На обоих портретах фоном служит лесной пейзаж с пустынькой старца (изображения пустыньки см., напр.: АФВМ. Bd: 15. Л. 45; Собрание видов местностей о-ва Валаама, рисованных с натуры худож. П. И. Балашовым, изд. усердием валаамского настоятеля игум. Дамаскина с братиею. [СПб., 1863]. 16 (литография с тоном); один из экземпляров альбома - в собрании Нововалаамского мон-ря в Финляндии). Портрет из музея в Куопио более профессиональный по художественному исполнению, близок к академической традиции. Не исключено, что до наших дней дошли оригинал и творческая копия с него, однако стилистика музейного портрета не позволяет датировать его раньше того времени, когда Н. уже был уволен с должности настоятеля и вернулся в Саров. Именно этот портрет воспроизводили на гравюрах и литографиях в посвященных обители изданиях (см., напр.: Валаамский мон-рь. СПб., 1864; Валаамский мон-рь и его подвижники. СПб., 18892; Старческое наставление о. Назария. 1912). Живописный портрет Н. украшал интерьер его уединенной кельи в пустыньке: «изнеможенное лицо с зоркими глазами» ( Немирович-Данченко В. И. Наши мон-ри: Очерки и рассказы. СПб., 19045. С. 68 (Валаам); Валаамский патерик. Сортавала; М., 2003. Т. 2. С. 5). По-видимому, изображения игумена-возобновителя не раз повторяли на Валааме вплоть до нач. XX в.: напр., заказ на портреты игум. Дамаскина (Кононова) и Н. поступил от эконома архиерейского дома Перми в 1914 г. (АФВМ. Ba: 1. Тетрадь «Живописная 1914 г.». 234. Л. 3). Прп. Назарий Валаамский. Гравюра А. Афанасьева. Ок. 1853 г. Прп. Назарий Валаамский. Гравюра А. Афанасьева. Ок. 1853 г. С художественной культурой Саровской Успенской пуст. связано появление гравированных и литографированных портретов Н., восходящих к неизвестному, очевидно утраченному, живописному произведению. По облику и чертам лица подвижника подписная гравюра А. Г. Афанасьева (ок. 1853, из собрания П. С. Уваровой, ГИМ), выполненная преимущественно пунктиром, из саровского цикла портретов настоятелей и подвижников (первоначально серия существовала в виде отдельных листов и иллюстраций в кн.: Авель (Ванюков), иером.

http://pravenc.ru/text/2564620.html

Понтификат К. имел важное значение для роста международного авторитета Римского папы в период после Тридентского Собора (1545-1563). К. ревностно относился к вопросам престижа Папского престола, и пышно праздновавшийся юбилейный 1600 г. стал кульминационным моментом в прославлении папства. Гравюра 1599 г., выполненная Ф. Вилламеной по рис. М. Арконио, вероятно, была опубликована в преддверии юбилейного года ( Bury M. The Print in Italy, 1550-1620. L., 2001. P. 155). В центр помещен портрет К., обрамленный сценами, представляющими главные деяния его жизни: получение еще до избрания на Римскую кафедру жезла генерала папской армии для борьбы с османами, снятие церковного отлучения с франц. кор. Генриха IV, заключение Брестской унии 1596 г. и присоединение к католич. Церкви Западнорусской митрополии, примирение Генриха IV и Филиппа II (Вервенский мир), присоединение к папским владениям герц-ства Феррара. Внешняя политика Папа Римский Климент VIII принимает кор. Генриха IV в лоно католич. Церкви. Гравюра. Ок. 1600 г. (Lond. Brit. Museum. Prints and Drawings. 1872. 1012.898) Папа Римский Климент VIII принимает кор. Генриха IV в лоно католич. Церкви. Гравюра. Ок. 1600 г. (Lond. Brit. Museum. Prints and Drawings. 1872. 1012.898) В начале понтификата К. важнейшей проблемой был религиозно-политический кризис во Франции, связанный с борьбой наследника франц. престола кальвиниста Генриха Наваррского (впосл. франц. кор. Генрих IV) со сторонниками Католической лиги , настаивавшими на том, что королем Франции может стать только католик. Папа Сикст V лишил Генриха Наваррского права на престолонаследие (булла «Ab immensa aeterni Patris» от 9 сент. 1585); в марте 1591 г. папа Григорий XIV подтвердил его отлучение от Церкви. Сначала К. поддержал главу Конгрегации инквизиции кард. Дж. А. Санторио, выступавшего против примирения с Генрихом Наваррским. В окт. 1592 - нач. 1593 г. папа отказался вести переговоры с его послами кард. Пьером де Гонди и Жаном де Вивоном, маркизом де Пизани. В 1593 г.

