В 20-х гг. XV в. Османская империя, оправившись от поражения в битве при Анкаре (1402), нанесенного войсками Тамерлана , вновь стала угрожать Венгрии и Византии. В 1421 г. тур. войска вторглись в Трансильванию, а в мае 1428 г. имп. Сигизмунд I Люксембург потерпел поражение у замка Галамбоц (ныне Голубац, Сербия). В 30-х гг. XV в. войска султана Мурада II (1421-1444, 1446-1451) неск. раз вторгались в Сербию. В 1439 г. после 3-месячной осады они взяли серб. столицу Смедерево, а в 1440 г. осадили Белград. В это время в Венгрии обострились династические конфликты: после смерти кор. Альбрехта Габсбурга (1439) началась борьба за трон, в которой участвовали вдова короля Елизавета Люксембургская, дочь Сигизмунда I, и польский кор. Владислав III (1434-1444), избранный представителями венг. сословий. В 1440 г. он был коронован под именем Ласло (Уласло) I. В 1441-1442 гг. венг. военачальник Янош Хуньяди одержал в Сербии неск. побед, которые дали надежду на освобождение Балкан. Кроме того, визант. имп. Иоанн VIII Палеолог (1425-1448), находившийся в Италии после заключения Флорентийской унии , вел переговоры с европ. государями о союзе против турок. За активную борьбу с Османской империей выступала Венеция. Интерес к вост. политике проявлял и Филипп III Добрый, герц. Бургундии (1419-1467), еще в 1438 г. принесший обет отправиться в поход против турок. 1 янв. 1443 г. папа Римский Евгений IV (1431-1447) издал буллу с призывом к походу против турок. Венгерский военачальник Янош Хуняди. Гравюра. 1499 г. Венгерский военачальник Янош Хуняди. Гравюра. 1499 г. Весной 1443 г. против Мурада II восстал Ибрагим, бейлербей эмирата Караман, подстрекаемый визант. имп. Иоанном VIII Палеологом. 9 июля кор. Владислав III, папский легат кард. Джулиано Чезарини и серб. деспот Георгий (Гюрг) Бранкович приняли решение о начале военной кампании. Успех похода зависел от согласованности действий войск Владислава III и Ибрагима и флота Папского гос-ва и Венеции, к-рый должен был воспрепятствовать переправе тур.

http://pravenc.ru/text/крестовые ...

О. Ю. Тарасов Список черно-белых иллюстраций и цветных таблиц Черно-белые иллюстрации в тексте 1 . В Заволжских лесах. Почтовая открытка. Начало ХХ века. Архив Г.И. Вздорнова, Москва. 2 . Кремль в городе Москве, празднование Вербного воскресенья. Гравюра из книги «Voyage du Adam Olearius». Paris, 1727. Музей книги, РГБ. 3 . Клятва московитов. Гравюра из той же книги. 4 . Сретение иконы Владимирской Богоматери. 30х71. XIX век. ГМЗК. 5 . И.Е. Репин. Крестный ход в Курской губернии. 1880–1883. ГТГ. б. К. Савицкий. Встреча иконы. 1878. ГТГ. 7 . В.Г. Перов. Сельский крестный ход на Пасхе. ГТГ. 8 . Серафим Саронский с житием. Начало ХХ века. ЦМиАР. 9 . «Пожар в соборе Феодора Стратилата в Костроме и сохранение иконы»: перед иконой князя Василия Георгиевича с носвященным собором“ и людьми». Клейма иконы «Богоматерь Феодоровская с чудесами». Первая половина XVIII века. ГМЗК. 10 . Авраамий Галицкий с житием. XVIII век, 56х106,5. ЦМиАР. 11 . Явление чудотворной иконы Рождества Пресвятой Богородицы «Пустынно-Глинской». Литография. Типография Е. И. Фесенко в Одессе. Конец XIX – начало ХХ века. Отдел ИЗО РГБ. 12 . Шествие по воде св. Василия, епископа Муромского. Миниатюра XIX века. Архив автора. 13 . Адриан Пошехонский. Вторая половина ХЖ века. ЦМиАР. 14 . Тихон Калужский. Вторая половина XIX века. 18х14. ЦМиАР. 15 . Никандр Псковский чудотворец. Цветная литография. Типография И. и В. Морозовых. Конец ХХ-начало ХХ века. Отдел ИЗО РГБ. 16 . Явление иконы Богоматери Авраамию Галицкому. Вторая половина XVII века. 32х28. ГМЗК. 17 . Н.С. Матвеев. Пожар. 1891. ГМИР. 18 . Убор Богоматери Казанской, XVII век. ГТГ, собрание П.Д. Корина. 19 . Сравнительная картина символов старого и нового обряда. Вторая половина хек века. мм. 20 . Сравнительная картина символов старого и нового обряда. Конец XVIII – первая половина XIX века. ГМИР. 21 . Никоново мудрование. Миниатюра из «Повести о ерархе нашем Никоне». ОР БАН, ф. 67, ед. хр. 49, л. 51. 22 . Поморские ответы. Фрагмент рукописи с рисунками на полях. ОР РГБ, ф. 17, 28.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

