VII. 20. Известно, что как раз одной из этих диаконисс и была та Фива, о которой апостол, настоятельно ее рекомендуя римлянам и прося за нее, говорит: «Представляю также вам Фиву, сестру нашу, которая служит Церкви в Кенхреях, чтобы вы приняли ее для Господа как прилично святым, и помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас, ибо и она была помощницей многим и мне самому» [ Рим.16:1–2 ]. Кассиодор, как и Клавдий 147 , толкуя это место, говорит, что она [Фива] была диакониссой этой Церкви. Кассиодор [сообщает следующее]: «[Апостол] имеет в виду, – пишет он, – что она [Фива] была диакониссой материнской Церкви, что в греческих землях вплоть до нашего времени происходит в виде некоего служения, так что в Церкви им не воспрещается и участие в обряде Крещения» 148 . Клавдий [пишет]: «Этот отрывок [ Рим.16:1 ] в силу апостольского авторитета учит, что и женщины поставлялись на церковное служение. На такую должность в Кенхрейской Церкви была определена Фива, которую Павел с великой похвалой и одобрением рекомендует» 149 . Сам [апостол], обращаясь с посланием к Тимофею, также объединяет этих [женщин] с диаконами и преподает им сходное нравственное наставление. Ибо там, описывая по порядку чины церковных служений, когда спускается от епископа к диаконам, говорит: «Диаконы также [должны быть] честны, не двоязычны, не пристрастны к вину, не корыстолюбивы, хранящие таинство веры в чистой совести. И таких надобно прежде испытывать, потом, если беспорочны, допускать до служения. Равно и жены [должны быть] честны, не клеветницы, трезвы, верны во всем. Диаконы должны быть мужьями одной жены, хорошо управляющими своими детьми и своими домами. Ибо хорошо служившие приготовляют себе высшую степень и великое дерзновение в вере во Христа Иисуса» [ 1Тим.3:8–13 ]. Значит, как там, где говорит о диаконах – «не двоязычны», так и здесь о диакониссах – «не клеветницы», как там – «не пристрастны к вину», так и здесь – «трезвы». Остальное же, что там изложено, он кратко обобщает следующим образом, говоря: «верны во всем». Подобно тому как он запрещает епископам [ 1Тим.3:2 ] или диаконам быть двубрачными, так и диакониссам повелевает быть женами одного мужа, о чем мы уже упомянули выше. «Вдова, – говорит, – избирается не менее как шестидесятилетняя, бывшая женой одного мужа, известная по добрым делам, если она воспитала детей, оказывала странноприимство, если умывала ноги святым, помогала бедствующим и была усердна ко всякому доброму делу. Молодых же вдов не принимай» [ 1Тим.5:9–11 ]. Легко заметить, насколько более подробны эти предписания, или наставления, апостола для диаконисс, чем указания, предназначенные как для епископов, так и для диаконов, ибо то, что он говорит: «известная по добрым делам» или «оказывала странноприимство», он вообще не упоминает применительно к диаконам. А то, что он прибавил: «если умывала ноги святым, [помогала] бедствующим» и т. д., – не сказано относительно и епископов, и диаконов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

XXIX. Что касается выражения: «Бог существует, но только мы занимаем ближайшее к Нему место», то, может быть, Цельс действительно заимствовал это выражение из уст людей, которых сам же он назвал «червями». Но тогда, значит, Цельс поступает точь-в-точь, как человек, который желает всю философскую школу сделать ответственной за нелепую мысль, высказанную каким-либо юношей, который в продолжение только трех дней ходил в школу философа и уже возгордился перед прочими людьми как стоящими ниже его (по философскому образованию) и не имеющими никакого понятия о философии. Что же касается нас, то мы знаем, что есть много средств, которые по сравнению с человеком занимают более почетное положение. Так мы читаем в Писании: «Бог стал в сонме богов» ( Пс. 81:1 ); но здесь разумеются, конечно, не боги, которым поклоняются язычники; ибо «все боги народов – идолы» ( Пс. 95:5 ). Писание же говорит нам, что Бог, ставший «в сонме богов; среди богов произнес суд» ( Пс. 81:1 ). Мы знаем также, что «хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, так как есть много богов и господ много; но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь, Иисус Христос , Которым все, и мы Им» ( 1Кор. 8:5–6 ). Нам известно и то, что Ангелы занимают высшее положение по сравнению с людьми, почему именно люди приравниваются к Ангелам в том случае, когда они достигают ступени высшего совершенства. Так говорится, что праведники после «воскресения мертвых ни женятся, ни замуж не выходят», (но становятся как ангелы небесные), делаются «равны Ангелам» ( Лук. 20:35–36 ; Мф. 22:30 ). Мы «знаем», что существует также распределение всех существ по разрядам, и из них одни – так называемые престолы, а другие – господства, иные же – власти, а иные – начала ( Кол. 1:16 ). Из Писания нам известно, что мы, люди, гораздо ниже тех (Ангельских сил) и можем только питать надежду уподобиться им всем, если будем проводить благочестивую жизнь и во всем будем поступать согласно предписанию нашей веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/protiv_...

