Иисус Христос обличал бездушный формализм фарисеев и книжников, обвинявших Спасителя в том, что Он нарушает субботу, исцеляя тяжко больных людей. Не отменяя закона, Господь ставил дела любви и милосердия к страждущим выше обряда: суббота для человека, а не человек для субботы (Мк 2, 27). Своею крестною смертью и воскресением Иисус Христос уничтожил обрядовую субботу закона. Итак, никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу: это тень будущего, а тело — во Христе (Кол 2, 16). Святая Церковь не отменила субботу, учредив особое субботнее богослужение в честь всех святых, уже почивших в Боге от трудов земных, и в память всех усопших, для которых Святая Церковь и спрашивает от Бога тишины и покоя в вечной жизни. 2. Праздники ежемесячные Сотворение светил      Новомесячия Каждый месяц совершался праздник новолуния: в день веселия вашего, и в праздники ваши, и в новомесячия ваши трубите трубами при всесожжениях ваших и при мирных жертвах ваших, — и это будет напоминанием о вас пред Богом вашим. Я Господь, Бог ваш (Чис 10, 10). Если суббота напоминала о сотворении мира, то празднование новолуния — о благодеяниях Божественного миропорядка. День новой луны напоминал народу: не только всех первенцев и начатки полей своих он должен посвящать Богу, но и начало времен, ибо с каждым месяцем начинался очередной временной круг. Времена, обновляемые течением луны, тоже принадлежат Господу, Который является Владыкой небесных светил, которым напрасно язычники служат и поклоняются, принося по своему заблуждению жертвы. О праздновании новомесячия возвещалось священниками звуком священных труб (см.: Чис 10, 10), а богослужение в этот праздник совершалось при звуках органа, гуслей, арфы, кимвалов, тимпанов. Введены в богослужение эти инструменты были при царе Давиде. Поскольку начало праздника новомесячия возвещалось гласом труб, то в книге Чисел (29, 1) он называется праздником трубного звука. Жертвы в новолуние приносимы были в сугубом количестве против обыкновенных дней в благодарность за продолжение благодеяний Божиих, а также для того, чтобы испросить благословение на новый месяц.

http://pravoslavie.ru/104164.html

Иисус Христос призывает человека к чему-то невообразимому, небывалому и пугающему. О чем бы Он ни говорил, человеческой логике сложно вместить это до конца: своего обидчика следует любить особенно сильно и по-настоящему; давая в долг, не следует надеяться получить назад; получая удар по щеке, надо быть готовым подставить другую и так далее.  До того момента, как попробуешь жить по Евангелию, оно кажется совершенно неисполнимым, противоречащим сколь логичным, столь, подчас, и плоским законам жизни. Кажется, что у обычного человека не может хватить на Евангелие сил. Но смотришь на тысячи и миллионы святых, смотришь на те моменты своей жизни, когда каким-то чудом не уступил аду и злу, и понимаешь: Евангелие не игра и не сказка, а жить, как учил Он, — можно и возможно. В это надо всем сердцем поверить и искренне попытаться. Я вспоминаю удивительные слова Писания: « Сын мой! отдай сердце твое Мне, и глаза твои да наблюдают пути Мои » (Притч. 23: 26). Богу не нужно от нас ничего, кроме самого главного: чтобы Он был в центре нашей жизни. Был мотивом наших поступков, целью нашего пути, мерилом нашей совести. Но куда более удивительно другое: призывая поставить Себя в центр, с Собой Он ведет всех остальных людей, которых надо почитать как Его: « Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки » (Мф. 22: 36-40). Иначе говоря, Бог не хочет от нас только лишь любви к Нему. Такая обособленная любовь невозможна для христианина. Ведь там, где Он, там с Ним каждый из нас. И Он не согласен, чтобы, любя Его, не любили кого-то из Его детей. Любви должно хватить на каждого. Но мы отвлеклись. Что же такое богослужение, что такое молитва? Я сейчас совершенно не хочу говорить пресным языком терминологии. Вместо этого я поделюсь тем, как понимаю богослужение и молитву я сам. Богослужение для христианина — это жизнь. Не только лишь ее самая священная и мистическая часть, нет. Просто жизнь. Наше утро и рабочий день, наши отношения с коллегами и родителями, воспитание нами детей, поход в храм — все это может и должно быть богослужением. 

http://pravmir.ru/i-segodnya-evharistiya...

