Монастырь был закрыт примерно в 1930 г. В 1930-1960-е гг. его архитектурный ансамбль значительно пострадал. В 2003 г. Федоровская и Смоленская церкви были возвращены верующим. В 2010 г. началось возрождение монастыря. Ушаков А.Н. Угличский Богоявленский женский монастырь в городе Угличе, Ярославской губернии. Углич, 2003, с. 32. Угличский Богоявленский женский монастырь Ярославской губернии – место духовного единения двух царских династий – Рюриковичей и Романовых. В местных летописях сохранилось предание о том, что монастырь основан в 16 веке царицей Марией Федоровной Нагой, женой Иоанна Грозного, матерью последнего Угличского князя, убиенного царевича Димитрия. Первоначально обитель находилась в юго-западной части угличского Кремля. Там и застало ее Смутное время. Деревянный монастырь был уничтожен польскими интервентами в начале XVII века, о чем свидетельствует летопись: «…У Богоявления, что в крепости городской, игумения Анастасия с тридесятью пятью сестрами и двумястами честных дев и жен множеством посечены бяху, а монастырь весь сожжен и разорен…». Впоследствии игумения Анастасия причислена к лику Святых, считается местночтимой святой. Восстанавливалась обитель стараниями матери царя Михаила Федоровича инокини Марфы Иоанновны (урожденная Ксения Шестова). Но в 1661 году, во время строительства новых крепостных стен, часть монастырских строений подверглись сносу, о чем «... били челом Великому Государю с Углеча Богоявленскаго девича монастыря игумения Пелагия с сестрами…». Великий государь Алексей Михайлович в своей грамоте Угличскому воеводе повелел: «…построить вновь наше Великого Государя богомолье, Богоявленский девичий монастырь, за городом на посаде, на церковной земле Иоанна милостивого…». В том же 1661 году монастырь был перенесен из Кремля на посад, на место, где он до сих пор и находится. Монастырь креп, и уже в 1689 году был заложен фундамент первой каменной церкви, при игумении Елене в 1700 г. освященной в честь Богоявления Господня с приделом в честь Смоленского образа Богородицы. На нижнем этаже этой церкви был храм Святых Апостолов Иоанна Богослова и Андрея Первозванного, а в 1775 г. в находящейся подле него палатке устроен придел во имя Иоанна Милостивого и Димитрия митрополита Ростовского.

http://sobory.ru/article/?object=05715

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» На берегу матушки-Волги, на юге Ярославской губернии, находится Богоявленский женский монастырь, который занимал целый квартал в центре г. Углича, выходя своими постройками на четыре улицы. Видимым основанием монастыря является середина 14 века по Р.Х., когда супруга Димитрия Донского княгиня Евдокия (иже во святых инокиня Ефросинья) после смерти мужа помогала своему малолетнему сыну, получившему в княжение Угличский удел. Благолепию и процветанию монастыря послужило пребывание в ссылке в городе Угличе царицы Марии Феодоровны, матери последнего Угличского князя из рода Рюриковичей, иже во святых убиенного страстотерпца царевича князя Димитрия. В 1591 году, после убиения царевича Димитрия, ноября 20-го дня здесь совершилось невольное пострижение этой несчастной царицы в иночество с именем инокиня Марфа, после чего она была сослана в монастырь Череповецкой губернии. В то время Богоявленский монастырь был весь деревянный и имел две церкви. Жизнь монастыря угасала в силу жизненных обстоятельств смут и гонений на церковь. Но всякий раз вновь возобновлялась по воле Божией и благодаря замечательным личностям Российского государства. В 1970-80-е годы проводились работы по реставрации фасадов и куполов храмов. Но интерьеры их захламленные, запущенные, с поврежденными росписями к концу 20-го века пришли в плачевное состояние. Только в последние годы появилась надежда на возрождение храмов и возвращение им первоначального назначения. В 2003 году в городе Угличе началось возрождение храмов Богоявленского монастыря. Федоровский летний храм, где находятся дивные фрески, удалось привести в порядок и начать Богослужение. http://ugli4.narod.ru/ Монастырь основан в кон. XVI - нач. XVII вв. По разным версиям основательницами называются М.Ф. Нагая или К.И. Шестова. Первоначально находился в юго-западной части кремля. В 1609 г. был разорён поляками. Восстановлен в 1620-х гг. В 1661 г. перенесён на нынешнее место. В 1689-1700 гг. построен первый каменный храм. В 1764 г. получил статус третьеклассного. В XIX в. велось активное каменное строительство. С сер. века являлся одним из наиболее значительных и известных монастырей Ярославской епархии. Число насельниц достигало 250 человек.

