Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕЛАГИЙ II Пелагий II, папа Римский. Гравюра. 1600 г. (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) Пелагий II, папа Римский. Гравюра. 1600 г. (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) († 7.02.590, Рим), папа Римский (с 26 нояб. 579). Уроженец Рима, сын Унигильда, вероятно остгота по происхождению. О жизни П. до избрания на Папский престол не сохранилось никаких сведений. Предшественник П., папа Римский Бенедикт I (575-579), умер 30 июля 579 г., во время осады Рима лангобардами, вызвавшей в городе сильный голод. Вероятно, эти обстоятельства привели к 4-месячной вакансии Папского престола. Согласно Liber Pontificalis , избрание и ординация П., проведенные в один и тот же день (26 нояб. 579), состоялись без санкции визант. имп. Тиверия I (578-582), получить к-рую было невозможно из-за осады Рима (LP. T. 1. P. 309). Согласно др. интерпретации источников, П. был избран еще в авг. 579 г., а в нояб. было получено одобрение императора. Одним из первых решений П. стало назначение папским апокрисиарием в К-поле диак. Григория (свт. Григорий I Великий , папа Римский в 590-604). П. просил его добиться от визант. правительства помощи в защите Рима от лангобардов. В нач. 80-х гг. VI в. в результате реформы управления византийскими владениями в Италии военная и гражданская власть была сосредоточена в руках представителя императора - экзарха, резиденция к-рого находилась в Равенне. Отношения П. с 1-м известным равеннским экзархом, Смарагдом, были, по-видимому, непростыми. В письме (окт. 584) апокрисиарию Григорию, переданном с нотарием Гоноратом (преемник Григория в должности папского апокрисиария в К-поле) и с еп. Севастианом, П. извещал о бедственном положении Италии и жаловался на экзарха, что тот в письме ему заявил, будто бы не может оказать Риму никакой помощи (MGH. Epp. T. 2. P. 440-441). В этом послании отмечено самое раннее использование титула «экзарх» применительно к визант. наместнику в Италии. С целью заключить военный союз против лангобардов П.

http://pravenc.ru/text/2579908.html

T. Leccisotti. Montecassino, 1952. P. 59). По указанию Урбана V в 1370 г. в М.-К. прибыли монахи из Фарфы и из бенедиктинских мон-рей в Катании и Палермо. Для восстановления дисциплины в М.-К. был направлен Бартоломео да Сьена, аббат Субиако, но он скончался до прибытия в мон-рь. Понтифик поручил «реформировать» мон-рь камальдулу Андреа да Фаэнца (аббат М.-К. в 1369-1373), к-рый провел перепись владений М.-К. и в 1372 г. издал монастырские статуты. Статуты требовали от должностных лиц добросовестного выполнения обязанностей, а от монахов - скромного образа жизни, практики безмолвия и нестяжания; насельникам запрещалось покидать монастырь без разрешения. Этого, по мнению аббата, было достаточно для того, чтобы возродить М.-К. как «признанную главу всего черного ордена» (бенедиктинцев), откуда дисциплина должна была распространиться по др. мон-рям, как лекарство распространяется по человеческому телу ( Caravita. 1869-1870. Vol. 2. P. 131-141; CCM. T. 6. P. 253-258; см.: Dell " Omo. 2004). Карта аббатства Монте-Кассино и окрестностей. Гравюра из кн.: Gattola E. Ad. historiam abbatiae Casinensis accessiones. Venetiis, 1734. Pars 2 Карта аббатства Монте-Кассино и окрестностей. Гравюра из кн.: Gattola E. Ad. historiam abbatiae Casinensis accessiones. Venetiis, 1734. Pars 2 Папа Римский Григорий XI назначил аббатом М.-К. бенедиктинца-оливетанца Пьетро де Тартариса (1374-1395), к-рый завершил восстановление аббатства. Здания, возведенные при аббате Дезидерии, были полностью перестроены в стиле готической архитектуры. Однако положение М.-К. ухудшилось в связи с борьбой за власть в Неаполитанском королевстве и схизмой в католической Церкви , начавшейся в 1378 г. Признав законным папой Урбана VI , монахи вступили в конфликт с кор. Джованной I, к-рая поддерживала антипапу Климента VII . Монастырские вассалы подняли мятеж против аббата и стали грабить владения М.-К., подвергавшиеся тогда же и нападениям соседних баронов. В этих условиях аббат выступил на стороне Карла Дураццо, к-рый занял престол Неаполитанского королевства под именем Карла III, а затем - на стороне его наследника Владислава.

