484 Присоединенные затем слова: «С опасением примут сына Моего» 485 происходят не от незнания [будущего]. Действительно, чего не знает домохозяин, под которым в настоящем месте разумеется Бог Отец? Однако о Боге часто говорится, что Он сомневается, чтобы сохранилась свобода воли в человеке. Спросим Ария и Евномия. Вот об Отце [в притче] говорится, что Он не знает и сдерживает свой приговор и, – насколько это понятно вам, – Он [как будто] допустил ложь. Но что бы они ни ответили нам относительно Отца, пусть то же самое разумеют и о Сыне, Который говорит, что не знает дня конца мира. Мф.21:39 .  И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили. И апостол говорит, что вне города [за воротами] был пригвожден Иисус Христос ко кресту ( Евр.13,2 ). Мы можем понимать и иначе то, что Он был выброшен из виноградника и там умерщвлен, именно: чтобы передать виноградник другим, когда язычники приняли Его. Мф.21:40–41 .  Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои. Господь их спрашивает не потому, что не знает, что они будут отвечать, но чтобы они были осуждены собственным ответом. А виноградник передан нам и передан на том условии, чтобы мы воздавали Господу плод в надлежащее время, и знали в каждое мгновение, что должно нам или говорить, или делать. Мф.21:42 .  Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: «камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла: это – от Господа, и есть дивно в очах наших»? 486 Одни и те же истины (res) соединяются с разными притчами и разными изречениями. Тех, которых Он прежде назвал делателями, виноделами и земледельцами, теперь Он называет строителями, то есть каменщиками. Поэтому и апостол говорит: «Вы Божия нива, Божие строение» ( 1Кор.3,9 ). Итак, эти каменщики, – как виноделы получают виноградник, – получают камень, который должны были положить или в основании, подобно строителю Павлу «там же», или в угле, так что он соединил бы две стены, или два народа ( Еф.2,14 ) и который был отвергнут ими; но он сделался главою угла.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

5:1, 7). Конечно, насколько относилось это к иудейской синагоге, настолько теперь относится к церкви из язычников. А что язычники принесли плод правды, об этом говорит Спаситель: « отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его » (Мф. 21:43). « И Он благословил их, и они весьма умножились, и скота их не умалял » (ст. 38). 5. Пророк употребил здесь образное выражение. И Господь часто прибегал к подобным сравнениям, и то апостолов называл жнецами, то Самого Себя сеятелем и земледельцем, а тех, которые с готовностью принимают семена учения — тучной землей. И апостол говорит: « я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог », а в другом месте: « вы Божия нива, Божие строение » (1 Кор. 3:6, 9). Итак, апостолы посеяли семена спасительной проповеди, и насадили для Бога духовные сады, и принесли Ему зрелый плод правды. И все после них уверовавшие учению (Христову) продолжают делать то же самое. А, конечно, « кто сеет щедро, тот щедро и пожнет », по словам божественного апостола (2 Кор. 9:6). Скотами же называет тех, кого они пасут, и которых Господь умножил, даровав силу чудотворения. Это подтверждает блаженный Лука в Деяниях: « Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви » (Деян. 2:47). И сам Господь верующих называет овцами. « Овцы Мои », говорит Он, « слушаются голоса Моего » (Ин. 10:27). « Но они умалились и стали бедствовать, вследствие страдания от зла и болезни » (ст. 39). Итак, эти, говорит пророк, никогда обитавшие в безводной пустыни, уверовавши, удостоились столь великого процветания и благословения; те же, которые прежде наслаждались струями пророков, будучи затем лишены их за свою злобу и оставшись совершенно пустынными и бесплодными, подверглись различным несчастьям и были рассеяны по всей вселенной, так что их отечественный город, некогда многолюдный, теперь населяется немногими. « Излилось уничижение на князей их, и Он оставил их блуждать в непроходимом (месте, где) нет пути » (ст. 40). Это пророчество подтверждается делами. В самом деле, те, которые выдают себя за князей их и учителей, не имеют никакого значения: некогда славные и знаменитые, они теперь совершенно ничтожны и у своего собственного народа пользуются презрением.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

