Моим молодым согражданам хотел бы напомнить библейские слова: «Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд. И удаляй печаль от сердца твоего, и уклоняй злое от тела твоего, и помни Создателя твоего в дни юности твоей» (Еккл. 11, 9; 12, 1). — Ваше Святейшество! В светской прессе публикуется крайне мало материалов о вашей личной жизни. Наши читатели очень хотели бы узнать о Вашем режиме дня, Ваших увлечениях. Часто ли в повседневной жизни Вы обращаетесь за помощью и заступничеством к Вашему небесному покровителю — святителю Алексию? Удается ли Вам следить за событиями культурной жизни? Какой вид искусства Вам наиболее близок? Каких животных Вы любите и содержите? — День для меня начинается в половине восьмого. Он всегда насыщен различными событиями. Преимущественно это богослужения, встречи с людьми, работа с документами. Рабочий график, как говорится, расписан по минутам. Нередко беру в Переделкино, где я живу, «домашнее задание» — бумаги, которые не удалось рассмотреть в течение дня. Отхожу ко сну не ранее часа ночи. Стараюсь постоянно совершать богослужения, в чем нахожу великую поддержку своим силам. Люблю служить в Богоявленском кафедральном соборе, в котором почивают мощи моего небесного покровителя — святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси. В дни великих праздников Патриаршие богослужения обычно совершаются в соборном Храме Христа Спасителя. Но еще чаще приходится совершать богослужения в других храмах и обителях, особенно в соборах Кремля, Троице-Сергиевой Лавре, приходах Москвы. Удается ли мне следить за событиями культурной жизни? Из-за загруженности на это практически не остается времени. Сейчас восстанавливается множество храмов, так что определенные познания в области архитектуры, по сути, необходимы. Когда удается, перечитываю духовную литературу, из светских авторов предпочитаю Чехова, Тургенева, Лескова. Слушаю классическую музыку. Люблю в редкие часы досуга собирать грибы, общаться с «братьями меньшими». В резиденции есть подсобное хозяйство, где мы держим коров, коз. А дома живут собаки, кошки, птицы.

http://patriarchia.ru/db/text/31194.html

Пораженная этим пророческим ведением, самарянка обращается теперь к Нему как к пророку и просит у Него разрешения религиозных вопросов. Она просит Его разрешить спор между иудеями и самарянами: чье богослужение правильнее, иерусалимское или самарянское, совершаемое на горе Гаризин, на которой был построен с позволения Александра Македонского храм, разрушенный впоследствии Гирканом. Господь Иисус в Своем ответе различает прежнее и настоящее время. До сих пор правы были иудеи, и если на их стороне было то преимущество, что среди них, а не в другой стране было средоточие истинного богослужения — Иерусалим, то это потому, что спасение должно выйти от иудеев, что обетования и пророчества даны им, что они одни — хранители этих обетований и пророчеств, следственно, они одни знают, кому кланяются, то есть они одни обладают истиной, кланяясь Богу, как Он Сам научил, посредством пророчеств и обетований. Самаряне знают одно только Пятикнижие Моисеево, но не признают дальнейших откровений Божиих, бывших после Моисея, и потому они сами не знают, кому кланяются, если не хотят знать того, что Бог благословил открывать о Себе после Моисея.    Итак, самарянское богослужение, средоточие которого было на горе Гаризин, неправо: самарянам не следовало отделяться от иудеев в богослужении, не следовало устроять новое средоточие богослужения; не имея религиозного общения с иудеями, они не имели истинной религии. Так было доселе. Но вот «настало время, когда ни на горе сей и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу,.. когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть Дух; и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине».    Таким образом, прежнему иудейскому и самарянскому богослужению Христос противополагает служение новое. Не только неправильное самарянское, но и правильное и законное иерусалимское богослужение должно теперь уступить место богослужению новому — в духе и истине. Иерусалимское богослужение не исключало, правда, духовного поклонения Богу: с внешними жертвами истинные поклонники приносили Ему в жертву «дух сокрушенный» (Пс.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

