Молитвословия Постной Триоди обозначаются в богослужебных книгах словом «дне», например: «прокимен дне» и пр. Название «дне» наиболее имеют стихиры на стиховне вечерние и утренние. Над ними весьма часто надписывается: «самогласен дне». Посему в Типиконе, в указаниях на дни пения Постной Триоди (в главе 49), под словами «самогласен дне» должно разуметь молитвословия не Октоиха (дне), a Триоди. Молитвословия Октоиха для сих дней обозначаются в Типиконе или именем книги Октоиха, содержанием песнопений, или словом «глас». Так, а Типиконе читаем: «седальны Октоиха», «сдальны апостольския», «троичны гласа» и проч. Поскольку же в Постной Триоди почти на каждый день находятся некоторого рода песнопения двух творцов, то в Типиконе песнопения обозначаются именами творцов и тем различаются между собою 24 . Цветная Триодь (Пентикостарион, еже есть Пятдесятница) Цветная Триодь содержит в себе службы, иначе последования, с изменяемыми молитвословиями для богослужения тех подвижных дней круга годичного, которые начинаются днем Пасхи и кончаются неделею (воскресением) Всех Святых. Цветная Триодь поется вместе с Октоихом, но иначе, нежели Триодь Постная. Во первых, в Цветной Триоди, в последовании седмичных дней, большей частью находятся молитвословия Октоиха не только из последования седмичных дней, как в Триоди Постной, но и воскресных. Во вторых, молитвословия Октоиха вносятся в Цветную Триодь, или назначаются в ней для пения, по порядку гласов, с прямым указанием, которого гласа молитвословия Октоиха поются в каждую седмицу и неделю. Тогда как в Постной Триоди, при указаниях на молитвословия Октоиха, не обозначается, из какого гласа они должны быть петы; ибо в недели и седмицы, в которые поется Постная Триодь, гласы бывают в разные годы не одни и те же, a разные. Во время же пения Цветной Триоди и неделям, и дням седмиц указываются одни и те же гласы для всех годов. Гласы для пения, равно и сами молитвословия Октоиха, назначены в Цветной Триоди следующим образом: в Пасхальную седмицу на каждый день положен особый глас, и песнопения Октоиха внесены в последования Триоди для каждого дня из особого гласа. Так, после дня Пасхи, на который в великую субботу на вечерне (пред литургией) поются воскресные песнопения Октоиха (стихиры на «Господи воззвах») первого гласа, в понедельник песнопения Октоиха полагаются в Триоди второго гласа, во вторник – третьего гласа, в среду – четвертого, в четверток – пятого, в пятницу – шестого, в субботу – восьмого.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Молитвословия Триоди постной обозначаются в богослужебных книгах словом «дне», например «прокимен дне». Слово «дне» чаще прилагается к стихирам на стиховне вечерним и утренним. Над ними весьма часто надписывается: «самогласен дне». Поэтому и в Типиконе в указаниях на дни пения Триоди постной (глава 49) под словами «самогласен дне» следует разуметь молитвословия и песнопения не Октоиха, а Триоди. Молитвословия же Октоиха для этих дней обозначаются в Типиконе или словом «Октоиха», или названием песнопений, или словом «глас». Так, в Типиконе читаем: «седальны Октоиха», «седальны апостольския», «Троичны гласа». Поскольку же в Триоди постной почти на каждый день находятся некоторого рода песнопения двух творцов, то в Типиконе песнопения эти обозначаются также и именами их творцов и тем различаются между собой. 