При пении Цветной Триоди, на некоторые воскресные дни полагаются стихиры Октоиха, но не рядового гласа, а того, который именно указан для известной Недели. Эти воскресные стихиры Октоиха внесены и в Цветную Триодь: на неделю мироносиц – 2-го гласа, на неделю расслабленного – 3-го гласа, на Неделю самарянина – 4-го, на Неделю слепого – 5-го, на Неделю Святых Отец – 6-го, на Неделю Всех Святых – 8-го гласа. На Недели же: св. ап. Фомы и Пятидесятницы поются стихиры сим праздникам, стихиры Триоди (Тип., послед. сих дней). На вседневной и великой вечернях (и отдельно от утрени и на бдении) в седмичные дни от недели Всех Святых до дней пения Постной Триоди – На «Господи воззвах» поются следующие стихиры: Если нет празднуемого святого и вообще праздника на следующий день, имеющего в Типиконе или Минее знак предпраздничный, то поются три стихиры Октоиха и три Минеи (Тип., 25 сент. и др.) Так бывает и в субботу, если поется «Аллилуиа» (Тип., гл. 13) 350 . Не одинаков бывает порядок пения сих стихир в седмичные дни, кроме субботы, и в субботу. В седмичные дни, кроме субботы, сперва поются стихиры Октоиха, подобно тому, как в эти дни все вообще песнопения Октоиха поются прежде Минеи. Но в субботу сперва поются стихиры Минеи, а потом уже Октоиха. Если случится святой, имеющий в месяцеслове праздничный знак, то стихиры Октоиха оставляются, и поются стихиры святому или празднику из Минеи (Тип., 5 сент. и др.). Если же случатся два празднества, напр. – святым, хотя и не имеющим знака, но таким святым, из коих каждому есть в Минее стихиры, то в этом случае Октоих оставляется, и поются стихиры Минеи тому и другому святому по три (Тип., 2, 3-го сентября и др.) Если в дни седмичные случится предпразднство или попразднство, то тогда стихиры Октоиха, как и вообще другие песнопения его, не поются. Октоих заменяется стихирами предпразднства иди попразднства из Минеи. Между стихирами Минеи и Октоиха то различие, что стихиры предпразднства или попразднства (Минеи) не отменяются даже и в праздник с полиелеем, бдением, а стихиры Октоиха отменяются и для шестеричного святого.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

688 Когда же на литургии преждеосвященных даров положено читать евангелие, напр., 24 февр., то вход бывает с Евангелием (Тип., гл. 49). 689 Полагаются только две паремии; но если на следующий день будет праздник или святой, имеющий полиелей; то, кроме того, читаются паремии празднику или святому (см. Служебн., стр. 273). 690 Устав о порядке пения: Да исправится... изложен в 49 гл. Тип., а самые песнопения находятся в Ирмологионе; см. изд. 1847 г., л. 106 на обор. См. также особ. изд. Служб на кажд. день 1-я седм. св. Четыр., л. 76 на обор. и 77. – Надобно только добавить, что по установившейся практике священник во время пения: Да исправится... и стихов находится в алтаре пред престолом в прямом положении с кадильницей в руках и кадит; но когда чтец в последний раз поет: Да исправится...; то, отдав диакону кадильницу, и сам становится на колена: встает же вместе с другими. При пении Да исправится... царские двери бывают отверзты. Впрочем, этот обычай, как не имеющий для себя основания ни в Типиконе, ни в Служебнике, не есть повсеместный. 694 Чит. об этом ниже – ч. 2. гл. 21, откуда видно и то, что если после изобразительных почему-либо вместо литургии поется одна вечерня, то на сей последней поминается святой только следующего дня. 696 Когда в Типиконе говорится об особенностях вел. повечерия накануне праздников (см., напр., 25 марта, л. 203); то это трисвятое именуется первым. 700 Такое начало для этой утрени Типикон назначает потому, что предполагает отправление её отдельно от полунощницы. 702 В Типиконе (л. 328 на обор.) сказано: „Ирмосов у троепеснца не поем“. Но так как в Триоди Постной ирмосы 1-го трипенца напечатаны полностью, то это выражение Типикона надобно понять не в том смысле, что ирмосы трипеснцев вовсе не глаголются, а в том, что хотя в Триоди Постной напечатаны ирмосы 1 трипеснца, но они не поются, а читаются; ирмосы же второго трипеснца, указанные начальными только словами, действительно совсем не глаголются. 703 В последовании четверга 5 нед. св. постов конечные молитвословия утрени не обозначены (Тип. л. 329). Во дни великой Четыредесятницы при пении, вместо Бог Господь, аллилуиа, как в своем месте мы видели, состав их бывает несколько иной, чем здесь мы их изложили. Но мы изложили их именно так, а не иначе, на том основании, что в четверток великого канона, в отличие от других постных дней, ни на одной службе и в частности в конце утрени не положены вел. поклоны с молитвою Ефрема Сирина , следов., и состав заключительных молитвословий не может быть такой же, какой обыкновенно бывает в постные дни св. Четыред., когда Типикон назначает 16 поклонов с молитвами: Господи и Владыко... и Боже, очисти мя...

