Возлюбленным о Господе братиям и сослужителям достопочтенным пастырям церкви новгородской, благодать и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа ( 1Kop. I, 3 ). Прошло более года, как Святейшим Синодом обнародованы Высочайше утвержденные правила «О церковно-приходских школах». Всякий из вас понимает всю важность этих правил и всю обязательную силу их в деле вашего служения. Вследствие такого понимания некоторые из вас, к нашему немалому утешению, устроили уже такие школы при своих церквах; другие желали бы последовать их примеру, но не видят средств к тому, иные, наконец, как будто выжидают, что сделают другие. Не могу не поблагодарить первых и, преподавая им благословение Божие, молю Господа, да споспешествует Он им Своею благодатию; вместе с тем не могу не пожелать, чтобы подражали им другие. Кому дан в заведывание сад, тот не может не возделывать его, если желает пользоваться плодами и не хочет, чтобы он зарастал негодными растениями. Кому отведена нива, тог пашет ее и засевает в надежде на получение с нее хлеба Кому вверено училище, тот не может не заботиться, чтобы ученики его не оставались без дела, и думает всячески об их образовании. Вам, пастыри духовные, вверены духовные виноградники – приходы, ее тем, чтобы вы со всем старанием возделывали их и отдали в свое время отчет Господу: можете ли, поэтому, оставаться равнодушными к судьбе сих виноградников? Каждому из вас дана для обработки духовная нива – души, освященные кровию Святаго и пречистого Агнца-Христа и возрожденные благодатию Духа Божия, – дана, конечно, не с тем, чтобы вы запускали ее, подобно нерадивому земледельцу, но – тщательно возделывали ее, очищая от сорных трав и засевая семенем Божественного учения, вверенным вам от небесного Сеятеля: думаете ли, что эта нива сама собою будет приносить обильную жатву без усиленных трудов с вашей стороны? Не покроется ли она тернием и волчцами всякого рода, если вы оставите ее без обработки? Вашему руководству вверены ученики небесного Учителя, Который основал па земле вселенское училище – Свою святую церковь , – вверены без сомнения не для того, чтобы они проводили время праздно, но чтоб услышали и уразумели Божественное учение, узнали как истины спасительной веры, так и правила христианской нравственности, чтобы, озаренные высшим Божественным светом, они познали, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная ( Puм. XII, 2 ) и научились исполнять эту волю, жить не для одной земли, но и для неба, – чтобы поняли, что они явились на свет и возрождены в Святом крещении для приобретения нетленных венцов правды ( 2Tuм. IV, 8 ) путем добродетельной жизни: думаете ли опять, что все это достижимо для них, коль скоро вы не будете учить их разумно – с известною последовательности и постепенностью, терпеливо, неусыпно?

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Nikolsk...

Весь этот многочисленный народ Церковь считает своими членами наравне с ныне живущими на земле. Католики бы назвали это civitas Dei, государством Божиим. Но у нас, православных, не принято употреблять слова государство и гражданство по отношению к Церкви и верующим, мы бы скорее сказали «Семья Божия» «Род Христов». В старину немцы кладбища называли Gottes Acker, нивой Божией. В этом есть глубокий смысл. Кладбище действительно засеянная Божия нива, на которой будут произрастать чудесные и славные всходы, согласно слову апостола «сеется в бесчестии, восстает в славе, сеется в слабости, восстает в силе». Русское слово кладбище означает «складывание», то есть нечто, что подлежит хранению, даже если истлеет, не теряет своей драгоценности. На кладбище тела истлевают также, как истлевают зерна, прежде чем не взойдут совсем в ином обличии. Все это тление крови и прах костей наших предков, отцов и братьев наших, воскреснут однажды в славе и в силе и облекутся в ангельскую красоту и бессмертие. Поэтому кладбища для христиан являются не местом гниения и праха, погибели и ничтожества, а хранилищем чего-то очень драгоценного, самого драгоценного в мире, это наши близкие. Божия заповедь – возлюби ближнего своего как самого себя, относится к умершим так же, как к живым, и еще более, потому что их пока нет с нами. Они ближние наши, самые близкие нам. Вчера они были такие же, как мы, а завтра мы будем такие, как они. Мы были в них, когда они ходили по этой земле, и сейчас мы должны быть вместе с ними, осознанно и разумно, в единой любви, в единой надежде воскресения. Ибо ни они живее нас, ни мы не мертвее их, в глазах Дародателя жизни. Разница лишь в том, что наши души облечены в тела, а их души обнажены и разлучены с телом. Некоторым из них, из наших отцов и братьев, которые воссияли во славе Божией – святым Божиим, мы молимся, чтобы они сохранили наши города и села от погибели и несчастья. Это обязывает к взаимной братской услуге по отношению к усопшим. Это обязывает нас с уважением и любовью относится к могилам отцов и братьев. Их путь и наш путь, их Бог и наш Бог , Бог отец наших единый, святой и бессмертный – Бог живых, а не Бог мертвых, ибо в Нем все живы, рече Он. Пока существует Его животворящий Дух, существует и жизнь и непрестанно обновляется кругообразно, кроме тех, чье воскресение Он намеренно откладывает – «прежде нас почивших отцев и братьев наших». Животворящий и непобедимый Дух Божий не оживляет их тела, ибо ждет нас и сыновей наших до Дня Общего Воскресения, чтобы мы вместе воскресли в жизнь бессмертную.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

