49:5–6). Об отмене пришедшим Христом жертвенного богослужения и о введении вместо его нашего богослужения, послушай, как предсказано: « Жертвы и приношения Ты не восхотел; уготовал же мне тело; всесожжения и жертвы за грех Ты не потребовал » (Пс. 39:7); на то же указывает пророк и в другом месте: « народ, которого я не знал, служит мне; по одному слуху о мне повинуются мне » (Пс. 17:44–45), т. е. не созерцая море расступившееся и камни раздавшиеся, но выслушав моих апостолов. Сказав: « уготовал же мне тело », пророк еще присовокупляет: « тогда я сказал: вот, иду; в свитке книжном написано о мне » (Пс. 39:8). Здесь указывается на два обстоятельства: на то, что Господь придет, и на то, что Он придет тогда, когда будут отменены жертвоприношения; это произошло тогда, как власть над иудеями перешла к римлянам. О пришествии Господа мы находим предсказание у Варуха, который говорит: « Он явился на земле и обращался между людьми.» (Варух. 3:38).Также Моисей говорит: « Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему, а кто не послушает слов Моих, которые [Пророк тот] будет говорить Моим именем, с того Я взыщу » (Втор. 18:12–19). На ком другом сбылось это, как не на одном Христе? Хотя многие восстали пророки, и хотя всех их иудеи не послушали, но за это ничего не потерпели; а за непослушание Христу, они теперь повсюду влачат жизнь, как блуждающие и бесприютные, как беглецы и изгнанники. Посмотри, как они, лишившись гражданства, отеческих законов и обычаев, всюду подвергаются бесчестию и посрамлению, наказанию и мучению. А сколько они пострадали при Веспасиане и Тите, этого и сказать невозможно: так бедственная участь их превысила всякое несчастье; так исполнились пророческие слова: « кто не послушает слов Моих, которые [Пророк тот] будет говорить, с того Я взыщу ». За то у них превратилось все в пустыню, что они не послушались того Пророка. Что Господь воскресит всех, это предсказал Исаия в следующих словах: « Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя — роса растений, и земля извергнет мертвецов » (Ис.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

4:4-5). " Вы омылись, освятились, оправдались " ,- говорится о крещении (1 Кор. 6:11). Само выражение: " Чаша благословения " (1 Кор. 10:16),-  есть свидетельство освящения через благословение. Апостольское руковозложение нельзя иначе понимать, как только освящение. Особое место в книге занимает истолкование таинства Евхаристии. Автор проводит мысль, что в ранней Церкви Евхаристия имела совсем иной смысл, чем какой она получила впоследствии. Евхаристия была выражением экклезиологического соборного единения верующих, то была радостная трапеза Господня, и весь смысл ее был обращен в будущее, в эсхатологию, поэтому она представляла собой " богослужение вне времени " , не связанное с историей, с воспоминаниями, богослужение эсхатологическое, чем она резко отличалась от простых видов богослужения, называемых в книге " богослужением времени " , в IV же веке, говорят нам, произошло резкое перерождение первоначального характера Евхаристии. Ей дано было " освятительно-индивидуальное " понимание, и это было результатом двух напластований: сначала мистериального, потом - монашеско-аскетического. Вопреки утверждениям этой историко-литургической школы, индивидуально-освятительное значение таинства Евхаристии, то есть значение не только соединения верующих между собою, но прежде всего единения каждого верующего со Христом чрез вкушение Его Тела и Крови, совершенно определенно выражено Апостолом в X-XI главах 1-го послания в Коринфянам: " Кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет от чаши сей. Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и не мало умирает " . В этих наставлениях Апостола речь идет об индивидуальном принятии святых Тайн и об индивидуальной ответственности. И если осуждается недостойное принятие их, то ясно, что, по Апостолу, достойное принятие их совершает индивидуальное освящение. Совершенно ясно, что Апостол принимает Евхаристию как таинство: " Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? " Как можно сказать, что идеи " таинства " не было в апостольское время в Церкви?