http://sobory.ru/article/?object=05715

Ушаков А.Н. Угличский Богоявленский женский монастырь в городе Угличе, Ярославской губернии. - Углич, 2003, с. 22-23. Последним храмом обители стала небольшая церковь иконы Божией Матери «Достойно есть», находившаяся при кельях в северо-западной части территории. Церковь была каменной, двухэтажная, теплая, устроена в 1886–1887 гг. при игумении Измарагды Воскресенской на средства доброхотных дателей; имела один престов в честь иконы Богоматери «Достойно Есть». Церковь появилась в 1886-1887 гг. и представляла собой двухэтажную угловую башню с главкой. В нижнем этаже храма были две келии для монашествующих. Поводом к основанию храма послужило следующее обстоятельство, свидетельствующее А.Н. Ушаковым: «Земля, на которой воздвигнут храм, принадлежала городу и врезывалась в монастырскую, почему общество обратилось к теперешней игумении Измарагде с предложением купить землю. И состоялось приобретение ее монастырем. На этой земле игумения приступила к устройству новой каменной двухэтажной жилой башни в виде часовни таким образом, чтобы она приходилась угольной в продолженной ограде монастыря. Когда стройка оканчивалась, матушка игумения Измарагда не раз видела сны и слышала голос, который говорил ей, что она забыла Казанскую Божию Матерь. Религиозная и богобоязливая игумения стала усердно молиться Богу и пришла к заключению, что она призывается на доброе дело построить храм в честь Казанской Божией Матери. С таким намерением матушка игумения отправилась в город Ярославль к Владыке испросить благословения. Владыко заметил, что в честь иконы Казанской Божией Матери в городе Угличе имеется уже храм, но не отклонил желания игумении Измарагды. По прибытии в Углич игумения получила письмо с Афона о том, что к ней идет образ Божией Матери «Достойно есть»… Эта икона и была переправлена сперва в Ярославль, потом в Рыбинск в часовню Богоявленского монастыря и, наконец, в Углич. Тут то матушка игумения убедилась, что новый храм должен быть в честь принесенной в дар иконы. Совершили закладку храма…».

http://sobory.ru/article/?object=37818

Пятиглавый, на подклете, собор был точной копией церкви во имя Святой Екатерины в Петербурге. В 1870-е годы Д.Г. Буренин с сыном Павлом выполнил настенную роспись. В 1881 г. храм был частично отремонтирован, а в 1904-1906 гг. произведен капитальный ремонт. В подклете под алтарем Толгского престола была устроена часовня для хранения особо чтимой святыни храма – иконы «Недремлющее око». В Богоявленском соборе особенно почитались: список с чудотворного Толгского образа, пожертвованный обители в 1852 г. московской купчихой Татьяной Степановной Будыниной; икона Николая Чудотворца, подаренная в том же году петербургским купцом Матвеем Тимофеевичем Бриховым; гробница с частичками мощей Иоанна Милостивого, пожертвованная в 1845 г. помещиком Московской губернии Гаврилом Павловичем Головиным. В 1887 г. в одной из башен монастырской ограды освящена однопрестольная церковь во имя иконы Божией Матери, именуемой «Достойно есть», устроенная на средства благодетелей. Богоявленский монастырь закрыт в 1930-е годы. В советское период его храмы использовались под складские помещения. В 1970-1980-е годы в Смоленской и Федоровской церквах проведена реставрация под руководством архитектора С.Е. Новикова. В 1976 г. Смоленский храм передан Угличскому историческо-художественному музею, в 1992 г. – Федоровский. В 2000 г. Богоявленский собор передан Русской Православной Церкви. в октябре 2010 года монастырь открыт вновь, начинается восстановление утраченной святыни. Осенним Синодом 2010 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, вновь после более, чем 92-годичного забвения обитель возродила свою жизнь. Назначена настоятельница монахиня Антонина (Злотникова). Началось восстановление утраченной святыни. Современное состояние [ править править код ] В настоящее время монастырь действующий. Богоявленский Собор женского монастыря, храмы Федоровской и Смоленской иконы Божией Матери снова принимают всех верующих, желающих преклонить колена перед чудотворными иконами и мощами святых, которыми славятся они далеко не только за пределами города Углич, но и за пределами Великой Руси.

