49 . Итак, мы уже видим, согласны ли относительно этого слуги сотника Матфей и Лука. Но вот Матфей говорит: «К Нему подошел сотник и просил Его: Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает». На первый взгляд то, что говорит Лука, противоречит этому: «Услышав об Иисусе, он послал к Нему Иудейских старейшин просить Его, чтобы пришел исцелить слугу его. И они, пришедши к Иисусу, просили Его убедительно, говоря: он достоин, чтобы Ты сделал для Него это, ибо он любит народ наш и построил нам синагогу. Иисус пошел с ними. И когда Он недалеко уже был от дома, сотник прислал к Нему друзей сказать Ему: не трудись, Господи! ибо я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой; потому и себя самого не почел я достойным придти к Тебе; но скажи слово, и выздоровеет слуга мой» ( Лк. 7:3–7 ). Если дело обстояло именно так, то каким образом будет истинным сообщение Матфея, если сам сотник не подходил, а послал друзей? Мы поймем это, если тщательно вдумаемся, не использовал ли Матфей просто особый оборот речи. Ведь мы сами часто говорим «найти подход» не в смысле непосредственно подойти (да и проходимцы – отнюдь не путешественники!); если получение желаемого возможно при посредстве третьих лиц, то ходатайство тем более может совершаться через других. Поэтому нет ничего несообразного в том, что Матфей пожелал выразиться по возможности кратко, хотя приближение сотника к Господу совершилось не непосредственно, а через его друзей. 50 . Сверх того, необходимо также обратить внимание на возвышенность таинственной речи евангелиста соответственно написанному в псалме: «Кто обращал взор к Нему, те просвещались» ( Пс. 33:6 ). Поэтому сам Иисус похвалил веру сотника, с которой тот приступил к Нему, так что сказал: «И в Израиле не нашел Я такой веры» ( Мф. 8:10 ); мудрый евангелист предпочел сказать, что он сам приступил к Иисусу, а не те, через которых Он выразил свою просьбу. А затем Лука для того раскрыл, каким образом все это произошло, чтобы нам было побуждение из этого уразуметь, как именно приступил к Нему сотник, о чем говорит и другой, который не может лгать. Ведь и та женщина, которая страдала кровотечением, хотя и держала только края Его одежды, однако более коснулась Господа, чем те толпы, которые теснили Его. Так что кто более верует, тот более и касается Господа; так и сотник: чем более веровал, тем более приступил к Господу. А относительно прочего, что в этой главе один пропустил, а другой – сказал, то здесь, если следовать известному правилу, прежде нами уже предложенному, не находится ничего, что было бы противоречивым. Глава XXI

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

И к духам праведников, достигших совершенства. И к духам праведников, достигших совершенства. То есть душам, оказавшимся славными и совершенными пред Богом, очевидно, в силу веры, как он ясно показал: и вы будете с ними соединены, если будете подражать им. И к Ходатаю нового завета Иисусу. И к Ходатаю нового завета Иисусу. Не к рабу Моисею, но к Господу нашему Иисусу. И к Крови кропления. И к Крови кропления. То есть очищения. Ибо Кровь Христа, окропившая нас, очистила и освятила нас. Говорящей лучше, нежели Авелева. Говорящей лучше, нежели Авелева. Разве кровь Авелева говорила? Да. Ибо сказано: голос крови брата твоего вопиет ко Мне (Быт. 4:10). Или что и выше сказано, то и ныне говорит, известное и воспеваемое всеми. Но Кровь Христа издает более светлый и более ясный голос, вопия самым делом, что она всех освятила. Но и иначе говорит: там, где нет чистой мысли, — пробуждает и побуждает высказываться. Ибо Сам Дух ходатайствует воздыханиями неизреченными (Рим. 8:26). А святой Кирилл Иерусалимский так еще понял, что кровь Авеля вопияла против убийства, а Кровь Христа ходатайствует за нас пред Отцом Его. Смотрите, не отвратитесь и вы от говорящего. Смотрите, не отвратитесь и вы от говорящего. Не отвратитесь чрез неверие обетованиям Его и отчаяние. Кто же говорящий, как не Христос? Ибо если Кровь Его говорит, то тем более Он Сам. Если те, не послушав глаголавшего на земле, не избегли наказания. Если те, не послушав глаголавшего на земле, не избегли наказания. Чего не избежали? Наказания, погибели. Глаголавшим же на земле называет Моисея, или и Бога, сошедшего с неба, однако говорившего на земле чрез Моисея. Ибо на горе Синае Он глаголал, то есть беседовал, рассуждал и все установил. То тем более не избежим мы, если отвратимся от Глаголющего с небес. То тем более не избежим мы, если отвратимся от Глаголющего с небес. То есть Христа, пророчествующего с небес, то есть после вознесения Своего, даровавшего нам закон чрез Духа. Не то сказал, будто один закон был тогда, а ныне другой, но образ законоположения имеет различие. Ибо тогда, говоря на земле, дал закон; теперь же, как сказано, по вознесении. Посему он был бы еще более страшным. Но не иной был тогда, и не иной ныне. Слушай далее его самого.