При обилии духовных дарований в апостольской церкви и широком применении их за богослужением, последнее тогда не могло не отличаться от нашего значительной свободой и разнообразием. Содержание богослужения обусловливалось тем, кто из харисматических лиц, участвовавших в нем, и какие откровения или какое вдохновение получал за богослужением. Но так как отличительным свойством христианского вдохновения является то, что и духи пророческие послушны пророкам, т. е. сохранение при вдохновении полного сознания и самообладания, то и такая свобода и разнообразие тогдашнего богослужения допускала некоторое ограничение чрез правильный порядок и чин, путем свободного подчинения каковым она только выигрывала в своем величии и красоте. Так уже в этот энтузиастический период христианства положено начало строго определенному чину богослужения. Весь указанный отдел 1 послания к Коринфянам имеет целью именно ввести более порядка в богослужебные собрания и в частности определить порядок употребления за богослужением духовных дарований. Ап. Павел хочет, чтобы пророческие откровения, как дающие назидание не только сердцу, но и уму, преобладали за богослужением над языкоговорением, уступающим пророчеству по своей неопределенности и субъективности: ревнуйте о дарах духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать [ 142 ], — другими словами апостол хочет, чтобы дидактический элемент в богослужении преобладал над лирическим [ 143 ]; — чтобы не было переполнения богослужебного материала однородным содержанием: и если кто говорит на (незнакомом) языке, (говорите) двое или много трое, и то порознь, а один изъясняй; … и пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть рассуждают [ 144 ], чтобы не было одновременного говорения [ 145 ] нескольких лиц ( и то порознь требование не очень настойчивое). Во всех этих требованиях апостол ссылается на то, что так бывает во всех церквах у святых [ 146 ]. Следовательно, по разным церквам начинал уже устанавливаться более или менее одинаковый порядок богослужения. Оно происходило благообразно (εσχμων, изящно, эстетически) и чинно (κατ τξιν, в стройном порядке) [ 147 ]: первое зависело от второго.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

При обилии духовных дарований в апостольской церкви и широком применении их за богослужением, последнее тогда не могло не отличаться от нашего значительной свободой и разнообразием. Содержание богослужения обусловливалось тем, кто из харисматических лиц, участвовавших в нем, и какие откровения или какое вдохновение получал за богослужением. Но так как отличительным свойством христианского вдохновения является то, что «и духи пророческие послушны пророкам», т.е. сохранение при вдохновении полного сознания и самообладания, то и такая свобода и разнообразие тогдашнего богослужения допускала некоторое ограничение чрез правильный порядок и чин, путем свободного подчинения каковым она только выигрывала в своем величии и красоте. Так уже в этот «энтузиастический» период христианства положено начало строго определенному чину богослужения .Весь указанный отдел 1 послания к Коринфянам имеет целью именно ввести более порядка в богослужебные собрания и в частности определить порядок употребления за богослужением духовных дарований. Ап. Павел хочет, чтобы пророческие откровения, как дающие назидание не только сердцу, но и уму, преобладали за богослужением над языкоговорением, уступающим пророчеству по своей неопределенности и субъективности: «ревнуйте о дарах духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать» 223 , – другими словами апостол хочет, чтобы дидактический элемент в богослужении преобладал над лирическим 224 ; – чтобы не было переполнения богослужебного материала однородным содержанием: «и если кто говорит на (незнакомом) языке, (говорите) двое или много трое, и то порознь, а один изъясняй; и пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть рассуждают» 225 , чтобы не было одновременного говорения 226 нескольких лиц («и то порознь» требование не очень настойчивое). Во всех этих требованиях апостол ссылается на то, что «так бывает во всех церквах у святых» 227 . Следовательно, по разным церквам начинал уже устанавливаться более или менее одинаковый порядок богослужения. Оно происходило благообразно ( εσχμων, изящно, эстетически) и чинно ( κατà τξιν, в стройном порядке 228 : первое зависело от второго.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Так, например, Иуда Маккавей, «сделав сбор по числу мужей до двух тысяч драхм серебра, послал в Иерусалим, чтобы принесть в жертву за грех» ( 2Мак.12:43 ). Иисус Христос исцеленному Им прокаженному повелевает «пойти показаться священнику и принести жертву за очищение свое, как повелел Моисей» ( Лк.5:14 ; срв. Мф.8:4 ) 52 . Точно также и Иосиф и Пресв. Дева Мария исполняли обряды, полагающееся при очищении жены родительницы: «когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его (младенца Иисуса) в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем (срв. Исх.13:2 ), ... и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы, или двух птенцов голубиных» ( Лк.2:22–24 ) . К храму приходили для отправления вообще всяких жертвоприношений иудеи и из иных, кроме Иудеи, мест, иногда и отдаленных; приходили сюда, например, и Галилеяне, «которых кровь Пилат смешал с жертвами их» ( Лк.13:1 ); некий вавилонский иудей «служил оплотом ... иудеям, приходящим из Вавилона в Иерусалим для жертвоприношений» (Древн. XYII, 2:2). Считали своим долгом посещать храм и прозелиты, как например, «приезжал в Иерусалим для поклонения» и евнух эфиопский, вельможа царицы Кандакии ( Деян.8:27 ); путешествовали в Иерусалим также и Вереника, сестра Агриппы «для исполнения обетов Богу» (Boйh.II, 15:1); и вообще, приходили сюда для поклонения и «иноплеменники из чужих стран» (Boйh.V, 5:2). Все эти поклонения храму и его святыням сопровождались, конечно, жертвоприношениями. Таким образом, Иерусалимский храм после плена Вавилонского явился уже действительно единым законным местом богослужения иудейского народа. Окидывая общим взглядом весь рассмотренный с точки зрения вопроса о месте еврейского богослужения период времени от построения храма в Иерусалиме при Соломоне до самого последнего времени исторического существования иерусалимского храма, мы находим, что в этот период еврейской истории в жизнь еврейского народа постепенно входит и развивается вплоть до полного утверждения в сознании и деятельности иудейского народа идея единства законного места богослужения, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

