Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» На берегу матушки-Волги, на юге Ярославской губернии, находится Богоявленский женский монастырь, который занимал целый квартал в центре г. Углича, выходя своими постройками на четыре улицы. Видимым основанием монастыря является середина 14 века по Р.Х., когда супруга Димитрия Донского княгиня Евдокия (иже во святых инокиня Ефросинья) после смерти мужа помогала своему малолетнему сыну, получившему в княжение Угличский удел. Благолепию и процветанию монастыря послужило пребывание в ссылке в городе Угличе царицы Марии Феодоровны, матери последнего Угличского князя из рода Рюриковичей, иже во святых убиенного страстотерпца царевича князя Димитрия. В 1591 году, после убиения царевича Димитрия, ноября 20-го дня здесь совершилось невольное пострижение этой несчастной царицы в иночество с именем инокиня Марфа, после чего она была сослана в монастырь Череповецкой губернии. В то время Богоявленский монастырь был весь деревянный и имел две церкви. Жизнь монастыря угасала в силу жизненных обстоятельств смут и гонений на церковь. Но всякий раз вновь возобновлялась по воле Божией и благодаря замечательным личностям Российского государства. В 1970-80-е годы проводились работы по реставрации фасадов и куполов храмов. Но интерьеры их захламленные, запущенные, с поврежденными росписями к концу 20-го века пришли в плачевное состояние. Только в последние годы появилась надежда на возрождение храмов и возвращение им первоначального назначения. В 2003 году в городе Угличе началось возрождение храмов Богоявленского монастыря. Федоровский летний храм, где находятся дивные фрески, удалось привести в порядок и начать Богослужение. http://ugli4.narod.ru/ Монастырь основан в кон. XVI - нач. XVII вв. По разным версиям основательницами называются М.Ф. Нагая или К.И. Шестова. Первоначально находился в юго-западной части кремля. В 1609 г. был разорён поляками. Восстановлен в 1620-х гг. В 1661 г. перенесён на нынешнее место. В 1689-1700 гг. построен первый каменный храм. В 1764 г. получил статус третьеклассного. В XIX в. велось активное каменное строительство. С сер. века являлся одним из наиболее значительных и известных монастырей Ярославской епархии. Число насельниц достигало 250 человек.

http://sobory.ru/article/?object=05715

Углич. Алексеевский женский монастырь. Церковь Алексия, митрополита Московского. Карта и ближайшие объекты В Угличе найдена Алексеевская церковь, построенная в XVI веке. Его обнаружила экспедиция древнерусского археологического отряда " Эрмитаж " на территории Алексеевского женского монастыря. Оказывается, в недрах современного здания прекрасно сохранились старинные стены и даже своды старинного здания. Выстроено оно было в XVI веке в честь митрополита всея Руси Алексия. Алексеевский женский монастырь в Угличе теперь претендует стать одним из самых посещаемых мест в городе. В этой обители сохранился древний шатровый храм. И вот еще одна более дивная находка - Алексеевская церковь. При работе в одном из зданий монастыря археологи обнаружили не только фундамент ее алтарной части, но и стены. " Храмы XVI века в России сейчас уже известны все, и найти новый памятник, который бы сохранился выше сводов, почти на всю высоту и со всеми декоративными деталями " , - рассказала начальник архитектурного отряда древне-русской археологической экспедиции Екатерина Турова. В советское время здание перестраивали и достраивали. Был здесь и детский сад, и картинная галерея. Сейчас же церкви планируют вернуть первозданный вид. " В храме обязательно должна твориться молитва и должна совершаться Литургия " , - заметила настоятельница Алексеевского монастыря матушка Магдалена. В свое время церковь была очень почитаема верующими. Об этом говорят протоптанные дорожки. " Кирпичный пол изначально был толщиной 6,5-7 см, а сейчас он толщиной где-то около 1 см. То есть 80 % толщины была схожена, стоптана ногами людей, которые входили в этот храм, желая помолиться " , - отметила Екатерина Турова. Сотрудники " Эрмитажа " предполагают, что в строительстве Алексеевской церкви принимали участие и итальянские мастера, которые трудились в Московском Кремле. А угличане надеются, что храм в веке XXI будет восстанавливаться также быстро, как и столичные соборы. ГТРК " Ярославия "/Русская линия 2005-07-15 Алексеевская церковь построена в начале XVI века, предположительно ростовским зодчим Григорием Борисовым, возможно при участии итальянских мастеров из Москвы. В 1629-1631 гг. была восстановлена после Смутного времени. С южной стороны был пристроен Богоявленский придел. Церковь была сильно перестроена в XIX веке. После 1829 г. церкви был придан классицистический вид. В начале 2000-х гг. архитектурно-археологическим отрядом Угличской археологической экспедиции Государственного Эрмитажа под руководством Е. А. Туровой было выявлено, что здание XVI века практически полностью (кроме утраченых апсид) сохранилось и было включено в объем позднейших перестроек. Характерной особенностью церкви были мелко-граненые апсиды, аналогичные апсидам построек Григория Борисова в Борисоглебске (1522-1524) и Свято-Троицком Даниловом монастыре в Переславле-Залесском (1532).

