Глава 26 Ответная речь Иова на речь Вилдада в третьем разговоре. 1–4. Характеристика речи Вилдада. 5–14. Иову, как и Вилдаду, известно всемогущество Божие. Иов.26:2 .  как ты помог бессильному, поддержал мышцу немощного! Так как речь Вилдада ничего не дает для разрешения волнующего, «расслабляющего» сердце Иова ( Иов 23.16 ) вопроса о причине страданий праведника, неправосудном отношении к нему Бога (XXIII) и благоденствии грешников ( Иов 24.25 ), то она и вызывает с его стороны справедливое ироническое замечание: «как ты помог бессильному!» Своими рассуждениями Вилдад не помог Иову, бессильному разрешить загадку своего бытия, и потому нисколько не утешил его ( «поддержал мышцу немощного»). Иов.26:3 .  Какой совет подал ты немудрому и как во всей полноте объяснил дело! Иов.26:4 .  Кому ты говорил эти слова, и чей дух исходил из тебя? Еще с большим сарказмом отзывается Иов о приведенных Вилдадом доказательствах в пользу мысли о божественном всемогуществе. Как полно и всесторонне освещен им этот вопрос ( «как во всей полноте объяснил дело»). Не получил ли он откровение свыше? ( «чей дух исходил из тебя?»). Все сказанное Вилдадом известно Иову, этому глупцу ( «немудрому»), по мнению друзей. Иов.26:5 .  Рефаимы трепещут под водами, и живущие в них. Иов знает о всемогуществе Божием не менее, если не более, Вилдада. Ему известно, что оно ничем не ограничено, для него не существует преград. Доказательством этого является трепет пред Господом рефаимов (ср. Пс 87.11 ), обитателей шеола. Хотя последний и отделен от небес, жилища Божия, водным пространством, но оно не останавливает действия божественного всемогущества: «рефаимы трепещут». «Рефаим» значит слабый, подобный тени, подобное название усвояется жителям шеола – умершим, потому, что последний представлялся местом покоя, сна ( Иов 3.13 ; Ис 26.19 ), полусознательного состояния, из которого его обитатели выходят только под влиянием внешнего воздействии ( Ис 14.9 ). Иов.26:6 .  Преисподняя обнажена пред Ним, и нет покрывала Аваддону.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

И когда Он прибыл на другой берег в страну Гергесинскую, Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов, весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем. Гергеса и Гадара были города в земле языческой, на другом берегу моря Галилейского. Это были два города среди десяти, некогда существовавших на берегах сего моря. У евангелистов Марка и Луки вместо Гергесы упоминается Гадара: это означает только то, что два города находились рядом и что событие, о котором рассказывается, произошло недалеко от обоих городов. Евангелисты Марк и Лука упоминают об одном бесноватом, в то время как Матфей – о двух. Первые упоминают одного из двух, который был страшней и, как наводящий ужас на всю округу, известнее, в то время как Матфей упоминает обоих, поскольку оба были исцелены Господом. А что один из них был известнее своего товарища, видно из описания святого евангелиста Луки, говорящего, что этот одержимый был из города – один человек из города. Будучи горожанином, он должен был быть известнее в городе, чем другой бесноватый, который, по всей видимости, был из селения. Также следует из слов Луки, что человек сей был одержимый бесами с давнего времени и что они мучили его долгое время, следовательно, он давно был болен и из-за своей многолетней болезни был хорошо известен во всей этой местности. Что он бесновался намного более люто и злобно, чем его товарищ, видно из замечания Луки: люди связывали его цепями и узами, но он разрывал путы и был гоним бесом в пустыни. Итак, вот причина, по которой евангелисты Марк и Лука вспоминают только об одном бесноватом, хотя их было двое. Мы и сегодня часто пользуемся подобным способом описания событий, вспоминая, например, лишь предводителя пойманной разбойничьей шайки. И хотя поймали целую шайку разбойников во главе с атаманом, мы говорим, что пойман такой-то атаман разбойников. Также поступают евангелисты. И в то время как Марк и Лука дополняют повествование Матфея одной деталью, а именно, описанием главного одержимого, Матфей дополняет Марка и Луку другой деталью – упоминанием об обоих одержимых.