   Достойными становятся те, кто желает и жаждет стать Христовыми, кто предается воле Божией. Не иметь своей воли — это очень ценно, это всё. Раб не имеет своей воли. Отсечения своей воли возможно достичь одним простым способом — посредством любви ко Христу и исполнения Его заповедей.     «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отицем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам» (Ин. 14:21).    Необходим подвиг. Нам предстоит сразиться «против мироправителей тьмы века сего» (Еф. 6:12). Мы должны сразиться со львом рыкающим (1 Петр. 5:8). Нельзя допустить, чтобы в борьбе победил все — лукавый.    Для этого необходимы слезы, покаяние, молитва, милостыня, прошение, сопровождаемое доверием Христу, а не маловерием. Только Христос может спасти нас от угнетающего одиночества. Молитва, покаяние и милостыня. Дайте хотя бы стакан воды, если у вас нет денег. И знайте, что, чем более вы освящаетесь, тем больше услышаны бывают ваши молитвы. Будем благородны. Не будем молитвой насиловать Бога    Не будем молитвой насиловать Бога. Не будем просить у Бога избавить нас от чего-либо, от болезни и тому подобного или разрешить наши проблемы. Но будем просить у Него силы и укрепления, чтобы перенести всё.    Как Он с благородством стучит в двери нашей души, так и мы будем благородно просить того, чего желаем. И если Господь не отвечает, будем прекращать просить о том. Если Бог не дает нам то, чего мы так усиленно просим, то для этого у Него есть своя причина. У Бога тоже есть Свои «тайны» (та мистика), в кавычках.    Если мы верим в Его благой промысел, если верим в то, что Ему известно исключительно все в нашей жизни и Он всегда хочет добра, почему нам не довериться Ему? Будем молиться просто и спокойно, без страсти и насилия.    Мы знаем, что прошлое, настоящее и будущее — все известно, обнажено и открыто перед Богом. Как говорит апостол Павел: «Нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его» (Евр. 4:13). Мы не будем настаивать. Такое усилие приносит вред, а не добро…

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Истинный христианин должен быть осторожен в слове. Кому из нас не известно, что пошлое остроумие и едкая насмешка над ближним часто лишают его всех достоинств, которые мы в нем любили? Кому из нас не известно, что в детские годы неосторожные разговоры взрослых научили нас первой неприличной брани, возбуждая в несозревшей молодой душе безнравственные помыслы и гнусное кощунство? Кто из нас не знает, как беспутная книга, безнравственная песня, сквернословная брань, соблазнительный рассказ ложатся на душу и помнятся, помимо нашей воли, долго-долго? О, берегитесь злоупотребления словом; это огонь, который может произвести пожар там, где мы и не думаем. У людей старшего возраста слово пусть всегда будет милое, доброе, с весом и значением, которое бы помнилось людьми более молодыми как назидание, умудряющее неопытность. У людей юных речи пусть будут живые, говорливые, задушевные, но чистые, без двусмысленной пошлости, без наглой клеветы на все честное, доброе, священное и правдивое.    Итак, деятельность человека в жизни, по апостольской проповеди, может быть приятна при условиях, указанных нами. Закончу свою речь словами апостола Павла: «Братия, не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления. Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякой злобой да будут удалены от вас; но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (Еф. 4:30-32). Аминь. Поучение в праздник Воздвижения о Крестоношении...    По воле Божией мы родились и воспитались в православной христианской вере. Наша вера не обещает никому ни внешних почестей, ни славы, ни богатства. Она на всех и каждого в самой купели крещения надевает крест. Всем, кто хочет быть истинным православным христианином, наш Спаситель говорит не что иное, как: «кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, последуй за Мною» (Мк. 8:34). Каждый из нас на своем собственном кресте обязан распять свои страсти, свои желания и умертвить грех. Словом, от каждого из нас требуется самоотвержение. Живи, христианин, не как сам хочешь, а как тебе Бог велит. Таково правило христиан православных. Само собой понятно, что нелегкий подвиг предлагает христианство. О нем легче говорить, нежели исполнить; легче посоветовать это другому, нежели самому сделать; легче назваться христианином, нежели быть им. Да, тяжела, не под силу нам грешным обязанность самоотвержения.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