Или, в другом месте, давая повеление о жертве всесожжения, Господь говорит, что это – «жертва всегдашняя в слухи и в роды ваша пред дверми скинии свидения пред Господом, в нихже познан буду тебе тамо, якоже глаголати к тебе . И завещаю тамо сыном израилевым и освящуся во славе Моей» ( Исх.29:42–43 ). Из приведенных слов Господа мы видим, что очистилище, а вместе с ним, и скиния является обычным, постоянным местом откровения Бога, обнаружения Его славы. Это подтверждается еще и тем, что, например, во все время сорокалетнего странствия евреев по пустыне над скинией стоял столб облачный днем и столб огненный ночью; а этот столб был символам присутствия Бога в скинии. Таким образом, скиния собрания являлась обычным, постоянным местом откровения Бога, а потому и могла и должна была быть местом еврейского богослужения, соответственно требованию закона Исх.20:24 . Наконец, в законе Втор.12:11 место еврейского богослужения обозначается как " место , которое изберет Господь Бог , чтобы пребывало имя Его там»; это место, следовательно, избирается, во-первых, Самим Богом, во-вторых, избирается для того, чтобы «пребывало там» имя Божие, с каковыми качествами это место, с одной стороны, соответствует требованиям закона Исх.20:24 , с другой стороны, является по значению одинаковым со скинией собрания. Для полноты представления нужно здесь точно указать тот исторический момент, который определяется в последнем законе Втор.12:10–11 , как момент вступления в действие этого закона. В Втор.12:10–11 этот момент определяется так: «когда вы (т.е. евреи) перейдете Иордан и поселитесь на земле, которую Господь, Бог ваш, дает вам в удел, и когда Он успокоит вас от всех врагов ваших, окружающих (вас), и будете жить безопасно 29 , тогда какое место изберет Господь, Бог ваш, чтобы пребывать имени Его там, туда приносите все»... Иначе сказать, историческая обстановка этого момента рисуется так: по переходе через Иордан – полное овладение евреями всей территорией, которая назначена им Богом в удел; далее – спокойная и безопасная жизнь еврейского народа, и наконец – избрание Самим Богом места пребывания Его имени.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

Ин 4:21. Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. В ответ самарянке Христос говорит, что скоро уже самаряне будут « поклоняться Отцу»  (так Христос называет здесь Бога для того, чтобы внушить самарянке мысль о той близости, какая должна существовать между людьми и Богом) не на своем Гаризине и не в иудейском Иерусалиме. Здесь, несомненно, заключается пророчество об обращении самарян, по крайней мере, значительной их части к вере во Христа. Это пророчество исполнилось вскоре по вознесении Христа (Деян 8:14). Ин 4:22. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. Но пока Христос признает за иудеями право считаться истинными почитателями Бога. Впрочем, Он не говорит, что самаряне не знают истинного Бога: они не понимают только как должно истинного существа религии, и потому их поклонение Богу не может вполне сравниться с иудейским культом. Христос разъясняет преимущество иудейского богопочтения указанием на то, что « спасение от Иудеев», т. е. спасение через Мессию должно быть уделом всех народов земли, но, как говорили пророки, оно предварительно появится в израильском народе ( Ис 2:1–5 ). Туда, к Сиону, должны пока обращать свои взоры народы земли, израильский народ еще продолжает оставаться единственным носителем обетований Божиих, и богослужение, совершаемое в Иерусалиме, своими обрядами предуказывает на великую жертву, которую скоро для спасения всех людей принесет Мессия (ср. Рим 9:4–5). Ин 4:23. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Однако скоро наступит время, когда и иудейство потеряет свое право считаться единой истинной религией, к которой должны обращаться взоры всего человечества. Это время, можно сказать, уже наступило, по крайней мере, замечается поворот к нему. Христос характеризует эту наступающую эру как время, когда «истинные», т. е. вполне достойные этого имени, поклонники или почитатели Бога будут кланяться Отцу (ср. стих 21) « в духе и истине». Слово «дух» обозначает здесь противоположность плоти и всему, что имеет плотский, ограничивающий свободу духа характер. У иудеев и у самарян было представление, что успешность  молитвы  зависит от внешних условий, главным же образом, от места, где совершается богослужение. Скоро этой связанности человека известным местом уже не будет, люди везде, во всех местах земного шара будут приносить поклонение Богу. Но кроме этого скоро будет иметь место и другая перемена: служение Богу будет совершаться « в истине», т. е. кончится всякая фальшь, какая существовала в иудейском и во всяком другом богослужении, когда и лицемеры участвовали в богослужении и считались за истинных почитателей Бога (Мф 15 и сл.). Богослужение будет совершаться только от искреннего сердца, в чистом расположении духа.

http://bible.predanie.ru/nedelya-5-aya-p...