http://pravoslavie.ru/47620.html

По-видимому, такое положение дела помогает теперь Каиафе оформить обвинение против Иисуса, потому что все ищут и жаждут Его смерти; а между тем, в действительности это обстоятельство еще более затрудняет положение его. Мы видим, что несколько дней тому назад, когда все партии – иродиане, саддукеи и фарисеи – общими силами старались уловить Иисуса своими лукавыми вопросами, чтобы обвинить и убить Его, фарисеи радовались посрамлению саддукеев, при всей своей злобе ко Христу, и одобрили Его мудрый ответ лукавым совопросникам ( Лк. 20:39 ; Мф. 22:34 ). Затем, когда некоторые из свидетелей воскрешения Лазаря пошли к фарисеям и сказали им, что сделал Иисус, то первосвященники и фарисеи составили совет против Иисуса с целью погубить Его, и тем не менее на этом совете произошло разделение 56 , которое мог прекратить только Каиафа своим энергичным, надменно-деспотическим и решительным ответом ( Ин. 11:46–50 ). Но если раз Каиафе и удалось одержать верх над разделением партий, то нельзя ручаться, что удастся ему и теперь, когда вопрос о смерти Иисуса приходит к своему действительному окончанию. Ему хорошо известно, что в народе часто происходили распри по поводу Иисуса ( Ин. 7:43 ) и «много толков было о Нем: одни говорили, что Он добр; а другие говорили: нет, но обольщает народ» ( Ин. 7:12 ); одни говорили: «Он одержим бесом, и безумствует; что слушаете Его? а другие говорили: это слово не бесноватого; может ли бес отверзать очи слепым» ( Ин. 10:20, 21 ). Ему хорошо известно, что и в самом Синедрионе уже было несколько раз разделений в суждениях об Иисусе. Так например, по поводу исцеления слепорожденного некоторые из фарисеев говорили: «не от Бога этот человек, потому что не хранит субботы; другие говорили: как может человек грешный творить такие чудеса? И была между ними распря», – замечает евангелист ( Ин. 9:16 ). Ему хорошо известно, что сказал в Синедрионе Никодим, один из начальников иудейских, член Синедриона, фарисей и учитель израильский, когда слуги первосвященников и фарисеев не привели к ним Иисуса: «судит ли закон наш человека, если прежде не выслушает его и не узнают, что он делает» ( Ин. 7:51 ). Без сомнения, Каиафа знаком с благоразумными и осторожными взглядами и Гамалиила, законоучителя из фарисеев, уважаемого всем народом, который впоследствии защищал апостолов в Синедрионе, умышлявшем умертвить их ( Деян. 5:33–40 ). Одним словом, Каиафа ясно сознавал и глубоко понимал, что мнения членов совета относительно Иисуса были в то время совершенно различны, и различие это доходило даже до прямой противоположности. А потому, кто может поручиться за то, что в настоящий решительный для Иисуса момент эти поклонники Его не воспользуются стечением народа, чтобы расстроить кровавое дело, которое идет в разрез с пламенными ожиданиями преданных Иисусу галилеян.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/o...

