Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АДРИАН УГЛИЧСКИЙ († после 1504), прп. (пам. 26 авг., в субботу сырную, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), ближайший ученик и келейник прп. Паисия Угличского со времени основания последним угличского Богоявленского (впосл. Покровского) муж. мон-ря (до 1462). О жизни А. У. известно из жития прп. Паисия. По мнению В. О. Ключевского , оно было написано после разорения Углича поляками в 1611 г. Краткая редакция жития сохранилась в Милютинских Четьих-Минеях (см. Милютин Иоанн ). Пространная редакция дошла в позднем сборнике 1776 г. (БАН. Арх. комис. 223 (372)), но Ключевский предполагал, что автор этой редакции пользовался довольно древним и обстоятельным источником. В житии рассказывается, что в 1472 г. преподобные Паисий, Кассиан и А. У. сподобились ночью видения св. Герасима Иорданского и Пресв. Богородицы с Предвечным Младенцем (ГИМ. Барс. 869. Л. 13-13 об.) В 1482 г. А. У. был свидетелем обретения приплывшей по воде иконы Покрова Пресв. Богородицы. В 1483 г. А. У. участвовал в торжественном освящении нового каменного Покровского собора обители в присутствии угличского кн. Андрея Васильевича, Ростовского архиеп. Тихона, прп. Макария Калязинского и др. игуменов. Впосл. преподобные Паисий и А. У. устроили для новоначальных иноков Угличский во имя святителя Николая Чудотворца монастырь («за Греховым ручьем»). Первым игуменом этой обители был А. У., собравший до 30 иноков. Николаевский мон-рь был зависим от Покровского, о чем свидетельствовало духовное руководство обеими обителями прп. Паисия. Житие прп. Паисия рассказывает, что А. У. был очевидцем чудесного молитвенного состояния своего духовного отца, после к-рого прп. Паисий пророчески предсказал Богоявленскому мон-рю, Угличу и державе Российской грядущие бедствия и от «иных народов попленение» (ГИМ. Барс. 869. Л. 22 об.- 23). А. У. участвовал в погребении прп. Паисия († 6 июня 1504) и, ненадолго пережив наставника, завещал похоронить себя рядом с ним, на месте его первой кельи, где оба они сподобились видения.

http://pravenc.ru/text/63622.html

Черниговская Богословский-Михаиловский-Киевский Вознесенский-Переяславский Киевская Гамалеевский-Пустынно-Харлампиевский Екатерининский-Греческий-Киевский Полтавская Крестовоздвиженский- Полтавский Черниговская Петропавловский-Бутыринский-Глуховский Покровский-Училищный-Харьковский Киевская Преображенский-Спасский-Магрский Троицкий-Велико-Будищский Полтавская Хорошев-Вознесенский Черниговская Харьковская Полтавская Полтавская Харьковская 1795 год Благовещенский-Винницкий Подольская Воскресенский-Корецкий Волынская Духов-Виленский Виленская Николаевский-Немировский Подольская Спасо-Ильинский-Слуцкий Минская III-ro класса 1764 год Адрианов-Успенский или Андреянова пуст. Ярославская Александро-Ошевенский-Кириллов Алексеевский-Угличский Олонецкая Алексеевский-Богородицкий Ярославская Арсениев-Комельский-Ризположенский Томская Архангельский-Михаилов-Юрьевский Вологодская Архангельский-Михаилов-Корельский Афанасиевский-Лихвинский Владимирская Благовещенский-Муромский Архангельская Благовещенский-Нижегородский Боголюбов-Рождество-Богородицкий Калужская Богородицкий-Сретенский-Задонский Владимирская Богословский-Рязанский Нижегородская Богоявленский-Угличский Владимирская Богоявленский-Невьянский Воронежская Болдин-Троицкий Борисоглебский-Дмитровский Рязанская Брусенский-Успенский Ярославская Введенский-Сольвычегодский Пермская Введенский-Орловский Смоленская Введенский-Николаев.-Юрьевский Московская Верхочепецкий-Крестовоздвиженский Московская Владычин-Введенский-Серпуховский Вологодская Вознесенский-Смоленский Орловская Вознесенский -Тамбовский Владимирская Вознесенский-Ильинский-Великолуцкий Вятская Вознесенский-Иркутский Воскресенский-Деревяницкий Московская Высоцкий-Богородицкий-Серпуховский Георгиевский или Егорьевский-Московский Смоленская Гледенский-Троицкий Тамбовская Глушицкий-Сосновицкий-Дионисиев Псковская Горицкий-Воскресенский Горний-Успенский Иркутская Далматов-Успенский-Исетский Новгородская Данилов-Московский Московская Добрый-Покровский Духов-Новгородский Московская

