Фрагмент дарственной надписи Иова Княгиницкого (Иезекииля Тисменицкого) на «Книге о постничествγь» свт. Василия Великого (Острог, 1594) Титульная страница «Книги о постничествγь» сет. Василия Великого (Острог, 1594) Гравюра «Свт. Василий Великий » из «Книги о постничествγь» (Острог, 1594) Икона Божией Матери «Игумения Святой Горы Афон» с картой афонских монастырей Прп. Иов (Княгиницкий) Тисменицкий (1550–1621) Святая Гора Афон. Гравюра XIX в. Святая Гора Афон. Гравюра, 1768 г. Вид со стороны афонской отшельнической келии. Фото Сергея Шумило, 2013 г. Иоанн Вишенский и древнерусский монастырь на Афоне. Русик как центр духовного просвещения Проводы прп. Антония Печерского на Русь в афонской обители «Ксилургу». Худ. В. И. Нестеренко Древнерусская обитель «Ксилургу» на Афоне. Фото Сергея Шумило, 2016 г. Древнерусская обитель «Ксилургу» на Афоне. Фото Сергея Шумило, 2016 г. Древнерусская обитель «Ксилургу» на Афоне. Фото Сергея Шумило, 2016 г. Древнерусская обитель «Ксилургу» на Афоне. Фото Сергея Шумило, 2016 г. Древнерусская обитель св. Пантелеимона («Нагорный», или «Старый Русик») на Афоне, башня свт. Саввы Сербского . Фото Сергея Шумило, 2015 г. Икона всех Афонских Преподобных с картой монастырей Святой Горы. Румынский скит «Продром» на Афоне, 1859 г. Древнерусская обитель «Старый Русик» на Афоне. Фото XIX в. Развалины древнерусской обители «Старый Русик» на Афоне. Фото нач. XIX в. Древнерусская обитель «Старый Русик» на Афоне, сев.-вост. сторона, 1744 г. Рис. В. Григоровича-Барского Панорама Бреста. Гравюра Э. Дальберга, 1657 г. «Апофазис» – акт антиунийного Православного Собора в Бресте 1596 г. о низложении епископов, отошедших в унию Подпись игумена Афонского Пантелеимонова монастыря архим. Матфея под «Апофазисом» – актом антиунийного Православного Собора в Бресте 1596 г. Начальные страницы переведенного о. Киприаном Острожанином в 1603 г. произведения митр. Гавриила Севира «Синтагматион» Запись о копировании о. Киприаном Острожанином рукописи в Остроге 12.02.1598 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

храмах Литвы. Они, как правило, точно воспроизводят чтимый образ с т. зр. иконографии и стиля. На иконе из местного ряда иконостаса Константино-Михайловской ц. в Москве (1913) изображение отредактировано с учетом древней правосл. традиции (изображение одежд) и выполнено в более условном стиле. Иконография Богоматерь. Гравюра. Кон. XVI — нач. XVII в. Мастер Том де Лё, перегравировка с листа работы Иеронима Вирикса (б-ка Католиче-ского ун-та в Люблине) Богоматерь. Гравюра. Кон. XVI — нач. XVII в. Мастер Том де Лё, перегравировка с листа работы Иеронима Вирикса (б-ка Католиче-ского ун-та в Люблине) Согласно высказанной Нарбутом визант. версии происхождения О. и., представленное на ней поясное изображение обращенной влево Богоматери со сложенными на груди руками представляет собой фрагмент композиции «Благовещение». В действительности образ иконографически восходит к западноевроп. источникам и тематически не связан с Благовещением. Изначально О. и. имела парное изображение представленного в развороте вправо Христа Спасителя мира, вместе с к-рым составляла единую смысловую и иконографическую программу. Написанный на аналогичной дубовой доске тех же размеров образ Христа находился в нише на внешней стене Острой брамы. В кон. XVIII в. он был заменен или полностью переписан и перенесен в костел св. Терезы, а с 1845 по 1953 г. находился в кафедральном соборе Вильнюса (ныне в Музее церковного наследия в Вильнюсе). В нише также сохранились остатки стенописного изображения Христа того же иконографического типа. Остробрамская икона Божией Матери, с чудесами. Гравюра. Ок. 1801 г. Остробрамская икона Божией Матери, с чудесами. Гравюра. Ок. 1801 г. Изображения Христа и Богоматери восходят к парным гравюрам, выполненным фламанд. гравером Иеронимом Вириксом (1553-1619) по рисункам Мартина де Воса (1532-1603). Графические диптихи такого типа известны у мн. фламанд. граверов и восходят к традиции парного изображения Христа в терновом венце и скорбящей Богоматери со скрещенными на груди руками, сложившейся в XV в.