— Настави меня, Господи, правдою Твоею и вразуми меня научаться словам Твоим. И Человеколюбец Бог услыхал горячее моление смиренного раба Своего: Он открыл Никону ведение Божественного Писания, излил на него благодать Свою, даровал ему дух разума, так что все дивились тому, как скоро и как хорошо Никон изучил Писание. Как огонь очищает золото, так и несчастия очищают и еще более возвышают человека. Древний завистник рода человеческого диавол, не терпя благочестивой жизни преподобного, воздвиг на него некоторых злых людей, но святой Никон, по заповеди Христовой, переносил все нападки с молитвой и благодарением и своим смирением победил восставших на него. Однажды, молясь в церкви, преподобный услышал евангельские слова: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф.11:28-30). Сии слова поразили Никона, и он решил скорее привести в исполнение свое заветное желание. Давно слышал он об одном каком-то пустынном, удаленном от сел и деревень месте, между Псковом и Порховом 3 ], среди диких лесов и непроходимых болот; но не знал Никон человека, который бы мог точно указать ему то место; желая постоянно исполнить на деле слова, сказанные Духом Святым чрез праведного пророка и царя Давида: «Далеко удалился бы я, и оставался бы в пустыне; поспешил бы укрыться от вихря, от бури» (Пс.54:8-9) смиренный подвижник усердно молил Господа, говоря: — Господи и Владыко живота моего, Иисусе Христе, Сыне Божий, услыши молитву мою, удостой меня видеть пустыню, пошли мне мужа, который бы наставил меня на путь спасения и указал бы мне то уединенное место. Молитва святого была услышана, и, по внушению Духа Святого, из Пскова он отправился в свое родное село Виделебье. Здесь Никон узнал, что одному человеку, по имени Феодору, известно то место. Придя к Феодору, преподобный стал просить его: — С юного возраста слышал я о пустынном месте, но не было человека, кто бы указал мне его. Тебе известно место сие; ради великого имени Божия, укажи мне его; за сие и сам ты получишь награду от Господа и моей грешной душе будешь наставником.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

А.В. Попов Речь при освящении храма в Свято-Тихоновском монастыре Божиею поспешествующею милостию Православная Церковь все более возрастает и укрепляется в стране сей. В разных местах устрояются православные храмы, образуются приходы, братства, школы, открывается семинария, бурса, сиротский дом. Но все же жизнь нашей церкви здесь не была до сих пор полною: мы не имели учреждения, которое с давних веков является неразлучным спутником православной церкви и составляет её украшение. Разумею монастыри, которыми так богата свято-русская земля. И вот, слава и благодарение Богу! пробел этот ныне восполняется, и мы празднуем днесь открытие Свято-Тихоновского монастыря и освящение первого монастырского храма. Однако, не напрасная ли мечта и трата сил и средств – устроять монастырь с созерцательным, восточным укладом его жизни в стране, насельники которой всему миру известны как люди практических потребностей, внешней деловитости и земного благобыта? Есть ли здесь благоприятная почва для насаждения монашества? И семя его не упадет ли в терние, среди тех, у коих забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно остается бесплодным ( Матф.13:22 ). Но ужели же у здешних людей совсем нет идеальных порывов, стремления к небу, забот о едином на потребу, тоски по внутреннему человеку, одолеваемому суетою житейскою? Не будем спешить с словом осуждения. Кто бо весть от человек, яже в человеце, точию дух человека, живущий в нем ( 1Кор.2:11 ). Не судите на лица ( Иоан.7:24 ). Есть и здесь души живые, возжадающие Господа и стремящиеся к иному немирскому житию; мы знаем, что среди инославных есть здесь целые общины монашеские. И если туда вступают люди из среды, обычно считаемой за практическую, то можно уповать, что наш монастырь не останется без насельников из русских людей, которые издавна известны любовию и привязанностию к монастырям, стремлением к небесному, небрежением о земном, житейском. Будем уповать, что монастырь наш, ныне малый по числу братии, уподобится зерну горчичному, которое, хотя меньше всех семян, но когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его ( Матф.13:31–32 ). Упования и желания сердца моего идут дальше: хотел бы я, чтобы монастырь наш уподобился, по слову Спасителя, закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все ( Матф.13:33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

