С ними никоим образом нельзя примиряться. «Если бы даже ангел с неба стал благовествовать не то, что нам благовествовали апостолы, да будет анафема», то есть да будет отлучен от Церкви ( Гал. 1:8 ). Подобное отлучение недавно Святейшим Синодом произнесено против известного учителя, дерзнувшего заменить благовествование, или Евангелие Христово своевольным измышлением нового, совсем противоположного ему Евангелия. Отлучение имело целью не только вразумить его и последователей его, но также предостеречь других от его заблуждений. К сожалению, эта цель не достигнута. Вразумление только еще пуще озлобило лжеучителя и подало повод к проявлению сочувствия к нему со стороны его приверженцев. Но если уголовной ответственности подлежат не только воры и разбойники, но и пристонадержатели их, то само собой разумеется, что церковной кары заслужил не только помянутой лжеучитель, но и все сочувствующие ему и своим сочувствием поддерживающие его и поощряющие к большой дерзости и наругательствам против Церкви. Трудно вразумить таковых, дай только Бог, чтобы этою карою предостережены были от увлечения помянутым лжеучением, по крайней мере, те, которые по милости Божией еще не успели заразиться им. Несокрушимость Божия здания Поучение в неделю 9-ю по Пятидесятнице                   Божие здание есте ( 1Кор. 3: 9 ). С сими словами, входящими в состав сегодняшнего апостольского чтения, апостол Павел обращается к членам коринфской церкви. Он обратил коринфян своею проповедию к вере во Христа и положил основание коринфской церкви. Она есть плод его трудов, им создана. Если же так, то почему он называет ее зданием или строением Божиим? Потому, что он не был самостоятельным строителем, он, вместе с сотрудником своим Апполосом, был только орудием в руках Божиих в создании церкви. «Кто Павел? – спрашивает он. – Кто Апполос? Они только служители, через которых коринфяне уверовали. Я насадил, Апполос поливал, но возрастил Бог. Посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий. Мы (оба) соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие здание» ( 1Кор. 3:5,6, 9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Что это за земля сионская, в которой явится река славная? Очевидно – та, о которой Давид поет в другом псалме: славное возвещается о тебе, град Божий, и еще: Господь любит врата Сиона более всех селений Иакова ( Пс. 86:2–3 ). Неужели те врата любит Бог, которые мы видим обращенными в прах и пепел? В этом нельзя убедить, не говоря о мудрых, даже и неразумных людей. Мне приходит на ум также и то, что с этим пониманием согласуется и написанное в шестьдесят четвертом псалме: Ты посещаешь землю и утоляешь жажду ее, обильно обогащаешь ее: поток Божий полон воды; Ты приготовляешь хлеб, ибо так устроил ее; напояешь борозды ее, уравниваешь глыбы ее, размягчаешь ее каплями дождя, благословляешь произрастания ее ( Пс. 64:10–11 ). Ибо эта земля постоянно посещается Богом, и уповается, и наполняется всеми богатствами. Из ней вытекает река Божия, о которой написано: речные потоки веселят град Божий ( Пс. 45:5 ), о которой в таинственной речи говорит и Иезекииль при описании храма ( Иез. 47 ); на берегах которой растут деревья, которые на той и другой стороне (реки) производят каждый месяц новые плоды в великом изобилии. Об этой земле в Притчах премудрый муж написал: кто возделывает землю свою, тот будет насыщаться хлебом ( Прит. 12:11 ). Если же кто-нибудь подумает, что это должно понимать в отношении к этой земле, которую видим, которою владеют большей частью грешники, и о которых написано: проклята земля за тебя ( Быт. 3:17 ), то пусть ответит, как может быть оправдана мысль: кто возделывает землю свою, тот будет насыщаться хлебом. Ибо сколько людей возделывают землю и заставляют ее давать плоды, и однако, по многим препятствующим этому обстоятельствам, угнетаются нуждой и голодом? Но должно обратить внимание на то, что говорит Писание словами: возделывай земля свою. Земля – собственность человека и с нее никогда нельзя его сбросить, почему и написано: богатством своим человек выкупает жизнь свою ( Прит. 13:8 ). Этого однако же нельзя понимать буквально. Ибо сколь многие избавляются чужими деньгами или деньгами друзей? Возделыватели и пахари этой земли суть апостолы, которым говорится: вы есть соль земли ( Мф. 5:13 ), и в другом месте: терпением вашим спасайте души ваши ( Лк. 21:19 ), из которых один, сосуд избранный, весьма дерзновенно говорит: мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение ( 1Кор. 3:9 ), и многое другое, о чем я не распространяюсь, чтобы не показалось, что я утомляю ум и не доверяю памяти читателя.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