http://pravenc.ru/text/2581661.html

В 1820 году, по Высочайшему повелению, был послан в Палестину (вместе с Д. В. Дашковым) академик М. Н. Воробьев, для снятия видов и планов с храма иерусалимского, и своими картинами он первый познакомил нашу публику с Св. местами и предметами Палестины. Возвратясь в Петербург, он с некоторых картин своих успел сделать несколько копий; скончался в 1855 г. (Некролог: Макс. Никиф. Воробьев, Моск. Ведом. 1855, 149 и 157, статьи Н. Рамазанова. О Макс. Н. Воробьеве, ст. Вас. Петрова, Спб. Ведом. 1859 г. Картины его были следующие: 879) Иерусалим, три картины, находятся у Государыни Императрицы, короля прусского и графа Бенкендорфа; гравюра в «Картинах Русск. Живописи», Спб. 1846, стр. 139. (По поводу этой картины Воробьева, написана была Е.П. Гребенкою статья «Иерусалим», в том же издании). 880) Гроб Господень, его же, две картины, находятся в Имп. Эрмитаже и в церкви Г-жи Новосильцовой, по Парголовской дороге; гравюра в Картин. Р. Живописи, стр. 219. 881) Внутренность церкви на Голгофе, его же, два вида, один у Государя Императора, другой в Эрмитаже, под 882) Внутренность вертепа Р. Хр. в Вифлееме, его же, четыре картины, в Эрмитаже под у короля и принца прусских; гравюра в Картин. Р. Живоп., стр. 313. 883) Внутренность армянской церкви в Иерусалиме, наход. в Эрмитаже, под 884) В брошюре «Ф. П. Прянишников, Спб. 1870», на стр. 175, упоминаются еще две картины М. Н. Воробьева в Эрмитаже: «Внутренний вид церкви св. елены в храме Воскресения Христова» и «вид этой же церкви» (т. е. храма Воскресения?); но в каталоге Эрмитажа (Спб. 1863) мы их не находим. 885) Вид Мертвого моря, его же, два вида – у Государя Императора и в галерее Прянишникова: гравюра в Утрен. Заре 1840, стр. 304 (Справ. Словарь. 1854. III, 304; Ф. И. Прянишников, Спб. 1870, с. 85–86, 127. 174–175). 886) Вид Мертвого моря, картина Гр. Чернецова († в июле 1865), в Академии Художеств. 887) Вид места насыщения пятью хлебами пяти тысяч народа, его же – в галерее Прянишникова. (Ф. И. Прянишников. Спб. 1870, стр. 131:136).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но оттисков и досок с этих предполагаемых рисунков мы не имеем и прилагаемый здесь вид Кириллова монастыря с издания 1720 года остается для нашего времени древнейшим. Гравюра 1720 года принадлежите резцу Алексея Ростовцева, известного ученика Пикара 1309 , и исполнена на медной доске размером в 56х63 сантиметров. Д. А. Ровинский, не имел, повидимому под руками ни этой доски, ни оттисков с нее. В IV книге «Русских народных картинок» (СПБ. 1881, стр. 490), сославшись, на экземпляр «Пуб. биб. Собр. Даля, 80», он пояснил, что существует «вид Белозерского монастыря на образе преподобного Кирилла Белозерского, в большой лист с надписью: «Ново издадеся тиснением изобразися апскг при архимандрите иринархе в санкт питер бурхе. Грыдоровал Алексе ростовцев». Но на подлинном рисунке надпись гораздо полнее (см. прилагаемый оттиск), год гравирования показан не 1723-ий (апскг), а 1720-ый (апск) и самая гравюра представляет собою не образ преп. Кирилла, а такую же композицию, что и гравюра 1742-го года 1310 . К настоящему времени доска 1720 года, принадлежащая Кирилло-белозерскому монастырю 1311 , сохранилась в значительно поврежденном виде. Вследствие многих неровностей, лишающих возможности печатать с нее непосредственно как «холодным» так и «горячим» способами 1312 , для прилагаемого оттиска с нее пришлось удовольствоваться одним отпечатком, полученным после долгих усилий холодным путем, и затем перевести этот снимок для печати на литографский камень 1313 . Б. План Кирилло-белозерского монастыря из альбома К. М. Бороздина (1809 года) План этот (из 2-ой части «Рисунков и чертежей к путешествию по России по Высочайшему повелению статского советника Константина Бороздина в 1809 году» 1314 , хранящихся в Имп. Публичной Библиотеке) был снят в то время, когда в Кириллове монастыре еще существовали некоторые из старинных зданий, ныне частью разрушившихся, частью перестроенных. В нашем издании размер чертежа (исполненного в подлиннике красками) значительно уменьшен. Объяснения к «плану» приводим здесь из второй части «Рисунков и чертежей» дословно, а необходимые к ним поправки указываем в подстрочных примечаниях.