В первой части обетования Иисуса Христа Петру сей апостол, согласно своему имени, сравнивается с камнем, который как будто один составит все основание Церкви. Но в Св. Писании есть не мало мест, в которых Сам Иисус Христос называется камнем, на котором основана Церковь . В Коринфской церкви, основанной апостолом Павлом, случилось событие, которое служит прямым обличением позднейшей римской церкви. Христиане в Коринфе разделились на партии: одни называли себя Павловыми, так как св. апостол Павел основал эту церковь , другие Аполлосовыми, по Аполлосу, сотруднику апостола Павла, отличавшемуся красноречием, третьи говорили, что они Петровы, эту партию составляли христиане из иудеев, которые не любят Павла за то, что он крестил язычников без обрезания; четвертые говорили, что они Христовы; то есть, в Коринфской церкви еще при апостолах в малом виде случилось то же, что, спустя целые столетия, открылось в обширных церквах христианских: западные христиане стали говорить: мы Петровы, а восточные стали отвечать: мы Христовы. Что же пишет сам св. апостол Павел Коринфянам по этому случаю? Он ставит себя и других апостолов в безмерном расстоянии от Сына Божия Иисуса Христа и не велит хвалиться людьми, то есть, апостолами. Сделалось, пишет он, братия мои, мне известным о вас, что между вами есть споры: у вас говорят: я Павлов; я Аполлосов: я Кифин (то есть Петров); а я Христов. Разве разделился Христос? Разве Павел распялся за вас? Или во имя Павла вы крестились? Мы соработники у Бога; а вы Божия нива, Божие строение. Я, по данной мне благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем; ибо никто не может положить другаго основания, кроме положеннаго, которое есть Иисус Христос. Итак, никто не хвались человеками. Каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей Таин Божиих ( 1Кор.1:11–13, 3:9–11,21, 4:1 ). Итак, св. апостол Павел вызван был сказать о значении апостола Петра в церкви: но он называет его, как и себя и других апостолов, только соработниками у Бога, служителями Христовыми, которыми никто не должен хвалиться, унижая других. Св. Дух устами апостола Павла говорит, что одно основание у Церкви – это Христос и никто не может положить другого основания, а Сам Иисус Христос, по Евангелию Матфея, обещает создать Церковь , по-видимому, на камне – Петре. Выходит противоречие, a противоречия в Св. Писании быть не может.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Глубокая вера в то, что уже в настоящей жизни, до установления и осуществления в мipe и жизни людей Своего полного и царственного господства, Бог правит течением мipoboй и человеческой жизни и направляет, ведет ее к осуществлению Своих Божественных предначертаний, – эта вера умиротворяет боль, с какою верующий и именно только верующий взирает на то, что в мipe зло и неправда людская не только действуют против Бога, но часто проявляются как победоносная сила. Такая вера в Бога, как Miponpabumeля, не только рождает в верующем смиренное преклонение пред волею Божиею тогда, когда он видит торжество в мipe зла и неправды, но и радость по Боге, когда торжествует добро и правда. Такую радостную преданность воле Промыслителя среди величайших невзгод жизни и печалей выражали не только новозаветные праведники ( Флп.4:4 ), но и праведники ветхозаветные. Пророк Аввакум заключение своего дивного славословия промысла Божия восклицает: Зане смоковь не плодопринесет, и не будет рода в лозах: солжет дело маслинное, и поля не сотворят яди: оскудеша овцы от пищи, и не будет волов при яслех. Аз же о Господе возрадуюся, возвеселюся о Бозе спасе Моем. Господь Бог мой сила моя, и учинит нозе мои на совершение, и на высокая возводит мя, еже победити ми в песни его. ( Авв.3:17-19 ). « Хотя бы не расцвела смоковница и не было плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах, – Но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасен ия моего. Господь Бог – сила моя: Он сделает ноги мои как у оленя и на высоты мои возведет меня! [Начальнику хора] ». В этой несокрушимой вере в окончательное торжество добра над злом, правды Божией над человеческими неправдами, Царства Божия над царством мира – залог истинного утешения для верующих – плачущих: Блажени плачущии: яко тии утешатся ( Мф.5:4 ). Тии утешаться – αυτοι παρακληθσονται [афти параклифисондэ]. Пαρακαλω [паракалео] - призываю, увещеваю, прошу, наставляю , а в страдательной форме значит – получать наставление, получать помощь. Таким образом, παρακληθσονται [параклифисондэ] означает, что плачущие получат нужную им помощь и потому перестанут плакать, печалиться.