12 . «Во святилище, которое создали руки Твои» ( Исх.15:17 ). Сказано, что святилище Бога есть Его скиния, или храм, так как оно освящает тех, кто входит в него, – «не в рукотворенное святилище» ( Евр.9:24 ), но «которое создали руки» Бога ( Исх.15:17 ). Почему? Потому что Бог насаждает и созидает нас, Он соделывается виноградарем и строителем, чтобы ты ни в чем не нуждался. Послушай Павла: «Вы Божия нива, Божие строение» ( 1Кор.3:9 ). Что же тогда есть «святилище», не «рукотворенное», но «которое создали руки» Бога? Послушай, что сказано в книге Притч: «Премудрость построила себе дом» ( Прит.9:1 ). Думаю, однако, что правильнее это понимать через воплощение Господа. Ибо храм Его тела – нерукотворный, образован в Деве не человеком, но, как предвозвестил пророк Даниил: «Камень оторвался от горы без содействия рук» и «сделался великою горою» ( Дан.2:34–35 ). Иными словами, «святилище» тела было взято и оторвалось от горы человеческой природы и вещества плоти «без содействия рук», то есть без участия человека. 13 . «Господь будет царствовать во веки и в веки и еще» ( Исх.15:18 ) 6 . Когда говорится «во веки», указывается период времени, имеющий конец. Если сказано «в будущем веке», то, несомненно, подразумевается больший временной интервал, который также кончается. Когда говорится «во веки веков», полагается предел, хотя, возможно, нам не известный, но, тем не менее, установленный Богом. Но в этом стихе добавлено «и еще». И уже не остается никакого ощущения конца или предела. Ибо о каком бы времени ты не подумал как о конце, пророческое слово всегда говорит: «И еще»; как будто обращаясь к тебе, оно возвещает: «Ты думаешь, что Господь будет царствовать во веки и в веки?» «И еще». «Ты думаешь, что Он будет царствовать во веки веков?» «И еще». И что бы ты ни сказал о продолжительности Его царствования, пророк всегда говорит тебе: «И еще». 14 . «Когда вошли кони фараона с колесницами его и с всадниками его в море, то Господь обратил на них воды морские, а сыны Израилевы прошли по суше среди моря» ( Исх. 15:19 ). Если вы – «сыны Израилевы», то можете пройти «по суше среди моря». Если окажетесь «среди строптивого и развращенного рода, в котором вы сияете, как светила в мире, содержа слово жизни», может так случиться, что когда вы будете проходить среди грешников, их воды не обрушатся на вас; возможно, когда будете идти по миру, всплески похоти не забрызгают вас, и волны страстей не накроют вас. Египтяне же, следующие за фараоном, потонут в водах порока. Но для того, кто следует за Христом и идет, как шел, «воды» становятся «стеною по правую и по левую сторону» ( Исх.14:22 ), а сам он идет посередине, «по суше», не уклоняясь «ни направо, ни налево» ( Втор.17:20 ), пока не выйдет на свободу и не воспоет победный гимн Господу, восклицая: «Пою Богу, ибо Он высоко превознесся» ( Исх.15:1 ), через Иисуса Христа Господа нашего, «Которому слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1Пет.4:11 ). Гомилия VII. О горькой воде Мерры

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

13:22; Мк. 4:19; Лк. 8:14). Остается только спросить: на каменистое место или на добрую почву в нас пало слово Божие? Из–за того слова в настоящее время настали скорбь и преследование и предстоит время великого испытания, когда обнаружится, кто на каменистое место сеял (Мф. 13:20) тот, кто в глубину не проник и Иисуса в глубину души не воспринял. Напротив, кто слово то разумеет, тот приносит плод, сохраняет то слово в терпении до самого конца и приносит плод сторицею (Мф. 13:23; Лк. 8:15). Мы знаем ведь, какое суждение Писание произносит о тех, кто ранее святое учение, по–видимому, радостно приняв, во время скорби и гонения соблазняются; а соблазняются именно потому, что не имеют корня в себе и содержат веру лишь в течение некоторого времени. У Матфея говорится: Посеявший на место каменистое есть тот, кто слову тому внемлет и тотчас с радостью принимает оное; но он не имеет корня в себе и непостоянен; когда настает скорбь или гонение за то слово, тотчас соблазняется (Мф. 13:20—21). По Марку: Посеявшие на каменистом месте суть те, которые, когда услышат слово, тотчас принимают его с радостью, но не имеют корня в себе и непостоянны; потому, когда настает скорбь или гонение за то слово, тотчас соблазняются (Мк. 4:16—17). И по Луке: А упавшее на камень — это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня и временем веруют, а во время искушения отпадают (Лк. 8:13). О тех, которые приносят надлежащий плод, Писание учит так: Посеянное на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать [семян] (Мф. 13:23). Или: Посеянное на доброй земле означает тех, которые слушают слово и принимают и приносят плод, один в тридцать, другой в шестьдесят, иной вчсто крат (Мк. 4:20). Или: Упавшее на добрую землю — это те, которые, услышав слово, хранят его в прекрасном и добром сердце и приносят плод в терпении (Лк. 8:15). Так как, по апостолу, вы — Божия нива, Божие строение (1 Кор.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=676...