А лжеучение прелестью новизны, подобно заразе, исподтишка, незаметно привлекло сочувствие к себе и в галатийцах. Апостол узнал об этом, находясь вдалеке от Галатии, именно в Ефесе. Что же он делает? Он шлет туда собственноручное письмо; в нем он выражает свою скорбь по поводу неблагоприятных слухов о легковерии галатийцев; в нем он был вынужден защищать свое учение, свои права, доказывать или указывать на свое равенство с другими апостолами, обличать узость взгляда в иудействующих христианах; и в этом же письме он с любовью вразумляет заблуждающихся галатийцев, называя их братьями. Он говорит в прочтенной ныне его речи: (гл. I, ст. 11) Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, (ст. 12) ибо и я принял его и научился не от человека, например от апостолов Петра или Иакова, но через откровение Иисуса Христа. Следовательно, и я такой же апостол, как и прочие апостолы. Хотя я не был учеником Христа во время Его земной жизни, но Христос просветил и мне очи, открыл мне чудесным образом всю волю Свою. Мое обращение ко Христу, как бы так говорит Павел, есть, действительно, чудо. Кто бы мог подумать, чтобы я – заклятый враг христиан, горячий защитник жидовства, готовый всех противников моего убеждения истребить, чтобы я в минуты моей самой злостной решимости истребить всех христиан сделался сам христианином, и мало того, что христианином – апостолом Христовым, страдальцем за Него, узником, в поношении у людей, отверженным своими родными? Ст. 13. Вы слышали (хотя и вдалеке живете) о моем прежнем образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее, (ст. 14) и преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий. А что слышно было галатийцам и известно нам о жизни Павла в иудействе? Известно, что он происходил из фарисейской семьи, пользовался по рождению высоким, почетным правом римского гражданина. Воспитывался, обучался он с прямою целью быть фарисеем, законоучителем в народе. Но у евреев среди самых серьезных наук непременно обучали в школах и ремеслам, необходимым как средства к жизни и для развития труда и знания. У евреев была поговорка, что «кто не обучает сына своего какому-либо ремеслу или искусству, тот учит его воровать». Какая умная и верная поговорка! Она взята из опытов жизни. И счастлив тот народ, то государство, в котором все и каждый заботятся не только об обучении грамоте, об умственном образовании, но стараются и об одновременном развитии ремесел и искусств, и промышленности. В том государстве меньше бывает дармоедов, меньше праздношатающихся, не знающих и не имеющих возможности, куда приложить свои руки и все свои силы телесные, не обученные ремеслу или искусству. Потеряет место человек, занимавшийся письмоводством; средств к жизни нет, ремесла не знает, сельским хозяйством не занимался – и вот бедняк должен проживать, пробавляться Христовым именем. Жаль таких!..

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

А по праву творца, так как я вам часто  объясняю,  только Господь Адонаи, господствующий Адонаим есть государь, единственный собственник во Вселенной. Ибо если Бог все создал, то все Ему и принадлежит. И когда Бог вводит первых людей в этот мир, Он, благословляя их, говорит им: «Плодитесь, размножайтесь и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» ( Быт., 1,ст.28). И то, что нам принадлежит по праву сотворения и порождения, антихрист хочет предложить нам ценою нашей собственной души. И поэтому каждый эксплуататор, узурпатор Божественной собственности должен восприниматься как участник очередного восстания против Бога, Его прав и приоритета. Итак, будем ратовать, будем воевать, бороться, противостоять власти дьявола, греха и смерти. И добровольно нельзя принимать на себя бесовское ярмо. Сказано:  «Вы куплены дорогой ценою, не делайтеся рабами человеков». (1 Кор., 7, ст.23). В день победы над очередным электронным рабством воскликнем с радостью: «Он освободил душу мою от могилы, и жизнь моя видит свет»( Иов, 33,ст.28). Боритесь, братья и сестры против нового электронного, информационного, политического, банковского, ростовщического, телевизионного, наркотического, криминального и какого-либо иного рабства всеми законными средствами. Ибо к свободе призвал нас Господь. Служители церкви сопереживают вместе с вами, а те, которые нет, их мы не знали вчера и не вспомним завтра. Как известно, дьявол пленных не берет. Поиздевавшись над ними, он сам, антихрист, бросит их на растерзание своим бесам. Ведь, как известно, дьявол и антихрист более всего ненавидят тех, кто перед ними пресмыкается и им служит. И как я говорил в начале беседы, очевидно, что все компоненты создания печати антихриста как способа его власти и механизма его управления, порабощение над той частью рода человечества, которая подчинится ему, уже созданы. И именно теперь мы должны сделать все, чтобы защитить авторитет церкви.

http://radonezh.ru/text/protoierey-oleg-...

