Богослужебный устав Православной Церкви: Опыт изъяснительного изложения порядка богослужения Православной Церкви Источник Содержание Предварительные сведения об изменяемых богослужебных молитвословиях и о книгах, содержащих эти молитвословия Часть I. О богослужении в период времени пения Октоиха Отдел I. О богослужении недельных, или воскресных, дней Глава I. О богослужении воскресных дней, если не случится никакого праздника Глава 5. О богослужении воскресных дней, если случится богородичный двунадесятый праздник Глава 6. О богослужении воскресных, а равно седмичных и субботних дней, если случится господский двунадесятый праздник Главы 7 и 8. О богослужении воскресных дней, если случится одно предпразднство или попразднство господского или богородичного праздника, или же будет еще какое-нибудь торжество. Глава 9. О богослужении воскресных дней, если случится отдание господского или богородичного праздника Отдел II. О богослужении седмичных дней периода времени пения Октоиха Глава 11. О богослужении седмичных дней при двух святых, не имеющих в Типиконе праздничного знак Глава 12. О богослужении седмичных дней при святом, поемом на 6, именуемом шестеричным и отмеченном в Типиконе знаком черными чернилами Глава 13. О богослужении седмичных дней при святом, имеющем славословие и отмеченном в Типиконе знаком красными чернилами Главы 14 и 15. О богослужении седмичных дней, если случится святой, имеющий полиелей и отмеченный в Типиконе знаком , один или с предпразднством либо попразднством господского или богородичного праздника Глава 16. О богослужении седмичных дней, если случится святой, имущий бдение и отмеченный в Типиконе знаком Глава 17. О богослужении седмичных дней, если случится великий праздник святого, отмеченного в Типиконе знаком Глава 18. О богослужении седмичных, а равно и субботних дней, если случится богородичный дванадесятый праздник Глава 19. О богослужении седмичных, а равно и субботних дней, если случится отдание господского или богородичного праздника Глава 20.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Н.К. Смирнов Первый период. Век Спасителя и апостолов. Установление новозаветного богослужения «Грядет час, егда… истинные поклонницы поклонятся Отцу духом и истинною», сказал Иисус Христос . Этими словами Спаситель показывал внутренний характер истинного богослужения, которое должно вытекать из сердца, исполненного благоговения и молитвенного настроения. Но Господь наш отнюдь не отвергал важности и необходимости еще внешнего богослужения, напротив, освятил его собственным примером и даже преподал положительные правила относительно этого предмета. Так из священного писания видно, что Иисус Христос проводил ночи в молитве, молился с обращенными к небу глазами, преклоняя колена, опуская на землю главу и падая ниц. Побуждал к молитве других. Требовал общей и усиленной молитвы, во имя Его. Преподавал благословение, возлагая руки на благословляемых. Для усвоения спасительных плодов искупления и для сообщения божественных даров Иисус Христос установил таинства, в особенности таинство св. евхаристии. Приступая к совершению этого таинства, И. Христос предварительно умывает ноги ученикам и объясняет значение этого символического действия. Потом в трогательной речи вводит учеников в глубочайшую тайну христианской веры. За этим следует совершение самого таинства, состоявшее в благословении, преломлении и раздаянии тела и крови Христовой. После причащения· апостолов Спаситель возносит молитву за них и за всю будущую церковь . – Для продолжения своего дела – устройства царства Божия на земле И. Христос установил священство, вверив апостолам и их преемникам совершение богослужения и преподавание спасительных тайн верующим 2 . Составные части богослужения при апостолах По вознесении Господа, св. апостолы, заправляя всей жизнью христианского общества, стараются установить определенный порядок и в деле богослужения, чтобы все совершалось в нем благообразно и по чину. Составными частями богослужения при апостолах являются: молитва , чтение слова Божия, пение, совершение таинств и особенно евхаристии.