Игумен Нектарий (Морозов): Они умалились более всех и потому более всех возвеличились РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_95756.html 12 июля 2012 Игумен Нектарий (Морозов): Они умалились более всех и потому более всех возвеличились Источник:  http://www.taday.ru/text/1697653.html Взгляд-Православие В силу некой стереотипности нашего сознания, которая порой вырабатывается в нас с течением времени, мы очень часто воспринимаем не только апостолов и пророков, но и вообще святых как-то плоско, шаблонно. Они представляются нам некими законченными в своем совершенстве образами праведности, гладкими, неприступными, словно изваяние... И эта досадная клишированность крайне нас обедняет: ведь на самом деле и апостолы, и пророки были вовсе не придуманными кем-то былинными богатырями и не героями волшебной сказки. Они были такими же, как и мы, живыми людьми – со своими немощами, страхами, болью и страданием. Со своими радостями, стремлениями, особенностями. А какими людьми были всем известные апостолы Петр и Павел? Какие черты характера их отличали? Почему, будучи такими разными и не похожими друг на друга и по темпераменту, и по своему социальному положению, они в какой-то момент своей жизни бросили все и пошли за Христом? Сегодня, когда до конца поста, установленного Церковью в их честь, осталась ровно неделя, задать эти вопросы мы решили тому, кому знать на них ответы сам Бог велел – настоятелю саратовского храма во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла города Саратова игумену Нектарию (Морозову). Такие же, как и мы – Отец Нектарий, вы согласны, что это как-то обидно – воспринимать святых не как живых людей, а как каких-то неприступных в своем совершенстве сказочных персонажей? Хочется сломать эту стереотипность мышления, поэтому поделитесь своими ощущениями: какими вам видятся апостолы Петр и Павел? Что это были за люди? – Вы совершенно правы, это действительно обидно – воспринимать святых подобным образом. Более того, это просто неверно. И мне кажется, что подлинное общение со святыми тогда только и начинается, когда у нас появляется способность чувствовать, ощущать их вот так – как живых, таких же, как и мы. Когда я думаю об апостоле Петре, то всегда вспоминаю о нескольких вещах... Думаю о том, что он переживал, когда шел за связанным мучителями Христом после своего отречения, что происходило в его сердце, когда он, трижды отрекшись, встретился глазами со взором Спасителя. Не гневным, не укоряющим, но исполненным любви. Какая тогда боль пронзила его?.. И как она настигала его день за днем, когда он, уже восстановленный в своем апостольском достоинстве, по свидетельству древнего церковного Предания, плакал во время пения петухов. И как радовался он, когда годы спустя смог принять ту же смерть, что и его любимый Учитель. И как молил он по смирению своему, чтобы распяли его вниз головой...

http://religare.ru/2_95756_1_21.html

Разделы портала «Азбука веры» ( 4  голоса:  4.8 из  5) Предыдущий Следующий 33. Правила поминания в храме Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи, словами Христос Воскресе! Молитесь друг за друга ( Иак.5:16 ), - заповедует нам ап. Иаков. В заботе об этом, Церковь ввела в свое богослужение общие формулы поминовения, иногда сливая воедино свою молитву о живых и умерших, иногда совершая отдельно поминовение тех и других. Но Она знает, что поминание общими формулировками не может в полной мере удовлетворить братскую любовь. У любящих всегда остается потребность в известных случаях помянуть любимых и по именам. Поэтому в церковном богослужении уже с самых первых времен вошли в обиход так наз. диптихи (записные книжки) или синодики (соединяемые поминания), в которые вносились имена всех известных для данной церкви лиц: прежде всего епископов этой церкви, ктиторов (благотворителей) храма и всех тех, кто верой и добрыми делами приобрел в ней уважение. По примеру общецерковных диптихов верующие, каждый в отдельности, стали заводить такие же помянники, куда заносили имена своих сродников, друзей и знаемых. Нормы ПОМИНАНИЯ И общецерковные диптихи и частные помянники, как в древности, так и ныне предназначаются для чтения их за богослужением. При этом надо иметь в виду, что одним из основных положений Церковного Устава является то, чтобы во всем была определенная норма, по возможности, точная мера, чтобы не загромождать богослужения, чтобы не удлинять его больше нужды и сверх сил молящихся. Напр. Устав не разрешает петь более 10 стихир на Господи воззвах (за исключением двух случаев), более трех тропарей на вечерни (за одним исключением), более четырех тропарей на Бог Господь и т.п, Разрешает в одной службе (на вечерни и утрени) соединять не более 3х служб, в том числе не более 2х служб святым Минеи (хотя в месяцеслове сегодня каждый день совершаются памяти десяткам святых). Может быть вариант переносения служб на повечерие и даже в другой день, но все равно без нарушения общей нормы.

http://azbyka.ru/video/33-pravila-pomina...