http://pravenc.ru/text/1841395.html

искусство и реставрация памятников истории и культуры. М., 2011. Т. 2. С. 200-205; он же. Цельногравированная книга и гравюра в рус. рукописях XVI-XIX вв.: Кат. колл. Отд. письменных источников ЯИАМЗ. М., 2013; он же. Гравюра Луки Зубкова «Преподобные Зосима и Савватий с видом Соловецкого монастыря» и ее греч. источники//РиХВ. 2015. Вып. 4/5. С. 459-474; Рус. лубочная книга XVII-XIX вв.: Описание колл./ГПИБ; сост.: О. М. Наумук, О. Р. Хромов. М., 1994; Ходько Ю. М. Гравированные Синодики Леонтия Бунина в собраниях Петербурга//Филевские чт.: Тез. докл. М., 1995. С. 107-108; она же. Народная картинка «Всякое дыхание да хвалит Господа» и ее иконогр. источники//Випперовские чт.- 1997. М., 1999. [Вып. 30]. С. 156-161; Сытова А. С. М. Артемьев - «фундатор» гравировальной фабрики в Москве//Народная картинка XVII-XIX вв. СПб., 1996. С. 104-117; Тарасов О. Ю. Икона и благочестие: Очерки иконного дела в имп. России. М., 1996; Воронина Т. А. О бытовании лубочных картинок в рус. народной среде в XIX в.//Випперовские чт.- 1997. М., 1999. [Вып. 30]. С. 192-211; Зарицкая О. И. Литогр. мастерская Троице-Сергиевой лавры и ее значение для творческой деятельности мон-ря в XIX в.//Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России: Мат-лы междунар. конф. М., 2000. С. 412-429; Бабушкина И. М. Кирилло-Белозерский мон-рь в изображениях XVIII-XIX вв.//Кириллов: Краевед. альм. Вологда, 2001. Вып. 4. С. 126-141; Гамлицкий А. В. Лицевые «Страсти» Леонтия Бунина: К вопросу о западноевроп. образцах рус. искусства рубежа XVII-XVIII вв.//Филевские чт. М., 2003. Вып. 10. С. 150-162; Ермакова, Хромов. Рус. гравюра на меди; Князева С. Ю., Хромов О. Р. Гравированный Синодик Ивана Любецкого и Ивана Зубова 1730-х гг. из собр. МГОМЗ//Коломенское: Мат-лы и исслед. М., 2008. Вып. 11. С. 163-178; Шаманькова А. И. Гравюры духовного содержания в собр. А. В. Олсуфьева: Обзор колл.//РНБ и отеч. худож. культура: Сб. ст. и публ. СПб., 2009. Вып. 4. С. 28-57; Нор Н. В. История Иосифа Прекрасного в повествовательной иконографии XVII-XIX вв.//Забелинские науч.

http://pravenc.ru/text/2110755.html

Paper Icons: Greek Orthodox Religious Engravings, 1665-1899. Athens, 1990. Vol. 1, 2. N 453, 455; Гравюра Греческого мира. 1997. С. 16, 21, 23. 6а-б, 30, 37). Чудо обретения И. и. прп. Гавриилом, с крестным ходом идущим к морю из врат мон-ря, помещается также на гравюрах, изображающих Иверский мон-рь или панораму Афона (Гравюра Греческого мира. 1997. С. 20-21. 26). К болг. примерам И. и. со Сказанием принадлежит литография XIX в. из мон-ря в Арбанаси. Лит.: Bakalova E. Zwei Ikonen der Muttergottes Portaitissa (von Iviron) in Bulgarien//ΔΧΑΕ. 1993/1994. Περ. 4. Τ. 17. Σ. 347-358; Гравюра Греческого мира в моск. собраниях: Кат. выст. М., 1997; Смирнова Э. С. «Смотря на образ древних живописцев...»: Тема почитания икон в искусстве Средневек. Руси. М., 2007. Э. П. И. Списки И. и. в XX в Под названием «Монреальская» (празд. 11 нояб.) прославилась чудотворная мироточивая И. и., список афонского первообраза, созданный в 1981 г. мон. Хризостомом в греч. келлии в честь Рождества Христова на Афоне. Осенью 1982 г. правосл. паломник, испанец по происхождению Иосиф Муньос Кортес (13 мая 1948 - 31 окт. 1997), сбившись с пути, остановился в скиту на ночлег. Там он увидел икону и просил продать ее, предложив все имевшиеся у него деньги, но получил отказ. После горячих молитв на литургии Иосиф покинул скит, но был остановлен настоятелем игум. Климентом, к-рый вручил ему икону со словами, что Матери Божией угодно отпустить с ним Свой образ в мир. В афонском Иверском монастыре Иосиф приложил икону к древнему чудотворному первообразу. По возвращении в Монреаль (Канада) 3 нояб. 1982 г. Иосиф поместил икону в домашний иконостас рядом с частицами мощей Киево-Печерских святых и иконой-фотографией (по др. версии, частицей мощей) вел. кнг. прмц. Елисаветы Феодоровны и ежедневно читал перед ней акафист. Спустя 3 недели, 24 нояб., Иосиф проснулся от сильного благоухания, а на другой день обнаружил его источник - из руки Пресв. Богородицы истекало миро. Вскоре мироточивая икона была освидетельствована архиеп.

