Богоявленская женская обитель всегда привлекала к себе каждого, либо паломника, либо путешественника, побывавшего тут хотя бы единожды, своей красотой и особенной атмосферой намоленного места. Из журнала " Православные Храмы. Путешествие по святым местам. Выпуск ООО " Де Агостини " , 2019 и с сайта: www.vidania.ru/Архитектурный ансамбль Угличского Богоявленского женского монастыря. Е. А. Лиуконен 7 февраля 2018 года епископ Переславский и Угличский Феодор совершил чин Великого освящения храма в честь иконы Божией Матери «Казанская» в Богоявленском женском монастыре города Углича. Его Преосвященству сослужили: секретарь Переславской епархии и настоятель Покровского храма города Переславля-Залесского протоиерей Александр Передернин, благочинный монастырей Переславской епархии игумен Димитрий (Горбатюк), благочинный приходов Угличского округа игумен Николай (Шишкин), духовенство Переславской епархии. Стук забиваемых в престол гвоздей, символизирующий пригвождение Спасителя ко Кресту, возвестил о начале Великого освящения. При открытых Царских вратах епископ Феодор, преклонив колена вместе с верующими, просил Господа ниспослать Пресвятого Духа и освятить храм и жертвенник сей. По окончании священнодействий престол облачили в двойные покрывала: нижнее, белое, знаменует собой погребальную плащаницу Спасителя, а верхнее, украшенное, изображает Его вечную Небесную Славу. В завершение чина Великого освящения храм окропили святой водой, а затем особой кистью были нанесены на стены кресты Святым Миром. Освящение храма завершилось торжественным крестным ходом с мощами, которые впоследствии были вложены в Святой Престол. В новоосвященном храме епископ Феодор возглавил Божественную Литургию. Проповедь перед причастием произнёс благочинный приходов Угличского округа игумен Николай (Шишкин). По окончании богослужения епископ Переславский и Угличский Феодор обратился к участникам богослужения с архипастырским словом. Источник: Каменная водосвятная часовня-сень построена в 2017 году. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог. |
Храм Богоявления Господня (Семендяево) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Богоявления Господня (Семендяево) Храм Богоявления Господня (Семендяево) — четырёх-престольная церковь, старейший в современном Калязинском районе каменный храм. Построен в 1786 году. Это, безусловно, ярославская церковь, близкая к ряду памятников угличско-моложского круга 2 половины XVIII века. Содержание История [ править править код ] Село Семендяево, вотчина Макарьева Калязина монастыря, впервые упоминается в начале XVI века. После секуляризации оно стало государственным селом, позже — центром волости. Памятником былого значения села является Богоявленская церковь, старейший в современном Калязинском районе каменный храм. Это, безусловно, ярославская церковь, близкая к ряду памятников угличско-моложского круга 2 половины XVIII века. Храм Богоявления Господня (Семендяево) Современный вид семендяевского храма сложился не сразу. Храм пережил два очень значительных ремонта, около 1808 года (когда появился придел Всех Святых) и до 1906 года, когда появилась почти вся внутренняя декорация здания. От первоначального здания уцелел высокий четверик с полукруглой апсидой и трапезная (4 оси окон). Архаичный для своего времени декор состоит из опоясывающего все здание выше окон первого света карниза и барочных наличников сходного типа, отличающихся только тем, что на четверике они с лучковыми сандриками, а на остальных частях — с треугольными. Очень характерны для храмов XVIII века во всем ярославском Поволжье закомары по верху четверика. Колокольня построена, видимо, немного позже, но также в конце XVIII века. Изначально она стояла немного с отступом от западной стены трапезной. Более поздние стены трапезной