57 Триодь цветная (Пентикостáрион, еже есть Пятидесятница) содержит службы, или последования, с изменяемыми молитвословиями для богослужения тех подвижных дней годичного круга, которые начинаются днем Пасхи и кончаются Неделей Всех святых. Триодь цветная поется вместе с Октоихом, но иначе, чем Триодь постная. Во-первых, в Триоди цветной в последовании седмичных дней большей частью находятся молитвословия Октоиха не только из последований седмичных дней, как в Триоди постной, но и воскресных. Во-вторых, молитвословия Октоиха вносятся в Триодь цветную или назначаются в ней для пения по порядку гласов, с непосредственным указанием, какого гласа молитвословия Октоиха поются в каждую седмицу и неделю. В Триоди же постной при указаниях на молитвословия Октоиха не обозначается, из какого гласа они должны быть петы, ибо в недели и седмицы, в которые поется Триодь постная, гласы бывают в разные годы не одни и те же. А во время пения Триоди цветной и в недели и в дни седмичные – одни и те же гласы для всех годов. Гласы для пения, равно как и самые молитвословия и песнопения Октоиха, следуют в Триоди цветной таким образом. В пасхальную седмицу на каждый день положен особый глас, и песнопения Октоиха внесены в последования Триоди для каждого дня из особого гласа.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

План Постной триоди Состав Постной Триоди 1. Паримии 2. Триодные песнопения из первого периода византийской церковной поэзии (V-IX в.) 3. Деятельность св. Феодора Студита и песнопевцев IX в. 4. Песнопения периода X-XIV вв. Редакции и славянские переводы Постной триоди Предисловие Настоящая книга о Постной триоди не есть история великопостного богослужения: она не занимается расследованием происхождения особенностей служб 40-цы и страстной седмицы с точки зрения церковного устава. Вместе с тем она не является также и очерком из истории византийской церковной поэзии. Задача ее более упрощенная – проследить историю образования сборника Постной триоди, т.е., объяснить исторически план этой богослужебной книги, указать, кем составлен или внесен тот или иной ее элемент, за невозможностью же сделать это, по крайней мере, – определить место, или хотя только приблизительное время, появления отдельных составных ее частей и т.д. Нынешняя Постная триодь представляет собою лишь первую половину древнего богослужебного сборника для подвижных дней, второй частью которого является Пентикостарий: в древности (IX-XII вв.) обе эти книги составляли одно целое. Поэтому исследование о триоди собственно должно было бы охватывать собою все, что позднее в целях простого удобства поделено было на две части. Автором собрано было не мало материалов для истории Пентикостария, – часть их использована и в настоящей книге, – но некоторые обстоятельства заставили автора поспешить со своей работой и ограничиться только Постной триодью, которая и одна сама по себе представляет уже довольно громоздкий предмет исследования. Впрочем такое ограничение предмета оправдывается тем, что указанное отделение Постной триоди от Пентикостария имеет за собой почтенную древность, – оно наблюдается уже в X в. (синайская триодь 734 и 735, пентикостарий лавры св. Афанасия Г-47 1 . Кроме того, с точки зрения календаря подвижных дней, церковного устава и различий в характере богослужения 40-цы и 50-цы оно является и довольно естественным.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Karabinov...

Содержание Состав Постной Триоди    Основное содержание Постной триоди составляют паримии и песнопения. Правда, паримии вносятся в триоди лишь с XII в., до этого же времени они обыкновенно помещаются в особых книгах, т.н. паримииниках, т.е., сборниках паримии на круглый год. Но тем не менее они подлежат нашему исследованию, во-первых, потому, что это — древнейшие переменные части великопостного богослужения, во-вторых — потому, что с ними связаны древнейшие в триоди, хотя, вероятно, во многих случаях и не составленные прямо для великопостного богослужения, песнопения, т.