Каждение Каждение в храмах Божиих Каждение в храмах Божиих пред священными предметами и при совер­шении жертвоприношения Богу ведет свое начало с глубокой древности. Из Священного Писания известно, что Сам Господь через Моисея повелел Аарону совершать каждение в скинии утром и вечером перед кивотом Завета (см.: Исх.30,7–8 ). Далее в Библии сказано, что Моисей по велению Божию совершил благовонное каждение над золотым жертвенником, и покрыло облако скинию, и слава Господня наполнила ее (см. Исх.40,27,34 ). Святой апостол Иоанн Богослов в Откровении указывает, что видел Ангела, который возносил к Богу молитвы святых посредством каждения. «И пришел. Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотый жертвенник... И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога» ( Апок.8,3–4 ) (7, с.402). Каждение – неотъемлемая часть богослужения. Что оно выражает? Из этих слов Священного Писания ясно, что каждение является неотъем­лемой частью богослужения и выражает, во-первых, Божественную любовь, изливающуюся на весь род человеческий, а во-вторых – благодать Святого Духа, которая таинственно всех освящает и услаждает, а также способствует молящимся возносить свои молитвы к Престолу Всевышнего (Там же). Когда совершается каждение? Во время богослужения, по установившейся в Православной Церкви практике, полное каждение совершается в начале всенощного бдения во время пения 103-го псалма, на вечерне – при пении стихиры на «Господи воззвах»; на утрени – во время чтения двупсалмия, на полиелее, на 9-й песни канона и на Божественной литургии после проскомидийного отпуста. На последнем каждении следует остановиться более подробно. После окончания проскомидии диакон берет горящее кадило в правую руку, вложив в него ладан, и идет на горнее место, где трижды осеняет себя крестным знамением, затем обращается к священнослужителю, совершаю­щему проскомидию, со словами «Благослови, Владыко, кадило». Последний, благословляя кадило крестообразно рукой, произносит молитву: «Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш, в воню благоухания духовного, еже при­ем в пренебесный Твой Жертвенник, возниспосли нам благодать Пресвятаго Твоего Духа». Эта молитва утверждает истину, что Дух Святой всегда при­сутствует в Церкви Христовой, особенно во время совершения Божественной литургии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

«Кто сей царь славы?» спрашивает в этом псалме один хор, и другой торжественно отвечает: «Господь крепкий и сильный, Господь сильный в брани». «Кто сей царь славы? – Господь сил, Он царь славы!» Отпустив народ, ликующий царь возвратился в дом свой, чтобы поделиться своею религиозною восторженностью и со всеми своими домашними. Но там он был встречен обидным укором со стороны своей высокомерной жены Мелхолы, которой крайне не понравилось поведение царя пред ковчегом: «как отличился сегодня царь Израилев», с ядовитой иронией сказала она Давиду, «обнажившись сегодня пред глазами рабынь рабов своих, как обнажается какой-нибудь пустой человек!» Такое высокомерие дочери Сауловой должно было понести должное наказание. Высказывая ей справедливый укор, Давид ответил ей, что ради Господа он готовь еще более уничижиться и религиозную восторженность последних служанок предпочитает гордому высокомерию царицы. «И у Мелхолы, дочери Сауловой, не было детей до дня смерти ее». Т.е. она лишена была высшей чести, какой только удостаивалась ветхозаветная женщина, именно, брачного ложа своего царственного мужа и должна была вследствие этого нести тягчайшее бремя и величайший в то время позор –бездетство. Перенесение ковчега в его новое местопребывание на Сионе можно назвать поворотным пунктом в истории Израиля, равно как и величайшей эпохой в деятельности Давида. Отсюда пребывание теократического монарха и присутствие Иеговы были соединены в одном центре; во всяком случае это был первый и важнейшей шаг к такому объединению. Пока почтенная по своей древности скиния и великий жертвенник находились в другом месте, объединение правления и богослужения не могло считаться законченным, и отдельное религиозное служение составляло необходимость того времени; у Давида лежало на сердце желание воздвигнуть храм Господу, который бы содержал в себе все принадлежности богослужения от древнего или позднейшего времени и сделался местом молитвы и богослужения для всего народа. Но для достижения этой цели нужно было еще сделать много предварительного.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