http://pravenc.ru/text/293359.html

От корки до корки Теме резных святынь в церковном убранстве аккомпанируют представленные здесь же печатные книги, иллюстрированные гравюрами. Это неспроста. Ведь старинное русское выражение «прочесть от корки до корки» означает «от конца до конца»: в старину переплет делали из дуба или из липы. Да и первые иллюстрации в печатных книгах – гравюры, пришедшие на смену миниатюрам в рукописных книгах – поначалу были оттисками с деревянной доски. В «книжной» части выставки что ни экспонат – то раритет. Например, изданный в 1680 году «Синопсис» настоятеля Киево-Печерской лавры архимандрита Иннокентия (Гизеля, + 1683-1684) – первый в истории официально опубликованный краткий очерк русской истории с древнейших времен до последней четверти XVII века. Он выдержал 25 переизданий, получил общеевропейскую известность. Его первые главы посвящены ветхозаветным событиям (автор прокладывает историю славянского рода от младшего Ноева сына Иафета), так что гравюра известного украинского мастера Афанасия К. с изображением жертвоприношения спасшегося после Потопа семейства здесь вполне уместна. Житие преподобного Варлаама и царевича Иоасафа, составленное св. Иоанном Дамаскиным, напечатано в православном Кутейнском монастыре (тогда – территория Речи Посполитой) в 1637 году. В Николо-Угрешский монастырь оно угодило весьма примечательным образом: его внес в качестве вклада известный авантюрист XVII века Маттиас Шляков-Чешский, (в православном крещении – князь Лев Александрович Шляков). А вот Триодь Постная из соседнего с Коломенским дьяковского храма Усекновения Главы Иоанна Предтечи напечатана в киевской лаврской типографии при участии выдающегося местного гравера Памвы Берынды (+1632). Гравюра на заглавную тему – пример одной из самых ранних известных нам иллюстраций не на фронтисписе, а в самом теле текста. «Первая подписанная художником-автором гравюра среди московских изданий – Евангелист Лука – находится вот в этом Апостоле, изданном последователем и учеником Ивана Федорова Андроником Тимофеевым Невежей в 1597г., - говорит хранитель фонда редких, рукописных и старопечатных книг МГОМЗ Светлана Князева. – Общий тираж ее составил 1050 экземпляров. Сейчас известно и учтено около полусотни из них, и мы очень гордимся, что один – у нас. После издания Апостола долгое время книгопечатные иллюстрации оставались анонимными. Только во время правления Алексея Михайловича, когда к нам стали проникать европейские идеи и достижения, начали укрепляться связи между киевской и московской школами книгопечатания. И в 1658 году московский гравер и художник Захарий Лукин снова ставит свою подпись на гравюре в Требнике – копии киевского издания Петра Могилы 1646 года».

http://e-vestnik.ru/reports/kolomenskie_...