http://moral.ru/ecumenica.html

4 . Тамо бо взыдоша колена, колена Господня, свидение Израилево, исповедатися имени Господню. С Евр.: «Куда восходят колена, колена Господни, по закону Израилеву, славить имя Господне». Пророк воспоминает о прежнем величии и славе Иерусалима, когда туда собирались все колена три раза в год на великие праздники: Пасху, Пятидесятницу и праздник Еущей ( Исх. 23:17 ). Исповедатися имени Господню, т.е. «собирались благодарить, совершать богослужение, молитвы, приносить дары и жертвы» (Злат.). «Свидением Израилевым пророк назвал, – говорит бл. Феод., – закон, ясно повелевающий собираться на месте, которое изберет Господь Бог ( Втор. 12:5 )»; по св. Златоусту, свидетельство промышления Божия о Еврейском народе – закон, собрания, богослужение. 5 . Яко тамо седоша престоли на суд, престоли в дому Давидове. С Евр.: «Там стоят престолы суда, престолы дома Давидова». «И по истории, – говорит св. Афан., – там (в Иерусалиме) жилища царей и престолы иереев, что украшало город как бы двойным венцем и двойною диадимою. Престоли в дому Давидове. В сем городе (т.е. в Иерусалиме) поставлены были царские престолы, чтобы совершать праведный суд». 6 . Вопросите же яже о мире Иерусалима, и обилие любящым тя. С Евр.: «Просите мира Иерусалиму: да благоденствуют любящие тебя»! «Узнав, каков был некогда Иерусалим, молитесь о мире его, не домогаясь ничего иного, кроме споспешествующего к миру его» (Афан.). Молитесь, чтобы он возвратился к прежнему благосостоянию, чтобы избавился от частых войн, чтобы получил, наконец, спокойствие. И обилие любящым тя. «Здесь представляется величайшее благоденствие, когда оно не ограничивается самим городом, но и любящие его наслаждаются (или будут наслаждаться) благами... Здесь разумеет или тех, которые будут содействовать им (жителям Иерусалима), или самых граждан» (Злат.). 7 . Буди же мир в силе твоей, и обилие в столпостенах твоих. С Евр.: «Да будет мир в стенах твоих, благоденствие в чертогах твоих»! В силе твоей, т.е. «в недрах твоих, в жителях твоих, в благосостоянии твоем» (Злат.). В столпостенах 631 твоих. Симмах: «в царских чертогах твоих».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

5. Как еще называется в слове Божием то здание, в котором собирались первые христиане для богослужений? «Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей» ( Деян.11:26 ). 6. Отличается ли в слове Божием церковь от обычных домов. Отличается. «Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволительно им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же оне хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома: ибо неприлично жене говорить в церкви ( 1Кор.14:34–35 ). «Слышу, что когда вы собираетесь в церковь, между вами бывают разделения... ибо всякий поспешает прежде других есть свою пищу, так что иной бывает голоден, а иной упивается. Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить? Или пренебрегаете церковь Божию и унижаете неимущих?» ( 1Кор.11:18, 21–22 ). 7. Откуда видно, что храмы Божии будут существовать на земле до времени антихриста, т. е. до конца мира? «Откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемаго Богом, или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог , выдавая себя за Бога» ( 2Фес.2:3–4 ). О существовании христианских храмов от времен апостольских свидетельствует не только Священное Писание , но и история первохристианского времени. Христиане во времена св. Апостолов не могли сразу иметь таких великолепных зданий, как в позднейшее время, потому, во-первых, что все почти язычники и иудеи относились к христианам или подозрительно или враждебно, а затем, – для этого требовалось время. Хотя все-таки, не сооружая пока нарочитых зданий-храмов для богослужебных собраний, христиане при Апостолах или посещали храм Иерусалимский ( Лк.24:53 ; Деян.3:1, 2:46, 5:12, 22:17, 24:11 ), или же собирались в особых помещениях со всем необходимым для богослужения ( Деян.20:7–8 ). Когда же в конце первого столетия, еще даже при жизни некоторых Апостолов, было воздвигнуто против христиан гонение, тогда они собирались на молитву в подземелья, катакомбы, где и устраивали храмы, собирались в них для богослужений, и там же хоронили умерших братьев и мучеников. Такие подземные храмы открыты учеными исследователями в Риме, на острове Кипре, в Антиохии и близ города Александрии. Некоторые из этих подземных храмов настолько сохранились, что была возможность срисовать не только внутренний вид их, но даже и живопись их.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

