По прочтении 103-го псалма диакон произносит великую ектению. Хор поет: «Господи, помилуй» постовым распевом. Сразу после возгласа священника – 18-я кафизма. Особенность ее на вечерни перед литургией Преждеосвященных Даров состоит в том, что по каждом антифоне кафизмы положена малая ектения. Во время чтения первого антифона иерей переставляет на южную сторону Престола Евангелие, лежащее на св. Антиминсе, раскрывает Антиминс и поставляет на него Дискос, открывает Дарохранительницу и, совершив с диаконом поклонение (два земных поклона), полагает с благоговением Преждеосвященный Св. Агнец на Дискос и делает еще один земной поклон. Диакон произносит малую ектению. Иерей тайно читает молитву (1-ю светильничную) 1-го антифона. После малой ектении, по первом антифоне – возглас иерея: «Яко Твоя держава...». Чтец – второй антифон. Иерей с кадилом, диакон со свечой совершают каждение три раза вокруг Престола. Далее диакон – малую ектению. Иерей читает тайно молитву (2-ю светильничную) 2-го антифона. Возглас: «Яко благ и Человеколюбец...». Чтец – третий антифон. Иерей, сотворив три земных поклона перед Св. Дарами, полагает Дискос на главу и, в предшествии диакона со свечой в левой руке с кадилом в правой, переносит Дискос с лежащим на нем Св. Агнцем на жертвенник, идя по правую сторону Престола, через Горнее место. В это время молящиеся падают ниц. Поставив Дискос на жертвенник, иерей вливает в Чашу вино с водой, кадит звездицу, ставит ее на Дискос, кадит затем малые покровцы, покрывает ими, как обычно, и Дискос, и Чашу; потом, окадив воздух, покрывает им Дискос и Чашу вместе, не произнося никаких проскомидийных молитв. Если есть диакон, то при совершении каждого из указанных действий он произносит тихо: «Господу помолимся. Господи, помилуй». Иерей, окадив (трижды) покрытые им Св. Дары, произносит: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас». Затем он ставит возженную свечу перед Святыми Дарами и, сотворив поклон, идет к Престолу, складывает Антиминс и снова полагает на него Евангелие. Диакон произносит по 3-м антифоне малую ектению. Иерей читает тайно молитву (3-ю светильничную) 3-го антифона. Возглас: «Яко Ты еси Бог наш, Бог миловати и спасати, и Тебе славу возсылаем...». Хор: «Господи, воззвах...» и стихиры на 10: Триоди – 6 и Минеи – 4.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

по отделу: Господеви поем. О времени стихословия песней Священного Писания по отделу: Поем Господеви, в Типиконе сказано: «Поем Господеви стихословим во вся недели, и во владычни и богородичны праздники, и в предпразднства и попразднства их, и в праздник святаго, имущаго полиелей или славословие великое и во всю Пятидесятницу» (гл. 18, л. 27). По поводу этого указания надобно заметить только то, что здесь имеются в виду не только те праздники, их предпразднства и попразднства, которые бывают в период времени пения Октоиха, но и Триоди Постной, тем более, конечно, Триоди Цветной, при пении которой песни Священного Писания стихословятся только по отделу: Поем Господеви. Великопостный отдел стихословия песней Священного Писания назначается для седмичных дней первых 6 седмиц Великого поста (Тип., л. 308), а из суббот для 2, 3 и 4 седмиц (Тип., л. 322 на об.), если только во все эти дни не случится никакого праздника, при чем должно знать, что стихословие седмичных дней отличается от стихословия субботних, как об этом в своем месте будет сказано. 2) Когда положено петь 2 канона на 16 с ирмосом каждого из них по 2 (иначе и не бывает), то сначала надобно пропеть два ирмоса первого канона без всякого припева или стиха, потом петь стих из песни Священного Писания, положим в 1 песни: Поем Господеви, славно бо прославися. Коня и всадника вверже в море (песни Свящ. Писания при означенном условии стихословятся всегда по отделу: Поем Господеви), а после него тропарь из первого канона, снова стих и снова тропарь и т.д., пока окончится вся песнь. Так как в данном случае полагается петь два канона на 16, каждый с ирмосами на 8, то в 1 каноне 1 песнь окончится после стиха: Нападет на ня, предшествующего стиху: Дондеже пройдут, над которым напечатано «на 6». Пред этим стихом без всяких припевов надобно по два раза пропеть ирмос второго канона, после него петь Дондеже пройдут, и тропарь второго канона, снова стих и снова тропарь и т.д. до И ныне включительно, после чего окончится вся песнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