http://azbyka.ru/palomnik/Богоявленский_...

Ушаков А.Н. Угличский Богоявленский женский монастырь в городе Угличе, Ярославской губернии. Углич, 2003, с. 18-19 На исходе XVII века в монастыре начинается каменное строительство – в 1689-1700 гг. при игуменье Елене угличскими мастерами была построена церковь Богоявления Господня с приделом Смоленской Божией Матери. В ее нижнем этаже размещалась церковь в честь Апостолов Иоанна Богослова и Андрея Первозванного. В 1775 г. в находящейся рядом палатке был устроен придел Иоанна Милостивого и Димитрия Ростовского. Но «в 1840 году, вследствие разных неудобств и темноты, все эти храмы упразднены и вместо них устроена больница». В октябре 1853 г., после освящения нового Богоявленского собора, старая Богоявленская церковь была упразднена. В следующем 1854 г. ее главный престол был освящен в честь Смоленской иконы Божией Матери, а северный придел – в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня. Этот предел упразднен, используется, как ризничная. Смоленская церковь является типичным пятиглавым трапезным храмом, поднятым на подклет, своими формами она близка церкви Одигитрии Воскресенского монастыря и Введенской церкви Николо-Улейминского монастыря. Первоначально у храма были крыльцо на два схода и шатровая колокольня. Прежнее крыльцо в XIX веке было заменено другим в классическом стиле, пристроенным с северной стороны. Над его куполом имелось завершение в виде тонкого шпиля, увенчанного крестом. С южной стороны на месте крыльца была построена небольшая палатка. (При реставрации церкви в 1970-1975 гг. ее разобрали и на месте проема выложили две арки, повторяющие формы западной галереи). Колокольня была шатровой, поставленной на небольшую палатку, от которой сохранилась нижняя часть. Ее разобрали из-за ветхости и «за ненадобностью» после постройки новой колокольни у Федоровской церкви. В рядной записи, заключенной монастырем на строительство церкви в 1689 г. содержатся некоторые сведения об утраченной колокольне. Колокольня своим обликом могла напоминать сохранившиеся у церкви Рождества Иоанна Предтечи «на Волге» и у Введенской церкви Николо-Улейминского монастыря. В нашем распоряжении нет каких-либо изображений колокольни.

