Повторение прошений этой ектеньи и даже расширение прошений (например, об учащих и учащихся, о служениях наших, о христианских семьях, об устроении нашей домашней молитвы, о воспитании детей в вере и чистоте, о Божием творении, о прекращении вражды и пр.) дает возможность откликнуться на то, о чем мы переживаем, принести это Богу. И это возможно и в домашней молитве. В богослужении Вечерни широко используются псалмы. Иногда поются избранные стихи из них, иногда псалмы читаются последовательно. По идее, в течение недели должна бы прочитываться вся Псалтирь, но в домашнем богослужении можно к этому подойти творчески: На Всенощном бдении, к примеру, поются избранные стихи из 1-го, 2-го и 3-го псалмов: Блажéн муж, иже не иде на совéт нечестивых. Яко весть Господь путь прáведных, и путь нечестивых погибнет. Рабóтайте Гóсподеви со стрáхом и рáдуйтеся Ему с трéпетом. Блажéни вси надéющиися Нань. Воскресни, Господи, спаси мя, Боже мой. Госпóдне есть спасéние, и на людех Твоих благословéние Твóе .. Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых. Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет. Служите Господу со страхом и радуйтесь пред Ним с трепетом. Блаженны все уповающие на Него. Восстань, Господи, спаси меня, Боже мой. От Господа — спасение. Над народом Твоим благословение Твое (Пс 1:1, 6; 2:11-12; 3:8-9). Псалмопевец противопоставляет два пути: праведников — путь жизни, ведущий к ее источнику, Богу, и нечестивых — путь греха, ведущий к смерти. Человек призван к праведности, к исполнению воли Божией и борьбе с грехом. Тогда он будет счастлив и обретет полноту жизни в Боге. Тема покаяния продолжается пением вечерних стихов «Господи, воззвах…» (140-й, 141-й, 129-й и 116-й псалмы) со стихирами, посвященными Господу, Богородице и святым. В богослужении используются и отдельные гимны, сочиненные песнописцами, например, «Свете Тихий»: Свете Тихий святыя славы Безсмертнаго, Отца Небеснаго, Святаго, Блаженнаго, Иисусе Христе: пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний, поем Отца, Сына и Святаго Духа, Бога. Достоин еси во вся времена петь быти гласы преподобными, Сыне Божий живот даяй: тем же мир Тя славит.

http://blog.predanie.ru/article/pogovori...

Под прекращением жертвы, может быть, разумеются и самые замыслы антихриста совершенно прекратить принесение её и постоянные усилия его достигнуть этой цели, а также и результаты этих замыслов и усилий. Антихрист, сказано в книге же Даниила, даже возмечтает отменить у святых праздничные времена и закон (7:25). Но хотя святые будут преданы в руку его до времени и времён и полу времени, однако слово „возмечтает” показывает, что он не успеет вполне осуществить своих разрушительных замыслов. Действительно, воссядут судьи и отнимут у него власть губить и истреблять до конца (7:26). Ему не удастся уничтожить все религии, всех людей отторгнуть от Бога и сделать своими последователями и совершенно искоренить совершение евхаристии. Поклонятся ему только погибающие, не написанные в книге жизни. Прочие останутся верны Богу и Христу, будут служить Им, будут приносить и вкушать бескровную жертву. По мере того, как царство антихриста будет расширяться, – не сразу и не без сопротивления подчинятся ему все народы и племена, – число избранных будет сокращаться, потому что антихрист и его приверженцы будут убивать всякого, не поклоняющегося образу зверя ( Откр. 13:15 ); и к концу царствования его, не поклонившихся ему, останется так мало, что Сын человеческий, пришедши, найдёт ли веру на земле ( Лк. 18:8 )? Но всё-таки немногие избранные останутся ( Мф. 24:22 ). Как в начале христианства, верующие во Христа укрывались от преследования язычников в катакомбах, где и совершали Богослужение и приносили бескровную жертву: так и перед кончиной мира избранные Божии, скрываясь от гонения антихристова в тайных и неприступных местах, будут день и ночь молить Бога об избавлении от врага ( Лк. 18:7 ) и укреплять себя вкушением Тела и Крови Христовых ( Откр. 12:14 ). Ожидая ежечасно смерти, они будут причащаться возможно чаще. И Бог подаст им защиту вскоре ( Лк. 18:8 ): силой их пламенных молитв и ради их избавления от антихриста и сократятся дни этого врага их, дни великой скорби ( Мф. 24:22 ; Лк. 18:7, 8 ). Таким образом, изречения о прекращении жертвы в последнюю полседьмицу мира означают то, что антихрист возмечтает совершенно искоренить евхаристическую жертву, как и всякое Богослужение, что во всё время своего царствования он будет употреблять все средства для достижения этой цели, и что он почти достигнет её: явное, общественное и торжественное принесение прекратится. А к концу его царствования и тайно совершать Евхаристию и Богослужение будут весьма немногие и притом с препятствиями и опасностями. Мерзость запустения, стоящая на святом месте, и седьмины Данииловы

