Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОСИФ (Аргутинский-Долгорукий) (Овсеп Аргутян-Долгорукий; арм. Hwvse3 A8xwu2jan-E8kajnabazwuk ) (23.05(3.06).1743, с. Санаин, ныне в черте г. Алаверди, Армения - 9(21).03.1801, Тифлис), архиеп. Армянской Апостольской Церкви , общественно-политический деятель, участник арм. национально-освободительного движения, сторонник союза арм. народа и Церкви с Россией. И.- выходец из армянского княжеского рода Закаридов, который претендовал на происхождение от древнеперсидского царя Артаксеркса I , носившего прозвище Долгорукий (греч. Μακρχειρ). Согласно преданию, в XII в. Саргис Закарян ( 1187) от груз. царя Георгия III получил прозвание Мхаргрдзели (Долгорукий; арм., Mha8g8dzeli ). Фамилия Аргутян (Аргуташвили, Аргутинский, Аргутов) восходит скорее всего к потомку этого рода кн. Аргуту (XIV в.). В XV-XVIII вв. одна из ветвей рода Аргутянов владела Санаинским монастырем близ Тбилиси, представители этой фамилии неизменно были его настоятелями. Архиеп. Иосиф (Аргутинский-Долгорукий). Гравюра по оригиналу К. Л. Христинека. Кон. XVIII – нач. XIX в. (ГРМ) Архиеп. Иосиф (Аргутинский-Долгорукий). Гравюра по оригиналу К. Л. Христинека. Кон. XVIII – нач. XIX в. (ГРМ) И. получил образование сначала в Санаинском мон-ре, затем в семинарии Эчмиадзина, где его наставником был арм. католикос Симеон I Ереванци. В 1771 г. И. рукоположен во епископа и направлен в Стамбул для сбора пожертвований на строительство новых храмов и зданий Эчмиадзина. В 1773 г. И. возведен в сан архиепископа и назначен духовным наставником армянской диаспоры в России (резиденция в Астрахани); с 1780 г. в сфере его ответственности также находились армяне Крымского ханства. В 1778 г. И. помог эмигрировать свыше 12,6 тыс. армян из Крыма и основал для них неск. селений (Чалтырь, Мец-Сала (Б. Салы), Покр-Сала (Султан-Сала), Топти (Крым) и Несветай); в 1780 г. участвовал в основании крупнейшего арм. поселения на территории России Нов.

http://pravenc.ru/text/578487.html

Писание. Помимо церковных проблем Л. затрагивает и некоторые вопросы светского характера, отмечая, что власти должны заботиться о нравственном благополучии народа, вверенного Богом их попечению. В частности, он предлагает запретить роскошные одежды и дорогие пряности, упразднить или поставить под жесткий контроль ростовщичество, принять меры против обжорства, пьянства и распутства (см.: Brecht. 1985. Vol. 1. P. 369-379). Публикация сочинения Л. была с энтузиазмом воспринята сторонниками Реформации в Германии; напр., Буцер отмечал, что все идеи Л. почерпнуты из Свящ. Писания, что в сочинении царят «свобода» и «дух Христа». Выступление Л. против папства поддержал дворянин и гуманист У. фон Гуттен (1488-1523), который в острых сатирических памфлетах критиковал католич. Церковь и призывал нем. дворянство услышать призыв Л. и с мечом в руках встать на защиту истинного евангельского христианства. Реакция католической стороны также была весьма бурной; трактаты против Л. выпустили Экк, влиятельный страсбургский францисканский теолог, проповедник и публицист Т. Мурнер (1475-1537), а также придворный теолог герц. Саксонского Георга И. Эмзер (1478-1527). Истинная и ложная церковь. Гравюра. Ок. 1546 г. Мастер Л. Кранах Младший (Гравюрный кабинет Гос. художественного собрания, Дрезден) Истинная и ложная церковь. Гравюра. Ок. 1546 г. Мастер Л. Кранах Младший (Гравюрный кабинет Гос. художественного собрания, Дрезден) Важное значение для формирования теологии буд. лютеранства имело опубликованное Л. 6 окт. 1520 г. 2-е программное соч. «О вавилонском пленении Церкви» (De captivitate Babylonica ecclesiae praeludium; текст см.: Luther M. WA. Bd. 6. S. 484-573). В трактате Л. завершил полный пересмотр католич. учения о таинствах и представил ранее уже изложенные им отрывочно в др. сочинениях и проповедях мнения в упорядоченном виде. После вводных заявлений о том, что учение об индульгенциях следует признать беззаконным изобретением Римских пап, которые «пленили» христ. Церковь и используют ее исключительно для собственной наживы, Л.