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Богослужение и богословие В жизни Православной Церкви богослужение занимает столь важное место, что в представлении многих инославных христиан Православие ассоциируется прежде всего именно с богослужебным культом, пением и иконами: В наше время миллионы людей духовно питаются православным богослужением, – пишет протопресвитер Иоанн Мейендорф . – Очень многие... на Западе... начинают понимать Православие именно через литургическую традицию не только христианского Востока, но и древнего христианского Запада. В православном богослужении они находят и связь с апостольской верой первых веков христианства, и опыт грядущего Царства Божия. Именно поэтому нам, православным, надо хранить богослужение не только как необходимую связь с прошлым, но и как живое свидетельство о вере. Это требует как хорошего знания его истории, так и богословского духовного опыта того, что составляет ядро именно церковной молитвы, в которой прошлое, настояшее и будущее объединяются в жизни Тела Христова. По своему составу, продолжительности и богословской насыщенности православное богослужение заметно отличается от богослужения в инославных христианских общинах, будь то протестантских или католических. Даже внешние различия бросаются в глаза. Современное протестантское богослужение, например, представляет собой, как правило, серию разрозненных, не связанных между собою молитвенных действий: сначала священнослужитель произносит слова благословения, далее все открывают книгу на определенной странице и исполняют то или иное песнопение, затем, после паузы, священник произносит проповедь , потом читается молитва, играет орган. Прихожане в основном сидят, лишь иногда встают, чтобы снова сесть. Богослужение может сопровождаться разъяснениями священнослужителя – в какой книге и на какой странице находится то или иное песнопение, следует ли его исполнять стоя или сидя. Все богослужение длится минут тридцать-сорок. В некоторых протестантских общинах за богослужением используется рок-музыка. После литургической реформы II Ватиканского Собора богослужение во многих католических храмах не слишком отличается от протестантского: то же отсутствие целостности, то же чередование отдельных, не связанных между собою молитв и песнопений.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Разделы портала «Азбука веры» ( 4  голоса:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 4. Из чего состоит Богослужение Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи! Итак, мы с вами обсуждаем вопрос о том, КАК УСТРОИТЬ СВОЕ ДОМАШНЕЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ В ВИДУ ОТСУТСТВИЯ ВОЗМОЖНОСТИ ПОСЕЩАТЬ ХРАМ ? Сегодня мы рассмотрим вопрос о том, что из себя представляет богослужение . Вы скажете, как из чего? – ИЗ МОЛИТВЫ! И… будете не правы. Богослужение состоит как минимум из четырех дел: Вспомните, об этом я говорил в своем обращении к вам (1 апреля). И это была НЕ ШУТКА! Вообще традиция обманывать 1 апреля, скорее всего, восходит к времени Христова воскресения , которое и случилось в начале апреля! И вот когда жены шли с благовестием о воскресении Господа к Апостолам , а некоторые из стражи (охранявшие гроб Христов) объявили первосвященникам о всем бывшем, т.е. что произошло землетрясение, что камень отвалился сам собою, что в гробе Христа не оказалось. А они, не вразумившись ни чудесами, бывшими во время страдания, ни тем, что по свидетельству воинов случилось при гробе, дали воинам довольно денег и велели всем рассказывать, что ученики Христа, пришедши ночью, украли Его, когда мы спали. Они, взяв деньги, поступили, как научены были; И ПРОНЕСЛОСЬ СЛОВО СИЕ , Т.Е. ОБМАН, МЕЖДУ ИУДЕЯМИ ДО СЕГО ДНЯ . И буквально до сего дня, именно 1 апреля во многих европейских (т.е. христианских) странах принято никому не верить! А почему, никто толком сказать не может! Так вот 1 апреля я говорил, что богослужение монахов состояло в изучении заповедей Божиих и размышлениях над ними, молениях к Богу и псалмопении. Все это и содержится в богослужебных текстах. Чтобы полноценно совершать богослужение обязательно нужно разобраться в особенностях каждого его текста: где излагается св. Писание или сочинение псалмопевца, молитва или пересказ пережитого опыта, воспроизведение духовного ощущения или научение христианской истине? Тогда, во-первых, каждая часть службы заиграет своими красками. А во-вторых, богослужение перестанет для вас быть утомительным, и вы сможете совершать долгие богослужения (как монахи ), так как лучший отдых – это перемена занятий.