286 В Типик., гл. 9, л. 15, сказано, что эта молитва глаголется в себе, а в Часослове, стр. 11– тайно. 291 Напр., 1 гл.: Свет возсияй, Господи... Эти светильны Типикон (гл. 9, л. 17 на об. и 43 гл., л. 99) называет троичными, потому что в Триоди Постной, л. 493, они напечатаны вместе с троичнами, поемыми после аллилуиа, хотя по своему содержанию не суть троичны. Кроме Триоди, они находятся в Октоихе, ч. 1, л. 373, и Следованной Псалтири. 293 Пение воскресных богородичнов настоящего гласа после стихир на Господи, воззвах составляет особенность субботней службы. Необходимые замечания касательно воскресных богородичнов в своем месте мы уже сделали (чит. гл. 1); здесь же прибавим, что настоящим гласом по отношению к субботе называется тот, который пет был в течение истекшей седмицы; а так как субботою глас Октоиха оканчивается, то воскресные богородичны, когда говорится о субботней службе, называются иногда богородичнами «гласа прешедшаго» (см. Типик. 24 февр., аще случится, в субб. 1-й недели постов, «гласа мимошедшаго» (Типик. 20 дек.). 294 Так сказано в 12 гл. Типикона. В «Указе о службе субботней» Октоиха говорится: «На стиховне в Октоихе мученичны три, иже писаны на Господи, воззвах, един оставляем 1-й».– Чтобы понять смысл этого предписания, надобно иметь в виду то, что в субботних стихирах Октоиха на Господи, воззвах помещены двои стихиры, из коих первые имеют надпись: «Стихиры святым мучеником, и святителем, и преподобным», а вторые: «Ины стихиры мученичны». В первых стихирах первое песнопение по своему содержанию есть мученичен; вторых стихир три и все они и по надписи, и по содержанию мученичны (см. Окт., ч. 1, л. 97). Если из первых стихир опустить первое, то останется только три в последних, которые все и надобно петь. 296 Что в последнем случае надобно петь богородичен по гласу Славы, об этом не упомянуто ни в 12 гл. Типикона, ни в «Указе о службе субботней», но само собою разумеется, потому что в числе помещенных в Ирмологии и в дополнительной части Месячной Минеи богородичнов, о которых сказано: «поем их, егда есть Слава святому в Минеи», в каждом гласе находятся богородичны «в пяток вечера», взятые из субботних стиховных стихир всех 8 гласов.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Каждое синаксарное чтение предваряется двустишием (иногда — несколькими). По мнению исследователей Триоди 8 , они написаны не Ксанфопулом, автор их неизвестен. Для приближения их размера к греческому оригиналу перевод этих стихов был выполнен элегическим дистихом. В заключение следует заметить, что предпринятый в издательстве ПСТБИ перевод синаксарей не является первым. В Киеве в типографии Печерской Лавры в XVII в. была издана исправленная Триодь (Постная — 1627 г., Цветная — 1631 г.). Весь церковнославянский текст богослужений был тогда выверен по греческому, а синаксари заново переведены проповедником иеромонахом Тарасием Зелекою на литературный западнорусский язык того времени. В московских изданиях XVII в., как дониконовских, так и в никоновских, исправленных по киевским, этот опыт поддержки не получил, и синаксари остались на церковнославянском языке (к сожалению, неясно, было ли проведено сличение с греческими текстами, или использовалась старая, евфимиевская редакция). Был также сделан русский перевод синаксарей, изданный в Туле в 1874 г. (второе издание). Автор его — священник М. Покровский — выполнил перевод с греческого текста. Однако это издание является раритетным, и, кроме того, стилистически не удовлетворяет нормам современного русского языка. Примечания: 1 Христианство. Энциклопедический словарь. М., 1995. Т. 2. С. 572–573; Карабинов И. Постная Триодь. СПб, 1910. С. 203. 2 О, 155, col. 645–646. De sacra precatione. 3 Карабинов И. Указ. соч. С. 204. 4 Триодь Постная. М., 1992. Т. I. Л. 5 об. 5 См.: Филарет, архиеп. Черниговский. Исторический обзор песнопевцев и песнопения греческой церкви. Репринт. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1995. С. 364–365. 6 Триодь Цветная. М., 1992. Л. 261. 7 Триодь Постная. Т. II. Л. 380. 8 Карабинов И. Указ. соч. С. 204. Рекомендуемые статьи Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/o-perevode-sinaksarej-p...

