Не говорите ли вы, - продолжает Господь, - что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве. Только что Он говорил им о пище духовной, а теперь говорит им о жатве духовной. Близость жатвы духовной обнаруживается так же, как и близость жатвы земной. Если колосья побелели, или поспели, всякий знает, что жатва близ есть. Если люди сами толпами приходят ко Христу, не ясно ли, что поспела жатва духовная? Самаряне, услышав свидетельство женщины о Христе, не сказали ей, что она сошла с ума, но тут же оставили все свои дела и толпою пошли к Нему. Возведите очи ваши и посмотрите на толпу людей, что спешат к нам! Сие есть нива Божия. Сие есть созревший урожай, ожидающий только жнецов. Воистину, жатвы много, а делателей мало (Лк.10:2). Вы - эти делатели, вы - жнецы на ниве Божией. К чему, видя столь дивную и столь обильную жатву, вы предлагаете Мне телесную, тленную пищу? Не забывает ли добрый домовладыка и об обеде, и об ужине, когда насытится радостию, видя пред собою такую жатву, и, волнуясь и благодаря Бога, не спешит ли он как можно скорее ее пожать и собрать в житницы, пока непогода не погубила урожая? Так и вы не заботьтесь излишне о телесной пище ни для себя, ни для Меня, но спешите на жатву, да не лишитесь награды вашей, ибо жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут, ибо в этом случае справедливо изречение: один сеет, а другой жнет. Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их. На пространной ниве Божией одни и те же делатели, по причине краткости века человеческого, не успевают и посеять, и пожать. Одни сеют и умирают, не дождавшись плодов своего труда. Другие рождаются тогда, когда посаженное семя взросло и побелело и поспело к жатве; и так они становятся жнецами и собирателями плодов, семени коих не сеяли. На ниве Божией сеют с самого начала жизни на земле, и сеятелями были праотцы, праведники и угодники Божии, наипаче же пророки.

http://pravoslavie.ru/46608.html

Недостаточная «духовность» коринфян связана с их разделениями (3:3). Коринфяне «плотские». Термин «плоть» в богословии ап. Павла V. Апостольское служение (3.5 – 4:21) 1. Апостольское служение и единство Церкви 2. Образы Церкви а) Божия Нива б) Божие строение. Храм Божий 3. Значение Христа и Бога а) «Возрастил Бог» (3:6) б) Христос основание здания. Дух Божий живет в храме 4. Место апостолов а) работники на ниве (3:5 – 6) б) строители (3:10). Домостроители (т. е. управители, экономы) таин Божиих (4:1 – 2) Надменность коринфян и смирение апостола. Смирение апостола – подражание Христу. Призыв к подражанию (4:16) VI. Нравственные нормы христианской жизни 1. Отношение к блудодеянию (5:1 – 13; 6:9 – 20) Коринфский кровосместник. Мнение о нем толкователей (архиеп. Аверкий, С. 206) Опасность пребывания такого грешника в христианской общине. Образ закваски и параллели с пасхальными обрядами ( Исх. 12:15 – 19 ). Предание грешника сатане (что это Значит? См. архиеп. Аверкий. С. 206) Апостол призывает не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается» грешником, а не с грешниками вообще. (Объяснить, почему) Чем особенно опасно блудодеяние: а) тело христианина – часть Тела Христова. Тела – «храм живущего Святаго Духа " б) «Совокупляющийся с блудницею становится одно тело (с нею)», разрушая при этом единство Тела Христова в) «Всякий грех , какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела» 2. Брак и безбрачие (7) Брак как средство от похоти: «(Во избежание) блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа» Совет апостола: «Соединен ли ты с женой? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены». Две связанные между собой причины а) «Время уже коротко» (7:29), «Проходит образ мира сего» (7:31) б) «Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу, а женатый заботится о мирском, как угодить жене» (7:32 – 33). То же самое и о жене Запрет развода с неверующим супругом, если он согласен жить с христианкой. Причины запрета Семинар 8. Об идоложертвенном. Поведение на богослужебных собраниях (Вечеря Господня; духовные дары). О воскресении (1 Кор. 8 – 16)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Недостаточная «духовность» коринфян связана с их разделениями (3. 3). Коринфяне «плотские». Термин «плоть» в богословии ап. Павла Апостольское служение (3. 5 – 4. 21) Апостольское служение и единство Церкви Образы Церкви а) Божия нива б) Божие строение. Храм Божий Значение Христа и Бога а) «возрастил Бог " (3.6) б) Христос основание здания. Дух Божий живет в храме 4. Место апостолов а) работники на ниве (3. 