Аврелиан сказал: – Ты жестоко оскорбляешь меня и потому я не могу быть милостивым к тебе. Мученик сказал: – Для меня милостив Бог мой, Которому я служу с юных лет. Но горе тебе, когда ты будешь отведен на то место, где пребывает в мучениях диавол, коему ты ныне служишь; там увидишь ты вечные муки, уготованные тебе. Император сказал на это: – Я не понимаю того, что ты говоришь; понимаю только то, что ты в моих руках и нет никого, кто бы мог спасти тебя от рук моих. Святой сказал: – В твоей власти – находится лишь тело мое; души же моей ты коснуться не можешь, ибо никто не имеет власти над ней, кроме Единого Бога, создавшего ее, Который и сказал нам, рабам Своим: «не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» ( Мф.10:28 ). Царь Аврелиан сказал на это: – А разве наши боги не имеют такой же точно власти, ведь они для нас истинны, ибо они всегда дают ответы о всём, о чем их спрашивают; это они доселе попускают жить тебе, – своему врагу и хулителю. Святой сказал: – Какие боги у вас? Аврелиан отвечал: – К числу богов наших принадлежат и великий Аполлон 5116 , и могущественный Зевс 5117 , и мать богов Диана 5118 , ибо они без обмана предсказывают людям будущее 5119 . Святой же Патрокл сказал: – Что касается до Аполлона, коего ты называешь богом, то мы слышали от отцов наших, что он был пастухом царя фессалийского Адмета 5120 ; относительно Зевса, коему ты поклоняешься как богу, нам известно, что он был человеком мерзким и нечестивым, блудодеем, прелюбодеем, грабителем и сеятелем всякого зла; известно, что он посевал вражду и бесчинства среди людей, совершал убийства и грабежи, да и умер позорнейшею смертью, так что земля не приняла трупа его. Диану же, именуемую матерью богов ваших, кто не знал, что она беснование полуденное 5121 . О окаянное безумие людей, ослепленных неверием, поклоняющихся суетному и пустому! Царь сказал: – Мое терпение велико, ибо я до сих пор слушаю твои хулы. Но теперь я говорю тебе в последний раз: если ты не поклонишься и не принесешь жертв Аполлону, Зевсу и Диане, то я сейчас же предам тебя смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Библия – целый памятник таких катастроф. Да и последующая история христианских народов печально свидетельствует о том, что не только “корни отломились неверием” ( Рим. 11, 20 ), но и почти все народы либо заражались латентно гниющим пустоверием, либо падали во мгновенно разверзающуюся перед ними бездну окончательного и разрушительного неверия, как это болезненно произошло в ХХ веке с русским народом и русской империей. Иными словами, неверие в тех ситуациях, когда прежде личностью или обществом руководила вера, – определяется как неверность или предательство, то есть вполне известная этическая реальность. Абсолютное неверие, определяемое как известная парадоксальная и почти клиническая, хотя и не так уж редкая духовно-нравственная ситуация (в некотором смысле – клинически искаженная вера) имеет и свои более “мягкие” формы выражения, обычно осознаваемые как маловерие. Так, хотя и Сам Христос и объявил причины невозможности исцеления своими учениками отрока лунатика – неверие (“за неверствие ваше” – Мф. 17, 20 ), это “неверие” по своему качеству больше склоняется к маловерию. Классическим образцом маловерия, изображенным в Новом Завете, является так называемое “хождение по водам” апостола Петра. После насыщения тысяч народа малым числом хлебов Иисус взошел на гору помолиться, а ученики ночью поплыли на другой берег Геннисаретского озера. “В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю. И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали. Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь. Петр сказал ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде. Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, но видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился? И, когда вошли они в лодку, ветер утих” ( Мф. 14,25–32 ). Евангелие здесь в очень живом и убедительном, хотя и парадоксальном образе аскрывает механизм маловерия, а Христос прямым образом указывает на его причину и двигатель – сомнение: “маловер! зачем ты усомнился?” Очень странный материал сомнения (Петр не испугался пойти по водам, но затем испугался сильного ветра!) показывает, что маловерие не столько количественное явление, сколько качественное.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/och...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010