В некоторые моменты богослужения, когда совершается литургическая процессия (в частности, на малом и великом входе Божественной литургии), в ней участвует свещеносец со свечой, вставленной в высокий подсвечник. Свещеносцев может быть двое: в этом случае они, как правило, держат подсвечник в форме высокого шеста. Такую же свечу держит в руках диакон в некоторые моменты богослужения (в частности, во время каждения, совершаемого священником вместе с диаконом в начале всенощного бдения и на полиелее). За богослужением, совершаемым правящим архиереем епархии, на солее с левой стороны от царских врат, напротив иконы Пресвятой Богородицы, стоит свещеносец с примикирием  – свечой, вставленной в высокий подсвечник. В богослужении Православной Церкви употребляется кадило – сосуд, состоящий из чаши и крышки, подвешенных на цепях к ручке, за которую его держит священнослужитель. К цепям прикрепляются бубенцы, производящие звон во время каждения. Кадило употребляется для воскурения фимиама, для чего в него кладется раскаленный уголь, а поверх угля – ладан (душистая древесная смола). Каждение – сжигание благовонного фимиама на углях в специально предназначенном для этого сосуде – является одним из наиболее древних элементов богослужения. Обычай каждения за богослужением унаследован христианской Церковью от древнееврейского культа. О каждении неоднократно упоминается в Библии. Согласно книге Исход, Бог через Моисея повелел Аарону совершать каждение перед ковчегом завета (см.: Исх. 30:7–8 ). Моисей поставил золотой жертвенник в скинии собрания пред завесою и воскурил на нем благовонное курение, как повелел Господь Моисею ( Исх. 40:26–27 ). О каждении говорится в Апокалипсисе: И пришел иной Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога ( Откр. 8:3–4 ). Поскольку видения Апокалипсиса, как предполагают ученые, в некоторой степени отражают литургическую практику ранней Церкви, можно предположить, что уже во времена Иоанна Богослова каждение совершалось за богослужением в христианских общинах.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

В палестинских, месопотамских и всех восточных монастырях во время богослужения, совершаемого в третьем, шестом и девятом часу, прочитывают только три псалма; и таким образом там и молитвы тщательно приносятся Богу в установленное время, и необходимые рукоделия не прекращаются. Совершается же богослужение именно в показанные часы потому, что в эти часы исполнились важнейшие обетования и совершено наше спасение; ибо известно, что Св. Дух, обещанный пророками, сошел на апостолов в третьем часу, как это значится в книге Деяний Апостольских (гл. 2). В шестом же часу Господь наш и Спаситель принес Себя Отцу в жертву и для спасения всего мира на крест взошел, очистил грехи всего мира; в этом же часу апостолу Петру открыта тайна призвания язычников через сходящий к нему с неба сосуд, как бы большую скатерть, привязанную за четыре угла. А в шестом часу Господь сошел в ад, просветил светом Своей славы непроницаемую тьму адскую и, сокрушив медные врата, увел с Собою на небо святых, которые были заключены во мраке преисподней, — через что первобытного жителя рая опять вселил в рай; в этом же часу сотнику Корнилию ангел открыл тайну призвания язычников (открытую Петру в шестом часу); еще в Деяниях Апостольских говорится, что апостолы Петр и Иоанн шли вместе в храм на молитву в девятом часу дня. Из этих свидетельств видно, что святые и апостольские мужи справедливо определили эти часы на богослужение, следовательно, и мы должны посвящать их на то же, а не проводить дня в праздности, забвении о молитве и в мирских занятиях. И вечерние жертвы должны быть непременно принесены; потому что и в Ветхом Завете они непрерывно приносились, как это можно видеть из слов Давида, который говорит: да направится молитва моя, как фимиам пред лицо Твое; воздеяние рук моих — как жертва вечерняя (Пс 140, 2). В этих словах Давида таинственно можно понять ту вечернюю жертву, которую Спаситель преподал вечерявшим апостолам, или то, что под конец веков Он сам за спасение мира, через распростертие рук на кресте, был принесен Отцу в жертву. Распростертость Его рук на кресте может быть названа воздеянием или возвышением их; потому что Он действительно нас, поверженных в ад, вознес на небо, согласно сказанному Им: и когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе (Ин 12, 32). А что утром надо совершать богослужение, это доказывают слова, которые ежедневно поются на утреннем богослужении: Боже! Ты Бог мой, Тебя от ранней зари ищу...; размышляю о Тебе в ночные стражи; очи мои предваряют утреннюю стражу, чтобы мне углубляться в слово Твое (Пс 62, 2, 7; 118, 148). Обо всех этих часах богослужения упоминается в притче о хозяине, вышедшем рано поутру нанять работников в свой виноградник: там говорится, что он нанимал работников поутру, потом в три, шесть и девять часов и, наконец, в одиннадцать, когда уже зажигается огонь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1753...

«Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены» (Иак 1:17). Те же слова мы повторяем каждое утро в молитве Василия Великого: «Господи Вседержителю, … Безначальный и Присносущный Свете, у Него же несть пременение, или преложения осенение…» (5-я молитва утреннего правила). Богослужение должно отображать свой объект, значит служение неизменяемому Богу должно быть неизменно по своей природе. Но и как БогоСЛУЖЕНИЕ оно требует единства. Вспомним уже упоминавшийся выше греческий глагол «служить», λειτουργεω, который дал название православной церковной службе. Этимологически этот глагол происходит от существительного λαος (в транслитерации «лаос») – «народ, община». Служение можно совершать лишь вместе, всем народом Божиим, всей Церковью. Есть такая народная этимология слова Церковь – от слов «Царь» (здесь, конечно, подразумевается Царь царей, Иисус Христос) и «ковать», т. е. оно означает «скованные (воедино) Христом». В данном случае совершенно неважно, отражает ли она истинное происхождение слова, или это просто удачное совпадение, важно то, что она правильно отражает суть того, чем является Церковь – как мы ее характеризуем в Символе Веры – «единая, святая, соборная и апостольская». При этом единство Церкви вовсе не ограничено лишь вселенскими, пространственными рамками. Одно из наиболее часто повторяемых в Православии окончаний молитв: «ныне, и присно, и во веки веков», – означает «сейчас, и во все времена, и в надвременной вечности» и указывает на то, что Церковь едина и во времени. Православные христиане всех эпох молятся и служат вместе – вечному и неизменному Богу служит вечная и неизменная Церковь: «Один Господь, одна вера, одно крещение. Один Бог и Отец всех, Который над всеми, и чрез всех, и во всех нас» (Еф 4:5-6). Таким образом, было бы весьма странно, если бы при этом в какую-то эпоху служба и молитва совершались бы совсем иначе, чем в другую. «Возлюбленные! имея все усердие писать вам об общем спасении, я почел за нужное написать вам увещание – подвизаться за веру, однажды преданную святым.» (Иуда 3, курсив автора).

http://pravmir.ru/zachem-my-xranim-preda...

Господа Саваофа (Исаия 6:5). Он стоял перед всемогущим Сыном Божиим, исповедуя нечистоту своих уст и жизнь среди нечистых людей. Что породило эту убежденность в грехе? " Глаза мои видели Царя... " Когда любой из нас видит Христа, мы ощущаем себя оторванными от Него или, по словам Библии, погибшими, поскольку при этом наш грех становится виден наиболее ярко. Это и есть " чувство ох-ох " , возведенное в высочайшую степень. Итак, что же произошло? То, что происходит всякий раз, когда наши грехи изложены перед Сыном Божиим. Ангел взял горящий уголь - символ святого причастия - с жертвенника, коснулся им уст Исаии и провозгласил перед всем небом: " Вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен " . Разве это не похоже на Сына Божия - не только снять грех, но очистить или удалить его от нас, " как далеко восток от запада " (Псалом 102:12). " Иисус Христос вчера и сегодня и во веки тот же " (Евр. 13:8). Он сделает то же самое для нас, когда мы исповедуем свои грехи и получим Его дар с сегодняшнего жертвенника. Видите, как уголь учит нас могуществу святого причастия? Именно поэтому от столетий назад до наших дней, когда священник Православной Церкви принимает Тело и Кровь Христа с жертвенника, его исповеданием служит точное повторение слов божественного Исаии: " Се прикоснулся устам моим, и отымет беззакония моя, и грехи моя очистит " . Мы, которые жили в отделении от богослужения и причастия Христа, нуждаемся в Его святом прикосновении. Можно ходить в ту или другую церковь, искать учения того или иного проповедника, тот или иной духовный опыт. Но дело в том, что вы никогда не найдете настоящего богослужения, божественного богослужения, нигде, вне жизнеподающей благодати Христа в его святой Евхаристии. Я и тысячи других это знаем. Мы это пробовали. Но все наши поиски заканчивались неудачей. Псалмопевец сказал: " Вкусите и увидите, как благ Господь! Блажен человек, который уповает на Него! " (Псалом 33:9). На Его священной трапезе нам дано вкусить, увидеть и поверить.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2325...