http://pravenc.ru/text/2564138.html

Горки Красненского р-на. В нач. 2002 г. в центре на постоянном обслуживании находилось более 50 чел. 8 февр. 2002 г. подписано «Соглашение о сотрудничестве между Белгородской и Старооскольской епархией и Управлением здравоохранения администрации Белгородской области». Сестричество милосердия белгородского во имя святых Марфы и Марии жен. мон-ря (90 чел.) оказывает помощь медицинскому персоналу 20 отд-ний областной больницы по уходу за тяжелобольными и уборке помещений, содействует приглашению священнослужителей для духовного окормления больных. Правосл. сестричество во имя св. преподобномучениц вел. кнг. Елисаветы и мон. Варвары, организованное при храме во имя вмч. Пантелеимона 2-й городской больницы Белгорода, объединяет 25 сестер милосердия, к-рые ежедневно оказывают помощь по уходу за больными и проводят катехизаторскую работу. В хирургическом отд-нии 1-й городской больницы открыт храм во имя свт. Луки (Войно-Ясенецкого) , в к-ром еженедельно совершается молебен свт. Луке и литургия, причащаются больные в палатах и храме. Свт. Иоасаф (Горленко), еп. Белгородский. Гравюра. 1865 г. Свт. Иоасаф (Горленко), еп. Белгородский. Гравюра. 1865 г. C 1998 г. в учебный план Белгородской ДС включена социальная практика для воспитанников 3-го курса в областной и онкологической больницах. Священнослужители епархии окормляют больницы, детские дома, дома ветеранов и инвалидов. Особое внимание уделяется духовному окормлению осужденных, находящихся в местах лишения свободы. 4 марта 1996 г. подписан договор «О совместном сотрудничестве и взаимодействии Белгородско-Старооскольской епархии и уголовно-исполнительной системы области». По инициативе епархии ежегодно 9 янв. проводится «День милосердного отношения к заключенным». В исправительно-трудовых учреждениях действуют 3 храма и молельные комнаты. Миссионерская работа среди молодежи осуществляется при поддержке правосл. молодежных миссионерских центров, к-рые организованы в Белгороде - при храме во имя равноап. Мефодия и Кирилла, университетском храме во имя арх.

http://pravenc.ru/text/77866.html

В иконописи XX в. образ И. М. был включен в группу чудотворцев Дальних пещер в композиции «Все святые, в земле Русской просиявшие», разработанной мон. Иулианией (Соколовой) по благословению свт. Афанасия (Сахарова) , в частности на иконах 1934 г., нач. 50-х гг. XX в., кон. 50-х гг. XX в. (2 в ризнице ТСЛ, СДМ, см.: Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239) и на списках кон. XX - нач. XXI в. (Н. Е. Алдошина, Н. В. Масюкова, М. В. Пыжов и др.). На рисованных лицевых святцах рус. святых 1959-1962 гг. (частное собрание, см.: Juliania (Sokolova), nun. Russian Saints=Святые Руси/Ed.: N. Aldošina. [Jyväskyla], 2000. P. 45) ростовое изображение И. М., в куколе, со свитком в покровенных руках, помещено под 19 дек. вместе с фигурой прп. Игнатия, архим. Киево-Печерского. Прп. Илия Муромец. Икона. 2004 г. Иконописец И. В. Сухов (ц. свт. Николая Чудотворца (Набережного) в муроме) Прп. Илия Муромец. Икона. 2004 г. Иконописец И. В. Сухов (ц. свт. Николая Чудотворца (Набережного) в муроме) В Муроме, в собрании Н. С. Епанчиной, хранится образок святого, который принадлежал местному краеведу А. А. Епанчину (1948-1998), с отроческих лет занимавшемуся сбором фольклорных материалов и церковных Преданий об И. М. Икона написана в 1963 г. на старой (XIX в.?) липовой доске, представляет святого вполоборота вправо, по пояс, в коричневой мантии и серо-зеленой рясе, куколь и параман синего оттенка, правая рука на груди, в левой - книга, длинная седая борода сужается книзу. Надпись на обороте: «В лето 1963 от РХ написана сия Илии Муромца, Чудотворца Печерского, икона во граде Муроме Выксунского монастыря инок. Глафирой по заказу мирянина Александра, Благословение инок. Надежды племяннику мирянину Александру в лето от РХ 1967 25 июля (6 августа)» (инокиня Воскресенско-Покровского мон-ря С.-Петербургской губ. Надежда (Епанчина) - тетя А. Епанчина). Прп. Илия Муромец. Гравюра мон. Илии. Ок. 1661 г. (ГЛМ) Прп. Илия Муромец. Гравюра мон. Илии. Ок. 1661 г. (ГЛМ) Первая совр. икона И. М.

