Член четвертый Строгость суда Божии над нечестивыми защищается притчею Приступ притчи, увещание Ст. 23. Приклоните ухо, и послушайте моего голоса; будьте внимательны, и выслушайте речь мою. Эти слова составляют приступ притчи, в котором Пророк требует внимания к словам его, и вникания в смысл их; потому что он говорит о предмете важном, который необходимо знать всякому. Цель этой притчи та, чтобы оправдать строгость суда Божия в наказании и очищении своего народа посредством бедствий, и в погублении нераскаянных, закоренелых в нечестии. Притча поучительная Ст. 24. Всегда ли земледелец пашет для посева, бороздит и боронит землю свою? Ст. 25. Нет; когда уровняет поверхность ея, он сеет чернуху, или разсыпает тмин, или разбрасывает пшеницу рядами, и ячмень в определенном месте, и полбу рядом с ним. Ст. 26. И такому порядку учит его Бог его; Он наставляет его 32 ). Ст. 27. Ибо не молотят чернухи катко ч зубчатым, и колес молотильных не катают по тмину; но палкою выколачивают чернуху, и тмин палкою. Ст. 28. Зерновый хлеб вымолачивают, но не разбивают его; и водят по нему молотильныя колеса с конями их, но не растирают его. Ст. 29. И это происходит от Господа Саваофа: дивны судьбы Его, велика премудрость Его. Этою Притчею Пророк оправдывает справедливость действия промысла и судов Божиих, по которым Бог подверг нечестивых решительному, конечному наказанию, между тем, как благочестивым доставляет спасение. В этой притче Пророк научает, что план Божественного промышления о церкви подобен тому, какой наблюдает земледелец по отношению к своей ниве. Земледелец сначала пашет землю, потом боронит, тем очищает траву и уравнивает поверхность земли, сеет, и притом всякое семя бросает па своем месте, смотря потому, какая земля лучшая для какого семени, наконец пожинает, и сжатое омолачивает. Все эти действия земледельца так соединены между собою, что одно действие относится к другому, как средство к цели, после всего земледелец приступает к молотьбе, которою все прежние действия заканчиваются, и семена употребляются по назначению. Молотьба также совершается различно, смотря по свойству растения. Так точно и Бог поступает. И у него есть нива – народ Иудейский. По отношению к нему Он совершает различные действия Своего промышления: орет, боронит, очищает землю, сеет семя, и притом всякое на своем месте, наконец пожинает и обмолачивает. И эти действия тесно соединены между собою, одно к другому относится, как средство к цели: Бог не станет орать, и боронить, или полоть иначе, как для того, чтобы посеять, и для этого не станет всякий день орать; также не станет сеять иначе, как только для того, чтобы пожать, а жнет для того, чтобы обмолотить для употребления плодов. Он не станет постоянно только орать и сеять; нужно же когда-нибудь пожать, смолотить посеянное, и получить плоды для употребления.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

«Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог». Я и все мои предшественники, все соработники насаждают и поливают – поливают и дьяконы, и чтецы, и певцы, – все поливают, все стараются, но возращает только один Бог. «Посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий. Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду» ( 1Кор.3:7–8 ). От Бога будет дана награда соответственно труду нашему, «ибо мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение» ( 1Кор.3:9 ), нам, соработникам у Бога, данные для того, чтобы сеять в сердца ваши слова правды Христовой. Вы Божие строение. Господь строил храм Свой в сердцах ваших. «Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нём; но каждый смотри, как строит. Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» ( 1Кор.3:10–11 ). Это основание, этот камень веры, св. апостол Павел во всех своих посланиях, во всей своей пастырской деятельности всегда полагал в основу своей проповеди , всегда побуждал людей строить только на этом основании, которое есть Иисус Христос. И он говорит, что другого основания никто не может положить. Но знаете вы, что есть немало людей, которые совсем не на этом основании строят свою жизнь, которые не его избирают краеугольным камнем своим. Но не о них говорит св. ап. Павел. Он говорит только о христианах, он говорит, что никто из христиан не смеет строить на ином основании, как только на том, которое есть Господь Иисус Христос. Он говорит, что положил только основание, а вы сами должны строить здание своей жизни на нём. И это вам нужно твёрдо, твёрдо запомнить. Вам нужно знать, что мы только сеятели, мы только кладём основание, а строителями должны быть вы сами, ибо вот что говорит св. ап. Пётр: «И сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом» ( 1Пет.2:5 ). Он говорит, что вы сами строители, но вы сами вместе с тем и материал – те живые камни, из которых будете строить здание жизни своей.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Я насадил, Аполлос полил, но Бог давал рост. Поэтому ни насаждающий не значит ничего, ни поливающий, но Бог, дающий рост. Насаждающий же и поливающий – одно, но каждый получит свою награду по своему труду. 1 Кор 2:9–16; 3:1–8 Среда 6 седмицы. Первое послание к Коринфянам, зачало 128 Братья, мы – Божии сотрудники; вы – Божия нива, Божие строение. По благодати Божией, данной мне, я, как мудрый зодчий, положил основание, а другой строит на нем: пусть каждый смотрит, как строит. Ибо другого основания никто не может положить, кроме положенного, которое есть Иисус Христос. Если же кто строит на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, – каждого дело станет явным; ибо День покажет, потому что он в огне открывается, и каждого дело, каково оно есть, огонь его испытает. Если чье дело пребудет, – то, которое он на нем построил, – он получит награду; если чье дело будет сожжено, он потерпит ущерб, сам же будет спасен, но так, как бы сквозь огонь. Разве вы не знаете, что вы – храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто храм Божий разоряет, разорит того Бог; ибо храм Божий свят, и это – вы. 1 Кор 3:9–17 Неделя 9 седмицы. Первое послание к Коринфянам, зачало 129 Братья, пусть никто себя не обольщает: если кто среди вас считает себя мудрым в веке сем, пусть сделается безумным, чтобы стать мудрым. Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом. Ибо написано: “Он уловляет мудрых лукавством их”. И еще: “Господь знает умствования мудрых, что они суетны”. Итак никто да не хвалится людьми; ибо все ваше: Павел ли, или Аполлос, или Кифа, или мир, или жизнь, или смерть, или настоящее или будущее – все ваше; вы же – Христовы, а Христос Божий. 1 Кор 3:18–23 Четверг 6 седмицы. Первое послание к Коринфянам, зачало 130А Братья, пусть считают нас служителями Христовыми и домоправителями тайн Божиих. А от домоправителя требуется, чтобы нашли его верным. Для меня очень мало значит быть судимым вами или человеческим судом. Но я и сам себя не сужу. Ибо я ничего за собой не знаю, но не этим я оправдан, Судящий же меня есть Господь. Поэтому не судите вовсе прежде времени, доколе не придет Господь, Который и осветит скрытое во тьме и обнаружит намерения сердец; и тогда похвала будет каждому от Бога.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/apostol-v...

