Богослужебный порядок устава Студийского по триоди цветной так же значительно разнится от современного порядка, как и порядок богослужения того же устава по триоди постной. Пасхальная утреня, по уставу Студийскому, отличается тем, что ей не предшествует полунощница и не бывает пред началом её крестного хода вокруг церкви с пением стихиры: «Воскресение Твое, Христе Спасе»... После стихир на хвалитех поется славословие великое «потиху» и в конце возглашается сугубая ектения, в которой после первого прошения поется «Господи помилуй» три раза, а после второго двенадцать раз и непосредственно отпуст. 114 Часы пасхальные, по уставу Студийскому, также имеют вид отличный от часов, отправляемых в тот же день по уставу Иерусалимскому. На них в начале поется: «Христос воскресе» трижды, затем, «Веселитеся небеса», слава «Аще и во гроб» и ныне – «Что Тя наречем», Святый Боже и по Отче наш : Господи помилуй 12 раз; таким образом поется за все четыре часа. 115 Такой же точно вид, но только без тропарей «Аще и во гроб» и «Веселитеся небеса», имела, по уставу Студийскому, и пасхальная повечерница. 116 При изложении порядка литургии в день Пасхи замечено, что вся служба божественной литургии в великую неделю, кроме антифонов, поется от священников внутри алтаря. 117 Особенности богослужебного порядка в пасхальную седмицу заключаются в том, что в день Пасхи на вечерне поются стихиры на «Господи воззвах» на восьмой глас, во вторник те же стихиры на первый и второй гласы, в среду – на четвертый и пятый, а в четверток – на шестой и восьмой; в пятницу, как и в понедельник, на восьмой. 118 Особенности богослужебного порядка в светлую седмицу в отправлении утрени заключаются в том, что пасхальный канон полагается петь только в понедельник, вторник и субботу, а в остальные дни, как канон так и стихиры на хвалитех поются тех воскресных гласов, которых накануне пелись стихиры на «Господи воззвах», – так в среду поются каноны и стихиры на хвалитех воскресные 1 и 2 гласа, в четверток 4 и 5 и в пятницу 6 и 8 гласа. 119

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Такое указание мы находим в одном служебнике XIII века, 88 в триоди постной и цветной XIII же века 89 и в некоторых служебниках века XIV. 90 Предположим даже, что в позднейших из указанных богослужебных книг существование в чине утрени великого славословия возможно объяснить влиянием устава Иерусалимского, который уже существовал в России во второй половине XIV века и по которому указанная особенность Студийского устава входила в состав каждой утрени; но за то с этой точки зрения ни в каком случае не может быть объяснено существование в чине утрени великого славословия в XIII веке, когда Студийский устав был господствующим в России и Иерусалимский устав был совершенно неизвестен в ней. Подтверждается наше понимание приведенных слов Студийского устава также и тем, что при существовании по этому уставу только простой утрени, на которой: тогда как и теперь, великое славословие только читалось, утреня великой субботы с пением этого гимна составляла исключение из обыкновенного чина утрени и совершенно естественно могла вызвать замечание составителя устава относительно пения великого славословия, что никогда нет обычая делать это, исключая указанного случая. Наконец, доказательством того, что чтение великого славословия входило в состав утрени по уставу Студийскому, служить до некоторой степени самое название: «утреннее пение». При совершенном отрицании существования в чине утрени великого славословия по этому уставу подобное название теряет всякий смысл. Слово «пение» не должно смущать нас, когда мы защищаем обычай только чтения на утрени великого славословия по уставу Студийскому, потому что это слово употреблено составителем устава, нужно думать, в значении «гимна», так что сказать: «утреннее пение», это значить «утренний гимн», без означения способа его произношения посредством чтения или пения. Кроме общих черт отличия от современного нам устава. Студийский устав представляет также, как было уже замечено, не мало частных отличий богослужебного порядка по нему, как в отправлении службы по триодям, постной и цветной, так и в отправлении службы по минее и октоиху.