. Очерки истории. - Москва, 1997  Нововоскресенское - деревня в Александровском районе Владимирской области России, входит в состав Каринского сельского поселения. Село расположено в 24 км на юго-восток от города Александрова. «Село Воскресенское находится в Александровском уезде, отстоит от губернского города в 139 верст. и от уездного в 19 верст». Это село очень древнее. После большой смертности, бывшей во время моровой язвы на Руси в 1423-1426 г.г., священников по селам, вероятно, осталось немного в живых, а потому Троице-Сергиев монастырь посылал к приходским церквам для богослужения и монахов; так, во второй четверти XV в., в качестве постоянных приходских священников, «служили игумены» - в соседнем с селом Сватковым, селе Воскресенском. До революции являлось селом - центром Ботовской волости Александровского уезда. Ново-Воскресенский приход существует с 1770 г., до этого же приходская церковь находилась в селе Тимофеевском, которое в XVII столетии входило в состав дворцовой государевой волости, а в XVIII столетии принадлежало помещикам Нарышкиным. Здесь по народному преданию в XIV в. останавливались на ночную молитву и отдых святой преподобный Сергий Радонежский и его друг святой Стефан Махрищский. Здесь проходил исторический путь Сергия Радонежского из Троицкого монастыря в Махрищский.

http://sobory.ru/article/?object=06644

По мысли святителя Фаддея Успенского, не Христос не хотел пребывать с апостолами видимо во веки, а мир, ненавидящий Христа, не мог вместить пребывания в нем Христа. Мир не мог долее видеть Христа по причине своей неправды. Вознесшись на небо и воссев одесную Отца, Господь не оставил землю Своим Божественным присутствием. Он невидим телесными очами верующих, но, как говорится в кондаке празднику Вознесения, «никакоже (никогда) отлучаяся, пребывает неотступный» и обещает верующим в Него и любящим Его: «Аз есмь с вами, и никтоже на вы». Эти слова Христа вдохновили русских иконописцев на создание одноименной иконы. Образ «Аз есмь с вами и никто же на Вы» был написан в переломное время, на рубеже 19-го, начале 20-го веков в мастерской Иоанно-Предтеченского Леушинского монастыря. Удивительно, иконография самого образа «Вознесения Господне» предполагает изображение Богородицы в центре композиции среди апостолов и ангелов. Хотя мы и не имеем свидетельств о Ее участии в этом событии в евангельском тексте, но церковное предание, тексты праздничного богослужения указывают на расширенное прочтение событий: будучи в самом прямом смысле храмом невместимого Бога, Богородица изображается здесь как образ обновленного во Христе человечества, как образ Церкви. Ярким примером иконографии «Вознесения» является икона святого Андрея Рублева, включенная в иконостас Успенского Собора во Владимире. В честь праздника Вознесения на Руси часто воздвигались храмы . Одним из уникальных произведений архитектуры является храм Вознесения в Коломенском, едва ли не единственный сохранившийся в Москве «шатровый храм», воздвигнутый Петроком Малым в 1532 году в честь рождения у Василия III долгожданного сына (будущего Ивана IV Грозного). Кроме того, престольный праздник в этот день состоится и в церкви Вознесения Господня у Никитских Ворот (или как его еще называют Большое Вознесение) на улице Большая Никитская в Москве. Этот храм известен тем, что здесь венчались Александр Сергеевич Пушкин и Наталья Гончарова.