Он указал нам много случаев, смирения преподобного Сергия. Пока учитель говорил!, сердце так и кипело: так бы вот и стал подражать святым... Но грех пересиливает!, и мы заглушаем терниями доброе семя, падающее в души наши. Как это досадно и даже стыдно! Вот и сегодня. После этого урока нам, уж большим парням, не стыдно было чуть не подраться с учениками 3 и 4 отделения из-за учительского стула. Они воровским образом «хотели похитить стул из нашего класса и взять к себе, – их стул хуже. Мы заметили их проказы и стали отбивать стул, подняли гвалт и крик. Пришел на шум учитель, разобрал дело и, покачав головой, сказал: «вот вас и поучай! Вы, как глупые дети. Где же ваше смирение?» Стыдно нам стало. Лучше бы провалиться. Эдакого искушения – и то не вынесли!!...» Возвращая дневники назад, я похвалил каждого и просил писать старательнее и откровеннее. Дневники – это клад для воспитателя во многих отношениях. Ведь почти каждый день ученик что-нибудь да запишет в тетрадку. А это разве не имеет значения в его развитии? Но кроме того мы уверены, что дневники сослужат хорошую службу и учебному делу, потому что писать складно, правильно и красиво можно научиться лишь путем ежедневных упражнений. 21 января, суббота. Неделя о мытаре и фарисее. На вечерней молитве пели стихиру: «Покаяния отверзи ми двери» и кондак, а прекрасную и умилительную стихиру: «Фарисей тщеславием побеждаем» пели даже с канонархом. На вечернюю молитву к нам ходят помолиться старушки; сегодня они особенно благодарили нас, умилившись «сладким» нашим пением. «Лучше монастырского у вас», говорили они. С початием Триоди постной, существенно изменится чинопоследование и наших молитв. Многое придется позаимствовать из Триоди, применяясь к изменениям церковного богослужения. Молитва у нас всегда совершается торжественно, и потому, являясь молитвой, она в то же время доставляет высокое наслаждение. Мы много поем молитв и стараемся разыскивать какие-нибудь старинные, умилительные напевы. Ежедневные молитвы у нас совершаются в том порядке и объеме, в каком они изложены в молитвослове, за исключением трех молитв, взамен которых вводится пение разных тропарей и песнопений, соответствующих дню, напр. «Заступнице усердная», «Не ввери мя человеческому предательству» и др. Накануне праздника и в самый праздник порядок молитв существенно изменяется; – чтения совсем мало, преобладает пение. Поем: «Господи воззвах», стихиры и богородичен гласа; а в Воскресенье, вместо «Господи воззвах» и стихир, – «Воскресение Христово видевше». В праздники тоже делаются соответствующие изменения.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Miron...