http://predanie.ru/book/68866-tolkovaniy...

Но что я говорю: был славен пред людьми, — если он и для бесов был страшен более тогда, когда был бичуем? Когда он находился в узах, когда подвергался кораблекрушениям, тогда и совершал величайшие знамения, тогда особенно и побеждал противные силы. Поэтому, зная хорошо пользу, происходящую для души от этих скорбей, он говорил: « когда я немощен, тогда силен »; и потом прибавлял: « посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях, чтобы обитала во мне сила Христова » (2 Кор. 12:10, 9). Поэтому и говоря к некоторым, жившим в Коринфе, и укоряя тех из них, которые высокомудрствовали о себе, а других осуждали, он, соблюдая характер послания и находясь в необходимости представить нам изображение своих подвигов, составил его не из знамений, не из чудес, не из почестей, не из удовольствий, но из заключений в узы, судилищ, голода, холода, борьбы, козней, и говорил им так: « Христовы служители? (в безумии говорю:) »; — и, объясняя это выражение: « я больше », и свое преимущество, продолжал: « я гораздо более был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти » и пр.: « если должно мне хвалиться, то буду хвалиться немощью моею » (2 Кор. 11:23–30). Видишь ли, что этим он хвалится гораздо более, нежели восхищается блистательными венцами, и потому говорит: « и не сим только, но хвалимся и скорбями »? Что же значит: « и не сим только »? Не только, говорит, мы не падаем духом, испытывая скорби и бедствия, но как бы более и более преуспевая в чести и славе, особенно хвалимся среди приключающихся бедствий. Далее, сказав, что от скорбей происходит величайшая слава, хвала и радость, — а известно, что слава доставляет и удовольствие, потому что где удовольствие, там конечно есть и слава, и где такая слава, там конечно есть и удовольствие, — показав, что терпение скорбей сопровождается славою, знаменитостью и радостью, он говорит о другом величайшем их следствии, о некотором величайшем и дивном плоде их. А какой этот плод, посмотрим.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