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В великие праздники первое место по количеству песнопений занимает глас первый (82 песнопения); за ним следуют гласы: второй (71), четвертый (65), шестой (58), восьмой (32), третий (8) и седьмой (6). В Триоди Постной на первом месте стоит глас шестой, а в Триоди Цветной – второй. Таким образом, в песнопениях великих праздников шестой глас занимает четвертое место, а не первое, как голословно утверждает Д.В.Разумовский  202]. Вот какими «цветами» поэзии и мелодии украшено отцами Церкви наше богослужение. Язык искусства трудно передать словами. Более того, искусство мало понимать только: его надо уметь воспринимать. Как бы ни старались словами описать слепому красоту картины, или глухому – музыку, слова никогда не заменят восприятия. Здесь требуется особое чутье, особый слух, на приобретение которых не существует пока еще готовых рецептов. Особенно трудно это дается в области музыки, потому что она передает мысли, чувства и настроения так, как никакое слово передать не может; поэтому мы ее и ценим. Но если такова музыка вообще, то что можно сказать о музыке церковной – искусстве «не от мира»? Являясь «зеркалом» богослужебного текста, знаменная мелодия передает очень много такого, что улавливается только духовно, что читается, как говорят, «между строк» и потому является «нечитаемым» для человека, да еще к тому же, «душевного». Максимальная выразительность знаменной мелодии дает нам основание именовать эту мелодию не только «словесной», но и священной в истинном смысле этого слова, ибо она отражает священный текст так, как только возможно воспринять человеку, не утратившему окончательно духовный слух. Наши древние песнописцы, знаменотворцы и песнорачители мудро сочетали здесь богомыслие с музыкальной красотой, вразумительность – с искусством, духовную простоту – с мудростью, церковность -с народным творчеством. В знаменном песнотворчестве, как и в нашей древней иконописи, чувствуется некая богопросвещенность. Таким образом, вопрос о том, нужен ли знаменный распев в богослужении Русской Православной Церкви – это то же, что и вопрос о значении молитвы, Устава, богослужебного языка и всего вообще, что составляет наше православное богослужение.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Nikolaev...

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть Пост дан нам для того, чтобы победить себя Наталья Горенок   Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин (Корчагин)   09:59 11.03.2016 864 Время на чтение 11 минут 14 марта в жизни православных христиан начинается особое время - Великий пост. Сегодня мы беседуем о нем с Митрополитом Саратовским и Вольским Лонгином. - «Прииде пост, мати целомудрия, обличитель грехов, проповедник покаяния, жительство Ангелов и спасение человеков»... Такие высокие определения даются Великому посту в Постной Триоди - книге, по которой соверша­ются богослужения в этот период. Вла­дыка, как соотнести все это с нашей повседневной жизнью? - Действительно, в богослужебных церковных книгах, в частности, в Пост­ной Триоди, пост наделяется самыми совершенными эпитетами, и они очень точно раскрывают его суть. «Мати целомудрия», «весна души», «цвет по­каяния» - вот только немногие из тех определений, которые даются времени Великого поста. Конечно же, наша по­вседневная жизнь пока очень далека от этих понятий. Но мы призваны к тому, чтобы строить ее в соответствии с цер­ковным учением, не только говорить вы­сокие слова о духовной жизни, но и по­пытаться их воплотить. И пост - это вре­мя, когда нужно постараться это сделать.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/0...

На полной литургии (в любой день) паникадило зажигается в самом начале, перед возгласом «Благословенно Царство…», и гасится после отпуста. Приложение 4. Устав о катавасиях В данном приложении рассмотрим все виды катавасий и периоды их пения. Греческий термин «катавасия» происходит от глагола καταβανω, который означает «сходиться, спускаться, идти вниз» и по значению является антонимом глагола αναβανω – «подниматься, идти вверх». Катавасией в Церковном Уставе называется ирмос, который исполняется в конце песни канона, а само название указывает на способ его исполнения: для пения катавасии два лика спускаются со своих клиросов, сходятся в центре храма и вместе торжественно поют заключительный ирмос песни. Устав о пении катавасии различается для вседневных и праздничных богослужений. Сразу скажем, что на любой вседневной службе, то есть когда на утрене не поется славословие, принцип пения катавасии прост: всегда поется ирмос последнего канона (чаще