   Мы же отсюда видим, сколь добра ниваБожие благословение и как Бог ущедряет изобилием пшеницы Своих угодников, ищущих прежде всего Царствия Божия и правды Его (Мф. 6:33). Если же эта нива, Божие, говорю, благословение, и без земледельческого труда способна приносить плоды, то сколь же больший принесет она плод возделывающим землю, если только постараются земледельцы прежде всего угождать Богу праведным и добродетельным своим житием?     «Возреноваша ему филистинове» (Быт. 26:14). Когда Бог благословил Своего раба Исаака изобилием земных благ, то населявшие ту землю люди стали завидовать. Где подаются кому-либо Божий дарования, там возрастает и зависть человеческая. Начали злые люди праведному творить пакости в колодцах, чтобы безводием уморить его людей и скот и чтобы удалить его от себя, дабы не видели его их глаза. Ибо завистливое око не переносит видимого счастья и благоденствия другого. Святой Давид, сказав о праведном человеке, «яко рог его вознесется во славе», тотчас добавляет, что «грешник узрит и прогневается, зубы своими поскрежещет и растает» (Пс. 111:9—10). Рог славы и благоденствия бодет очи завистливому, для которого чужое добро является мучением, ибо он болит сердцем и мучится, видя ближнего благоденствующим. И думается мне, что Господь Бог мог угодника Своего Исаака и на другом каком-либо месте достаточно пропитать во время голода, тем не менее Он нарочито послал его в Герарскую страну Для того, чтобы нечестивых герарских жителей, которых Он наказывал за их грехи голодным временем, мучить еще и тем, что пред их завистливыми глазами раб Его будет собирать изобильную жатву на той земле, на которой грешники будут скудно жать. Когда Господь Своему праведнику послал всякие блага, тогда Он этим для грешников создал муку, ибо дал им повод к зависти при муках за свое неизобилие и скудость.    Подобное Господь сотворил и в Египте: благодетельствуя Своим людям, Он мучил фараонов, о чем в псалмах читается так: «Преврати сердце их возненавидети люди Его» (Пс. 104:25). Чем превратил? Убедил ли их быть злыми, или научил их злому? Никак нет! Ибо Господь не желает, чтобы какой-либо человек был злым, и никого на зло не наставляет. Каким же образом Он превратил сердце их, чтобы они возненавидели людей Его? Прочтем слова предыдущего стиха: «Возрасти люди Своя зело и укрепи я паче враг их, преврати сердце их» и прочее. Отсюда ясно можно видеть, чем и как превратил: благодетельством, которое оказывал Своим людям. Этим именно Он превратил сердце египтян к ненависти, не Сам делая их таковыми, так как они по природной своей злобе ненавидели людей Божиих, но подавая повод им к большей ненависти в том, что благотворит людям Своим, возраща-ет, умножает и укрепляет их. Один из толковников изъясняет сие следующим образом: «Когда говорится, что преврати Бог сердце их на ненависть, то это значит, что Он не египтян делает злыми, но подает Своим людям блага, которыми злые легко побуждаются на зависть».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2816...

Так возделывалась нива Божия трудами Григория. Но вкусил ли делатель от плодов делания своего? Нива, возделанная Григорием, досталась не трудившемуся земледельцу, но тем, которые не пролили над нею ни одной капли пота 157 . Истекал уже год по издании Феодосием указа в пользу Православия. Сам Император, оправившись от болезни, явился в Константинополь (24 ноябр. 380 г.). Слышав, вероятно, о трудах Григория, Государь принял его благосклонно, долго беседовал с ним и обещал немедленно передать Православным главный Константинопольский храм, находившийся ещё в руках Ариан 158 . Значительная часть Константинопольских жителей пришла от сего в волнение. И когда настал день, в который по назначению Императора Православные должны были вступить в храм, улицы и площади наполнились народом; от раздававшихся воплей и угроз, Константинополь уподоблялся городу, занятому неприятелями. Храм окружён был вооружённою стражею. Григорий, ослабевший от болезни, едва переводил дыхание; впрочем, со взором, просветлённым радостною надеждою, шёл с Императором. Небо было покрыто мрачными облаками. Ариане видели в том неблагоприятное