По Моисеевым постановлениям, царю запрещено было умножать лошадей или отправлять караваны в Египет, с целью вывоза оттуда лошадей, потому что сношение с Египтом считалось нежелательным, и Моисей прямо заповедал, чтобы «царь не умножал себе коней и не возвращал народа в Египет». И, однако же, торговля Соломонова лошадьми и суммы, за которые он приобретал их для царей хеттейских и сирийских, были самыми значительными в его сухопутных торговых предприятиях. Затем царю было запрещено чрезмерно увеличивать личное богатство, именно накоплять золото и серебро, а Соломон как раз считал особенною своею славою накоплять серебра столько, что оно сделалось столь же обыденным, как камни в Иерусалиме, так что, вследствие чрезмерного прилива золота офирского, серебро считалось почти ни во что. Наконец, ему запрещено было «умножать жен, дабы не развратилось сердце его»; а он как раз полюбил многих чужеземных женщин, кроме дочери фараона, именно женщин «моавитянок, аммонитянок, идумеянок, сидонянок и хеттеянок, из тех народов, о которых Господь сказал сынам Израилевым: не входите к ним, и они пусть не входят к вам, чтобы они не склоняли сердец ваших к своим богам; к ним прилепился Соломон любовью». Некоторые предполагали, что эти жены и наложницы были лишь своего рода залогом дружбы с окружающими народами, и что их умножение из среды языческих народов, с которыми всякое сближение было прямо и ясно запрещено, вытекало скорее из жажды могущества и славы, чем из любви к удовольствию. Но священные историки не дают места для подобных смягчающих заключений. Древнейший летописец прямо говорит, что «Соломон прилепился к ним любовью». «И было у него 700 жен и 300 наложниц; и развратили жены сердце его». Такое число жен и наложниц положительно беспримерно в истории. Величайший гарем, о каком только известно в древнее или новейшее время, был у Дария Кодомана, и однако же о нем известно, что он имел только одну жену и 329 наложниц. О некоторых египетских царях также известно, что они имели более чем по 300 жен.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Святитель Василий Великий писал, что «пророки назывались прежде прозорливцами, ибо видели будущее, как настоящее» . Но ведь провидеть будущее – это только одна из составляющих пророческого дара. Из опыта Церкви нам известно, что другая, часто более важная составляющая, в том, чтобы изъяснять события настоящего или даже прошлого, выявляя их подлинный духовный смысл. По словам святителя Василия Великого: «Пророки же видят не одно будущее, но и в настоящем сокровенное, как говорит Павел: Когда все пророчествуют, и войдет кто неверующий или незнающий, то он всеми обличается, всеми судится. И таким образом тайны сердца его обнаруживаются, и он падет ниц, поклонится Богу и скажет: истинно с вами Бог» (1 Кор. 14: 24–25) . В словах пророков иногда будущее описывается как уже произошедшее – ведь пророк в Духе Святом причастен к вечности, в которой пребывает Бог. Святой мученик Иустин Философ подробно исследовал этот вопрос. Например, в одном месте он писал: «А когда пророчественный Дух говорит как предрекающий будущее…» , а в другом – «Но когда пророчественный Дух о будущем говорит, как о бывшем уже…» , и поясняет это: «так как будущее вполне известно Ему, то Он наперед говорит, как уже о бывшем» . Вспомним, кстати, что подобная сложность касается и новозаветных пророчеств Христа. Например, Его, так называемая, эсхатологическая проповедь (Мф. 24: 3–41) содержит пророчества о разрушении земного города Иерусалима, что осуществилось, как известно, только в 70 г. н. э., и одновременно – о конце времен при Втором Пришествии Сына Человеческого. И различить, где кончается одно и начинается другое, до конца невозможно. Неисчерпаемость пророческого Слова Пророчество неотменимо и обязательно сбудется, ведь слово Божие непреложно. Об этом говорится, например, в книге святого пророка Аввакума. ибо видение относится еще к определенному времени и говорит о конце и не обманет; и хотя бы и замедлило, жди его, ибо непременно сбудется, не отменится (Авв. 2: 3). Святой мученик Иустин Философ, живший в эпоху Нового Завета, понимал, что и теперь далеко не всё сбылось и исполнилось из пророчеств, известных из Священного Писания:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

это только Богу известно. Но все дело в том, что у экстрасенса молитва и экстрасенсорная «работа» с духами «второго» неба – чаще всего одно и то же. В падшем духовном мире нет нейтральных сил Исходя из святоотеческого опыта, можно предполагать, что те невидимые духовные силы, с которыми общается экстрасенс, и есть то, что святые Отцы называли бесами. Конечно, в 21-м веке это слово звучит несколько архаично, и потому у современного образованного человека может вызывать сомнения, но ведь дело не в названиях, а в сути. А суть не поменялась, изменилась лишь словесная форма, которой в обиходе обозначают тех, кого раньше называли бесами, нечистыми духами, а теперь – духами не от Бога. Важно подчеркнуть следующее. В видимом, физическом мире есть, например, сила тяжести – вполне нейтральная сила. Сюда же относятся электромагнитная сила, сила упругости, силы трения и другие. А вот в падшем духовном мире, мире, населенном духовными существами, нет «нейтральных» сил; в этом случае правильнее говорить – нет духов, которые не позиционировались бы четко по критерию «за Бога» или «против Бога». Поэтому думать, что можно «приручить» какую-нибудь духовную энергию, которую несет дух не от Бога и использовать ее на благо людям – серьезная духовная ошибка. Пробный камень – отношение ко Христу Из опыта бывших экстрасенсов (а ныне христиан) известно, что приход в Церковь для того экстрасенса, которому представляется, что он общается с Самим Богом, гораздо менее вероятен, чем для того, кому кажется, что он общается с некими духами или силами. Это и понятно: ведь если Бога ты уже нашел, то более Его не ищешь. Таким образом, можно сказать, что экстрасенсорика – это всегда остановка в духовном развитии человека. Но, как известно, остановок на этом пути не бывает, и экстрасенсорика – ложный путь, путь «темной духовности». В Церкви хорошо известны подобные искушения и меры борьбы с ними. В Церкви же есть и надежные критерии различения духов, «от Бога ли они»: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста (1 Ин. 4: 2–3).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