Теснейшим образом сближая нас с понесшим вольные страсти Спасителем нашим, Богослужение Страстной седмицы доставляет нам бесценную возможность мысленно созерцать потоки Его святейшей крови, пролитой за нас, и слышать, как бы непосредственно из самых пречистых Его уст последние предсмертные речи и Божественные Его наставления. Словом, присутствуя в Страстную седмицу на службах церковных, живо представляющих все события последних дней Спасителя как бы совершающимися пред нами, мы проходим мысленно всю величественно трогательную и безмерно назидательную, так близкую сердцу христианина истории страданий Христовых, мыслью и сердцем своим «сшествуем Ему и сораспинаемся Ему». Вследствие этого Страстная неделя является знаменательнейшим временем в году, несравненно возвыжающим душу христианина и настраивающим ее к принятию самых высоких идей и впечатлений, – временем, доставляющим обильную пищу для религиозной христианской мысли и небесное наслаждение, и восторги верующему сердцу. 295 Изменяемые песнопения церковных служб в течение твсей Страстной седмицы положены из Триоди Постной (за исключением 4 воскресных стихир и догматика «на Господи воззвах» из Октоиха 1-го гл. на вечерне Великой субботы, но, впрочем, тоже находящихся в Триоди, на ряду); причем в первые три дня Страстной седмицы Богослужение еще продолжается совершаться по «чину постному», но с некоторыми особенностями сравнительно с этим чином. – Во всю Страстную седмицу утреня, с начала и кончая возгласом после великой ектеньи, следует порядку, указанному выше для седмичных дней св. Четырсдесятницы (ом. 553 стр.). После великой ектеньи и возгласа в течение всей седмицы кроме субботы, поется (вместо «Бог Господь») с обычными стихами «Аллилуиа» на 8-й гл. В понедельник, вторник, и среду после «Аллилуа» поется (вместо положенных в предшествуюшие седмичные дни Великого поста троичных гласа) 3-ды (2-й раз, на «Слава», а 3-й на «И ныне»), «косно и велегласно, и со сладкопением равно» (см. Триодь Пост.), умилительный тропарь: «Се жених грядет», чем св.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Тропари общие разным ликам святых, напр., пророку 2 гл.: Пророка твоего..., апостолу 3 гл.: Апостоле святый... и др. Общая Минея. Последования вечерни. След.Псалтирь. Часослов. Кондаки общие разным ликам святых, напр., пророку 4 гл.: Просветившееся духом..., апостолу 4 гл.: Яко звезду пресветлую... и др. Общая Минея. Последования утрени. След.Псалтирь. Часослов. Типикон. 398 на об. Кондаки Триоди Постной, напр., нед. Мытаря и Фарисея: Фарисеева убежим высокоглаголания... и друг. Общая Минея. След.Псалтирь. Часослов. Тропари и кондаки от нед. ап. Фомы до нед. Всех святых, напр., в нед. ап. Фомы тропарь: Запечатану гробу..., кондак: Любопытною десницею... и др. Общая Минея. След.Псалтирь. 22 в конце. Часослов. Пасхальные песнопения. Общая Минея. Ирмологион. След.Псалтирь. 22 в конце. 2. Песнопения, употребляющиеся на вечерни. Воскресные богородичны (догматики) 8 гласов, поемые в стихирах на Господи, воззвах, и воскресные же богородичны, поемые в стихирах на стиховне 909 , напр., богородичен стихир на Господи, воззвах 1 гл.: Всемирную славу..., 2 гл.: Прейде сень законная... и др.; богородичен стихир на стиховне 1 гл.: Се исполнися Исанно проречение.., 2 гл.: О чудесс нового... и др. Общая Минея. 207 на об. Ирмологион. 107 на об. Месячная Минея. Дополнительная часть за каждый месяц. Дневные (понед, вторн, среды, четв., пятка и субб.) богородичны 8 гласов, поемые на И ныне в стихирах на Господи, воззвах 910 , егда есть Слава святому, по гласу которой они и поются, напр., 1 гл.: Небесных чинов радование... и др. Ирмологион. Месячная Минея. Дополнительная часть за каждый месяц. Великие вечерние прокимны на некоторые числа в году. Служебник. Богосл.Апост. Великие вечерние прокимны св. Четыредесятницы: Не отврати лица... Дал еси достояние... Служебник. Богосл.Апост. Великие вечерние прокимны периода времени пения Триоди Цветной – от Пасхи до нед. Всех святых. Служебник. Богосл.Апост. 3. Вечерние и литургийные песнопения св. Четыредесятницы. Напр., Господи, воззвах... Да исправится молитва...