1. [По-видимому, речь Систелия] Ты справедливо говоришь, что (на это) не следует обращать внимания и что, в то время как разумное богатство создается Богом, (нам) надлежит иметь крепкие плоды мудрости, по слову апостола, говорящего: «Мы – Божия нива» ( 1Кор. 3, 9 ).2. Чтобы недуг не распространялся и не делался очевидным для всех, нам надлежит исцелять его ( Евр. 12, 13 ) Евангельскими песнями и наблюдать, «чтобы кто не лишился благодати Божией, чтобы какой (горький) корень, возрастая, не причинил вреда, и чтобы... не осквернились многие» ( Евр. 12, 15 ). Так сказал апостол в послании к Евреям.3 . И Закон учит нас, говоря: И сказал Моисею Господь и Аарону, говоря: «Если у человека будет на коже знамение проказы, (пусть) придет он к Аарону священнику или к одному из сыновей его, и осмотрит священник проказу на коже его, знамение язвы, явно ли (видна) проказа на коже плоти его» ( Лев. 13, 1–3 ).4. И вскоре (после того): «И осмотрит священник проказу в седьмой день – и вот, проказа увеличивается, не изменилась проказа на коже; и (пусть) отлучит его священник на семь дней вторично; и вот, одинакова проказа, не изменилась. И (пусть) очистит его священник, ибо это знак (проказы), и (пусть) он вымоет свои одежды» ( Лев. 13, 5–6 ).5. И вскоре (после того): «И если проказа пристанет к одежде, к одежде шерстяной, или льняной, или к любому изделию кожаному, и (если) будет проказа красная или зеленая» ( Лев. 13, 47–49 )......Затем в дальнейшем... 8 . Глава 4 1. [Еввулий] Мало сказав, ты порицаешь. Но, Систелий, (будем) говорить о том, о чем надлежит, то есть о Законе. Будем держаться духовного изъяснения этих понятий, дабы не буквально, но духовно уразуметь Писание Закона.2. В последующем изложении добавлено: «Если же, после отлучения, проказа, показанная священнику, распространится по одежде, или по коже, или по основе, или по утку, (то эта) проказа есть увеличивающаяся проказа; (он) нечист. (И пусть) он сожжет одежду, или основу, или уток» ( Лев. 13, 51–52 ) и так далее.3. А вот объяснение того, что сказано в Законе о проказе.

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Olimpi...

1Кор. 2:16 . Для наиболее сильного и наглядного изображения разности миросозерцания у людей духовных сравнительно с душевными, разности их расположений, сил, планов, надежд и проч. Апостол выражается о духовных людях, что они имеют «ум Господень, ум Христов». «Кто познал ум Господень, чтобы мог судить его (т. е. духовного человека)? А мы имеем ум Христов». Всеми сими рассуждениями о душевном и духовном человеке, Св. Ап. Павел делает очень прозрачный намек Коринфянам, что судить о нем они не имею права, а если судят, то судят именно как душевные люди. 9) После рассуждения о человеке духовном и душевном, Св. Ап. Павел уже прямо называет Коринфян не духовными, а плотскими и неразумными младенцами за то, что они волнуются и разделяются из-за учителей, которые суть простые соработники у Бога на ниве Божией ( 1Кор. 3:1–9 ). «И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе… Ибо когда один говорит: «я Павлов», а другой: «я Аполлосов», то не плотские ли вы? Кто Павел? Кто Аполлос? Они только служители, чрез которых вы уверовали… Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог, … насаждающий же и поливающий суть одно, … ибо мы соработники у Бога; а вы Божия нива, Божие строение». 10) После Коринфян, свои внушения и обличения Св. Апостол направляет прямо против заправителей толков Коринфских в таком тоне: много, Павлом, как мудрым строителем, уже положено в Коринфе основание церкви Божией, кроме которого иного и быть не может; а другие, строящие на сем основании, смотрят ли из какого материала делаются ими надстройки? Не из сена ли и соломы? ( 1Кор. 3:10–15 ). 1Кор. 3:10, 11 . «Я по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем, но каждый смотри, как строит. Ибо никто не может положить другого основания (для церкви), кроме положенного, которое есть Иисус Христос». Какое сильное и прямое здесь обличение католикам, утверждающим, что Христос положил в основание видимой на земле церкви своей Петра Апостола!