Далее Апостол говорит о том, кто, где и как должен совершать общественные молитвословия в церковных собраниях. " Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения " (ст. 8) — богослужения церковные должны совершаться мужами — предстоятелями церквей, а женщины не должны ни совершать богослужений, ни выступать в молитвенных собраниях со словом учения. Об этом святой Павел прямо писал Коринфянам: " жены ваши в церкви да молчат... неприлично жене говорить в церкви " (1 Кор. 14:34-35). Как видно из Деян. 14:23 [ 5 ] Апостол Павел во всех основываемых им церквах учреждал клир, рукополагая пресвитеров. В 1 Кор. 14:40 [ 6 ] он заповедует, дабы все в церквах совершалось благообразно и по чину. Посему, несомненно, что под этими " мужами " разумеются предстоятели церквей. Молитвы эти, или богослужение может совершаться " на всяком месте " , а не в одном Иерусалимском храме, как было в Ветхом Завете. Так исполнилось прпречение Господа самарянке, что наступает час, " когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу " (Иоан. 4:21), то-есть, что христианское богослужение не будет привязано к одному определенному месту, как предрекал это и пророк Малахия: " на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву " (1:11 [ 7 ]). Как должны совершаться эти молитвы, или богослужение христианское, выражают слова: " воздевая чистые руки " , то-есть молитвенному воздеянию рук должно соответствовать и возвышенное настроение души — " чистые руки " , или чистая незапятнанная пороками совесть и свобода от " гнева и сомнения " , то-есть злых чувств против ближнего и всяких сомнений и колебаний. Затем Апостол делает наставления женам о том, как они должны вести себя в церковных собраниях: " чтобы также и жены, в приличном одеянии со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию " (ст. 9-10) — то-есть женщины должны являться в молитвенные собрания в скромных целомудренных одеждах и думать не о внешних украшениях, но о внутреннем благоукрашении себя добрыми делами. " Жена да учится в безмолвии... а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии " (ст. 11-12) — здесь запрещается женщинам учительство в церкви, то-есть произнесение поучений при общественных молитвенных собраниях, ибо такое учительство было бы равносильно властвованию над мужем, между тем, как Слово Божие повелевает жене быть в подчиненном положении у мужа.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Евреи говорили, что Бог принимает молитву только в Иерусалиме, а Самаряне – что на горе (Гаризине), где некогда стоял Ковчег Завета и впоследствии был построен ими и скоро разрушен Евреями самарянский храм. Так как известно, что когда Иудеи возвратились из плена в свое отечество и стали строить в Иерусалиме храм, то и Самарянам желалось строить оный, но Евреи не приняли их в свое сообщество потому, что они были и другого происхождения, и потому, что не вполне приняли еврейскую веру. В последствии времени Самаряне построили было свой храм на горе Гаризине, но Иудеи разрушили его. Как понимать слова, сказанные Иисусом Христом в ответ на вопрос Самарянки: «поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» ? Здесь Иисус Христос сказал, что истинное богослужение, как и самая вера – у Евреев, а не у Самарян, так как самарянская вера не то, что еврейская, открытая Богом чрез пророков, она есть смешение веры еврейской и языческой, и богослужение в Иерусалимском храме сохраняется то, какое учреждено Моисеем по повелению Самого Бога. Затем присовокупил, что теперь, с наступлением времени нового завета, богослужение не будет привязано к одному какому-нибудь месту, как, например, к Иерусалимскому храму или по учению Самарян к горе Гаризине, а будет совершаться на всяком месте (Иудеи были очень склонны к многобожию, потому Бог для сохранения учения о едином Боге и повелел устроить у них один Иерусалимский храм) и не будет состоять, как по большей части было дотоле у Евреев и Самарян, только в приношении жертв и совершении обрядов, но истинные поклонники поклонятся Богу «духом и истиною», т. е. при внешних обрядах будут поклоняться и умом, и сердцем, верою в Спасителя уже пришедшего и в невидимую благодать Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/b...