частично перекрыли восточную грань колокольни. Вид центрального четверика сложился после очень крупного ремонта, завершившегося в 1906 году. Храм был заново расписан. Эта роспись маслом практически исчезла. В 1808 году трапезная, где первоначально располагались два придела — Покрова и Иоакима и Анны, была распространена — на запад. Придел расширил трапезную на две оси окон, а в южной части его был устроен алтарь. Эта часть здания сохранила коробовый свод, к счастью, сохраненный от разрушения в 1990-х годах, а в алтарной нише, сделанный в стене, примыкающей к южному нефу трапезной, в конце XIX века была сделана живописная композиция " Спас на престоле " — превосходной художественной работы. По некоторым сведениям, здесь работали калязинские живописцы Шишкины. |
Кафедральный собор Христа-Спасителя (Рождества Христова) : Гвоздь Креста Господня, свт. Филарет Московский, свт. Иоанн Златоуст (?) (глава), мц. Евфимия Всехвальная (десница). Богоявленский (Елоховский) собор : свт. Алексий Московский (XIV в.), «Московская-Казанская» икона Божией Матери, Апостол Андрей (десница). Успенский собор Кремля (паломники могут прикладываться к мощам и иконам лишь во время Богослужений, которые совершаются нерегулярно): свт. Петр, Иона, Феогност, Фотий, Киприан, Филипп I, Макарий и Иов Московские, свт. муч. Филипп II и Гермоген Московские, оригиналы «Влахернской» и «Петровской» икон и «Корсунская» (в алтаре) иконы Божией Матери. Архангельский собор Кремля : муч. царевич Димитрий Угличский, Михаил Черниговский и боярин Феодор, благ. кн. Иоанн Калита, Димитрий Донской, Евфросиния Московская, Димитрий Угличский (другой), благ. царь Феодор Иоаннович, икона Божией Матери «Благодатное Небо», икона Архангела Михаила. Благовещенский собор Кремля: преп. Григорий Декаполит (рука), иконы «Благовещение Пресвятой Богородицы» и «Всемилостивый Спас». Храм Покрова «на рву» (Василия Блаженного): блаж. Василий и Иоанн Большой Колпак, Московские (XVI в.). Храм Свт. Николая «в Толмачах» (при Государственной Третьяковской Галерее): оригинал «Владимирской» иконы Божией Матери. Государственная Третьяковская Галерея : оригиналы «Троицы» Андрея Рублева и икон Божией Матери «Донская», «Ярославская», «Пименовская» и «Гребневская», иконы Божией Матери «Московская-Иверская» (из часовни у Воскресенских ворот), «Успение Пресвятой Богородицы – Свенская», «Благовещение Пресвятой Богородицы – Устюжская», «Любятовская» и др., чудотворный «Дмитровский» крест. Музей Древнерусской культуры им. Андрея Рублева : «Волоколамская-Владимирская» икона Божией Матери. Храм Свт. Николая «в клёниках»: прав. Алексий Московский (ХХ в.), «Феодоровская» икона Божией Матери. Покровский храм на Лыщиковой горе : свящ. исп. Роман (Медведь) (ХХ в.), икона «Покров Пресвятой Богородицы». Рождество-Богородицкий храм в Старом Симонове (бывший Симонов монастырь): преп. Александр Пересвет и Андрей Ослябя (мощи под спудом, обозначены символической ракой), «Тихвинская» икона Божией Матери. Казанский храм в музее-заповеднике «Коломенское»: оригинал «Державной» иконы и «Казанская» икона Божией Матери. Никольский храм в Хамовниках: икона Божией Матери «Споручница грешных». |
Верещагин В.В. Внутренний вид церкви Иоанна Богослова на Ишне близ Ростова Ярославского Жезл апостола-евангелиста Иоанна Богослова был взят царем Иоанном Грозным в поход на Казань. Дальнейшая судьба святыни неизвестна. Но навершие жезла – шестиконечный медный крест оставался в обители, он был вставлен в барельеф на северном столпе Богоявленского собора, где почивали мощи основателя обители преподобного Авраамия. После революции монастырь был подвергнут поруганию и разграблению, его святыни частью исчезли, частью оказались в Ростовском музее. Мощи преподобного Авраамия, милостью Божией, не исчезли, они находились в запасниках музея