землевладельцев тори, и на основании этого тори были не только сняты с гос. постов, но и смещены с высоких командных должностей в армии и на флоте. Собор св. Павла в Лондоне. 1665–1710 гг. Гравюра А. Патера. 1720 г. (ГЭ) Собор св. Павла в Лондоне. 1665–1710 гг. Гравюра А. Патера. 1720 г. (ГЭ) В 1716 г. виги провели «Семилетний акт» (Septennial Act), по к-рому парламент избирался теперь раз в 7 лет (а не раз в 3 года, как предписывал «Трехлетний акт» (1694)), и составили свое правительство, премьер министром к-рого долгие годы был Роберт Уолпол. Религ. политика этого периода была ориентирована на поддержание социальной и политической стабильности. Виги, традиционно придерживавшиеся более либеральных взглядов, чем тори, выступали за предоставление диссентерам (за исключением унитариев) больших прав и свобод. Хотя по закону 1689 г. диссентеры получили свободу вероисповедания, но они не обладали полнотой гражданских прав и не имели права обучаться в ун-тах. В 1719 г., после того как вигами были аннулированы нек-рые законы (напр., закон против еретиков), диссентеры получили право на создание собственных высших учебных заведений, а также смогли занимать выборные должности в местном самоуправлении. Однако виги всегда регламентировали свои уступки диссентерам, понимая, что они чреваты конфликтом с Церковью Англии, пользовавшейся широкой поддержкой в Англии и Уэльсе, где находились более 5 тыс. приходов. На протяжении большей части XVIII в. англикане были единственной деноминацией, к-рая активно действовала в сельской местности (в основном страна была сельской), англикан. приход являлся единицей местного самоуправления. Храмы были центрами как духовной, так и социальной жизни, т. е. местом, где прихожане, особенно неграмотные, могли узнать содержание последних королевских указов, получить информацию о военных победах и поражениях и где т. о. формировалась их политическая позиция. Церковь Англии, к к-рой номинально принадлежало подавляющее большинство населения, имела статус «установленной законом» (Establishment), хотя он никогда не утверждался специальным актом парламента, а считался естественным продолжением взаимоотношений, сложившихся между Церковью Англии и гос-вом в дореформационное время.

http://pravenc.ru/text/150119.html

Эдуарду специальное послание, в котором попытался обосновать с помощью богословских и церковно-исторических аргументов правомерность соборных постановлений. Заверяя короля в личной преданности, И. П. вместе с тем отмечал, что пастырю Церкви надлежит подчиняться более Богу, чем человеку. И. П. указывал на то, что гос. власть получает свой авторитет от Церкви, поэтому королевские права должны быть подчинены более высокому праву Церкви, в соответствии с которым она должна осуществлять свою деятельность по установленным для нее Богом законам. Он призывал короля прекратить «подавление Церкви» и отменить «несправедливые законы» и обычаи, узаконенные его предшественниками. И. П. особо указывал на то, что желание короля подчинить себе Церковь ранее привело к мученической смерти его предшественника, архиеп. Кентерберийского Фомы Бекета († 1170), к-рый предпочел быть убитым, но не уступить в вопросе о независимости Церкви ( Ioannes Pecham. Reg. epist. Vol. 1. P. 239-240). Надгробие Иоанна Пекама в Кентерберийском соборе. Гравюра, XIX в. Надгробие Иоанна Пекама в Кентерберийском соборе. Гравюра, XIX в. Никакой реакции кор. Эдуарда на это послание не последовало; вскоре вопрос о судебной юрисдикции отошел на нек-рое время на второй план в связи с неожиданно начавшейся войной между Англией и Уэльсом. В Вербное воскресенье, 22 марта 1282 г., Давид ап Грифид († 1283) напал на занятый англичанами замок Хаварден, а затем осадил г. Ридлан. Восстание быстро распространилось на др. части Уэльса. Давида поддержал его брат, правитель Уэльса Лливелин ап Грифид († 1282), и вскоре началась крупномасштабная война, преимущество в к-рой было на стороне англичан. Несмотря на разногласия с кор. Эдуардом по церковным вопросам, И. П. безоговорочно поддержал его в борьбе с мятежным Уэльсом: он отправил специальные послания в Уэльс и под угрозой отлучения потребовал покорности англ. короне ( Thompson. 2004. P. 365); в апр. 1282 г. И. П. направил послание подчиненным ему епископам с повелением отлучать от Церкви всех, кто к.-л.