лицу, имеющему духовный сан, называем его «отец». При этом делается ссылка на Мф. 23:9 : «...и отцом не называйте себе никого...». Человек, имеющий сан духовный, имеет духовную власть «решать и вязать», а также заниматься учительством, т.е. обращать через Слово людей к Богу. Иначе говоря, возрождать их к духовной жизни. Слово «возрождение» (или рождение, что суть одно) сопряжено с понятием отцовства, но отцовства духовного, а не плотского, о чем и говорит апостол Павел: «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!» ( Гал. 4:19 ), и в другом месте: «Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием» ( 1Кор. 4:15 ). Тут явное указание на духовное отцовство как отношение пастыря к его духовным чадам. Следовательно, Господь хотел ( Мф. 23:9 ) выразить ту мысль, что отец по плоти и отец по духу – это не суть одно, но совсем разные вещи. Если же баптисты понимают это буквально и толкуют буквально, то почему они не понимают, не толкуют и не действуют буквально по другой заповеди: «Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя... и если правая рука твоя соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя...» ( Мф. 5:29–30 )? Тогда давно бы любая секта могла стать сектой ревностных инвалидов... Однако их ревнование не простирается на буквальное толкование этих слов. Почему же буквально следует толковать Мф. 23:9 ? О православной литургии Согласно Библии и истории христианства, истинное поклонение Богу всегда было литургическим. Так называемые сектантские «хлебопреломления» – это поветрие, которому около четырехсот лет. Литургическое богослужение, записанные молитвы (псалмы) и праздничные богослужения всегда считались нормой в истории Израиля (см. Исх. 23:14–19 ). Небесное богослужение тоже носит литургический характер ( Ис. 6:1–10 ; Евр. 8:1–3 ; Откр. 4 ). Очевидно, что литургическое богослужение имеет своим основанием Новый Завет. Большинство наиболее часто повторяемых в Церкви молитв заимствовано из него ( Мф. 6:9–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sektoved...

Но на этот призыв каждый человек должен был ответить индивидуально, через акт личной веры. Однако эта личная причастность веры включала верующего в общину. И таковой стала навсегда структура христианского бытия: человек должен поверить и исповедать свою веру, затем он крестится, крестится в Тело. «Вера Церкви» должна быть усвоенной личностно. Кроме того, только путем этого крещального включения завершается и исполняется личный акт веры. Те, кто крещены, рождаются вновь. Итак, христианское богослужение по своей сути есть личный акт и причастность, но все же оно обретает свою полноту только в общине, в контексте совместной и общинной жизни. Личная молитва и общинное богослужение связаны друг с другом глубочайшим образом; и то, и другое являются подлинными иаутентичными, истинно христианскими, только друг через друга. В Евангелии есть два отрывка, говорящих о молитве, и они, как может показаться, указывают нам в совершенно различные направления. С одной стороны, в Нагорной проповеди Христос учил множество Своих слушателей молиться «тайно». Это должна быть уединенная молитва - «затворив дверь Твою» - человек наедине со своим Небесным Отцом. Но, с другой стороны и по другому поводу, Христос подчеркивал силу совместной и общинной молитвы: «если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного». Итак, существует ли противоречие или конфликт между этими двумя позициями в отношении молитвы? Или, скорее, они гармонируют друг с другом и возможны только совместно друг с другом? Парадоксально, но они просто предполагают друг друга в качестве предпосылки. Действительно, человек должен учиться молиться «тайно», наедине, принося все свои недостатки и все свое поклонение своему Отцу в глубоком и личностном общении. И только те, кто обучены практике этой «уединенной» молитвы, могут духовно встречаться друг с другом и соединяться в том, что они хотят испросить сообща у своего общего Отца на небесах. Общая молитва предполагает и требует личного научения. Более того, сама личная молитва возможна только в контексте общины, так как никто не может быть христианином, не будучи членом Тела.

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/7/17...

