Действительно, о некоторых субботах в богослужебных книгах сказано, что так именно они в эти дни и стихословятся; так, в Типиконе говорится, что в субботу Мясопустную песни Священного Писания стихословятся по этому отделу (л. 299); по тому же, без сомнения, отделу, по мысли Типикона, надобно стихословить их по субботам тогда, когда в период времени пения Октоиха настоятель изволить петь «аллилуиа» и отправлять заупокойную службу; в Триоди Постной указано по этому отделу стихословить в Сырную субботу (л. 60) и в субботу 1 седм. Великого поста (л. 131 на об.). Но что касается всех прочих суббот, не включая сюда только субботы 2, 3 и 4 седмиц Четыредесятницы и Великую, то в эти субботы, по ясному указанию Типикона, надобно стихословить по отделу: Поем Господеви (гл. 12, л. 20 на об.); мало того: даже в Сырную субботу Типикон (вопреки Триоди Постной) указывает стихословить по отделу: Поем Господеви (л. 304 на об.); может быть, тоже предполагает относительно субботы 1 седм., хотя и умалчивает 398 ; относительно же субботы 6 седм. прямо говорит (л. 332). 2) Хотя здесь во дни святых, имущих славословие, указывается песни Священного Писания стихословить по отделу: Поем Господеви; но, как выше мы видели, в 48 гл. Типикона под 23 сентября сказано: «О славословии же великом да и не почудишися. Возможно убо есть, якоже устав изъявляет, и Осмогласнику певаему, и Господеви поем, сотворити и великое славословие». Эти слова Типикона, как в своем месте мы обяснили, по всей вероятности, надобно понимать так: во дни святых с славословием, следов. при пении славословия великого, возможно петь и Господеви поем, а не Поем Господеви, но только в те дни, в которые поется Октоих, т.е. нет ни предпразднства, ни попразднства, при коих Октоих оставляется и в которые песни Священного Писания стихословятся всегда по отделу: Поем Господеви. 3) Нигде не встречается особых указаний касательно седмичных дней Сырной седмицы (понед., вторн., среды, четвер. и пятка; см. в Типик., л. 301 и дал.). Отсутствие оных ведет к мысли, что в это время песни Священного Писания надобно стихословить обыкновенным образом, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

4. В тех же видах сделать наш богослужебный текст наиболее понятным, проф. А.А. Дмитриевский возбудил вопрос, нельзя ли в наших богослужебных книгах ввести обычную, а не славянскую пунктуацию (т.е. знаки ?/и пр(очие)) или, по крайней мере, расставить знаки препинания соответственно смыслу речи. Теперешняя наша пунктуация часто воспроизводит греческую, имевшую целью отметить лишь стихотворные строки, и, конечно, иногда может скорее затемнить речь, чем облегчить ее понимание. Вполне присоединяясь к мысли о необходимости обратить должное внимание на расстановку знаков препинания в наших богослужебных книгах, как на одно из средств к правильному пониманию их смысла, а отсюда к правильному чтению и пению, Комиссия решила вопрос о введении русской пунктуации представить на рассмотрение Высшей церковной власти, полагая, что если такое введение признано будет желательным, то его может сделать легко сама типография при печатании. 5. Комиссией рассмотрен и исправлен текст всей Постной Триоди. Остались неисправленными лишь следующие части: а. Каноны на утрени 1-й в Неделю 2-ю Вел(икого) Поста, на повечерии в Неделю православия, в Вел(икие) Четверг и Пятницу, п(отому) ч(то) ни в греческих, ни в славянских триодях прежних редакций, доступных Комиссии, этих канонов не оказалось. б. Все синаксари. По мнению Комиссии, синаксари не представляют из себя в собственном смысле богослужебного текста. Это лишь просто назидательное чтение, подобное чтению толкового Евангелия, проповедей и т.п. Нет особенной цели, ни оснований удерживать для синаксарей славянского языка, а прямо перевести их на современный русский (может быть, в некоторых местах переделав их) и издать в виде особой книжки или печатать в виде приложения к Триоди и славянским шрифтом. Тогда, может быть, само собой восстановилось бы чтение синаксарей за богослужением (почти всюду забытое) и приносило бы слушающим несомненную пользу. Некоторым прецедентом для нас мог бы служить пример Петра Могилы , в Триоди которого синаксари все переведены на местный западно-русский говор.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