http://pravenc.ru/text/Лютер.html

о., эти местные нотабли обладали очень большим влиянием. Они же входили в состав совещательных органов, действовавших при правителях нек-рых областей. Напр., на Пелопоннесе они вместе с представителями духовенства входили в местный орган самоуправления - Пелопоннесскую герусию, одним из важнейших полномочий к-рой был сбор налогов, причем ввести на Пелопоннесе новые налоги без одобрения герусии было фактически невозможно. Во время национально-освободительной войны греков герусия стала основой для формирования независимых национальных органов власти. В преддверии революции герусия была одним из тех каналов, через к-рые координировалась подготовка вооруженного выступления греков на Пелопоннесе. Кроме того, районы, обладавшие местной автономией, посылали представителей в К-поль, от Пелопоннесской герусии посылались двое. Они имели прямой доступ к султану и могли оказывать серьезное влияние на решение дел, связанных с местными проблемами. Случалось даже, что им удавалось добиться отставки неугодного паши. Нек-рые из таких коджабашей, подобно тур. и албан. нотаблям, имели миниатюрные дворы, вооруженные отряды, набранные из клефтов и капов (наемников). Между различными семействами коджабашей могли возникать конфликты на почве раздела сфер влияния. Гречанка. Гравюра. 1822 г. (РГБ) Гречанка. Гравюра. 1822 г. (РГБ) Допуск христиан к управлению империей, а также начавшийся экономический подъем и прекращение с нач. XVIII в. практики девширме привели фактически к прекращению исламизации. В результате увеличился разрыв между греками и турками - все, кто приняли ислам, рано или поздно полностью отуречивались. Т. о., складывалась благоприятная почва для формирования греч. национального самосознания. На 2-й период османского владычества приходится возрождение греч. образованности. Необходимые условия для него появились благодаря экономическому подъему и повышению благосостояния греч. населения. Это возрождение шло путем реанимации собственной традиции, носительницей к-рой была Церковь, и путем заимствования достижений европ.

http://pravenc.ru/text/597843.html

Изд.: Θιλοκαλα. 1782. P. 127-152. 1957. Τ. 1. Σ. 141-173; PG. 93. Col. 1480-1544. Рус. пер.: Добротолюбие. Т. 2. С. 157-202). 1-е упоминание о главах Исихия содержится в рукописи, к-рая датируется 1289 г. (см.: Владимир (Филантропов). Описание. Т. 1. C. 424). Атрибуция этого сочинения пресв. Исихию Иерусалимскому , принятая прп. Никодимом Святогорцем в соответствии с указаниями рукописей Paris. Suppl. gr. 1277 (XIII в.) и Ath. Vatop. 476 (XIV в.), недопустима, поскольку его автор не мог жить ранее VII в., т. к. он цитирует прп. Максима Исповедника и прп. Иоанна Лествичника . Подробное учение о молитве Иисусовой, к-рое он излагает, скорее всего восходит к традиции «синайского исихазма» (наряду с «Лествицей» прп. Иоанна Лествичника и «Сорока главами» Филофея Синаита) или, согласно гипотезе Ж. Киршмайера, к афонской исихастской традиции ( Kirchmeyer J. Hésychius le Sinaite et ses Centuries//MMA. Vol. 1. P. 328). 7. Нил Подвижник (см. Нил Анкирский ). «О молитве» (De oratione - CPGS, N 2452. Изд.: Θιλοκαλα. 1782. P. 155-165. 1957. Τ. 1. Σ. 176-189; PG. 79. Col. 1165-1200. Рус. пер.: Добротолюбие. Т. 2. С. 207-229 - перевод выполнен с использованием ТСОРП. 1858. Т. 31. Кн. 1. С. 170-200). Диадох, еп. Фотикийский. Гравюра. 1956 г. Диадох, еп. Фотикийский. Гравюра. 1956 г. «Слово подвижническое» (Liber de monastica exercitatione - CPG, N 6046, 6067; CPGS, N 6060. Изд.: Θιλοκαλα. 1782. P. 166-202. 1957. Τ. 1. Σ. 190-232; PG. 79. Col. 720-809. Рус. пер.: ТСОРП. 1858. Т. 32. Кн. 3. С. 1-96). В рус. «Д.» это сочинение не вошло, возможно, потому, что свт. Феофан не захотел помещать текст, уже имевшийся в рус. переводе. Включенные в «Д.» сочинения Нила Анкирского «О молитве» (неподлинное) и «Слово подвижническое» (подлинное) в течение длительного времени приписывались Нилу Синайскому († ок. 450) (CPGS, N 6044; ИАБ, 4. 1036-1048). Отождествление, происшедшее скорее всего из-за отсутствия сведений о жизни первого из них, встречается уже в К-польском синаксаре X в. К этому времени корпус сочинений, приписываемых Нилу Синайскому, стал весьма авторитетен.