737.  Булгаков. «Наст. книга», стр. 798, прим. 1. 738.  Brightman, LEW, pp. 25, 30. 739.  Apolog., cap. 65. 740.  M. P. Gr. T. 61, col. 200. 741.  Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? 742.  Brightman, LEW., p. 341; Орлов, op. cit., c. 292, примеч.; сравни и святого Германа «Rer. eccles. contempl». — M. P. Gr. T. 98, col. 452. 743.   В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви. 744.  «Historia eccles.», I. XIII, p. 7. 745.   Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника. 746.  Leclercq. «Communion des enfants» in: DACL. T. III, col. 2249 sq. 747.  M. P. L. T. 33, col. 785. 748.  Epist. 59. — M. P. L. T. 54. col. 868. 749.  Epist. 7. — M. P. L. T. 59, col. 37-38. 750.  Leclercq. DACL. T. III, col. 2463-2465. 751.  Thalhofer. «Handbuch der katholisch. Liturgik». Freiburg i/B., 1890, S. 289. 752.  А. П. У. «Вероучение, богослужение, чиноположение египетских христиан (коптов)». СПб, 1856, стр. 152-153, 176; Renaudot. «Liturg. Orient. coll.», t. I, p. 79; Brightman, LEW, p. 238. 753.  Dr. Hieronymos Engberding «Ein Problem in der Homologia vor der Hl. Kommunion der Aegyptischen Liturgie» in: «Orient. Christ. Period.», vol. II/I-II, Roma, 1936, pp. 145-154. 754.  M. P. Gr. T. 77, col. 180, 192. 755.  Brightman, LEW, p. 25. 756.  Brightman, LEW, p. 63. 757.  «Вероучение, богослужение… коптов», стр. 153. 758.  М. Скабалланович. «Толковый Типикон». Вып. III, стр. 49. 759.   которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью 760.  Еф. XX,2. 761.   Будь превознесен выше небес, Боже; над всею землею да будет слава Твоя. 762.  Булгаков. «Наст. книга», стр. 910, прим. 130. 763.  Там же, стр. 637, 644, 647. 764.  Там же, стр. 674.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

8 . Воскресни, Господи, в покой Твой, Ты и кивот святыни Твоея. С Евр.: «Встань, Господи, на место покоя Твоего, Ты и ковчег могущества Твоего». Псалмопевец здесь и в следующих двух стихах (9 и 10) повторяет слова Соломона, произнесенные им в молитве при освящении храма ( 2Пар. 6:41 ). Воскресни. Когда Евреи двинулись от горы Синая, егда воздвизаху кивот... тогда и Моисей выразился подобным образом: восстань, Господи ( Чис. 10:34 ). Т.е., «утверди на месте нас странствующих и ковчег носимый, и хотя когда-нибудь успокой его» (Злат.). По бл. Феодориту, Евреи, возвратившиеся из плена, умоляют, чтобы восстановлено было богослужение, благодать Божия снова явилась, и храму дана была прежняя слава, что и разумеется под воскресением. По св. Афан. – пророк просит здесь Господа ускорить вознесение Его на небо, а под кивотом святыни разумеет святую плоть Его. Так понимают и другие – св. Иларий, бл. Августин и Иероним 648 . 9 . Священницы Твои облекутся правдою, и преподобнии Твои возрадуются. С Евр.: «Священники Твои облекутся правдою, и святые Твои возрадуются» (в 2Пар. 6:41 : «и преподобные Твои да насладятся благами»). «Правдою здесь он называет, – поясняет св. Злат., – священные обряды, священство, богослужение, жертвы, приношения, а вместе с тем и безпорочный образ жизни. И преподобнии Твои возрадуются, т.е., когда это сбудется». «Когда построен будет дом (храм), и кивот снова поставлен во святилище, тогда священники, совершающие служение по закону, оправдаются, а не принявшие священнического сана, однакоже возревновавшие о благочестии, исполнятся всякого веселия» (Бл. Феод.). Слова: облекутся правдою, по св. Афан., значат: «облекутся в самую правду, а правда есть Христос». 10 . Давида ради раба Твоего, не отврати лице помазанного Твоего. С Евр.: «Ради Давида, раба Твоего, не отврати лица помазанника Твоего» (в 2Пар. 6:42 : «Господи Боже, не отврати лица помазанника Твоего, помяни милости к Давиду, рабу Твоему». Слова Соломона). «Помазанного – т.е. того, – говорит св. Злат., – кто был тогда помазан, управлял и стоял во главе народа». Бл. Феодорит разумеет под помазанным не лице определенное, а царский род. «Поскольку, – говорит он, – тогдашние цари (Вавилонские) были злочестивы, то просят (пленные Евреи) ради Давида не угашать царского рода». Ради Давида – т.е. ради обетования, ему данного о продолжении царского рода в его потомстве, именно следующего:

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

94 . Благословляющий Христа Бога благословен. 95 . Так не осталось ни одного человека из исчисленных Моисеем и Аароном в пустыне Синайской, ибо умерли они в пустыне, и остались двое – Халев и Иисус, сын Навина, боящиеся Господа ( Чис.26:6365 ). 96 . И сказал Господь Моисею: «Возьми Иисуса Навина», и возложил Моисей на него руки, и он стал вождем народа, и Дух Божий обитал на нем, ибо он любил Бога ( Втор.34:9 ; Чис.27:18 ). 97 . Аарон по повелению Божию был первым первосвященником, а священниками – его сыновья. Они молились за народ, приносили жертвы, воскуряли фимиам, возжигали седмисвещный светильник, переменяли хлебы предложения, очищали проказу. Им при скинии помогали левиты: носили скинию, были певцами при богослужении. Избрание Аарона на священство Господь подтвердил ниспосланием небесного огня на первую жертву. Этот огонь поддерживался в скинии и другого огоня при богослужении не употребляли. Аарон умер 123 лет в сороковой год по исшествии из Египта, в пятый месяц – в июле, в первый день ( Исх.40:1215 ; Лев.910 ; Чис.20:2329 ). 98 . И возвестил Господь Бог Вседержитель устами Моисея пророчество о Сыне Своем Единородном Христе Мессии: Пророка от братии твоея, якоже Мене, возставит тебе Господь Бог твой, Того послушайте. Пророка возставлю им от среды братии их, якоже тебе, и вдам слово Мое во уста Его, и возглаголет им, якоже заповедаю Ему ( Втор.18:15, 18 ). 99 . Моисею было 120 лет, и зрение его не притупилось, и крепость его не истощилась, когда, взойдя на гору Нево у Иерихона, он осмотрел своими глазами всю землю обетованную и умер там ( Втор.32:4852; 34:17 ). Моисей был великий пророк Боговидец, которого знал Господь лицом к лицу и рукою которого Господь знамениями и чудесами потряс всю землю Египетскую и дал народу Божию письменный закон веры и нравственности, закон обрядовый и гражданский и основал Церковь Ветхозаветную, которая приуготовляла мир к принятию Христа Спасителя. 100 . О Спасителе мира в законе Моисеевом дано откровение в пророчествах и прообразованиях. Он будет великим пророком, подобно Моисею, и воссияет яко звезда Иакова. Христос, яко пасхальный агнец, кости бо Его не сокрушены на Кресте, и Кровию Его мы избавились от вечной смерти. Переход же через Красное море прообразовал крещение – рождение от воды и Духа, избавляющее нас от греха, проклятия, диавола и смерти. Древо же, усладившее горькие воды Мерры, прославило Крест Христов, услаждающее горести жизни. А манна прообразовала небесный хлеб, который преподается верующим в таинстве причащения. Медный змей указывал на Распятого Спасителя, Который исцеляет и спасает от вечной смерти всех с верою и любовью к Нему прибегающих.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