На 9-й песни священнослужитель совершает обычное каждение и пред образом Богоматери возглашает: «Богородицу и Матерь Света...». Хор поет: «Честнейшую...» постовым распевом, затем ирмос 9-й песни Минеи 108 и стих: «Благословен Господь Бог Израилев...». Чтец – тропарь. Хор: «И воздвиже рог спасения нам...». Чтец – тропарь. Хор: «Спасение от враг наших...». Чтец – тропарь. Хор: «Сотворити милость...». Чтец – тропарь. Хор: «Клятву, еюже клятся ко Аврааму...». Чтец – тропарь Триоди и т.д. В конце хор поет: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Чтец читает последний тропарь: «День един убо...». Хор поет на катавасию ирмос второго трипеснца: «Преестественно плотию...» и затем – «Достойно есть...». Поклон. Малая ектения и возглас: «Яко Тя хвалят вся силы небесныя...». Схема исполнения канона во вторник: Сначала поется ирмос 1-й песни канона Минеи и первый стих: «Господь царствуяй веки и на век...» (т.е. с цифры 4). Чтец читает 1-й тропарь канона Минеи. Хор: «И наведе на ня...». Чтец – 2-й тропарь. Хор: «Слава». Чтец – 3-й тропарь. Хор: «И ныне». Чтец – Богородичен. Затем хор поет (или чтец вычитывает) «поскору» все стихи 2-й песни: «Вонми, небо, и возглаголю...», а также «Слава, и ныне». (2-я песнь никогда не стихословится в году, за исключением вторников св. Четыредесятницы.) Сразу после этого поется ирмос 1-го трипеснца Триоди 109 , гл. 2-й: «Видите, видите, яко Аз есмь в мори спасый...» и припев: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Чтец читает тропарь трипеснца. Перед следующими двумя тропарями хор поет тот же припев: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», а пред Богородичным – «Пресвятая Богородице, спаси нас». После Богородична хор: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Чтец – тропарь 2-го трипеснца. Тот же припев и перед следующими двумя тропарями. Затем хор: «Слава». Чтец – Троичен. Хор: «И ныне». Чтец – Богородичен. Хор: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Чтец – тропарь. Хор – ирмос 2-го трипеснца на катавасию, глас 5-й: «Видите, видите, яко Аз есмь Бог...». Следующие песни канона – с 3-й по 9-ю – исполняются как и в понедельник.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

и великия Четыредесятницы... повечерия поем великая; на них же поем покойные каноны настоящаго гласа в гробнице“ 808 . Кроме того, это повечерие служит самым приличным временем для пения канона святаго, прилучившегося в субб. 1 седм. В Типиконе сказано так: „Ведомо да есть, яко последование Минеи прилучающихся святых в субботы“ (разумеются не все субботы, а только те, в которые служба рядового святаго не правится ни на вечернем, ни на утреннем богослужении, к разряду которых относится и суббота 1 седм.) „и недели св. Четыредесятницы поем в повечериях“ (т. е. субботнего святаго в повечерии пред субботой, а недельного – в повечерии пред неделею), или егда изволит екклисиарх. Тако творим во всех пятках св. и вел. Четыредесятницы“ (посл. пят. 1-й седм., л. 319). То же самое повторяет и Тр. Постная: „Ведомо да есть, яко последование Минеи прилучившаго святаго в субботу и неделю поется на повечерии“ (т. е. одно накануне субботы, а другое накануне недели) „или егда хощет екклисиарх“ (посл. пятка 1 седм., вечера, л. 125 на об.). Смысл этих предписаний таков: выбор повечерий для пения канонов субботнего и недельного святаго должен зависеть от усмотрения предстоятеля церкви: однако, более приличным для этого временем должно считать повечерия накануне субботы (для субботнего святаго) и накануне недели (для недельного святаго). Но так как такой выбор, будучи приличным, а для субботнего святаго, вообще говоря, и удобным, для недельного святаго может иметь препятствие, проистекающее от того, что накануне недели может быть всенощное бдение, но не вечерня с повечерием; то на этот случай для сего последнего в Триоди Постной указывается другое настолько же приличное время, как и канун недели. Но об этом – ниже, а теперь заметим, что кроме приведенных, есть и еще, и притом совершенно точные и определенные, указания на то, что канун субботы 1 седм. всего приличнее избирать для пения канона святаго этой субботы. Такие указания находятся, во-первых, в Триоди Постной, в посл. пят. 1 седм., л.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