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

В десятилетнем возрасте Павел осиротел, и отец Макарий взял отрока к себе в монастырь на воспитание. Спустя пару лет Макарий постриг Павла в иночество с именем Паисий. В монастыре юному послушнику было поручено переписывание священных книг, многие из которых, как например «Житие и деяния святителя Григория Богослова», сохранились до наших дней, и находится в краеведческом музее города Калязина, а «Четвероевангелие», написанное им около 1481 года, хранится в Угличском музее. Послушник Паисий достойно нес свои труды. Он усердно не только созидал стены новой обители, но много и молился. Однажды во время ночной молитвы Паисию явился Ангел и сказал: «Ты должен быть наставником для многих. Ты выйдешь отсюда и будешь жить там, где тебе велят. Так на­добно для славы Божией». Спустя некоторое время это чудесное предска­зание осуществилось. По просьбе Угличского князя Андрея Большого преподобный Макарий благословил иноку Паисию основать монастырь, под который князь даровал землю бывшей Богоявленской пустыни на левом берегу Волги, в трех верстах от города Углича. Точно неизвестно когда инок Паисий поселился на месте затухающей Богоявленской пустыни, по некоторым данным это был 1466 или близкий к нему год. Придя на богоизбранное место, Паисий первым делом соорудил себе одноместную келью, а затем построил небольшой деревянный храм в честь Богоявления Господня. Здесь и ранее жили монахи, имевшие по Указу великого князя Василия Темного право собирать с проходивших по Волге судов пошлину, но из-за отсутствия должного духовного руководства жизнь в обители угасла. Спустя некоторое время к Паисию присоединилось около десяти послушников из Макарьевского монастыря, пожелавших общего с ним служения и спасения. Ростовский архиепископ Тихон, в епархию которого входил Углич, рукопо­ложил инока Паисия в сан иеромонаха, а затем в игумена и назначил его настоятелем новосозидаемого монастыря. Благочестивый угличский князь Андрей с огромным уважением отно­­сился к отцу Паисию и не раз содействовал укреплению новой обители.