1. Вера требует души бодрственной и юной, возвышающейся над всем чувственным и парящей выше немощных помыслов человеческих. Верующим невозможно быть иначе, как освободившись от общеобычного (порядка вещей). Поэтому, так как души евреев были немощны и хотя начали с веры, но потом от обстоятельств, - разумею страдания и скорби, - ослабели, впали в малодушие и колебались, то (апостол) ободрял их сначала собственными их подвигами: " Вспомните " , - говорил он, - " прежние дни ваши " ; затем Писанием, которое говорит: " Праведный верою жив будет " ; потом своими соображениями: " Вера же " , - говорил он, - " есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом " . Теперь он (ободряет их) примером предков, тех великих и дивных мужей, и как бы так говорит: если тогда, когда блага были у ног, все спасались врою, то тем более мы. Когда душа видит другого разделяющим с нею одно и то же, то успокаивается и чувствует облегчение. Так бывает и в делах веры, так и в скорби, о чем говорит (апостол) в другом месте: " утешиться с вами верою общею, вашею и моею " (Рим. 1:12). Род человеческий весьма мнителен, не может полагаться на себя самого и боится за верность своих суждений; при том заботится, и весьма много заботится о мнении других. Что же делает Павел? Он ободряет их примером предков, и прежде того - общим соображением. Вера была тогда порицаема, как дело бездоказательное и даже вводящее в заблуждение; потому он доказывает, что самые великие дела совершаются верой, а не рассуждениями. Как же он доказывает это, скажи мне? " Верою " , - говорит, - " познаем, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое " . Известно, говорит, что Бог сотворил из не сущего сущее, из невидимого видимое, из не существующего существующее. Но откуда известно, что Он совершил это " словом " . Разум не внушает ничего такого, а напротив говорит, что видимое происходит от видимого же. Особенно философы утверждают, что из ничего не бываете ничего, - так как они люди душевные и ничего не предоставляют вере.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1623...

20), которые более могли знать о намерениях врагов Господа, чем пришедшие на праздник из других мест, потому им кажется странным, что эти ищущие смерти Его оставляют Его так свободно говорить и не оспаривают Его. Не зная, как объяснить это, они предполагают, не удостоверились ли начальники, что Он действительно Мессия. Но это предположение явилось только мгновенно, так сказать, в их мысли и тотчас уступило место сомнению. Распространённое тогда раввинское мнение, что никто не будет знать происхождения Мессии, стало поперёк дороги их к вере и послужило камнем претыкания. – Откуда Он: речь не о месте происхождения Мессии, которое было известно, и известно достоверно (ср. ст. 41; Мф. 2:4–6 ), и не о роде, из коего Он произойдёт, который был также известен (ст. 42), но о происхождении Мессии по обстоятельствам самого рождения, об отце Его, о Матери. (Указание на это есть в разговоре Иустина мученика с иудеем Трифоном.) Выродилось это мнение, вероятно, из ложного объяснения некоторых пророчеств о Мессии (например, Ис. 53:8 , Мих. 5:2 ; Дан. 7 ). Между тем они думали, что об Иисусе они знали, откуда Он, зная Его Матерь и фамилию (ср. 6 и парал.), хотя истинного понятия о Его рождении не имели. Это и не давало им теперь верить в Господа как Мессию. 28. Ин. 7:28 . Тогда Иисус возгласил в храме, уча и говоря: и знаете Меня, и знаете, откуда Я; и Я пришёл не Сам от Себя, но истинен Пославший Меня, Которого вы не знаете. Ин. 8:14, 17:3, 8:42 . 29. Ин. 7:29 . Я знаю Его, потому что Я от Него, и Он послал Меня. Ин 8:55, 6:46 . Возгласил: указание на усиление, возвышение голоса, означающее особенную торжественность речи. – В храме: ст. 14. И знаете Меня и пр.: смысл речи Господа в ответ на говор иерусалимлян таков: хотя вы и говорите, что знаете Меня и знаете, откуда Я, но знание ваше неправильно и недостаточно, иначе не говорили бы вы утвердительно о сем. Из своего знания обо Мне вы заключаете, что Я не Мессия, и это показывает неправильность вашего знания обо Мне. Предполагая, что знаете Меня, вы говорите, что Я пришёл Сам от Себя, т. е.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

20Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу.    18—20. Наставление об отношении рабов к господам по началам христианским. — Слуги, со всяким страхом повинуйтесь и проч.: речь идет без всякого сомнения о рабах в смысле известного гражданского состояния известного рода лиц, как показывают выражения особенно 19-го и 20-го стихов, но апостол употребляет название более мягкое, означающее вообще домочадцев; может быть, не неосновательно предположение, что он нарочито избирает это название потому, что пишет послание, между прочим, к уверовавшим из иудеев, которым, как народу, Богом избранному, противно и соблазнительно было самое название — раб, в отношении людей к людям. Повинуйтесь: то же выражение, какое выше употреблено апостолом для означения покорности верховной власти; форма греческого выражения показывает, что апостол это наставление рабам основывает на предшествующем наставлении: Бога бойтесь, царя чтите, то есть что обязанность рабов быть покорными господам есть необходимое следствие обязанности бояться Бога и чтить царя. — Со всяким страхом: страх перед Богом должен отражаться и в страхе пред предержащей властию, и не только перед нею, но и пред властию господ; как работать Господу нужно со страхом, так со страхом же быть покорными и гражданской власти и господам. Здесь страх пред господами разумеется: 1) страх наказания за проступки, 2) страх оскорбить Бога непокорностию власти и 3) страх опасения, как бы неповиновением не возбудить во власть имеющих ненависть к самой вере непокорных и их братиям.— Не только добрым и кротким, каковым повиновение и служба не представляет особенной тягости, но и суровым, строгим и жестоким. Против таковых особенно возмущается чувство свободы человеческой; но именно здесь-то, в этом пункте, христианской образ мыслей и сила воли должны восторжествовать над естественными склонностями и стремлениями человека и превозмочь их ради высших идей и целей. — То угодно Богу: греческое выражение допускает несколько толкований, которых общий смысл, впрочем, один, а только оттенки различны.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

2) Блаженство праведников будет состоять в живой связи и тесном общении их как с Ангелами Божиими, так и со всеми святыми, живущими на небесах. В самом деле, если праведники будут и наслаждаться общением с Самим Богом, Источником вечного блаженства, то, понятно, они будут наслаждаться и общением с Ангелами и святыми как ближайшими Его слугами, потому что, как известно, идеже есть Христос Господа, ту и слуга Его будет ( Ин. 12, 26 ). Известно также и то, чтэ Господу всегда «предстоят тысящи Архангелов и тьмы Ангелов, Херувимы и Серафимы, шестокрылатии, многоочитии возвыпающиеся пернатии» (Служебн. молитва за литургией) и всегда, «предходят Ему лица ангельстии со всяким началом и властию, многоочитии Херувимы и шестокрылатии Серафимы, лица закрывающе и вопиюще песнь: аллилуиа»... (Херувимская песнь в Великую Субботу). Я видел, – пишет в Откровении святой Иоанн Богослов, – и слышал голос многих ангелов вокруг престола и животных, и старцев; число их было тьмы тем, и тысячи тысяч, которые говорили громким голосом, достоин Агнец закланный принять ( Откр. 5, 11–12 ) 367 . И взглянул я, – продолжает он, – и вот Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах. И услышал я голос с неба, как шум от множества вод и как звук сильного грома; и услышал голос как бы гуслис- тов, играющих на гуслях своих. Они поют как бы новую песнь пред престолом и пред четырьмя животными и старцами, и никто не мог научиться сей песни, кроме сих ста сорока четырех тысяч искупленных от земли. Это суть те, которые не осквернились с женами, ибо они девственники; зто суть те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел. Они искуплены из людей, как первенцы Богу и Агнцу. И в устах их нет лукавства; они непорочны пред престолом Божиим (14, 1–5). На то, что праведники будут иметь общение с Ангелами и всеми святыми, указывают нам косвенно еще следующие слова Иисуса Христа: глаголю вам, радость бывает пред ангелы Болиими о едином грешнице кающемся ( Лк. 15, 10 ). Если радость бывает на небе между Ангелами даже только об одном грешнике кающемся, то без сомнения, она является в несколько раз более при виде праведников, удостоившихся ан- гельсксго лика, людей ангелоподобных по своей жизни и деяниям. Затем на это самое общение указывает и обычай Православной Церкви, по которому она обращается ко всем святым как «скорым помощникам и молитвенникам» о душах грешных людей пред престолом Всевышнего. Без сомнения, эта живая и сильная вера Святой Церкви в заступничество святых, – вера, обнаруживающая, между прочим, тесный союз ее с небесной Церковью, оправдывается, конечно, и в будущей жизни в том смысле, что все святые не прекратят этого живого и тесного общения с братиями своими, которых ходатаями и заступниками пред Богом они были во время жизни последних на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