всего это канон Минеи, но иногда и каноны из других книг – Октоиха или Триоди). При этом иногда вседневная катавасия поется по каждой песни канона; это возможно только в тех случаях, если на вседневной утрене Типикон предписывает совершать канон по праздничному варианту пения библейских песней – «Поим Господеви…» (это второй вариант библейских песней в Ирмологии). Так, в частности, бывает в периоды предпразднства и попразднства двунадесятых праздников, в некоторые дни Постной Триоди (например, в 1-ю субботу Великого поста). Но эти случаи относительно редкие; в большинстве же случаев вседневная катавасия (покрывающий ирмос) поется только по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песни. Более сложным является вопрос о пении рядовой катавасии. Рядовой называется катавасия, которая поется на каждой праздничной утрене (воскресной, с полиелеем или с великим славословием) в течение определенного периода. Рядовая катавасия поется по каждой песни канона, и устав ее пения излагается в 19-й главе Типикона. Рассмотрим подробно содержание этой главы. В данной главе различаются три периода пения рядовых катавасий (неподвижный годичный круг богослужения, Постная Триодь и Цветная Триодь).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

В итоге кондак стал свого рода «собратом» тропаря и в русской практике кондаки даже поются тем же распевом, что и тропари. Кондаки помещаются в службе праздника или святого (в Минее или Триоди) после 6й или после 3й песни канона. Также все кондаки вместе с тропарями можно найти во II части Псалтири Следованной. Кроме утрени, кондак читается на часах, поется на литургии, а в праздники с великим славословием и полиелеем — на повечерии. Современное нам богослужение сохранило полностью весь кондак только в чине отпевания священников (при том что отдельный чин отпевания священников появился только в XV веке). Обычный кондак (кукуль) «Со святыми упокой…» здесь сопровождается не одним только икосом «Сам Един еси безсмертный…», но всеми 24. Кроме того, кондак с четырьмя небольшими икосами присутствует в Триоди Постной в неделю сыропустную. архимандрит Киприан Керн «Кондак, в его теперешнем облике и объеме – небольшое песнопение в одну-две строфы, очень похожее на тропарь и даже у русских поемое по тропарной мелодии и помещаемое после 6ой или после 3ей песни канона. Оно повторяется и на литургии, и на повечерии. Совсем иное представлял собою кондак по своему происхождению и древнему употреблению. История его поучительна, хотя и не вполне еще изучена. Самое слово «кондак» – κντκιον некоторые производят от κνταζ (как его уменьшительное) – «копье»; но вероятнее производить его от κοντς – палочка, на которую наматывался свиток пергамента, называвшийся λητριον. Сборники та­ких «кондаков» называются кондакариями. Но если в наших современных богослужебных книгах это песнопение занимает самое скромное место и теряется в обширных песнях канона, то в древности, до появления канонов, кондак занимал совершенно исключительное место в суточном и годичном богослужении. Он вовсе не ограничивался одной строфой, а представлял собою самостоятельное и большое поэтическое произведение, так сказ., целую богословскую поэму. Древний кондак в его классическом облике – это цепь из 20–30 строф, постепенно развивающих одну общую тему.

http://azbyka.ru/kondak

Тропарь: Спаси, Господи, люди Твоя. Слава – тропарь: Вознесыйся на крест Слава – тропарь: Вознесыйся на крест волею. волею. И ныне – Богородичен: Предстательство И ныне – Богородичен: Предстательство страшное. страшное. Ектения малая: Помилуй нас, Боже (Она Ектения малая (сокращенная сугубая): состоит из трех прошений, из коих два (Она состоит из трех прошений, из коих два о царствующем доме). Возглас: Яко милостив и человеколюбец Возглас: Яко милостив и человеколюбец Бог еси. Бог еси. Именем Господним благослови, отче. Именем Господним благослови, отче. Слава святей, и единосущней, и Слава святей, и единосущней, и животворящей, и нераздельней Троице… животворящей, и нераздельней Троице… Аминь. Аминь. (На утрени, которая бывает на бдении, нет всех этих молитвословий). После З-х псалмов: (Слава и ныне, После З-х псалмов: (Слава и ныне, Аллилуиа, трижды. Аллилуиа, трижды. Господи, помилуй, трижды. Господи, помилуй, трижды. Слава и ныне. Слава и ныне. При чтении остальных трех псалмов При чтении остальных трех псалмов священник глаголет утренние священник