http://sobory.ru/article/?object=34796

В 1862 г. «…эта церковь любительницею благолепия храмов Божиих игумниею Еликонидой Муратовой была поновлена и украшена…». При этом было нарушено единство, колорит наполнился новыми яркими красками. Роспись с некоторыми утратами сохранилась и до наших дней, со времени начала служения храма после почти столетнего перерыва фрески проявляются. Освящение церкви в честь патрональной иконы рода Романовых не случайно. Род Шестовых, родителей инокини Марфы, берет свое начало на угличской земле. На территории Воскресенского монастыря Углича было родовое кладбище Шестовых. Сама царица Ксения Романова говорила: «Углич – мое малое Богомолье». Игумения Исмарагда пишет по этому поводу: «…Феодоровская икона Богоматери, служащая храмовым образом, древней и очень высокой греческой иконописи. – Икона – точный список с чудотворной Костромской Феодоровской иконы Богоматери. с которого времени находится в обители эта благоговейно чтимая местно икона, на это не имеется никаких письменных данных; по устному преданию прежних стариц-монахинь известно, что она будто бы современна возобновлению монастыря. Не государыня ли великая старица Марфа Иоанновна Романова пожаловала между прочими святынями и сию икону, пред которою она благословила и пред которой вручила Богоматери судьбу своего сына Михаила Федоровича, избранного на царство…». Исследователь угличских древностей А. Н. Ушаков в 1891 г. в своей книге описал факт заступничества Божией Матери: «…16-го августа, в день праздника Феодоровской Божией Матери, вокруг монастыря совершается крестный ход, установленный по особому усердию игумении Измарагды в 1871 году, когда свирепствовала в городе холера, монастырь был избавлен от болезни…». Сегодня Федоровский храм внешне приведен в порядок, проведены реставрационные работы, предполагается восстановление колокольни. Богоявленский соборный зимний храм В середине XIX в. Богоявленский монастырь стал одним из богатейших и крупнейших монастырей Ярославской епархии. Его территория постоянно расширялась, строились новые здания. Богоявленский собор – самый внушительный и крупный храм обители и всего Углича. Его построили в 1843-1853 гг. по проекту известного архитектора К.А. Тона в модном тогда русско-византийском стиле. «…Между всеми зданиями монастыря по внешнему благоустройству первенствует Богоявленский соборный храм, с приделами с правой стороны в честь Толгской иконы Богоматери, с левой в честь святителей Николая чудотворца и Иоанна Милостиваго. по своей красоте храм – лучшее украшение монастыря и города, равно как и по своей громадности это высочайшее из всех зданий Углича…». Для насельниц монастыря строительство этого храма стало настоящим подвигом – они сами делали кирпич, поднимали его на стены, собирали пожертвования. Много сил и стараний приложила игумения Еликонида, ставшая инициатором строительства.

http://sobory.ru/article/?object=05715

Но спустя 65 лет вследствие разных неудобств и темноты, все эти храмы упразднили, и вместо них устроена была больница. В 1853 г. и Богоявленский престол этого храма, по случаю соименности его с главным престолом новопостроенной церкви, упразднен. Год спустя усердием и трудами игумении Еликониды древний упраздненный Богоявленский храм был возобновлен и освящен в честь Смоленской иконы Божией Матери и устроен придел Воздвижения животворящего креста Господня. Все образы нижнего яруса существовавшего иконостаса «…очень древняго и высокаго письма пожертвованы были в Богоявленский монастырь Троице Сергиевой Лавры казначеем…» – свидетельствовала в 1873 г. настоятельница монастыря игумения Исмарагда. Свято-Троице Сергиева Лавра, действительно, помогала «угличскому Великого государя богомолью». Но на сегодняшний день сохранилась лишь часть былого величия обители. Храм Смоленской иконы Богородицы расписан был «…чудесами от Смоленской иконы Божией Матери…». Но, к великому сожалению, сохранилась лишь часть росписи на потолке, чудом уцелевшей в «суровые годы». Сегодня возвращена в церковь икона Святого Трифона. Феодоровская летняя церковь Спустя сто лет в монастыре разворачивается крупное строительство. В 1805 г. с благословения архиепископа Ярославского и Ростовского Павла, стараниями игумении Маргариты был заложен второй каменный храм во имя Федоровской иконы Божией Матери, строительство которой было завершено через 13 лет, уже при игумении Августе. «…церковь эта очень красивой греко-русской архитектуры, выстроена крестообразно, с пятью куполами. С западного входа находится паперть, при ней трехъярусная колокольня для всех храмов монастырских одна, вышиною со шпилем 30 сажень. В числе 8 колоколов, самый большой в 220 пудов. В нижнем ярусе колокольни помещается библиотека…». Внутренне пространство храма наполнено светом, льющимся из куполов и многочисленных окон. Главное его сокровище - росписи. Они были выполнены в 1822-1824 гг. живописцем Епифаном Медведевым. «…внутренность храма по стенам расписана изображением чудес от Феодоровской иконы Божией Матери. На своде обращают на себя особенное внимание четыре клейма: 1) Воскресения Христова, 2) пресвятые Троицы, 3) Рождества Христова, 4) Богоявления Господня, весьма хорошей живописи, кисти известнаго художника покойнаго Медведева, равно как и в куполе изображение Господа Саваофа и двенадцати апостолов, писаное им же» – пишет игумения Исмарагда. Роспись включает архитектурные орнаменты – иллюзорно написанные плоскости стен, карнизы, арки, колонны, визуально дополняющие, но не разрушающие пространство, заменяющие подлинные детали.