(6) Сказано ведь и в поучении апостольском: «Всякая душа да будет покорна высшим властям... да воздается всем всё: кому подать, подать; кому оброк, оброк» ( Рим.13:1, 7 ) и прочее, что мы, при целости и сохранности нашего Богопочитання, воздаем стоящим во главе организованного человеческого общества. Сам Господь подал нам пример послушания этому здравому учению, не пренебрегши уплатой подати за себя, как за человека, в чьем облике Он тогда был. (7) Велено также рабам Христовым и добрым христианам терпеливо и верно служить своим временным господам; они будут судить их, если те окажутся до конца нечестивы, или наравне с ними будут царствовать, если и они обратятся к Истинному Богу. Предписано повиноваться всем человеческим и земным властям, пока, после предуказанного времени (его и обозначают семьдесят лет), Церковь , как Иерусалим, будет, словно из плена Вавилонского, освобождена от смешения с этим миром. (8) По случаю же этого пленения земные цари и сами оставили идолов, за которых преследовали христиан, узнали Истинного Бога и Господа Иисуса Христа и стали их чтить. Апостол Павел велит молиться за них, даже если они преследуют Церковь : «Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за царей, за всех человеков и за всех правительствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте». (9) Через них дан мир Церкви, пусть временный, временное затишье, чтобы устроять – духовно – дома, насаждать сады и виноградники. Вот и тебя сейчас этой речью мы устрояем и засаживаем. И так происходит по всей земле – мы в мире с властителями христиан, как и сказал тот же апостол: «вы Божия нива, Божие строение». (10) После семидесяти лет, о которых говорил Иеремия, указывая в этом прообразе на конец времени, восстановлен был в Иерусалиме храм Господень – да явится прообраз в полноте. А так как всё происходило прообразовательно, то не было прочного мира, и не долго были иудеи свободны: их покорили римляне, которым они и платили подать.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

   (2) «Заботьтесь не о пище тленной, — говорит Господь, — а о пище, пребывающей в жизнь вечную» (Ин. 6:27). Насытиться же можно как хлебом, так и словом. Что касается последнего, то поистине «блаженны миротворцы» (Мф. 5:9), здравым учением наставляющие на истинный путь блуждающих по жизни. Сообщая им это учение, они освобождают их из мрака неведения, направляют к миру, который даруется словом, а приучая к жизни по Божественному закону, т. е. наделяя их хлебом, они насыщают эти души, алчущие правды (Ср. Мф. 5:6). (3) Некоторые умы однако предпочитают иную диету, питаясь различными научными познаниями или же греческой философией, хотя и не все орехи такого рода съедобны. (4) «Насаждающий и поливающий», оба будучи слугами взращивающе­го, «суть одно» по своему служению, и «каждый получит свою награду по своему труду. Ибо мы сотрудники Бога, а вы Божия нива и Божие строение», — как сказано у апостола (1Кор. 3:8—9).    (8, 1) Но слушателям не подобает ни судить об истинности учения через сравнение его с другими, ни отдавать его для исследования тем, кто поднаторел в искусстве аргументации и всячески превозносит его силу. Такие к любому делу подходят, уже имея предубеждение обо всем на свете вместо того, чтобы очистить свою душу от предрассудков. (2) Избравший род пищи силою своей веры, уже имеет четкие критерии для принятия того или иного суждения и готов воспринять божественное слово. Из этого преизобильного источника происходит и крепнет убеждение. Об этом слова пророка: «Если не уверуете, то и не уразумеете» (Ис. 7:9). «Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере» (Гал. 6:10). (3) Каждый верный пусть повторяет вместе с блаженным Давидом: «Окропишь меня иссопом, и очищусь, омоешь меня, и стану я белее снега. Слуху моему ты даруешь радость и веселье, и возрадуются кости смиренные. Отврати лицо твое от грехов моих и беззакония мои из­гладь. (4) Сердце чистое создай во мне, Боже, и дух правый обнови во внутренности моей. Не отринь меня от твоего лица и Духа твоего Святого от меня не отними. Возврати мне радость о тво­ем избавлении и духом властным утверди меня» (Пс. 50:9—14).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Никто и ничего не одолеет Церкви Божией, ибо Она создана и держится Богочеловеком, а не людьми: здесь необходимое основание всегдашнего нашего духовного оптимизма!.. Не будем унывать, дорогой Друг, но оставаясь всегда верными служителями дома Божьего (Eзд.III:2), постараемся со всем усердием трудиться каждый над своим духовным виноградником, его же насади десница Господня, помня слова великого Апостола: «Кто Павел, кто Аполос. Они только служители, чрез которых вы уверовали, и притом, поскольку каждому дал Господь. Я насадил, Аполос поливал, но Бог возрастил. Посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возрастающий. Насаждающий же и поливающий суть одно, но каждый получит свою награду по своему труду. Ибо, мы соработники у Бога, а вы – Божия нива, Божие Творение. Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем, но каждый смотри, как строит. Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» (Kop.III,5—11). Верность женщины-христианки    «Добрый и верный раб! в малом ты был верен,    над многим тебя поставлю: войди в радость    господина Твоего» (Mф.XXV,23).    Светлую весть о воскресении из мертвых Христа Спасителя первыми услышали    не Апостолы, ближайшие ученики и друзья Господни, а смиренные жены мироносицы... Когда Спаситель наш умер на кресте, Его пречистое тело сняли со креста, с разрешения Пилата, благообразный Иосиф и Никодим вместе с женами мироносицами. Тело Спасителя они обвили чистыми плащеницами и положили в новом гробе в саду, принадлежащем Иосифу благообразному. Был канун субботы. Жены мироносицы заметили, куда положили тело Господа и приготовили ароматы, чтобы тотчас после субботнего праздника помазать тело Спасителя ароматами, согласно иудейского закона. Лишь только начался первый день после субботы, еще было темно, уже жены-мироносицы спешили с уготованными ароматами ко гробу Спасителя... Куда вы спешите, дорогие женщины? Разве не знаете, что с согласия Пилата, злые книжники и фарисеи приставили ко гробу Христову стражу? Ведь они вас не пустят к телу Спасителя, а может быть еще оскорбят...Вы бежите в темноте, в такой ранний час. Но разве не могут вас обидеть недобрые люди, пользуясь вашей беззащитностью... Ни о чем этом не думали святые жены, но бегут ко гробу Христа Спасителя.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