http://pravenc.ru/text/178682.html

1773 На гравюре конца XVI в., хранящейся в Историческом архиве святого Дома Лорето, изображен Назаретский Дом, стоящий в крепостных стенах города Лорето, с восседающей на кровле Дома Богоматерью с Младенцем. Богоматерь поддерживает двумя руками стоящего Младенца, касаясь пальцами правой руки пяты Младенца: Omamento Marmoreo della Santa Cappella di Loreto. Delegazione Pontificia per il Santuario della Santa Casa di Loreto. 1999, p. 20. На гравюре Джироламо Анжелита около 1530–1535 гг. из библиотеки Бенедеттучи в Реканати – «перенесение» Дома, окутанного облаками с поясной фигурой Богоматери и Младенцем, стоящим на гребне кровли Дома. Богоматерь пальцами правой руки и ладонью отведенной в сторону левой руки показывает Младенцу направление переносимого Дома за море. Гравюра передает вид первоначального мраморного украшения XVI в. базилики святого Дома – там же, р. 40. На гравюре Джулиано Дати около 1492–1493 гг. – «перенесение» Дома с поясным изображением Богоматери с Младенцем на руках на гребне кровли Дома – там же, р. 84. На гравюре Вильгельма Гумппенберга 1672 г. Богоматерь с Младенцем на кровле Дома, от которого исходит сияние в виде тонких струй, направленных к полусфере Земли. Богоматерь пальцами поднятой правой руки поддерживает небеса с солнцем, луной и светилами – там же, р. 94 1774 На венецианской гравюре 1743 г. кроме всего соборного комплекса Лорето отдельно выделены на первом плане мраморная капелла и рядом – интерьер Святого Очага Назаретского Дома со скульптурой Богоматери с Младенцем в нише над Святым Очагом: II Messaggio della Santa Casa. 4. 1994, p. 114. 1775 Несомненно, влияние таких гравюр, как гравюра Джакомо Лауро 1616 г. из Исторического архива церкви Святой Марии в Лорето – L» Omamento Marmoreo... р. 261. 1776 Титов А. Образ Пресвятыя Богородицы «Прибавление ума». М., 1909; Гукова С. Н. «Икона «Богоматерь Прибавление ума» и Лоретская Мадонна»//Искусство христианского мира. Вып. 5. М., 2001, с. 103–106. 1777 ГТГ, АРХ ДР 255; 64,2x48. Икона опубликована: Чудотворный образ. Иконы Богоматери в Третьяковской галерее/Авт.-сост. А.М. Лидов, Г. В. Сидоренко. М., 1999. 30; La Madredi Dio nelle leone Russe. Loreto. Dalla Galleria Tretiakovdi Mosca. Loreto. 8 dicembre 1999 – 31 marzo 2000. 12. Сидоренко Г. В. Богоматерь Лоретская. К вопросу интерпретации образа в иконописи//Искусство христианского мира. Вып. 6. М., 2002, с. 41–56.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