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Так, при работе над новым, наборным изданием Триоди постной мы выяснили, что «патриархийная» редакция, которая наиболее широко распространена сейчас в нашей Церкви, восходит к Триоди постной, выпущенной в 1904 году Киево-Печерской лаврой. Можно было бы просто продолжить киевскую традицию, но во время работы над текстом был выявлен ряд мест, смысл которых представляется затемненным, нуждающимся в правке. И оказалось, что, например, московские издания XIX века позволяют внести такую правку, поскольку там упомянутые места лишены темноты. Работая над Канонником, мы столкнулись с тем, что до 1917 года состав его был несколько иным — другие каноны Ангелу хранителю, бесплотным Силам, Иоанну Предтече и т. д. Можно было бы вернуться к старой традиции, но ведь уже не одно поколение монашествующих привыкло к «патриархийному» Каноннику, неоднократно переиздававшемуся. Представим себе, что будет, если наши маститые отцы или владыки приобретут новый Канонник — и обнаружат там совсем другие каноны? Существуют нерешенные вопросы даже по таким основополагающим текстам, как, например, служебный Апостол, причем различаются не только четий и служебный варианты — наблюдаются разночтения в изданиях именно служебного Апостола XIX века. Вопросы ставят перед нами и такие книги, тексты которых многие просто знают наизусть: «пестрят» от издания к изданию тексты традиционного православного Молитвослова. Но особенно изменчивым предстает текст служебных Миней. В «Церковном вестнике» упоминалось о проекте «Литургическое наследие Православной Церкви» (см. ЦВ 10, статью «Тысячелетнее мгновенье»), так вот: уже сейчас в архивах и у современных гимнографов выявлен никогда не публиковавшийся в силу исторических причин церковно-поэтический материал, значительно превышающий по объему все, что было когда-либо опубликовано Поместными Православными Церквами. Богослужебные книги XI–XXI веков (рукописные, печатные и электронные) свидетельствуют: и в древности, и в наше время встречаются тексты гениальные поэтически и совершенные по языку, а бывают тексты невыразительные и косноязычные. Причем это никак не связано с уровнем образования составителя: есть составители-филологи, даже авторы учебных пособий, не владеющие языком, путающие времена и падежи, и составители, что называется, «от сохи», не имеющие специального образования, но прекрасно выражающие свои мысли по-церковнославянски. Должно быть, участвуя в богослужении, такой человек, подобно ребенку, сначала понемногу начал понимать то, что слышит, — а потом и сам заговорил в меру отпущенного таланта.

http://e-vestnik.ru/church/zhivotvoryash...