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

1Кор. 4:1 . Каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих. 1Кор. 3:9 . Мы соработники у Бога, а вы Божия нива... Тит. 1:7 . Епископ должен быть... как, Божий домостр. Ефес. 4:11–12 . (Бог) поставил... иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения. ж) Откуда видно, что в Церкви Христовой всегда пребывает и действует Дух Святой? Иоан. 14:16–17 . Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя да пребудет с вами во век. Деян. 2:3–4 . Явились им разделяющиеся языки, как бы огненные... И исполнились все на Духа Святого ? 1Кор. 15:10 . Но благодатью Божией есмь, то что есмь. – Это говорит Ап. Павел о себе: нам же нужно помнить и другие слова Апост. Ефес. 3:2–3 . Как вы слышали о домостроительстве благодати Божией, данной мне для вас. Потому что мне чрез откровение возвещена тайна... ? Филип. 4:13 . Все могу в укрепляющем меня (Иисусе) Христе. – Фил. 4:12 . Умею жить в скудости... и терпеть голод… 2Кор. 6:10 . Мы ничего не имеем, но всех обогащаем В этом только смысл и должно понимать слова апостолов «Все могу»... 9) О почитании Пресв. Богородицы б) Приснодевою Лук. 1:26–35 . Послан был ангел Гавриил от Бога к Деве... Срав. Ис. 7:14 ; Мф. 1:23 . Мф. 1:18;20;24–25. Оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого... Иезек. 44:2. И сказал мне Господь: ворота сия будут затворены, не отворятся... ибо Господь Бог Израилев вошел ими... В Ев. Иоан. 10:9 . Иисус Христ. назвал Себя дверью, которою входят на небо, так и у пророка названа Дева Мария, которою, как бы чрез врата, пришел на землю Спаситель. в) Владычицей, Царицей небесной – Как Матерь Владыки и Царя небесн. Пс. 44:10 . Дочери царей... стала Царица одесную Тебя. г) Честнейшею херувимов... серафимов – Как мать, родившая и воспитавшая Царя земного, считается выше всех министров, слуг царских, так и Мать Царя Небесного выше служебных Духов: Евр. 1:7;13–14 . Об Ангелах сказано... (что) они суть (только) служебные духи (у Господа). е) Иис. Христ. первый дал пример почитать Деву Марию, как Матерь Божию

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

21) Ибо, когда мир [своею] мудростью не познал Бога в премудрости Божией, благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих. 22) Потому что и иудеи требуют знамений, и эллины ищут мудрости; 23) мы же проповедуем Христа распятого, для иудеев при том соблазн, для язычников же безумие, 24) для самих же призванных, иудеев и эллинов, – Христа, Божию силу и Божию премудрость; 25) ибо то, что немудро у Бога, мудрее человеков, и то, что немощно у Бога, сильнее человеков. 26) Ибо смотрите на призвание ваше, братия: ведь не многие мудры по плоти, не многие сильны, не многие благородны; 27) но Бог избрал то, что немудро у мира, да посрамит мудрых, и то, что немощно у мира, избрал Бог, да посрамит сильное; 28) и незнатное мира, и уничиженное избрал Бог, и не сущее, чтобы упразднить сущее, 29) да не похвалится никакая плоть пред взором Его. 30) От Него же и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, и праведностью, и освящением, и искуплением; 31) чтобы [было], как написано: «Кто хвалится, в Господе да хвалится» ( Иер. 9:24 ). Глава II 1) И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими. Как младенцам во Христе, 2) я давал вам пить молоко, а не пищу, ибо вы еще не могли [есть], да и теперь к тому же не можете, ибо вы еще плотские. 3) Ведь, когда между вами зависть и разногласия, не плотские ли вы, и не по человечеству ли поступаете? 4) Ибо, когда один говорит: «Я, вот, Павлов», а другой: «Я – Аполлосов», не человеки ли вы? Итак, что представляет собой Аполлос? Что же Павел? 5) Служители Того, в Кого вы уверовали, и каждый – как [ему] дал Господь. 6) Я насадил, Аполлос поливал, но Бог даровал возрастание. 7) Итак, ни насаждающий, ни поливающий, но Бог, дарующий возрастание. 8) Насаждающий же и поливающий суть одно. Каждый же получит свою награду, по своему труду. 9) Ибо мы – помощники Бога, вы – Божия нива, вы – Божие строение. 10) По благодати Божией, данной мне, я как мудрый зодчий положил основание, другой же строит на [нем].