и в 1991 году были с честью перенесены в возрождающийся Спасо-Иаковлевский Димитриев монастырь. Там они и пребывают до сего дня, открытые для поклонения верующим, сообщает корреспондент Православия.Ru Людмила Данилова. Ростов Великий. Авраамиев монастырь. Надвратная Никольская церковь. Фото с сайта www.v-rostove.ru. Богоявленский Авраамиев монастырь был возвращен Церкви в 1992 году, службы начали совершаться в надвратной Никольской церкви, действующей тогда как приходской храм (Авраамиев монастырь имел статус Патриаршего подворья Спасо-Андроникова монастыря г. Москвы - примечание Православия.Ru ). В 2004 году решением Священного Синода здесь была учреждена женская обитель, настоятельницей назначена игумения Миропия из Угличского монастыря. Службы проходят пока только в Никольском храме, Богоявленский собор (повторяющий собой архитектуру собора Василия Блаженного в Москве) и Свято-Введенская церковь находятся в аварийном состоянии. С приходом игумении Миропии в монастыре начались восстановительные работы, уже меняется облик Введенского собора, значительно улучшился вид Никольского храма, где сейчас проходят богослужения. Ростов Великий. Авраамиев монастырь. Богоявленский собор. Фото с сайта www.v-rostove.ru. В запасниках Ростовского музея находятся некоторые святыни и утварь Авраамиева монастыря – две вышитые пелены с мощей преподобного Авраамия середины XVI века и XVII века, плащаница XVI века (вклад царя Бориса Годунова). Находится в музее и медный крест с апостольского жезла Иоанна Богослова. Правда, специалисты считают, что это всего лишь отливка с подлинника, датируемая XIV веком. |
335 Степн. кн. 1, 276. «убиша сент. в 9 день». Киев. л. «к Богу отъиде сент. в 19 д. в пяток». Собр. л. 2, 34. По Никон. л. (Собр. л. 9:176) «убиен же бысть в пяток». Соф. лет. (Собр. л. 5. 159). «убиша мес. сент. в 19 день». Пятница 1147 г. была 19, а не 9 сентября. 338 Собр. л. 2, 34–45. 53. «Везе на конец града в монастырь святому Симеону... Перевесе мощи – Игоря от святого Семена из Копырева конца». Копырев конец – между гор. Киселевкою и Скавицею, близь константиновской улицы. 340 В сборнике 15 в. у Румянцева 406. «С вама же (Антонием и Феодосием) честно ублажаем князя Игоря приемша честно мучение, принесшего жертву чисту Богови. Аще бо укоряюще киане възложиша на (нь) честный чернорисский образ: и в том въсприя нетленны венец, безъукорные славы сподобиша и себе же муки вечные». 343 Труды общ. ист. 3, 1. стр. 169–171. Где выписки из летописей о месте погребения св. князя и его матери. – Владимирский сборник (М. 1857 г. стр. 78) повторяет старую ошибку, – в след за скудными последователями смысла скудного. 345 Опис. Румянц. муз. стр. 352. Надпись у Карамз. 4 пр. 39. След. псалтырь. Опис. новг. соф. соб. стр. 104. 346 Ркп. житие преп. Паисия, описано, не без многословия, в 1610 г в Угличе. – Позже, в конце 17 в. составлено другое, более полное житие, но где довольно произволов. – Хотя поздний биограф и говорит, что он пользовался известиями, которые прежде были опущены, но: а) несомненно, что монастырскими грамотами не пользовался он; б) новые известия его оказываются то прямо неверными, то сомнительными и только кое-где верными. 347 А. э. 1. 102. Эта грамота показывает, что в ист. иер. 5. 585 и в свед. о монаст. М. 1852 г. стр. 552 ошибочно отнесено основание монастыря с 1492 г. 348 Позднее житие. По тому же позднему житию при освящении храма были архиепископ Тихон «зело жития чистого и добродетельного», преп. Макарий колязинский, игумены: архангельский Георгий богоявленский заволгский Никита, Никольский, что на Песку, Сергий, архимандриты: алексеевский Нифонт и макарьевский Власий, игумены: улеменский Серапион, учменский Гавриил и богословский Герасим, из Ростова архимандриты: борисоглебский Иоанн, богоявленский Варлаам и яковлевский Петроний, игумены: от Троицы с Варниц Иосиф, белогостицкий Аврамий и Петровский Феодорит. – Тихон был ростовских архиепископом 1490–1503 г. и потому помог быть на освящении храма в сане архиепископа в 1482 г. Не был ли с 1481 до 1487 г. архиепископом другой Тихон? (Толстого святыня Ростова стр. 74). – Перечень настоятелей замечательна по крайней мере по указанию на современные Паисиеву монастырю угличские и ростовские. Сл. Киселя ист. угличск. стр. 335–343. |