2. Напомнив о прежнем, (апостол) далее указывает на настоящее: в котором и утвердились , говорит, предупреждая их, что они не могут отвергнуть того, хотя бы весьма хотели. Потому и в начале он не сказал: научаю вас, но: благовествовал вам, т.е. то, что уже известно. Как же он колеблющихся называет стоящими? Он показывает вид незнания, для пользы их, подобно как поступает и в отношении к галатам, только иным образом. Там неудобно было показать вид незнания и потому он говорит иначе: все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою (Гал.3:10). Не говорит: ничто другое разумеете, — потому что их заблуждение было известно и очевидно, — но ручается за будущее; и, хотя оно неизвестно, но (делает это), чтобы более расположить их к себе. Здесь же показывает вид незнания и говорит: в котором и утвердились ; затем (напоминает) о пользе: и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам , — следовательно, предлагаемое теперь наставление есть только пояснение и истолкование. Вы, говорит, не имеете нужды в том, чтобы я преподал вам самый догмат, но чтобы напомнил вам о нем и исправил; говорит это, не желая вдруг пристыдить их. Что значит: как я благовествовал вам ? Каким образом я, говорит, проповедовал вам действительность воскресения; что воскресение было, в этом вы, кажется, не сомневаетесь; но вы, может быть, желаете только яснее уразуметь сказанное; это я и сделаю; а сам догмат, как я вижу ясно, вы содержите. Далее, чтобы после слов его: в котором и утвердились , они не сделались беспечными, он опять внушает им страх: если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали , и тем показывает, что зло касается главного предмета, что дело идет не о чем-нибудь маловажном, но о целой вере. Здесь он говорит об этом кратко, а далее, воспламеняясь, взывает открыто и говорит: если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших . Но в начале не так (говорил), потому что полезнее было идти вперед спокойно и мало-помалу. Ибо я первоначально преподал вам, что и [сам] принял (ст. 3). И здесь не говорит: я вам сказал, или: я научил вас, но опять употребляет тоже выражение: преподал вам, что и [сам] принял . И не говорит также: я научился, но: принял , внушая две мысли, — ту, что ничего не должно вводить от себя, и ту, что они убеждались в истине не одними словами, но и делами; и таким образом, мало-помалу делая слова свои достоверными, относит все ко Христу и показывает, что из догматов нет ни одного человеческого. Что значит: первоначально преподал вам ? Т.е. в начале, а не теперь. Здесь он указывает как на свидетеля на время и внушает, что крайне постыдно изменять вере после того, как верили столь долгое время, и не только это, но и то, что догмат необходим; потому он и преподан между первыми и в самом начале. Что же, скажи мне, ты предал?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1097...