http://sobory.ru/article/?object=05715

Покровский монастырь (акватория Угличского водохранилища). Покровский Паисьев Угличский мужской монастырь. Церковь Богоявления Господня. /// Объект утрачен ...Еще одной древней постройкой монастыря была церковь во имя Богоявления Господня. Храм, который остался запечатлен на фотографиях и рисунках, построили во второй половине XVII века (или, по предположению, перестроили пострадавший в Смуту храм XVI века). Здание имело подклет, храмовая часть была бесстолпной пятиглавой с тремя апсидами, с запада примыкали трапезная и кельи. Текст: Александра Шапиро, сайт Значительный пятиглавый храм возвышался к северу от Покровского собора, образуя с ним симметричную группу. Как и другим зданиям обители, ему посвящено крайне мало публикаций и даже имеющиеся «жалкие крохи» наполнены неточностями и ошибками. Начнём с того, что архимандрит Антоний и вслед за ним многие другие авторы сообщали, что храм упоминается в 1596 году. Как и в случае с Никольской церковью, эта ссылка на более ранние «приправочные книги» ошибочна – касается не зданий монастыря, а земельных владений. В Писцовых книгах Угличского уезда 1629-1631 годов о храмах сообщается следующее: «церковь Покров Пресвятыя Богородицы да предел Богоявления Господа Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа, да другой храм Николы Чудотворца под колоколы каменные, да тёплой храм Преподобнаго Чудотворца Сергия древян, клецки, верх шатровой». Как можно заметить, описание не только не отражает период конца XVI столетия – в нём вовсе нет Богоявленской церкви, но есть одноимённый придел Покровского собора. По сообщению Типографской летописи, наряду с соборным храмом он был освящён в октябре 1523 года. Этот придел, очевидно, не существовал изначально при постройке собора в 1479-1482 годах. Принято считать, что Паисий, став настоятелем монастыря, построил деревянную церковь во имя Богоявления Господня. Возможно, полвека спустя храм упразднили, а посвящение перенесли в придел. Очевидно, на протяжении последующих полутора веков в Покровском монастыре не имелось отдельной Богоявленской церкви.