http://pravmir.ru/voznesenie-gospodne/

Богослужебные песнопения исполнил мужской хор Троице-Сергиевой лавры под управлением А.В. Воронко. На телеканале «Союз» шла прямая трансляция Патриаршего богослужения. На сугубой ектении были вознесены прошения о единстве Православной Церкви и сохранении Церкви от разделений и расколов. Святейший Патриарх Кирилл совершил молитву о мире на Украине . За Литургией Святейший Патриарх Кирилл рукоположил в сан пресвитера диакона Павла Сержантова, клирика храма преподобной Евфросинии Полоцкой — Патриаршего подворья в Кунцеве г. Москвы. Проповедь перед причастием произнес священник Владимир Галкин, настоятель храма иконы Божией Матери «Знамение» в Захарьине г. Москвы. По окончании богослужения Святейшего Владыку приветствовал настоятель храма протоиерей Александр Тараканов, который рассказал об истории местности и находившейся здесь прежде церкви. «Мы воздвигли этот храм по Вашему благословению в рамках Программы строительства 200 храмов», — сказал отец-настоятель. Священник преподнес Его Святейшеству список Казанской иконы Божией Матери. Святейший Патриарх Кирилл обратился к присутствующим с Первосвятительским словом: «Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы! Отец настоятель! Братья и сестры! Для меня большая радость освятить этот храм, построенный на особом месте. Отец настоятель уже сказал, что было много попыток возвести здесь храм, но история наша сопровождалась многими конфликтами, войнами, и не так просто было все это сделать. Более 20 лет люди, живущие здесь, добивались того, чтобы можно было зарегистрировать общину и построить храм, и мы чтим труды, которые были на это положены. Другое дело, что не все эти труды могли в свое время завершиться реальными результатами, но всех, кто здесь трудился, кто верил в то, что возникнет храм и приход, всех тех, кто покинул нас, мы молитвенно вспоминаем и приносим нашу благодарность. Действительно, программа строительства новых храмов в Москве, как мы ее условно называем, " Программа-200 " , помогла во многих случаях преодолеть бюрократические препятствия и разного рода естественные трудности, которые всякий раз возникают, когда замышляется большое строительство. Как результат усилий, которые были предприняты для реализации программы строительства новых храмов, и возник этот Божий храм. Храм очень красивый и построен в замечательном месте. Еще подъезжая к этому месту, я возрадовался, увидев и окружающий парк, и, конечно, совершенно замечательную архитектуру храма и приходского дома.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/07/16/pa...

Архиепископ Нифон – почетный член клуба Дипломатической академии России. Владеет, помимо родного арабского, русским, английским и французским языками. За свою службу иерарх неоднократно награждался различными церковными наградами, а 7 сентября 2007 года был удостоен ордена Дружбы от президента России Владимира Путина «за большой личный вклад в укрепление дружественных связей между народами России и стран Ближнего Востока». Среди других наград архиепископа Нифона – ордена Русской, Румынской, Элладской, Болгарской, Чешской Православных Церквей, государственный Ливанский орден «Ливанского достоинства» (от президента Ливана, 2003). Заботами архиепископа Нифона развиваются и углубляются духовные связи Антиохийской и Русской Церквей Русскую и Антиохийскую Апостольские Церкви связывают многовековые духовные узы. По преданию, первый Митрополит Киевский святитель Михаил был сирийцем. Предстоятели древней Антиохийской Церкви не раз посещали Русскую землю для совместной молитвы. Так, в 1655 году гостем Русской Церкви был Блаженнейший Патриарх Макарий. В начале XIX века Священноначалием Антиохийской Церкви было высказано пожелание иметь при Святейшем Синоде Русской Православной Церкви постоянного представителя. Это пожелание встретило сочувственный отклик. В 1848 году представители Антиохийской Церкви начали свое служение в Москве. В 1848 году для Антиохийского подворья был передан московский храм в честь Вознесения Господня и священномученика Ипатия, епископа Гангрского. В 1913 году Россию посетил Блаженнейший Патриарх Антиохийский Григорий IV. В 1945 году на Поместном Соборе Русской Православной Церкви присутствовал Блаженнейший Патриарх Антиохийский Александр III. Во время официального собеседования Первосвятителей Антиохийской и Русской Церквей решено было возобновить деятельность Антиохийского подворья в Москве, которая была прервана из-за революционных событий 17-го года прошлого века. Подворью были переданы два храма, во имя архангела Гавриила и во имя великомученика Феодора Стратилата, что на Чистых прудах в Москве. Открытие подворья состоялось 17 июля 1948 года.

http://pravmir.ru/nastoyatel-moskovskogo...