После каждой кафизмы на всенощном бдении непременно произносится Малая ектения, которую, согласно 2–ой гл. устава «Священник глаголет отшед пред святыя двери». Каждая малая ектения заканчивается особым возгласом священника. После первой кафизмы малая ектения имеет возглас: Яко твоя держава, и твое есть царство, и сила, и слава:, после второй кафизмы Яко благ и человеколюбец Бог еси: Здесь надо заметить, что в те воскресные дни, когда по Уставу не положен полиелей (об этом см. ниже), вместо полиелея стихословится 17–ая кафизма: Блажени непорочнии:, после которой малой ектении не бывает, а сразу поются воскресные тропари: Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим. Ангельский собор удивися: Эти тропари так и называются: «Тропари воскресные, поемые по Непорочнах». В таком случае малая ектения произносится уже после этих тропарей. Вообще надо знать, что устав о малых ектениях после кафизм имеет связь с большей или меньшей торжественностью богослужения. После каждой кафизмы положен так называемый седален. Если этот седален праздничного содержания, то перед ним произносится малая ектения, если же он покаянно–умилительнаго содержания, как бывает в будничные дни и в дни св. Четыредесятницы, то перед ним малой ектении не произносится. Вот почему на бдении под Благовещение, которое в большинстве случаев приходится в дни св. Четыредесятницы и на котором поэтому, если оно придется в седмичные дни, бывает не две кафизмы, как обычно на бдении, а три, малая ектения произносится не после каждой кафизмы. Согласно уставу, на бдении под Благовещение, если оно случится во св. Четыредесятницу до Страстной седмицы, после 1–ой кафизмы не бывает ектении, по 2–ой же и 3–ей кафизмах положены ектении. Но если Благовещение случится в Страстную седмицу то не полагается ектений после первых двух кафизм, после 3–ей же кафизмы ектения бывает. Седальны на воскресном бдении поются или читаются после каждой кафизмы и следующей за ней малой ектении из Октоиха, в двунадесятые же праздники и святых из Минеи или, соответственно, из Постной или Цветной Триоди, когда праздники цикла Триоди. Особое положение у праздника Благовещения, когда он придется в седмичные дни Св. Четыредесятницы: 1–ый седален тогда бывает не праздничный, а Триоди. Полиелей, Воскресные Тропари, Величание

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=899...

Во все седмичные дни служба праздника поется по Минее и только в субботу сыропустную соединяется с песнопениями Триоди; в среду же и пяток сыропустные в конце вечерни, утрени и на часах бывает по 3 великих поклона с молитвой св. Ефрема Сирина , на 6-м часе и на вечерни – паремия. Если случится праздник Сретения в сыропустную седмицу, то стихиры Триоди поются на малой вечерни; а если малая вечерня не совершается, то на великой вечерни праздника поется стихира самогласная Триоди из стиховных стихир на «Слава» и на утрени на хвалитех – тоже на «Слава». Если праздник Сретения случится в мясопустную субботу, то служба умерших переносится на предыдущую субботу или на четверг мясопустной седмицы. Если Сретение приходится на Сырную Неделю (воскресенье), т.е. в канун Великого поста, то не имеет попразднства и отдания. Если праздник случится в понедельник первой седмицы Великого поста (позже не бывает), то служба праздника переносится на Неделю (воскресенье) сыропустную 30 . 2. Праздник Сретения, как правило, имеет один день предпразднства и семь дней попразднства, а всего празднования 9 дней, если число дней не сократится из-за Великого поста, близко к которому он может случиться. Тогда Сретение празднуется столько дней, сколько остается до начала поста. 3. Предпразднство обычно бывает 1 февраля, но если оно случится в мясопустную субботу, то служба его переносится на мясопустную пятницу. 4. Попразднство имеет обычно 7 дней, отдание 9 февраля, но иногда день отдания смещается ближе к празднику. Как правило, отдание не бывает в субботу и Неделю (воскресенье) мясопустные, в среду и пятницу сыропустные, в этом случае оно переносится на другой день; поэтому, если праздник случится на седмице Недель блудного сына, мясопустной и сыропустной – попразднство (с днем отдания) бывает менее 7 дней. В воскресенье же сыропустное полагается праздновать отдание только в том случае, когда праздник Сретения случится на Сыропустной седмице близко к Сыропустному воскресенью, а именно – в четверг, пятницу или субботу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