(c. 41) Язык и откровение (пророчество), как наиболее интенсивные степени вдохновение, поставлены в середине: они подготавливаются вдохновенным пением («псалом») и поучением учителя (дидаскала) и заключаются столь же спокойною речью «истолкователя» (истолкования для языкоговорения и д.б. пророчества). Все это «харисматическое» богослужение могло предваряться и подготавливаться обыкновенным, состоявшим из чтения Св. Писания, гимнов и молитв. Это же место из ап. Павла, по-видимому, говорит за то, что в тогдашнем богослужении преобладало исполнение богослужебного материала одиночными лицами, а не целым собранием. За это же говорит замечание ап. Павла: «если ты будешь благословлять духом, то стоящий на месте простолюдина как скажет «аминь» при твоем благодарении? Ибо он не понимает, что ты говоришь». Участие всего собрания в богослужении здесь представляется в виде слушания того, что поется и говорится харисматиками с выражением этого участия словом «аминь». Богослужение по Апокалипсису    Насколько стройный и твердый порядок выработался в богослужении к концу апостольского времени, и какую красоту сообщило это богослужению, хорошо видно из Апокалипсиса, книги, во многих местах являющейся отражением литургической практики того времени. Апокалипсис прежде всего позволяет констатировать решительный, (с. 42) насколько это возможно было, разрыв христианского богослужения с синагогальным. Синагога в нем называется прямо сатанинской (συναγωγ του σαταν, «сонмище сатаны»). Справедливо думают, что в основе главного апокалиптического видения (4 гл.) Бога сидящего на престоле и Агнца с 24 старцами лежит картина тогдашней литургии, совершаемой епископом с сонмом пресвитеров, падающих ниц пред престолом Божиим и Агнцем «посреди его»; под престолом души убиенных за слово Божие — Гробы мучеников, на которых первые христиане совершали евхаристию. Характерно, что старцы поклоняются Богу и Агнцу, когда херувимы поют: «Свят, свят, свят Господь...» и что к их пению прибавляют: «Достоин еси Господи прияти славу и честь и силу, яко ты еси создал всяческая и волею твоею суть сотворена».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Hieros. Mystag. 4. 8) 68 . Сказав о хлебе и вине в четвертой беседе, в пятой свт. Кирилл обращается к евхаристической молитве и причащению. В этот день на литургии читался отрывок 1Петр.2:1–10 , а богослужение обычно совершалось в Анастасисе. Свт. Кирилл намеревается толковать евхаристическое богослужение и делает это посредством комментирования библейского чтения. Сегодня никто из нас не стал бы предлагать интерпретацию Евхаристии, опираясь на 1Петр.2:1–10 , но свт. Кирилл делает это, и мы вынуждены признать, что он предлагает блестящий способ понимания Евхаристии. В 1Петр.2:1–10 , вероятно, содержится фрагмент хвалебного гимна Богу за все Его деяния: «Но вы... народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас.» ( 1Петр.2:9 ). И свт. Кирилл обращается к этому тексту, чтобы показать смысл благодарения в анафоре Иерусалимской Церкви. Упоминаются небо, земля, море, солнце, луна, звезды, всякое словесное и бессловесное творение, за которые приносится благодарение (Cyr. Hieros. Mystag. 5. 6) 69 . Затем следуют созерцание херувимов и серафимов, Sanctus и эпиклеза. Цель Sancmus’a, именуемого «гимном», в том, чтобы соединить человека с ангельскими существами. Часть, посвященная эпиклезе, начинается с напоминания о том, что посредством этих духовных (πνευματικς) гимнов люди воистину освящаются. Таким образом, освящающий смысл Sancmus’a указывает на особое значение этих ангелических гимнов. В эпиклезе содержится прошение к Отцу ниспослать Святого Духа на Дары, чтобы они стали Телом и Кровью Христа, и мотив в данном случае вполне ясен: «...ибо всё, чего касается Святой Дух, преображается и очищается» (Ibid. 5. 7) 70 . Далее следует intercessio. Структура этой древней анафоры очень проста: вступительный диалог, благодарение, Sanctus, эпиклеза, intercessio о живых и умерших. В начале этой заключительной молитвы говорится (как и в александрийской анафоре), что евхаристическая молитва является духовной жертвой и бескровным приношением. Этот текст, принадлежащий к общей литургической традиции, следует сопоставить с ранее рассмотренным чтением, где говорится: ...и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом ( 1Петр.2:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

III. Вот сколько священных воспоминаний Церковь предлагает верующим во все течение дней седмицы! Вот сколько указывает она нам высочайших образцов всех добродетелей для подражания! «Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходит предлежащее нам поприще» ( Евр.12:1 ). (Сост. по «Воскресное чтение» за 1855 г.). Приложение к беседе 1 А. Особенности церковного седмичного богослужения «Бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого» ( Лк.21:36 ). Такое завещание оставил Иисус Христос Своим последователям. Во исполнение этих слов Господних Св. Церковь каждый день седмицы собирает верующих во храм Божий, где воспоминаются великие события жизни нашего Искупителя или же прославляются пророки, апостолы, мученики и другие св. мужи, послужившие делу нашего спасения. Богослужение, совершающееся в каждый день седмицы, изложено в особой церковной книге, известной под именем Октоиха; оно-то и будет предметом нашего собеседования. Обычай ежедневного собрания во храм Божий для богослужения начался со времен апостольских. Расставшись со своим божественным Учителем, апостолы «и всякий день в храме и по домам не переставали учить и благовествовать об Иисусе Христе» ( Деян.5:42 ). Апостолам следовали и прочие христиане, которые «постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» ( Деян.2:42–46 ). Пример первенствующих христиан перешел к их преемникам и сохранился до нашего времени. Церковные писатели первых веков свидетельствуют об общественном богослужении, совершавшемся каждый день. «У нас, – говорит Тертуллиан , – каждый день святится всенародно». Ориген свидетельствует, что «христиане ежедневно вкушают Тело Христово» и «ежедневно приглашаются к слушанию слова Божия». Блаженный Августин также говорит, что есть много таких, которые ежедневно причащаются тела и крови Господней, и что не проходит ни одного дня без жертвы. Богослужение, совершающееся на всякий день, изложено было в V веке Саввой Освященным в особой книге – Типикон, а в IX веке составлены были преподобным Феофаном, Иосифом, Григорием Синаитом каноны на каждый день седмицы, которые и доселе сохраняются. Богом вдохновенные Отцы Церкви премудро начертали, чтобы каждый из семи дней недели бьш посвящаем особому воспоминанию.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010