11. Платон, архиепископ Московский (в миру Пётр Георгиевич Лёвшин)(1737-1812). Видный иерарх РПЦ, член Святейшего Синода, замечательный проповедник, современник свт. Тихона Задонского. С 1766 г. архимандрит Троице-Сергиевой лавры. С 1775 года ректор Московской духовной академии. С 1787 года Митрополит Московский. 12. Бехтеев Никандр(ок.1753 -1816). Отставной поручик, сын почитателя свт. Тихона Задонского помещика Ксизовского и Липовского Алексея Ивановича Бехтеева. Никандр Бехтеев являлся одним из наиболее близких к святителю Тихону человеком. Вскоре после отставки Никандр ушёл в Задонский монастырь, где пробыл около 40 лет послушником, приняв перед смертью иноческий сан. 13. Название книги: « Валаамский монастырь и его подвижники. СПб.1903. Стр. 266». 14. Чудный остров Валаам (по материалам брошюры «В помощь экскурсоводу», сост. Берташ А.В., изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, Спб. 1991 г.) http://www.orthodox.spbu.ru/Valaam.htm 15. Официальный сайт Валаамского монастыря. История обители. www.valaam.ru/ru/history/chapter.php?id=412 ). Иллюстрации: 1. «Образ Святаго Тихона, новаго чудотворца Задонскаго» написан по видению Якова Машонова 2. Икона-портрет свт. Тихона Задонского, писанная с его св. мощей в 1846 году 3. Гравюра иконы-портрета свт. Тихона Задонского(«Ходовского»), выполненная в литографии Н.Брезе. Помещена на обложке второго издания Жития свт. Тихона Задонского, осуществлённого Н.В.Елагиным(7). 4. Прижизненный портрет(или литография с того портрета?) свт. Тихона Задонского работы худ. Басова Написан по поручению арх. Московского Платона. 5. Гравюра с прижизненного портрета свт. Тихона Задонского художника Басова. 6, 7 Портрет-икона свт.Тихона Задонского работы Никандра Бехтеева 8. История портрета свт. Тихона работы Никандра Бехтеева, составленная монахами Валаамского монастыря.(Ныне хранится в Ново-Валаамском монастыре. Финляндия). 9. Икона-портрет свт. Тихона Задонского работы неизвестного художника. Из частной коллекции Стадницких. Елецкая группа икон святителя Тихона.

http://ruskline.ru/analitika/2012/08/26/...

В 1331 г., по свидетельству Длугоша, он женился на дочери вел. кн. Гедимина, принявшей в Крещении имя Евфимия. На волынскую часть княжества претендовал Димитрий (Любарт) Гедиминович, зять Андрея Юрьевича (уже 8 дек. 1323 Димитрий (Любарт) выдал жалованную грамоту епископской кафедре в Луцке, в к-рой именовал себя князем луцким и владимирским; обоснование датировки см.: Турилов А. А. Жалованная грамота Любарта Гедеминовича Луцкой кафедре и ситуация на Волыни после гибели галицко-волынских Рюриковичей//Вост. Европа в древности и средневековье: Пробл. источниковедения: XVII чт. памяти В. Т. Пашуто. IV чт. памяти А. А. Зимина: Тез. докл. М., 2005. Ч. 2. С. 266-268). Однако вскоре он, очевидно, признал верховенство Юрия (Болеслава), сохранив за собой Луцк. А. С. Петрушевич. Гравюра. XIX в. А. С. Петрушевич. Гравюра. XIX в. Главными документами, сохранившимися от Болеслава, принявшего Православие с именем Юрий, являются неск. его договоров с Орденом (1325, 1327, 1334 и 1335), подтверждавших соглашение, заключенное ранее Андреем и Львом Юрьевичами. Чем была вызвана необходимость неоднократного подтверждения одного и того же документа и против кого мог быть направлен этот союз, установить невозможно. Первые договоры с Орденом князь заключал от собственного имени, в составлении договоров 1334 и 1335 гг. приняли участие его советники, названные в лат. текстах «баронами», к-рые скрепили договоры своими печатями. Среди советников - Галицкий еп. Феодор, судья и воеводы главных городов: Белза, Перемышля, Львова и Луцка. 1-е место среди советников занимал Димитрий, к-рого князь назвал своим «дядькой» (воспитателем). Изменение формы соглашений говорит об усилении роли боярства в жизни Галицко-Волынского княжества к концу правления Юрия (Болеслава). После смерти князя власть в княжестве оказалась в руках его «дядьки» Димитрия. В 1338 г. Юрий (Болеслав) вместе с польск. кор. Казимиром III Великим посетил венг. кор. Карла Анжуйского в его столице Буде. По мнению нек-рых исследователей, галицко-волынский князь искал помощи Польши и Венгрии в борьбе с внешней опасностью и внутренней оппозицией.