л. 358–373 об. – Пробная лекция о чине воцерковления 234 ; л. 374–389 – «2 пробная лекция, прочитанная 3 ноября», помеченная: «Тетр[адь] 2». Бумага со штемпелем датируется 1871 г. 235 ; л. 390–425 об. – Лекция по истории богослужения в Русской Церкви, помеченная в начале: «Тетр[адь] 1» (без окончания). Бумага со штемпелем датируется 1871 г. 236 ; л. 426–446 – Лекция по истории богослужения в Русской Церкви (без начала), помеченная: «Тетр[адь] 2». Бумага со штемпелем датируется 1871 г. 237 Из обзора содержания видно, что в деле сосредоточены разные лекции, принадлежащие как А.А. Дмитриевскому , так и, в записи слушателей, его учителю Н.Ф. Красносельцеву . преобладают лекции А.А. Дмитриевского по истории богослужения в Русской Церкви. 2) ОР РНБ. Ф. 253. Д. 197. «Наука о православном богослужении». Лекции. После 1885 г. автограф. неполный текст. л. 1–6 об. – «Понятие о христианском богослужении». Бумага со штемпелем датируется 1876 г. 238 ; л. 7–9 – Лекция о предмете литургики (без окончания). Бумага со штемпелем датируется 1876 г. 239 ; л. 10–31 об. – Лекция об историческом развитии чина литургии (без окончания) (д. 197, л. 55–55 об., 56–56 об.). Бумага со штемпелем датируется 1912 г. или ранее 240 ; л. 32–35 – Лекция о византийской архитектуре (без начала и окончания). Бумага со штемпелем датируется 1870 и 1878 г. 241 ; л. 36–54 об. – Лекция по общей литургике (без конца). Бумага со штемпелем датируется 1895–1902 гг. 242 ; л. 57–59 об. – Прощальная лекция в казда. Бумага со штемпелем датируется 1870 и 1878 г. 243 ; Из обзора содержания дела видно, что к нашему материалу относится только один фрагмент, расположенный на л. 57–59 об.; написание остальных лекций относится к более позднему времени. 3) ОР РНБ. Ф. 253. Д. 135 . Заметки (5) о богослужебных книгах: Триоди Постной и Цветной, Типиконе, Требнике, Служебнике и др. л. 1–11 – Лекция о Триоди Постной и Цветной, помеченная в конце: «Казань. 22 февраля. Вторник. 20 м[инут] одиннадцатого. 1883 г.». Бумага со штемпелем датируется 1871 г. 244 ;

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

и Слезами очистивше... Мр. гл. 9 марта под стихирами креста подразумевает те же самые, но, кроме того, и те стихиры, которые в последовании вторника 4 седмицы названы «подобными Триоди дне» и суть следующие: Посреде земли... Мертв был еси... и Его же древле Моисей... Из всех этих 6 песнопений для стихир на Господи, воззвах надобно взять 4. Остальные же два, по Типикону, надобно пропеть на утрене среды в хвалитных стихирах. На И ныне же хвалитных стихир можно петь богородичен вечерних стихир: Зрящи тя тварь..., так как он остается не пропетым во вторник, если совершается литургия преждеосвященных даров. – После стихир на Господи, воззвах – «вход, прокимен и чтения дне, и Да исправится молитва»... и т. д. Если же во вторник почему-либо не будет литургии преждеосвященных даров, то песнопения 40 мучеников поются только на вечернем богослужении понедельника, на утреннем и дневном вторника до изобразительных включительно. На вечерни же вторника они уже не употребляются; для стихир на Господи, воззвах в этом случае назначаются все 6 стихир креста. 2) Если 40 мучеников случится в четверток Великого канона, то служба их правится во вторник 5 седмицы Великого поста. 3) Если 40 мучеников случится в субботу Акафиста, то служба их правится в неделю 5-ю Великого поста. Отдел III. Глава 25. О богослужении Страстной седмицы Вечерня накануне понедельника. Хотя неделя Ваий есть господский двунадесятый праздник, но вечером этого дня после 9 часа отправляется не великая, а вседневная вечерня, подобно тому, как и в другие недели Великого поста. Порядок вечерни в неделю Ваий такой же, как и в сии последние. Отличие состоит 1) в том, что стихиры на Господи, воззвах полагаются на 6, а не на 10, и все из Триоди Постной. На Славу, а равно на И ныне поются песнопения из Триоди же. 2) Вместо великого прокимна произносится обыкновенный дневной: Се ныне благословите Господа... со стихом, причем, однако, вход после стихир на Господи, воззвах положен. 3) Для стихир на стиховне назначены особые припевы: Воспойте Господеви песнь нову...