http://pravenc.ru/text/471431.html

Несмотря на то что правила считались секретными и были разосланы только губернаторам, к кон. 1822 г. Б. знали о правилах и на них ссылались. Однако, как это свойственно старообрядцам, закон вызвал неоднозначное отношение, полемику и, как итог,- разделение и появление лужковского согласия . Жители посада Лужки в Стародубье смутились необходимостью вести метрические книги, поскольку, по их мнению, в нынешние антихристовы времена правильным священством могло быть только тайное и гонимое от властей, иначе оно равносильно «никонианскому» священству. Лужковцы решили держаться своего «тайного» священства, первым представителем к-рого стал некий поп Иоанн. В дальнейшем лужковцы всех священников, приходивших к ним от др. старообрядцев-поповцев, принимали 3-м чином, а иереев, пришедших из правосл. Церкви,- 2-м. Согласие имело последователей среди донских казаков, на Урале, в Гуслицах (Московская губ.) и в Молдавии. Лужковцы считали грехом носить мундиры, принимать присягу, брать паспорты для путешествий и подписывать бумаги, относившие их к расколу, в моленных надевали одежду, какую носили их предки. Верным этой строгой традиции оставался лишь один священник в Лужках, к к-рому приезжали наиболее преданные последователи, отчего Лужки назывались Нов. Иерусалимом. В 1845 г. правительство признало согласие вредным, моленная в Лужках была запечатана, священник отправлен к духовному начальству, однако согласие сохранилось. 30 июня 1885 г. в с. Берендине (Московская губ.) состоялся лужковский собор, безуспешно пытавшийся решить, «душеспасительно ли вообще священство, воспринимаемое от никониан». Иоанн Ястребов. Гравюра. Сер. XIX в. Иоанн Ястребов. Гравюра. Сер. XIX в. Важнейшую роль в беглопоповщине в 1-й пол. XIX в. играло Рогожское кладбище, на к-ром в нач. века жило 12 старообрядческих священнослужителей. По преданию, атаман М. И. Платов во время Отечественной войны подарил Рогожскому кладбищу походную церковь, и с 1813 г. литургии там стали служить более открыто, раскладывая походную церковь в алтаре часовен.

http://pravenc.ru/text/77768.html

Андрея Владимировича. Просидев в Переяславле всего полдня, В. М. был вытеснен оттуда Юрием и вынужден вернуться в Новгород, где его приняли неохотно и не сразу. Блгв. кн. Всеволод (Гавриил). Святцы на ноябрь. Гравюра. Худож. Г. Тепчегорский. 1713 г. Блгв. кн. Всеволод (Гавриил). Святцы на ноябрь. Гравюра. Худож. Г. Тепчегорский. 1713 г. В дальнейшем политика В. М. была обусловлена сложным положением Мстиславичей в целом, после того как в Переяславле не смог удержаться также младший брат В. М. Изяслав Мстиславич, утративший вслед за тем и Туров, а киевский кн. Ярополк Владимирович уступил Переяславль Юрию Долгорукому в обмен на Ростов и Суздаль. В результате В. М. вместе с братьями Изяславом, Святополком и сидевшим в Смоленске Ростиславом Мстиславичем вступил в союз против своих дядей с черниговскими Давидовичами и Ольговичами и организовал в 1134 - нач. 1135 г. 2 похода новгородского войска на Суздаль с целью посажения там Изяслава. 1-й поход не был доведен до конца из-за отсутствия единства среди новгородцев, 2-й поход, предпринятый вопреки уговорам прибывшего в Новгород Киевского митр. Михаила, 26 янв. 1135 г. окончился поражением В. М. на Ждане горе (близ Переяславля Залесского). Той же зимой 1134/35 г. Изяслав получил от Ярополка Волынь, и мир В. М. с Киевом был восстановлен. После этого В. М. предпринял попытки посредничать в примирении Киева и Чернигова - именно с ними связаны поездки в Киев в 1135 г. новгородского посадника Мирослава Гюрятинича и зимой 1135/36 г., по всей вероятности, свт. Нифонта , еп. Новгородского. Через 3,5 месяца после возвращения еп. Нифонта в Новгород совместное вече новгородцев, псковичей и ладожан 28 мая 1136 г. лишило В. М. новгородского стола и заключило его с семьей под стражу до 15 июля, когда стало окончательно ясно, что в город прибыл призванный новгородцами новый князь из черниговского дома - Святослав (Николай) Ольгович . Блгв. кн. Всеволод (Гавриил). Покров. XVI в. (ПИАМ) Блгв. кн. Всеволод (Гавриил). Покров. XVI в. (ПИАМ) Причины изгнания В.