Богоявленский собор был теплым храмом монастыря, где богослужения совершались в зимнее время. Для отопления служили четыре огромные печи, облицованные белыми изразцами, сохранившиеся до настоящего времени. Две находятся у боковых стен в западной части четверика, другие две в промежуточных арках алтарей, за столбами. Внутреннее убранство собора отличалось роскошью и богатством. Главное украшение составлял величественный четырехъярусный вызолоченный на полимент червонным золотом иконостас – один из лучших в городе. Он имел богатую тонкую резьбу, многие иконы были покрыты серебряными окладами. Небольшие иконостасы, выполненные в том же стиле, окружали четыре столба храмовой части. Для освещения храма использовалось огромное четырехъярусное паникадило, висевшее под центральным куполом. В соборе был пол, выложенный узорными чугунными плитами, солея отделялась железной решеткой, главный престол был покрыт серебряным облачением с позолотой. В храмовой части у правого переднего столба размещался вызолоченный футляр с плащаницей, над которым была бронзовая позолоченная сень, изящной отделки, изготовленная на петербургской ювелирной фабрике Верховцева, пожертвованная в 1871 г. У левого столба находилась резная вызолоченная сень, под которой размещалась гробница с частицами мощей разных святых, в том числе в отдельном ковчеге – святителя Иоанна Милостивого. Около правого столба находилось игуменское место с резной отделкой. Интерьер храма был расписан известным угличским живописцем Дмитрием Григорьевичем Бурениным с сыном Павлом. Более вероятно, что собор расписывался при строительнице собора игумении Еликониде (Муратовой), т.е. до 1864 г. Правая сторона храма была расписана на тему чудес от Толгской иконы Божией Матери, а левая – чудес святителей Николая Чудотворца и Иоанна Милостивого. В центре сводов, на куполе, размещается храмовая композиция «Богоявление», ниже на парусах, очевидно, были изображения Евангелистов. Над правым клиросом заметен сюжет «Коронование Божией Матери». На паперти росписи на тему Страшного Суда. |
1435 . Богоявленский, мужской, совсем уничтоженный, ныне гора Богоявленская, Ярославской губ., Угличского у., в 2 вер. от Углича, на левом берегу Волги. О нем известно только, что он разорен поляками в 1611 г., пряичем убито 38 иноков. В 1610 г. упоминается основатель м-ря строитель Варсонофий, а в 1612 г. игум. Авраамий. В межевой книге 1683 г. значится, что м-рь владел землею в дерев. Селиванцовой Городского стана. Ратшин, 558; “Ярослав. губ. в.”, 1859 г., 39 (кратк. обозр. ист. памятн. Углича); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 372, 35; “Опис. Москов. архива Мин. Юстиции”, I, 2715 (межев. кн. 1683 г.). 1436 . Богоявленский – Троицкий – Сергиев, мужской, уничтоженный в нач. XIX ст., находился в Москве, в Кремле, между нынешнею Оружейною палатою и арсеналом, подле Троицких ворот. Основан в XIV ст. при Вел. кн. Дмитрие Иоанновиче, который дал преп. Сергию, на случай пребывания его в Москве, место для келий и церкви близ своего дворца. Здесь был в конце XVI ст. настоятелем известный Авраамий Палицын, сподвижник Пожарского. М-рь существовал еще при ц. Михаиле Феодоровиче, но уже в 1666 г. считался подворьем Троицкой лавры. В 1679 г. ц. Феодор Алексеевич повелел поместить здесь школу для обучения греческому языку, зародыш Славяно-Греко-Латинской Академии. В этой же обители последовало первоначальное избрание на Всероссийский престол ц. Михаила Феодоровича. “Ист. Росс. Иер.”, II, 88 и 110, III, 406; Ратшин, 268; “Ист. свед. Тр.