http://azbyka.ru/evangelskie-blazhenstva...

Господи благослови! Велико духовное значение для христиан Церкви Божией: без её руководства, как мы видели, они не в силах проводить евангельской жизни на земле и спасаться. Но что в Священном Писании называется Церковью Христовой? Что разумеем под нею и мы, когда столько раз, по разным поводам, говорим о ней? Слову Божию об истинах нашей веры не свойственно рассуждать сухим языком учебников. Потому и признаки или свойства Церкви оно указывает описательно, – в картинах и подобиях. Образец такой картинной речи о Церкви дал Сам Христос. В Евангелии от Матфея Он сказал: «ты Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ея» ( Мф. 16:18 ). Из слов Христовых открывается, что Свою Церковь Он уподобил «зданию», которое основывается на камне, – значит, зданию, прочному, долговечному. Так же учил о Церкви Ап. Павел. В Послании к Коринфянам он написал: «мы – соработники у Бога, а вы – Божия нива, Божие строение» ( 1Кор. 3:9 ). И в другом Послании Апостол написал; «вы.. сограждане святым и свои Богу, бывши утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе» ( Еф. 2:19–22 ). Из приведенных описаний Церкви в Евангелии и в Посланиях Апостольских следует вывести такое заключение: Церковь подобна зданию – Божию строению; значит, при возведении её, Сам Господь установил, чтобы строителями соблюдались определенные законы строения. Иначе Церковь , как здание, никогда не возросла бы «стройно» перед Господом в святый храм Ему. Это легко понять каждому из жизни. Человек, например, порешил выстроить себе дом. Для того на место постройки он стал возить кирпичи, глину, известку, бревна. Пока весь строительный материал лежит беспорядочно, – дома еще нет, нет здания. Есть кирпич, известка, бревна, – заготовлен лишь материал, из которого должен строиться дом. Тоже нужно сказать о Церкви Бога Живого. Из Священного Писания ясно, что она возводится не из камней, дерева и мусора строительного. Она составляется из людей. «Вы, – говорит Апостол, – Божие строение; вы приступили к Небесному Иерусалиму. Значит – вы – Церковь Божия».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Дальше совершается вещь совершенно чудная и непостижимая: Аввакум воспевает песнь. Она почти бессвязна, но очевидно, что Аввакум видит видение, когда изнемогает человеческий язык. Он видит тайны Божии, ему открывается то, что можно передать в образах, символах. Это некое восторженное песнопение перед Лицем Бога, это подобно тому, как апостол Павел, восхищенный до третьего неба, говорит: я не могу пересказать то, что я видел, слов на человеческом языке таких нет. То, что видит Аввакум, он пересказывает своей песней. Это буквально всплеск его вдохновения. Эта песня стала основой для гимнографии Церкви, до 4 песни канона. Но заключается эта песня потрясающим свидетельством Аввакума: «Я услышал, и вострепетала внутренность моя; при вести о сем задрожали губы мои, боль проникла в кости мои, и колеблется место подо мною; а я должен быть спокоен в день бедствия, когда придет на народ мой грабитель его. Хотя бы не расцвела смоковница и не было плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах,– но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего. Господь Бог – сила моя: Он сделает ноги мои как у оленя и на высоты мои возведет меня!». Потрясающее свидетельство. Даже если все разрушится, даже если голод будет гулять везде, даже если все радости этого мира увянут, человек, смирившийся перед Богом, и тогда должен воспеть песнь радости о Боге: то, что он видит совершающимся – орудие Промысла Божия, и это от Бога, и в этом Бог, и в этом проявление милости и любви Его – все, что мы видим вокруг себя, не что иное, как проявление Его любви. И нет ничего иного в мире, даже все страдания, которые обрушиваются, есть благодать Божия, действующая таким неизбывным парадоксальным образом. Но чтобы вместить это Откровение, надо по-настоящему и глубоко смириться, и тогда радость при всяком случае не покинет нас. И то, что сказал апостол Павел: «всегда радуйтесь и непрестанно молитесь», сбудется в нашей жизни.