http://pravenc.ru/text/155468.html

был одновременно определен членом Московской синодальной конторы. В академии ввел по воскресным дням толкование Свящ. Писания в богословской аудитории, что принесло ему известность в Москве: слушать его собиралось множество горожан. В праздничные дни произносил поучения в Заиконоспасском мон-ре, Успенском соборе Московского Кремля, др. храмах. В 1783 г. в Москве были изданы проповеди и поучения Д., к-рые отличаются строгим соблюдением формы и порядком изложения доказательств. По образцу университетских б-к Европы Д. привел в порядок академическую б-ку, составил обстоятельный каталог. Издал библиографическое описание «Библиотека российская, или Сведение о всех книгах, в России с начала типографии на свет вышедших». Изложил в нем перечень книг Синодальной, типографской и др. б-к, а также дал общую характеристику рус. лит-ры. Собрал и издал все сочинения М. В. Ломоносова , в приложении опубликовал переводы речей на лат., нем. и франц. языки, выполненные самим Ломоносовым и др. людьми. За это издание Д. получил в награду от имп. Екатерины 500 р. Перевел с немецкого на русский язык сочинение акад. И. Г. Зульцера «О полезном с юношеством чтении древних классических писателей мнение...». Стараниями Д. были изданы также поучительные слова Московского архиеп. Платона (Левшина) . В мае 1782 г. Д. был вызван в С.-Петербург, 5 июля в с.-петербургской Троице-Сергиевой пуст. состоялась его хиротония во епископа Севского, викария Московской епархии, к-рую совершили Новгородский и С.-Петербургский архиеп. Гавриил, Московский архиеп. Платон и Псковский архиеп. Иннокентий. 22 сент. 1783 г. Д. был переведен на Нижегородскую кафедру, 26 нояб. того же года прибыл в Н. Новгород. Дамаскин (Семёнов-Руднев), еп. Нижегородский. Гравюра Н. И. Соколова. Ок. 1843 г. (ГПИБ) Дамаскин (Семёнов-Руднев), еп. Нижегородский. Гравюра Н. И. Соколова. Ок. 1843 г. (ГПИБ) По личному распоряжению имп. Екатерины II от 26 авг. 1784 г. он вместе с учениками Нижегородской ДС составил словарь языков народов, проживавших на территории Нижегородской епархии.