-Сергиевы лавры”, 146; “Ист. и топограф. опис. городов Москов. губ.”, 1787 г., прибавл., 81; Чичагов, “Жизнь кн. Пожар., кел. Авраамия и гражд. Минина”, 1848 г., 3; “Дополн. к Акт. истор.”, III, 44 (Ж. гр. 1648 г. торгов. людям; сказано: «и в Большом городе от Троетцкого м-ря к Никольским воротам» моста не велено делать), 119 (Акты 1654 г. о моров. поветрии, статья XXVIII), V, 26 (Выходы патриар. 1666 г.; здесь поселился новоизбранный патриар. Иоасаф; стр. 126, отпевание отца царицы Марии Ильиничны, Илии Даниловича; 151, крестный ход); Макарий, “Ист. |
Углич. Богоявленский монастырь. Церковь Смоленской иконы Божией Матери. Смоленская церковь Карта и ближайшие объекты Первая каменная постройка Богоявленского женского монастыря. Построена в период 1689-1700 гг. местными строителями " Артемием Даниловым сыном Птицыным, Дементием Патрикеевым сыном Бупаковым " и др. за 500 рублей. После постройки была освящена как церковь Богоявления Господня. Название - церковь Смоленской иконы Божией Матери получила после постройки на территории монастыря Богоявленского собора в 1853 г. Пристройка с западной стороны - трапезная, перед которой когда-то была шатровая колокольня, ныне осталась только галерея и портик. Внизу - хозяйственный подклет. Церковь Смоленской иконы Богоматери, построенная в 1700 г., двухэтажная, с приделом Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Аполлинарий Крылов «Историко-статистический обзор Ростовско-Ярославской епархии», Ярославль, в типографии Германа Фалька, 1861 г. Церковь иконы Божией Матери Смоленская в Богоявленском Угличском монастыре Кирпичная церковь, построенная в 1689-1700 гг. угличскими мастерами Артемием Птицыным, Иваном Русиновым, Иваном Кисельниковым и др. Первоначально была освящена в честь Богоявления Господня, в 1854 г. переосвящена в честь Смоленской иконы Божией Матери. Четырёхчастная церковь на подклете с двухсветной храмовой частью, увенчанной пятиглавием. Алтарная апсида полукруглая, к трапезной с северной стороны примыкает придел (первоначально Смоленский, с 1854 г. - Возвиженский). С запада к трапезной примыкает арочная двухъярусная галерея, над которой прежде возвышалась шатровая колокольня, с севера и юга находилось крыльцо на два схода. В нижнем этаже находились два придела: апп. Иоанна Богослова и Андрея Первозванного; Иоанна Милостивого и Димитрия Ростовского (1775 г.), упразднённые в 1804 г. В XIX в. была разобрана колокольня, а крыльцо заменено новым в классическом стиле, расположенным с северной стороны. Церковь закрыта в сент. 1925 г. Отреставрирована в 1970-1975 гг., при этом восстановлено покрытие глав зелёной поливной черепицей. В 2003 г. возвращена верующим. В настоящее время является зимним храмом монастыря. |
Научный проект Новоспасского монастыря представлен на Всероссийских Никитских торжествах в Костромской епархии 30 сентября 2015 г. 18:59 28 сентября 2015 года в Костроме прошли Никитские тожества, посвященные 650-летию со дня рождения преподобного Никиты, основателя костромского Богоявленского монастыря. Одним из организаторов торжеств стало Костромское отделение Императорского православного палестинского общества . Преподобный Никита (1365-1450), сродник и собеседник преподобного Сергия Радонежского, отправившийся в Кострому по его благословению, за свои подвижнические молитвенные подвиги был удостоен дара прозорливости и чудотворения. Мероприятия Никитских торжеств начались Божественной литургией в Богоявленском кафедральном соборе Костромы. Богослужение возглавили епископ Костромской и Галичский Ферапонт и епископ Рыбинский и Угличский Вениамин в сослужении духовенства епархии и прибывших на праздник священнослужителей из других епархий. По окончании Литургии был совершен крестный ход вокруг Богоявленского храма и молебен у раки мощей преподобного Никиты. Затем торжества продолжились в Костромском государственном технологическом университете, где состоялись I Общероссийские Никитские чтения «Наследие и наследники преподобного Никиты». Первым прозвучал доклад научного руководителя проекта Новоспасского ставропигиального мужского монастыря по изданию документов Священного Собора 1917-1918 гг. А.