5–6) б) строители (3. 10). Домостроители (т. е. управители, экономы) тайн Божиих (4. 1–2) Надменность коринфян и смирение апостола. Смирение апостола- подражание Христу. Призыв к подражанию (4. 16) Нравственные нормы христианской жизни Отношение к блудодеянию (5. 1–13; 6. 9–20) Коринфский кровосместник. Мнение о нем толкователей (архиеп. Аверкий. С. 206) Опасность пребывания такого грешника в христианской общине. Образ закваски и параллели с пасхальными обрядами ( Исх. 12. 15–19 ). Предание грешника сатане (что это значит? См. архиеп. Аверкий. С. 206) Апостол призывает «не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается» грешником, а не с грешниками вообще. (Объяснить, почему) Чем особенно опасно блудодеяние: а) тело христианина – часть Тела Христова. Тела – «храм живущего (...) Святаго Духа» б) «Совокупляющийся с блудницею становится одно тело (с нею)», разрушая при этом единство Тела Христова в) «Всякий грех , какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела» Брак и безбрачие (7) Брак как средство от похоти: «(Во избежание) блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа» Совет апостола: «Соединен ли ты с женой? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены». Две связанные между собой причины а) «Время уже коротко» (7. 29). «Проходит образ мира сего» (7. 31) б) «Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене» (7. 32–33). То же самое и о жене Запрет развода с неверующим супругом, если он согласен жить с христианкой. Причины запрета Семинар 8. Об идоложертвенном. Поведение на богослужебных собраниях (Вечеря Господня; духовные дары). О воскресении (1 Кор 8–16)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/apostol...

Но почему попустил Господь Церкви Своей на первых порах ее существования так много страдать от правителей государственных? Чего ради проливались потоки крови тысячами мучеников? На то была, конечно, особая Божия воля. Тайнозритель Нового Завета св. Иоанн Богослов видел пред жертвенником Агнца души убиенных за свидетельство Иисусово. И возопили они громким голосом, говоря: „доколе, Владыко Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?“ И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнять число ( Апок. 6, 911 ). Так по слову Писания должно было быть дополнено одному Богу известное число убиенных и обезглавленных за свидетельство Иисуса. Древние христиане, греки и римляне, иначе и не называли мучеников, как свидетелями. чем же они свидетельствовали? С особою убедительностью свидетельствовали они о том же, о чем свидетельствовала вся начальная история Церкви Христовой, – о том, что верен Обещавший ( Евр. 10, 23 ), верен Господь Своему обетованию пребыть с Церковью Своею неотступно. Подумайте, братья, кому вручена была Христом Его Церковь ? Людям могущественным и сильным? Нет, простым галилейским поселянам. Может быть у них были в руках орудия непобедимые? Лишь худые рыбарские сети были у них, да и те они оставили, когда пошли за Христом. Может быть их поддерживали, им покровительствовали цари и власти государственные? Но ведь эти именно власти в течение столетий лишь проливали с жестокостью бесчеловечною кровь христианскую. И что же? Погибла Церковь ? Уменьшилась? Оскудела? Не только пребыла несокрушима, но все время неизменно росла, повсюду распространялась, как тучная нива, удобренная кровью, приносила богатые духовные плоды. И разве Константин дал торжество Христовой Церкви? Разве с него только начинается история церковная? Да он сам пришел к Церкви тогда, когда она уже обнимала собою весь старый свет, имела много славных имен и сама получила добрую славу даже в среде общества языческого! Может быть для того и медлил Господь Бог целых три века призывать на защиту Церкви могущественного царя, чтобы всему миру и на все времена ясно было, что не от расположения, не от содействия властей государственных растет и процветает Церковь , а лишь силою всемогущего Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