http://sobory.ru/article/?object=02889

Впервые очутившись во внутренних помещениях храма, понимаешь: он невелик, так как основные его достопримечательности, белоснежные шатры - " глухие " ; они не открываются внутрь церковного пространства. Зато здесь отличная акустика, которой способствуют голосники: их круглые отверстия можно заметить на стенах и сводах. Когда-то для усиления звучания в стене вмуровывали специальные кувшины и другие ёмкости, способствующие распространению звука в интерьерах храма. Внутренние своды большой и торжественной трапезной здесь поддерживаются благодаря единственному четырёхгранному столпу. Он огромен, массивен и располагается в центральной части помещения. Кстати, здесь отсутствуют подсобные комнаты, из чего можно сделать вывод, что трапезная в Дивной церкви побольшей части использовалась не для обычных обедов, а для проведения церковных торжеств и встреч именитых гостей Алексеевской обители. В остальные же дни обитатели монастыря могли питаться в трапезной местной Богоявленской церкви. В основном объёме храма на первом этаже в своё время были обустроены настоятельские кельи и необходимые служебные помещения. Внизу располагались церковные подвалы, сохранившиеся и по сей день. Изначально он здесь был двухъярусным, однако в середине XIX столетия его заменили одноярусным. Что касается росписей, то они погибли во всех храмах Алексеевского монастыря, за исключением настенной живописи в церкви Усекновения Главы Иоанна Предтечи, фрески которой датируются 1854 годом. Пропали уникальные произведения церковных иконописцев, наиболее ранние из которых специалисты относят ориентировочно к 1680-1684 годам, причём многие росписи постоянно обновлялись и даже переписывались на протяжении трёх столетий, вплоть до начала ХХ века. Самая почитаемая и знаменитая из икон, хранимых в Успенской церкви, - чудотворная икона Божией Матери известная как " Вратарница Угличская " . Посетителям храма легко её отыскать: наибольшее количество даров оставлено благодарными верующими именно возле неё. Сетуют разве что представители СМИ: образ трудно фотографировать из-за огромного числа украшений, дарованных святыне исцелёнными богомольцами. Проведшая в городе Угличе лучшие годы детства известная советская поэтесса Ольга Бергольц посвятила трём шатрам Успенской церкви проникновенные строки: Возносятся все три её шатра Столь величаво, просто и могуче, Что отблеск дальних зорь лежит на них с утра, А в час грозы их осеняют тучи.