Однако этот извод не оказал существенного влияния на рус. иконографию. Серб. вариант парного портрета святителей в митрах, держащих книги, запечатленный на ксилографии 1741 г., мог послужить основой для поясных образов К. и Мефодия, исполненных в академической манере худож. И. К. Дорнером в 1848-1852 гг. для иконостаса Исаакиевского собора в С.-Петербурге - главного храма столицы, проекты и эскизы для к-рого утверждались Синодом и императором. Формирование новой иконографии равноапостольных братьев было связано с юбилейными событиями 2-й пол. XIX в. Приближение празднования 1000-летия Российского гос-ва (1862) побудило поднять вопрос о возобновлении церковного почитания К. и Мефодия. Богослужебные преобразования и необходимость создания соответствующих празднику парных икон К. и Мефодия обусловили появление новой иконографии. В репортаже И. С. Аксакова о 1-й службе святым 11 мая 1862 г. в ц. мц. Татианы при Московском ун-те есть упоминание о «подписке на сооружение иконы Кирилла и Мефодия… и собрано до 300 руб. серебром»; чуть позже автор свидетельствовал, что икона выставлена в этом храме на поклонение ( Аксаков. 1865. С. 538, 540). Совр. местонахождение иконы неизвестно. Необходимость разработки новой иконографии была связана с отсутствием представлений о древних изображениях св. братьев. В сложении новой кирилло-мефодиевской иконографии особую роль сыграло искусство монументальной скульптуры. Одним из первых изображений равноап. братьев стали их горельефные фигуры, исполненные скульптором М. А. Чижовым для памятника 1000-летия Российского гос-ва, установленного в Вел. Новгороде в 1862 г. (архитекторы М. О. Микешин, И. Н. Шредер). Равноапостольные Кирилл и Мефодий. Гравюра Л. А. Серякова по рис. Ф. А. Бронникова. 1866 г. Равноапостольные Кирилл и Мефодий. Гравюра Л. А. Серякова по рис. Ф. А. Бронникова. 1866 г. В том же году по инициативе Г. И. Ширяева, владельца типографии в С.-Петербурге, было напечатано жизнеописание К. и Мефодия, к-рое предваряла гравюра М. В. Старикова по рис.

http://pravenc.ru/text/1840253.html

Описи зафиксировали изображения З. и С. вместе с др. Соловецкими чудотворцами на хоругвях. Самая ранняя из них - односторонняя, шитая золотом, серебром и шелком - исполнена в 1562 г., на ней изображено «Отечество» с предстоящими Богородицей, ап. Иоанном Богословом и припадающими З. и С. (вклад соловецкого старца устюжанина Шахова, ГММК, см.: Маясова. 2004. С. 131-133. Кат. 23). В XIX в. большинство хоругвей было написано на холсте масляными красками. В частности, по описи нач. XX в., в Преображенском соборе - «на хоругви… Святая Троица, а на другой стороне святитель Филипп, преподобные Зосима, Савватий и Герман»; в ц. в честь Смоленской иконы Божией Матери в Савватьеве - «хоругвь полотняная раскрашенная с образами: на одной стороне Спасителя, а на другой святителя Николая и преподобных Зосимы и Савватия, писаны красками, хоругвь таковая же… Богородицы Смоленской, а на другой - святителя Филиппа и преподобных Савватия и Германа Соловецких»; в ц. во имя З. и С. на монастырском подворье в Архангельске - «хоругвь на холсте, раскрашена, на одной стороне образ Воскресения Христова, а на другой - собор святых угодников Соловецких и над ними Знамения Божией Матери» (ГААО. Ф. 848. Оп. 1. Д. 40. Л. 206, 336, 362-363, 516 об.). С кон. XVII в. в Соловецком мон-ре начали заказывать и печатать иконы-эстампы с изображениями местных чудотворцев (офорты, литографии, цинкографии). Отдельные изображения З. и С. в графике неизвестны, но их образы присутствуют среди предстоящих или припадающих святых на мн. гравюрах с видами Соловецкого мон-ря ( Вереш. 1980. С. 205-229). Первые гравюры были выполнены в XVII в. в технике ксилографии, иногда с раскраской («Господь Вседержитель с Соловецкими чудотворцами», см.: Ранняя рус. гравюра: 2-я пол. XVII - нач. XVIII в.: Новые открытия: [Кат.]. Л., 1979. С. 16). До 1688 г. датируется гравюра З. и С. с обителью в руках (ГРМ, см.: Рус. мон-ри. 1997. С. 144), к-рая, очевидно, использовалась иконописцами (гравюры этого извода существовали впосл. в неск. вариантах, РНБ). Позже мон-рь часто заказывал гравированные медные доски, некоторые из них, в частности гравюра круга Андреева 1686-1688 гг., стали образцами для иконописцев XVIII в., неоднократно повторявших данный извод ( Кузнецова О. Б. «Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие» из собр. ЯХМ: проблема датировки и атрибуции//Наследие Соловецкого мон-ря. 2007. С. 163). Медные доски (самые ранние - нач. XVIII в.) были обнаружены Д. А. Ровинским в 1876 г. в ризнице Соловецкого мон-ря, вывезены в С.-Петербург и изданы ( Ровинский. 1884). К тому времени на первоначальные доски были внесены поправки в соответствии с изменившимся к XIX в. архитектурным обликом мон-ря (нек-рые оригинальные доски хранятся в ГМЗК).

