Благодаря этому он достиг высшей любви и святости, так что с чистой совестью мог сказать, что ни смерть, ни жизнь, ни ангелы, ни начала, ни силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, и уже не я живу, но живет во мне Христос. Не может быть, дорогие братия и сестры, более трогательного образца истинного служения Господу и любви к Нему, — на протяжение многих лет плачущего святого апостола Петра и страдающего, подвизающегося за веру апостола Павла. Как хорошо было бы, если бы христиане хотя бы немного приблизились к этим образам верности и любви, явленных в святых апостолах, если бы всегда стоял перед глазами христианина Христос, не покидал, особенно когда мы устремляемся ко злу, преграждал бы путь к нему. «Но разве это в нашей воле, разве мы можем сделать так?» — «Да, можем». Господь распятый всегда стоит на нашем пути. И всегда говорит нам со Своего креста: «Не делайте так. Вы второй раз вбиваете гвозди в Мои руки и ноги. Куда идете, вернитесь!» А мы не видим Христа, не приучились видеть. Святые апостолы Петр и Павел всегда имели перед глазами своими Господа Иисуса Христа, и Спаситель Сам направлял их путь к небу, ко спасению. Но разве не в нашей воле приблизиться к Господу? Чтобы удостоиться помощи Спасителя, нужно только иметь слезы святых апостолов Петра и Павла, с осуждением оплакать прошедшую жизнь, а в будущем твердо идти под водительством распятого Христа в любви, мире, святости, тишине, постоянно искать и молить Бога о нашем преображении. И да помогут нам в этом святыми молитвами своими уже прошедшие этот путь первоверховные апостолы Петр и Павел. Аминь. В день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла Из божественного откровения, дорогие братия и сестры, нам известно, что истина заключается в Господе нашем Иисусе Христе. Поэтому все мы должны стремиться к этой спасительной истине, стремиться, несмотря на нашу греховность и слабость. Из Священного Писания известно, что уклонение человека от цели христианской жизни и его обязанностей неизбежно делает жизнь пустой и бесплодной.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arx...

был коронован. Мн. сподвижников Танкреда Генрих подверг жестокой казни; по свидетельству автора Жития И. Ф., в это время буквально исполнилось пророчество Иезекииля, к-рое приводил И. Ф.: «Копытами коней своих он истопчет все улицы твои, народ твой побьет мечом и памятники могущества твоего повергнет на землю. И разграбят богатство твое, и расхитят товары твои, и разрушат стены твои, и разобьют красивые домы твои, и камни твои, и дерева твои» (Иез 26. 11-12). Когда Генрих прибыл в Калабрию и встретился с И. Ф., он вспомнил его пророчество и сказал: «Вот аббат Иоахим, который задолго до свершения этого предсказал нам все то благое, что мы ныне видим» (Vita b. Joachimi abbatis// Grundmann. 1960. S. 538). Благодаря своему предсказанию И. Ф. пользовался особым благоволением короля; он неизменно ходатайствовал перед королем за притесняемых и бедных. Король даровал особые привилегии Флорскому монастырю, повелев выплачивать ежегодно крупную сумму на его содержание ( Grundmann. 1960. S. 503-504). О последующих годах жизни И. Ф. известно немного, поскольку сохранившийся фрагмент его Жития заканчивается воцарением Генриха. На основании того, что Роджер из Хаудена называл И. Ф. «аббатом монастыря Кораццо, относящегося к цистерцианскому ордену» (Chronica magistri Rogeri de Houedene. P. 75), можно сделать вывод, что в нач. 90-х гг. XII в. И. Ф. еще не окончательно порвал отношения с цистерцианским орденом. Более того, администрация ордена считала И. Ф. самовольно оставившим монастырь и потому подлежащим наказанию: известно, что осенью 1192 г. он был вызван на генеральный капитул ордена, однако не явился на него; это дало формальные основания считать его «беглым» (fugitivus) цистерцианцем ( Grundmann. 1960. S. 504). Однако уже в 1194 г. кор. Генрих VI в письме к нему называл его «Флорским аббатом»; окончательно подтверждение нового статуса И. Ф. произошло в 1196 г., когда он посетил Рим и представил устав нового флорского ордена папе Целестину III (1191-1198). Устав был одобрен папой в особой булле, выпущенной 25 авг.