2 . Поднимите знамя на открытой горе, возвысьте голос; махните им рукою, чтобы шли в ворота властелинов. 3 . Я дал повеление избранным Моим и призвал для совершения гнева Моего сильных Моих, торжествующих в величии Моем. Как ближайшее исполнение пророчества, стихи эти очевидно говорят о племенах, имеющих разрушить Семито-Кушитское владычество. Господни сильные и торжествующие, которым Он повелевает войти в врата властелинов, суть Арийские племена: Мидяне и Персы, которые входят во первых во врата Ниневии и позже во врата Вавилона. Но первыми являются Мидяне, которые и упомянуты в ст. 17 этой главы 678 . Но мы настаиваем на том, что первые стихи этой главы суть общие законы суда Божия, примененные в данном историческом периоде к Мидянам, которым дается повеление от Бога наказать гордыню сперва Ассура, потом Вавилона. Другими словами, Господь повелевает более чистым и нравственно развитым народам,-Ариям, названным „избранными Божиими“, уничтожить Хамито-Семитические царства Месопотамии. Но к кому же обращен глас Вседержителя: „поднимите знамя, возвысьте голос, махните рукою, чтобы шли?“ Епископ Петр (объясн. на Исаию стр. 182) косвенно указывает что эти слова Божии должны быть обращены к служителям Божиим,– к Ангелам. Мы совершенно разделяем такой взгляд, памятуя Дан. 10:13 , и думаем, что Господь поручает Ангелам Своим вести народ туда, куда Ему угодно, и что в особенности ясно в те чрезвычайные времена, когда Господу угодно совершить особые Свои предначертания, изменяющие весь ход исторических событий 679 . Об Ангелах народов мы имели случай говорить во II томе Св. Летописи, в примечаниях на Исх. 33:1–5 и 16. Из этого места видно, что Израиль шел ведомый Самим Господом, но что, когда Господь прогневался на него, то Он хотел предоставить вести его Своему Ангелу,-причем подразумевается,-как все остальные народы. Народы, как указано в Деян. 14:16 ,-ходят путями своими, доколе Господь попускает это. Но в известные времена,-Богу известные,-разростающееся зло приговаривается в уничтожению, чтобы не исчезла правда Божия на земле: тогда совершаются события, которым человек старается подыскать причины, потому что они не могут быть объяснены естественным течением обстоятельств.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

5:9); а здесь, когда потребовали обстоятельства, говорит, что он ничем не меньше высших апостолов, — потому что знал, что это особенно будет полезно для учеников. Потому и далее говорит: « мы во всем совершенно известны вам » ( но во всем явленны есмы во всех к вам ). И здесь опять обличает лжеапостолов, что они действуют лукаво. Но о себе и прежде говорил тоже, что он не лицемерил, без обмана и бескорыстно проповедовал слово (Божие). Лжеапостолы иными были на самом деле, и иными показывали себя; но он не таков. Потому и хвалится везде, что ничего не делает для славы человеческой, и не скрывает дел своих. Так и прежде говорил: « открывая истину, представляем себя совести всякого человека » ( явлением истины представляюще себе во всякой совести человечестей ) (2 Кор. 4:2), и теперь говорит: « мы во всем совершенно известны вам » ( во всем явленны есмы к вам ). Что же это значит? «Мы невежды, — говорит он, — и не скрываем этого; берем у некоторых, и не умалчиваем об этом. Так и от вас пользуемся, и не притворяемся, что ничем не пользуемся, как делают эти пользующиеся от вас; напротив, мы все открыто делаем пред вами». А так мог говорить только вполне полагающийся на них (коринфян), и во всех словах соблюдающий правду. Потому и ссылается на них, как на свидетелей — и теперь, когда говорит: во всем к вам , и прежде, когда говорил: « мы пишем вам не иное, как то, что вы читаете или разумеете » ( не иная бо пишем к вам, но яже чтете и разумеваете ) (2 Кор. 1:13). Защитив себя таким образом, (апостол) далее начинает уже говорить гораздо сильнее: « Согрешил ли я тем, что унижал себя, чтобы возвысить вас? » ( или грех сотворих себе смиряя, да вы вознесетеся ) (ст. 7). И объясняя это, продолжает: « Другим церквам я причинял издержки, получая [ от них ] содержание для служения вам » ( от иных церквей уях, приим оброк, к вашему служению ) (ст. 8). Смысл этих слов таков: «Я жил у вас в крайней нищете»; это именно значит — « себя смиряя ». «Итак, это ли ставите мне в вину? И потому ли превозноситесь предо мною, что я смирял себя у вас, просил милостыню, терпел тесноту и голод, чтобы вас возвысить?» Как же они возвышались, когда он был в крайности? Так, что они более получали назидания, а не повода к соблазну.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010