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

При молитве домашней или при общественном богослужении для успеха молитвы и благоугодности ее Богу требуется: во-первых, чтобы человек молящийся веровал в присутствие Божие, в близость Божию к нему, в чем уверяет его слово Божие: где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них [ Мф.18:20 ], и се, Я с вами во все дни до скончания века [ Мф.28:20 ]; во-вторых, чтобы помнил Его бесконечную благость и на нее надеялся: если вы, будучи злы, говорит Спаситель, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него [ Мф.7:11 ], всемогущество: не изнеможет у Бога всяк глагол [ Лк.1:37 ], и в-третьих, чтобы сам молящийся имел отвращение ко греху и любовь к добру, а о святых Божиих думал, что они в Боге все и всегда близки к нам и желают нам всякого блага и могут даровать просимое нам по благодати Божией. Богослужение есть словесная жертва человека, существа словесного, Богу Создателю своему, славимому в Трех Лицах Божеству, жертва, приятнейшая Богу более всех других жертв (особенно вещественных), особенно если они приносятся от чистого сердца. 2 августа. Благодарю Господа за непреткновенное служение утрени, литургии и вечерни, за избавление меня от скорби и тесноты в начале литургии, за животворное причащение пречистых Таин, за избавление от лукавых и нечистых помыслов во время литургии оглашенных. Благодарение за добродушный прием меня у директора гимназии и за благую весть о законоучительстве в женской гимназии. Благослови и помоги мне, Господи! Да будет имя Твое благословенно! Богослужение есть взаимослужение Бога человекам и человеков Богу, или сердечный, благодарный, благоговейный отклик человека на любовь, правду, силу и благопромыслительность Божию относительно людей, явленные в сотворении видимого мира для человека как царя тварей, и сладкое собеседование с Богом, славословие Его и прошение о своих нуждах, и, поскольку Бог совершает в нас посредством известных обрядов и священных действий животворные силы Свои в нас, богослужение есть и священнодействие Божественных Таин веры, соединенное с обрядами священными.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Проповедник всегда должен помнить наставление ап. Павла: я желаю, чтобы.... уверовавшие в Бога старались быть прилежными к добрым делам: это хорошо и полезно человекам. Глупых же состязаний, и родословий, и торов, и распрей о законе удаляйся, ибо они бесполезны и суетны (Тит. ПИ, 8. 9); от состязаний и словопрений происходят зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения, пустые споры между людьми поврежденного ума ( 1Tuм. VI, 4. 5 ); цель увещания есть любовь от чистого сердца, и доброй совести, и нелицемерной веры·, от чего отступив, некоторые уклонились в пустословие (I, 5. 6).... 44 § VIII Священное Писание должно быть излагаемо в проповеди, как это легко подъять и как это будет разъяснено ниже, применительно к состоянию слушателей, в связи с интересами и обстоятельствами их жизни. Состояние слушателей может быть чрезвычайно разнообразно и обстоятельства их жизни – весьма многоразличны; однако некоторые стороны и формы жизни христианского общества, в связи с которыми должна стоять проповедь, могут быть указаны определенно. Такова церковность, или церковная форма жизни. Христианское богослужение обнимает и всю жизнь христиан, и всю христианскую веру. Церковь освящает молитвой каждый шаг нашей частной и общественной жизни; она посвящает каждый день года и даже часы дня священно-историческим воспоминаниям, в которых так или иначе выражаются истины веры; церковное богослужение всецело проникнуто исторически-символическим смыслом и наглядно воспроизводит пред зрителем в священнодействиях и священных изображениях историю христианской веры, раскрывает ему в песнопениях и молитвословиях, символах и обрядах тайны веры, действует искусством – архитектурой, пением, изображениями на его чувство, утешает его в горестях, усмиряет в нем страсти, вызывает в нем покаяние, питает надежду. Богослужение составляет значительную часть духовной жизни христиан и проповедник, обязанный внимательно следить за содержанием духовной жизни своих слушателей, должен всегда иметь в виду ту сторону их жизни, которая образуется богослужением.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Разделы портала «Азбука веры» Нужно ли надевать платок, когда молишься дома? 4 Ответа Обязательного правила, указывающего на безусловную необходимость перед молением дома покрывать голову платком, нет. В некоторых случаях надевание платка было бы и крайне неудобным, и не слишком уместным: ведь вы вправе молиться, находясь, например, в душе, в ванной, в постели. Молитва это обращение сердца человека к Богу. Что при этом на человеке надето не имеет принципиального значения. Люди разные, поэтому если тот или иной предмет одежды усиливает Вашу молитву его можно использовать, если наоборот ослабляет — не используйте. Всё как Вам нравится. Для Бога важно наше внутреннее состояние, а не наша внешность во всех смыслах. “Иисус сказал: неужели и вы еще не разумеете? еще ли не понимаете, что всё, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон? а исходящее из уст – из сердца исходит – сие оскверняет человека, ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления – это оскверняет человека; а есть неумытыми руками – не оскверняет человека” ( Мф.15:16–20 ). Думаю, что если женщина во время домашней молитвы одевает платок, то это является проявлением особого благочестия. Но полагаю, что можно и без платка. С уважением, Апостол Павел говорит только об общественном богослужении. Церковного правила, обязывающего всегда носить покрывало, нет. По этому вопросу читаем 1 послание Коринфянам 11 главу. Лопухин А.П. в толковании http://bible.optina.ru/new:1kor:11:04#lopuxin_ap явно указывает именно о покрытии головы женщиной как действии, относящемся к домашней молитве: “Молящаяся или пророчествующая — очевидно, дома, а не при общественном богослужении, потому что Ап. запрещал женщинам говорить при общественном богослужении (XIV:34).” Это толкование не выглядит убедительным. Контекст этой и последующих глав говорит о дисциплине в церковном собрании. Книги «Вопросы и ответы» Самое популярное Сейчас в разделе 78  чел. Всего просмотров 5.3 млн. Всего вопросов 3976 ©2024 Вопросы и Ответы к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/vopros/molitsya-li-doma...