http://pravenc.ru/text/389413.html

Элигий после 3-дневного поста приступил к раскопкам и обнаружил останки мученика в той части храма, где их никто не искал. Из открытой могилы распространились благоухание и чудесный свет. Элигий перестроил храм и посвятил его К.; за алтарем установил гробницу с мощами мученика, окованную золотом и серебром. Перечисление частиц мощей, к-рые Элигий отделил для себя, может указывать на переработку эпизода каролингскими агиографами (Vita Eligii episcopi Noviomagensis. I 32; II 6//MGH. Scr. Mer. T. 4. P. 688, 697-699). Аббатство Мон-Сен-Кантен в г. Перонна (Франция). Гравюра. XVII в. Аббатство Мон-Сен-Кантен в г. Перонна (Франция). Гравюра. XVII в. По данным археологических раскопок, в IV-V вв. на месте существующей базилики К. находился некрополь, не позднее VII в. здесь был построен храм ( Pichon. 2002; Sapin. 2009). В сер. VII в. память К. с вигилией праздновалась в мон-ре Нивелла (ныне Нивель, Бельгия; Additamentum Nivialense de Fuilano//MGH. Scr. Mer. T. 4. P. 450). Согласно Житию св. Гаугериха, еп. Камаракского (составлено во 2-й пол. VII в.), в г. Камарак (ныне Камбре) находилась базилика во имя К. (Vita Gaugerici episcopi Camaracensis. 16//Ibid. T. 3. P. 658). По свидетельству Флодоарда Реймсского, в сер. VII в. храм во имя святых К. и Гаугериха был в г. Ремы ( Flodoardus. Historia Remensis ecclesiae. II 6//MGH. SS. T. 36. P. 147). Св. Трудон освятил во имя К. и Ремигия Реймсского храм в основанном им монастыре Сархиний (ныне Синт-Трёйден, Бельгия), об этом сообщается в Житии Трудона, составленном в кон. VIII в. (Vita Trudonis. 16, 21//MGH. Scr. Mer. T. 6. P. 288, 292). Об освящении храма во имя К. говорится в Житии св. Баболена (XI в.), в котором описаны события сер. VII в. ( Duchesne A. Historiae Francorum scriptores coaetanei. P., 1636. Vol. 1. P. 659). Память К. под 31 окт. значится в календаре св. Виллиброрда (нач. VIII в.) (The Calendar of St. Willibrord from MS. Paris. Lat. 10837/Ed. H. A. Wilson. L., 1918. P. 12, 42). Согласно А. Кантену, поминовение К. было внесено в Мартиролог Беды Достопочтенного († 735) ( Quentin.