Таким образом, распределение церковного года у швейцарских старокатоликов (или христиано-католиков) за весьма незначительными исключениями то же самое, что и старокатоликов германских: у тех и других оно сделано применительно к римско-католическому церковному году, но количество празднеств значительно сокращено, особенно празднеств, получивших начало в средние века, за исключением праздника Тела Христова (смотр. выше), который удержан обеими отраслями старокатоликов. 2) Составные части христиано-католического богослужения Дневное богослужение швейцарских католиков состоит из трёх частей: утреннего молитвословия (Morgengebet), литургии-мессы (Messliturgie) и вечернего богослужения (Abendgebet – Vesper). Мы уже видели, что утреннее и вечернее богослужение немецких старокатоликов представляет сокращение римско-католического. У старокатоликов швейцарских это сокращение ещё более ощутительно, так что делает почти неузнаваемым тот первообраз, из которого оно сделано. Утреннее богослужение начинается возгласом: Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Священник: Господи, отверзи наши уста! ( Пс.50:17 ). Община: И уста наши возвестят хвалу Твою. Свящ. Господи, помоги нам молиться! Общ. Помоги нам восхвалить и прославить святое имя Твоё. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу от всех людей во все времена. Аминь! Свящ. Так говорит Бог… (читает текст 10 заповедей Закона Божия. По окончании каждой заповеди) Общ. (отвечает): Помилуй нас, Господи, и помоги нам исполнять заповеди твои! Свящ. Учитель Закона спросил Иисуса и сказал ему: Учитель, какая наибольшая заповедь в Законе? Иисус сказал ему: Возлюби Господа Бога твоего от всего сердца твоего, от всей души твоей и от всего помышления твоего. Это есть большая и главнейшая заповедь в законе. Вторая – подобная ей: Возлюби ближнего твоего, как самого себя. На сих двух заповедях держится весь закон и пророки. Общ. Мы просим Тебя, Господи, помилуй нас, и напиши все заповеди Твои на сердцах наших. Свящ. Господи, услышь молитву нашу. Общ. И да взойдёт к Тебе вопль наш.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/star...