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Некоторым подтверждением его, по-видимому, может служить изображение в Хиландарском соборе, где фигура царя имеет надпись: « προφτης ωλ " 2815 ; а также указанная г. Тихановым гравюра в Деяниях апостольских, изданных в Венеции в 1818 г., с такой же надписью. Относительно первого из указанных примеров мы позволяем себе выразить некоторое сомнение: при посещении Хиландаря в 1888 г. мы лично видели в алтаре собора над фигурой царя надпись: » κσμος«; другого подобного изображения в Хиландарском соборе нет. По всей вероятности, надпись Дидрона сделана не с оригинала, но со слов монаха-руководителя, недоверявшего компетенции иконописцев и изъяснявшего эту фигуру по своему личному соображению. Второй из указанных примеров не подлежит никакому сомнению. Но una hirundo non facit ver (»Одна ласточка не делает весны», лат. – эл. Ред.). Памятник относится к новейшей эпохе иконографии, когда получило полную силу свободное обращение с древними иконографическими формами и в их экзегетику допущен был субъективный элемент. Памятник этот – гравюра, которая вообще трактовалась иначе, нежели икона или стенописное изображение; притом – это гравюра венецианского издания, на турецком языке, для которой подражание старине не было делом важным. А потому она не может быть принята в качестве критерия при изъяснении форм древней иконографии. Гравер, истолковывая фигуру царя в смысле пророка, опирается исключительно на теоретическое, возможно его личное, соображение; ни одного древневизантийского памятника с такой надписью нет. Должны ли мы оставить в стороне прямой путь к решению вопроса – путь наблюдения и сравнения памятников древности – и принять на веру соображение гравера? Против достоверности этого соображения свидетельствует прежде всего сама форма рассматриваемого изображения: это царь в короне, иногда в багряной одежде, даже в царском далматике. Признать его пророком невозможно. И если гравер XIX в. поставил над фигурой царя в короне 2816 надпись: «прор. Иоиль», то уже одно это может разрушить всякую веру в его иконографическую компетентность: очевидно, он незнаком был с усвоенными православной иконографией одеждами ветхозаветных пророков.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Соч.: Очерки из истории слав. орнамента: Человеческая фигура в рус. тератологическом рукописном орнаменте XIV в. СПб., 1913. (ПДПИ; 183); Троицкий собор Александровской Слободы//Изв. Об-ва преподавателей графических искусств. М., 1916. 4/6. С. 22-30; Древний Псков и его худож. жизнь. М., 1923; Древние подмосковные: Александровская слобода, Коломенское, Измайлово. М., 1923; Организация массы в архитектуре//Изв. Иваново-Вознесенского политехн. ин-та. 1923. Т. 7. Вып. 2. С. 5-27; Вел. Новгород и его худож. жизнь. М., 1924; Византийское и рус. искусство: Учеб. М., 1924; Древнейшая рус. гравюра//Гравюра и книга. М., 1924. 2/3. С. 25-27; Книгопечатание в России в XVI-XVII вв.//Книга в России. М., 1924. Ч. 1. С. 63-126; Очерки декоративного искусства Др. Руси. М., 1924; Забытая подмосковная «Пехра-Яковлевское». М., 1925; «Тверские» врата Александровской слободы//Тр. отд. археологии РАНИОН. М., 1926. Вып. 1. С. 76-83; Худож. памятники Москвы и городов Моск. губ. М., 1928; Возникновение моск. искусства. М., 1929. Т. 1; Ориентализмы в первопечатном моск. орнаменте//Тр. секции археологии/РАНИОН. М., 1929. Вып. 4. С. 329-338; О стиле рус. архитектуры XVII в.//Тр. секции истории искусства/РАНИОН. М., 1930. Вып. 4. С. 138-149; Проблема происхождения древнерус. столпообразных храмов//Тр. Кабинета истории материальной культуры МГУ. М., 1930. Вып. 5. С. 17-50; Моск. Кремль: Стены и башни//Архитектура СССР. 1935. 10/11. С. 68-76; Новое здание гостиницы Моссовета//Там же. 2. С. 59-67; Первопечатная рус. гравюра//И. Федоров первопечатник. М., 1935. С. 73-93; Рус. ампир. М., 1935; Архитектура Истры и ее значение в общем развитии рус. зодчества//Ежегод. Музея архитектуры. М., 1937. 1. С. 9-51; Природа архитектурного музея//Тр. МИФЛИ. М., 1937. Т. 2. С. 65-77; Проблема творчества Баженова//Академия архитектуры. М., 1937. 2. С. 7-15; Пространство у Баженова и моск. архит. традиция//Там же. С. 55-57; Скульптурная декорация в древнерусском каменном зодчестве//Архитектура СССР. 1937. 1. С. 51-57; Чертежи А. Н. Воронихина: Колл. Музея архитектуры. М., 1938; Архитектурная проблемология в ист. аспекте. Воркута, 1943; Неск. слов о древнейшем датированном памятнике моск. литья//Искусство Др. Руси: Проблемы иконографии. М., 1994. С. 189-198; Теория архитектуры/Сост.: В. В. Кириллов, И. Л. Кызласова. М., 1994 [Список тр.: С. 470-475]; К вопросу возникновения Петропавловского собора в Ленинграде//Петербургские чт., 96. СПб., 1996. С. 78-79; Художественно-археол. памятники Чебоксар/Публ. и вступ. ст.: А. И. Мордвинова//Художественная культура Чувашии: 20-е гг. Чебоксары, 2005. С. 211-254 (соавт.: Е. А. Некрасова).