http://sobory.ru/article/?object=24553

В этой обители погребен юродивый Илия, память коего уважается окрестными жителями. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ, женский, 3 класса, в уездном городе Ростове, внутри крепости. Основан около 1392 года, племянником Сергия Радонежского, св. Феодором, первым архиепископом Ростовским и – как кажется – был сначала мужским. – Здесь соб. церковь древнего построения, двухэтажная, в которой Престолы: вверху Рождества Богородицы, с приделом Живоначальной Троицы; а внизу Алексия Человека Божия. Монастырь сей состоял прежде в 1 классе. БОГОЯВЛЕНСКИЙ, женский, 3 класса, в уездном городе Угличе. О времени основания его неизвестно. Здесь соб. церковь двухэтажная, где престолы: вверху Богоявления Господня, с приделом Смоленской Божией Матери; а внизу Апостолов Иоанна Богослова и Андрея Первозванного, с приделами: Иоанна Милостивого и Димитрия, митрополита Ростовского. АФАНАСЬЕВСКИЙ-МОЛОГСКИЙ, женский, заштатный, в Угличском уезде. Когда основан, неизвестно. Впрочем упоминается о нем еще в начале XVI века. В 1771 году он был приписан, Воскресенскому Ново-Иерусалимскому монастырю. УНИЧТОЖЕННЫЕ МОНАСТЫРИ: ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ, муж., в губернском городе Ярославле, при впадении реки Которости в Волгу, бывший кафедральным Ярославских архиереев. Он основан еще Удельными Ярославскими Князьями, в конце XII века; возобновлен был царем Алексием Михайловичем; в XVIII веке он состоял в I классе, а 1787 года упразднен и обращен в Архиерейский Дом. Здесь четыре церкви: I) Преображения Господня, заложенная каменная в 1216 году князем Константином Всеволодовичем, а оконченная 1224 сыном его Всеволодом и освященная Епископом Кириллом. Храм сей перестроен в 1516 году вновь, и при нем сделаны, 1517, приделы: Входа во Иерусалим и князей Феодора, Давида и Константина Ярославских, где и св. мощи сих князей обретенные в 1463 году, почивают в каменной раке. 2) Рождества Христова, теплая. 3) Симеона Богоприимца. 4) Происхождения Честных Древ под колокольнею. Монастырь огражден каменными стенами, с башнями; самый берег реки Которости, к стенам прилегающий, обложен камнем же.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