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

В Великий пост этого смысла нет. Наоборот, великопостные службы устроены таким образом, чтоб на них не читалось Евангелие, то есть если вы посмотрите на службу Великого поста, там нет Евангелия (если его искусственно туда не интерполировать). Это как бы разрушает уникальность Страстной седмицы. Но так делают не везде, но кое-где делают, такой перенос чтения. Это нужно обязательно знать. Получается, что Евангелие читается и на вечернях и утренях (о чем мы долго говорили), по событиям, которые в эти часы происходили; и Евангелие читается на часах, просто весь текст подряд. Поэтому, я в начале сказал, что трудно найти службу на Страстной седмице на которой бы не читалось Евангелие. И последнее, что я про эти дни скажу — это песнопения. Какие песнопения поются в понедельник, вторник и среду? Все песнопения этих дней берутся из одной книги — это “Постная триодь”. Никаких других книг в эти дни не используются. Значит все, о чем мы говорим — это материал Постной триоди. Среди песнопений Постной триоди есть сквозные песнопения, которые поются каждый день, то есть изо дня в день повторяются. А есть уникальные, характерные для каждого дня в отдельности. Сначала скажу про сквозные. Это, во-первых, тропарь “Се жених грядет в полунощи”, этот тропарь поется на утрени каждый день. Про что он? “Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, его же обрящет бдяща: не достоин же паки, его же обрящет унывающа”. То есть Жених — это Христос, это вообще такая распространенная символика, кстати, откуда идет этот символ? Из притчи о десяти девах. То есть сам Христос — это жених. О чём этот тропарь? О втором пришествии. Видите, можно сказать, что через дни Страстной седмицы красной нитью проходит тема Второго пришествия (эсхатологическая тема), и в притчах, и беседах Христа с учениками на склоне Елеонской горы, и в песнопениях. Это одна из главных тем Страстной седмицы, как не странно — это второе пришествие. Другое сквозное песнопение — это ексапостиларий. Такое страшное слово, обычно все студенты пугаются, когда его произносишь.

http://predanie.ru/book/216458-v-pomosch...

Сподоби, Господи... Исполним вечернюю молитву... Яко благ и человеколюбец... Аминь. Мир всем. И духови твоему. Главы наша Господеви приклоним. Тебе, Господи. Буди держава царствия твоего... Аминь. Стихиры на стиховне из Триоди Постной: самогласен дне 2 и мученичен 1 с обычными припевами. Слава – отцев. И ныне – предпразднства. Ныне отпущаеши... Трисвятое. Пресвятая Троице... Отче наш... Яко твое есть царство... Аминь. Тропарь – отцев. Слава, и ныне – предпразднства. Ектения: Помилуй нас, Боже... Возглас: Яко милостив и человеколюбец... Аминь 573 . Премудрость. Благослови. Сый благословен... Аминь. Утверди, Боже... Пресвятая Богородице, спаси нас. Честнейшую херувим... Слава тебе, Христе Боже... Слава, и ныне. Господи, помилуй 3. Благослови. Отпуст великий. Многолетие. Повечерие малое. На нем по Достойно и по трисвятом кондак отцев. Слава, и ныне – предпразднства 574 . Полунощница субботняя. На утрени на Бог Господь тропарь предпразднства 2. Слава – отцев. И ныне – предпразднства. Обычные кафизмы. После каждой малая ектения; седальны оба отцев. И ныне – предпразднства. После пс.: Помилуй мя, Боже... каноны: предпразднства с ирмосом на 6, ирмос по 2, и отцев на 8. В последнем имеется и вторая песнь. В ней в начале песни ирмос Триоди поется только 1-ды. Вторую песнь положено петь с припевом: Преподобнии отцы, молите Бога о нас; прочие следует стихословить с песнями Свящ. Писания по отделу Ирмологиона: Поем Господеви. На катавасию после каждой песни, в том числе и второй, ирмос канона Триоди: Песнь возслем, людие... По 3 песни и ектении кондак и икос предпразднства и седален отцев. Слава, и ныне – предпразднства. По 3 песни и ектении кондак и икос отцев. По 9 песни и ектении светилен отцев. Слава, и ныне – предпразднства. Всякое дыхание..., хвалитные псалмы и стихиры на хвалитех отцев на 4. Слава – отцев. И ныне – предпразднства. Слава тебе, показавшему нам свет. Славословие великое (поется). Тропарь отцев. Слава, и ныне – предпразднства. Ектения: Помилуй нас, Боже... Яко милостив и человеколюбец...