http://pravenc.ru/text/2564844.html

И. (ФИРИ РАН. Собр. Лихачёва. 638). Характер миниатюр, раскрашенных в 2-3 цвета, напоминает лубочные картинки. О популярности жития Г. И. свидетельствует неоднократное его воспроизведение в гравюре. По своду Д. А. Ровинского известны 4 изображения: лист «Прп. Герасим» работы Леонтия Бунина (1714) с 4 сюжетами Жития, с подписями в 2 клеймах с историей Г. И.; гравюра в 3 листа «Преподобный Герасим с деянием», 1-я пол. XVIII в.,- слева ростовой образ Г. И., остальная часть разделена на 2 полосы, в к-рых 10 сюжетов жития; гравюра в 4 листа «С. Преподобный Герасим иже на Иордане» работы Ивана Любецкого , датированная 1735 г.,- в среднике представлен Г. И., по сторонам 10 клейм жития, аналогичных предыдущей гравюре, с небольшими изменениями в тексте; листовая гравюра «Препод. Герасим с деянием», 1820-1830 гг.,- в среднике Г. И., по сторонам и сверху 10 сюжетов жития, внизу подпись с кратким изложением в 10 строках (есть варианты в 9 и 8 строк) истории Г. И. В росписи нач. XXI в. Введенской ц. Герасимова Болдинского мон-ря (над входом в храм из трапезной палаты) преподобный изображен в предстоянии Иисусу Христу вместе с прп. Герасимом Болдинским. В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в., в разд. «Преподобные отцы наши отшельники» Г. И. описан как «старец с густою бородою» (Ч. 3. § 13. 32). В иконописном подлиннике сводной редакции, XVIII в. (собр. С. Т. Большакова), облик Г. И. уподобляется свт. Власию Севастийскому, «…лев под ногами его вохрян, [Г. И.] рукою благословляет, а в левой свиток, а в свитце глаголет: Именем Господним зверь повиновение имеет, а Инде пишет: сие повиновение имели ко Адаму зверие». Лит.: Ерминия ДФ. С. 171; Большаков. Подлинник иконописный. С. 77; Ровинский. Í ародные картинки. Кн. 3. С. 571-574. 1419-1422; Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. Кат. 518, 1047; LCI. Bd. 6. Sp. 391-393; Ξυγγπουλος Α. Α τοιχογραφαι το καθολικο τς μονς Προδρμου παρ τς Σρρας. Θεσσαλονκη, 1973. Σ . 13-15. Pl. 9-11; Bakalova E. Scenes from the Life of St. Gerasimus of Jordan in Ivanovo//ЗЛУ.