http://azbyka.ru/chitaem-vethij-zavet/12...

И, наконец, апостол и все пастыри вообще имеют соответствующее оружие и для того, чтобы воздействовать на тех, кои, давши свободное обещание быть в послушании Христову закону, затем добровольно же его нарушают. Аналогия пастырства с трудом земледельца раскрывается подробно в 1-м посл. Кор., 3:5, 9. «Кто Павел, кто Аполлос? Они только слжители, чрез которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь. Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог; посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающийй. Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду. Ибо мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение». Пастыри Церкви исполняют различные функции, и каждая из них может быть одинаково полезна. Но, во всяком случае, все их усилия, без помощи и благословения Божия, тщетны. Пастырскиее труды и подвиги имеют важность и значение только постольку, поскольку сами деятели бывают Θεο συνεργο – «Богу споспешники», – поскольку с ними пребывает неразлучною и содействующею Божественная помощь. С этой стороны в отношении источника и оснований своих полномочий, благодатных средств и коренной жизненной цели, между пастырями должно быть – и бывает в нормальных случаях – абсолютное единство. В сравнении с значением божественной силы, их значение, как бы ни было оно необходило, является безконечно малым. Однако и индивидуальный момент служения, соответственно личным дарованиям пастырей и предъявляемым к ним требованиям обстоятельств места и времени, – сохраняет свое значение. «Труд» пастыря может быть различен по своему напряжению и постоянству, по своему соответствию с божественными планами, по своей отданности благодатному водительству и т.п.; и – соответственно этому – получается различный по количеству и качеству результат: различна и «награда». Господь ценит пастырский труд, ибо чрез него исполняется Его отеческая воля о спасении людей. «Мы учащие, говорит, – есмы сотрудники Божии, содействующие намерению Его, спасти всех хотящаго; но не мы содеватели или дарователи самого спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/z...

и нива не дала пищи ...не стало овец в загоне и ... скота в стойлах; но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего... Он сделает ноги мои, как у оленя и на высоты мои возведет меня! "/3, 17-19/. Бог оказывается не только Источником откровений, Он Сам по Себе радость, не сравнимая с земной, жизнь, известная только верующему, ибо " праведный своею верою жив будет "/Авв, 2, 4/. 7.3. Пророк Исайя Но едва ли не важнейшей темой учения пророков Израиля явилось возвещение о грядущем пришествии Спасителя, Помазанника Божьего, Мессии по-еврейски, а по-гречески - Христа. Идея посланника Божия, который спасет мир от смерти и зла, является универсальной для большинства религий, и это не удивительно: весть о грядущей победе над дьяволом была дана еще Адаму и Еве. Но личность истинного Спасителя - Богочеловека Иисуса Христа - оказалась намного более сложной, чем разбросанные в древности крупицы представлений о Нем. И только пророки Библии оказались достаточно точными в предвидении Мессии и его деяний на Земле. Эта точность возрастала со временем и проявилась она прежде всего в том, что в Библии образ Мессии двойственен. Во-первых, и об этом говорят ранние пророки, Мессия - это посланник Ягвэ, Божий Сын, сошедший с небес, Который поразит всё зло и всех врагов Израиля (а о спасении, напомним, говорилось прежде всего в отношении Израиля), войдет в святой Иерусалим как воин-победитель, и воцарится на троне, навсегда установив царство добра и справедливости. Первые пророки думали, что это будет Некто из царского рода, славный потомок Давида, и потому Мессию называли " сыном Давидовым " . Однако в позднее время, особенно в связи с трагедией вавилонского плена, тональность пророчеств о Мессии начинает меняться. Он предстает уже как смиренный проповедник, которого не все и послушают; а потом пророки начинают говорить о Мессии как о страждущем Рабе, Отроке, Человеке, гонимом, отвергнутом и даже убиенном. Глядя из евангельской эпохи, можно сказать, что подобное раздвоение образа было связано с совершенно неизвестной ВЗ-ту двухприродностью, Божественной и человеческой, воплотившегося Сына Божия Иисуса.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2171...