Имя нового старообрядческого митрополита практически известно РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_22078.html 05 октября 2005 Алексей Байдин Имя нового старообрядческого митрополита практически известно До Освященного Собора Русской Православной Старообрядческой Церкви (РПСЦ), который изберет нового Митрополита Московского и всея Руси, осталось почти две недели. Поскольку Старообрядческая Церковь, насчитывающая более 1 млн членов, является не только крупнейшей староверческой конфессией, но и вообще одной из крупнейших Церквей России, поскольку старообрядческий Митрополит был членом Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте, выборы нового главы РПСЦ представляют интерес, не местечкового, а всероссийского масштаба. Разговоры о том, кто может стать преемником Митрополита Андриана (Четвергова), начались сразу же после его скоропостижной кончины 10 августа сего года во время Великорецкого крестного хода в Кировской области. Поскольку изначально не были очевидны кандидаты, способные набрать 75 % голосов участников Собора и победить на выборах, возникло опасение, что в этом году избрать Митрополита не удастся. Но такое развитие событий, чреватое фактическим безвластием, могло бы сильно ослабить позиции Церкви. Все-таки РПСЦ является достаточно централизованной структурой и долговременное отсутствие Митрополита – стержня, скрепляющего эту структуру, может привести к ее разрушению. Скорее всего, " ради мира церковного " , ради сохранения старообрядчества, участники Освященного Собора предпримут все усилия для того, чтобы избрать Митрополита. И сегодня с большой долей уверенности можно утверждать, что имя будущего Первосвятителя РПСЦ уже известно. Еще месяц назад, когда говорили о возможных и наиболее вероятных кандидатах на митрополичий престол, называли два имени: епископа Зосиму (Еремеева) Донского и Кавказского и епископа Корнилия (Титова) Казанского и Вятского. Владыка Зосима, строгий канонист и блюститель церковных правил, представляет интересы тех староверов, которых условно можно назвать " консерваторами " . А владыка Корнилий, известный своими симпатиями по отношению к Московской Патриархии, представляет интересы " либералов " . Но изначально было ясно, что ни тот, ни другой не смогут набрать необходимые 75 % голосов соборян. Необходима была компромиссная фигура, которая устраивала бы всех и одновременно находилась как бы над всеми.