Зачем Богу наши восхваления и благодарности? «На богослужениях только и делают, что воспевают, хвалят, славословят, благодарят Бога. Зачем Богу наши восхваления и благодарности? Разве Ему это нужно? Разве Он любит нас не бескорыстно?» 14 октября, 2010 «На богослужениях только и делают, что воспевают, хвалят, славословят, благодарят Бога. Зачем Богу наши восхваления и благодарности? Разве Ему это нужно? Разве Он любит нас не бескорыстно?» «На богослужениях только и делают, что воспевают, хвалят, славословят, благодарят Бога. Меня это очень смущает. Зачем Богу наши восхваления и благодарности? Такое впечатление, что мы хотим подлизаться, польстить Богу. Но разве Ему это нужно? Разве Он любит нас не бескорыстно?» (Из письма в редакцию) Отвечает протоиерей Игорь Гагарин Чего не хватает Тому, у Кого все есть? Господь любит, когда люди благодарят Его. Он ждет от нас благодарности и желает ее. И это кажется странным. Ведь когда, например, человек ждет, чтобы его поблагодарили, это никак не является его достоинством. Напротив, достоинством считается делать добро, ничего не ожидая в ответ. Так почему же качество, явно предосудительное среди людей, мы обнаруживаем у Того, Кто есть Само Совершенство? А обнаруживает это каждый, кто приступает к чтению Священного Писания. И многие начинающие, я знаю, смущаются. Ведь нам открыто, что Бог ни в чем не нуждается. Православный Катехизис, перечисляя свойства Божии, называет Господа Существом «Вседовольным». В Священном Писании устами пророка Господь говорит человеку: «Если бы Я взалкал, то не сказал бы тебе, ибо Моя вселенная и все, что наполняет ее» (Пс. 49: 12). Но в этом же псалме читаем: «Кто приносит в жертву хвалу, тот чтит Меня…» (Пс. 49: 23). А когда исцелил Господь десять прокаженных и только один пришел поблагодарить Его, какой горечью исполнен Его вопрос: «…не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу…?» (Лк. 17: 17,18)! Чтобы понять это, посмотрим на дело с человеческой стороны. Искать благодарности действительно некрасиво.

http://pravmir.ru/blagodarnost-2/

и испеки и съешь на том месте, а на другой день можешь возвратиться в шатры свои. Подобное же постановление, только в применении не к обетованной земле, а к странствованию в пустыне, излагается в Лев.17:1–9 : Если кто из домв Израилева заколет тельца или овцу или козу в стане и не приведет ко входу скинии собрания, чтобы представить в жертву Господу пред жилищем Господним, то истребится человек тот из народа своего. Это для того, чтобы приводили сыны Израилевы жертвы свои перед Господом ко входу скинии собрания к священнику… и чтобы они впредь не приносили жертв своим страшилищам, за которыми блудно ходят они. Вот в Пятокнижии сколь строгий закон о единстве места богослужения приписывается Моисею. В Пятокнижии есть еще третье постановление относительно места общественного богослужения: Исх.20:24 сделай Мне, говорит Господь Моисею и всему Израилю, жертвенник из земли, и приноси на нем всесожжения твои и мирные жертвы твои; на всяком месте, где Я положу память имени Моего, Я приду к тебе и благословлю тебя. При непредвзятом чтении всех трех указанных законоположений, они представляются вполне сходными между собою, различаясь по форме применительно к времени и месту, в котором давались (законы Второзакония касаются пребывания Евреев в Палестине; закон Левит имеет в виду жизнь Евреев в пустыне; закон Исход имеет в виду общее указание о служении Иегове в отличие от служения языческим богам), они тождественны по своей сущности. Именно: они запрещают человеческий произвол в избрании места общественного богослужения; последнее должно основываться на воле Божией, а не человеческой. Так, по Второзаконию, место общественного богослужения избирается Господом: где будет пребывать имя Господне; по Левит также: где будет указываемое Господом ( Числ.9:15–23 ) местоположение скинии и при ней жертвенника и священников; по Исходе тоже условие: «где Я положу память имени Моего» и где будет находится для Израиля жертвенник Иегове в противоположность множеству языческих богов и их жертвенников (23ст.).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