http://azbyka.ru/video/04-iz-chego-sosto...

Чувство нужды в богослужении; Богослужение греческое «Ты уже не молись более, – говорил дух-обольститель затворнику Никите, – а читай книги и таким образом будешь беседовать с Богом; будешь подавать полезное слово приходящим к тебе». Никита послушался и жестко был наказан за то. Сей опыт, о котором рассказывает благочестивый Симон, столько же оправдан быть может размышлением о свойствах человека, сколько учением слова Божия. И тот же рассказ, сохраненный памятию народа, составляя отзыв народа о себе, говорит потомкам, как предки берегли ту истину, что для души христианской мало знать веру, а надобно молиться, надобно служить Богу, что знание без дела мечтательность, и богослужение внутреннее не может не выражаться во внешнем, вместе с тем, как и само имеет нужду в нем. Отсель-то понятен восторг, в каком Святитель Иларион говорит к благов. Владимиру: «Востань от гроба твоего, честная главо! Посмотри на город, освященный и блистающий иконами святых, благоухающий фимиамом, оглашаемый хвалами святыми и божественными песнопениями». Россия, приняв веру из Греции, из Греции же приняла и внешнее Богослужение. Богослужение Греческой Церкви сохраняло во время Св. Владимира столько простоты и величия, что обряды его были прозрачною завесою, чрез которую просиявал дух Христианского Богослужения: это испытали на себе послы Владимира. Правда, Греческие Христиане с 8 века были уже не то, что Христиане времен Василия и Златоустого; внутреннее око у многих не так было светло; наружность для многих заменяла внутреннюю службу 1 . Но такое положение некоторых членов Церкви, точно такое, как и исступленная ненависть иконоборцев против священной внешности, потребовали только того, чтобы духовная опытность показала неопытным пределы наружному служению и ограничила последнее общедоступными, простыми формами духовного служения. И точно, к тому времени, как Россия принимала Христианство , существенные части Богослужения приняли в Греции определенный вид 2 . Греческое Богослужение и в этом виде своем не теряло характера духовного Христианского Богослужения, напротив было проникнуто им и в своем составе и в образе распространения. Тогда, как Рим всего более хлопотал о том, чтобы всему давать законы и уставы, налагал оковы и на свободное служение Богу, Богослужение Запада в средние времена до того было разнообразно, что всего чаще отзывалось своеволием. На востоке не писали соборных определений об образе служения Богу, не стесняли свободного созерцания решениями права, и, однако, на всем Востоке было одно Богослужение, и, без сомнения, от того, что свободное размышление само дознавало сообразность его с нуждами духа. Сей дух Востока более или менее принят был и Русскою Церковию первых времен. Храмы и их Святыня

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

     Казалось бы, вопрос, поставленный в заголовке статьи, является тривиальным, наподобие утверждения «переходите улицу на зеленый свет» или булгаковского — «Арбуз не нужно печь на мыле». Однако, увы, это далеко не так. К сожалению, некоторые наши единоверцы считают, что богослужение понимать незачем. Ведь в богослужении является Сам Бог. А если ты это понимаешь, то ты этим владеешь. А как можно владеть Владыкой всего? «То, что ты понимаешь, — не есть Бог», — сказал один из богословов. Ведь Бог непостижим. Соответственно, непостижимым должно быть и богослужение. Поэтому некоторые и не стремятся к пониманию, а упиваются пафосом неизреченности и непостижимости. Вспоминается старушка из рассказа Чехова, которая умилялась слову «дондеже», не понимая его значения. Для некоторых прихожан (и не только) понимание равно профанации. Но так ли это? В такой постановке проблемы чувствуется путаница между путем и его целью. Да, Бог непостижим, но путь к Нему должен быть понятным и определенным, если мы не хотим свалиться в яму ереси или прелести. Богослужение же еще не есть Сам Бог, иначе мы рискуем из символа сотворить идола. И самое главное: Бог непостижим только в Своей недоступной природе, но Он всецело явлен в Своих нетварных энергиях. Парадокс постижимости — непостижимости лежит в основе бытия Божия и, соответственно, нашего богопознания. Человек создан по образу Божию и сотворен разумным. Разум, по учению отцов Церкви, — одна из характеристик образа Божия. Поэтому всякая деятельность его призвана быть осмысленной, тем паче — высочайшая разновидность человеческой активности, именуемая богослужением. Высочайшей мы по праву ее именуем, поскольку распространяется она на только на этот, но и на грядущий век. И не случайно наша служба именуется «словесной», то есть разумной (λογικ — по гречески). Ведь в основе ее лежит Логос, Слово Божие. Земное православное богослужение составлено по образцу небесного, ангельского Там, в вечном Царстве Божием, многие земные вещи, такие, как знание или время, упразднятся (ср. 1 Кор. 13, 8; Откр. 10, 6). Богослужение же останется. Нынешнее, земное православное богослужение составлено по образцу небесного, ангельского, описание которого содержится, например, в Откровении Иоанна Богослова. Поэтому вникать в его смысл — значит вникать в жизнь будущего века. Соответственно, и пренебрежение его смыслом есть пренебрежение собственным будущим.