http://pravenc.ru/text/1684065.html

Ф. Платонову: Ученики, друзья, почитатели: Сб. ст. СПб., 1911. С. 188-201; он же. Очерки по церк.-полит. истории Киевской Руси X-XII вв. СПб., 20032; Лихачёв Д. С. Рус. летописи и их культурно-ист. значение. М.; Л., 1947. С. 82-93; Кузьмин А. Г. Начальные этапы древнерус. летописания. М., 1977. С. 206-207; Хорошев А. С. Полит. история рус. канонизации (XI-XVI вв.). М., 1986. С. 43; Творогов О. В. Никон//СККДР. 1987. Вып. 1. С. 279-281 [Библиогр.]; Подскальски Г. Христианство и богосл. лит-ра в Киевской Руси, 988-1237 гг. СПб., 19962 (по указ.); Макарий. История РЦ. Кн. 2. С. 152-153, 165-166; Дива печер лаврських. К., 1997. С. 59-60, 91; Шахматов А. А. Разыскания о древнейших рус. летописных сводах// Он же. Разыскания о рус. летописях. М., 2001. С. 301-328; Артамонов Ю. А. О времени написания древнейшего Жития Антония Печерского//Moruляhcьki читання, 2001. К., 2002. С. 11-24; он же. Житие Феодосия Печерского: Проблемы источниковедения//ДГВЕ, 2000. М., 2003. С. 173-277; он же. Внетекстологические параллели агиогр. легенд Повести временных лет//Sacrum et Profanum: Сб. науч. тр. Севаст., 2007. Вып. 3. С. 17-20; он же. Никон//ДРСМ. 2014. С. 542; Петрухин В. Я. Никон и Тмуторокань: К проблемам реконструкции начального летописания//Вост. Европа в древности и средневековье: 15-е чт. памяти В. Т. Пашуто: Тез. докл. М., 2003. С. 194-198; Timberlake A. Intervals of the Kiev Chronicle (1050-1110)//ZSP. 2004. Bd. 63. N 1. S. 68-69; Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 162-164; Михеев С. М. Кто писал «Повесть временных лет»? М., 2011. С. 123-129, 155; Карпов А. Ю. Рус. Церковь X-XIII вв.: Биогр. словарь. М., 2016. С. 333-336. Ю. А. Артамонов Иконография Прп. Никон Великий, игум. Киево-Печерский. Гравюра иером. Илии. Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661. Л. 126 (РГБ) Прп. Никон Великий, игум. Киево-Печерский. Гравюра иером. Илии. Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661. Л. 126 (РГБ) В лицевой исторической хронике - Радзивиловской летописи (БАН. 34.5.30. Л. 111, кон. XV в.) - имеется миниатюра, иллюстрирующая 3-е видение прп.

http://pravenc.ru/text/2577567.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАРКЕЛЛ I Маркелл I, папа Римский. Гравюра из кн.: Platina B. Historia. 1600. Р. 40 (РГБ) Маркелл I, папа Римский. Гравюра из кн.: Platina B. Historia. 1600. Р. 40 (РГБ) [Марцелл; лат. Marcellus; греч. Μ V αρκελλος] († между 308 и 310), св. (пам. 7 июня; пам. зап. 16 янв.), еп. (папа) Римский. В источниках сохранились противоречивые сведения о М., возглавившем Римскую Церковь после т. н. великого гонения на христиан в нач. IV в. Датировка понтификата М. и статус М. как предстоятеля Римской кафедры являются дискуссионными; под вопрос ставился даже сам факт его существования как исторического деятеля. Источники В самом раннем рим. перечне понтификов, Каталоге Либерия (сер. IV в.), приведены лишь краткие сведения о М., достоверность к-рых вызывает сомнения. Согласно этому источнику, после завершения понтификата Маркеллина в 304 г. Римская кафедра вдовствовала 7 лет, 6 месяцев и 25 дней. М. возглавлял Римскую Церковь 1 год, 6 или 7 месяцев и 20 дней в 308-309 гг., при имп. Максенции (точные даты не указаны). Евсевий , преемник М., занимал кафедру 4 месяца и 16 дней (с 18 апр. по 17 авг.; год не указан). В июле 311 г. на Папский престол был избран Мильтиад . По мнению мн. исследователей, поминовение еп. Маркеллина, указанное в рим. календаре «Depositio episcoporum» под 15 янв., в действительности относится к М. ( Duchesne. 1898. P. 389-390; Caspar. 1930. S. 100; MartHieron. Comment. P. 42-43). О М. не упоминается в «Церковной истории» Евсевия Кесарийского и в Хронике Евсевия-Иеронима. Под 305 г. в Хронике сообщается, что преемником Маркеллина стал Евсевий, 29-й епископ Рима, к-рый занимал кафедру 7 месяцев; после него был избран Мильтиад (Chron./Hrsg. R. Helm. 1956. S. 228). Феодорит Кирский пропустил не только М., но и Евсевия; по его мнению, Мильтиад возглавил Римскую Церковь сразу после Маркеллина ( Theodoret. Hist. eccl. I 3. 1). В папских перечнях содержатся противоречивые указания.