http://pravenc.ru/text/578138.html

В искушении будучи, никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом, и Сам не искушает никого. Но каждый, как сказано, искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью. Похоть же исполняя, рождает грех, а сделанный грех производит смерть – томление и скорбь души ( Иак.1:13–15 ). Если и попускает Бог быть искушениям, то для того, чтобы вразумить и привести в познание – любим ли мы Бога всею душою и всем помышлением, или любим более самих себя – плоть и мир, и содружество с диаволом? Посему и говорит апостол: всяку радость имейте, братия, егда во искушение впадаете различна, совершенно зная, что испытание веры вашей производит в вас терпение, терпение же до конца покажет, что вы вполне преданы Богу ( Иак.1:2–4 ). Но и терпение никто не должен считать своею собственностью – оно есть дар Божий, а как дар, то и должно просить его свыше, от Отца светов, от Которого нисходит всякое даяние блага ( Иак.1:17 ). Потому и молимся мы: не введи нас во искушение ( Мф.6:13 ), не оставь нас, Отче, без Твоей помощи, подай терпение и не допусти увлечься пожеланием своего сердца, которое наклонно ко греху. Некогда некто много молил Бога, да отступит от него противный ему дух-искуситель; но Господь ему сказал: довольно для тебя благодати Моей; ибо сила Моя совершается в немощи ( 2Кор.12:9 ). Посему и мы будем просить: дай нам, Отче, благодать Твою и довольно нам будет, да с помощью ее преславно подвизаемся; ибо Тебе, Отче, известно, что и хотели бы мы сделать, но без благодати Твоей не можем совершить: яко персть есмы, и не иное что, как прах земной. Если и есть в нас что-либо угодное Тебе, то и это получили от Тебя же; ибо мы не знали, что надо делать, чтобы угодить Тебе, и не делали, и не желали даже добра делать душе своей, покуда Ты нас не научил тому. Даже и ныне мы без благодати Твоей не хотим и не делаем добра. О, крайняя наша слабость и немощь души нашей! И если бы благодать Твоя не помогла нам, – что было бы с нами? в каких печальных заблуждениях мы пребывали бы, оставленные своим богопротивным склонностям? Но и ныне, после столь многих благодеяний Твоих, Господи! Господи! Ты видишь в нас одну только неблагодарность. Боже наш! Боже наш! Тебе известно наше непостоянство, но не попусти, чтобы неверность наша соделала нас недостойными Твоих благодеяний, не допусти нам отвергнуться от Тебя, не введи нас во искушение ( Мф.6:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

В самом деле, с Ноем, Авраамом и его потомками, равно как с Иовом и Моисеем, Бог беседовал не чрез письмена, а непосредственно, потому что находил их ум чистым. Когда же весь Еврейский народ пал в самую глубину нечестия, тогда уже явились письмена, скрижали и наставление чрез них. И так было не только со святыми в Ветхом Завете, но, как известно, и в Новом. Так и Апостолам Бог не дал чего-либо писанного, а обещал вместо Писаний даровать благодать Духа. Утешитель же. Дух Святый, – сказал Он им, – напомнит вам все ( Ин. 14, 26 ). И чтобы ты знал, что такой путь (общения Бога со святыми) был гораздо лучше, послушай, что Он говорит чрез Пророка: Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет (...) вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу ( Иер. 31, 31–33 ); (...) и будут все научены Богом ( Ин. 6, 45 ). И Павел, указывая на это превосходство, говорил, что он получил Закон (написанный) не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца ( 2Кор. 3, 3 ). Но так как с течением времени одни уклонились от истинного учения, другие от чистоты жизни и нравственности, то явилась опять нужда в наставлении письменном». Из высказываний обоих этих учителей разве не ясно, что и в Ветхом, и в Новом Завете изначально не было Писания, и истинная вера существовала и без Писания. Зачем же вы, противники, всегда с таким старанием искажаете Писания, если хотите на нем одном основывать вашу веру? Так пишут и многие другие вселенские учители, скажу более, все святые Отцы, вот каковы свидетели этой истины, которых я здесь не упомяну краткости ради. Ибо если вы, противники, не верите этим, то не поверите и многим другим (если бы они даже восстали из мертвых). Глава 5. Твердость камня веры, утверждаемого на доказательствах из Священного Писания Первое доказательство, от Ветхого Завета Известно, что помимо Священного Писания у Иудеев были и Предания, причем двух видов. Во-первых, Предание фарисеев, которых в Евангелии часто обличает Христос и что мы ясно увидим позже во второй части, в претыкании седьмом.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