Отходя от богослужений, переставая посещать их, мы отключаемся от участия в домостроительстве Божием, отключаемся от Его благодатных даров, от познавания и переживания Истины. Различают богослужения общие и таинствосовершительные. На последних совершаются таинства Евхаристии, венчания, миропомазания и т.д. Совершать их могут только получившие дар и благодать священства. Все общие богослужения: часы, утреню, вечерню, повечерие, полунощницу, обедницу, молебны и панихиды может совершать любой православный христианин. Ему не рекомендуется лишь произносить ектении, священнических возгласов и читать «тайные молитвы» священников. Уберите ектении из вечерни и утрени – сущность службы останется практически неизменной с ее молитвенными возношениями, богословским созерцанием и т.д. Конечно, при внехрамовом богослужении несколько изменится его восприятие. В церкви мы погружаемся в молитвенно-эмоциональное восприятие духа службы и не всегда по тем или иным причинам вникаем в текстуально-смысловое значение совершаемых песнопений, – при домашнем богослужении по книгам легче вникнуть в смысл слов читаемых молитвословий и песнопений. Поэтому полезно для лиц, не состоящих в клире, чередовать посещение храмов с отправлением в меру сил и возможностей отдельных богослужений дома. Такое чередование храмового и домашнего богослужения позволяет подниматься в религиозном молитвенном познании на крыле мистического чувства и на крыле ума. В наше время, когда не всегда легко по тем или иным причинам регулярно посещать храмовые богослужения, очень важно научиться быть в ритме церковной жизни с ее праздниками, богослужебными кругами, с ее ежедневным чтением Нового Завета при любых обстоятельствах жизни. Место богослужения Самарянка спросила Христа, говоря: «Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы (то есть, иудеи – Авт.) говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме. Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» ( Ин.4:20–24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gleb_Kaleda/do...

Переходим ко второму вопросу – что такое «церковное возрождение». Под этим словосочетанием у священника Карпенко понимается построение «Церкви нового типа», где можно служить литургию ап. Марка и любую другую – по произволу служащего священника, читать и петь молитвословия на бытовом русском языке в переводе СФИ, причащать мирян за каждой литургией, не затрудняя их ни постом, ни молитвой, ни исповедью, отменить запреты мирянам прикасаться к святыням и читать громко тайные священнические молитвы, для чего сначала служить при открытых Царских вратах, а в идеале вообще отменить иконостас и т.д. Такое «возрождение» Церкви есть разорение ее. Кому оно нужно? Неужели самому о. Димитрию и он является сознательным продолжателем дела Ленина и Бонч-Бруевича? Хочется думать, что нет. Но если даже он искренне заблуждается, это его не оправдывает. Ведь и распинатели Христа действовали из патриотических побуждений. Они говорили после воскрешения Лазаря: «Что нам делать? Этот человек много чудес творит. Если оставим его так; то все уверуют в Него; и придут Римляне, и овладеют и местом нашим и народом… Лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб… С этого дня положили убить Его» (Ин. 11, 47-53). А Самого Господа они считали обманщиком. Когда их слуги сказали им: «Никогда человек не говорил так, как этот человек» – они ответили: «Неужели и вы прельстились? Уверовал ли в него кто из начальников, или из фарисеев? Но этот народ, невежда в законе, проклят он» (Ин. 7, 46-49). Вот источник заблуждений! Презрение людей, считающих себя знатоками, к простым верующим людям, о которых Господь сказал: «Славлю Тебя, Отче; Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных, и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение» (Лк. 10, 21). К этой категории гордых мудрецов принадлежит и о. Карпенко. Вот он в своей статье «Богослужение как вызов» приводит цитату из статьи о. Иоанна Мейендорфа: «Вера и богослужение неразрывно связаны, но эта связь должна быть не только формальной, но и живой, питающей и веру людей, и их молитвенную жизнь. В православном понимании Церкви вера сохраняется не только через апостольское преемство епископата, но и всем народом Божиим; соборность Церкви выражается не только в Соборах – Вселенских и Поместных, но также и в их принятии и усвоении всем народом Божиим. Так и богослужение не есть дело одного лишь духовенства: оно творится и питается благочестием всего народа. В историческом бытии Церкви часто возникают опасности от нарушения соборного единства и соборного восприятия истин веры».

http://ruskline.ru/analitika/2010/11/16/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010