Такое представление о храме иерусалимском пророки, конечно, старались внушать и сознанию своих современников, и еврейская история говорит нам, что проповедь пророков в этом отношении не всегда была «гласом вопиющего в пустыне», что идея централизации еврейского богослужения при иерусалимском храме получала и реальное осуществление в жизни еврейского народа. Мы находим, что некоторые иудейские цари предпринимают борьбу с «высотами», местами богослужения вне иерусалимского храма, в целях побудить еврейский народ обращаться для совершения богослужения только лишь в Иерусалимский храм. Таковы попытки царей Асы ( 2Пар.14 ; 2Пар.15 ) и Иосафата ( 2Пар.17 ), попытки, правда, не доведенные до конца и, потому, не увенчавшиеся полным успехом. Более плодотворной в этом отношении была деятельность Езекии: он «отменил высоты и жертвенники», на которых евреи приносили жертвы Богу, «и сказал Иуде и Иерусалиму: пред сим только жертвенником поклоняйтесь в Иерусалиме» ( 4Цар.18:22 ; 2Пар.32:12 ; Ис.36:7 ). Еще более энергичной и решительной была деятельности Иосии. Он не ограничился одним иудейским царством, а простер свою деятельность и на евреев, живших на территории бывшего израильского царства, «в городах Манассии и Ефрема и Симеона, даже до колена Нефеалимова» ( 2Пар.34:6 в); везде он уничтожил высоты и разбил жертвенники. Эти действия царей не оставались безрезультатными по своему влиянию на народ еврейский и более или менее достигали своей цели. Уже при Иосафате вовремя, например, нашествия неприятелей «все иудеи с малыми детьми своими, женами и сыновьями своими» ( 2Пар.20:13 ) собрались ко храму и умоляли Господа об избавлении от врагов, вспоминая слова Соломона о храме, как месте всенародных, общественных молений евреев ( 2Пар.20:8–9 ; срв. 3Цар.8:33–34 ; 2Пар.6:24–25 ). По избавлении от этого нашествия, они опять к храму же пришли благодарить Бога ( 2Пар.20:28 ). При Езекии, во время празднования Пасхи в Иерусалиме, евреи так воодушевились ревностью к закону, что, по окончании праздника, «разрушили высоты и жертвенники во всей иудее и в земле Вениаминовой, Ефремовой и Манассииной, до конца» ( 2Пар.31: 1 ), и затем, совершили узаконенные приношения в храм ( 2Пар.31:5–7 ). Путешествия жителей городов иудейских в Иерусалим, в дом Господень на поклонение Богу происходили и во времена пророка Иеремии ( Иер.26:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

Что касается проповеди, то в апостольском богослужении соответственно потребностям того времени и по неразвитости других элементов богослужения она занимала особенно широкое место; в даваемой Деяниями картине богослужения «учение» поставлено на первом месте; ап. Иакову приходилось уже бороться с словоохотливыми проповедниками [ 36 ]; ап. Павел учительство считает важнейшею обязанностью епископа и пресвитера [ 37 ]. Развитие апостольского богослужения Еще менее можно сказать на основании новозаветных писаний о том, в каком порядке следовали на тогдашнем богослужении эти части его. Возможно, что, по крайней мере, на первых порах и в Иерусалимской Церкви, у иудео-христиан богослужение имело близкий к синагогальному чин. Ап. Иаков не только называет место христианского богослужения «синагогой», но указывает на некоторые порядки в нем, свойственные исключительно последней: если в собрание (ες τν συναγωγν, слав. сонмище) ваше войдет человек с золотым перстнем, в богатой одежде, войдет же и бедный в скудной одежде, и вы, смотря на одетого в богатую одежду, скажете ему: тебе хорошо сесть здесь, а бедному скажете: ты стань там или садись здесь, у ног моих, — то не пересуживаете ли вы в себе? [ 38 ]. Здесь обычная картина синагоги, уставленной скамьями, с креслами впереди для почетных посетителей и с распределением молящихся по правовому положению в обществе [ 39 ]. Даже ап. Павел молитву называет синагогальным термином благословение [ 40 ]. Но если на первых порах жизни церкви и особенно в иудео-христианской иерусалимской общине богослужение вообще могло напоминать собою храмовое и синагогальное, то с течением времени и в церквах языко-христианских, а особенно после гонений на церковь со стороны иудеев и рассеяния апостолов из Иерусалима, эта близость не могла не уменьшаться. Характерно, что ап. Павел богослужебные собрания называет уже не συναγωγ, а κκλησα, церковь [ 41 ]. Вообще, новозаветные писания после Деяний и особенно Павловы послания ясно дают заметить, что апостольское богослужение после означенных событий вошло во вторую стадию своего развития сравнительно с той, на какой его представляют Деяния и отчасти посл. ап. Иакова. Богослужение по 1 Кор

