Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 УГЛИЧСКИЙ БОГОЯВЛЕНСКИЙ СОБОР Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Богоявленский собор Угличского Богоявленского монастыря В начале 1840-х годов Угличским Богоявленским монастырем было приобретено соседнее имение купца Г.В. Буторина, где находились два дома и роскошный фруктовый сад с яблонями и грушами. 19 октября 1843 года на приобретенной территории был заложен новый Богоявленский теплый каменный собор. Строительство нового собора велось по проекту русского архитектора Константина Андреевича Тона . Обитель не обладала достаточными средствами для столь крупного строительства, не было крупных вкладов и помощи со стороны. Поэтому многие сестры сами занимались заготовкой бутового камня для фундамента, копали глину, формовали и обжигали кирпичи, привозили к месту строительства материалы, разрабатывали и пережигали известь 11 июня 1844 года была начата каменная кладка собора, а в 1853 году его строительство было завершено. 17 октября 1853 года архиепископом Ярославским и Ростовским Евгением (Казанцевым) были освящены главный престол в честь Богоявления Господня и правый придел в честь Толгской иконы Божией Матери , на следующий день 18 октября - левый придел в честь святителей Николая Чудотворца и Иоанна Милостивого . Освящение последнего проводил архимандрит Никодим (Казанцев) . Пятиглавый, на подклете, собор был точной копией церкви во имя Святой Екатерины в Петербурге . В 1870-е годы Д.Г. Буренин с сыном Павлом выполнил настенную роспись. В 1881 году собор был частично отремонтирован, а в 1904 - 1906 годах произведен капитальный ремонт. В подклете под алтарем Толгского престола была устроена часовня для хранения особо чтимой святыни храма - иконы " Недремлющее око " . В 1930-е годы Богоявленский монастырь был закрыт. В советский период его храмы использовались под складские помещения. В 2000 году Богоявленский собор был передан Русской Православной Церкви . Началось восстановление утраченной святыни.

http://drevo-info.ru/articles/13678846.h...

Тобольская. Воскресенский-Березовский (1533), Зосимо-Савватиевский-То-больский (1613), Параскево-Пятницкий-Тарский (1861), Покровский-Туринский (1898), Троицкая-Кодская (2108). Томская. Богородицкий-Усть-Киргизский (1425), Успенский-Томский (2177). Тульская. Всеволож-Пречистой Богородицы (1548), Рождественский-Новосильский (1970), Рождество-Богородицкий-Болахнинский (1985), Саввина пустынь-Березынский (1996). Уфимская. Вознесенский-Усольский (1518), Казанский-Богородицкий с устъ Чолны или Чалнинский (1660), Преображенский-Осинский (1938), Сергиев-Уфимский (2009). Харьковская. Всехсвятская-Лаврентиева (1549), Успенский-Чугуевский (2176). Херсонская. Байтальский (1394), Витовский (1487), Роговский-Дубосарский (1961), Успенский-Пасицельский (2192). Черниговская. Благовещенский-Суражицкий (1408), Введенский-Омбышский (1478), Ветхо-Рождественский-Богородицкий-Нежинский (1485), Вознесенский-Винницкий (1507), Казанский-Климовский (1657), Клюсовский-Спасский (1674), Ко- стянский-Троицкий-Почепский (1692), Крестовоздвиженский-Успенский-Батуринский (1703), Моромский (1753), Николаевский-Зазимский (1800), Онуфриевский-Любечский (1850), Пятницкая-Добрянская (1953), Рувимский-Спасский-Сосницкий (1992), Ряб- цевский-Успенский (1995), Троицкий-Горский-Новгород-Северский (2131), Успен- ский-Батуринский (2178), Успенский-Новомлинский-Бобриковский (2190), Успенский- Преображенский-Глуховский (2193), Яриловичский (2244). Ярославская. Андреевский-Ростовский (1370), Архангельский в Бору (1385), Афанасиевский Убогих Домов (1388), Богородицкая-Казанская на Секше (1411), Богословский-Иоанновский-Ростовский (1434), Богоявленский-Угличский (1435), Введенский-Угличский (1471), Вознесенский-Угличский (1505), Вознесенский-Обнор­ский (1514), Георгиевский-Николо-Царевский (1556), Григорьевский-Богословский-Затвор-Ростовский (1568), Ильинский-Романово-Борисоглебский (1626), Ильинский-Пошехонский (1632), Казанская-Рыбинская (1653), Лазаревский-Ростовский (1712), Маленская-Пошехонская (1730), Михаиловский в Борчуге (1743), Николаевский-Пенский (1781), Николаевский, что на Бою (1782), Николаевский на Глинищах или на Сковородке (1791), Николаевский-Тропский-Киприанова пустынь (1828), Николо – Городищенский – Угличский (1836), Новодевичий-Преображенский (1842), Оносовский (1849), Петровский-Ростовский (1866), Петропавловский – Ярославский (1874), Покровский-Петровский (1896), Покровский-Романово-Борисоглебский (1897), Преображенский-Новый – Даниловский (1937), Преображенский – Романовский (1940).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

1320 См.: Постановления Заместителя Патриаршего Местоблюстителя и Временного при нем Патриаршего Священного Синода//Журнал Московской Патриархии. 1931. 2. С. 1. 1322 Косик О. В. «Послание ко всей Церкви» священномученика Серафима Угличского от 20 января 1929 года//Богословский сборник. 2003. Вып. 11. С. 311. 1323 «Год скорби и печали»: Дневник священномученика Серафима (Самойловича), архиепископа Угличского за 1928 год/Публ. прот. А. Салтыкова и Н. Д. Егорова//Мир Божий. 2003. 1 (9). С. 44. 1324 Косик О. В. «Послание ко всей Церкви» священномученика Серафима Угличского от 20 января 1929 года. С. 329. 1325 Деяние нового священномученика Серафима Угличского/Публ. и примеч. Н. Савченко//Православная Русь. 1999. 9. С. 7. 1328 Дамаскин (Орловский), иером. «Я теперь не умру...»//Журнал Московской Патриархии. 1993. 1. С. 30. 1330 Постановления Заместителя Патриаршего Местоблюстителя и Временного при Нем Патриаршего Синода//Журнал Московской Патриархии. 1932. 11–12. С. 2. 1331 Соборное определение «О Местоблюстителе Патриаршего Престола» от 10 августа 1918 г. права предношения креста ему не усваивало (см.: Собрание определений и постановлений Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. Вып. 4. С. 7–8). 1332 Мазырин А., свящ., Сухова Н. Ю. Научно-богословская аттестация в период гонений 1920–1930-х гг. и присвоение ученой степени доктора богословия митрополиту Сергию (Страгородскому) //Вестник ПСТГУ. II. 2009. Выл. 3 (32). С. 113–114. 1333 Постановление Заместителя Патриаршего Местоблюстителя и Временного при Нем Патриаршего Священного Синода//Журнал Московской Патриархии. 1934. 20–21. С. 3–4. Выделения полужирным даны в соответствии с источником. 1335 Елевферий (Богоявленский), митр. Неделя в Патриархии: (Впечатления и наблюдения от поездки в Москву)//Из истории Христианской Церкви на Родине и за рубежом в XX столетии. М., 1995. С. 261. 1336 [Сергий (Воскресенский), еп.] 14/27 апреля 1934 г. войдет особо знаменательным днем в историю Русской Православной Церкви: В этот день Заместитель Патриаршего Местоблюстителя Митрополит Горьковский Сергий соборным голосом русской Иерархии был возведен на Первосвятительскую Московскую кафедру с титулом Блаженнейший//Журнал Московской Патриархии. 1934. С. 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Покровский монастырь (акватория Угличского водохранилища). Покровский Паисьев Угличский мужской монастырь. Покровский мужской монастырь /// Объект утрачен Монастырь.  Утрачен.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:Между 1430 и 1476. Год утраты:1939 (затоплен водохранилищем) Ссылки:   Адрес: Ярославская область,Угличский район (акватория Угличского водохранилища напротив д. Покровские Горки) Координаты: 57.506241, 38.269983 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Обитель находилась на левом берегу реки Волги в 3 км выше Углича (в районе современной деревни Покровские Горки). Основан, вероятно, в середине XV века. В конце 1460-х годов настоятелем стал Паисий Угличский. В конце XV веке обитель получила земельные пожалования от Андрея Большого в окрестностях города. На средства угличского князя