http://pravenc.ru/text/168720.html

Строг. 66. Л. 312, «правая страна», 29-й); «подобием стар, сед, брада доле и уже Власиевы на конец, в клобуке черном, правая рука молебна, в левой лестовка, риза преподобническая» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 167); «сед, брада доле и уже на концы Власиевы, в клобуке черном, правая рука молебна, в левой лествица, риза преподобническая» (РНБ. Погод. 1931. Л. 44 об.). Вместе с преподобными Дамианом и Матфеем Киево-Печерскими он упомянут в рукописи XVIII в., принадлежавшей С. Т. Большакову ( Большаков. Подлинник иконописный. С. 36). В руководстве В. Д. Фартусова 1910 г. И. описан как «глубокий старец русскаго типа; лицом худощав, с большой и узкой седой бородой; во власянице, короткой мантии и круглом клобуке. Можно давать ему хартию с его изречением: Долготерпи и крепко стой в подвизе борения, противу ненавистника добра и врага нашего, ниже поколебим буди» ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 38). Прп. Иеремия Киево-Печерский. Гравюра Л. Тарасевича. Патерик или Отечник, Печерский. К., 1702. Л. 143 (РГБ) Прп. Иеремия Киево-Печерский. Гравюра Л. Тарасевича. Патерик или Отечник, Печерский. К., 1702. Л. 143 (РГБ) На ксилографии 1656 г. из цикла гравюр мастера Илии (выполнены для изд.: Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661. Л. 145а) И. представлен прямолично стоящим на холмистом берегу Днепра с проемом пещеры, на фоне Киево-Печерской лавры, в монашеском облачении и в куколе, с четками в левой руке, пальцы прижатой к груди десницы сложены в указующий жест; надпись по сторонам нимба: «Преподобный Еремия Прозорливый». Под изображением стихотворная подпись: «Иеремея, тайная зряше человеков: зрит ныне откровенне тайну Творца веков» ( Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 627). Гравер Леонтий Тарасевич для издания Патерика 1702 г. изобразил И. сидящим внутри пещеры с черепом в нише на фоне панорамы Днепра, голова склонена, глаза полуприкрыты, правой рукой перебирает четки, левая покоится на коленях; у него большая окладистая седая борода, куколь на голове, босые ноги, вверху надпись: «Прп(д)бный Epeмi # Прозо(р)ливый».

http://pravenc.ru/text/293632.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВСЕВИЙ [лат. Eusebius] († 17.08.309?), свт. (пам. зап. 17 авг.), еп. (папа) Римский (с 18 апр. 308, 309 или 310) (An.Pont. 2007. P. Согласно Liber Pontificalis , Е. был греком по происхождению, его отец занимался в Риме врачебной практикой. Далее на основании каталога папы Феликса IV (III) сообщается об обретении во время правления имп. Константина I Великого (306-337) Креста Господня в Иерусалиме при помощи еврея Иуды, к-рый впосл. принял крещение и стал епископом Иерусалима под именем Кириак. Связь Е. с этими событиями в источниках не прояснена. Кроме того, во время его пребывания на Римской кафедре власть Константина не распространялась на Рим, где правил имп. Максенций (306-312). Старший август Галерий Максимиан (305-311) не признал формально Максенция императором. Имя Максенция не значилось в офиц. списках рим. императоров, чем можно объяснить ошибку составителей каталога Феликса и Liber Pontificalis. В средневек. предании, зафиксированном в «Каталоге святых» Петра Наталиса (XIV в.), крещение Иуды (Кириака) и участие в обретении Креста приписаны Е. ( Petr. Natal. CatSS. VIII 122). В Житии свт. Евсевия, еп. Верцелльского (BHL, N 2748-2749), сообщается, что папа крестил юного Евсевия (впосл. епископ Верцелльский) и нарек его своим именем. Е. приписывается также крещение св. Сабины, мц. в Трикассах (ныне Труа). Однако это предание, зафиксированное в позднем Житии св. Сабины (BHL, N 7408-7409; ActaSS. Ian. T. 2. P. 944-946), является недостоверным, тем более что кончина мученицы отнесена там к правлению имп. Аврелиана (270-275). Свт. Евсевий, папа Римский. Гравюра (Platina B. Historia. 1611) (РГБ) Свт. Евсевий, папа Римский. Гравюра (Platina B. Historia. 1611) (РГБ) Хронология Римских епископов от свт. Маркеллина (296-304) до свт. Мильтиада (311-314) неясна. В Liber Pontificalis сообщается о 6 годах епископского служения Е., к-рый занял кафедру после того, как она в течение года пустовала после изгнания и смерти свт.