http://pravenc.ru/text/2562318.html

Площадь св. Петра в Риме. Гравюра Дж. Б. Пиранези. 1748 г. Площадь св. Петра в Риме. Гравюра Дж. Б. Пиранези. 1748 г. Бернини в работе над проектами храмов отталкивался не только от схем, созданных в эпоху Контрреформации, но и от более ранних, восходящих к эпохе итальянского Возрождения. Реконструируя древнюю ц. Санта-Бибиана (1624-1626), он завершил боковые нефы 2 большими капеллами, построил новый пресвитерий на месте старой апсиды, перестроил фасад, используя в его нижней части мотив триумфальной арки, 3 пролета к-рой разделены наложенными друг на друга пилястрами. Перестраивая интерьер ц. Санта-Мария-дель-Пополо в Риме (между 1655 и 1660), он приблизил его к новому пониманию пространства: широкий центральный неф ведет к просторному средокрестию, перекрытому куполом на световом барабане и обильно украшенному скульптурой. Церковь Сант-Андреа-аль-Квиринале (1658-1670) является барочным инвариантом овального храма эпохи Возрождения (Сант-Анна-деи-Палафреньери и Сант-Андреа-ин-Виа-Фламиния - обе в Риме, архит. Виньола). Но Бернини трактовал этот тип по-своему: поперечная ось стала главной наперекор смысловой оси «вход-главный алтарь», которую он в свою очередь выделил более глубокими и более пластично декорированными, чем остальные, нишами. Бернини подчеркнул контраст между нижним и верхним ярусами, используя для первого достаточно темный мрамор, в то время как барабан и купол изнутри декорированы белым мрамором и позолотой, теряющими материальность в потоках света, обильно льющегося из окон в основании купола. Стремительное вертикальное движение подчеркивают ребра купола и скульптура: статуя ап. Церковь Сант-Андреа-аль-Квиринале в Риме. 1658–1670 гг. Церковь Сант-Андреа-аль-Квиринале в Риме. 1658–1670 гг. Андрея буквально разрывает фронтон эдикулы, обрамляющей нишу главного алтаря, возносясь в зону сияющего верхнего яруса. Интерьер ц. Сант-Андреа - один из самых ярких образцов архитектурно выраженного противопоставления земного и горнего миров. Вход в церковь впервые в архитектуре барокко отмечен выступающим вперед полукруглым портиком на 2 колоннах, увенчанных полукруглым раскрепованным фронтоном.