в 1482 года было завершено возведение собора в честь Покрова Богородицы. Монастырь относился к числу значительных культурных центров края. В нем работали артели иконописцев, существовали мастерские производившие иконы и рукописные книги. С начала XVI века, после смерти преподобного Паисия и обретения чудотворной иконы Покрова Богородицы, монастырь становится духовным центром и местом паломничества. В 1509 году по грамоте князя Дмитрия Жилки ему дано сельцо Архангельское с деревнями. В 1534 году грамотой Ивана IV и в 1585 году грамотой царевича Дмитрия были даны монастырю значительные льготы. К концу XVI века ему принадлежали слобода на городской стороне, 36 сел с деревнями. В это время на территории монастыря сооружается каменная церковь Богоявления Господня, храм Николы Чудотворца, деревянная церковь Сергия Чудотворца. В 1609 году разорен поляками, погибли игумен Антоний и 40 монахов. Возобновлен около 1619 года. В конце XVII века на территории монастыря перестроена соборная церковь, возведена новая каменная Богоявленская церковь с трапезной, колокольня, начато строительство ограды с башнями. В 1692 году грамотою патриарха Адриана в монастыре учреждена архимандрития. Первым архимандритом был крестовый иеромонах патриарха, старец Макарий. Упразднена в 1764 году. В 1828-31 годах в монастыре построена колокольня высотой 30 м, в 1840-42 годах перестроен придел Дмитрия Ростовского, в 1860 году сделано новое здание гостиницы. В обители находились также многочисленные жилые и хозяйственные помещения, начальное двухклассное училище. На ее территории были захоронены преп. Паисий, Федор, Данила и Алексей Адашевы, местные церковные деятели.

http://sobory.ru/article/?object=34796

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Изменить УГЛИЧСКИЙ СМОЛЕНСКИЙ ХРАМ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Храм в честь Смоленской иконы Божией Матери. Угличский Богоявленский монастырь Угличский храм в честь Смоленской иконы Божией Матери , трапезный храм Богоявленского монастыря Переславской епархии В 1689 - 1700 годах угличскими мастерами была построена церковь Богоявления Господня с приделом Смоленской Божией Матери . В ее нижнем этаже размещалась церковь в честь апостолов Иоанна Богослова и Андрея Первозванного . В 1775 году в находящейся рядом палатке был устроен придел святителей Иоанна Милостивого и Димитрия Ростовского . Но " в 1840 году, вследствие разных неудобств и темноты, все эти храмы упразднены и вместо них устроена больница " . В октябре 1853 года, после освящения нового Богоявленского собора , старая Богоявленская церковь была упразднена. В 1854 году ее главный престол был освящен в честь Смоленской иконы Божией Матери, а северный придел - в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня . В настоящее время северный придел упразднен и используется, как ризничная. В 1930-е годы монастырь был закрыт, а его храмы использовались под складские помещения. В 1970-1980-е годы в Смоленском храме проведена реставрация под руководством архитектора С.Е. Новикова. В 1976 году его передали Угличскому историческо-художественному музею. В 2003 году храм возвращен Русской Православной Церкви , и в нем стали совершаться богослужения. Архитектура Смоленская церковь является типичным пятиглавым трапезным храмом, поднятым на подклет. Своими формами она близка церкви Одигитрии Воскресенского монастыря и Введенской церкви Николо-Улейминского монастыря . Первоначально у храма были крыльцо на два схода и шатровая колокольня. Прежнее крыльцо в XIX веке было заменено другим в классическом стиле, пристроенным с северной стороны. Над его куполом имелось завершение в виде тонкого шпиля, увенчанного крестом. С южной стороны на месте крыльца была построена небольшая палатка. В 1970-1975 годах при реставрации храма ее разобрали и на месте проема выложили две арки, повторяющие формы западной галереи.