http://religare.ru/2_22078_1_21.html

архим. Агапит Глава XX. Старец Макарий уклоняется от настоятельской должности и архимандритского сана и слагает с себя некоторые обязанности. Его любовь к вере и Церкви Православной и ревность по вере и благочестию. Благодарное письмо за это к нему от Московского митрополита Филарета. Следит старец за духовною литературою и с великим участием относится к отечественным событиям. Скорби старца в последние годы его жизни и разрешение недоумений по сему случаю Выше упомянуто было, что стечение народа в Оптиной Пустыни при старце о. Макарии было очень велико. Но оно от времени до времени все более и более увеличивалось. Особенно во множестве посещали Оптину Пустынь имевшие вообще расположение к сей обители и лично к старцу Макарию отличавшиеся своим благочестием жители городов Болхова и Мценска Орловской губернии. Известный бывший настоятель Болховского монастыря, соименный старцу Макарию (ревностный сибирский миссионер между инородцами), архимандрит Макарий (Глухарев), указывал даже многим на Оптинского старца Макария как на своего преемника в их Волховском монастыре. Вследствие этого после кончины сего приснопамятного о. архимандрита, последовавшей в 1847 году, депутация болховских граждан прибыла в Оптину Пустынь, с тем чтобы просить старца Макария дать свое согласие на занятие в сане архимандрита настоятельской должности в Волховском монастыре, именуемом также Оптинским 128 ; а о. игумена Моисея – чтобы отпустил его к ним. Но смиренный старец решительно отказался от этой чести. Узнав же, что о сем уже сделано, помимо его согласия, представление высшему духовному начальству, он поспешил отклонить его чрез некоторых благотворителей обители при посредстве одной высшей духовной особы. Между тем, телесные силы старца батюшки о. Макария с течением времени все более и более ослабевали, а трудов ему все более и более прибавлялось. Часто усталый, измученный долгим занятием с народом, едва переводя дыхание, не имея сил не только говорить, но и произнести внятно одно слово, возвращался он с монастырской гостиницы в скит со своего ежедневного подвига.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла на заседании Высшего Церковного Совета 11 мая 2018 года 11 мая 2018 г. 14:39 11 мая 2018 года в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл  возглавил  очередное заседание Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви. Открывая заседание, Святейший Владыка обратился к собравшимся со вступительным словом. Приветствую всех членов Высшего Церковного Совета. У нас сегодня важные вопросы — как текущей долгосрочной повестки дня, так и некоторые иные, связанные с нашим календарем и предстоящими празднованиями. Нам предстоит обсудить работу Церкви в связи с круглой датой Крещения Руси, в частности, поговорить о том, как в Российской Федерации и других странах следует отметить этот праздник. Кроме того, есть важные вопросы, связанные с нашей миссионерской деятельностью. Как всегда, на заседаниях Высшего Церковного Совета мы отслеживаем исполнение всех ранее принятых решений, и в связи с этим я бы хотел обратиться к теме социальной и благотворительной деятельности нашей Церкви. Сегодня владыка Пантелеимон представит нам краткий отчет о проделанной работе. Хотел бы отметить, что социальная деятельность Церкви становится все более и более важной, все более и более заметной, все более и более привлекающей к себе нашу паству. И это хорошо, потому что вера без дела мертва есть (Иак. 2:17). Посещая епархии, я нередко сталкиваюсь с непониманием на уровне духовенства (а иногда даже епископата) того акцента, который мы делаем сейчас на социальной работе.Тогда я объясняю простыми словами: «Проповедовать мало — нужно творить добрые дела». Вся наша социальная работа должна исходить из приходских общин, а не превращаться в элитарную деятельность на уровне высшей церковной власти, на уровне епископата. Мы достигнем положительных результатов только в том случае, если будет задействован потенциал наших приходов. Ведь социальная работа — это просто совершение добрых дел. Всем хорошо известно, что значительная часть наших верующих — это пожилые люди, в основном женщины, хотя есть и мужчины.

http://patriarchia.ru/db/text/5193186.ht...

Беседа на Евангелие Недели Всех Святых Учение о исповедании Иисуса Христа (Опровержение возражения: «мы – люди слабые») Какое Евангелие сегодняшнего дня? Прежде, нежели скажем, какое Евангелие сегодняшнего дня объясним название настоящей недели «Неделею Всех Святых». Первая неделя по Пятидесятнице называется Неделею Всех Святых, потому что посвящается прославлению всех святых – тех, имена которых известны, но особенно тех, которые не известны людям, а известны только одному Богу и которым по неведению их не положено прославляться особо, каковы: все вообще Патриархи, Праотцы, Пророки, Апостолы, Мученики, Священномученики, Исповедники, Святители, Преподобные и Праведные мужи и жены и все святые, от века благоугодившие. Почему именно эта неделя посвящена воспоминанию и прославлению всех святых? Святые спасались благодатью Святаго Духа, которая приобретена страданиями, смертью и воскресением Христовым, посему, совершив память страданий, смерти и воскресения Христова и затем сошествия Св. Духа, прилично потом прославить и святых человеков, спасшихся сим домостроительством Божиим. Какое Евангелие Недели Всех Святых? О исповедании Христа и особенной любви к Нему, и о награде за это исповедание и любовь ( Мф. 10:32, 33, 37, 38, 19:27–30 . Зач 38). Побуждаемые сим учением Евангелия, святые исповедывали Христа, оставляли все, что удаляло их от Бога, и за то удостоены прославления и на Небе, и на земле. ... «Всякого, кто исповедает Меня пред людьми... исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына иди дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Тогда Петр, отвечая, сказал Ему: вот, мы оставили всё и последовали за Тобою; что же будет нам? Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, – в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых. И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную. Многие же будут первые последними, и последние первыми».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/b...