http://pravenc.ru/text/200051.html

Г. Шварц, ГРМ), «Патриарх Никон в Новом Иерусалиме» (1867, Шварц, ГТГ; гравюра Б. Пуца по рис. Кудрявцева опубл.: Нива. 1881. 8. С. 185), «Патриарх Никон предлагает новые богослужебные книги» (1880, А. Д. Кившенко, хромолитография Н. А. Ризникова, экземпляр в РГБ; иллюстрация для изд.: Рождественский С. Е. Отечественная история в картинах для школы и дома. СПб., 1881. 13), «Суд над патриархом Никоном» (ок. 1892, гравюра Шюблера по рис. А. Земцова опубл.: Нива. 1892. 5. С. 109), «Патриарх Никон перед судом 1 дек. 1666» (1885, Н. В. Неврев), «Царь Алексей Михайлович и Никон, архиепископ Новгородский, у гроба чудотворца Филиппа, митрополита Московского» (1886, А. Д. Литовченко, ГТГ; см.: ГТГ: Кат. собр.: Живопись XVIII-XIX вв. М., 2001. Т. 4: Живопись 2-й пол. XIX в. Кн. 1: А-М. С. 379-380. 864; эскиз 1884 г. в ИАХМНИ), «Суд над патриархом Никоном» (1906, С. Д. Милорадович, варианты в ИАХМНИ, ГМИР, эскиз в ЦАК МДА), «Кончина патриарха Никона на реке Которосли в городе Ярославле» (гравюра Пястушкевича по рис. Н. Д. Дмитриева-Оренбургского опубл.: Нива. 1892. 40. С. 872) и др. На оригинале для литографии (рисунок тушью и акварелью) 1852 г. (ГИМ) показана похоронная процессия с телом Н. в Новоиерусалимский мон-рь 26 авг. 1681 г. (Патр. Никон. 2002. С. 21). К образу Н. обращаются и совр. живописцы (М. В. Копьев, И. Г. Машков, Т. Н. Папсуева, В. В. Шилов). В старообрядческой среде создавались настенные листы и лицевые рукописи с изображением Н. как ересиарха и «отступника святыя веры». Один из первых рисунков собственноручно выполнил протопоп Аввакум Петров как иллюстрацию к «Поучению аввы Дорофея о любви»: условный образ Н. помещен среди «врагов Церкви» за пределами круга с надписью: «Б[о]гъ» (Пустозерский сб.: Автографы соч. Аввакума и Епифания/Изд. подгот.: Н. С. Демкова и др. Л., 1975. Л. 1-2 об. С. 151-152). Неск. списков иллюстрированного «жития» Н. краткой и пространной редакций изготовлены в кон. XIX - нач. XX в. в книгописной семейной мастерской А. С. Каликина в дер.

http://pravenc.ru/text/Никон ...