http://sobory.ru/article/?object=05718

В этой обители погребен юродивый Илия, память коего уважается окрестными жителями. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ, женский, 3 класса, в уездном городе Ростове, внутри крепости. Основан около 1392 года, племянником Сергия Радонежского, св. Феодором, первым архиепископом Ростовским и – как кажется – был сначала мужским. – Здесь соб. церковь древнего построения, двухэтажная, в которой Престолы: вверху Рождества Богородицы, с приделом Живоначальной Троицы; а внизу Алексия Человека Божия. Монастырь сей состоял прежде в 1 классе. БОГОЯВЛЕНСКИЙ, женский, 3 класса, в уездном городе Угличе. О времени основания его неизвестно. Здесь соб. церковь двухэтажная, где престолы: вверху Богоявления Господня, с приделом Смоленской Божией Матери; а внизу Апостолов Иоанна Богослова и Андрея Первозванного, с приделами: Иоанна Милостивого и Димитрия, митрополита Ростовского. АФАНАСЬЕВСКИЙ-МОЛОГСКИЙ, женский, заштатный, в Угличском уезде. Когда основан, неизвестно. Впрочем упоминается о нем еще в начале XVI века. В 1771 году он был приписан, Воскресенскому Ново-Иерусалимскому монастырю. УНИЧТОЖЕННЫЕ МОНАСТЫРИ: ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ, муж., в губернском городе Ярославле, при впадении реки Которости в Волгу, бывший кафедральным Ярославских архиереев. Он основан еще Удельными Ярославскими Князьями, в конце XII века; возобновлен был царем Алексием Михайловичем; в XVIII веке он состоял в I классе, а 1787 года упразднен и обращен в Архиерейский Дом. Здесь четыре церкви: I) Преображения Господня, заложенная каменная в 1216 году князем Константином Всеволодовичем, а оконченная 1224 сыном его Всеволодом и освященная Епископом Кириллом. Храм сей перестроен в 1516 году вновь, и при нем сделаны, 1517, приделы: Входа во Иерусалим и князей Феодора, Давида и Константина Ярославских, где и св. мощи сих князей обретенные в 1463 году, почивают в каменной раке. 2) Рождества Христова, теплая. 3) Симеона Богоприимца. 4) Происхождения Честных Древ под колокольнею. Монастырь огражден каменными стенами, с башнями; самый берег реки Которости, к стенам прилегающий, обложен камнем же.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Углич. Богоявленский монастырь. Собор Богоявления Господня. Богоявленский собор Карта и ближайшие объекты Углич. Богоявленский монастырь. Собор Богоявления Господня Церковь Богоявления Господня воздвигнута в 1853 году при игумении Еликониде, в ней два придела: Толгской иконы Богоматери и св. Николая чудотворца и Иоанна Милостивого. Аполлинарий Крылов «Историко-статистический обзор Ростовско-Ярославской епархии», Ярославль, в типографии Германа Фалька, 1861 г. Большой четырёхстолпный пятиглавый трёхапсидный храм в русско-византийском стиле, построенный по проекту арх. К.А. Тона в 1843-1853 гг. Собор возведён при участии насельниц монастыря на собранные ими пожертвования. Храм поднят на подклет. Имеет массивный основной объём с большими арочными и щелевидными окнами, высокие алтарные апсиды, в которых находились основной престол и два придела: один - Толгской Божией Матери, второй - Николая Чудотворца и Иоанна Милостивого. Под северной апсидой в подклете располагалась часовня Иконы Божией Матери " Недремлющее око " с почитаемым образом. С западной стороны к храму примыкает паперть, в верхнем этаже которой размещалась монастырская ризница. Завершающие барабаны глухие, не связанные с внутренним пространством. Богоявленский собор является наиболее внушительным и крупным храмовым сооружением города. После закрытия значительно пострадал интерьер. С кон. 1980-х до 2007 г. с перерывами велась реставрация фасадов, глав и кровель. В 2009 г. начато возрождение храма. Ушаков А.Н. Угличский Богоявленский женский монастырь в городе Угличе, Ярославской губернии. Углич, 2003, с. 3-8. В начале 1840-х гг. монастырем было приобретено соседнее имение купца Г.В. Буторина, где находились два дома и роскошный фруктовый сад с яблонями и грушами. С этим событием связана интересная история. В книге А.Н. Ушакова рассказывается, что у игумении Еликониды (Муратовой) возникло намерение построить новый Богоявленский храм, но для него на территории монастыря не было места. Наиболее удобным для строительства оказывалась земля, занятая имением Буториных. Настоятельница через казначею мать Маргариту неоднократно обращалась с просьбой продать имение, но хозяевам было жалко расставаться с родовым домом и замечательным садом, кроме того, у них были три сына-наследника. Казначея обращалась с предложением осенью, а зимой на сад в огромном количестве налетели вороны и галки. Птицы причиняли большое беспокойство хозяевам и соседям, и их не удавалось прогнать никаким способом. Весной Буторины увидели, что деревья высохли. Предпринимались попытки вновь насадить сад, но деревья не прижились. Тогда Г.В. Буторин, опасаясь, что несчастья могут перейти на него самого, сам предложил монастырю купить имение. При этом хозяйка вспомнила, что несколько раз видела, как три белых лебедя садились в одном и том же месте и подолгу не улетали.