как легата была сильно ограничена. В частности, ему предписывалось прежде всего выяснить, как протестанты относятся к «установленному Богом и Спасителем примату Святого престола» и к «таинствам святой Церкви»; авторы инструкций предупреждали, что если по этим вопросам не будет единомыслия в католическом духе, любое согласие окажется тщетным и бесполезным. Кроме того, К. было запрещено идти на к.-л. уступки в области принятого всей Церковью учения, поскольку никакое собрание теологов или местный Собор не могут принимать догматических постановлений. К. было поручено всеми средствами препятствовать идее имп. Карла V провести местный церковный Собор в Германии, поскольку на таком Соборе «еретики», т. е. протестанты, могли оказаться в большинстве; напротив, он должен был убеждать императора в необходимости ожидания созыва папой Римским законного вселенского Собора. Т. о., в Регенсбурге К. вынужден был руководствоваться не столько личным желанием добиться согласия с протестантами путем мирных и справедливых переговоров, сколько политикой Папского престола, принуждавшего его видеть в них неисправимых еретиков и вести борьбу с их «коварством» (ср.: Gleason. 1993. P. 204-208). Кард. Г. Контарини. Гравюра из кн.: Elogia virorum literis illustrium. Basel, 1577. P. 119. Мастер Т. Штиммер Кард. Г. Контарини. Гравюра из кн.: Elogia virorum literis illustrium. Basel, 1577. P. 119. Мастер Т. Штиммер К. приехал в Регенсбург в нач. марта 1541 г. в сопровождении небольшой свиты, состоявшей из секретарей и помощников, и оставался в городе до нач. авг. 1541 г. (о деятельности К. в Регенсбурге см.: Brieger. 1870; Solmi. 1907; Mackensen. 1960; Matheson. 1972). Пребывание К. в Регенсбурге является наиболее полно и подробно документированным периодом его жизни. Сохранились офиц. донесения, к-рые он отправлял кард. А. Фарнезе, в ответных письмах сообщавшему ему папские инструкции (тексты и обзор содержания см.: Schultze. 1879; Pastor. 1880); частные письма К. друзьям и единомышленникам, в т. ч.