     Речи, произнесенные в разные годы святым праведным Иоанном Кронштадтским перед началом учения в гимназии. Корень учения горек, да плоды его сладки Богом и с Богом начинаем снова наше учение, прерванное летним отдохновением; Богом – потому что Он есть начало и конец всего: всех существ, ибо все Им и для Него создано. И если всегда начинать будем Богом, с мыслью о Нем, с сердечным обращением к Нему, с искренним прошением Его помощи на предстоящее дело, то, верно, будет и конец дела с Богом непостыдный, благоуспешный, радующий. Вот мысли, вот искреннейшее убеждение, с коим мы приступаем теперь к молитве и начинаем великое дело учения молитвою к Богу разумов. Почтеннейшие сослуживцы и добрые товарищи! Не излишне ныне напомнить нам себе, что мы Богу споспешницы, соработники у Бога, а дети, ученики наши, – Божия нива, Божие строение, нами возводимое. Я, по данной мне от Бога благодати, полагаю основание в сердцах этих отроков, а вы возводите в нем каждый свои построения. Итак, каждый смотри, как строит, – говорит апостол Павел. – Строит ли кто на сем основании из золота и серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы; каждого дело обнаружится во второе пришествие Иисуса Христа: ибо этот грозный день все откроет, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть: усердно ли, добросовестно ли, полезно ли. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду от праведного Судии и Мздовоздаятеля, а у кого дело сгорит, тот потерпит урон (1 Кор. 3:12–15). Да, великое и многотрудное дело – учить детей; потому что при обучении надо вложить в их сердца единое на потребу – истины веры, любовь к Богу и ближнему и несомненное ожидание Господа с небес для суда живых и мертвых и праведного воздаяния по делам каждого, и вместе преподать им хотя весьма полезные, но довольно многосложные в нынешнее время познания светских наук так, чтобы все эти познания, верования и чаяния дружно улеглись в их умах и сердцах и не вытесняли одни других. Протоиерей Иоанн Кронштадтский, 1894 г.     