http://pravenc.ru/text/164611.html

В наибольшей степени раскрывают историю епископского служения М. в Воронеже 10 композиций на иконе 1853 г., написанной И. И. Ивановым к 150-летию преставления святого для церкви в Малоярославецком у. Калужской губ. (Музей истории г. Обнинска). Средник окружают такие клейма: М. наставляет священников и паству; хиротония М. во епископа; святой раздает милостыню бедным; благословляет царя Петра I на Азовский поход; оставляет Духовное завещание; явление святого во сне княгине; исцеление воронежской купчихи от иконы Божией Матери и мантии святого; кончина святого в присутствии царя Петра I; погребение святого; перенесение мощей святого. Последняя по времени создания, после 1855 г., иконная рама с 9 клеймами жития и чудес М. являлась вкладом в ярославскую церковь Благовещения Богородицы (ЯХМ; см.: Кузнецова О. Б., Федорчук А. В. Иконы Ярославля 16-19 вв.: Кат. выст./ЯХМ. М., 2002. С. 88. Кат. 43). Помимо исцелений на ней помещены уникальный сюжет «Пострижение святого в иночество», а также уже встречавшиеся композиции «Хиротония святого во епископа» и «Поклонение имп. Николая I мощам святого». Самый полный образец художественного иллюстрирования «Сказания...» свт. Филарета - гравюра «Чудотворные исцеления свт. Митрофана» 1842 г., выполненная Афанасьевым по рис. Колышкина (РГБ, фрагмент - ЦАК МДА; цензурное разрешение - ЦГИАМ. Ф. 2393. Оп. 1. Д. 1842). Произведение было выгравировано к 10-летию открытия мощей М. на средства московского купца Г. Бурова. Рисунок эстампа с 39 клеймами чудес полностью воспроизведен на литографии П. Н. Шарапова 1877 г. (оттиски в РГБ, РНБ). Свт. Митрофан Воронежский; поклонение его мощам. Гравюра. 30-е гг. XIX в. (РГБ) Свт. Митрофан Воронежский; поклонение его мощам. Гравюра. 30-е гг. XIX в. (РГБ) После канонизации свт. Тихона Задонского в 1861 г. возникли новые изводы: Воронежских святителей стали изображать вместе, иногда держащими в руках Смоленскую икону Божией Матери, как келейную М., или Владимирскую - святыню Задонской Богородицкой обители, где находились мощи свт.