н. тропари пророчества, главное же — потому, что существование паримииников нисколько не обязывает нас оставлять без исследования ту их часть, которая потом вошла в состав Постной триоди: как увидим в III главе, до появления систематических сборников всех переменных частей богослужения, т. е. до появления триодей, миней и т. п., первоначально существовали лишь сборники однородных песнопений, — кондакари, стихирари и т. п. Поэтому, если отбрасывать паримии, то с таким же правом можно выбросить из круга нашего исследования самогласные стихиры, потому что прежде они записывались в стихирарях, — кондаки, потому что они помещались в кондакарях, и т. д., и ограничиться одними только трипеснцами, канонами и, быть может, еще подобными стихирами и седальнами.    Кроме переменных частей богослужения в триоди есть еще третий элемент иного рода — статьи из церковного устава: они начинают появляться там с XI-XII вв. Исследование этого элемента принадлежит истории церковного устава, или же — истории великопостного богослужения.    Итак, обращаемся к паримиям Постной триоди.     1. Паримии    Рукописи паримииников не могут дать никакого ответа на вопрос о том, где и когда была выработана система триодных паримий? Древнейшие из названных сборников обыкновенно содержат уже нынешний подбор рассматриваемых чтений. Различия между ними мелкие и сводятся обычно к пропускам нескольких стихов: так, некоторые рукописи опускают в паримии вторника первой седмицы из Исаии (1, 19—2, 3) стихи 28—31, в паримии среды той же седмицы из Притчей (2, 1—22) — стихи 21—22 и т.п. Сравнение греческой системы с великопостными чтениями несторианской, армянской, монофизитских и западных церквей не выяснить истории первой, потому что при некоторых сходствах между ними много и различия.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Состав Постной Триоди Основное содержание Постной триоди составляют паримии и песнопения. Правда, паримии вносятся в триоди лишь с XII в., до этого же времени они обыкновенно помещаются в особых книгах, т.н. паримийниках, т.е., сборниках паримии на круглый год. Но тем не менее они подлежат нашему исследованию, во-первых, потому, что это – древнейшие переменные части великопостного богослужения, во-вторых – потому, что с ними связаны древнейшие в триоди, хотя, вероятно, во многих случаях и не составленные прямо для великопостного богослужения, песнопения, т.н. тропари пророчества, главное же – потому, что существование паримииников нисколько не обязывает нас оставлять без исследования ту их часть, которая потом вошла в состав Постной триоди: как увидим в III главе, до появления систематических сборников всех переменных частей богослужения, т. е. до появления триодей, миней и т. п., первоначально существовали лишь сборники однородных песнопений, – кондакари, стихирари и т. п. Поэтому, если отбрасывать паримии, то с таким же правом можно выбросить из круга нашего исследования самогласные стихиры, потому что прежде они записывались в стихирарях, – кондаки, потому что они помещались в кондакарях, и т. д., и ограничиться одними только трипеснцами, канонами и, быть может, еще подобными стихирами и седальнами. Кроме переменных частей богослужения в триоди есть еще третий элемент иного рода – статьи из церковного устава: они начинают появляться там с XI-XII вв. Исследование этого элемента принадлежит истории церковного устава, или же – истории великопостного богослужения. Итак, обращаемся к паримиям Постной триоди. 1. Паримии Рукописи паримииников не могут дать никакого ответа на вопрос о том, где и когда была выработана система триодных паримий? Древнейшие из названных сборников обыкновенно содержат уже нынешний подбор рассматриваемых чтений. Различия между ними мелкие и сводятся обычно к пропускам нескольких стихов: так, некоторые рукописи опускают в паримии вторника первой седмицы из Исаии (1, 19–2, 3) стихи 28–31, в паримии среды той же седмицы из Притчей (2, 1–22) – стихи 21–22 и т.п. Сравнение греческой системы с великопостными чтениями несторианской, армянской, монофизитских и западных церквей не выяснить истории первой, потому что при некоторых сходствах между ними много и различия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Karabinov...