http://pravoslavie.ru/115464.html

А Господь — во святом храме Своем: да молчит вся земля пред лицем Его!» (2, 6-19).   Итак, оказывается, что если враги (в контексте — халдеи) промыслительно исполняют волю Божию относительно Израиля — а это можно увидеть только глубокой верой и не каждому дано — то это еще не значит, что они творят доброе, в полном смысле Божие дело. Они «слуги» Божии не в прямом, а в аллегорическом смысле; но по сути они — кровожадные убийцы и идолопоклонники, и суд над ними несомненно грядет. И в этом второй урок, вторая половина правды: Господь попускает быть злу не навсегда, а до судных времен. (В связи с этим вспоминается изречение Господа в Евангелии: должно быть соблазнам, но горе тому человеку, через которого приходят соблазны). Поистине глубок и поучителен смысл диалога Аввакума с Ягвэ! В конце книги Аввакум, познавший некоторые тайны Божии, воспевает Сущего в псалме, отличающемся от обычных ВЗ-ных молитв силой жертвенной любви к Нему: «Хотя бы не расцвела смоковница, и не было плода на виноградных лозах … и нива не дала пищи … не стало овец в загоне и … скота в стойлах; но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего … Он сделает ноги мои, как у оленя и на высоты мои возведет меня!» (3, 17-19).   Бог оказывается не только Источником откровений, Он Сам по Себе радость, не сравнимая с земной, жизнь, известная только верующему, ибо «праведный своею верою жив будет». (Авв 2, 4). 7.3. Пророк Исайя. Но едва ли не важнейшей темой учения пророков Израиля явилось возвещение о грядущем пришествии Спасителя, Помазанника Божьего, Мессии по-еврейски, а по-гречески — Христа. Идея посланника Божия, который спасет мир от смерти и зла, является универсальной для большинства религий, и это не удивительно: весть о грядущей победе над дьяволом была дана еще Адаму и Еве. Но личность истинного Спасителя — Богочеловека Иисуса Христа — оказалась намного более сложной, чем разбросанные в древности крупицы представлений о Нем. И только пророки Библии оказались достаточно точными в предвидении Мессии и его деяний на Земле.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

А с другой стороны, отсюда ясно нам и то, что как не станет никто отвергать царство и вообще власть, видимую из-за того, что названы мы в Апокалипсисе царями, так не вправе никто отвергать и священство видимое лишь потому, что названы мы там иереями. Напротив, самое это церковное наше священство, или пастырство, для того именно и установлено, чтобы созидать в нас такое иерейство духовное. Ибо так должен разуметь нас человек, заповедал ап. Павел, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих ( 1Кор.4:1 ); мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение, – писал он в том же послании несколько раньше ( 1Кор.3:9 ). Все мы освящаемся и вырастаем духовно в Церкви, через участие в ее жизни, ее таинствах, а таинства эти совершают и могут совершать только на сие поставленные преемники тех, кого Сам Он послал в мир (см.: Ин.20:21 ), т.е. законные служители ее, и потому они и даны ей от небесного Главы ее – к совершению святых, в дело служения, в созидание Тела Христова (т.е. Церкви. – Ефес.4:12 ). И так именно созидается здесь Божий дом среди пребывающего на земле грешного мира, эта Христова Церковь , как истинный род избран, царское священие, язык свят, людие обновления ( 1Петр.2:9 ). Далее следует указание на главное и важнейшее событие Откровения: стихи 7–8 этой первой главы. Оно соответствует гомилетическому «предложению» в проповедническом слове 29 и как бы намечает основное содержание и главную тему всей книги Апокалипсис. 7. Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око, и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные. Ей, аминь. Се (δο – вот) употребляется обычно для живости представления того, о чем говорится дальше, а также чтобы оттенить степень уверенности писателя в том, что это так именно будет, как и дальнейшее грядет (ρχεται: Он, т.е. Иисус Христос, о Котором только что говорилось в славословии); слово это поставлено в настоящем времени вместо будущего для той же наглядной живости представления. Со облаки – μετ τν νεφελν – окруженный облаками. Мы уже видели, что Сам Господь указал на этот образ славного Второго пришествия Своего в ответе Своем на суде синедриона (см.: Мф.26:64 ; Мк.14:62 ), приведя дословно выражение об этом пророка Даниила (см.: Дан.7:13 ). Но символ облака и вообще в Библии был обозначением небесной славы, величия и могущества 30 , как, с другой стороны, грозная, мрачная туча являлась символом гнева и ярости Иеговы, шествовавшего на ней, как царь против врагов (см.: Пс.96:2–4 , ср.: Исх.19:16,18 ). Так как образ этот (шествия на облаках) сохранился и в Новом Завете (например, в истории Преображения и в эсхатологической речи Спасителя. – См.: Мф.24:30 и параллельные тексты), то несомненно, что и в данном случае μετ τν νεφελν указывает как на то, что Он придет со славою, во всем величии Небесного Царя, так и на то, что придет Он и как Судия всего мира (см.: Мф.25:31 и след.) 31 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