О нем и в другом месте [говорится]: речная устремления веселят град Божий ( Пс. 45:5 ) и: не может град укрытися, верху горы стоя ( Мф. 5:14 ), который говорит у Исаии ( Ис. 26:1 ): я город крепкий, град воюемый. Не сказал: завоевываемый, но: воюемый, – который построен на скале и не колеблется ни от какой бури. Далее следует: и ввела меня туда: подразумевается рука Божия; туда же – то есть как бы к строению города, чтобы показать мне все, бывшее в нем. И вот, говорит, муж, которого вид или видение, как бы вид блестящей меди, то есть Тот, о котором написано: се Муж, Восток имя Ему ( Зах. 6:12 ). Он не имел вид янтаря (elecmri), как говорится в начале этой книги ( Иез. 1:5 ), и не был опоясан золотым поясом, как изображается в Апокалипсисе Иоанна ( Откр. 1:13 ), но имел вид как бы меди, по еврейскому [тексту]. Ибо это вещество звонче всех металлов и звук его отдается на далеком пространстве. Поэтому и у Даниила ( Дан. 2:32 ) в истукане, состоянием из золота, серебра, меди и железа, царство Александра и греков изображается под образом меди, чтобы обозначить красноречие греческого языка, из чего явствует, что доселе нуждаются в наставлении те, кои еще не вполне познали тайны духовного созидания храма. Также была вервь льняная или каменщиков в руке Того, о Котором написано у Захарии ( Зах. 2:1 ), что он имел вервь землемерную, чтобы измерить широту и длину города. Под каменщиками же [разумеются] или ангелы, исполнявшие веления Божии, или Моисей и все пророки и апостолы, созидающие град Божий, и соработники или служители воли Господней. Посему и апостол Павел говорил: «мы Божия нива, Божие строение» ( 1Кор. 3:9 ). Следующее же затем: и трость измерения в руке его означает дар пророческий, о котором в сорок четвертом псалме ( Пс. 44: 2 ) написано: язык мой трость книжника скорописца, и о пророке и крестителе Иоанне: чесо изыдосте в пустыню видети? Трость ли ветром колеблему? ( Мф. 11:7 ). Этой трости желают подражать те, кои постоянно пишут неправду и относительно которых молит пророк: запрети зверем тростным ( Пс. 67:31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Он и о смерти не думает, ожидает прожить долгий век, как тот богач, у которого уродила нива и который говорил: «сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись» ( Лк. 12:18–19 ) (1). Все блаженство неправедных богачей произошло от кровавых потов убогих людей. Богатый богатеет, а убогий нищает; богатый умножается, а убогий скудеет; богатый распространяется, а убогий стесняется; богатый жиреет и толстеет от многого питания и роскоши, а убогий сохнет от голода и печали; богатый хвалится, а убогий вздыхает. Но подождите немного, богатые, немилосердные, обидчики убогих людей, дайте срок: придет на вас смертный час, и в ту пору вы увидите, каково будет блаженство и счастье (1). Навуходоносор, царь Вавилонский, видел дивный сон на ложе своем: он видел дуб, стоящий среди земли; вершина его достигала небес, а корни его были в концах всей земли; листья его были прекрасны, и плодов много. Потом он видел кого-то, сходящего с неба и громогласно повелевающего: посеките дуб, обрубите ветви его, оборвите листья его и рассыпьте плоды его (см. Дан. 4 ). Когда никто не мог истолковать этот сон, призван был святой пророк Даниил, искусный толкователь сонных видений, который сказал царю: дуб великий, который ты видел, это ты, царь, ибо величество твое возвысилось и власть твоя распространилась в концы земные, но придет к тебе час суда Божия, и ты будешь изгнан от людей, и жизнь твоя будет среди диких зверей... Богатый в мире сем – как бы некий великий дуб, высокий гордостью, широкий богатством, прекрасный честью, плодовитый прибылями. Но вот внезапно приходит суд Божий и посекает этот дуб смертной секирой, и в один час падает в гроб тот дуб, который рос долгое время. Изгоняется он от людей, от живущих на земле, и вселяется между мертвыми, как бы с дикими зверями; проходит жизнь его с червями, которые будут поедать тело его, питавшееся сластями. Скажи же, дуб, где высота гордости твоей, где пространность ветвей, имений твоих, где красота листьев твоих, славы твоей, где плоды прибылей и корыстей твоих? Не уничтожилось ли все это и пропало без вести? А Давидовы слова о ком говорят? «Видел я нечестивца, превозносящегося и высящегося, как кедры ливанские: и прошел я мимо, и вот его нет, и искал его, и не нашлось место его» ( Пс. 36:35–36 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Он насыщает всякую душу алчущую и жаждущую, о каковой жажде и алчбе Он же свидетельствует в Евангелии: блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся ( Мф. 5, 6 ). Следует заметить, что упоение принимается в этом месте в добрую сторону, о которой в Песни Песней говорится: ядите ближнии, и пийте и