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Кроме того, в Типиконе, под 24 и 25 числом нет указания относительно отправления перед праздничной вечерней часов и изобразительных, тем не менее следует помнить, что весь суточный круг без часов немыслим. Во время молитвы 9-го часа священнослужители совершают входные молитвы. По окончании 9-го часа поются «Блаженны». Псалмы 102-й: «Благослови, душе моя, Господа...» и 145-й: «Хвали, душе моя, Господа...» опускаются, и хор сразу поет «Во Царствии Твоем...». Все остальные стихи поются с припевом: «Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем». Затем по прочтении «Честнейшую...» священник выходит из алтаря на амвон и произносит молитву св. Ефрема Сирина с тремя великими поклонами, после чего чтец читает молитву: «Всесвятая Троице...». По окончании ее священник произносит: «Премудрость». Хор: «Достойно есть...» до середины. Священник: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Хор: «Честнейшую...». Священник: «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше...». Хор: «Слава, и ныне. Господи, помилуй (трижды). Благослови». И бывает полный отпуст. Священник идет в алтарь и молится у Престола: «Боже, милостив буди мне, грешному. Боже, очисти грехи моя и помилуй мя. Создавый мя, Господи, помилуй. Без числа согреших, Господи, прости мя» 22 . Затем священник произносит литургийный возглас: «Благословено Царство...», начертывая крест Евангелием над Антиминсом, и начинается вечерня, которая соединяется с литургией Преждеосвященных Даров. Но если литургия Преждеосвященных Даров не совершается, то переход от изобразительных к вечерне будет таков. Сразу после молитвы св. Ефрема Сирина начинается вечерня со слов: «Приидите, поклонимся...» и т.д. Если праздник случится в Великий пост , то кафизмы и поклоны на вечерне опускаются. На «Господи, воззвах...»– стихиры на 10: Триоди – 2, подобны – 3 и праздника – 3 (2 из них повторяются), «Слава, и ныне» – праздника. Прокимен дня, паремии дня (2) и праздника (3): 1) Быт. 28; 2 ) Иез. 43–44; 3 ) Притч. 9 . Затем «Да исправится молитва моя», великие поклоны (три) и прочее последование литургии Преждеосвященных Даров. Но если литургия не совершается, то на «Господи, воззвах...» – стихиры на 8: Триоди – 3 и праздника – 5, «Слава, и ныне» – праздника. Вход. Прокимен дня, паремии дня (2) и праздника (3). Но если Благовещение случится в одну из суббот поста, то читаются 7 паремий: 2 дневных и 5 праздника, а если праздник случится в воскресенье, то читаются 5 паремий: три, которые читаются на Рождество Богородицы, и две, которые принадлежат только службе Благовещения: 1) Исх. 3 (о купине); 2) Притч. 8 (о вечном бытии Сына Божия).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

649 Некоторые литургисты, говоря о крайне редком употреблении 2-й песни в богослужебных канонах, указывают на иную причину: не столько покаянный, сколько обличительный характер ее, лишенный молитвенных прошений ко Господу, выделяет ее из ряда остальных 8 песен. Если содержание библейских песней 1, 3–9 обращено к Богу, то речь Моисея во 2-й песни адресована людям, народу израильскому. См., например: Михаил (Таги-Заде), иеромонах. Литургика: Курс лекций. М., 1996. С. 68. – Ред. 650 См. статью «Жанр канона и его место в православном богослужении» в 1-й главе настоящей книги, с. 23–28. – Ред. 656 Автор указывает ряд текстуальных совпадений между канонами, несомненно принадлежащими перу преподобного Иосифа Песнописца, и трипеснцами Постной Триоди, надписанными именем Иосифа. Совпадения эти касаются, правда, только Богородичных, однако И. А. Карабинов приводит и другие аргументы в пользу предложенной им атрибуции. См.: Там же. С. 152, примеч. 196. 659 Разбор творений преподобного Иосифа Песнописца, написанных для дней Великого поста и Пятидесятницы, а также относительную хронологию их составления см.: Там же. С. 149–168. – А. Б. 670 Минея. Месяц иулий, 15. Утреня. Канон. Песнь 6, тропарь 3. – М. И. Служба им писана 14-го дня. – Ред. 677 О разновидностях риторических фигур см.: Гаспаров М. Л. Античная риторика как система//Античная поэтика. Риторическая теория и литературная практика. С. 27–59. – А. Б. 692 См., например, во франкоязычном издании воскресных песнопений: Dimanche, office selon des hurt tons. 710 Триодь Постная. Седмица 5-я Великого поста. Суббота [акафиста]. Утреня. Канон. Песнь 1, тропарь 1. – Ред. 717 Октоих. Глас 1. Вторник. Утреня. Канон; Гласы 4, 6, 7, 8. Понедельник, вторник. Утреня. Канон. 763 В прежней редакции Триоди эти трипеснцы полагались петься за литургией; в греческих Триодях они читаются на повечериях. В современной редакции церковно-славянской Триоди трипеснцы указано петь на повечериях, чего ради они собраны отдельно, в конце книги, и озаглавлены: Трипеснцы, творение Иосифово. – Ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatiya_Puzik...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010