В 1895 году Иркутский потомственный почетный гражданин И.М. Сибиряков пожертвовал в пользу Угличского Богоявленского женского монастыря значительный капитал. По удовлетворении всех монастырских нужд явилась возможность, с согласия г. Сибирякова, отчислить из его жертвы 6500 рублей на строительство при монастыре церковно-приходской школы». В настоящее время в двух церквах бывшего Богоявленского монастыря уже начались службы. Эти храмы освящены в честь Смоленской и Феодоровской икон Божией Матери. Стоит вопрос о возвращении Богоявленского собора. Сохранились и другие здания обители, но используются они пока не по назначению. Давно разорен Богоявленский монастырь. Не сохранился и храм во имя Святителя Иннокентия Иркутского, который был построен на монастырском подворье по просьбе Иннокентия Сибирякова в честь его небесного покровителя. Черные ветры революций, войн и народного бедствия пронеслись над Угличем, над всей русской землей… А нам, живущим на рубеже XX и XXI веков, Милосердный Господь дал застать пору возрождения. Смотрю на девочек подросткового возраста, вошедших в притвор. Оказывается, при Алексеевском женском монастыре действует приют для девочек, которые сейчас рядом с нами ждут своей очереди к исповеди. Одеты девочки нарядно, хотя и скромно. Ведут себя сдержанно, соответственно обстановке. И на сердце властно приходит чувство надежды на восстановление в России благочестивой жизни. Снова и снова взглядываю на икону Божией Матери «Свеща Неугасимая». Конечно, она напоминает образ Игуменьи Горы Афонской, но как печален образ Угличской Богоматери! Более того, Царица Небесная кажется мне не только по-особому кроткой, но словно обиженной и даже заплаканной. Эта икона вызвала во мне чувства сострадания и жаления, и с таким восприятием образа я вернулась в Петербург. Знакомясь с историей Углича, поняла причину, из-за которой иконописец изобразил лик Божией Матери именно таким. В уже упомянутом плаче о разорении Углича на полях рукописи значилось и такое свидетельство: «В оном же 1611 году при четвертом разорении города Углича, когда разорены быша собор и дворец, разграблен и опустошен малый Богоявленский девический женский монастырь… Сия содеяся в 20 день месяца марта в великую среду. Игумения Анастасия собра в монастырския церкви Богоявления Господня и Смоленския Богородицы всех сестер обители числом тридесять пять и с ними сошедшееся два ста чистых дев градских и шестьдесят дев чистых; вси бо моляху Господа и Его Пречистую Матерь о спасении своем; иереи же с церковными совершающе Божественную утреню. По разрушению крепостных врат… зазжена бысть стена и келлии и храмы загорешася. Нечестивии же имаху монастырская имения, и чистых дев и чистых жен и инокинь постниц оскверняху и побиваху; иереи Божии умроша лютою смертию, бяху пытаемы и посечены мечем, тако скончахуся. …Тако вси блаженнии страдальцы умроша и обитель сгоре…».

http://azbyka.ru/fiction/uzelki-na-pamya...

Ушаков А.Н. Угличский Богоявленский женский монастырь в городе Угличе, Ярославской губернии. - Углич, 2003, с. 22-23. Последним храмом обители стала небольшая церковь иконы Божией Матери «Достойно есть», находившаяся при кельях в северо-западной части территории. Церковь была каменной, двухэтажная, теплая, устроена в 1886–1887 гг. при игумении Измарагды Воскресенской на средства доброхотных дателей; имела один престов в честь иконы Богоматери «Достойно Есть». Церковь появилась в 1886-1887 гг. и представляла собой двухэтажную угловую башню с главкой. В нижнем этаже храма были две келии для монашествующих. Поводом к основанию храма послужило следующее обстоятельство, свидетельствующее А.Н. Ушаковым: «Земля, на которой воздвигнут храм, принадлежала городу и врезывалась в монастырскую, почему общество обратилось к теперешней игумении Измарагде с предложением купить землю. И состоялось приобретение ее монастырем. На этой земле игумения приступила к устройству новой каменной двухэтажной жилой башни в виде часовни таким образом, чтобы она приходилась угольной в продолженной ограде монастыря. Когда стройка оканчивалась, матушка игумения Измарагда не раз видела сны и слышала голос, который говорил ей, что она забыла Казанскую Божию Матерь. Религиозная и богобоязливая игумения стала усердно молиться Богу и пришла к заключению, что она призывается на доброе дело построить храм в честь Казанской Божией Матери. С таким намерением матушка игумения отправилась в город Ярославль к Владыке испросить благословения. Владыко заметил, что в честь иконы Казанской Божией Матери в городе Угличе имеется уже храм, но не отклонил желания игумении Измарагды. По прибытии в Углич игумения получила письмо с Афона о том, что к ней идет образ Божией Матери «Достойно есть»… Эта икона и была переправлена сперва в Ярославль, потом в Рыбинск в часовню Богоявленского монастыря и, наконец, в Углич. Тут то матушка игумения убедилась, что новый храм должен быть в честь принесенной в дар иконы. Совершили закладку храма…».