http://sobory.ru/article/?object=59059

Второй Московский съезд староцерковников, признающих Высший Временный Церковный Совет, бывший в Москве в Донском монастыре 15–18 ноября 1927 года. М.: Изд. ВВЦС РПЦ, Гидулянов П. В. Отделение церкви от государства: Полный сборник декретов РСФСР и СССР, инструкций, циркуляров и т. д. с разъяснениями V отдела НКЮста РСФСР/Под. ред. П. А. Красикова. Изд-е 2-е, перераб. и доп. М.: Юридич. изд-во НКЮста РСФСР, 1924. «Год скорби и печали»: Дневник священномученика Серафима (Самойловича), архиепископа Угличского за 1928 год/Публ. прот. А. Салтыкова и Н. Д. Егорова//Мир Божий. 2003. 1 (9). С. 36–45. Григорий (Яцковский), архиеп. Документы, относящиеся к образованию Высшего Временного Церковного Совета в Москве. М.: Изд. автора, 1926. Декларация митрополита Сергия (Страгородского) : Документы и свидетельства современников/Публ. М. И. Одинцова//Диспут. 1992. 1. С. 182–197; 2. С. 174–203. Дело великого строительства церковного: Воспоминания членов Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 годов/Сост. Н. А. Кривошеева. М.: Изд-во ПСТГУ, 2009. Деяние нового Священномученика Серафима Угличского/Публ. и примеч. Н. Савченко//Православная Русь. 9.1999. С. 7–8. Деяния Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. В 11 т. М.: Новоспасский монастырь; Государственный архив РФ, 1994–2000. Документы Московской Патриархии: 1934 год/Публ. и коммент. А. К. Галкина//Вестник церковной истории. 2010. 3–4 (19–20). С. 169–252. Документы Патриаршей канцелярии 1925–1926 годов//Вестник церковной истории. 2006. 1. С. 56–73. Документы Патриаршей канцелярии 1926–1927 годов//Вестник церковной истории. 2006. С. 81–108. Допрос Патриарха/Сост. А. Нежный. М.: Грааль, 1997. Д’Эрбинъи М. Церковная жизнь в Москве/Авторизир. пер. с фр., предисл. И. Ф. Наживина. Париж, 1926. Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни: Воспоминания. М.: Московский рабочий; ВПМД, 1994. Елевферий (Богоявленский), митр. Мой ответ митрополиту Антонию. Париж, 1935. Елевферий (Богоявленский), митр. Неделя в Патриархии: (Впечатления и наблюдения от поездки в Москву)//Из истории Христианской Церкви на Родине и за рубежом в XX столетии. М.: Крутицкое Патриаршее подворье, 1995. С. 173–318.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Прошло еще 2 1/2 года, а сумм на учреждение при Академии стипендии имени протоиерея Соболева в Правление Академии по прежнему не поступало. – Тогда Правление решило обратиться ко второму душеприказчику – крестьянину Николаю Головкову и отношением от 26 марта текущего 1913 года за 453 просило его вступиться в дело и при- —480— нять с своей стороны какие-либо меры к исполнению воли завещателя. Письмом от 26 мая с./г. крестьянин Головнов уведомил Правление, что, после личных переговоров и письменных запросов к о. протоиерею Ярославскому, он, Головнов, все-таки «ничего удовлетворительного ответить не может» и «в виду неопределенности положения решил обратиться с прошением к Высокопреосвященному Архиепископу Тихону Ярославскому и Ростовскому» присовокупив, что по приблизительному расчету, насколько он может судить, сумма, причитающая на долю Московской Духовной Академии «должна быть не менее 4700 рублей процентными бумагами». Наконец, по прошествии свыше 4-х лет после смерти завещателя, от душеприказчика – протоиерея Угличского Богоявленского женского монастыря Константина Ярославского поступило в Правление Академии отношение, от 18 июня текущего 1913 года, следующего содержания: В духовном завещании священника (умершего в сане протоиерея) церкви села Ильинского в Поречье, Угличского уезда, Ярославской губернии, Алексея Александровича Соболева, между прочим, сообщается в пункте 17, б:… «половинную часть на учреждение двух стипендий моего имени для выдачи преимущественно уроженцам Ярославской губернии беднейшим студентам Московской и С.-Петербургской Духовных Академий по равной части на каждую стипендию», и, далее, в пункте 18: «Все денежные выдачи, перечисленные с первого по семнадцатый пункт сего завещания включительно, должны быть произведены процентными бумагами по номинальной их стоимости, которые и должны быть внесены в одно из кредитных учреждений вкладами на хранение, с которых и выдавать только проценты учреждениям, священнослужителям… церквей и монастырей в их пользу за вечное поминовение меня, – иерея Алексея, Анны, Протоиерея Александра, Екатерины, Протоиерея Гавриила и сродников моих».