упийтеся братие (Песн. Песн. 5, 1 ), каковым опьянением упился и Иосиф с братьями своими в полдень (Быт. гл. 43). Утомленные же и алкавшие, упившись и насытившись, воздают благодарение, отвечая: я пробудился и увидел Господа, возбуждающего и говорящего: возстани спяй, и воскресни от мертвых, и осветит тя Христос (Еффс. 5, 14) И сон, говорит, мой приятен был мне, так что я подражал словам Господа моего говорящего: аз уснух и спах, возстах, яко Господь заступит мя ( Пс. 3, 6 ). Ст. 27–30. Вот приходят дни, говорит Господь, и Я засею дом Израилев и дом Иудин семенем людей и семенем скотов. И как Я бодрствовал над ними, чтобы искоренять и сокрушать, и разрушать, и губить, и поражать, так буду бодрствовать над ними, чтобы созидать и насаждать, говорит Господь. В те дни не будут говорить более: « отцы ели кислый виноград, a y детей на зубах оскомина, то каждый будет умирать за свое беззаконие и всякий человек, кто будет есть кислый виноград, у того на зубах и оскомина будет. Дом и дом, то есть, дом Израилев и дом Иудин у LXX нет, а только Израиля и Иуду, так что стоит: и засею Израиля и Иуду, Слова: семенем людей и скотов, мы должны относить к разумным и простецам. И как в начале Иеремии сказано ему: «вот Я поставил тебя сегодня над народами и над царствами, чтобы искоренять и разрушать и губить и расточать и созидать и насаждать», и Я бодрствовал над ними чтобы выполнить угрозы свои: так, говорит, теперь Я буду бодрствовать над ними, чтобы созидать и насаждать. Ибо вы – Божия нива, Божие строение ( 1Кор. 3. 9 ). Все такие обетования, по мнению Иудеев и наших иудействующих, имеют исполниться в тысячелетнее царство. Мы же, согласно с словом апостола: аз насадих, Аполлос напои, Бог же возрасти ( 1Кор. 3,6 ) и с словом пророка Исаии, что Спаситель есть строитель ограды и домов, утверждаема, что духовно это исполнилось в первое пришествие Христово, но исполнилось отчасти, а не вполне, ибо ныне видим зерцалом в гадании и не знаем так, как нам нужно знать (1 Кор.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

«Он стал, и поколебал землю; воззрел, и в трепет привёл народы; вековые горы распались, первобытные холмы опали; пути Его вечные». «Во гневе шествуешь Ты по земле, и в негодовании попираешь народы». «Ты выступаешь для спасения народа Твоего, для спасения помазанного Твоего. Ты сокрушаешь главу нечестивого дома, обнажая его от основания до верха». «Я услышал и вострепетала вся внутренность моя… а я должен быть спокоен в день бедствия, когда придёт на народ мой грабитель его…» «Хотя бы не расцвела смоковница, и не было бы плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи… но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего». «Господь Бог – сила моя; Он сделает ноги мои, как у оленя, и на высоты мои возведёт меня!» Пророк Аввакум умер в глубокой старости и погребён был на своей родине. Об обретении мощей его так говорит Созомен (кн. 7, гл. 29): «Тогда (при Феодосии Младшем) обретены были пророки – Аввакум и, спустя немного, Михей». «Тела обоих, как я слышал, указаны были Божественным сновидением Зевенну, бывшему в то время епископом церкви Элевферопольской. Имя месту, где обретён Аввакум, было Кела или прежний город Кила. От того города на 10 стадий отстоит местечко Вирафсатия, близ которого находился гроб Михея» 23 . Святого Исе или Иессея, епископа Цикланского Исе, родом из Антиохии Сирийской, был из числа тех 13-ти отцов Сирских, память которых святая Церковь чествует 7-го мая. Он жил в VI веке. Рукоположенный в епископа Цикланского 24 , он в плачевном состоянии нашёл свою паству, в которой преобладали языческие обычаи и суеверия, и где христианство , насаждённое здесь св. Ниною и процветавшее около двухсот лет после неё, теперь почти совершенно упало и нравственности христианской не оставалось почти и следов. Деятельно и ревностно предался святитель искоренению языческих суеверий и восстановлению благочестия, и неутомимые труды его Бог благословил успехом. Для утверждения веры в народе, он построил несколько новых храмов и основал несколько монастырей; а для ограждения своей паствы от влияния соседних народов-язычников Исе отправился с проповедью слова Божия к Осетинам и другим жителям, обитавшим в центре Кавказского хребта, и многих из них обратил ко Христу.