А что дарование ученикам познания тайн, тогда как другим оно не дается, не есть признак исключительности, показано уже раньше, и ничуть не меньше это представляет Спаситель, называя учеников блаженными за то, что они, видя, видят и, слыша, слышат (ср. Мф.13:14 ). Ведь именование блаженным в Писании, а особенно в речениях Спасителя, относится не к необходимости, вводящей неизбежность, а к свободному выбору лучшего. Ибо блажен муж, который не ходит на совет нечестивых ( Пс.1:1 ), и «блажен муж, который жалеет души скотов своих» (ср. Притч.12:10 ); а Спаситель, связывая много блаженств одно за другим, никакое из них не уделяет тем, применительно к кому имела бы силу исключительность, но все относит к тем, чья добродетель – плод и нива произволения (ср. Мф.5:3–11 ; Лк.6:20–22 ). Итак, и тогда ученикам было дано знать тайны Царствия Божия не в силу исключительности, как и неведение их – неразумным из иудеев, но потому, что те добровольно объявили себя слепыми и глухими, за что Божественный и беспристрастный суд и обличил их как недостойных этих тайн. Так как же возлюбленный ученик, орган богословия говорит: ослепил глаза свои и окаменил сердце свое ( Ин.12:40 )? Из уже сказанного понять нетрудно. Если бы он не позвал Исаию в свидетели (ср. Ин.12:41 ) или то же самое сказал применительно к другому умозрению, то был бы повод к некоему недоумению или поискам другого решения помимо изложенных, но, поскольку и это выражается через слова пророка, из которых воссиял яснейший и не содержащий никакого недоумения смысл, и разобрано было всё, что вызывало сомнение, у других евангелистов, понятно, что и то, что могло вызывать затруднение в этих словах, уже разрешено раньше. Ибо первый записавший Владычные деяния 26 учит, что «ослепил и окаменил» означает то же самое, что и: потому говорю им притчами, что они видя не видят, и, слыша не слышат ( Мф.13:13 ). Если же кто применит «ослепил и окаменил» не к предыдущим недугам, а, скорее, к последующим, как бы как некое воздаяние за прошлое, то и он не промахнется мимо цели и будет недалек от истины.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

Апостола Андрея Первозванного, как именно таким образом жизни, обновляющейся во вся дни: ибо тогда мы стали бы истинными чадами его по Богу. He забудем, братия, что все мы – нива Божия. Дай Бог , чтобы на этой ниве росли и зрели только колосья пшеницы, имеющей быть собранной в житницу Господню, а не плевелы, не сорная трава, которая брошена будет в жечь вечного огня. Да возращаем усердно и в терпении плоды добродетелей; будем искоренять с усилием, с принуждением, при тяжелых борениях и скорбях из сердца своего плевелы страстей, греховных наклонностей и привычек, и совлекаться ветхого человека, наследованного нами преемственно от Адама, падшего и растленного через преступление заповеди Божией; облечемся в нового человека, созданного по образу Божию в правде и святости; будем присвояться Богу и более и более духовным присвоением, т.е. верой, упованием, любовью, воздержанием, чистотой, кротостью, смирением, простотой и незлобием, нестяжанием, истинным доброжелательством и милосердием друг к другу, снисхождением, терпением, участием в скорбях, печалях, нуждах и болезнях друг друга. Это духовное, нетленное семя, которое быв посеяно в здешней жизни, принесет сторичный плод в вечности. Царство Божие, – говорит Господь, – подобно тому, как если человек бросит семя в землю; и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он. Но земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе. Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва ( Мк.4:25–29 ). Сейте же всякое добро в изобилии, какое кто может, чтобы в день жатвы никому же остаться в стыде и же услышать страшного приговора Судии, осуждающего во тьму кромешную. Неключимого раба, сказано, вверзите во тму кромешнюю: my будет плачь и скрежет зубом ( Мф.25:30 ). Да, братия мои, настанет, и, может быть скоро уже, день всемирной жатвы, и тогда все, усердно сеявшие добро, в преизбытке безмерном пожнут все, что сеяли, и услышат от Господа Своего вожделенный глас: приидите благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царство от сложения мира ( Мф.25:34 ). Се гряду скоро, – говорит Господь, – и мзда Моя со Мною воздати коемуждо no делом его. Обидяй да обидит еще, и скверный да осквернится еще: и праведный правду да творит еще, и святый да святится еще. Аз есмь Алфа и Омега, начаток и конец. первый и последний. Видех, – говорит св. Иоанн Богослов в откровении, – и се облак светел, и на облаце седяй подобен Сыну человеческому, имея на главее Своей венец злат, и в руце Его серп остр. И ин Ангел изыде из храма, вопия велиим гласом седящему на облаце: посли серп твой и жни, яко прииде час пожати, зане изсше жатва земная. и поверже седяй на облаце серп Свой на землю. и пожата бысть земля ( Откр.22:11–13:14–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010