http://drevo-info.ru/articles/13678844.h...

У проходить IV православний дитячо-юнацький хоровий фестиваль «Олександр Невський» 28 травня 2019 р. 18:22 26 мая 2019 года в Богоявленском соборе Угличского кремля (г. Углич Ярославской области) состоялся первый концерт IV Международного православного детско-юношеского хорового фестиваля «Александр Невский», в программу которого вошли выступления хора «Перезвоны» из Санкт-Петербурга и хорового ансамбля «Классика» из города Иваново. В этом году фестиваль объединил более 400 участников из России, Белоруссии и Сербии. 27 мая во Дворце культуры Углича состоялось торжественное открытие фестиваля и конкурсные прослушивания коллективов-участников, представивших на суд жюри по три музыкальные композиции. 28 мая, помимо творческой программы, коллективы приняли участие в Божественной литургии и крестном ходе по территории Угличского кремля с мощами святого благоверного царевича Димитрия Угличского. По окончании богослужения на Успенской площади состоялся гала-концерт фестиваля «Александр Невский», затем участники форума встретились с духовенством Углича, для них были организованы экскурсии и посещение святынь древнего города. Победители фестиваля будут объявлены 30 мая, в последний день работы певческого форума Целью фестиваля является содействие возрождению традиций национальной певческой и духовной культуры, укрепление межнационального единства, развитие международных и межрегиональных гуманитарных проектов, сохранение и развитие детско-юношеского хорового пения в России, пропаганда российского искусства, традиций и духовных ценностей. Генеральный спонсор фестиваля — Благотворительный фонд «Достойно есть». Фестиваль является частью Международного православного культурно-просветительского проекта «Александр Невский», посвященного юбилейным торжествам по случаю 800-летия со дня рождения великого князя Александра Ярославича, которые будут отмечаться в 2021 году. Фестиваль «Александр Невский» проводится с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом Президентских грантов в направлении «Сохранение исторической памяти». Учредителями Международного православного культурно-просветительского проекта «Александр Невский» выступают: Переславская епархия   Ярославской митрополии , Общецерковный молодежный центр имени преподобного Сергия Радонежского при храме святителя Николая Мирликийского — Патриаршего подворья в с. Здехово Московской области. Православие.ru /Патриархия.ru Календарь ← 31 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5443000...

См.: И. Машезерский. Памяти заслуженного ординарного профессора Ивана Егоровича Троицкого .//ОЕВ. 1901. 17. С. 515–522; П. Жукович. Памяти заслуженного профессора И. Е. Троицкого .//Церковный вестник. 1901. 32. С. 1009–1015. 162 Троицкий Николай Михайлович. Окончил Тобольскую ДС (1900) и Казанскую ДА (1904), к. б. С 29 июля 1904 – псаломщик Богоявленской церкви Казани, одновременно с 20 августа 1904 служил по ведомству Министерства Народного Просвещения. 14 сентября 1906 рукоположен во священника к Смоленско-Дмитриевской церкви Казани, что в Ягодной Слободе. С 1 декабря 1909 – законоучитель казанского 1-го реального училища. 182 Троицкий Федор Григорьевич; (1866 – 8 июня 1945). Окончил Ярославскую ДС (1887). 12 октября 1887 определен учителем двухклассной церковноприходской школы с. Ильинского в лугах Даниловского уезда. 24 декабря1889 рукоположен (определен 14 декабря) во священника к Богоявленской церкви с. Сигори Угличского уезда, около 1897 перемещен к Воскресенской (Георгиевской) кладбищенской «на Убогом дому» церкви Углича. 