http://sobory.ru/article/?object=02891

Углич. Богоявленский монастырь. Церковь Феодоровской иконы Божией Матери. Карта и ближайшие объекты Храм заложен 21 мая 1805 г. в память Федоровской иконы Божией Матери, подаренной монастырю инокиней Марфой, матерью царя Михайли Федоровича. Строительство храма завершилось в 1818 г., в том же году его освятили. Интерьер храма расписан Тимофеем Медведевым в 1822-1824 гг. В 1836-1837 гг. с западной стороны пристроена небольшая паперть и ярусная колокольня, разобранная в 1950-е гг. В 1862 г. храм поновлен с заменой иконостаса и новыми росписями, выполненными ярославским мещанином Егором Дьяконовым. В 1970-1980-е г. проведена реставрация под руководством архитектора С.Е. Новикова. Церковь иконы Божией Матери Феодоровская в Богоявленском Угличском монастыре Кирпичная церковь в стиле классицизма, построенная в 1805-1818 гг. Большой пятиглавый храм в виде четырёхлистника-квадрифолия - к основному среднему кубу с четырёх сторон примыкают полукруглые выступы с четырёхколонными портиками. Завершением служат пять световых барабанов-ротонд, увенчанных куполами, малыми барабанами и луковичными главами. В 1836-1839 гг. к западному фасаду храма пристроена внушительная трёхъярусная колокольня. В 1930-х гг. после закрытия монастыря колокольня была разрушена. В 1980-х гг. и в 2010 г. церковь отреставрирована. Возвращена верующим в 2003 г. В настоящее время является летним храмом монастыря. Ушаков А.Н. Угличский Богоявленский женский монастырь в городе Угличе, Ярославской губернии. Углич, 2003, с. 20-22 В XIX веке Богоявленский монастырь вступает в период расцвета, в нем начинается активное каменное строительство. Самым значительным делом того времени стало возведение обширного храма в честь Федоровской иконы Божией Матери, который стал летним собором монастыря. Строительство началось 21 мая 1805 г. при игуменье Маргарите, а завершилось в 1818 г. при игуменье Августе (Чепчуговой). В 1836-1839 гг. при игуменье Еликониде (Муратовой) к западному фасаду церкви была пристроена внушительная трехъярусная колокольня, соединявшаяся через перешеек. Колокольня была ярусной четырехгранной с арочными проемами и колоннами. Ее нижний ярус был равен по высоте объему церкви и повторял его оформление. Завершением служили купол, небольшой барабан и вызолоченная глава. Высота колокольни составляла 30 сажен (64 м). В ее нижнем ярусе размещалась монастырская библиотека.

http://sobory.ru/article/?object=02890

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНАСТАСИЯ ( 1609?),прмц. (пам. в Соборе Ростово-Ярославских святых), игум. угличского в честь Богоявления жен. мон-ря . Сведения о ней содержатся в «Угличском летописце» (XVIII в.). В Смутное время при разорении Углича польско-литов. отрядами мон-рь был разрушен и сожжен, а его насельницы - 35 инокинь и с ними 2 иерея, 2 чтеца, 200 дев и 60 жен - замучены, их останки были погребены на Благовещенском погосте. До нач. XIX в. могила «убиенныя игумении с дружиною» находилась на Благовещенской ул., вблизи Благовещенской и Флоровской церквей. В 70-х гг. XIX в. могила А. оказалась во дворе одного из домов. Могила была обнесена палисадником, на ней стоял памятник из белого камня и крест, в к-рый была вставлена икона Божией Матери «Страстная» . Жители поддерживали горение лампады и обращались к игумении за помощью, существовала рукописная молитва А. Панихидная память А. отмечается 19 марта (вероятно, день убиения), 10 апр. и 22 дек. (дни тезоименитства), также в субботу мясопустную и 14 мая (общая панихидная память убиенных в Угличе в годы польско-литов. интервенции). В наст. время на территории Угличского кремля, где находился прежде Богоявленский мон-рь, установлен памятный крест. Ист.: Угличский летописец//Тр. ЯГУАК. М., 1890. Вып. 1. С. 118; Угличский летописец/Под ред. А. А. Севастьяновой. Ярославль, 1996. С. 82. Лит.: Исмарагда, игум. Угличский Богоявленский женский монастырь. Ярославль, 1875. С. 2-3; Киссель Ф. Х. История города Углича. Углич, 19942. С. 336; Ярославский К. Исторические сведения о бывших и существующих Угличских монастырях с хронологическим перечнем начальствовавших лиц и с указателем источников и пособий для полного описания монастырей//Ярославские ЕВ. 1887. 24; Соловьев Л. Ф. Краткая история города Углича. СПб., 1895. С. 48; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Тверь, 1899. Вып. 9. Ч. 2. Май. С. 40-41; Никодим, архим. Русские святые и подвижники благочестия, подвизавшиеся и чтимые в пределах нынешней Ярославской епархии//Ярославские ЕВ. 1903. 36. Ч. неофиц.

http://pravenc.ru/text/114922.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010