http://pravoslavie.ru/100288.html

Пётр Заведеев Добавление 4 . Литургика Часть первая Понятие о науке и ее задаче. Литургика есть наука о Богослужении вообще, как деле общественном, церковном, и о его формах. Задача православной Литургики состоит в том, чтобы представить Богослужение Православной Церкви в том виде и смысле, как его совершает и понимает сама Церковь . Разделение науки на общую и частную. Богослужение может быть рассматриваемо с двух сторон: как учреждение церковное и как собственно деятельность церковная, соответственно этому и Литургика делится на две части, которые по содержанию своему называются общею и частною. Понятие о Богослужении православном и его цели вообще. Христианское Богослужение есть совокупность священных действий и обрядов, или вообще внешняя деятельность, в которой и чрез которую, для спасения человека, достигается и осуществляется со стороны Бога освящение человека и усвоение ему совершенного Спасителем дела искупления и его благодатных плодов. Установление христианского Богослужения Иисусом Христом и апостолами. Истинное назначение и отличительный характер Богослужения христианского указаны Самим И. Христом в Его учении и заповеди о поклонении Богу духом и истиною. Совместно с учением и заповедью об истинном поклонении Богу Иисус Христос установил и определил и самое Богослужение, как внешнюю деятельность, частью Своим примером, частью положительными постановлениями и заповедями. Для усвоения искупления Он установил таинства, – и между ними особенно заповедует совершать евхаристию, раскрывши Своим ученикам истинный смысл и отношение ее к Его искупительной смерти. Для продолжения дела – устройства Церкви на земле, Иисус Христос установил священство в лице апостолов и только ему вверил власть и право совершать Богослужение. Верные примеру и заповедям И. Христа, Апостолы свободно и правильно раскрыли в Богослужении веру нового христианского общества. С этой стороны апостольское Богослужение представляет особенную важность: оно есть непосредственное выражение христианской веры, – и последующее христианское Богослужение, имея в нем свое начало, есть только продолжение и развитие его.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

Скачать epub pdf БОГОСЛУЖЕНИЕ ПРАЗДНИКА СВЯТОЙ ПАСХИ ОБЩИЕ ОСОБЕННОСТИ ПАСХАЛЬНОГО БОГОСЛУЖЕНИЯ Божественной славе Воскресшего Господа и величию светлого праздника Пасхи соответствует высокая торжественность, с которой совершается богослужение и в первый день Пасхи, и во всю Светлую седмицу. В соответствии с этим богослужение приобретает следующие особенности: В храме темные одежды сменяются светлыми. До начала Пасхального богослужения с вечера в храме читается Книга Деяний святых апостолов, содержащая непреложные свидетельства истины Воскресения Христова. Перед началом пасхальной заутрени храм по древнему обычаю наполняется фимиамом в знак изобилия благодати, полученной нами через Воскресение Христово (для этого в древности в храме поставлялись сосуды с горящим углем и благовонным фимиамом). В храме во время пасхального богослужения возжигаются все светильники и все находящиеся в храме стоят с зажженными свечами в знак полной радости. Со времен Апостольских Церковь совершает Пасхальное богослужение ночью. Подобно древнему Израилю, бодрствовавшему в ночь своего избавления от египетского рабства, и Новый Израиль бодрствует «в священную и предпразднственную спасительную ночь Светлого Воскресения Христова», ночь светозарную (полную света), провозвестницу светоносного дня нашего всех воскресения, духовного обновления и освобождения от рабства греху и диаволу. Священнослужители на Пасху и на вечерне в день Пасхи совершают богослужение в полном светлом облачении. Богослужение на Пасху и в продолжение Светлой седмицы совершается при открытых царских вратах в ознаменование того, что Воскресением Господа Иисуса Христа открыто всем Царствие Божие. Царские врата не закрываются даже во время причащения в алтаре священнослужителей, а также тогда, когда в храме нет службы. Священник на Пасху и в Светлую седмицу совершает начало утрени, Литургии и вечерни, все каждения – с Крестом и пасхальным трисвечником (или свечой) в левой руке и кадилом в правой. Диакон же совершает каждение со свечой (в левой руке).