http://pravenc.ru/text/2563404.html

может быть размещен с краю, напр. на иконе нач. XIX в. (НКПИКЗ; см.: Schätze aus dem Höhlenkloster in Kiev: Eine Ausstellung im Bischöflichen Dom-und Diözesanmuseum. Trier, 1995. Kat. 9. S. 42). В клейме иконы «Собор русских святителей» (2-я пол. XIX в., собор во имя равноап. кн. Владимира в С.-Петербурге) Н. изображен вместе со свт. Германом, еп. Новгородским, он облачен в фелонь, малиновый подризник, с палицей на боку, с омофором «золотой парчи», в шапке с белой меховой опушкой, с Евангелием на левой руке; безбородый, волосы светлые (седые). Свт. Никита Новгородский. Гравюра мон. Илии. «Патерик, или Отечник Печерский». К., 1661. Л. 154 об. (РГБ) Свт. Никита Новгородский. Гравюра мон. Илии. «Патерик, или Отечник Печерский». К., 1661. Л. 154 об. (РГБ) В Соборе Киево-Печерских святых Н. пишут в монашеском облачении - в мантии и куколе (клобуке) на голове, в ряду др. подвижников, где он опознается по местоположению и по имени Никита (др. святого с таким именем в Соборе Киево-Печерских святых нет), иногда с эпитетом «Затворник» (напр., на гравюре киевского мастера В. Белецкого 1756 г., на расцвеченной гравюре 1-й пол. XVIII в., ГЛМ; на иконах: 2-й пол. XVIII в. из Киево-Печерской лавры (НКПИКЗ), посл. трети XVIII в. (1771 (?), ИркОХМ), 1-й трети XIX в. (КБМЗ), сер. XIX в. (Троицкий собор Успенского жен. мон-ря в Александрове). К иллюстрациям деяний и чудес, связанных с именем Н. уже как епископа, относятся гравюры, сопровождающие печатные тексты Киево-Печерского Патерика, напр. работы мон. Илии 1656 г. в книге «Патерик, или Отечник, Печерский» (К., 1661. Л. 154 об. (РГБ)). Гравюра разделена на 2 части, в верхней представлен святой на фоне ландшафта. Он облачен в фелонь, омофор, без головного убора, так что видно гуменцо на главе, благословляет высоко поднятой правой рукой, на отведенной в сторону левой руке держит Евангелие. В условном пейзаже все же можно увидеть намек на гористую местность, характерную для киевского мон-ря, слева - отверстая пещера, в устье к-рой дана сцена искушения Н.

http://pravenc.ru/text/2565346.html

На головах Богоматери и Христа пышные короны закрытого типа. На груди Богоматери широкое ожерелье из неск. рядов цепей посередине, обрамленных с 2 сторон жемчугом,- это драгоценные привесы на Ченстоховской иконе, традиционно воспроизводившиеся на ее многочисленных списках. На ксилографии из Толковой Псалтири (К., 1697) гравер с точностью изобразил эти основные особенности Л. и. На списках, копировавших чудотворную икону, центральное место в композиции занимало изображение Богоматери с Младенцем. Списки, к-рые писали непосредственно с чудотворного образа, имели пространную надпись об истории иконы под центральным образом Богоматери с Младенцем (икона XVIII в. (?) из Спасо-Преображенской ц. в Любече). Во 2-м, позднем варианте данного извода надпись внизу иконы отсутствовала (икона «Любецкая Богоматерь», XIX в., храм-музей икон «Неувядаемый Цвет», д. Исаково Солнечногорского р-на Московской обл.; 51×42 см). К числу более редких относятся списки, копировавшие сложносоставную икону работы иером. Иннокентия (Щирского). В XVIII-XIX вв. изображения Л. и. вошли в многочисленные гравированные и иконописные своды Богородичных икон (гравюра нач. XIX в. «Двенадцать икон Богородицы» - под 7 мая изображено «Явление иконы Пртыя Бцы Любецкой»; гравюра 1-й пол. XVIII в. «Образ сорока явлений Пресвятыя Богородицы» - во 2-м ряду 11) «Изображение чудотворнаго образа Пртыя Бцы Любецкой яже принесе излюбеча в kieb Селивестру Kiebcku мирополи inocmabiшa вцркви cbmoi Coфiu»; гравюра кон. XVIII в. «Изображение 130 икон Богородицы» - 12) с подписью: «Любецкая» ( Ровинский . Народные картинки. Т. 3. С. 473, 476, 478. 1212, 1214, 1216). Лит.: Евгений (Болховитинов), митр. Описание Киевософийского собора и Киевской иерархии. К., 1825. С. 49; Димитрий Ростовский, свт. Соч. М., 18396. Т. 1. С 486-487; Скворцов И. М., прот. Описание Киево-Софийского собора по обновлении его в 1843-1853 гг. К., 1854; Милорадович Г. А. Антониевский Любечский муж. мон-рь. [Чернигов, 1860]; он же. Любеч Черниговской губ.

http://pravenc.ru/text/2561034.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010