Входа нет. Возгласа: «Премудрость, прости» – нет. Сразу после Богородична хор поет: «Свете тихий...». Иерей возглашает из алтаря: «Вонмем. Мир всем» 128 . Чтец: «И духови твоему». Иерей: «Премудрость. Вонмем». Чтец: «Прокимен, глас 6: Господне есть спасение...» (или какой-либо другой) 129 . Хор поет прокимен. Иерей: «Премудрость». Чтец: «Бытия чтение» 130 . Иерей: «Вонмем». По окончании паремии – иерей: «Премудрость. Вонмем». Чтец: «Прокимен, глас...». Иерей: «Премудрость». Чтец: «Притчей чтение». Иерей: «Вонмем». По окончании паремии – чтец: «Сподоби, Господи...». Священнослужитель: «Исполним вечернюю молитву нашу...». Возглас: «Яко Благ и Человеколюбец...». Иерей: «Мир всем». Хор: «И духови твоему». Иерей: «Главы наша Господеви преклоним». Хор: «Тебе, Господи». Возглас: «Буди Держава Царствия Твоего...». Далее Хор поет стиховные стихиры из Триоди, «Слава, и ныне» – Богородичен, а во вторник (перед средой) и в четверг (перед пятницей) – Крестобогоро- дичен Триоди. Если в Минее есть стихира святого на «Слава», то она поется, а на «И ныне» – Богороди- чен по гласу «Славы» из Минеи, во вторник же и четверг – Крестобогородичен Минеи на ряду. После стихир – чтец: «Ныне отпущаеши...» и Трисвятое по «Отче наш». (Иерей выходит на солею.) По возгласе иерея: «Яко Твое есть Царство...» хор поет тропари: «Богородице Дево, радуйся...» (великий поклон), «Слава» – «Крестителю Христов...» (великий поклон), «И ныне» – «Молите за ны...» (великий поклон), «Под Твое благоутробие...» (без поклона). Далее, вместо сугубой ектении, чтец: «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне», «Честнейшую...», «Именем Господним...». Иерей: «Сый благословен...». Чтец: «Небесный Царю...». Иерей читает молитву св. Ефрема Сирина (с 16-ю поклонами) и возвращается в алтарь. Чтец – Трисвятое по «Отче наш». Иерей – возглас. Чтец: «Господи, помилуй» (12), «Всесвятая Троице...». Хор: «Буди имя Господне...» (трижды). Чтец – 33-й псалом: «Благословлю Господа на всякое время...». Иерей (на солее): «Премудрость». Хор: «Достойно есть...» (по «Честнейшую...»). Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Хор: «Честнейшую херувим...». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже...». Хор: «Слава, и ныне, Господи, помилуй (трижды), благослови». Иерей – полный отпуст 131 . Хор – многолетие.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

Вообще надо знать, что устав о малых ектениях после кафизм имеет связь с большей или меньшей торжественностью богослужения. После каждой кафизмы положен так называемый седален. Если этот седален праздничного содержания, то перед ним произносится малая ектения, если же он покаянно-умилительного содержания, как бывает в будничные дни и в дни св. Четыредесятницы, то перед ним малой ектении не произносится. Вот почему на бдении под Благовещение, которое в большинстве случаев приходится в дни св. Четыредесятницы и на котором поэтому, если оно придется в седмичные дни, бывает не две кафизмы, как обычно на бдении, а три, малая ектения произносится не после каждой кафизмы. Согласно уставу, на бдении под Благовещение, если оно случится во св. Четыредесятницу до Страстной седмицы, после 1-ой кафизмы не бывает ектении, по 2-ой же и 3-ей кафизмах положены ектении. Но если Благовещение случится в Страстную седмицу то не полагается ектений после первых двух кафизм, после 3-ей же кафизмы ектения бывает. Седальны на воскресном бдении поются или читаются после каждой кафизмы и следующей за ней малой ектении из Октоиха, в двунадесятые же праздники и святых из Минеи или, соответственно, из Постной или Цветной Триоди, когда праздники цикла Триоди. Особое положение у праздника Благовещения, когда он придется в седмичные дни Св. Четыредесятницы: 1-ый седален тогда бывает не праздничный, а Триоди. Полиелей, Воскресные Тропари, Величание На бдениях великих праздников, на воскресных бдениях в известные периоды года, как и всегда вообще на праздничной утрени, когда читается Евангелие, после кафизм и седальнов поется полиелей, при начале пения которого в храме возжигаются все светильники и отверзаются царские врата, в знак особой торжественности. Слово πολυς ελεος «Полиэлеос», πολυς – многий и ελεος – милость, в переводе с греческого языка на русский значит «многомилостивое». Так называется торжественное пение двух псалмов: 134-го – «Хвалите имя Господне» и 135-го «Исповедайтеся Господеви». От частого повторения во втором из этих псалмов слов «Яко в век милость Его» все это пение и получило название «полиелея». Другое предположение, что причиной такого названия, могло также послужить и то, что в этой части утрени устав предписывает в честь праздника усиливать освещение храма возжжением свеч и елея – πολυς ελαιον многомаслие. Теперь полиелей принято называть по начальному стиху: «Хвалите имя Господне…» «Хвалите». В настоящее время полностью эти псалмы поются редко, а по большей части поются всего четыре стиха таким образом:

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Примечание. По мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 592–593), каноны поются следующим образом: в 1-й, 3-й, 5-й, 6-й и 7-й песнях – канон предпразднства, глас 4-й, со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды); в 4-й, 8-й и 9-й песнях – канон предпразднства, глас 4-й, со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и трипеснцы на 8. Библейские песни – великопостные. Примечание. Библейские песни поются в великопостной редакции, поскольку в предпразднство Благовещения Устав назначает службу с Аллилуиа и поклонами. По мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 265), в предпразднства и попразднства двунадесятых праздников (в том числе и в период пения Триоди Постной) Песни Священного Писания должны стихословиться в праздничной редакции Поем Господеви. Катавасия – по 3-й, 4-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях (по 3-й и 6-й – ирмосы канона предпразднства, а по 4-й, 8-й и 9-й – ирмосы второго трипеснца). По 3-й песни – седален предпразднства, глас 4-й: «Нашествием Духа Всесвятаго...». «Слава, и ныне» – ин седален предпразднства, глас 3-й: «Днесь вся тварь...». По 6-й песни – кондак предпразднства, глас 8-й: «Всем земным начало спасения...». (Мученичен Октоиха из приложения Триоди поется в составе седальнов по 1-м стихословии.) На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни может петься «Достойно есть» . Светилен Троичен гласа (в данном случае – 1-го). «Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы. Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры Триоди, глас 5-й (с обычными припевами). «Слава, и ныне» – предпразднства, глас 4-й: «Языка, егоже не ведяше...». Окончание утрени – по великопостному чину. Часы совершаются по великопостному чину (подробное изложение общего порядка богослужения см. 14 февраля). Примечание. Устав умалчивает об особенностях часов и изобразительных в предпразднство Благовещения в седмичный день св. Четыредесятницы, говоря только, что 1-й час совершается «с поклоны, по обычаю». По этой причине допустимо совершение часов в данный день в полном соответствии с великопостным чинопоследованием.