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

дарами поклон, ставит дискос на свою голову и, держа обеими руками, в предшествии диакона со свечею и кадильницей, переносит его на жертвенник. Здесь в чашу вливает вино, растворенное водою, ничего не произнося: берет кадильницу, кадит звездицу и покровы и покрывает с молитвою: Молитвами святых отец... (чит. Служебн., стр. 258). Возвратясь после того к престолу, священник складывает антиминс и полагает на нем Евангелие. Когда же диакон произносит вышеуказанную малую ектению, тогда священник (тайно) прочитывает молитву первого антифона: Господи щедрый... (чит. ее в Служ., стр. 268), которая есть не что иное, как первая светильничная молитва: потом (вслух) произносит возглас: Яко твоя держава... Лик: Аминь (москов. изд., л. 70). Чтец начинает второй антифон, или второй отдел, 18 кафизмы и читает пс.: 124–128. После 128 пс. – Слава, и ныне. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава тебе, Боже 3 (там же. л. 70 и 71). Диакон: Паки и паки миром Господу помолимся и т. д. Священник – молитву второго антифона, или вторую светильничную молитву: Господи, да не яростию твоею... (чит. Служебн.. стр. 270) и возглас: Яко благ и человеколюбец... Лик: Аминь. Чтец – третий антифон 18 кафизмы: пс. 129–133. После 133 пс. – Слава, и ныне. Аллилуиа 3. слава тебе, Боже 3. Диакон: Паки и паки и т. д. Священник – молитву третьего антифона, или третью светильничную молитву: Господи Боже наш... (чит. ее в Служ., стр. 271) и возглас: Яко ты еси Бог наш. Бог миловати и спасати, и тебе славу возсылаем... Лик: Аминь. Господи, воззвах..., т. е. пс. 140, 141, 129 и 116, так, как разъяснено выше, а диакон кадит (Служебн., стр. 272). Господи, воззвах поется во глас стихир на Господи, воззвах, помещенных в Триоди Постной. Стихиры полагаются на 10, а потому пение их начинается со стиха: Изведи из темницы душу мою... 685 . Чтобы видеть, как именно следует петь стихиры на Господи, воззвах, для примера возьмем некоторые дни, положим, среду 1-й седмицы Великого поста. В Типиконе в последовании этого дня сказано: «самогласен дне, повторяюще тойжде, таже мученичен в той же глас, и три подобны Триоди и три Минеи, повторяюще едину, Слава, и ныне, богородичен».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Затем на каждом часе следует чтение трех обычных псалмов: на 3-м часе – 16-го, 24-го, 50-го; на 6-м часе – 53-го, 54-го, 90-го; на 9-м часе – 83-го, 84-го, 85-го. И бывает стихословие кафизмы, после которой поется тропарь часа со стихами. Тропарь 3-го часа: «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час Апостолом Твоим ниспославый: Того, Благий, не отъими от нас, но обнови нас молящих Ти ся». 1-й стих: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей». 2-й стих: «Не отвержи мене от Лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отъими от мене». Тропарь 6-го часа: «Иже в шестый день же и час на Кресте пригвождей в рай дерзновенный Адамов грех , и согрешений наших рукописание раздери, Христе Боже, и спаси нас». 1-й стих: «Внуши, Боже, молитву мою и не презри моления моего». 2-й стих: «Аз к Богу воззвах, и Господь услыша мя». Тропарь 9-го часа: «Иже в девятый час нас ради плотию смерть вкусивый, умертви плоти нашей мудрование, Христе Боже, и спаси нас». 1-й стих: «Да приближится молитва моя пред Тя, Господи, по сло- веси Твоему вразуми мя». 