Другое название скудельниц — “Убогие дома”, “Божьи дома”, “Божедомки”, наблюдение за которыми, а так же кладбищами близ них, поручалось особому божедомскому приказчику, который вел соответствующие записи, занося в особый список имена усопших, которые можно было установить. Итак, в эти дома свозились тела всех насильственной или внезапной смертью умерших и потому не воспользовавшихся перед кончиной молитвами и таинствами Церкви. Здесь же полагались тела погибших от убийц, странников, нищих, одним словом, всех тех, кто не принадлежал ни к какому приходу, а потому и не нашел себе места ни на одном из приходских кладбищ. К тому же в 1619 году патриарх Филарет приказал хоро­нить на Убогих Домах еще и тех, “которые вина обопьются, или зарежутся, или c качелей убьются, или купаючись утонут, или сами себя отравят, или иное какое дурно сами над собой учинят.” Патриарх Адриан правда запретил «самоубийц и убитых на разбое и воровстве класть на кладбищах и Убогих Домах», а велел «зарывать в лесу, или в поле без поминовения в Семик». Обращаю ваше внимание на последнее слово. Так в народе именовался четверг 7й недели по Пасхе. Запомните это наименование. К нему мы еще вернемся. А пока вопрос: Почему все это делали в Четверг перед праздником Святой Троицы? Данное поминовения именно пред праздником Святой Троицы, имеет тот же смысл, что и поминовение всех усопших в субботу Пятидесятницы. Ведь желательно помянуть в ближайший к «Святой Троице» день. Но так суббота уже «занята» для вселенского поминовения, а в пятницу, когда совершается праздничное отдание «Вознесения», несоответственно было бы совершать погребальные обряды, то и оставался ближайшим днем для этого четверг. Итак, в четверток перед праздником Святой Троицы на «убогие места» отправлялось крестным ходом духовенство и “всенародное множество”, неся с собой необходимые для заупокойного богослужения — свечи, ладан, коливо, одежду, саваны, гробы для еще не погребенных, а также разные снеди для устройства поминальной трапезы. Кстати, в Москве было несколько таких мест: 1) церковь св. Иоанна воина, на Божедомке, 2) храм Николая Божедомского (ныне это храм Николая в Звонарях), 3) храм Пятницы Божедомской, известный как храм Спаса Нерукотворного на Убогих домах (сегодня на его месте располагается гимназия 4) храм Успения Божией Матери на Могильцах (Большой Власьевский переулок), 5) ну и наконец, «Покровский убогий монастырь», тот самый, где ныне находятся мощи убогой Матроны Московской.

http://azbyka.ru/video/61-pominovenie-ub...

По проекту М.Ф. Казакова в Москве построено свыше 100 зданий. Для графа Разумовского он построил в 1800-1802 гг. Великолепный дом Казаков во многом определил архитектурный облик Москвы XVIII и начала XIX веков. Именно поэтому в 1939 году улица Гороховая была переименована в улицу Казакова в честь 200-летия зодчего. Вознесенская улица, получившая название по исконно московской традиции – по названию церкви, была переименована в улицу Радио в 1929 году в связи с радиофикацией города и радиостанцией, построенной на ней. Существует устное предание, что посвящение правого придела Святителю Николаю Чудотворцу было пожеланием основного вкладчика средств в строительство храма – Николая Никитича Демидова, тем более, что церковь, посвященная покровителю его отца – Никите Мученику уже была поблизости на Старой Басманной улице. Духовная и материальная помощь митрополита Платона и именитого прихожанина Николая Демидова, а также молитвы и каждодневные старания священника Петра Андреева определили успех и относительно быстрое возведение храма. Об этом и записано в клировых ведомостях церкви, что «церковь построена тщанием священника Петра Андреева на сборную от доброхотных дателей сумму и при особом вспомоществовании прихожанина господина Николая Никитича Демидова и других прихожан». Священник храма отец Пётр за свои высокие добрые качества и особенную ревность ко вновь строящемуся храму Вознесения Господня пользовался особенным вниманием и любовью митрополита Платона. Священник Пётр Андреев – строитель храма священствовал в 1775 – 1823 гг. почти 50 лет. К сожалению, не удалось найти свидетельства о нем, но плоды его деятельности очевидны. Именно его молитвами успешно реализован огромный проект по строительству храма. Колокольня прямоугольной формы была построена вместе с храмом из кирпича. Колоколов было десять. На большом была надпись «Придите ко Мне вси страждующии и обременении и Аз упокою вы, иго Мое благо и бремя Мое легко есть…» отлит сей колокол мая 12 в царствование Государя Императора Александра III.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Вознесени...