http://pravenc.ru/text/187305.html

При митр. Петре (Могиле) в связи с обретением гробницы В. С. в Десятинной ц. появляются изображения князя в монументальной живописи. В росписи киевской ц. Спасителя на Берестове, исполненной в 1644 г. афонскими художниками по заказу митр. Петра, изображение В. С. входит в состав ктиторской композиции над зап. входом в храм: митр. Петр представлен коленопреклоненным перед образом Христа Великого Архиерея, слева от к-рого стоит Богоматерь, справа - В. С. с широкой бородой, в шубе и закрытом венце (изображение В. С., очевидно, связано с известием о его кончине в Берестове). Вероятно, при митр. Петре, обновившем киевский Софийский собор, фигура В. С. была включена в состав древней ктиторской композиции на его зап. стене: судя по копии кон. XVIII в. с рисунка А. ван Вестерфельда 1651 г., в центре древней фрески было помещено фронтальное изображение В. С. в шубе, закрытом городчатом венце, с мечом и скипетром. К этому произведению довольно близка гравюра из «Синопсиса» Иннокентия (Гизеля) (К., 1680, и др. издания), в обрамление к-рой включены фигуры князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, а также изображения проповеди философа и Крещения В. С. Еще одна сцена деяний В. С. присутствует в гравюре из кн. архиеп. Лазаря (Барановича) «Трубы словес проповедных на нарочитыя дни праздников...» (К., 1674, 2-й вар. изд.) с изображением сокрушения идолов В. С. Особый иконографический тип, характерный только для укр. книжной гравюры,- изображения В. С. на престоле (Минея праздничная (Анфологион). Львов, 1638 и 1643, гравюра мастера Илии; Антоний Радивиловский. Огородок Марии Богородицы. К., 1676 - по сторонам престола представлены ангелы). В нек-рых укр. изданиях XVII в. фигура В. С. включена в состав более сложных композиций. На гравюре кн. архиеп. Лазаря «Меч духовный» (К., 1666) В. С. представлен полулежащим на земле у основания древа с изображениями царя Алексея Михайловича, царицы Марии Ильиничны, царевичей Алексея, Феодора и Симеона (по сторонам показаны князья-страстотерпцы Борис и Глеб). Эта панегирическая композиция под названием «Род правых благословится» утверждала святость царского рода, восходящего к В. С., по словам ап. Павла: «Аще корень свят, то и ветви» (Рим 11. 16). С 20-х гг. XVII в. в киевских изданиях появлялись орнаментальные обрамления титульного листа с изображениями Киево-Печерской лавры и святых, где часто встречаются изображения В. С., Бориса и Глеба, кнг. Ольги, преподобных Антония и Феодосия Печерских, т. е. В. С. включен в число почитаемых киевских святых. Известны случаи сопоставления его фигуры с изображениями имп. Константина и ап. Андрея Первозванного, напоминавшими о Крещении Руси и расцвете христианства, предсказанном во время легендарного путешествия ап. Андрея по рус. землям. Иконография В. С. в искусстве Нового времени