“Цветная Триодь содержит в себе последования с изменяемыми молитвословиями для богослужения тех подвижных дней круга годичного, которые начинаются днем Пасхи и кончаются Неделей всех святых” 587 . Название свое эта богослужебная книга получила, как мы уже заметили, от того, что в древности она начи[на]лась службой в Неделю цветоносную или цветную, ныне в Неделю ваий. “Цветная Триодь поется вместе с Октоихом, но иначе, нежели Триодь Постная. Во-первых, в Цв[етной] Триоди в последовании седмичных дней большей частью находятся молитвословия Октоиха не только из последований седмичных дней, как в Триоди Постной, но и воскресных. Во-вторых, молитвословия Октоиха вносятся в Цветную Триодь, или назначаются в ней для пения, по порядку гласов, с прямым указанием, которого гласа молитвословия Октоиха поются в каждую седмицу и неделю. Тогда как в Постной Триоди при указаниях на молитвословия Октоиха не обозначается, из какого гласа они должны быть петы, потому что в недели и седмицы, в которые поется Постная Триодь, гласы бывают в разные годы не одни и те же, а разные. Во время же пения Цв[етной] Триоди и неделям и дням седмиц указываются одни и те же гласы для всех годов. Гласы для пения, равно и самые молитвословия Октоиха, назначены в Цветной Триоди следующим образом: в Пасхальную седмицу на каждый день положен особый глас, и песнопения Октоиха внесены в последования Триоди для каждого дня из особого гласа. Так, после дня Пасхи, на которой в Великую Субботу на вечерне (пред литургией) поются воскресные песнопения Октоиха (стихиры на «Господи, воззвах») первого гласа, в понедельник полагаются в Триоди песнопения Октоиха второго гласа, во вторник – третьего гласа, в среду – четвертого, в четверток – пятого, в пятницу – шестого, в субботу – осьмого гласа. После же Недели ап. Фомы в последованиях Цвет[ной] Триоди находятся молитвословия Октоиха для всех дней каждой седмицы из одного гласа, но для каждого дня особые. Гласы недель и седмиц следуют в таком порядке: в Неделю ап. Фомы песни Цвет[ной] Триоди (Октоих не поется в этот день) поются на первый глас, и в седмичные дни за этой неделей в последованиях Цвет[ной] Триоди находятся песнопения Октоиха 1 гласа. В Неделю мироносиц и в седмичные затем дни поются песнопения Октоиха 2 гласа; в Неделю и седмицу расслабленного – 3 гласа, в Неделю и седмицу самаряныни – 4-го гласа, в Неделю и седмицу слепого – 5-го гласа, в Неделю св. отец [Первого Вселенского Собора] – 6 гласа, в Неделю Пятидесятницы песни Цветной Триоди поются (Октоих не поется в этот день) на глас 1-й, в Неделю всех святых поются песни октоиха 8-го гласа.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Господи, воззвах поется во глас стихир на Господи, воззвах, помещенных в Триоди Постной. Со стиха: Аще беззакония назриши..., начинается пение стихир на Господи воззвах, которых полагается 6, и именно: 3 из Постной Триоди и 3 святаго из Минеи 662 . Слава – святаго из Минеи, если есть. И ныне, богородичен по гласу Славы, напечатанный в дополнительной части Минеи и Ирмологионе 663 . Если Славы святаго нет, то Слава, и ныне, богородичен по гласу стихир святаго, а во вторник (пред средой) и четверток (пред пятком) крестобогородичен. Иерей в алтаре: Премудрость, прости 664 . Предстоятель или лик: Свете тихий... Далее – возглашения, указанные нами при изложении порядка вседневной вечерни во дни пения Октоиха, а также в 12 гл. 2 ч. (подстрочн. примеч. После того чтец: прокимен, глас N, и самый прокимен, напечатанный в Триоди Постной 665 . Первый лик поет этот прокимен. Чтец – стих. Второй лик поет прокимен. Чтец сказывает первую половину прокимна, лик поет вторую. Священник (но не диакон, даже по означен. москов. изд., л. 71 на об., хотя по этому изданию диакон принимает участие в отправлении описываемой вечерни): Премудрость. Чтец именует чтение. Священник: Вонмем. Чтется паремия из книги Бытия, напечатанная в Триоди Постной. Священник: Вонмем. Чтец: прокимен, глас N, и самый прокимен, так же напечатанный в Триоди Постной. Первый лик поет прокимен: Чтец – стих. Второй лик поет прокимен. Чтец сказывает первую половину прокимна, лик поет вторую. Священник: Премудрость: Чтец именует чтение. Священник: Вонмем. Чтется паремия из книги Притчей, напечатанная в Триоди Постной. Предстоятель (по 49 гл. Типик.) или чтец (по 9 гл. Тип. и по Чину повседневн. вечерни, напечат. в издании Киево-печ. лавры, л. 3): Сподоби, Господи... Иерей 666 пред царскими вратами (чит. Чин вечерни во вся дни св. Четыредесятницы в изд. Киево-печ. лавры, л. 3 на об.) произносит ектению: Исполним вечернюю молитву... и возглас: Яко благ и человеколюбец... Священник: Мир всем (См. Служебн., Послед. вечерни, стр. 21, и особ. изд. Служб на каждый день 1 седм. св. Четыредесятницы л. 73 на об.). Лик: И духови твоему. Диакон (если он служит): Главы наша Господеви приклоним. Лик: Тебе, Господи. Священник читает молитву главопреклонения (см. Служ.) и говорит возглас: Буди держава царствия твоего... Лик: Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Для седмицы, следующей за седмицей о мытаре и фарисее, не предусмотрено никаких богослужебных текстов. Непосредственно после Недели о мытаре и фарисее в Постной Триоди идет богослужение Недели о блудном сыне. Примерно по тому же принципу, как и в прошлую неделю, включаются в богослужение тексты из Постной Триоди, соединяясь с воскресными. Так же на Господи, воззвах сначала поются 6 воскресных стихир, потом 4 Триоди, Слава из Постной Триоди, И ныне, разумеется, догматик. Так же на стиховне, на Славу поется стихира из Постной Триоди; принцип включения текстов Постной Триоди един для всех подготовительных недель. Так же и на утрени на своем месте будет исполнено песнопение, о котором мы уже говорили: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче...» Оно будет петься от Недели о мытаре и фарисее до 5-й Недели поста включительно, поэтому в дальнейшем специально упоминать о нем мы не будем. Что же отличает богослужение Недели о блудном сыне? В эту неделю впервые поется знаменитый 136-й псалом На реках вавилонских. Это как раз тот период года, когда мы не нарушаем Устав о воскресном богослужении. Мы уже говорили, что псалмы 134-й и 135-й, которые мы всегда привыкли слышать, вовсе не являются обязательной частью воскресной службы. Большую часть года в воскресенье должны петься так называемые Непорочны – 17-я кафизма. Но именно в те недели, о которых мы сейчас говорим, должны петься 134-й и 135-й псалом, и с ними в ряд встает 136-й: На реках Вавилонских. Этот псалом здесь поставлен отнюдь не случайно и, конечно, не ради исторического события пленения Вавилонского – он изображает удаление от горнего Иерусалима, то состояние, в котором должна пребывать душа, если она попала в плен греховный: «Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя». И те слова, которые обращены к дщери, к дочери Вавилона, такие грозные, естественно, относятся к порождениям греха – тем «младенцам», которые должны быть разбиты о камни. Этот богослужебный текст каждому помогает почувствовать себя пленником, которому не до радостных песен и который сердцем желает избавления.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

а) Для вечерни помещаются стихиры на «Господи воззвах», паримию (в постной триоди), стихиры на стиховне. Для повечерия иногда канон, иногда канон-трипеснец. Для утрени: троичны гласа (в постной), тропарь, седальны по стихословии кафизм, «трипеснцы и каноны, светильны, зкзапостилларии: стихиры на «Хвалите» и на стиховне. Для часов – (в постной) на 1-м (велик, четв.) тропарь пророчества и на 6-м часе тоже. Для литургии – антифоны блаженны, прокимны, причастны. Молитвословия и песни постной триоди обозначают в ц. уставе молитвами и песнями дне, напр., прокимен дне, самогласен дне, а песни октоиха песнями гласа или октоиха, напр., троичны гласа, седалны октоиха и т. п. А молитвословия и песнопения триоди цветной обозначаются словами: Пасхи, праздника, напр., стихиры Пасхи, т-е. поемые в день Пасхи, канон праздника, т.