http://sobory.ru/article/?object=37818

Молога (акватория Рыбинского водохранилища). Церковь Воздвижения Креста Господня. Крестовоздвиженская церковь /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Воздвижения Креста Господня Год постройки:не позже 1778. Год утраты:Не установлен. Адрес: Россия, южная часть Рыбинского водохранилища. Город затоплен. Координаты: 58.207579, 38.448885 Проезд:Точка в координатах - 5 км на восток от острова Святовский Мох, в 3 км на север от створа Бабьи Горы. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Молога — город, располагавшийся при впадении реки Мологи в Волгу и затопленный Рыбинским водохранилищем. В городе располагался монастырь и несколько церквей. Афанасьевский монастырь (с XV в. - мужской, с 1795 г. — женский) располагался в 500 м за городом. Имел 4 церкви: холодную (1840 г.) и 3 тёплых (1788, 1826, 1890 гг.). Главной реликвией была чудотворная икона Тихвинской Божией Матери начала XIV в. Воскресенский собор был построен в 1767 году в нарышкинском стиле и возобновлён купцом П.М. Подосеновым в 1881-1886 годах. Соборный храм имел 5 престолов — главный Воскресения Христова и придельные — Пророка Илии, Николая Чудотворца, Успения Божией Матери и святых Афанасия и Кирилла. Колокольня из трёх убывающих восьмериков выстроена наподобие угличских колоколен. Отдельно от этого храма (холодного) построен в 1882 году в русско-византийском стиле тёплый Богоявленский собор, имевший три престола — Богоявления, Покрова Божией Матери и Николая Чудотворца. В постройке этого собора главное участие принимал тот же П.М. Подосенов совместно с купцом Н.С. Утиным. К собору была приписана ещё деревянная с обеих сторон оштукатуренная, прежняя кладбищенская Крестовоздвиженская церковь, построенная в 1778 году. Вознесенская приходская церковь построена в 1756 году. В ней было три престола: Вознесения, святых князей Бориса и Глеба и Архистратига Михаила. В оформлении её фасадов были использованы элементы барокко. Всехсвятская кладбищенская церковь, построенная в 1805 году, с двумя престолами — во имя Всех Святых и Иоанна Предтечи.

http://sobory.ru/article/?object=34306

После литургии обозрены были мною церкви приходская Богоявленская и кладбищенская приписная к собору. Затем, в доме градского головы, купца Д. В. Шишкина, предложен был обед, к которому немало приглашено было гостей. После обеда, возвратившись в монастырь, я тотчас отправился в путь, по направлению к г. Кашину. На пути встретил церковь в селе Постельникове. Между священными предметами оказалось евангелие апракос, изд. в СПб. в 1850 г. (для Болгарских церквей) – приношение помещика М. П. Тучкова. Священником Садиковым заведена с 1869 г. церковная летопись, но ведется не довольно искусно. В ней, между прочим, описано посещение церкви моим предшественником, преосвящ. архиеп. Евсевием, при чем сделана курьезная характеристика последнего. В церкви встретил я владельца села Постельникова, полковника Новицкого и супругу помянутого помещика М. П. Тучкова. С ними вместе посетил я дом священника, где предложен, был чай. Около 7 часов вечера, при ясной и тихой погоде, приехал я в свой вторый престольный град Кашин. В соборе, при многолюдном стечении граждан, встречен я был всем градским духовенством. Настоятель собора, протоиерей Александр Петрашен 317 приветствовал меня речью. Из собора проехал я в Николаевский Клобуков монастырь, где в новоустроенных настоятельских покоях мне приготовлено было помещение. Город Кашин принадлежит к числу древнейших городов России. Он составлял некогда особое княжение. Впоследствии присоединен был к Тверскому княжеству. При Петр I, в 1718 г., при разделе России на губернии, Кашин причислен был Московской губернии к Угличской провинции, а в 1776, при открытии наместничеств, он наименован уездным городом и причислен к Тверскому наместничеству. По обширности занимаемого им пространства и по местоположению своему, Кашин один из лучших городов Тверской губернии. Река Кашинка, протекая разными изгибами, омывает город со всех сторон. Население Кашина весьма незначительно – не свыше 8000 душ обоего пола; но при таком сравнительно малом населении города, с преизбытком изобилует он храмами Божиими: в нем кроме собора, более 20 приходских церквей и три монастыря – два мужских и один женский.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