http://pravenc.ru/text/2033708.html

Погребения XVIII-XIX вв. совершались также на 1-м этаже трапезной ц. в честь Рождества Христова. В 1840 г. на кладбище Н. В. м. похоронен историк А. Ф. Малиновский. Начиная с 70-х гг. XIX в. власти монастыря выделяли под захоронения землю в юго-вост. части Н. В. м., в саду (для мирян), и к северо-западу от собора (для братии). С кон. 80-х гг. XIX в. увеличилось число захоронений мещан и разночинцев заштатного г. Воскресенска. В 1898 г. архим. Владимир (Филантропов) составил «Положение о местах для могил на кладбище в Воскресенском, Новый Иерусалим именуемом, монастыре», к-рое было введено в действие в 1899 г. Сохранилась лишь небольшая часть монастырского некрополя: ок. 100 надгробий и их фрагментов. К югу от подземной церкви находится надгробие А. С. Цуриковой († 1907), жены крупнейшего частного благотворителя Н. В. м. П. Г. Цурикова. Памятник выполнен в виде киота из черного лабрадорита, в который вставлена мозаичная икона Божией Матери с Богомладенцем Христом (тип В. М. Васнецова) (см. ст. Васнецовы ). На территории монастыря, у юж. части ограды, похоронен директор музея «Новый Иерусалим» в 1973-1995 гг. В. Ф. Нижегородов (1927-1995), много сделавший для восстановления архитектурного ансамбля обители. Архитектура Приезд имп. Елизаветы Петровны в Новоиерусалимский мон-рь. Гравюра. Кон. 50-х гг. XVIII в. Приезд имп. Елизаветы Петровны в Новоиерусалимский мон-рь. Гравюра. Кон. 50-х гг. XVIII в. Первоначально все здания Н. В. м. были деревянными. 18 окт. 1657 г. при участии царя Алексея Михайловича была освящена 1-я в обители церковь Воскресения Христова (разобрана в 1696). В память о посещении царя на горе Елеон был установлен поклонный крест, надпись на к-ром, в частности, гласила: «Тишайший великий Государь Царь и Великий Князь Алексей Михайлович… походя окрест монастырскаго основания и дошед сего места, возшед на него, посмотря сюду и сюду на широту пространства полнаго и возлюби е и нарече имя монастырю Новый Иерусалим…» В сер. 60-х гг. XVII в. приглашенные с Валдая мастера срубили вокруг Н.

http://pravenc.ru/text/2577827.html

Композиция разрастается. Ее вертикальную ось подчеркивают фигурками младенцев, образом св. Иоанна Предтечи, а также распахнутыми крыльями центрального ангела. Храм представляют как многообъемное и многопрестольное сооружение - райское здание-город. По сторонам от него пишут фигуры прор. Давида, играющего на гуслях-псалтири, и Благоразумного разбойника, в центре - полуфигуру благословляющего Господа Саваофа. Чины святых объединяют в ряды (икона 2-й четв. XVII в., ЯХМ). В XIX в. к такому изводу в ярославском варианте обратятся уральские иконописцы (икона-пядница, 1857, Нижнетагильский музей-заповедник горнозаводского дела Ср. Урала). В этот период композиция «О Т. р.» широко представлена в настенной росписи (см.: Никитина Т. Л. Рус. церк. стенные росписи 1670-1680-х гг. М., 2015. С. 79, 82): в ярославских церквах свт. Николая Чудотворца (Николы Мокрого) (мастер Д. Г. Плеханов, 1675) и в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи в Толчкове (1694-1695); в росписях артели Гурия Никитина (Троицкий собор Ипатиевского мон-ря в Костроме, 1654; Крестовоздвиженский собор в Тутаеве, 1676; Спасо-Преображенский собор Евфимиева мон-ря в Суздале, 1689) - в 1-м расширенном ряду предстоящих изображен св. Иоанн Предтеча Ангел пустыни. В Троицком соборе Ипатиевского мон-ря и суздальском Спасо-Преображенском соборе этот сюжет помещен в конхе алтарной апсиды как собирательный образ литургии; его расположение в алтарной зоне сохранилось и позднее (напр., в диаконнике Петропавловской ц. в с. Поречье-Рыбном близ Ростова, 80-е гг. XVIII в.). На гравюрах XVIII в. атрибуты рая (многоглавый храм, кущи) иногда заменяли архитектурным фоном, а образ Господа Саваофа - изображением Св. Духа в виде голубя (гравюра неизв. мастера 1-й трети XVIII в. (РГБ; см.: Ермакова, Хромов. Русская гравюра. Кат. 38. С. 54), служившая образцом для печатных лубков до 1865). Костюмы и архитектура отражали влияние барокко. В совр. правосл. искусстве этот сюжет вновь стал востребованным в иконописи и стенописи. Вне России образ «О Т.

http://pravenc.ru/text/ О Тебе радуется ...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010