http://patriarchia.ru/bu/2023-04-06/

Как и в других религиозных традициях, византийские литургические книги представляют собой либо литургические тексты, фактически используемые во время службы, либо руководства относительно того, как этими текстами следует пользоваться. Сами тексты содержат стандартные элементы двух уровней: неизменяемая часть богослужения, то есть основной, неизменяемый устав церковных служб, и молитвы, которые меняются в соответствии с праздником или днем календаря. Неизменяемые элементы содержатся в Евхологии, или Молитвослове, 17 который включает в себя молитвы и ектении и предназначен для священника, отправляющего церковную службу, и диакона, и в Часослове (книге часов, т. е. служб суточного круга). Набор молитв подвижного цикла, так или иначе связанных с Пасхой находится в трех книгах: Триоди Постной, Триоди Цветной для периода Пасхи и Пятидесятницы и Октоихе, используемом по воскресеньям и будням в течение года (кроме тех случаев, когда он заменяется одной из Триодей [или Минеей. – Ред.] в зависимости от времени года). Фиксированный цикл молитв для поминовения святых и церковных праздников, которые приходятся на 365 дней календаря, находится (по одному тому на месяц) в двенадцатитомной Минее. 18 Отрывки Нового Завета, включенные в оба цикла, можно найти в двух книгах: Апостоле и Евангелии. Отрывки из Ветхого Завета, теперь читаемые только во время служб суточного круга» были включены в Минею и Триоди. Типикон, или Устав, является сводом, который упорядочивает использование этих книг в соответствии с праздниками и временами церковного года. Это сухое, прагматическое описание византийского обряда не в состоянии показать его поэтического богатства, его силы или тесно сплетенного единства обрядовой церковной службы, обрядового обрамления и обрядовой интерпретации. Византийское богослужение и его богословие – в естественном контексте византийской церковной архитектуры, церковного убранства и характера богослужения, которые обволакивают обряд подобно естественному чреву – соединяются, порождая то, что Г. – И. Шульц удачно назвал своеобразным символическим образом или символической основой. 19 Воздействие этого символического образа навсегда сохранилось в легенде о посольстве, отправленном в 987 г. в Константинополь киевским князем Владимиром, чтобы «испытать греческую веру». Послов привели в Святую Софию на службу, «с тем, чтобы руссы узрели славу греческого Бога». Возвратившись домой, они сообщили о том, что им довелось испытать, в выражениях, которые стали показательными для уникального воздействия, 20 произведенного ощутимым блеском византийского обряда:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

882 В Мясоп. субб. в разные годы глас Октоиха бывает различный; но в субботу пред 50-цею всегда 6-й, потому что в предыдущее воскресенье положен 6 гл. 883 В Цв. Триоди для субб. пред 50-цею помещены следующ. мученичны 6 гл.: Мученицы твои, Господи... (это есть 2 мученичен стихир на Господи, воззвах Октоиха). Мучившиися тебе ради... (это есть 1 мучен. стиховенных стихир Окт.). Страстотерпцы мученицы... (это есть 3 мучен, стих, на Господи, воззв. Окт.). Затем следуют те же мертвенны и та же Слава, что в Триоди Постной; на И ныне же–воскресный богородичен 6 гл. Эти мертвенны в Тр. Постн. названы: «подобны». 884 Чит. подстрочное примечание, помещенное в 22 гл. 2 ч. настоящего исследования (о богослужнии накануне субботы 1 седмицы). 885 Чит. примечание, помещенное здесь в графе 1-й (о субб. заупок. богослужении в период времени пения Октоиха). 886 В Цв. Тр. для субб. пред 50-цею помещены следующ. стихиры на стих. 6 гл.: Крест твой, Господи... без припева (это есть 2 мучен. стиховенных стих. Окт.). Ты мя почтил еси .. с припевом Души их во благих водворятся (это есть мертвен стихов, стих. Окт). Да мне достояние прочих... с припевом: Блажени. яже избрал и приял еси, Господи (этого мертв. нет в стихов. Стих. 6 гл. Окт.: мертвен в них помещен только один). Слава и И ныне-те же, что в Тр. Постной. 887 Тр Цв., указав на начальные молитвословия панихиды и на 50 Пс., присовокупляет: «и абие поем настоящий мертвенный канон во усыпальнице... Песнь 1. глас 6, ирмос: Яко по суху пешествовав»... 889 На повечерии накануне субб. пред 50-цею уместен будет канон того святого из Минеи, память которого придется в эту субботу. 891 В Цв. Тр. для субб. пред 50-цею помещены мученичны 3, 2 и 4 из субб. службы 6 гл. Окт. Слава, мертвен: В селениих избранных..., которого в этой суб. службе Окт. не имеется. И ныне, богородич. 1 стихословия: Благословенную нарекий... Пред тем мученичном, который в Цв. Тр. помещен на 1 место, припева нет, пред следующим – припев: Дивен Бог..., и, наконец, пред последннм: Воззваша праведнини.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010