В чем может, он успевает, а в чем не может, он смиряется. Следовательно, и то самое служит ему к преспеянию, что неподражаемо в преспеянии. 9 . Ибо вот, если мы обсуживаем те слова и дела наших проповедников, о которых читаем; то познаем, на какую высоту были подняты ворота. Ибо умалчивая о явлении знамений, скажем о добродетелях сердечных. Известно о Павле, который говорит, что он законом умер для закона, потому что веру во Христа проповедывал ему и самый закон ( Гал.3:24 ), – что он по великой ревности в вере не захотел по плоти держаться заповедей закона, запретил обрезание в язычниках. И когда Апостол Петр хотел было соблюдать еще обычай законного обрезания: тогда он (Павел) лично противостал ему, и сказал, что он в этом деле подвержен был нареканию ( Гал.2:11 ). И высказывая эту свою ревность ученикам, называет (поступок Петра) не только проступком, но – что более лицемерием, т.е. притворством, говоря: когда Петр пришел в Антиохию, тогда я лично противостал ему: ибо он подвержен был нареканию. И несколько после: вместе с ним лицемерили и прочие Иудеи ( Гал.2:11, 13 ). Но тот же Апостольский первенец (Петр), давая многие наставления ученикам, и узнав, что они увлекаются некоторыми писаниями Павла, говорит: как и возлюбленный брат наш Павел, по мудрости ему данной, написал вам; так как он говорит о сем и во всех своих посланиях, в которых есть нечто и неудобовразумительное; что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, подобно как и прочия Писания ( 2Пет.3:15–16 ). Вот (Павел) в своих посланиях написал, что Петр подвержен был нареканию, и вот Петр в своих посланиях утверждает, что Павел дивен в том, что он написал. Известно, что если бы Петр не прочитал посланий Павла, то не стал бы хвалить их. А если он прочитал их, то заметил, что в них сам он назывался подверженным нареканию. Итак друг истины похвалил даже то, что его обличили; ему понравилось даже то самое, о чем он думал иначе, нежели как следовало думать. И он согласился с меньшим братом, и в этом самом деле соделался последователем меньшего себя, чтобы тому, кто был первым в сонме Апостолов, быть первым и в смирении, Итак обсудите, возлюбленнейшие братия, на какой высоте души стоял тот, кто хвалил те послания, в которых написано, что он подвержен нареканию.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