составители М.С. Сахаров и Л.Е. Сикорская Библиография Печатные труды митрополита Иосифа (Петровых) Материалы для изучения великорусских говоров. Известия Отделения Русского Языка и Словесности Императорской Академии Наук. Т. 1. Кн. 4, 1896. Вып. III. Речь студента 2-го курса И. С. Петровых при погребении проф. А. П. Смирнова 4 декабря 1896 г.//Богословский вестник. 1897. Январь. Самуил и Саул в их взаимных отношениях//Богословский вестник. 1900. Декабрь. Можно ли и как можно православным христианам молиться за христиан неправославных?//Душеполезное чтение. 1901. Октябрь. Матерь Божия – благодатная Матерь народа Русского. Сергиев Посад, 1902. Магистерский диспут иеромонаха Иосифа, доцента Московской духовной академии. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1903. История Иудейского народа по Археологии Иосифа Флавия (Опыт критического разбора и обработки). Сергиев Посад, 1903. Как «воспитывается» неблаговоспитанность//Божия Нива. 1904. 4. От крупиц Евангельских. Беседы инока. Сергиев Посад, 1904. А. I. «В объятиях Отчих. Дневник инока». Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1905–1914. Т. I–XI. Незабвенная милость Божией Матери городу Устюжне в Смутную годину Отечества (редкий исторический документ, носящий заглавие «Слово похвальное Пресв. Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии чудотворного ея образа Одигитрия, яже избави град Устюжну от безбожных ляхов и немец»). Сергиев Посад. Девушка-учительница. Сергиев Посад, 1905. Учение Лейбница о происхождении и сущности зла//Вера и разум. 1905. 2. Река Иордан (из паломнических воспоминаний)//Душеполезное чтение. 1905. Т. 1. Январь. Ночь на Голгофе и у Гроба Господня (Из воспоминаний о поездке в Палестину)//Душеполезное чтение. 1905. Т. 1. Апрель. Маленькие монахи. Сергиев Посад, 1906. Книги «Иудифь», «Есфирь» и «Книги Маккавейские»//Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета/Под ред. Лопухина . СПб. Т. III. 1906; Т. VII. 1913; Т. Х. 1912; Т. XI. 1913. Православие – светоч России//Новгородские епархиальные ведомости. 1908. 11.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

Христианские рассуждения и размышления, предложенные и в особых статьях, и в словах, беседах и речах. Том II Источник Законоучителя Императорского Воспитательного общества благородных девиц протоиерея Василия Гречулевича   Взгляд духовного пастыря на своё служение и свои отношения к пасомым 1 Божественною благодатию всесвятого и животворящего Духа, по дару Самого Христа Спасителя, чрез таинственное рукоположение власти апостольско-святительской и я, недостойный, сопричтён к священному сонму служителей алтаря Господня. По неисследимым судьбам всеблагого промысла Божия священнослужению моему предназначено быть в этом самом святилище, в котором вы, юные питомицы, изливаете перед Богом свою душу в усердных молитвах, ожидая от Него, Отца светов, благодати и милости; и благовествовать спасительные истины св. веры отныне суждено мне под тем самым кровом, который как бы заменяет для вас кров родительский, где истинно материнской любовию и щедротами всемилостивейшей монархини столь благодетельно зиждется ваше счастие, на прочном основании истинного просвещения ума и религиозно-нравственного образования сердца. Итак, среди вас-то именно, предстоящие во св. храме сем юные молитвенницы, предначинать буду песнь Богу моему в церкви Его; о ваших-то немощах, нуждах и потребностях обязан и я, по званию служителя Христова, ходатайствовать у престола Божия и всеми моими душевными силами умолять Его неизреченную благость; о ваших-то грехах юности и неведения приносить буду бескровную жертву, имеющую совершаться до скончания века за спасение мира. Это вы – та нива, на которой и я, быв послан самим небесным Господом жатвы, стану посевать семена здравых словес, в вере и любви, яже о Христе Иисусе ( 2Тим. 1:13 ), наставлять вас в истинах благочестия, которое на всё полезно, обетование имея живота нынешняго и грядущаго ( 1Тим. 4:8 ). Это вы – те духовные чада Церкви Христовой, которых истинному вечному благу я должен посвящать все дни и часы моего земного бытия, не щадя ни трудов и покоя, ни сил и самой жизни! О, это вы, – смотрите, где конец наших новых отношений, – это вы некогда, в последний день, станете о страну меня перед престолом самого нелицеприятного Судии и будете свидетельствовать о мне, довольно ли я был усерден в священнослужении, руководстве и наставлении вас на пути к спасению, а равно и сами подлежать будете свидетельству и меня, грешного, о вашем собственном усердии ко св. вере и спасению своей души!