http://pravenc.ru/text/161541.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛЕВ IX Лев IX, папа Римский. Гравюра из кн.: Platina B. Historia. 1626. P. 159 (РГБ) Лев IX, папа Римский. Гравюра из кн.: Platina B. Historia. 1626. P. 159 (РГБ) (21.06.1002 - 19.04.1054; до избрания папой - Бруно из Эгисхайма), св. (пам. зап. 19 апр.), папа Римский (с 2 февр. 1049). Источники О деятельности Л. сообщается в сочинениях авторов 2-й пол. XI в., многие из к-рых знали его лично. Самое подробное жизнеописание понтифика, т. н. Тульское Житие (BHL, N 4818), ранее приписывалось архидиак. Виберту (атрибуция иезуита Жака Сирмона, подготовившего 1-е издание текста (Париж, 1615)), к-рый, как полагали болландист Г. Хенскенс и Ж. Мабильон , жил в г. Туль. В одной из ранних рукописей Жития говорится, что оно было «написано в Риме архиепископом Гумбертом» (Bern. Burgerbibl. 24, кон. XI в.; см.: Brucker. 1889. Vol. 1. P. 367-371; Tritz. 1952. P. 196-197). Возникло предположение, что в работе над Житием принимал участие кард. Гумберт , приближенный Л., но впосл. оно было отвергнуто. В наст. время считается, что неизвестный по имени автор Жития трудился в Лотарингии, скорее всего в Туле (в аббатстве Сент-Эвр или в соборном капитуле). Согласно «Деяниям Тульских епископов» (нач. XII в.), текст Жития впосл. хранился в мон-ре Сент-Эвр (Gesta episcoporum Tullensium. 38//MGH. SS. T. 8. P. 644). Автор приступил к работе при жизни Л., между дек. 1048 и авг. 1051 г. Первоначально он намеревался рассказать о деятельности Л. до избрания на Папский престол, но впоследствии добавил к сочинению 2-ю книгу, в которой повествуется о его понтификате. Труд был завершен до кончины папы Николая II (1058-1061). Составитель Жития был знаком с Л. в годы его пребывания на Тульской кафедре (1026-1051). Он также опирался на рассказы очевидцев, в основном прелатов и клириков из Германии и Лотарингии. Повествуя о событиях, происходивших в Италии (напр., о переговорах понтифика с византийцами и его конфликте с норманнами), автор Жития использовал письменные источники, среди которых был т.