Bohem. 3. 184–194 (183); у Шлецера а его Несторе. 2. 502–510 (80) и в Codex diplomaticus et epistolaris Moraviae. Olomucii, 1836. Т. 1. Р. 39–46 (172). 314 Quidam Graecus, Methodius nomine, noviter inventis Sclavinis literis, linguam latinam doctrinamque Romanam atque literas auctorales latinas philosophia superducens, vilescere fecit cuncto populo ex parte missas et evangelia ecclesiasticumque officium illorum, qui hoc latine celebraverunt. (Некий грек по имени Мефодий, изобретя недавно славянское письмо и желая с помощью философии превзойти латинский язык, а с ним вместе и все латинское вероисповедание, также как и каноническую латинскую письменность, обесценил отчасти в глазах всего народа мессы, Евангелия и все церковное богослужение, отправляемое на латинском языке (лат.).) Glagol. Clozian. Копитар. Вен., 1836. LXXII-LXXVI (201) и в Несторе Шлецера. 2. 459–464 (80). Хотя здесь прямо не говорится, чтобы святой Мефодий перевел на славянский язык Евангелие и чины богослужебные, но это необходимо предполагается – иначе чем бы он мог унизить в глазах славян отправление богослужения и чтение Евангелия на латинском языке? 316 По последнему изданию этого жития, с русским переводом, в книге Материалы для истории письмен. Москв., 1855. С. 2 и 6 (71). 317 Бодянск. О врем. происх. слав. письм. 42–48 (17); Викторов. Кирилл и Мефодий, в Кир.-Меф. сборн. 394–397 (56). 318 Доказательством сему служат многочисленные сказания о жизни и трудах святых Кирилла и Мефодия, обширные и краткие, встречающиеся в древлеписьменных славянских сборниках. Прологах и Хронографах, под разными названиями (см. у Бодянского. О происх. слав. письм. 65–140 (17)). 322 Истор. госуд. Рос. Карамзина. 1. Прим. 261 (49); Словарь истор. о духовн. писат. в России м. Евгения. 2. С. 57. 1827 (35). 323 Впрочем, полагать с решительностию этот год началом перевода священных книг было бы не совсем основательно. Ибо, тогда как в памянутой западной легенде время пребывания святых Кирилла и Мефодия в Моравии до отправления их в Рим распростирается на четыре с половиною года, в некоторых славянских сказаниях оно более или менее сокращается, например, в печатной Чети-Минеи (30) ограничивается только четырьмя годами с небольшим, в древнем рукописном житии святого Кирилла – сорока месяцами, а в таком же житии святого Мефодия – только тремя годами (Москвит.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Калайд. Иоанн. экз. С. 97 Бодянск. Славяно-русск. сочин. в пергам. сборн. Царского. Чтен. М. истор. общ. 1848. 7. Отд. 2. С. XV–XXII и дал. «Иларион... беаше книгам хитр писати, и сий по вся дни и нощи писаше книги в келии блаженнаго отца нашего Феодосия» (жит. преп. Феодосия). «Многажды великому Никону седящу и строящу книги и блаженному (Феодосию) вскрай его седящу и прядущу вервие, еже на потребу таковому делу» (там же). «Видеша кротость его, и неспание по вся нощи, и почитание с прилежанием святых книг» (там же). «Не бе бо иного ничто же имеа, разве книг... И, шед, даст книги властелину, татие же отпусти, прочая же книги продав и раздасть убогим» (о Григ. чудотв. в рукоп. посл. Поликарпа). «Суть же и книгы его и доныне у вас»,— говорит святой Симон в послании к печерскому иноку Поликарпу (см. о Николе Святоше). Комментарии В свете данных современной науки авторство прп. Феодосия не является бесспорным. Существует ряд аргументов, позволяющих атрибутировать оба послания к кн. Изяславу печерскому игумену сер. XII в. Феодосию Греку, а под адресатом разуметь киевского князя Изяслава Мстиславича (Висковатый К. К вопросу об авторе и времени написания «Слова к Изяславу о латинех»//Slavia. 1939. T. 16. C. 535–567; Podskalsky G. Christentum und theologische Literatur in der Kiever Rus’ (988–1237). München, 1982. S. 179–180 и др.), хотя существуют и сторонники традиционной точки зрения. Вопрос продолжает оставаться открытым. В связи с тем, что к настоящему времени выявлены списки послания к кн. Дмитрию с полным именем адресата — ростовского князя 2-й пол. XIII в. Дмитрия Борисовича, атрибуцию его Иакову мниху, автору Памяти и похвалы князю Владимиру, надо признать несостоятельной (Прохоров Г. М. Иаков (XIII в.)//Словарь книжников. Вып. 1. С. 192–193). Современной наукой атрибуция Сказания о свв. Борисе и Глебе Иакову мниху признается необоснованной (Дмитриев Л. А. Сказание о Борисе и Глебе//Словарь книжников. Вып. 1. С. 401; Творогов О. В. Иаков (XI в.)//Там же. С. 191). Соотношение между текстами Повести временных лет, Сказания о свв. Борисе и Глебе и Чтением об этих святых прп. Нестора до сих пор составляет предмет ученого спора. См. обзор основных точек зрения: Дмитриев Л. А. Сказание о Борисе и Глебе//Словарь книжников. Вып. 1. С. 401–404.

http://sedmitza.ru/lib/text/435813/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010