для Православных предзнаменование. Но как-скоро Император и Епископ, окружённый духовенством, с хвалебным пением вступили во храм и с молитвою воздели руки к Богу, ясный луч солнца, прорезав облака, озарил весь храм радостным светом. Православные пришли в необыкновенный восторг, увидев, что и небо участвует в их торжестве 159 . Когда прошли первые минуты восторга, храм огласился шумными восклицаниями; все единодушно обнаружили пред Императором желание видеть Григория на Епископском престоле. Но Григорий, поражённый неожиданностью, от сильного волнения духа не в состоянии был сам говорить народу, и велел одному из своих со служителей встать и сказать: «Оставьте ваше требование; теперь надобно благодарить Бога благодеющего нам, а о дальнейшем подумаем после.» Император и народ приняли смиренный отказ Григориев с явными знаками одобрения 160 . При такой благоприятной перемене обстоятельств радость Православных в Константинополе была неописанная.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Разделы портала «Азбука веры» Художественная литература Самое популярное Библиотека св. отцов и церковных писателей Популярное: Сейчас в разделе 523  чел. Всего просмотров 69 млн. Всего записей 2584 Подписка на рассылку поделиться: ©2024 Художественная литература к содержанию Молитва — Михаил Лермонтов В минуту жизни трудную, Теснится ль в сердце грусть, Одну молитву чудную Твержу я наизусть. Есть сила благодатная В созвучьи слов живых, И дышит непонятная, Святая прелесть в них. С души как бремя скатится, Сомненье далеко — И верится, и плачется, И так легко, легко… 1839 Впервые опубликовано в 1839 г. в... Когда волнуется желтеющая нива… Когда волнуется желтеющая нива, И свежий лес шумит при звуке ветерка, И прячется в саду малиновая слива Под тенью сладостной зеленого листка; Когда росой обрызганный душистой, Румяным вечером иль утра в час златой, Из-под куста мне ландыш серебристый Приветливо кивает головой; Когда студеный ключ играет по оврагу И, погружая мысль в какой-то смутный сон, Лепечет... К Божией Матери Я, Матерь Божия, ныне с молитвою Пред Твоим образом, ярким сиянием, Не о спасении, не перед битвою, Не с благодарностью иль покаянием, Не за свою молю душу пустынную, За душу странника в свете безродного, Но я вручить хочу деву невинную Теплой Заступнице мира холодного. Окружи счастьем счастья достойную, Дай ей спутников полных внимания, Молодость светлую,... Есть время Есть время – леденеет быстрый ум; Есть сумерки души, когда предмет Желаний мрачен; усыпленье дум; Меж радостью и горем полусвет; Душа сама собою стеснена, Жизнь ненавистна, но и смерть страшна — Находишь корень мук в себе самом И небо обвинить нельзя ни в чем. Я к состоянью этому привык, Но ясно выразить его б не... Дума Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее – иль пусто, иль темно, Меж тем, под бременем познанья и сомненья, В бездействии состарится оно. Богаты мы, едва из колыбели, Ошибками отцов и поздним их умом, И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели, Как пир на празднике чужом. К добру и злу постыдно...

http://azbyka.ru/fiction/page/92/

Если бы святой царь Лазарь покинул поле битвы, то считался бы побежденным; но, оставшись, выстояв до конца, он победил. Адам потерял веру в раю, Иов укрепил веру на гноище. Пророк Илья ни разу не сказал: голод мешает мне быть послушным Богу! И царь Давид не говорил: корона мешает моему послушанию. Вера – основа любви Вера – основа любви. Непрестанно храни веру, непрестанно храни семя любви, которое несет в себе вера, чтобы оно могло прорасти и принести радость. Потому что вера сама по себе, без любви холодна и безрадостна. Но если любовь в тебе охладеет, не принесет плода радости, храни веру и жди. Храни веру любой ценой. И жди, жди, пока любовь не прорастет из веры. Если потеряешь любовь, потеряешь плод с дерева; потеряешь веру – погубишь само дерево. Если выпадет неурожайный год и нива не родит, терпеливый хозяин обрабатывает ее с двойным усердием. Соседи говорят: продай ее. Он молчит и работает. Если на следующий год не родит она, он увеличивает усердие. Соседи уговаривают: продай ее. Он молчит и трудится. И