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Завет ru Zavetru ru Zavet ru mail@pavland.ru mail@pavland.ru Завет ru http://www.zavet.ru/a/i/rss.png Почему Бог не отвечает на молитвы? Два вопроса о молитве 1. Мне непонятно почитание святых: обращение к ним выглядит как попытка чего-то добиться через друзей, которые знакомы с большим начальством. Если мы можем обращаться ко Христу напрямую, зачем нам искать Его расположения через кого-то еще? Если видеть в святых людей, знакомых с «большим начальством», которые могут, таким образом, для нас у начальства что-то выпросить, то, конечно, это возражение убедительно. Другое дело, что Христос просто не является начальством такого рода. Он вовсе не гнушается принимать грешников лично. Отказ от почитания святых несостоятелен с той точки зрения, что Господь устрояет Церковь особенным образом. Церковь, по слову апостола, - тело Христово (1 Кор. 12:27), организм, в котором наполняющая его жизнь передается от одного члена к другому. Здесь, на земле, Христос помогает нам через других людей - через других христиан, которые заботятся о наших духовных и физических нуждах. Замысел Бога не состоял в том, чтобы создать каждого из нас островом. Мы части континента, и блага спасения соединяют нас с другими христианами, а не отделяют от них. Спасение состоит не только в том, чтобы как-нибудь вытащить нас из ада; его цель - новое единство, восстановленная человеческая семья, глава которой Христос. Христос ищет соединить нас не только с Собой, но и друг с другом; для Главы семьи важно, чтобы между всеми ее членами установились отношения родства. Святые - это восстановленное человечество, в общение с которым мы входим через веру во Христа - это наши истинные друзья. Общение со святыми - это не способ о чем-то упросить Христа; это начало той реальности Божией семьи, в которую мы окончательно войдем в жизни будущего века. Святые - граждане небесного Иерусалима, которые готовы подать помощь нам, скитающимся на чужбине. Мы узнали Евангелие, были наставлены в нем, приняли Крещение и принимаем Евхаристию из рук людей - и это не случайность, таков замысел Божий о человеческом роде. Бог желает оказать Своим творениям честь, сделав их соучастниками Своего замысла. Как говорит апостол Павел, мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение (1 Кор. 3:9). Не потому, что Ему не хватает Своих возможностей, и не потому, что Он неохотно оказывает помощь, но потому, что замысел Бога включает передачу Его даров - в том числе даров, относящихся к вечному спасению, - через людей. Как в многодетной семье отец научает старших братьев заботиться о младших, так и наши старшие братья, наши друзья святые, с радостью оказывают нам помощь по Его воле. Однако практика обращения к святым не должна и не может заменить в духовной жизни христианина непосредственного обращения к Богу. Если такая замена у человека все же происходит, это серьезный повод задуматься о его духовном здоровье.