-е. канон недели, напр., Мроносиц, или Вознесения; словом же воскресны, напр., стихиры воскресны, обозначаются стихиры октоиха; словом – дне – песни триоди, напр , прокимен дне, стиховны триоди дне. К числу книг, чаще других употреблявшим, на клиросе чтецами и певцами, относятся: ирмологий и типикон. Ирмологий или ирмологион. Он содержит ирмосы всех 8-ми гласов октоиха, а также ирмосы минеи и триоди на великие праздники из тех канонов, которые поются на один глас с октоихом и печатаются под этим гласом. Напр. под 1-м гласом помещены ирмосы 1-го гласа октоиха и ирмосы 1-го же гласа на Рождество Христово, на Пасху и другие, поемые на тот же глас. Кроме ирмосов в ирмологии есть молитвословия и песнопения для литургии и утрени, напр., припевы на 9-й песни канона утрени в Господские и Богородичные праздники. Типикон или церковный устав содержит правила и указания на то, в какие дни, при каких службах, в каком порядке и числе, при совпадении различных празднований, должны быть употребляемы молитвословия и песнопения октоиха с молитвами и песнями минеи и триоди. Чтецами и певцами употребляется еще следованная псалтирь. Она не содержит в себе новых молитвословий для Богослужения; но содержит в себе или целые Богослужебные книги, или только избранные молитвословия из Богослуж. книг. Так в ней есть: 1) псалтирь, 2) часослов, 3) месяцеслов с тропарями и кондаками святым и праздникам, избранными из миней, октоиха и триодей; 4) молитвы утренние и вечерние, акафисты и последование к св. причащению, избранные из канонника. § 9. Объяснительный словарь молитвословий и песнопений, содержащихся в богослужебных книгах16

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

В третьей части после канона «Достойно есть...», Трисвятое по «Отче наш» и далее следуют тропари: дневного святого, храма, затем – «Боже Отец наших», «Иже во всем мире». «Слава» – «Со святыми упокой», «И ныне» – «Молитвами, Господи, всех святых...» 86 и прочее последование по Часослову. Тропари «Господи сил, с нами буди» не поются. Отпуст малый. (Молитва «Владыко Многомилостиве» – не читается.) После отпуста – чин прощения: «Благословите, отцы святии, и простите ми, грешному». Затем ектения: «Помолимся о Великом Господине...» (см. Часослов, вседневная полунощница). В среду и пятницу сырной седмицы на утрени: Вместо «Бог Господь...» поется «Аллилуиа» во глас Октоиха, 4-е раза, со стихами. Стихи: «От нощи утренюет дух мой к Тебе, Боже, зане свет повеления Твоя на земли», «Правде научится живущие на земли», «Зависть приимет люди ненаказанный», «Приложи им зла, Господи, приложи зла славным земли». Далее читаются тропари троичны гласа (см. в конце Триоди и Ирмология) 87 . К канонам Октоиха и Минеи присоединяются из Постной Триоди полный канон и трипеснец. Особенность соединения канонов та, что в тех песнях, где имеются трипеснцы Триоди (в среду – 3, 8 и 9, а в пятницу – 5, 8 и 9 песни), канон Октоиха оставляется, а песни Минеи (только в среду и пятницу) присоединяются к предыдущим песням, например: 3-я песнь – к 1-й; 8-я – к 6-й; 9-я – к 7-й 88 . Ирмосы, тропари и катавасия берутся из Триоди (в остальные дни седмицы в этом случае песни Минеи не присоединяются к предыдущим песням, но опускается только канон Октоиха). В остальных песнях первым идет канон Октоиха с ирмосом на 4, затем каноны Минеи на 6 и Триоди (без ирмосов) на 4. По существующей практике, припев к тропарям Триоди: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». Для ясности приведем схему соединения утренних канонов Октоиха, Минеи и Триоди в дни сырной седмицы (см. схему на с. 165). После 9-й песни и ектений поется светилен Троичен гласа, как и в Великом посту. Окончание утрени такое же, как и утрени великопостной. Дни недели

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010