глаголет утренние молитвы пред Святыми Дверьми. молитвы пред Святыми Дверьми. Слава и ныне. Слава и ныне. Аллилуиа, трижды. Аллилуиа, трижды. Ектения великая: Миром господу Ектения великая: Миром господу помолимся. помолимся. «Бог Господь и явися нам», четырежды «Бог Господь и явися нам», четырежды «Аллилуиа», четырежды (во дни поста и покаяния) или трижды (в службе за упокой). По «Бог Господь» тропари празднику или По «Бог Господь» тропари празднику или святому. святому. По «Аллилуиа», во дни седмичные поста, кроме субботы, – тропари троичны гласа, в субботы, в службе за упокой – тропари покойны. Стихословие двух или трех кафизм. Стихословие двух или трех кафизм. После каждой кафизмы седален Октоиха, или Триоди Постной, или Цветной, а в дни предпразднства и попразднства – и из Минеи. (В субботы, в дни предпразднства и попразднства, в дни пения Цветной Триоди). После 1-й кафизмы – малая ектения. После 1-й кафизмы Возгл.: Яко Твоя держава.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Прежде всего к этому разделу можно отнести два небольших фрагмента вводного характера из д. 196, л. 3–4 и 9–10 об. В них А.А. Дмитриевский говорит, что, тогда как большинство исследователей отводят богослужебным книгам скромную роль «богослужебных принадлежностей» 260 , он, Дмитриевский, относит их «к самым непосредственным и прямым источникам нашей науки» 261 . Следовательно, как и ко всякому источнику, к богослужебным книгам необходимо применить приемы «строгой научной критики» 262 в целях отделения зерен от плевел, что мы действительно будем наблюдать в дальнейших лекциях. Программа А.А. Дмитриевского по этому спецкурсу не сохранилась; кратко упоминает о преподанных молодым ученым разделах в своей программе по литургике Н. Ф. Красносельцев : «А приватдоцентом Дмитриевским: историческое обозрение богослужебных книг: Типикона, Служебника, Требника, Триоди Постной, Триоди Цветной и Октоиха» 263 . Однако до нас дошли лекции не по всем указанным в программе книгам, а лишь следующие: 1. Вводная лекция (д. 196, л. 3–4, 9–10). В лекции А.А. Дмитриевский говорит о богослужебных книгах, как источнике науки литургики, и обосновывает мысль, почему нужно изучать богослужебные книги. 2 . О церковном Уставе или Типике (д. 152, л. 1–24 об.; д. 196, л. 426–446 об., 258–281). В этом разделе, с которого, видимо, и был начат курс лекций, очень подробно рассматриваются Студийский и Иерусалимский типиконы со стороны как их содержания, так и истории. Здесь упоминается работа «Богослужение в Русской Церкви в первые пять веков», вышедшая в феврале – марте 1882 г. Но, с другой стороны, не упоминается монография И. Д. Мансветова «Митрополит Киприан в его литургической деятельности», которая также вышла в 1882 г. Исходя из этого, мы можем предположить, что эта лекция была написана в 1882 г., в промежутке между выходом работы «Богослужение в Русской Церкви в первые пять веков» и тем моментом, когда А.А. Дмитриевский ознакомился с монографией И. Д. Мансветова . В начале данной лекции А.А. Дмитриевский сравнивает Студийский и Иерусалимский богослужебные уставы, называет их сходства и различия. Заканчивается раздел словами: «Более частные отличия устава студийского от иерусалимского интересующиеся найдут в моей статье “Богослужение в Русской Церкви за первые пять веков” В общем, нужно вполне согласиться со словами Ф. Тоскани, что служба по Студийскому уставу была короче, чем по Иерусалимскому, менее торжественна, чем в настоящее время, со значительным преобладанием чтения, а не пения» 264 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

819 Для пения канона четвергового святаго Типикон указывает не то время, какое для него назначено в Триоди, а другое, и именно – вторник 5 седм. (посл. вторн. 5 седм., л. 327 на об. и 328). 821 Отношение этого четверопеснца к покойному канону и канону святаго должно быть такое же, какое на предыдущих седмицах. 822 Если в среду 4 седм. случится не самый праздник Благовещения, а его предпразднство, то служба предпразднства в этот день и правится вместе со службою кресту (Тип., л. 201 на об.); на повечерие же накануне среды с 24 марта не переносится никакой канон, пот. что в это число в Минее нет канона святаго. В данном случае во вторник на повечерии, вместе с каноном Богородице, можно петь канон только того святаго, который находится на очереди. 823 Отношение этого четверопеснца к покойному канону и канону святаго должно быть такое же, какое в предыдущие седмицы. 