Беседа на слова: „Тогда Ирод видев, яко поруган бысть от волхвов, разгневася зело, и послав изби вся дети сущия в Вифлееме, и во всех пределех его, от двою лету и нижайше, по времени, еже известно испыта от волхвов» (Матф. 2:16). Св. Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского Без сомнения, Ироду следовало не гневаться, но возыметь страх, смириться и познать, что он предпринимает дело невозможное; однако же, он не смиряется. Когда душа бесчувственна и неизлечима, она не принимает никакого врачевания, даруемого Богом. Смотри, как Ирод снова подвизается в прежних делах своих, прилагает убийство к убийству, и безумствует. Объятый гневом и завистью, как некоторым демоном, он ни на что не смотрит, неистовствует над самою природою, и гнев свой, возбужденный посмеявшимися над ним волхвами, изливает на неповинных младенцев, и таким образом совершает теперь в Палестине злодеяние, подобное бывшему некогда в Египте: послав изби сущия вся дети в Вифлеем, и во всех пределех его, от двою лету и нижайше, по времени, еже известно испыта от волхвов ( Матф. 2:16 ). – Многие возмущаются несправедливостью избиения этих детей. „Пусть кровожадный Ирод действовал несправедливо, – но почему, говорят, Бог попустил это“? Что же нам ответить на этот вопрос? То, что обижающих – много, а обижаемого нет ни одного. Обиды, несправедливо претерпеваемые нами от кого бы то ни было, Бог вменяет нам или в отпущение грехов, или в воздаяние награды. Чтобы мои слова были понятнее, объясню их примером. Положим, что какой-нибудь раб должен своему господину большую сумму денег; допустим далее, что этот раб обижен бесчестными людьми, и какая-нибудь часть его имения отнята. Итак, если бы этот господин, имея возможность удержать похитителя и лихоимца, вместо того, чтобы возвратить рабу похищенные у него деньги, зачел их за долг свой, то обижен ли был бы раб? Никак. А что если бы господин отдал ему еще более похищенного? не приобрел ли бы он еще более, чем потерял? Это для всех очевидно. Точно также мы должны думать и о своих страданиях: этими страданиями мы или заглаждаем наши грехи, или же, если не имеем грехов, получаем за них блистательнейшие венцы.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛАЗАРЬ († 8.03.1391 (?), Муромский Успенский мон-рь), прп. (пам. 8 марта, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), Мурманский (Муромский), Олонецкий, основатель Муромского в честь Успения Пресв. Богородицы мужского монастыря. Источники Основным источником сведений о Л. служит агиографическая Повесть, в к-рой использована редкая для древнерус. агиографии форма автобиографического повествования: в основной части текста рассказ ведется от лица самого Л., в заключительной - от имени его ученика Феодосия. Повесть известна сегодня в 3 редакциях: 1-й Пространной, 2-й Пространной и Краткой (начата во всех редакциях: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа и Святыя единосущныя и нераздельныя Троицы. Се аз многогрешный священноинок Лазарь…»). 1-я Пространная редакция известна в списке XVII в. ГИМ. Увар. 542 (заглавие: «Начало святыя обители Успения Пречистыя Богородицы да Рожества великаго во пророцех Предтеча Господня Иоанна и преподобнаго чюдотворца Афанасия еже есть близ понта окияна моря. Первие составися обитель преподобнаго священноиноком Лазарем римлянином. Списано иноком Феодосием того же монастыря игуменом Святыя горы. Духовная грамота священноинока игумена Муромскаго монастыря Лазаря»; публ.: Барминская. 1989; Крылова. 1995). 2-я Пространная редакция также известна в единственном списке XVII в. (РГБ. Унд. 146; содержит лишь 1-ю половину текста; заглавие: «Начало святыя обители Успения Пречистыя Богородицы и Рожества великаго во пророцех Предтеча Господня Иоанна и преподобнаго чюдотворца Афонасия еже есть близ понта окияна моря. Духовная грамота священноинока Лазаря. Списано священноиноком Феодосием того же монастыря игуменом»; не опубл., пересказ см.: Филарет (Гумилевский). РСв.). Более широкое распространение в рукописях получила Краткая редакция, известная в 13 списках XVII-XIX вв.: РНБ. Мих. Q. 384; Собр. Волковского молитвенного дома. 88; РГБ. Барс. 553; ИРЛИ (ПД). Перетц. 223; БАН. Собр. В. В. Лукьянова. 220 и др. (заглавия: «Повесть о Муромском острове», «Повесть о Муромском монастыре, иже есть близ Онега-езера» и др.; опубл.: ИРИ. Ч. 5. С. 115-129). Списки Краткой редакции входили также в старообрядческую (выговскую) рукописную традицию (ИРЛИ (ПД). Карельское собр. 37; ГИМ. Муз. 1510 и др.). Известны и более поздние переработки Повести, вошедшие в Четьи-Минеи Псковского еп. Ермогена (Добронравина) (РНБ. Собр. СПбДС. 25/3, кон. XIX в.), в «Олонецкий патерик» сщмч. архим. Никодима (Кононова) и др. агиографические сочинения.