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Часть 1-я Глава I-я. Общее понятие о Богослужении Православной церкви Христианское общественное Богослужение, как внешнее выражение христианских догматов, мыслей и расположений верующего ума и сердца, облегчает для нас посредством священных действий и обрядов подвиг стремления нашего к Богу, делает нас способными к принятию благодати Св. Духа, преподает эту благодать и, обращая её во благо души нашей, теснейшим образом соединяет нас с Богом. Эти разнообразные цели Православного христианского Богослужения сосредоточиваются в одной главной – в спасении нашем чрез пострадавшего за нас Сына Божия. Так говорить можно о христианском общественном Богослужении, а вообще общественное Богослужение есть Богопочтение или Богоугождение, выражаемое нами во внешних знаках, обрядах и священнодействиях по уставу церкви. Важность общественного Богослужения Общественное христианское Богослужение, действуя на чувства человеческие посредством символов и обрядов, служит самым могущественным средством к теснейшему взаимному соединению членов единой церкви. Оно, собирая их в одно святилище Божие или храм, внушает им чувства взаимной братской любви и поддерживает между ними согласие и порядок. Во времена патриархальные Богослужение скрепляло узы общества домашнего, – а во времена Моисея, времена подзаконные соединяло целый народ в одно тело, в одну церковь . По намерению же Иисуса Христа, нашего Спасителя чрез Богослужение все племена земные должны быть слиты в одно царствие Божие, 37 или, что тоже, из всех людей должно составиться одно таинственное тело, как сказал Апостол: едино тело есмы мнози: вси бо от единаго хлеба причащаемся. 38 Характер и свойство общественного Богослужения Православное общественное Богослужение, по самой естественной своей необходимости, имеет открытую, наружную сторону. Эту сторону его составляют обряды, к которым в обширнейшем смысле принадлежит все видимое, вещественное, что человек употребляет для выражения святой веры или благочестивого чувства. Поэтому общественное Богослужение вообще должно иметь символический характер, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Goloso...

1. Введение Источником литургической традиции Русской Церкви является К-польская Церковь , богослужение которой (см. Византийский обряд) было перенесено на русскую почву в X–XI вв. Помимо К-поля на русское богослужение оказали сильное влияние обычаи мон-рей св. горы Афон. Практика южнославянских Церквей – Болгарской и Сербской отразилась в русском богослужении в меньшей степени, совсем незначительным было латинское влияние. Постоянно изменяясь, пережив в ходе своего развития две крупные реформы, русское богослужение не только обогатилось прекрасными текстами и последованиями русского происхождения, но и сохранило многие сокровища литургического наследия Др. Церкви, забытые другими Церквами. Православное богослужение состоит из двух составляющих: вневременной – литургии и таинств и связанной со временем – служб суточного круга и сложной системы праздников годовых подвижного, неподвижного и седмичного кругов. В христианской Церкви после IV в. выработались два типа богослужения – кафедрально-приходское и монастырское. В IV–X вв. монастырское богослужение сильно отличалось от кафедрального составом служб суточного круга, но литургия в мон-рях совершалась так же, как и в приходских храмах. К Х в. в К-поль-ской Церкви в кафедральном богослужении использовался Устав Великой церкви (церкви Св. Софии в К-поле), а в монастырском – Студийский устав (устав к-польского Студийского мон-ря). Уставы почти не регламентировали чинопоследования литургии и таинств, записывавшиеся в Евхологиях. Основой Студийского устава был Часослов палестинской лавры прп. Саввы Освященного, являвшийся основой также устава самой лавры прп. Саввы – Иерусалимского (савва-итского). Кроме того, студийский устав использовал систему праздников Устава Великой цер-кви, причем скупая гимнография Устава Великой церкви дополнялась песнопениями студий-ских и палестинских авторов. Литургия и таинства в Студийском мон-ре совершались по кафе-дральному Евхологию церкви Св. Софии. Русская Церковь до XIV в. использовала Студийский устав и связанный с ним корпус богослужебных книг. Литургия и таинства до XIV в. совершались по чинопоследованиям к-польского Евхология X–XI вв.; в XIV–XV вв. эти чинопоследования сменились более поздней византийской редакцией XIII–XIV вв. В XV в. Русская Церковь перешла со Студийского устава на поздний вариант Иерусалимского устава – неосавваитский, выработанный на Афоне. Смена уставов прошла без потрясений в силу сходства Иерусалимского и Студийского уставов, имевших одну основу. В XV – сер. XVII в. литургическая традиция Русской Церкви постоянно обогащалась новыми текстами и последованиями, но существенных изменений не претерпела. Находившаяся в XV – сер. XVII в. в составе Литвы и Польши Западнорусская митрополия испытывала католическое влияние, отразившееся в богослужении и в западнорусских литурги-ческих книгах этого периода.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010