http://pravenc.ru/text/2537627.html

Формирование нового мировосприятия, вызванное мощным толчком просвещения и всеобщими секуляризационными процессами, наиболее полное отражение, на мой взгляд, нашло в грандиозной символической картине, иллюстрирующей заключительные слова молитвы «Отче наш» («Яко твое есть царство и сила и слава Отца, Сына и Святого Духа.»), расположенной на своде западного крыльца. Вверху – Новозаветная Троица, несомая херувимами, по сторонам в несколько ярусов стоят группы святых, отделенных облаками, но значительным новшеством в этом сюжете является изображение Земли в виде шара: земной глобус с обозначением меридиан и экватора занимает центральную часть композиции. Еще одним примером проявления нового самосознания, мировидения, личности автора, а также примером преемственности мастеров и формирования светского начала в культовых сооружениях может послужить другая большая композиция символического характера «Род царствия благословится», расположенная на своде северного крыльца. Эта фреска является авторской переработкой гравюры из книги Лазаря Барановича «Меч духовный». (Гравюра построена по образцу сюжета «Древо Иесея» - родословие Христа и представляет собою вырастающее из фигуры князя Владимира генеалогическое древо семьи Романовых (обоснование преемственности власти киевских князей новой династией). Гравюра и книга были адресованы автором лично царю Алексею Михайловичу.) Мастер Федор Игнатьев, следуя времени, значительно переработал и дополнил композиционную схему гравюры: перенес акцент с Алексея Михайловича на нового царя – Петра I, и снабдил всех членов царской семьи, словно святых, нимбами (ярчайший пример сакрализации мирского и обмирщения сакрального!).  Многим сюжетам настенной живописи храма Ильи Пророка присущи символизм (о чем уже было сказано выше), аллегоризм и дидактизм (типичные черты западноевропейского барокко). Ярким примером аллегории служит цикл композиций на сюжет «Песни Песней» царя Соломона, расположенный на внутренней стене северной галереи. (Галереи-паперти поволжских церквей имели полусветское, полуцерковное назначение: они служили не только местом покаяния для согрешивших, которые не допускались в храм, но здесь же назначались и проходили чисто мирские деловые встречи.

http://sobory.ru/article/?object=00213

К. В изд. «Owczarnia w Dzikim Polu Cz ley Pierwsza Ze Trzynastu» (Львов, 1717) рядом с текстами 19 польск. песен значатся указания на «тоны», среди к-рых 2 известнейших укр. К.: «О Мати Дibo чистая» (кон. XVII в.) и «Богородице, biphым обороно» (ок. сер. XVII в.). На напев последнего пелось не менее 20 текстов ( Медведик. 2000). Чудо явления Почаевской иконы Божией Матери. Гравюра иером. Николая (Зубрицкого). 1675 г. Чудо явления Почаевской иконы Божией Матери. Гравюра иером. Николая (Зубрицкого). 1675 г. Образцы К. 2-й пол. XVII в. интересны тематическими привязками ко времени и месту их происхождения, имеют общие сюжеты с народными историческими песнями-думами. По сюжетам несложно узнать К. с Подолья и Волыни, поскольку в них описаны нападения тур. войск на левый берег Днестра и на земли к северу до Волыни, бедствия народа под властью завоевателей. В текстах К. славильные, молитвенные, исторические мотивы переплетаются. Так, в одном из них вначале прославляется Пресв. Богородица («Радуйся, Mapie, Небесна Царице»), затем вспоминается чудесное мироточение Ее иконы, которую носили по разным городам («В мicmeчky Хотыню слезы Своя лила, Слезы-с выливала до Своего Сына… Плакала-с в Трембовлю, мicmeчky кролевском, Повторне [в] Каменцу, nobimi подольском…»), а в конце следует молитва к Ней о заступничестве («Одойми меч острый от рук бесурманских, Не дай загубити bcix душ христианских» - НБУВ ИР. Собр. С. И. Маслова. 45. Л. 67). Перед текстом «Прийми, Всеблагая, Панно Пречистая» размещена ремарка: «...nichь людей, зостаючих в теперишном небезпеченстве [опасности] от турка»; в К. «Злый татарине, пекельный сыне» звучит мольба о помощи к арх. Михаилу: «...[где] осеняет благодать твоя, там уступает сила вражия» ( Медведик. Докт. дис. 2009. С. 350, 353). Известен богородичный К. «Чистая Дibo, небесна Царице» антипротестант. содержания с нареканиями на «геретиков серца каменные», «люmepckie блуды». В К. свт. Николаю многократно говорится о его борьбе с ересями: он «лукавый разум Apiю посрами, утверди bipy вся християн» и др.

http://pravenc.ru/text/1470271.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010