http://pravenc.ru/text/2462515.html

Митрополит Павел (Лебедь): Рассказывать о нашей благотворительности – значит стать фарисеем Наместник Киево-Печерской лавры владыка Павел — один из самых известных архиереев УПЦ. Журналисты любят задавать ему провокационные вопросы и попрекать дорогими автомобилями. Это, конечно, хороший способ «повысить посещаемость» своего сайта или создать новый скандал о Церкви. 28 мая, 2013 Наместник Киево-Печерской лавры владыка Павел — один из самых известных архиереев УПЦ. Журналисты любят задавать ему провокационные вопросы и попрекать дорогими автомобилями. Это, конечно, хороший способ «повысить посещаемость» своего сайта или создать новый скандал о Церкви. Наместник Киево-Печерской лавры владыка Павел — один из самых известных архиереев УПЦ. Журналисты любят задавать ему провокационные вопросы и попрекать дорогими автомобилями. Это, конечно, хороший способ «повысить посещаемость» своего сайта или создать новый скандал о Церкви. Но при желании придраться можно найти недостатки у кого угодно. Мы считаем, что есть куда более важные темы для беседы, чем дорогие автомобили. Чем живут иноки, почему Церковь так мало говорит о своей социальной работе, куда уходят продукты с монастырских хозяйств? Об этом и многом другом мы беседуем с владыкой Павлом — наместником одного из самых древних монастырей Украины и руководителем синодальной комиссии УПЦ по делам монастырей. — Владыка, вы руководите Синодальной комиссией по делам монастырей. Расскажите о деятельности этой комиссии, когда последний раз она собиралась, какие вопросы там рассматриваются? — Последний раз мы собирались в 2011 году, потому что в прошлом я много болел, перенес две операции. Но я успевал встречаться почти со всеми настоятелями и настоятельницами — думаю, что с 90% всех, кто поставлен наместниками. То есть я всегда в курсе, всегда, образно выражаясь, держу руку на пульсе. — Какие монастыри в Украине самые крупные? Наверное, первая обитель по количеству иноков — это Киево-Печерская лавра? — Нет, крупнейший монастырь — это Почаевская лавра, там больше трехсот человек братии. В Киево-Печерской лавре — 180 человек, включая и иноков и послушников. Крупный монастырь — Святогорская лавра. Из женских монастырей больше всего людей подвизается в Покровском монастыре в Киеве, там более 250 насельниц, много и во Флоровском монастыре — 180 монахинь.

http://pravmir.ru/mitropolit-pavel-lebed...

поиск:   разделы   рассылка Митрополит Волоколамский Иларион: Без Бога невозможно построить справедливое общество Источник:  Официальный сайт Московского Патриархата 5 ноября 2017 года в передаче " Церковь и мир " , выходящей на телеканале " Россия-24 " по субботам и воскресеньям, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопросы ведущей телеканала Екатерины Грачевой. Е. Грачева : Здравствуйте! Это программа " Церковь и мир " на канале " Россия 24 " , в которой мы беседуем с председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополитом Волоколамским Иларионом. Владыка, здравствуйте! Митрополит Иларион : Здравствуйте, Екатерина! Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Е. Грачева : Владыка, приближается дата – 7 ноября по новому стилю – великой октябрьской социалистической революции. Это одно из самых роковых событий начала XX века, которое изменило ход мировой истории вообще. Владимир Путин призвал в год 100-летия революции подвести черту под расколом народа, и отныне эту дату – 7 ноября – воспринимать как символ окончания этого раскола. А что для Церкви означает эта дата? Митрополит Иларион : Для Церкви эта дата означает, прежде всего, молитвенное воспоминание о тех миллионах людей, которые стали жертвами революции и ее последствий. Речь идет, действительно, об очень трагическом событии в истории нашей Родины. И хотя сейчас высказываются самые разные оценки и того, что происходило в годы революции, и того, что за этим последовало, тем не менее Церковь вынесла свою оценку этим событиям, когда канонизировала новомучеников и исповедников Русской Церкви. Это было в 2000-м, юбилейном, году. Тогда Церковь прославила поименно более тысячи святых, а сейчас в этом списке уже более двух тысяч. Но помимо тех, кто известны по именам, были прославлены все те многие верующие, которые были расстреляны, – и монахи, и священники, и архиереи, – чьи имена нам не известны. Их имена известны одному Богу. И тогда Церковь открыто сказала о том, кто были жертвами, а кто палачами.

http://religare.ru/2_114150.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010