   Воплощением Сына Божия все люди ласково призываются к Господу. Через этот призыв наша природа освятилась; она не столько обременена была преступлением первого из грешников — Адама, сколько прославилась через Христа. Мы получили во Христе более, нежели в Адаме потеряли. Изобилен грех, но преизобильна благодать Божия (см. Рим. 5:20). В Адаме мы потеряли невинность, но во Христе получили совершенную праведность. Вот почему истина о воплощении Сына Божия стоит выше всякой другой. Изумляет мысль о всемогуществе Божием, когда мы представим себе то, как Господь сотворил плоть и кости наши, но еще более изумительно то, что «Слово стало плотию, и обитало с нами» (Ин. 1:14). Высказанные нами мысли должны быть известны каждому христианину. Воспоминание о Рождестве Христовом должно вызывать в нас чувство благодарности к Тому, Кто искупил нас от вечной погибели, Кто через Иисуса Христа приготовил нам вечную радость. Аминь. II     Радуйтесь, небеса, и веселись, земля,     и восклицайте, горы, от радости, ибо     утешил Господь народ Свой и     помиловал страдальцев Своих.    (Ис. 49:13)    Так говорил пророк Исаия, предвидя блаженное время христианства. Пророк воображал и, так сказать, предощущал блаженство явления Бога во плоти, рождение Господа Спасителя нашего. Верующие люди Ветхого Завета не только сами радовались, помышляя о грядущем воплощении Спасителя, но и возбуждали к радости всю землю, и горы, и долы, и холмы, и моря, и реки, и всю природу. Радостные мысли в книге Псалтирь исключительно направлены к этому событию, т. е. явлению Иисуса Христа между людьми.    Мы живем именно в те времена, о которых радовались и веселились пророки, созерцая их издалека, но наслаждаемся ли мы блаженством, предвозвещеннным ими христианам? Радость, возвещенная Ангелами на небесах в день Рождества, обещанная всем людям, известна ли нашим сердцам?    Будем, искренни и признаемся откровенно, что эта великая радость немногим из нас по опыту известна. Отчего же? Обратимся как неведающие ученики к добрым учителям, к Св. Отцам Церкви, и будем их просить, чтобы они объяснили нам, отчего мы, хотя и христиане, но перед праздником Рождества Христова, и во время праздника, и потом представляем из себя людей, находящихся в большинстве случаев под гнетом гнева и нужды и томимых страхом? Многие из нас могут с грустью сказать слова Иеремии: «Ждем мира, а ничего доброго нет! Нет времени исцеления, а только ужасы и беды» (Иер. 8:15). Старое старится в печали, а молодое как бы растет для печали. Жаль старым прожитой жизни, еще более жаль молодым, что их ожидает, может быть, еще более пасмурная, холодная старость: «Господи, когда же я утешусь в горести моей! сердце мое изныло во мне» (Иер. 8:18).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

 то тем более ангелы не знали. Что же, не знали и архангелы? Не знали и они: откуда они могли узнать? Кто мог им открыть? Когда узнали мы, тогда узнали и они через нас. Послушай, что ангел говорить Иосифу: " наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их " (Μф. 1:21). Он (Павел) был послан к язычникам, а те (другие апостолы) к обрезанным. Потому-то особенно удивительны и поразительны его слова: " Мне, наименьшему, дана " . Но и это было делом благодати, что меньшему были поручены истины величайшие, что он был их благоветником, – ведь сделавшийся благовестником величайшего через это становится велик и сам. " Благовествовать язычникам неисследимое богатство Христово " . Если богатство (Христа) остается неисследованным даже и после Его явления, то тем более неисследованно существо Его. Если и теперь еще есть здесь тайна, то тем более была она прежде, нежели узнали ее. Тайной же называете это (богатство любви Христовой) потому, что оно не было известно ни ангелам, ни кому другому. " И открыть всем " , – говорит, – " в чем состоит домостроительство тайны, скрывавшейся от вечности в Боге, создавшем все Иисусом Христом " . Ангелы знали только то, что " ибо часть Господа народ Его " (Вт. 32:9). Притом же в другом месте сказано: " князь царства Персидского стоял против меня " (Дан. 10:13). Потому неудивительно, если они не знали этого. Если не знали того, что касалось возвращения (израильтян), то тем более они не могли знать этого (богатства любви Христовой), так как оно открылось через евангелие. " Он " , – говорит, – " спасет Своих людей Израиля " . Здесь ничего не говорится о язычниках; но о них открывает Дух. О призвании их было известно, но что при этом они воссядут и на престоле Божьем, этого кто мог ожидать, кто мог этому поверить? " Скрывавшейся " , – говорит, – " в Боге " . Впрочем это " домостроительство " (о спасении язычников) яснее раскрывает в послании к Римлянам. " В Боге " , – говорит, – " создавшем все Иисусом Христом " . Хорошо он сделал, что, вспоминая о творении, сказал: " Иисусом Христом " .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