9 марта 1899 утвержден законоучителем угличского Мариинского женского училища. Член правления Угличского ДУ (ок. 1912–1918). Казначей Братства прп. Паисия при Угличском ДУ для воспомоществования нуждающимся ученикам (открыто 15 мая 1907). Протоиерей (не ранее 1918). В конце 1920-х – настоятель Воскресенской церкви (бывш. церковь -школа) в дер. Олифники Мышкинского уезда до ее закрытия. Скончался за штатом в Рыбинске. Составил 34 катехизические беседы на Символ веры , которые, по отзыву Ярославского епархиального катехизаторского комитета, подписанному его председателем – профессором богословия Демидовского юридического лицея протоиереем Николаем Тихвинским, «заслуживают одобрения и могут быть причислены к разряду лучших». Награжден митрой (не ранее 1918). После революции около года совмещал приходское служение с работой в Угличском отделе народного образования. Около 1929 репрессирован и выслан под г. Котлас. Зимой 1930/31 вывезен оттуда старшей дочерью Екатериной (род.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Угличский колокол имеет весу 19 п[удов] 20 ф[унтов], и что замечательно, корноухий: одно ухо у него отсечено перед ссылкою в Сибирь, по повелению Бориса Годунова, в наказание на нем вырезана (а не вылита) при том буквами формы новейшего времени, следующая надпись: «Сей колокол, в который били в набат при убиении благоверного царевича Димитрия, в 1593 324 году, прислан из города Углича в Сибирь в ссылку в град Тобольск к церкви Всемилостиваго Спаса, что на Торгу, а потом на Софийской колокольне был часобитной». Надпись, очевидно, не древняя; да есть слух, что и колокол этот не тот самый, который был прислан из Углича: настоящий Угличский будто бы, по словам одних, в пожаре 1778 г. растопился, а по словам других еще дорогой где-то и как-то разбился, и потому перелит; ухо отсекли и у вновь отлитого, для того, что так было у его первообраза. Другое замечание: [Н.М.]Карамзин в 254 примечании в 10 т[оме] своей Истории Росс[ийского] гос[ударства] сказал, что «в Тобольске между колоколами Всемилостиваго Спаса показывают набатный Угличский, коего звук известил тамошних жителей о убиении Царевича». Некогда, впрочем, никак не ранее половины прошедшего столетия, это было так, но когда писалась и издана История Росс[ийского] госуд[арства], было уже иначе 325 . В свое время этот колокол вызвал многочисленные споры, только недавно подлинность его вполне установлена, и он возвращен в Углич. (См. о нем ниже.) К числу царских даров в Балаклейском Соборе, Харьковской епархии, по описи 1828 года принадлежит и колокол со следующею надписью: «191 (1683) г. июля 9 по указу великих государей из разряду вестовой колокол, веса 10 пуд[ов], послан в Балаклею» 326 . В 1732 г. Грайворонский священник Прокопий писал, что отец его Стефан Райкович служил в г. Золочеве при Троицкой церкви, и когда та за малолюдством опустела, служил в Богоявленской церкви, и что заботливостью отца его приобретены для церкви «4 колокола, а пятый привез он с собою из гор. Машурова, и еще привез общую Минею и Служебник, иконостас и напрестольную сень» 327 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В Угличе изучают затопленный Покровский монастырь 22 ноября 2021 г. 18:13 15 ноября 2021 года в деревне Покровские Горки Угличского района Ярославской области стартовала научная экспедиция по изучению одной из древнейших затопленных святынь Волги — Покровского Паисиевского мужского монастыря. Инициаторы получили благословение епископа Переславского и Угличского Феоктиста , пригласили профессиональных водолазов, спасателей и историков. Изучение монастыря под водой с использованием водолазного оборудования проводится впервые за все время работы Угличского водохранилища. Предварительно была обследована территория, где предположительно находятся останки стен и фундаменты строений монастыря. Также был определен контур затопленной территории, где находился монастырь. Эти данные сравнят со старыми картами. Следующие погружения водолазы произведут зимой, когда встанет лед и вода в Волге будет более прозрачной. «Духовное влияние монастыря было огромным, личность самого Паисия и его вклад в становление нашего государства