http://pravenc.ru/text/2057148.html

Корнилий Выговский. Гравюра. 1861 г. Корнилий Выговский. Гравюра. 1861 г. В 1737 г. от поморцев отделился инок Филипп (Васильев) , вместе с учениками покинувший Выг и основавший скит на р. Умба. Там в 1742 г. Филипп и 70 его последователей совершили самосожжение. Оставшиеся в живых ученики Филиппа положили начало филипповскому согласию. Не позднее сер. XVIII в. филипповцы заселили Топозерский муж. скит на Святом о-ве Топозера (недалеко от совр. пос. Кестеньга Лоухского р-на, известен с 1711-1714, принадлежал поморцам), на др. острове был основан жен. Говин скит. (Из Топозерского скита происходит созданное в кон. XVIII - нач. XIX в. старообрядческое сочинение о путешествии в Беловодье - «Путник» Марка Топозерского.) В подчинении у Топозерского скита состояли филипповские скиты на Ковдозере и Вожмозере в Северной К. и на островах Белого м. Вел. Луда, Полтам-Карга, Кильяки и др. С сер. XVIII в. упоминаются подчинявшиеся Топозерскому скиту Нюхчинские муж. и жен. скиты (существовали до кон. XIX в. близ совр. с. Нюхча Беломорского р-на), Иваньковская пуст. (близ совр. с. Гридина Кемского р-на). С кон. XVIII в. известен основанный филипповцами и примкнувший впосл. к федосеевцам Пертозерский женский скит (в 15 км от совр. с. Сумский Посад Беломорского р-на), который достиг расцвета в 1-й пол. XIX в. (упразднен в 1850, в 80-х гг. XX в. снова был заселен старообрядцами, постройки разрушены в 1958). В Каргополье была известна беспоповская Поремская пуст. (упразднена в 1837). В фин. местности Иломантси (ныне обл. Похйойс-Карьяла в Финляндии) старообрядцы из России создали 2 скита (по-видимому, федосеевские): Пахкаламби (Пайкхаламби) (1798) и Мегре (Мегра) (нач. XIX в.). Оба скита оказывали большое влияние на старообрядцев Олонецкой губ., из скитов приезжали наставники, поступали богослужебные книги и утварь (скит Пахкаламби был закрыт в 1870, скит Мегре - в 1922). Снижение эсхатологической напряженности к нач. XIX в. проявилось не только в уменьшении численности «гарей», но и в формировании устойчивых старообрядческих центров.

http://pravenc.ru/text/1681031.html

Ланфранк. Гравюра. XVI–XVII вв. Ланфранк. Гравюра. XVI–XVII вв. Во время 1-го пребывания в Риме Л. оказался впервые вовлечен в споры по поводу евхаристического богословия Беренгария (ок. 1000-1088; см. ст. Беренгар Турский ; подробный историко-богословский анализ дискуссии Л. и Беренгария см.: Montclos. 1971; ср. также: Gibson. 1978. P. 63-97; Montclos. 1993). Осенью 1049 г. Беренгарий отправил Л. письмо, в котором сообщал о дошедших до него слухах о том, что Л. не разделяет его учения о Евхаристии и считает неверными высказывания Иоанна Скота Эриугены (ок. 810-877), которые Беренгарий приводил для подкрепления своих мнений (в действительности автором приводимых Беренгарием высказываний был не Иоанн Скот Эриугена, а монах и теолог IX в. Ратрамн из Корби). Беренгарий упрекал Л. в следовании будто бы ошибочным мнениям Пасхазия Радберта ( ок. 865), призывал Л. не подвергать сомнению учение отцов Церкви, защитником к-рого он считал себя; при этом в целом он обращался к нему как к другу и единомышленнику (текст письма см.: Huygens. 1967. P. 456). Л., вероятно, одним из первых узнал об учении Беренгария, к-рый начал высказывать отличающиеся от общепринятых мнения относительно Евхаристии ок. 1047 г.; Л. мог выступать против отдельных тезисов Беренгария во время лекций в мон-ре Бек, однако свидетельств о более широкой полемике Л. с Беренгарием в 1047-1049 гг. нет (ср.: Cowdrey. 2003. P. 38-39, 60-61). Как следует из позднейшего свидетельства самого Л., когда письмо Беренгария было доставлено в мон-рь Бек, он находился в поездке с папой Римским Львом IX, вслед. чего узнал о письме лишь позднее. Однако содержание письма стало известно неким нормандским клирикам, к-рые, превратно истолковав его текст, заподозрили Л. в тайном согласии с Беренгарием и отправили письмо для разбирательства в Рим (см.: Lanfranc. De corp. et sang. Domini. 4). Письмо стало предметом обсуждения на Римском Соборе 1050 г., где Л. смог убедительно продемонстрировать собственную непричастность к заблуждениям Беренгария, которого Собор осудил без его личного присутствия.