В 1846 г. нижние престолы храма были упразднены и подклетные помещения заняты больницей. В 1853 г., в связи с освящением нового Богоявленского собора, церковь Богоявления упразднена. В 1854 г. она переосвящена во имя Смоленской иконы Божией Матери. Смоленский же придел бывшей Богоявленской церкви переустроен на средства угличского почетного гражданина Ивана Аркадьевича Зимина и освящен во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. В нем место храмовой иконы занял крест с частицей мощей более шестидесяти святых, в том числе и князя Димитрия. Был поновлен и интерьер основного храма – его стены и своды расписаны сценами с изображением чудес Смоленской Богоматери. Старый пятиярусный иконостас заменен новым, трехъярусным. С севера к паперти-галерее пристроено крыльцо. Особенно почиталась икона «Благовещение», написанная в 1696 г. известным царским изографом И.М. Бобылевым. Эта святыня была подарена храму старцем Пахомием – казначеем Троице-Сергиевой Лавры. В память Федоровской иконы Божией Матери, подаренной монастырю матерью царя Михаила Федоровича Романова – инокиней Марфой, 21 мая 1805 г. была заложена одноименная каменная пятиглавая однопрестольная церковь. Строительство храма завершилось в 1818 г. В этом же году церковь была освящена. В 1822-1824 гг. Тимофеем Медведевым расписан интерьер храма. Тогда же установлен иконостас в виде венца, поддерживаемого четырьмя колоннами. В 1826-1837 гг. с запада пристроена небольшая паперть и возвышающаяся над ней ярусная колокольня (разобрана в 50-е годы того же века), в нижнем ярусе которого размещалась библиотека. В 1862 г. храм поновлен, вместо старого иконостаса установлен новый, пятиярусный, стены расписаны изображениями чудес от Федоровской иконы Божией Матери. Живописные работы выполнены ярославским мещанином Егором Дьяконовым. В 1890 г. на заводе купца Оловянишникова заказан колокол в 500 пудов. Он был восьмым по счету, и самым большим. Строительство нового Богоявленского каменного собора по проекту К.Н. Тона началось 19 октября 1843 г. на земле, купленной монастырем у купца Г.В.Буторина. В октябре 1853 года состоялось освящение трех его престолов: во имя богоявления Господня; во имя Толгской иконы Божией Матери; во имя святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских чудотворца и Иоанна Милостивого.

http://azbyka.ru/palomnik/Богоявленский_...