Они, видимо, указывали, что другие проповедники Евангелия, как например, Апостол Петр и Аполлос более глубоко и красноречиво раскрывают истины учения Христова. Вероятно отвечая на подобного рода нарекания, святой Павел пишет: " и я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе. Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах, потому что вы еще плотские " , доказательством чему служат распри, споры и разделения на партии из-за разных учителей-проповедников. Затем святой Павел разъясняет, как нужно смотреть на Апостолов. Апостолы — только слуги Божии — " только служители, через которых вы уверовали " , — а основание спасения во Христе Иисусе, ибо " никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос " (ст. 1-5 и 11). " Я насадил " , говорит святой Апостол Павел: " Аполлос поливал, но возрастил Бог; посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все — Бог возращающий . Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит награду по своему труду. Ибо мы соработники у Бога, а вы — Божия нива, Божие строение " (ст. 6-9). Ценность труда каждого такого строителя-проповедника определится на Страшном Суде. Основание одно — Иисус Христос, но на этом основании можно строить из материалов различной ценности и прочности: из золота, серебра, драгоценных камней (чистое, здоровое учение Слова Божия) или из дерева, сена, соломы, (учение, смешанное с измышлениями человеческой мудрости или пустое красноречие). В день Страшного Суда " огонь испытает дело каждого, каково оно есть " (ст. 12-14). " А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня " (ст. 15). По отзыву блаженного Августина, это изречение святого Апостола Павла относится именно к таким, которых святой Апостол Петр называет " неудобовразумительными " (2 Петр. 3:16 [ 2 ]). Эта прикровенность апостольских слов дает основание римско-католическим богословам находить в них подтверждение своему лже-догмату о загробном чистилищном огне, которым будто бы грешники очищаются по смерти.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Печалится евангельский богач, которому нива принесла обильный плод, печалится, что некуда ему собрать те плоды, и говорит: «Сломаю житницы мои и построю большие, и скажу душе моей: «Душа! Много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись». А Бог говорит ему: Безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» ( Лк. 12:16–20 ). Думал жить долго, и неожиданно умер, ожидал прожить много лет, и не прожил одних суток. О, сколь неизвестен час смерти! Хорошо советует кто-то: ты не знаешь, на каком месте ожидает тебя смерть, и потому ожидай ее на всяком месте. Не знаешь, в какой день и час умрешь, будь же готов к смерти каждый день и каждый час. Мы творим поминовение скончавшегося не в старых годах раба Божия Иоанна Семеновича, о котором думали, что он проживет дольше. Но благодарение Богу, что он скончался христианской кончиной, с надеждой воскресения и вечной жизни, как один из тех, которых ублажает Святое Писание, говоря: «Блаженны мертвые, умирающие в Господе» ( Откр. 14:13 ). Блажен раб Божий Иоанн Семенович, умерший в Господе. Не дожив на земле до старости лет, он отошел в жизнь нестареемую, где лета его не оскудеют. Старость у Господа Бога не по числу лет исчисляется, а по добродетельному разуму, как говорится в Писании: «Мудрость есть седина человека, и возраст старости – жизнь непорочная; скончавшись в малых годах, он исполнил долгие лета; ибо душа его была угодна Господу» ( Прем. 4:9 и сл.). Обычно пересаживают с одного места на другое молодое, а не старое дерево, чтобы оно лучше принялось. И раб Божий пресажден из земного сада нашей жизни в сад райский в молодых летах, чтобы он процветал там «как дерево, насажденное при истоках вод» ( Пс. 1:3 ) Божия милосердия. Плачущему же о нем родителю да будет утешением надежда, что в свое время, во время переселения из этой жизни в жизнь будущую, он увидит его как живого, ибо в Боге все живы, а не мертвы. И пусть увидит его в благодати Божией среди праведных, упокоевающимся в месте светлом и прохладном. Об этом ходатайствует и умоляет Преблагого Бога Церковь своими молитвами и приношением бескровной Жертвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Представьте, возлюбленные, что вы уже на поле и подумайте, не похожа ли и жизнь наша на наше поле? На поле мы сеем зерна, которые вырастают и созревают: и в мире Божием рождаются и живут люди. И эти люди не похожи ли бренным телом своим на то зерно, которое бросили мы в землю и которое принесло нам плод? Не возвещает ли нам это зерно о нашей смерти и о нашем будущем воскресении, после которого настанет всемирная жатва для всего рода человеческого? Да, братие, в этой истине уверяет нас само слово Божие. Св. Апостол Павел говорит: «то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет“. ( 1Кор. 15:36 ). «Так и при воскресении мертвых. Сеется тело в тлении, восстает в нетлении: сеется в уничижении, восстает в славе“ (ст. 42, 43). Поучительное изъяснение этой истины мы можем найти на нашей же ниве. Не вдруг наша нива принесла нам жатву. Сначала бросили мы в землю зерна; они истлели, но не остались навсегда в земле. Они ожили, пустили от себя ростки и принесли нам плод в лучшем, обновленном виде. Вот образ и нашей смерти, и нашего будущего воскресения! И мы также помрем, – тело наше зароют в землю, и оно истлеет там, как брошенное зерно. Но настанет конец века сего, и мы всемогущею силою Божиею оживем и восстанем из земли. Тела наши соединятся со своими душами, и мы пойдем на всемирную жатву – на Божий суд. И как на поле, во время жатвы, мы видим чистые колосья и сорные травы, так и на всемирной жатве, т. е. на всеобщем Божием суде, открыты будут все наши дела – добрые и худые. Тогда праведники, как Божия пшеница, наследуют Божие царство, а нераскаянные грешники, как сорная трава, изгнаны будут на вечное мучение. Отсюда урок для нас такой: взирая на нивы наши, всегда будем памятовать о нашей смерти и о нашем будущем воскресении и приготовлять себя к ним. А это приготовление состоит в хранении истинной веры и обогащении себя добрыми делами. Чем больше приготовим мы добрых дел, чем светлее будет наша вера, тем лучше будет нашей душе в час нашей смерти, тем отраднее будет нам в день общего воскресения мертвых и Божия суда.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/p...

Применительно к распространению Благой вести через деятельность апостолов притча означает, что, несмотря на все возникающие препятствия, эта весть будет неуклонно распространяться. Сила земли в таком случае становится образом той Божественной силы, которая действует через проповедь апостолов. Обращаясь к коринфянам, апостол Павел увещевает их не обращать внимание на то, через кого они уверовали. За всеми действиями апостолов стоит Сам Бог: Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь. Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог; посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий. Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду. Ибо мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение ( 1Кор. 3:5–9 ). Отметим, что Павел, говоря о распространении Церкви как Царства Божия на земле, использует те же образы, что использованы в притче о семени в земле. Подчеркивая, что возращает семя Сам Бог, он говорит о себе и других апостолах как Божиих соработниках. Призыв к такому соработничеству проходит через всю проповедь Иисуса, в особенности через Его наставления апостолам. Древние толкователи видят в притче указание на постепенное раскрытие Божественной истины в истории человечества – от ветхозаветных пророков до проповеди Иисуса Христа и Его учеников. При этом Ветхий Завет воспринимается как детство, пришествие Христа и Его проповедь как юность, последующая жизнь Церкви – как зрелость: [%Обрати внимание на то, как постепенно созревает плод в сотворенном Богом мире. Сначала зерно, затем из зерна пробивается росток, из ростка рождается побег. Потом побег покрывается ветвями и листвой и становится тем, что, собственно, и зовется деревом. Затем на нем набухает почка, из почки распускается цветок, а из цветка завязывается плод… Так и праведность… сначала была в зачатке… Посредством закона и пророков она затем вступила в пору детства, а вслед за этим через Евангелие перешла в юность. Теперь же через Утешителя она достигает зрелости 114 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010