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

15. БЕСЕДА ПЯТНАДЦАТАЯ " И первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное: ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется " святое " . За второю же завесою была скиния, называемая " Святое-святых " , имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета, а над ним херувимы славы, осеняющие очистилище; о чем не нужно теперь говорит подробно " (Евр. 9:1-5).   1. Доказав со стороны священника, священства и завета, что (ветхий завет) должен был окончиться, (апостол) теперь доказывает то же со стороны самого устройства скинии. Каким образом? Когда говорит о святом и святом святых. Святое есть образ прежнего времени, потому что там все соверши­лось с жертвоприношениями; а святое святых есть образ настоящего. Словом - святое святых (апостол) означает и небо, и завесу неба, и плоть (Христову), входящую внутрь завесы: " открыл нам " , - говорит, - " через завесу, то есть плоть Свою " (Евр. 10:20). Впрочем нужно объяснить это место с самого начала. Что же он говорит? Кто " первый " ? Завет. " Имел постановление о Богослужении " . Что значит: " постановление о Богослужении " ? Знаки или постановления; как бы так говорит: тогда он имел их, а теперь не имеет, - и этим уже выражает, что (ветхий завет) отменён: " имел " , говорит, так что теперь он, хотя бы и оставался, уже не имеет (силы). Святое же людское ( " Святилище земное " ). Людским называет его по­тому, что всем дозволялось входить в него; в одном и том же здании назначено было место, где стояли священники, где иудеи, прозелиты, назореи. Так как оно было доступно и язычникам, то и называет его людским ( κ οσμι κ ν, мирским); иудеи же не были мирскими. " Скиния первая " , - говорит, - " в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов " . Это - мирские знаки. " За второю же завесою " , - следовательно, не одна была завеса, но была завеса и вне (святаго), - " была скиния, называемая " Святое-святых " .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

1Пар.26:11 .  второй Хелкия, третий Тевалия, четвертый Захария; всех сыновей и братьев у Хосы было тринадцать. Привратники из рода Мерари, числом тринадцать. Имя одного из них – Хозы упоминается вместе с именем Овед-Едома в ( 1Пар.16:38 ). С 80 привратниками из линии Каафа 13 привратников из поколения Мерари дают 93 привратника. 1Пар.26:13 .  И бросили они жребии, как малый, так и большой, по своим семействам, на каждые ворота. Как видно из дальнейших стихов, храмовых ворот было сообразно с четырьмя странами света – четыре. 1Пар.26:15 .  Овед-Едому на юг, а сыновьям его при кладовых. Кладовые, назначаемые для хранения сосудов, сокровищ и т.п., находились вблизи южных ворот и имели согласно ( 1Пар.26:17 ) два охраняемых входа. 1Пар.26:16 .  Шупиму и Хосе на запад, у ворот Шаллехет, где дорога поднимается и где стража против стражи. Ворота Шаллехет лежали при той дороге, которая вела из нижней части Иерусалима к находящемуся на возвышенности храму. 1Пар.26:17 .  К востоку по шести левитов, к северу по четыре, к югу по четыре, а у кладовых по два. 1Пар.26:18 .  К западу у притвора на дороге по четыре, а у самого притвора по два. Сообразно с ( 1Пар.26:14 ) десять привратников, шесть к востоку и четыре к северу, выставляли дом Мешелемии; на долю дома Овед-Едома приходилось восемь – четыре к югу и четыре у кладовых ( 1Пар.26:15 ), и Хозы шесть – четыре к западу и два у притвора. Вся храмовая стража состояла, таким образом, из 24 человек. 1Пар.26:20 .  Левиты же, братья их, смотрели за сокровищами дома Божия и за сокровищницами посвященных вещей. Более точные указания, кто из левитов смотрел за «сокровищами дома Божия», т.е. за всеми нужными для богослужения предметами, и кто за «сокровищами посвященных вещей», т.е. посвященными Богу драгоценностями, находятся в следующих стихах. Именно, за первыми наблюдали Зефам и Иоиль – главы принадлежащего к линии Гирсона дома Лаедана ( 1Пар.26:21–22 ; ср. 1Пар.23:8 ), а за вторыми – потомок Моисея от второго его сына Елиезера – Шеломиф вместе со своими братьями ( 1Пар.26:26 ; ср. 1Пар.23:15 ). Начальником той и другой группы смотрителей был Шевуил, внук Моисея ( 1Пар.26:24 ; ср. 1Пар.23:16 ). Как видно из сравнения данных стихов, с ( 1Пар.23:7 и д., 1Пар.24:20 и д.), для хранения принадлежностей богослужения и посвященных храму драгоценностей назначаются те левиты, которым были вверены «дела дома Господня». И это вполне понятно: по ( 1Пар.24:20 и д.), некоторые из них были помощниками священников при совершении богослужения, и потому всего естественнее было предоставить им надзор за сосудами и т.п.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010