Уже в 1750 году была выстроена и освящена Лазаревская церковь, и в Москве появилось первое в городе Лазаревское кладбище. В большинстве же своем московские кладбища, в том числе Ваганьковское, Калитниковское, Рогожское, появились во время эпидемии чумы и находились за пределами тогдашней крайней границы Москвы - Каммер-Коллежского вала. Устройство кладбища на Ваганьках сочли удобным потому, что здесь были обнаружены старинные каменные надгробные плиты, свидетельствующие о прежде уже существовавших здесь захоронениях. В 1773 году освятили первую деревянную церковь Ваганьковского погоста во имя Иоанна Милостивого, предположительно уже стоявшую в этой местности ранее. А в 1824 году архитектор А. Григорьев, построивший знаменитый храм " Большое Вознесение " , возвел здесь ныне существующую каменную церковь Воскресения Словущего с северным приделом во имя Иоанна Милостивого. На месте же, где стояла первая одноименная церковь, поставили красивый памятник в виде ротонды. Этот же зодчий в 1822-1824 г.г. построил и два небольших флигеля поблизости от входа на кладбище. В юго-западном, слева от входа, в 1822 году стараниями бывшего московского обер-полицмейстера Шульгина и на средства потомственной почетной гражданки Мазуриной была устроена богадельня. В правом же северо-восточном флигеле была поначалу устроена кладбищенская часовня, а потом и церковно-приходская школа. Из этой перестроенной часовни в марте 1916 года возвели Андреевский храм для отпевания усопших и заказных литургий на завещанные средства благотворителя А.С. Лонгинова. Под ним устроили новую часовню для покойников, привозимых сюда, на Ваганьковское кладбище для отпевания и погребения. Новая, очень скромная кладбищенская церковь вмещала в себя до 350 богомольцев, икона в него была пожертвована обществом трезвости. Храм освятили уже в мае 1916 года. Однако действующей новоустроенная Андреевская церковь была недолго. На следующий год грянула революция, и уже в 1918 г. храм был закрыт и крест с него снят. Какое-то время в этом помещении было общежитие, потом различные кладбищенские службы, магазин похоронных принадлежностей.

http://pravoslavie.ru/72.html

В историографии кон. XX в. существовало 2 версии основания Георгиевского монастыря. По первой версии, которой придерживался В.П. Выголов, каменная Георгиевская церковь была возведена между 1456 и 1461 гг., а монастырь возник после смерти Ю. Кошкина, до 1506 г., которым датирована духовная волоцкого кн. Феодора. По второй, представленной в работах В.Д. Назарова, Георгиевская церковь и Георгиевский монастырь появились в кон. XIV - нач. XV в. Впервые Георгиевский храм упоминается в духовной грамоте 1461 г. вел. кн. Василия II Васильевича, который жаловал 4-му сыну волоцкому кн. Борису «дворы» «Марьиньские Федоровы» в Москве на посаде, около «Святого Егорья, каменные церкви». Мария Феодоровна - дочь Феодора Голтяя, 2-го сына Феодора Андреевича Кошки, была выдана замуж за серпуховского кн. Ярослава Владимировича. Дочь Марии Мария Ярославна была женой вел. кн. Василия II. Духовной грамотой 1477 г. волоцкий кн. Борис Васильевич передал старшему сыну Феодору «бабы моее Марьинские» дворы. «Святой Георгий на Дмитровке» упоминался в летописном известии о московском пожаре 1493 г. Впервые Георгиевский монастырь упоминался в грамоте 1503 г. рузского кн. Иоанна Борисовича, который выплачивал заемное «егорьевское серебро», а «рост на те деньги не плачон на пять лет». Поскольку проценты по взятому займу рузский князь не платил 5 лет, он занял денег в 1498 г., что подтверждает существование монастыря к тому времени. В этой же грамоте «Егорий каменный» упоминается в одном ряду с кремлевскими монастырями московскими в честь Вознесения Господня и Чудовым, а также с Новоспасским, Андрониковым, московским в честь Богоявления Господня и Симоновым. Данные грамоты также свидетельствуют о том, что к 1498 г. монастырь уже существовал. В 1506 г. волоцкий кн. Феодор Борисович, отправляясь в Казанский поход, завещал супруге дворы «на посаде у Юрья святаго» и распорядился вернуть свой долг (117,5 р.) «на Москве Юрьевского монастыря». Георгиевский монастырь находился около пересечения Юрьевской ул. (Георгиевский пер.) с улицей, «что идет от города… к Сущову на Дмитровскую дорогу» (Б. Дмитровка).

http://sobory.ru/article/?object=34972

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010