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Память праведного Феодора Ушакова почтили в храме, где святой принял крещение 6 августа, 2012. Новостная служба Божественную литургию в день памяти праведного воина Феодора в старинном храме совершил епископ Рыбинский и Угличский Вениамин 6 августа. ПРАВМИР. В Богоявленском храме села Хопылево Ярославской области, где был крещен будущий адмирал Феодор Ушаков, почтили память святого. Божественную литургию в день памяти праведного воина Феодора в старинном храме совершил епископ Рыбинский и Угличский Вениамин, сообщает Православие.ru. В этом храме крестили и его дядю — преподобного Фёдора Санаксарского. Недалеко от Хопылево, в деревне Бурнаково, находилось поместье дворян Ушаковых. Адмирал Феодор Ушаков был прославлен Русской Православной Церковью как местночтимый святой Саранской и Мордовской епархии 5 августа 2001 года. 6 октября 2004-го — причислен к общецерковным святым как праведный воин. Феодор Ушков был глубоко верующим человеком. Каждую битву он начинал с молитвы, молитвой же заканчивал каждое дело. Много молился, заботился о ближних, помогал бедным. Устроил госпиталь для солдат войны 1812 года и моряков. За всю свою жизнь флотоводец не проиграл ни одного сражения (из 43-х). На родине праведного воина Феодора Ушакова чтут его память. Создана Ярославская региональная общественная организация «Общество имени адмирала Федора Ушакова», идет реставрация Богоявленского храма в Хопылево. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/pamyat-pravednogo-feod...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Телеканал «Спас» побывал в просветительском круизе 5 мин., 15.08.2019 В июле круизный оператор «Мостурфлот» и телеканал «Спас» провели совместный проект – духовно-просветительский круиз по Волге. 12 июля, в День памяти первоверховных апостолов Петра и Павла, команда телеканала «Спас» вместе с участниками тура отправились в тематическое путешествие по древнерусским городам «Золотого кольца». После знакомства с экипажем теплохода «Сергей Есенин» и приветственных слов генерального директора «Спаса» Бориса Корчевникова, мы прошли учебную тревогу – обязательное правило для каждого путешествующего по воде. Первый день круиза был полон впечатлений, хоть и провели его в пути, не выходя на сушу. Теплый прием и новые знакомства, мы услышали историю великой стройки – канала Москва-Волга, воочию увидели, как работают шлюзы. И, конечно, мы не могли забыть о «виновниках» памятной даты. Об апостолах Петре и Павле в духе просветительской программы «Завет» рассказали протоиерей Игорь Фомин и телеведущая Вероника Иващенко.    Впереди нас ждали пленительные волжские пейзажи и гостеприимство Углича, Ярославля, Ростова, Плёса, Костромы, Мышкина и Твери. О нашем путешествии по древнерусским городам и их святыням мы сняли специальный репортаж. А вот лишь несколько фотоотрывков о местах, воспоминания о которых навсегда остались в наших сердцах. Та самая Церковь царевича Димитрия на Крови, построенная в 1692 году на месте страшной гибели царевича Димитрия Угличского, младшего сына Ивана Грозного. Сегодня это музей на территории Угличского кремля. В храме сохранились росписи XVIII века, рассказывающие о смерти царевича, а также о расправе толпы над убийцами. Один из главных экспонатов – ссыльный набатный колокол. Он и возвестил в 1591 году жителей Углича о гибели наследника престола, за что был «казнён» отсечением языка и отправлен в ссылку в Тобольск. Обратно колокол вернули только через триста лет. В Богоявленском женском монастыре в центре Углича, где была пострижена в монахини Мария Фёдоровна Нагая (мать царевича Дмитрия) – на сороковой день после смерти своего сына, восстановительные работы идут более десяти лет. Основанный в конце XIV века, когда-то крупнейший в митрополии, монастырь пережил многое во времена войн и революций. На стенах Церкви Феодоровской иконы Богоматери до сих пор видны отверстия от пуль – следы надругательства большевиков. В этом же храме в 2003 году произошло чудо -  на одной из стен стали проявляться фрески. Сегодня на территории обители реставрируются старые и даже возводятся новые церкви и часовни. 

http://foma.ru/telekanal-spas-pobyval-v-...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010