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Пасха же Христова без всякого сомнения является самым радостным, самым светлым «праздником праздников и торжеством всех торжеств» для всех православных христиан. В этот светлый день каждый приобщается небесной радости по обетованию Христа: «радость Моя в вас пребудет, и… радости вашей никто не отнимет у вас» ( Ин.15:11; 16:22 ). 3. Феноменальность христианской радости. Источник истинной радости – в Боге Эта Божественная радость не обусловлена никакими житейскими факторами, наоборот, – она помогает перенести все житейские испытания: по слову пророка Аввакума «хотя бы не расцвела смоковница и не было плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах, – но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего» ( Авв.3:17-18 ). Ап. Иаков советует при впадении в различные искушения принимать их «с великою радостью» ( Иак.1:2 ). «Радуйтесь и веселитесь», – говорит Христос Спаситель мученикам за Имя Его ( Мф.5:11-12 ) – в этом и заключается феноменальность христианства: христиане «при всей скорби… преизобилуют радостью» ( 2Кор.7:4 ), причем «радостью неизреченною и преславною» ( 1Пет.1:8 ). Св. Игнатий Богоносец в Послании к эфесянам назвал ее «радостью непорочною о Иисусе Христе» c. 269]. Таким образом, именно благодать Божия является источником «радости о Господе», той пасхальной радости, которая наполняет любящее сердце и «изливается» на всех окружающих. Человек становится как бы проводником благодати Божией. По свидетельству ап. Павла такая радость является «плодом Духа» ( Гал.5:22 в пер. еп. Кассиана), причем именно «радость во Святом Духе» является одним из признаков воцарения Бога в сердце человеческом ( Рим.14:17 ). «Когда Дух Божий снисходит к человеку и осеняет его полнотою Своего наития, тогда душа человеческая преисполняется неизреченной радостью, ибо Дух Божий дает радость всему, к чему бы Он ни прикоснулся», – говорит преп. Серафим Саровский который всей своей жизнью показал возможность «совместимости» горечи покаяния и самоуничижения с глубокой радостью «о Господе». То, что такая радость имеет свое начало в Боге подтверждает и то, что Самому Богу приписывается радость о Своем народе: «Господь Бог возвеселится о тебе радостью, будет милостив по любви Своей, будет торжествовать о тебе с ликованием» ( Соф.3:17 ). 4. Радость в общении с ближними

http://azbyka.ru/vsegda-radujtes

Первое общество христианское действительно не знало другого закона, кроме этого совершенного закона свободы, и оно достойно было такого Божественного правила жизни. Уже не я живу, но живет во мне Христос ( Гал.2:20 ). Кто говорил подобным образом, для того, конечно, закон не был положен ( 1Тим.1:9 ). Ибо где Христос и Дух Христов, там, разумеется, легко обойтись без предписаний закона. Там каждый сам есть воплощенный закон. Действуя вполне по свободе, он в то же время действует и по закону. Этому образцу богоподобного жительства подражали обыкновенно и угодники Божий всех времен и мест. Они не знали, что такое боязнь, истекающая из духа рабства ( Рим.8:15 ); знали только блаженство совершенной любви, которая изгоняет страх ( 1Ин.4:18 ), и на земле предвкушали свободу славы детей Божиих ( Рим.8:21 ). Но точно ли мы выражаемся, говоря о свободе, которая приписывается чадам? Где она, эта свобода сыновняя? Едва ли мы ошибемся, когда скажем, что из 100 сыновей, входящих в возраст, разве один признается, что он пользуется свободой в дому родительском. Напротив, сыновство и зависимость считается вообще за одно и то же; достичь совершеннолетия весьма у многих, даже добрых чад значит обыкновенно «выйти на волю». Не то же ли самое надобно будет сказать и о свободе чад Божиих? Спешим ответить; то же самое, если только свобода для нас есть не иное что, как воля. Даже меньше свободы может быть у сынов Божиих, нежели сколько ее есть у сынов человеческих. Мы сыны не по рождению, но по усыновлению. Прежде чем нас усыновили, нас выкупили из рабства. Нам сказано: вы не свои. Ибо вы куплены дорогою ценою ( 1Кор.6:19-20 ). Итак мы не свои. Чьи же? Христовы. Христос же Божий ( 1Кор.3:23 ), следовательно — Божий, Божия нива, Божие строение ( 1Кор.3:9 ), храм Божий… и Дух Божий живет в нас ( 1 Кор. 3; 17, 16 ), Тело Христово, а порознь — члены ( 1Кор.12:27 ). Вот что мы такое! При таком не только сыновстве, но как бы купнобытии с Отцом нашим, какая же может быть свобода? Никакой, — спешим ответить мы, — если свобода есть самоволие.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedniche...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010