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

(2) «Заботьтесь не о пище тленной, — говорит Господь, — а о пище, пребывающей в жизнь вечную».   Насытиться же можно как хлебом, так и словом. Что касается последнего, то поистине «блаженны миротворцы»   , здравым учением наставляющие на истинный путь блуждающих по жизни. Сообщая им это учение, они освобождают их из мрака неведения, направляют к миру, который даруется словом, а приучая к жизни по Божественному закону, т. е. наделяя их хлебом, они насыщают эти души, алчущие правды   . (3) Некоторые умы однако предпочитают иную диету, питаясь различными научными познаниями или же греческой философией, хотя и не все орехи такого рода съедобны. (4) «Насаждающий и поливающий», оба будучи слугами взращивающего, «суть одно» по своему служению, и «каждый получит свою награду по своему труду. Ибо мы сотрудники Бога, а вы Божия нива и Божие строение», — как сказано у апостола.    ( 8 , 1) Но слушателям не подобает ни судить об истинности учения через сравнение его с другими, ни отдавать его для исследования тем, кто поднаторел в искусстве аргументации и всячески превозносит его силу. Такие к любому делу подходят, уже имея предубеждение обо всем на свете вместо того, чтобы очистить свою душу от предрассудков. (2) Избравший род пищи силою своей веры, уже имеет четкие критерии для принятия того или иного суждения и готов воспринять божественное слово. Из этого преизобильного источника происходит и крепнет убеждение. Об этом слова пророка: «Если не уверуете, то и не уразумеете».   «Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере».   (3) Каждый верный пусть повторяет вместе с блаженным Давидом: «Окропишь меня иссопом, и очищусь, омоешь меня, и стану я белее снега. Слуху моему ты даруешь радость и веселье, и возрадуются кости смиренные. Отврати лицо твое от грехов моих и беззакония мои изгладь. (4) Сердце чистое создай во мне, Боже, и дух правый обнови во внутренности моей. Не отринь меня от твоего лица и Духа твоего Святого от меня не отними. Возврати мне радость о твоем избавлении и духом властным утверди меня».   

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

(3) Однако некоторые души предпочитают иную диету, достигая роста через познание и наукоучение, другие же воспитываются в соответствии с эллинской философией, хотя и не все орехи такого рода съедобны. (4) «Насаждающий и поливающий», будучи слугами взращивающего, «суть одно» по своему служению, и «каждый получит свою награду по своему труду. Ибо мы сотрудники Бога, а вы Божия нива и Божие строение», – как сказано у апостола. (8,1) Но слушателям не подобает ни судить об истинности слова через сравнение его с другими, ни отдавать его для исследования тем, кто поднаторел в искусстве аргументации и всячески превозносит его силу. Такие к любому делу подходят, уже имея предубеждение обо всём на свете вместо того, чтобы очистить свою душу от предрассудков. (2) Избравший род пищи силою своей веры, уже имеет чёткие критерии для принятия того или иного суждения и готов воспринять божественное слово. Из этого преизобильного источника происходит и крепнет убеждение. Об этом слова пророка: «Если не уверуете, то и не уразумеете». «Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере». (3) Каждый верный пусть повторяет вместе с блаженным Давидом: «Окропишь меня иссопом, и очищусь, омоешь меня, и стану я белее снега. Слуху моему Ты даруешь радость и веселье, и возрадуются кости смиренные. Отврати лицо Твоё от грехов моих и беззакония мои изгладь. (4) Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня. Не отринь меня от Твоего лица и Духа твоего Святого от меня не отними. Возврати мне радость спасения Твоего и духом властным утверди меня». (9,1) Обращающийся непосредственно к присутствующим имеет возможность испытать слушателей временем и решить, кто из них способен понять его слова, с тем, чтобы отделить их от остальных. Он вслушивается в их речи, следит за их действиями, наблюдает за их привычками, образом жизни, жестикуляцией, поведением, внешностью, голосом или, как говорят, видит пересечённость и каменистость места, проторёность пути, плодоносность почвы, её лесистость, годность для выращивания тех или других злаков, возделанность и плодородность.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010