http://pravenc.ru/text/2463105.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЗАТВОРНИЧЕСТВО [затвор; греч. γκλεισμς, от γκλεω - закрывать, запирать, затворять], особый вид подвижничества, состоящий во временном или постоянном заключении себя в ограниченном пространстве (στενοχωρα, лат. clausa, recluserium). В явлении З. прослеживаются 2 центральные темы: умирание для мира, когда келья затворника переживается как могила, и добровольное заключение, подобное тюремному, с целью покаяния. 1-я отчетливо представлена в традициях и вост., и зап. монашества, 2-я более характерна для западного (см., напр.: Grimlaicus presbyter. Regula solitariorum. 14//PL. 103. Col. 592). Уподобление З. пребыванию в тюрьме отразилось в совр. словоупотреблении: так., франц. recluse означает и монашеский затвор, и тюремное заключение, англ. cell - и келью затворника, и тюремную камеру. Определение места З. в аскетике связано с трудностями как содержательного, так и терминологического характера. Терминологически З. часто приближается к отшельничеству (анахоретству); γκλειστος не только человек, подвизающийся в затворе, но иногда пустынник, отшельник (см.: Ioan. Mosch. Prat. spirit. 45; Theoph. Chron. 195, 367). Затворническим иногда назывался отшельнический или вообще монашеский образ жизни (см., напр.: Palladius. Hist. Laus. 45; Nil. Epist. 2. 96). В совр. словоупотреблении эта двойственность отчасти сохраняется. Так, согласно словарю В. И. Даля, «затворничание - житие в затворничестве, отшельничание» ( Даль В. И. Затворять//Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1903. С. 231). В этом смысле З. является эквивалентом уединения: жить затворником означает жить одиноко, быть нелюдимым (ср. также нем. Einsiedler, франц. reclus, англ. recluse). Прп. Афанасий Затворник. Гравюра из Киево-Печерского патерика. К., 1661. Мастер Илия (РГБ) Прп. Афанасий Затворник. Гравюра из Киево-Печерского патерика. К., 1661. Мастер Илия (РГБ) Терминологическая неясность связана с двойственностью отношения между отшельничеством и З.

http://pravenc.ru/text/182645.html

Владимир, 2001; Федотов А. А. Реформа приходского управления и закрытие храмов в 1960-е годы: (По мат-лам Ивановской, Владимирской и Костромской обл.)//Ист. вестн. М.; Воронеж, 2001. 1(12). С. 158-165; Вахтанова Н. В. Судьба суздальских священнослужителей и монашествующих в 20-30-х гг. ХХ в.//ГВСМЗ: Мат-лы исслед. Владимир, 2002. Сб. 8. С. 30-41; История и деятельность «Правосл. братства св. блгв. вел. кн. Александра Невского» при Богородице-Рождественском мон-ре в г. Владимире (1879-1918)// Попова М. П. И поиск длится целый век. Владимир, 2002. С. 14-21; Катышев Г. И. Петушки обетованные. М., 2002; Максимова Н. Д. Закрытие Владимирской ДС//Город Владимир, век ХХ: Мат-лы обл. краеведч. конф. (20 апр. 2001 г.). Владимир, 2002. С. 81-83; Иереи Шуйского уезда Владимирской губ. (XIX в.- 1918 г.): Ист.-генеалогич. справ. Иваново, 2003. Библиогр.: Масанов И. Ф. Библиография Владимирской губ. Владимир, 1905. Т. 1. Памятники церковного искусства г. Владимира Архитектура «Златые врата в Владимире на Клязьме». Гравюра С. Галактионова. XIX в. (РГБИ) «Златые врата в Владимире на Клязьме». Гравюра С. Галактионова. XIX в. (РГБИ) Первое упоминание о г. Владимире в летописях содержится под 1108 г. (ПСРЛ. Т. 20. Ч. 1. Стб. 6616). Основание города по летописным сводам XV в. связывают со св. равноап. кн. Владимиром, к-рый в память о пребывании на Суздальской земле назвал его своим именем и построил деревянную ц. в честь Успения Пресв. Богородицы в 990-992 гг. По мнению совр. ученых, город был заложен кн. Владимиром Мономахом, к-рый построил крепость с оборонительными укреплениями, соединил овраги, превратив их в защитные рвы, и возвел в «городе» каменную ц. во имя Спасителя в 1108 г. Город, построенный до 1155 г., был невелик, с севера граничил с р. Лыбедь, с юга - с Клязьмой. Сохранились фрагменты валов нач. XII в.- вост. Ивановского (по названию ворот), проходившего за нынешним Рождество-Богородицким мон-рем (в районе ул. Столетовых), и зап. Троицкого (СПАМИР. С. 150). По воле сына Мономаха кн.