В этом состоит ваше достоинство, ваша важность, ваш венец, а не в том, чтобы вы облекались в белую и блистательную одежду. Но как, скажешь, я могу знать того и другого? – Я говорю не о неизвестных, но об известных людях. Скажу нечто более страшное: не столько опасно приступать к этому таинству бесноватым, сколько тем, которые, как говорит Павел, попирают Христа, Кровь завета не почитают за святыню и ругаются над благодатью Духа (см.: Евр. 10:29 ). Никто не должен приобщаться, если он не из числа учеников Христовых. Никто не должен принимать Дары, подобно Иуде, чтобы не потерпеть участь Иуды. Это собрание верующих есть также тело Христово. Поэтому ты, служитель таинств, смотри, чтобы тебе не раздражить Владыку, если не будешь очищать это тело; смотри, чтобы не дать меча, вместо пищи. Но, хотя бы кто и по неразумию пришел для причащения, воспрети ему, – не бойся. Бойся Бога, а не человека. Если будешь бояться человека, то от Бога будешь уничижен; а если будешь бояться Бога, то и от людей почитаем. Если ты сам не смеешь, то приведи ко мне: я не позволю этой дерзости. Скорее предам душу свою, нежели причащу Крови Господней недостойного; скорее пролью собственную кровь, нежели причащу столь страшной Крови того, кого не должно. Если же кто после многих испытаний не найдет недостойного, то не будет виновен. Это сказано мной об известных людях. Если мы исправим этих, то Бог и неизвестных скоро соделает нам известными. Если же мы оставим без внимания известных нам, то для чего Ему делать других нам известными? Это говорю я не для того, чтобы мы только удаляли и отсекали, но для того, чтобы мы исправляли и возвращали их, чтобы имели попечение об них. Таким образом, мы и Бога умилостивим, и найдем много достойных причастников, и получим за свое старание и попечение о других великую награду. Минь. Т. VII. С. 745. Творения. Т. VII. С. 828–829. 630. Все вредит сребролюбцу БЕСЕДА LXXXIII. ИЗЪЯСНЕНИЕ Мф. 26:36–50 . Ужели ты не слыхал пословицы: нищего и неимущего не могут ограбить и сто человек? – Бедность служит ему сильным защитником, которого не может взять и покорить даже сам царь.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Ведь одна эта злоба и гордыня, кажется, могли бы служить лучшим доказательством того, что все это учение от сатаны, ибо то же Слово Божие указывает на эти два качества, а особенно на злобу, как на явные признаки указанного сейчас источника их происхождения: «кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец» 84 ; «всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца» 85 ; «кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому, что тьма ослепила ему глаза» ( 1Ин.2:11 ) 86 ; «дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего» 87 . Но, увы, сами спириты, как зачумленные, не хотят видеть этого. А о нетерпимости спиритов и говорить нечего, когда меня обличал, быть может, очень резкий; быть может, тоже страдающий нетерпимостью, но человек, безусловно, ревностный и искренний в своем служении, известный миссионер, И.Е.Айвазов, – я готов был, как говорится, уничтожить его, и только теперь с уважением и признательностью отношусь к нему, т.к. он этою своею резкостью намного ближе подвинул меня к правде. Далее, когда выступил с обличением меня, ныне почивший С.Д.Волков-Давыдов, под псевдонимом Серапион Волкович, правда, с обличением, довольно утрированным, в своей брошюре «Спиритизм яд интеллекта», – я дал ему такую отповедь, что мне за нее сейчас более чем стыдно. Наконец, когда выступил в борьбу против распространяемой мною ереси, известный миссионер о.Черкассов в журнале «Кормчий», в деликатной и высоко-христианской форме, – о, как я резко отвечал ему и как я недостойно защищал сатану. А, между тем, до вступления в сферу спиритизма, я был человек очень деликатный и терпимый по отношению к людям. ... И таким образом, незаметно, – медленно, с большими паузами, продолжал свою обличительную, обращенную ко мне, именно ко мне, святую речь этот великий прозорливец: последовательно, сам того не замечая, – уж очень тонко, нигде так тонко не действует сатана, как в спиритизме, – отходит человек от Бога, от церкви, хотя заметьте, в то же время дух тьмы настойчиво, через своих духов, посылает запутываемого им человека в храмы Божии, служить панихиды, молебны, акафисты, приобщаться Святых Христовых Таин, и в то же время понемножку вкладывает в его голову мысли: «ведь все это мог бы сделать ты сам, в своей домашней обстановке, и с большим усердием, с большим благоговением и даже с большей продуктивностью в смысле получения исполнения прошений»!..

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tih...

Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин; ею получил свидетельство, что он праведен, как засвидетельствовал Бог о дарах его; ею он и по смерти говорит еще " (Евр. 11:3-4).   1. Вера требует души бодрственной и юной, возвышаю­щейся над всем чувственным и парящей выше немощных помыслов человеческих. Верующим невозможно быть иначе, как освободившись от общеобычного (порядка вещей). По­этому, так как души евреев были немощны и хотя начали с веры, но потом от обстоятельств, - разумею страдания и скорби, - ослабели, впали в малодушие и колебались, то (апостол) ободрял их сначала собственными их подвигами: " Вспомните " , - говорил он, - " прежние дни ваши " ; затем Писанием, ко­торое говорит: " Праведный верою жив будет " ; потом своими соображениями: " Вера же " , - говорил он, - " есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом " . Теперь он (ободряет их) примером предков, тех великих и дивных мужей, и как бы так говорит: если тогда, когда блага были у ног, все спасались врою, то тем более мы. Когда душа видит другого разделяющим с нею одно и то же, то успокаивается и чувствует облегчение. Так бывает и в делах веры, так и в скорби, о чем говорит (апостол) в другом месте: " … утешиться с вами верою общею, вашею и моею " (Рим. 1:12). Род человеческий весьма мнителен, не может полагаться на себя самого и боится за верность своих суждений; при том заботится, и весьма много заботится о мнении других. Что же делает Павел? Он ободряет их примером предков, и прежде того - общим соображением. Вера была тогда порицаема, как дело бездока­зательное и даже вводящее в заблуждение; потому он доказывает, что самые великие дела совершаются верой, а не рассуждениями. Как же он доказывает это, скажи мне? " Верою " , - говорит, - " познаем, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое " . Известно, говорит, что Бог сотворил из не сущего сущее, из невидимого видимое, из не существующего существующее. Но откуда известно, что Он совершил это " словом " .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Входила ли Богородица во Храм? Исповедь сомневавшегося Введение во храм Пресвятой Богородицы Как-то раз мой друг рассказал мне о статье на одном богословском сайте, посвящённой празднику Введения пресвятой Богородицы во храм. Суть этой статьи в том, что никакого введения во храм, собственно, и не было – ведь так считают «многие исследователи», а «многие исследователи», как известно, никогда не ошибаются. И мне вспомнилось, что когда-то, лет десять назад, я тоже не верил в историчность Введения Богородицы в храм, и казался себе по этому поводу весьма умным и продвинутым. Я верил, что это моё собственное мнение, хотя в действительности я его вычитал у кого-то из «многих исследователей» или даже просто кого-то, кто им поклоняется. Аргумент, который мне казался неотразимым, состоял в том, что само это событие не вписывается в то, что известно об отношении к Храму у древних евреев, и даже идёт вопреки некоторым установлениям (вхождение во храм, доступное лишь для мужчин). И вот, жил я себе поживал с таким мнением, а потом, – допустим, лет девять назад, – вдруг задумался: а разве на моих глазах не бывало исключений, например, в церковной жизни? И речь не про нарушения, а про те исключения, которые происходят явно по воле Самого Бога – разве не бывает такого? И было и есть. Исключения из правил случаются. А про то, что они случались и в ветхозаветные времена, Сам Христос засвидетельствовал древним умникам: «разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним? как он вошел в дом Божий и ел хлебы предложения, которых не должно было есть ни ему, ни бывшим с ним, а только одним священникам?» (Мф. 12:3-4). А вот не сказал бы Господь этих слов, и, того гляди, нашлись бы нынешние умники, которые состряпали бы статью о том, что эпизод с хлебами предложения, описанный в 24 главе книги первой Царств, по мнению «многих исследователей» не более чем вымысел, поскольку противоречит Закону и раннеиудейской традиции, которая ясно говорила, что вкушение этих хлебов было всегда прерогативой только священников.

http://pravoslavie.ru/43312.html

Глава XVII    Теперь перейдем к рассмотрению дел, сделанных Господом разом, закончив которые в шестой день, в седьмой день — почил, а затем рассмотрим то, что Он и доныне делает. Ведь сам Бог (существует) до века, то же, с чего начался век, мы называем сущим от века, а то, что рождается в мире, называется существующим в веке. Поэтому Писание, сказав: «Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть», затем прибавляет: «Что начало быть» (Ин. 1:3). Об этом же деянии Господа в другом месте написано так: «Ты сотворил мир от безобразнаго вещества» (Прем. 11:18). Мир этот, как о том уже говорилось выше, часто называется небом и землей, которые Бог, как мне кажется, сотворил сразу со всем, что на них есть. Глава XVIII    Многих тварей нашего мира мы не знаем, ибо так или иначе они недоступны для наших чувств: то ли они живут высоко в небе, то ли — в дальних или необитаемых странах, а иные сокрыты в недрах земли. Прежде чем они были сотворены, они, конечно же, не существовали; так каким же образом Богу было известно то, что еще не существовало? С другой стороны, как Он мог сотворить то, чего не знал? Следовательно, Он творил то, что знал, и знал еще прежде, чем оно было сотворено. Отсюда: до своего сотворения все и существовало, и нет; существовало в познании Бога и не существовало в своей природе. Вот для чего и был сотворен тот (один) день, которому оно было известно обоими этими способами, т. е. и в Боге, и в собственной природе: в Боге — познанием как бы утренним, в своей природе — познанием как бы вечерним. Что же касается самого Бога, то осмелюсь сказать, что когда Он творил, то знал (творимое) именно так, как ведал его сотворить Тот, «у Которого нет изменения и ни тени перемены» (Иак 1.17). Глава XIX    Само собою понятно, что для знания низших предметов Бог не нуждается в вестниках, дабы с их помощью как бы становиться более знающим; но простым и удивительным образом Он знает все твердо и непреложно. Вестников Он имеет для нас и для них самих, ибо служить и предстоять Ему, получать от Него наставления о низших (предметах) и повиноваться Его высшим заповедям и велениям суть их благо в порядке их природы и субстанции. По-гречески эти вестники называются γγελοι; этим общим именем обозначается все то горнее общество, под которым мы разумеем тот первый день.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010