И не говорит: если я и невежда, то и другие апостолы таковы же, - для того, чтобы не показалось, что он осуждает их, но унижает само дело внешней мудрости, как и в первом послании показал, что оно не только бесполезно, но и вредно для славы Креста. Итак, я невежда в слове, но не в познании. Чрез это намечает им, что чем более они хвалятся красноречием, тем более лишаются познания Бога и остаются в этом деле невеждами. Впрочем мы во всем совершенно известны вам. Не так, как лжеапостолы - на деле то, а кажутся другое; но во всем, что мы делаем и говорим, известны вам: нет в нас какой-либо двойственности или лицемерия, как у тех, которые покрываются только личиной благочестия, а поступают во всем несравненно хуже. Согрешил ли я тем, что унижал себя, чтобы возвысить вас, потому что безмездно проповедовал вам Евангелие Божие? Грешил ли я, говорит, тем, и можете ли вы обвинять меня и гордиться предо мной, чтобы я унизил себя самого, живя милостынею и терпя голод, чтобы возвысить вас, то есть утвердитесь в вере? Ибо они не соблазнялись (что и составляет величайшее их обвинение) тем, что не были бы утверждены иначе, если бы он не терпел голод. Поскольку же они клеветали на него, что он в присутствии представляется униженным, а в отсутствии хвалится, то теперь, как бы защищаясь от этого, он поражает их самих, говоря: хотя я был унижен, но для того, чтобы вы возвысились чрез это. Другим церквам я причинял издержки, получая от них содержание для служения вам. Хотя он мог бы сказать: я ел от труда рук своих; но, делая речь более выразительной, говорит: я получал от других, служа вам. Выражение же причинял издержки он употребил вместо: я лишил, и сделал их бедными. А разумеет он македонян: будучи весьма бедны, они содержали еще и меня, тогда как я был им в тягость, хотя в излишнем не нуждался, но нуждался в необходимом. Я получал содержание, но не от вас; это составляет действительно величайшее обвинение, тем более, что все это для служения вам; ибо, проповедуя вам и делая ваши дела, я питался от других.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1060...

«Кротость нашей прихожанки была быстра, как кобра» — 10 смешных мемов от священника Подборка к 1 апреля — наслаждайтесь! 1 апреля, 2019 Подборка к 1 апреля — наслаждайтесь! Священник Дмитрий Желобницкий делает из кадров известных кинофильмов смешные мэмы, объединенные общей темой — православной самоиронией. К 1 апреля отец Дмитрий сделал подборку картинок специально для наших читателей, а мы подобрали к этим картинка цитаты из близких по смыслу статей «Правмира». Наслаждайтесь! «Сырная седмица есть преддверие и начало поста, а поэтому истинным чадам Церкви следует поступать в эту седмицу во всем гораздо воздержаннее, чем в предыдущие дни, хотя и всегда воздержание потребно. Слушают ли, однако, христиане сладостных словес любвеобильной Матери своей Церкви? Она завещает в эти дни более благоговеть, а они более бесчинствуют. Она заповедует воздерживаться, а они более предаются невоздержанию. Она повелевает освящать тело и душу, а они более оскверняют их. Она велит сетовать о содеянных грехах, а они более прибавляют беззаконие. Она внушает умилостивлять Бога, а они более прогневляют Всевышнего. Она назначает пост, а они более объедаются и упиваются. Она предлагает покаяние, а они более свирепствуют. Я еще раз скажу, что кто проводит масленицу в бесчинствах, тот становится явным ослушником Церкви и показывает себя недостойным самого имени христианина»- наставлял свт. Тихон Задонский. Читать далее… Если кто, – говорит Христос, – приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником (Лк. 14, 26). И при этом – кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного (1 Тим. 5, 8). При всей внешней противоречивости этих слов речь в них идет об одном и том же – о любви: сначала – к Богу, а потом – к ближнему. Возлюбить ближнего, как самого себя,– значит, и желать спасения ближнему, как мы желаем спасения самим себе. Читать далее… В общественных местах постоянно приходится сталкиваться с различными проявлениями общественной жизни, и хамство, к сожалению, — одно из самых распространённых. Как бы с ним ни боролся, результат всегда тот же: нулевой. Любые способы воздействия на хамящего, как правило, ни к чему, кроме конфликтов, не приводят. Как воздействовать на того, кто хамит? По-христиански ли это — «проглатывать» обиду? Отмалчиваясь и уклоняясь от споров, не даём ли мы, таким образом, хамству процветать? Читать далее…

http://pravmir.ru/krotost-nashej-prihozh...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010