http://pravenc.ru/text/159104.html

K. Meyer. Dublin, 1906. P. 2, 4, 6). Статус Клуан-Мокку-Носа как «верховной церкви» (airdeclais), усыпальницы правителей Ирландии, подчеркивается в ирл. Житии К. Все церкви Ирландии получили из Клуан-Мокку-Носа «силу устава, мудрости и наставлений» (rucad greim riagla & ecna & forcetuil do uilib ecalsaibh na hEirenn). Насельники обители должны хранить учение К., т. к. оно послужило источником «множества уставов и обычаев» в церквах по всей Ирландии (ár is aisti berar ríagla & besa fo Eirinn uili). Паломники на руинах Клонмакнойза. Гравюра. XIX в. Паломники на руинах Клонмакнойза. Гравюра. XIX в. В летописных источниках о почитании К. упоминается в связи с провозглашением «Закона Киарана» в обл. Коннахт (в 744, 788 и 814; см.: Charles-Edwards T. M. Early Christian Ireland. Camb., 2000. P. 561-562, 566). В Житии К. и в анналах неоднократно говорится о реликвиях, связанных с памятью о святом, которые почитались в Клуан-Мокку-Носе и в других церквах. Согласно ирл. Житию, в Клуан-Мокку-Носе вместе с К. были похоронены 8 учеников, с которыми он основал монастырь, его брат Доннан и «многие тысячи святых» (co n-ilmhiltib naobh archena). В обители хранились реликвии апостолов Петра и Павла, во времена св. Патрикия спрятанные в дупле дерева прокаженным Комлахом. В анналах упоминания о святынях Клуан-Мокку-Носа связаны с тем, что их выносили из обители, давали на них клятву, несли перед войском в сражениях и т. д. О раке (scrín) К. упоминается под 899 г., когда ее вывезли на о-в Инис-Аньгин (см. также под 1052 г. в «Анналах Тигернаха», под 1018, 1021 и 1143 гг. в «Анналах Четырех наставников»). Колокол К., именовавшийся «щербатым» (Bernán Ciaráin), впервые упомянут под 974 г. в «Хронике ирландцев», в 1043 г. его вместе с «Посохом Иисуса» из Ард-Махи использовали в церемонии проклятия правителя обл. Тетба. По-видимому, колокол хранился в церкви (tempull Bernáin Chíaráin), о которой говорится в «Анналах Тигернаха» под 1077 г. В «Анналах Клонмакнойза» сообщается, что с помощью «белого колокола» исцелился от глухоты Диармад, сын Кербалла (The Annals of Clonmacnoise.

http://pravenc.ru/text/1684303.html

п. Все эти сведения, изложенные более чем на сотне столбцев (не считая отдельных документов), изобилуют весьма интересными подробностями, притом имеющими прямое отношение к личности Одорского. Эти подробности простираются иногда до того, что приводится, например, в полном виде речь Одорского, сказанная им пред польским королем, – приводится в переводе с печатного издания ее на польском языке, вышедшего в свет 31 октября 1689 года, в Злочеве, и в настоящее время библиографам неизвестного. Нечего и говорить, как драгоценны такие и им однородные сведения для историка Киевской Академии. Возможность нахождения в архивах и книгохранилищах подобных сведений дает основание надеяться, что составление и достаточно полной истории нашей Almae Matris (между прочим, и за первую половину XVIII в.) не есть уже такое безнадежное дело, каким с непоколебимою уверенностью считает его наш автор. Но разработка архивного материала дело нелегкое. Автор же на этом поприще потрудился все-таки достаточно, и предъявлять к нему более широкие требования в этом отношении, может быть, было бы слишком притязательно. Гораздо большую ответственность всякий исследователь должен нести за упущение из вида источников и пособий уже напечатанных, в особенности, если круг их (как это имеет место в применении к рассматриваемому исследованию) довольно ограничен. Остается по-прежнему наш автор небезупречен и в этом отношении, что и было причиной ошибочности некоторых его утверждений. Так, напр., не найдя новых документов о времени окончания ректуры упомянутого нами Гедеона Одорского, г.Вишневский, следуя Аскоченскому, простирает оную до начала 1705 года, к кото- рому затем и приурочивает избрание нового ректора Иннокентия Поповского. Между тем, более внимательный просмотр гравюр, находящихся в дерковно-археологическом музее при Киевской Духовной Академии, показал бы автору ошибочность принятого им по данному вопросу мнения, ибо между означенными гравюрами находится, притом в нескольких экземплярах, гравюра, преподнесенная архидиаконом киевской митрополии Иларионом Микгурою (Мигурою): Jasnie w Bogu Przewielebnemu Jego Msci Gedeonowi Odor­skiemu z Bozey laski Prawoslawnemu Archymandrycie Baturynskiemu Swiato-Nikolskiemu Krupickiemu, Panu, Patronowi y osobliwemu Dobrodzieiowi przy solemnym na Honorarium ingressie z Domu s-tey Sophiey, pierwszey stolicie Metropolitanskiey Kijowskiey, et caet. Как видно из дальнейшего текста под гравюрой, а также изображений на ней (здесь, между прочим, святитель в полном облачении держит в руках, как бы преподнося, митру с надписью около нее: „венец доброты от руки Господня“), эта гравюра-панегирик вызвана была предстоявшим торжеством возведения в звание

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Golubev...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010