Впервые очутившись во внутренних помещениях храма, понимаешь: он невелик, так как основные его достопримечательности, белоснежные шатры - " глухие " ; они не открываются внутрь церковного пространства. Зато здесь отличная акустика, которой способствуют голосники: их круглые отверстия можно заметить на стенах и сводах. Когда-то для усиления звучания в стене вмуровывали специальные кувшины и другие ёмкости, способствующие распространению звука в интерьерах храма. Внутренние своды большой и торжественной трапезной здесь поддерживаются благодаря единственному четырёхгранному столпу. Он огромен, массивен и располагается в центральной части помещения. Кстати, здесь отсутствуют подсобные комнаты, из чего можно сделать вывод, что трапезная в Дивной церкви побольшей части использовалась не для обычных обедов, а для проведения церковных торжеств и встреч именитых гостей Алексеевской обители. В остальные же дни обитатели монастыря могли питаться в трапезной местной Богоявленской церкви. В основном объёме храма на первом этаже в своё время были обустроены настоятельские кельи и необходимые служебные помещения. Внизу располагались церковные подвалы, сохранившиеся и по сей день. Изначально он здесь был двухъярусным, однако в середине XIX столетия его заменили одноярусным. Что касается росписей, то они погибли во всех храмах Алексеевского монастыря, за исключением настенной живописи в церкви Усекновения Главы Иоанна Предтечи, фрески которой датируются 1854 годом. Пропали уникальные произведения церковных иконописцев, наиболее ранние из которых специалисты относят ориентировочно к 1680-1684 годам, причём многие росписи постоянно обновлялись и даже переписывались на протяжении трёх столетий, вплоть до начала ХХ века. Самая почитаемая и знаменитая из икон, хранимых в Успенской церкви, - чудотворная икона Божией Матери известная как " Вратарница Угличская " . Посетителям храма легко её отыскать: наибольшее количество даров оставлено благодарными верующими именно возле неё. Сетуют разве что представители СМИ: образ трудно фотографировать из-за огромного числа украшений, дарованных святыне исцелёнными богомольцами. Проведшая в городе Угличе лучшие годы детства известная советская поэтесса Ольга Бергольц посвятила трём шатрам Успенской церкви проникновенные строки: Возносятся все три её шатра Столь величаво, просто и могуче, Что отблеск дальних зорь лежит на них с утра, А в час грозы их осеняют тучи.

http://sobory.ru/article/?object=05718

Ушаков А.Н. Угличский Богоявленский женский монастырь в городе Угличе, Ярославской губернии. Углич, 2003, с. 18-19 На исходе XVII века в монастыре начинается каменное строительство – в 1689-1700 гг. при игуменье Елене угличскими мастерами была построена церковь Богоявления Господня с приделом Смоленской Божией Матери. В ее нижнем этаже размещалась церковь в честь Апостолов Иоанна Богослова и Андрея Первозванного. В 1775 г. в находящейся рядом палатке был устроен придел Иоанна Милостивого и Димитрия Ростовского. Но «в 1840 году, вследствие разных неудобств и темноты, все эти храмы упразднены и вместо них устроена больница». В октябре 1853 г., после освящения нового Богоявленского собора, старая Богоявленская церковь была упразднена. В следующем 1854 г. ее главный престол был освящен в честь Смоленской иконы Божией Матери, а северный придел – в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня. Этот предел упразднен, используется, как ризничная. Смоленская церковь является типичным пятиглавым трапезным храмом, поднятым на подклет, своими формами она близка церкви Одигитрии Воскресенского монастыря и Введенской церкви Николо-Улейминского монастыря. Первоначально у храма были крыльцо на два схода и шатровая колокольня. Прежнее крыльцо в XIX веке было заменено другим в классическом стиле, пристроенным с северной стороны. Над его куполом имелось завершение в виде тонкого шпиля, увенчанного крестом. С южной стороны на месте крыльца была построена небольшая палатка. (При реставрации церкви в 1970-1975 гг. ее разобрали и на месте проема выложили две арки, повторяющие формы западной галереи). Колокольня была шатровой, поставленной на небольшую палатку, от которой сохранилась нижняя часть. Ее разобрали из-за ветхости и «за ненадобностью» после постройки новой колокольни у Федоровской церкви. В рядной записи, заключенной монастырем на строительство церкви в 1689 г. содержатся некоторые сведения об утраченной колокольне. Колокольня своим обликом могла напоминать сохранившиеся у церкви Рождества Иоанна Предтечи «на Волге» и у Введенской церкви Николо-Улейминского монастыря. В нашем распоряжении нет каких-либо изображений колокольни.

http://sobory.ru/article/?object=02889

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010