2-й стих: «Да внидет прошение мое пред Тя, Господи, по словеси Твоему избави мя» 119 . После произнесения священником: «Слава...» чтец: «И ныне» – Богородичен часа 120 . На 6-м часе после Богородична: «Яко не имамы дерзновения...» чтец произносит: «Тропарь пророчества, глас 6», со стихами. Священник: «Вонмем». Чтец: «Глас 6-й: Спаси, Господи, люди Твоя...» (или другой какой прокимен, указанный на ряду в Триоди) 121 . Хор поет прокимен, как обычно два с половиной раза. Священник: «Премудрость». Чтец: «Пророчества Исаиина чтение». Священник: «Вонмем». Чтец читает паремию и после нее произносит: «Прокимен, глас...», со стихами. Хор поет прокимен. Затем (на 6-м часе) чтец: «Скоро да предварят ны...», Трисвятое по «Отче наш», тропари дня (по Часослову) и далее, как на 1-м часе, только после молитвы св. Ефрема Сирина 122 читается конечная молитва часа, но отпуста не бывает, а сразу читаются изобразительны. Изобразительны После 9-го часа (отверзается завеса от царских врат) хор поет: «Во Царствии Твоем помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем» и прочие стихи «Блаженных» с припевом в конце: «Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем» 123 (псалмы: «Благослови, душе моя, Господа...» и «Хвали, душе моя, Господа...» оставляются).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

2-я песнь в понедельник не стихословится. Песнь 3-я начинается пением библейских стихов, которые обозначены в Ирмологии цифрой 4, предыдущие же стихи опускаются. (Это относится ко всем песням канона, где нет трипеснцев.) Хор поет стих: «Господь взыде на небеса...». Чтец – тропарь канона Минеи. Хор: «И даст крепость...». Чтец – второй тропарь. Хор: «Слава». Чтец – тропарь. Хор: «И ныне». Чтец – тропарь. Хор – ирмос третьей песни Минеи 107 . По третьей песни – малая ектения, возглас: «Яко Ты еси Бог наш...» и седален. я и 5-я песни поются так: сначала хор поет ирмос 4-й песни Минеи и стих: «Господь Бог мой, сила моя...» (т.е. с цифры 4). Чтец – тропарь Минеи. Хор: «И на высокая возводит мя...». Чтец – тропарь. Хор: «Слава». Чтец – тропарь. Хор: «И ныне». Чтец – тропарь. Хор поет ирмос 5-й песни и стих: «Воскреснут мертвии...». Чтец – тропарь. Хор: «Роса бо, яже о Тебе...». Чтец – тропарь. Хор: «Слава». Чтец – тропарь. Хор: «И ныне». Чтец – тропарь. Песнь 6-я стихословится так же как и 3-я. Хор поет стих 6-й песни: «Хранящий суетная...» (т.е. от цифры 4). Чтец – тропарь б-й песни Минеи. Хор: «Аз же со гласом хваления...». Чтец – тропарь. Хор: «Слава». Чтец – тропарь. Хор: «И ныне». Чтец – тропарь. Хор поет на катавасию ирмос 6-й песни. По 6-й песни – малая ектения, возглас: «Ты бо еси Царь мира и Спас душ наших...» и кондак. Песнь 7-я: хор поет ирмос 7-й песни Минеи и стих: «Благословен еси на Престоле славы Царствия Твоего». Чтец – тропарь. Хор: «Благословен еси на тверди небесной...». Чтец – тропарь. Хор: «Слава». Чтец – тропарь. Хор: «И ныне» – тропарь. Хор переходит к 8-й песни. Она исполняется как и 1-я. Сначала поются стихи 8-й песни до условной цифры 14 (включительно), обозначенной в Ирмологии: «Благословите, огнь и вар...». Хор поет ирмос 8-й песни Минеи и стих: «Благословите, росы и иней...». Чтец – тропарь Минеи. Хор – следующий стих и т.д. Со стиха: «Благословите, вся птицы небесныя...» (т.е. с цифры 8) чтец читает тропари первого трипеснца, а со стиха: «Благословите, Анания, Азария...» – тропари второго трипеснца. После «Хвалим, благословим...» хор поет на катавасию ирмос второго трипеснца Триоди: «Древле оросившаго...».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010