http://zavet.ru/a/rss_nocomments_vopr.ht...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Во что мы верим? (Объяснение символа веры) В данной книге святитель Николай Сербский размышляет над строками Символа веры — самого краткого и емкого исповедания христианской веры. Символ веры читается крещаемым (или крестными) перед таинством Крещения, Символ веры поется верующими на Божественной литургии. основы православной веры   Святитель Николай Сербский   во что мы верим? (объяснение символа веры)   СИМВОЛ ВЕРЫ Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь. Верую во единаго Бога… Кто сеет семя доброе по целине? Одаренный словом так не делает. Одаренный словом сделает по Слову Божьему. Он сначала раскорчует ниву, расчистит ее от бурьяна и тогда только посеет семя доброе. Нива — это душа человеческая, бурьян — многобожие, доброе семя — вера во единаго Бога . Сегодня вам кажется, что веровать в одного единственного Бога совершенно естественно и просто, а верить во множество богов смешно и странно. Но так было не всегда. Были времена, когда на всем свете только несколько человек верили во единаго Бога ; затем наступили другие времена, когда только один народ веровал во единаго Бога . И все остальные народы, народы-язычники, смотрели с презрением богача на этих монотеистов, потому что у них только один Бог, будто бы этого слишком мало. А верующие в одного Бога между тем с удивлением и сожалением смотрели на идолопоклонников, потому что те, имея много, не имеют ничего.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Приклоните ко мне слух, братия возлюбленные; поведаю вам прекраснейшую повесть. Ибо прекрасно утаевать совещания царей; тайны же Божия открывати - добро (Тов.12:7). Поелику чрез верных рабов Своих Господь укрепляет немощных, из них же первый есмь аз; то и во мне есть желание коснуться того, что споспешествовало к уврачеванию бедной души моей. Хочу сновать ныне ткань из прекрасной волны словесной овцы. Желаю соткать преузорочный хитон из руна превожделенных умных уст. Ибо видел я некогда овна, у которого была прекрасная волна, и словесные роги вещали божественно. И приблизившися к нему с великим борением духа, понемногу снимал с него малые нити. Но напал на меня какой-то невыносимый страх, что не будучи, мудрым, отважился на подобное дело. Хотите ли ясно услышать, каков сей овен, украшенный такою доброцветностию? Это - мудрый и верный Василий, епископствовавший в Каппадокийской области, в Кесарийском граде, провозглашавший целой вселенной спасительные догматы. Воистину, Василий - основание добродетелей, книга похвал, жизнь чудес, ходящий во плоти и шествующий духом, сожитель дольних взирающий в горняя, драгоценный смычек духовной цевницы, услаждающий область святых Ангелов, агнец верный матерней жизни, озаривший пажить Священного Духа, в сильной любви вскочивший и восхитивший цвет у подножия честного креста: - ясли догматов, словесный язык, цена правых и полезных мыслей; погрузившийся в глубину Писаний и подражавший светлому бисеру; преукрашенный грозд Божественного винограда; небесно изрекающий Божию сладость; прекрасный лист священной мудрости, исписанный свыше божественными начертаниями; превосходнейшая нива горнего царства, произрастившая Богу плоды правды; холм, процветший таинственными розами, от которого благоухание восходит до самого неба; возгласивший о Господе благоугодные песнопения и приявший на небесах легкие венцы; уразумевший благодать, и как Иов возгласивший исповедание Спасителю всяческих: Дух Господа Бога, сотворивый мя, и дыхание Вседержителево, поучающее мя (Иов.33:4); утверждающий, что Духом Святым проповедал всем Господа Иисуса Христа.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/837/...

Скачать epub pdf 26. Неделя девятая по Пятидесятнице 1Kop. III, 9–17 9. Братия, мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение. 10. Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем; но каждый смотри, как строит. 11. Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос. 12. Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, – 13. каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. 14. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. 15. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня. 16. Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? 17. Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм – вы. Впервые за целый год только сегодня огласился слух христиан словом апостола о священном сане. Священный сан бывает предметом общественного обсуждения только в крайних случаях, по настоятельной нужде. И действительно, апостол вынужден был говорить о своем значении и о других сослужителях по тому обстоятельству, что, как вам на прошлой неделе было изъяснено, коринфяне любили оценивать, судить, рядить и пересуждать своих пастырей; не с одинаковым уважением относились к ним: проповедь одного слушали с наслаждением, а проповеди других, исполненные простоты, правды и строгости – недолюбливали, и оттого было немало говору в Коринфе про самих проповедников. Так в Коринфе образовались партии павловцев, петровцев, аполлосовцев. И ныне, спустя 18 веков, по отношению к священному сану повторяется то же самое, что было и при апостолах. Тогда иных законных проповедников веры считали самозванцами, будто бы лжеапостолами, как например, считали апостола Павла. А ныне как смотрят в самом христианстве на священный сан и на законных священнослужителей? Одни христиане (протестанты) совсем отвергают таинство священства и поставляют себе пастырей по одному простому избранию из мирян, без всякого церковного освящения, только с богословским образованием.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