http://pravenc.ru/text/154964.html

Разнообразие и тяжесть предъявленных обвинений заставляют совр. исследователей сомневаться в достоверности большинства из них. Выступавшие перед комиссией свидетели в большинстве случаев заявляли, что лишь «слышали» о тех или иных преступлениях Иоанна XXIII, вслед. чего не могут считаться свидетелями в строгом юридическом смысле этого слова. Задача следователей, по-видимому, заключалась не в объективном рассмотрении обвинений, а в их быстром утверждении на формальных основаниях. Целью процесса было создание образа морального чудовища ради оправдания канонически сомнительного акта низложения папы Римского, который незадолго до этого признавался законным и полноправным главой католич. Церкви и распоряжением к-рого был созван К. С. ( Brandm ü ller. 1999. Bd. 1. S. 287-290). Последующее одобрение этого обвинительного заключения участниками К. С., многие из к-рых были хорошо осведомлены о том, что обвинения в значительной мере сводились к ложным измышлениям и слухам, является одним из наиболее мрачных и нравственно сомнительных решений К. С. ( Idem. 2000) Кор. Сигизмунд I принимает герц. Фридриха IV. Гравюра из кн.: Richental U., von. Concilium zu Constanz. Augsburg. 1483 (РГБ) Кор. Сигизмунд I принимает герц. Фридриха IV. Гравюра из кн.: Richental U., von. Concilium zu Constanz. Augsburg. 1483 (РГБ) 17 мая 1415 г. Иоанн XXIII был доставлен в г. Радольфцелль, находящийся неподалеку от Констанца. Получив от представителей К. С. оповещение о ходе процесса против него, Иоанн XXIII сообщил о готовности в любое время принести отречение, а также признать себя виновным во вменявшихся ему преступлениях и просил лишь пощадить его честь. Просьба Иоанна XXIII, поддержанная кардиналами, была выполнена лишь частично: при публичном оглашении и утверждении обвинительного заключения во время 11-й торжественной сессии К. С. (25 мая 1415) были зачитаны 54 пункта обвинения; наиболее оскорбительные пункты были опущены «ради чести апостольского престола» (см.: Hardt. T. 4. P. 228-256). 27 мая 1415 г.