когда на третий год нива принесет урожай, он радуется втройне. Соседи тогда молчат, а он радуется. Если бы продал он ниву, чему бы радовался? Слово любви Бог дал людям слово «любовь», чтобы они именовали этим словом свои взаимоотношения с Ним. Когда люди, злоупотребив этим словом, начинают называть им свое отношение к земному, оно теряет свой смысл. Слова теряют свою священную и божественную силу и становятся как бы мертвыми. Так же как северное дерево, пересаженное на юг, вянет и гибнет. Мудрость Когда люди жадно отнимают у природы золото, она вместо золота дает им яд. Когда люди жадно вырывают у природы знание, она дает им цветные погремушки вместо истинного знания. Когда люди кротко, во имя Божие, во имя Творца природы просят необходимое, природа дает им все, что потребно. Мудрая мать дает ребенку все полезное из того, что он у нее просит; если же он попросит что-то из прихоти, пустого любопытства, мать взамен того, что он просил, даст ему безделушку. Так поступает и мудрость Божия с людьми. Содержание истории

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Блж. Иероним, следуя словам премудрого Екклесиаста, раскрывает своеобразный закон духовной жизни: «Но, так как у Исайи мы читаем: от страха Твоего, Господи, мы зачали и болели и родили, то нужно сказать, что у мужа совершенного плод этот, который родился от страха, умирает, когда он начинает любить Бога. Ибо совершенна любы вон изгоняет страх ( 1Ин. 4:18 )» 3, 2]. Рождаемое в страхе умирает при обретении любви. Согласно св. Григорию Богослову , по страху ты раб Божий, по любви – сын Божий. Начавшие с рабства Богу переходят во славу сыновства Божия. Пример исполнения соломоновых слов, после которого не говорить, а молчать хочется, даёт Н.В. Гоголь в своей повести «Тарас Бульба». Двух славных сыновей породил могучий Тарас – Остапа и Андрия. Старший отдал жизнь за веру и други своя, младший предал. И вот лицом к лицу отец и сын, и страшные слова: «Я тебя породил, я тебя и убью». Время рождаться, и время умирать. Господь мертвит и живит . Антиномия вторая Вторая антиномия по смыслу следует за первой и иллюстрирует её: Еккл. 3:2 Время насаждать, и время вырывать посаженное. А.Э. Графов переводит: Время сажать и время корчевать. Неподалёку был сад. Садовник насаждал новые саженцы, а им же посаженное в прошлом году выкорчёвывал. Философ сначала и не обращал на него внимания, но потом взгляд его уловил эту незамысловатую работу земледельца. Задержалась на ней и мысль, а посох уже медленно чертил: Время рождаться, и время умирать: время насаждать, и время вырывать посаженное. Блж. Иероним подметил, «что рождать есть то же, что и насаждать, умирать – то же, что вырывать посаженное» 3, 2]. При этом св. отец указывает на предопределение Божие: «Нет сомнения, что и рождение, и смерть людей известны и предопределены Богом» [там же]. Время насаждать, и время вырывать посаженное. Бог – первый и великий Садовник. И насадил Ягве Бог сад в Едеме на востоке ( Быт. 2:8 ). Св. Григорий Нисский : " Время , говорит Екклесиаст, садити, и время исторгати сажденное . Знаем, кто наш делатель [ виноградарь ], и чья мы нива … Господь говорит: Отец Мой – виноградарь [нем.: Gärtner – садовник] ( Ин. 15:1 ); апостол же сказал нам: а вы Божия нива ( 1Кор. 3:9 ). Посему великий Делатель умеет насаждать только благое, ибо насади Бог рай в Едеме на востоцех ( Быт. 2:8 ); исторгает же всё противное благому. Ибо всяк сад, егоже не насади Отец Мой Небесный, искоренится ( Мф. 15:13 )» Беседа 6]. Дальше св. Григорий переносит свою мысль на вопрос веры. «Одно и то же время – и принять в себя спасительное насаждение веры, и исторгнуть вместе плевелы неверия» [там же]. От веры и неверия св. Григорий переходит ко всякой добродетели. « Время садити целомудрие и исторгати насаждение непотребства» [там же] и т. д. Бог насаждает в душе на востоке, где восходит Христос, Солнце правды, сад добродетелей и искореняет самые корни греховных плевел и терниев.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