И. Мраморнова, прибывшего на Никитские торжества по благословению наместника обители, первого заместителя управляющего делами Московской Патриархии епископа Воскресенского Саввы . В ходе доклада, посвященного предстоящему 100-летию Собора, были представлены вышедшие тома издания документов Собора, а также переиздание протоколов Предсоборного Совета 1906 г., также осуществленное Новоспасским монастырем. 27 сентября руководитель проекта по изданию документов Священного Собора был принят епископом Ферапонтом. А.И. Мраморнов рассказал Его Преосвященству о научной деятельности Новоспасской обители и значении издаваемых документов Священного Собора 1917-1918 гг. Торжества завершились 29 сентября круглым столом в Общественной палате Костромской области. Сайт проекта по изданию документов Поместного Собора 1917-1918 гг. /Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г. |
Разрушение обители В советское время благополучию обители пришел конец. Монастырь огромный и многолюдный закрыли в конце 1920-х гг., а дальше последовало разорение. Были уничтожены интерьеры церквей, бесчисленные иконы, исчезли колокольня, ограда, а церковь «Достойно есть» перестроена в жилой дом. Уничтожено налаженное монастырское хозяйство, которое трудами насельниц обеспечивало благосостояние. В более поздние десятилетия памятникам архитектуры обители было уделено некоторое внимание. В частности, отреставрирован и освобожден от искажений Смоленский храм, приведен в порядок Феодоровский, начата реставрация Богоявленского собора. Но территория была лишена единства, келии перестраивались и разрушались. Рассказывает заслуженный работник культуры, историк, краевед Виктор Ерохин: «В 1989 году, когда я был директором угличского историко-архитектурного музея, мы забрали у торга Богоявленский собор. К нему примыкали ветхие деревянные сараи. Поскольку это пожароопасно, мы решили их снести. Собор надо было реставрировать, ставить леса, а сараи мешали. Разрушив их, под мусором, мы обнаружили памятники игумений монастыря монахини Еликониды и монахини Инокентии. Их пришлось убрать. На территории монастыря в 19 веке не было кладбища. Эти надгробные памятники с надписью сегодня находятся у Федоровского храма. Если провести археологическую зачистку, можно обнаружить и сами могилы. Немаловажно и обнаружение могилы игумении Анастасии с сестрами, убиенных польскими интервентами в 1609 году. По свидетельству летописных источников, могила находится близ церкви Флора и Лавра. Но это место так застроено домами, что сегодня достаточно трудно определить точное местоположение. Игумения Анастасия считается местночтимой святой, есть смысл, несомненно, искать ее мощи». Немаловажен этот факт в истории монастыря. А.Н. Ушаков пишет: «При Богоявленском женском монастыре, как находящемся внутри города, кладбища не имеется. В стенах монастыря, с особаго разрешения, погребены: игумения Еликонида, как храмосоздательница (с южной стороны храма), и рядом с ней монахиня Еванфия. Над их могилой памятник из серого камня, полированный с надписью…». Как благодетельницу и устроительницу монастыря погребли игумению Еликониду на территории ее обители и, конечно, не случайно, а по воле Божией, место нахождения могил было обнаружено. |
| |