http://pravenc.ru/text/2057144.html

80-е гг. XVIII в.— нач. XIX в. Монастырь бернардинцев в Аглоне (ныне Латвия). 80-е гг. XVIII в.— нач. XIX в. После Польского восстания были закрыты мн. католические обители в зап. губерниях Российской империи. В 1866 г. действующими оставались 4 мон-ря, в к-рых подвизались 15 братьев; крупнейшим из них являлся мон-рь бернардинцев в Аглоне (ныне Латвия). Мн. католич. церкви были закрыты и в большинстве случаев переданы православным. В 1866 г. упразднено Каменецкое католическое еп-ство; приходы Подольской губ. включены в состав Луцко-Житомирского католического еп-ства. В 1869 г. приходы Минского католич. еп-ства были присоединены к М. к. а. С 1882 г. по соглашению между Россией и Папским престолом обе упраздненные епархии управлялись ординариями соседних диоцезов в качестве апостольских администраторов. Антоний Фиалковский, католич. архиеп. Могилёвский. Гравюра И. И. Хелмицкого. 1883 г. Антоний Фиалковский, католич. архиеп. Могилёвский. Гравюра И. И. Хелмицкого. 1883 г. Во 2-й пол. XIX в. получили распространение тайные католич. монашеские конгрегации, действовавшие под видом сиротских приютов. Так, в С.-Петербурге на Васильевском о-ве с 1858 г. под видом приюта в доме баронессы С. Р. Мейендорф существовала католическая монашеская община Сестер Семьи Марии; в нояб. того же года там была освящена католич. часовня. Деятельность монашеской конгрегации при благотворительном заведении тщательно скрывалась его попечительским советом ( Чаплицкий. 2009. С. 33). В 1862 г. Могилёвский архиеп.-митр. Вацлав Жилинский дал благословение на деятельность в С.-Петербурге жен. монашеской конгрегации Сестер св. Иосифа из Шамбери (в 1889 в России насчитывалось 4 обители, где подвизались 22 монахини из этой конгрегации). В нек-рых городах действовали тайные т. н. гоноратские конгрегации, основанные капуцином Гоноратом Козминским: Дочерей Пречистого Сердца Пресв. Девы Марии (с 1893), Сестер Святейшего Имени Иисуса (с 1892), а также муж. конгрегация Братьев Долористов (с 1902). Также в России действовали монашеские конгрегации Сестер св.

http://pravenc.ru/text/2563904.html

В. С. изображен в пророческом ряду на кайме плащаницы 1561 г. из Успенского собора Московского Кремля, вышитой в мастерской кнг. Евдокии (Евфросинии) Старицкой (впосл. эта плащаница стала образцом для мн. памятников рус. шитья, см.: Маясова. С. 52. Прим. 32). Над могилой Владимира Ивановича Воротынского, участника взятия Казани, погребенного в Кирилловом Белозерском в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ре , в 1554 г. на средства его вдовы была построена ц. во имя В. С., ставшая впосл. фамильной усыпальницей Воротынских. Равноап. Князь Владимир. Гравюра из «Анфологиона». К., 1619. Л. 1032 (РГБ) Равноап. Князь Владимир. Гравюра из «Анфологиона». К., 1619. Л. 1032 (РГБ) В XVI - нач. XVIII в. храмов и престолов во имя В. С. было освящено не много: в 1536 г. «на полатех» новгородской ц. во имя св. князей Бориса и Глеба в Плотниках, построенной в 1377 г., существовал придел во имя В. С., возможно освященный раньше ( Макарий (Миролюбов). Ч. 1. С. 342); в 1644 г. во имя Крестителя Руси был освящен престол ярославского Успенского собора, построенного вместо сгоревшего в 1504 г. (храм снесен в 1937); в 1704 г. В. С. был посвящен верхний храм московской ц. во имя князей-страстотерпцев Бориса и Глеба в Зюзине (в 1989 в храме возобновлены богослужения). Равноап. кн. Владимир (в 1-м ряду в центре). Фрагмент иконы «Походная церковь». 70-е гг. XVI в. (ТОКГ) Равноап. кн. Владимир (в 1-м ряду в центре). Фрагмент иконы «Походная церковь». 70-е гг. XVI в. (ТОКГ) В эпоху Российской империи почитание В. С. приобрело подчеркнуто гос. характер. 1 окт. 1789 г. в С.-Петербурге во имя В. С. освящен главный престол нового храма, построенного на месте ц. во имя свт. Николая «на Мокруше». В 1825 г., во время посещения Севастополя имп. Александром I, по докладу главнокомандующего Черноморским флотом А. С. Грейга было принято решение о сооружении в Херсонесе храма в память о Крещении Руси. В 1842 г. по инициативе адм. М. П. Лазарева было решено возвести собор во имя В. С. не в Херсонесе, а на центральном холме Севастополя.

http://pravenc.ru/text/159104.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010