825 Типикон оставляет на произволение и 5-ю неделю Вел. поста, как и в 4-ю, вместе с воскресными песнопениями и песнопениями Триоди петь песнопения или рядового святаго, или Марии Египетской (Типик., послед. в нед. 5 св. постов, л. 330 на об.). Поэтому здесь, как и в 4 нед.. под недельным святым можно разуметь не рядового только святаго, но и Марию Египетскую. И если в неделю 5-ю предположено петь песнопения рядового святаго, то повечерие субботы может быть избрано для пения канона Марии Египетской. 826 К мысли о том, что и эти дни на повечерии Типикон не предполагает пения канона, приводят следующие его данные: 1) О среде (накануне четверга) сказано: „повечерие глаголем малое в келлиях без поклонов“ (послед. в среду вечера, л. 328). Здесь не упоминается ни о каком каноне, а в другом месте Типикона (послед. во вторн. 5 седм., л. 327 на об. и 327) и в Тр. Постной (послед. в 4 нед. Велик. поста, л. 269 на об.) для пения канона четвергового святаго назначено не повечерие среды, как можно было бы ожидать, а другие повечерия. 2) О четверге говорится: „Всю службу поем поскоро труда ради бденнаго“ (Тип., л. 329). Это указание напоминает собою то, которое сделано относительно повечерия в праздник Благовещения пакануне 26 марта: „Повечерие поем малое в притворе поскору без поклонов и канона“ (Тип., л. 204 на об.). Как бы то ни было, но в последовании четверга 5 седм. не сделано никаких указаний на канон для повечерия. Впрочем, как увидим ниже, Типикон в одном случае в повечерие четверга указывает петь субботний четверопеснец (л. 208). 3) О пятке замечено: „Повечерие малое и полунощницу поем в келлиях. Канон мертвен гласа поем в гробнице“ (послед. в пят. 5 седм. вечера, л. 320 на об., и Тр. Постн., тоже послед., л. 316). Здесь из повечерия прямо исключается обычный для великопостных пятков покойный канон Октоиха и, очевидно, повечерие предполагается без всякого канона. Впрочем, как увидим ниже, Типикон в одном случае в повечерие пятка указывает петь субботний четверопеснец (л. 202).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Молитва св. Ефрема Сирина (см. ниже, среду и пяток Сырные). Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми раду Твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков, аминь. Для каждого дня Сырной седмицы имеются песнопения и в Триоди Постной. – Сказанное на стр. 540 о Богослужении в седмицу Мясопустную имеет отношение и к Сырной седмице, исключая среду и пяток. – От вечера Мясопустной недели «октоиха стиховна вечерняя и утренняя оставляется и вместо ее поются стихиры самогласны дня триоди, до субботы 6-й недели ». – Если в какой-либо день Сырной седмицы случится Сретение то канон и трипеснец того дня поются, согласно указаниям Устава, или в предыдущий или последующий день на повечерие, а самогласен, положенный «на стиховне» утрени поется в самый праздника на «хвалитех» на «Слава» (см. Уст., 2 февр. Мар. гл.). – Иногда на вторник или четверток этой седмицы переносится празднование 30 янв. и 24 февр. о чем см. выше, 65 и 101 стр. См. также об этих днях и о субботе выше, 84 стр. В среду и пяток Сырные полагаются службы, подобные великопостным (о которых см. ниже), но с некоторыми отличиями от них. – На вечерне (накануне среды и пятка) «на Господи воззвах, стихиры октоиха 3 и минеи святого 3»; чтения паремии не положено; в конце (по «Отче наш» и «Господи помилуй», 12 раз) – «Слава Тебе Христе», «Слава, и ныне» и проч.; в остальном порядок вечерни – тот же, как и в Великом посту (пение тропарей – «Богородице Дево радуйся», «Крестителю Христов» и проч., с поклонами, чтение, вместо сугубой ектеньи: «Помилуй нас Боже», «Господи помилуй», 40 раз, возглашение молитвы св. Ефрема Сирина : «Господи и Владыко живота», с 16-ю поклонами, и проч.). – После вечерни сряду бывает великое повечерие , отправляемое по тому же порядку, как и в Великом посту, но на нем не поется «Господи сил», а, вместо этого пения, полагаются тропари, обыкновенно бывающее на малом повечерии (см. ниже, Табл. повеч.); после них читается: «Господи помилуй», 40 раз, «Иже на всякое время» и все прочее (не исключая и молитвы св. Ефрема Сирина с 16-ю поклонами), как в Великом посту; но в конце этого повечерия положен (как в пятки св. Четыредесятницы) малый отпуст (а не молитва: «Владыко Многомилостиве»). –

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010