—179— Божием» ( Лк.9:62 ). Велика нива работников в царстве Божием, проводящих свою борозду на отведенной здесь каждому полосе, нельзя и некогда оглядываться назад: только-что начавшийся трудовой день склоняется к вечеру, а впереди нива уходит без конца вдаль и пропадает из глаз за горизонтом. Не одно тысячелетие миллионы людей и многие народы, сменяя друг друга, с утра выходят «на дело свое и на работу свою до вечера» ( Пс.103:23 ), – и все еще нет конца работе этой, и доныне царство Божие расстилается перед нашими взорами бесконечной нивой, кое-где засеянной и не везде вспаханной... И отсюда вытекает следующий вывод. Если, как видели, унылые пессимисты не принадлежат к сынам царства Божия, то и вседовольные люди, оптимисты, должны разделить одну участь с ними. Это те люди, которые за плугом не только озираются назад, но и стоят на одном месте, и это стояние на одном месте с гордостью возводят в начало жизни своей, в какой-то культ. Но культ неподвижности и застоя не имеет места в царстве Божием. Нам заповедано идти, не останавливаясь, вперед, а не стоять на одном месте, – идти и во всех сферах жизни приносить плод мног. «Я вас избрал», говорит нам Господь в лице Своих учеников, «чтобы вы шли и приносили плод» ( Ин.15:16. 5. 8 ). Чтобы удовлетворить этому требованию, мы должны одушевляться не одним сознанием зла, но и сильной верой в добро, верой в Евангелие или радостную весть о победе добра над злом, данной нам во Христе ( Ин.16:33 ; 1Ин.5:4 ). Только Евангелием дается миру вера в добро и с ней трудоспособность в деле строения царства Божия на земле: вне Евангелия и вера в добро, и самое добро созидаются не на твердом фундаменте, а на песке. Итак, для действительного обладания царством Божиим и плодотворного пребывания в недрах его необходимо удовлетворять евангельскому призыву: покайтеся и веруйте во Евангелие ( Мк.1:15 ; ср. Деян.2:38 ). Проникнитесь глубоким сознанием зла, непримиримой ненавистью ко злу и вооружитесь верой в Евангелие, любовью к добру, открывающемуся нам во Христе! Возненавидьте мир и Князя мира сего и возлюбите Евангелие и Христа, бросьте

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

И ребенок привыкнет к словам молитвы. Он этой молитвой утешался и радовался в младенчестве и, подросши, захочет сам утешаться этим и утешать других. Самое главное — поддерживать в детях страх Божий. В сельской местности у ребенка страха Божия больше, чем у городского. Дело в том, что он воочию ощущает последствия природных явлений. Помолились — и встала почти увядшая нива. Помолились — пошел дождик, когда он не должен был бы пойти. В городе же мы живем, заслоненные от всего этого. Задача городских семей вырвать ребенка, хотя бы на лето на природу, к солнцу, к морю, в деревню… А в Москве и Поволжье есть детские лагеря духовных обществ. Я сам отправлял туда на лето своих ребятишек. Там дети помогают восстанавливать церкви, трудятся на огородах… И это полезнее ребенку в плане познания Бога, его пути к Господу. На природе ребенок становится открытее. —У вас небогатый приход, средств мало, а нужно все поднимать, восстанавливать храм… Предположим, трудности позади — в храме достаток, прихожан много, и однажды вы выходите к исповедникам, и мелькает мысль: «Ой, как их много! Проведу-ка я общую исповедь…» Потом дальше: «Зачем тебе часто причащаться? Придешь через месяц!» Не секрет, что такое в храмах бывает… —Я могу отвечать только за себя. У меня сельский храм, и я стараюсь узнать каждого прихожанина. Не просто в лицо запомнить, а по возможности посетить каждую семью. У меня примерно ходит 100-200 семей на службы. Среди них может быть и один человек из семьи, а может и двадцать. Семьи-то большие, и когда-то, может быть, на отпевание они придут все. А когда священник знает, чем живет человек, знает его проблемы, тогда на исповеди он раскрывает самые главные моменты: «Как у вас идет борьба с этим грехом?» Ответ: «Так-то, так-то. Все хорошо». Я знаю, что человек сейчас не пьет и что в семье у него с этим делом борются. Или кто-нибудь в семье бесноватый. Спрашиваю: «Как ситуация?» — «Нормально, есть улучшения». И мне не нужно вытягивать из человека главного. В городе это невозможно.

http://pravmir.ru/i-vstala-uvyadshaya-ni...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010