И частное и общественное Богослужение важно, необходимо и священно. В уединении, сокровенно от взоров людей, молился Господь наш Иисус Христос и дал всем нам заповедь: войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно ( Мф.6:6 ). В тайне молились и Святые. Пророк Давид говорит о себе: Вечером и утром и в полдень буду умолять и вопиять, и Он услышит голос мой ( Пс.54:18 ). Пророк Даниил три раза в день преклонял колени, и молился своему Богу ( Дан.6:10 ). Ап. Петр молился в уединенной горнице ( Деян.10:9 ) и проч. Но Богослужение общественное священнее и важнее частного, и по месту, которого освященное устройство не имеет ничего общего с обыкновенными нашими жилищами, и по священнодействиям, из коих многие и важнейшие совершаются только в общественных храмах, и по умилительному зрелищу многочисленного народа, благоговейно преклоняющего главы и колена пред видимым престолом Невидимого, и наконец, что всего важнее, по обилию благодати Божией, которую Сам Господь обещает молящимся вкупе: Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ( Мф.18:19–20 ). «Конечно, говорит св. Златоуст, можно молиться и дома; но нельзя так молиться, как во храме, где толикий сонм Отцев, где единодушно песнь воссылается Богу. Ты не столько будешь услышан, один призывая Бога, сколько вкупе с своими братьями. Ибо здесь нечто больше; здесь единодушие, согласие, союз любви и молитвы Священников. Для того-то и Священники, чтобы молитвы народа, будучи слабые, совокуплялись с их молитвами сильнейшими и вместе с ними восходили на небо» 86 . Содержание Богослужения Богослужение Православной Церкви состоит из таинств, молитв, обрядов и поучений. Читать далее Источник: Попечение Православной Церкви о спасении мира/Свящ. Григорий Дебольский. - Санкт-Петербург : В тип. Департамента внешней торговли, 1843-./[Кн. 1]. – 1843. - VIII, 164 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Издревле, согласно библейскому свидетельству, человек ощущал космос как литургический организм: «Небеса проповедуют славу Божию и о делах рук Его вещает твердь» ( Пс. 18, 2 ). Взору верующего раскрывается это вселенское богослужение: «Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. Хвалите Его, все Ангелы Его, хвалите Его, все воинства Его. Хвалите Его, солнце и луна, хвалите Его, все звезды света. Хвалите Его, небеса небес и воды, которые превыше небес. Да хвалят имя Господа, ибо Он (сказал, и они сделались,) повелел, и сотворились» ( Пс. 148,1–5 ). Для Православия характерно осознание бытия, достигающего высшей степени своего богоустановленного совершенства чрез благодатное просвещение. Богослужение, совершающееся на земле, есть выражение этого стремления сотворенного мира к Богу. В нем совершается освящение жизни. Отсюда литургически-храмовый стиль благочестия, свойственный православной душе с древнейших времен до наших дней. Храм становится тем местом, где человек восстанавливает свой Божественный образ через приобщение Христу. Возвращение к своему подлинному существу неотделимо от тайны соборности, когда человек начинает сознавать себя членом тела Христова. Напоенность одним Духом творит высшее единство, в котором каждый, не утрачивая своего индивидуального своеобразия, органически входит в состав сложного церковного организма: «Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, – так и Христос» ( 1Кор. 12, 12 ). Переживание соборности преодолевает границы времени и пространства, делая возможным человеку ощутить себя в сущностном единстве с вечными истоками христианства. Поэтому православное богослужение, имея непреходящий первообраз за пределами времени, реализует его в земной истории через органическое сочетание различных литургических пластов: ветхозаветных и новозаветных. Непрерывность космического богослужения, как условие существования Вселенной, находит символическое выражение в суточном круге православного богослужения. В его ритмы вплетена жизнь двух других богослужебных кругов: седмичного и годового.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010