Слово пастырское к духовенству Харьковской епархии. Возлюбленные о Господе братия и сослужители! В короткое время служения моего в Харьковской епархии, к величайшему утешению моему, я успел убедиться, что народ, вверенный Промыслом Божиим моему и вашему попечению, отличается искренним благочестием и любовью к святой Церкви. Во дни праздничные, храмы Божии полны молящимися, усердие к слушанию слова Божия в них великое, готовность к делам благим – нелицемерная. Пред нами духовная нива, как земля здешнего края, тучная и способная к плодородию, – только, чтобы не стояло дело за нами, делателями и сеятелями на ниве Христовой. Известно вам, каким опасностям в наше время подвержены и добрые, искренно преданные Церкви, православные христиане. С одной стороны, путем одностороннего – образования, ложно поставленного воспитания и неблагонамеренных сочинений, идут к ним целые потоки ложных мыслей, противных вере Христовой учений и превратных понятий о жизни нравственной, общественной и семейной. С другой стороны направлены, особенно на простой народ, от расколо-учителей и сектантов тайные происки и клеветы на чистоту исповедания и святость установлений самой Церкви нашей. С той и с другой стороны, те и другие враги пользуются всеми нашими недостатками, всякими нашими ошибками и слабостями, чтобы в них найти поводы к нареканиям и порицанию Церкви, которой мы поставлены служителями, стражами и защитниками. Великая нужна с нашей стороны бдительность, осторожность и ревность в прохождении нашего святого и высокого служения. Посему прошу и молю вас, братия, священнослужители и все члены церковных принтов,– каждый по роду и чину своего служения,– примите от меня с любовью следующие советы и указания. Прежде всего, совершайте неленостно, неспешно и, по возможности, часто богослужение. Ныне, особенно по селам, распространилось мнение, что народу в церковь ходит мало и что служить поэтому, особенно в будни,– не для кого. Как не для кого? Бескровная жертва Христова приносится за весь мир, за присутствующих и отсутствующих, за живых и умерших.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

1 И едва ли могут быть научно построены доказательства бытия Божия, ибо Бог есть высшая очевидность, которую трудно чем-либо иным доказать. 2 Из «Петербургской газеты», 1870 г., 106. 3 См.: «Церковный Веста.», 1885 г., 6. 4 Там же. 1885 г., 18. 5 Там же. 1889 г., 41. 6 См.: «Моск. Ведом.», 1881 г., 84. 7 Газета «Свет», 1890 г. 8 См.: Поел, к Рим. 1:20. 9 См.: Л. Тихомиров М. «Начала и концы». М., 1890 г. 10 Неудивительно, что книга американца Инезднирба «Как разбогатеть» выдержала 48 изданий и разошлась в количестве 430 000 экземпляров. Она переведена недавно и на русский язык. 11 В 1893 и 1894 годах обнаружена в Бельгии подделка дипломов школ гражданских инженеров искусств и мануфактур, состоящих при Гентском университете, о чем бельгийский посланник уведомил наше правительство, так как наши фабриканты и заводчики приглашают гражданских инженеров из Бельгии. 12 Напр., чайную фирму Поповых, что подало повод к процессу. 13 «Нива» и появившаяся позже «Нева» в том расчете, вероятно, что по созвучию примут «Неву» за «Ниву». 14 Из маисовой муки, растительного масла, пшеничного крахмала и пр. 15 См.: газету «Свет». 16 Девица Зас-ч выстрелила в с-петербургского градоначальника ген.-ад. Т. за то, что он одного политического арестанта за дерзость подверг телесному наказанию. А. Ка-ва, бывшая в связи с актером В., приехав из Петербурга в Петергоф, нанесла ножом раны жене В. из ревности: «Она так любила его!» — патетически воскликнул адвокат её. 17 У нас, в одном лишь Петербурге, по статистическим сведениям, в 1881 — 1887 годах было 2823 самоубийства и покушения на самоубийство. 18 См. брош. Клитина: «Наше время и самоубийство» и «Вера и Разум», 1889 г., 15. «Очерки церковной и общественной жизни». (St. Petersb. Sonntagsblatt, 1896 г., 17.) 19 Встречаются, конечно, женщины с неоспоримым талантом к науке, художеству или к ораторству и политике, но этот самый талант их ставит их в исключительное положение. 20 В том числе, во Франции — 10, в Германии — 10, в Испании — 9, в Италии — 8, в Англии — 4, в Австро-Венгрии — 2, в Америке — 2, в Португалии — 2 и в Голландии — 1.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3070...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010