сложно переоценить. Память о святом месте необходимо сохранить, потому что даже многие угличане уже не знают, что здесь на территории находился один из главных монастырей», — рассказал руководитель экспедиции, создатель экопарка «Легенды леса» Дмитрий Ширгаев. Покровский Паисиевский мужской монастырь был основан в XV веке преподобным Паисием, племянником преподобного Макария Калязинского. Монастырь в Калязине известен сейчас по колокольне посредине Волги. Оба монастыря были затоплены при строительстве Угличской ГЭС. По легенде, мощи преподобного Паисия, находившиеся в Покровском монастыре, были спасены, но где они находятся сейчас — неизвестно. Монастырь являлся уникальной архитектурной доминантой Верхней Волги, а огромный Покровский собор мог вместить в своих стенах свыше двух тысяч человек. Известно, что росписью этого собора занимался известный русский иконописец, самый талантливый из учеников преподобного Андрея Рублева Дионисий. Помимо соборного храма, в Покровском монастыре имелись и другие памятники допетровского зодчества — Богоявленская и Никольская церкви. В 1920-е годы монастырь был упразднен, к концу 1930-х годов при строительстве Угличской ГЭС разрушен, а его территория затоплена. Кирпич храмов и стен монастыря использовался при строительстве гидросооружений. Переславская епархия / Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Н. был награжден набедренником (1911), золотым наперсным крестом из Кабинета Его Величества (1915). В апр. 1919 г. Н. был возведен митр. Сергием (Страгородским) в сан архимандрита. В июле 1919 г. назначен настоятелем Борисоглебского на Устье мужского монастыря , но не смог прибыть к месту назначения и вступить в должность. В янв. 1920 г. он был освобожден от настоятельства. Перешел в клир Ярославской епархии. 17 февр. 1921 г. Н. зачислили в братию угличского Покровского мон-ря. В авг. 1921 г. командирован для исполнения пастырских обязанностей в с. Малахово Угличского у. Рыбинской губ. Был помощником викарного Угличского еп. сщмч. Серафима (Самойловича) , вместе с ним ездил по приходам. В нач. 1922 г. был арестован. Пробыл в заключении в Угличе 2 месяца, после чего уехал в свое родное с. Новосёлка-Зюзина. После освобождения в нач. 1923 г. из-под ареста еп. Серафима Н. собирался вернуться в Углич, где братия Покровского мон-ря организовала сельскохозяйственный кооператив. Но в мае 1923 г. он был назначен настоятелем общины, организованной в Авраамиевом ростовском в честь Богоявления монастыре . Также служил по приглашениям в храмах Ростова. В 1924 г. Н. вновь был арестован и обвинен в антисоветской пропаганде и агитации, в использовании «религиозных предрассудков масс с целью свержения рабоче-крестьянской власти или для возбуждения к сопротивлению ее законам и постановлениям». Он был помещен в ростовский исправдом, затем переведен в тюрьму в Ярославле. Дело его было направлено в 6-е отделение Секретного отдела ОГПУ для дальнейшего рассмотрения на Особом совещании при Коллегии ОГПУ и решения вопроса о высылке Н. из Ярославской губ. в адм. порядке. Во время рассмотрения дела он был выпущен на свободу под подписку о невыезде. 27 авг. 1925 г. было принято решение о прекращении дела. Н. вернулся в Богоявленский Авраамиев мон-рь. В апр. 1926 г. он был назначен настоятелем Успенского собора Ростова. 8 мая 1927 г. заместитель патриаршего местоблюстителя Нижегородский митр. Сергий (Страгородский) возглавил хиротонию Н. во епископа Городецкого, викария Нижегородской епархии. Во время управления Городецким викариатством Н. рукоположил несколько священников, помогал семьям репрессированных за веру. 1 авг. 1928 г. он был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности. После освобождения был назначен 1 авг. 1929 г. епископом Ветлужским, викарием Нижегородской епархии.

http://pravenc.ru/text/2564992.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010