Священник и епископ облечены благодатию священства, как духовною ризою. В частности, слова богослужения, Таинств, молитвословий, проповедей суть глаголы Духа Святого, ибо мы не способны... помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога [ 2Кор. 3, 5 ]. Я сегодня служил литургию по благодати Божией с великим благоговением и умилением, и вот при словах: Победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще – я ощутил в сердце великую веру, что эти слова Духа Святого и Сам Он, Всесвятый, говорит во мне и чрез меня, и с торжественным спокойствием и радостию произнес их, но враг-завистник тотчас всеял лукавый помысл, что те слова не Духа Святого и что служба не от Духа Святого изглаголана, что не Дух Святый глаголал в отцах святых и глаголет в нас, и уязвил этим помыслом. По причине течения богослужения я не мог скоро собраться с мыслями и опрокинуть его ложь даже до самого причащения. Причастился с верою; ожил, язва исцелилась, дух возрадовался. Крепко надо трезвиться и бодрствовать, чтобы враг не запнул во время богослужения и совершения Таинств. Еще Господь говорил ученикам Своим: Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет [ Ин. 14, 16–17 ]. Святой Дух пребудет с вами вовек, сказал Спаситель, но как апостолы не остались вечно на земле, а скончались смертию праведников и мучеников, то это обетование относится, конечно, к преемникам апостолов – епископам и освященным от них пресвитерам и диаконам. На то и существует священное рукоположение, передающее как бы видимо дары Святого Духа от апостолов священству до скончания века. Итак, не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа? Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? [ 1Кор. 6, 19; 3, 16 ]. Но как Дух Божий всегда живой и животворящий, деющий, то Он и говорит в вас, и действует, и оживляет сердца ваши, и просвещает умы ваши.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Содержание богослужения обусловливалось тем, кто из харисматических лиц, участвовавших в нем, и какие откровения или какое вдохновение получал за богослужением. Но так как отличительным свойством христианского вдохновения является то, что «и духи пророческие послушны пророкам», т.е. сохранение при вдохновении полного сознания и (с. 40) самообладания, то и такая свобода и разнообразие тогдашнего богослужения допускала некоторое ограничение чрез правильный порядок и чин, путем свободного подчинения каковым она только выигрывала в своем величии и красоте. Так уже в этот «энтузиастический» период христианства положено начало строго определенному чину богослужения .Весь указанный отдел 1 послания к Коринфянам имеет целью именно ввести более порядка в богослужебные собрания и в частности определить порядок употребления за богослужением духовных дарований. Ап. Павел хочет, чтобы пророческие откровения, как дающие назидание не только сердцу, но и уму, преобладали за богослужением над языкоговорением, уступающим пророчеству по своей неопределенности и субъективности: «ревнуйте о дарах духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать», – другими словами апостол хочет, чтобы дидактический элемент в богослужении преобладал над лирическим; — чтобы не было переполнения богослужебного материала однородным содержанием: «и если кто говорит на (незнакомом) языке, (говорите) двое или много трое, и то порознь, а один изъясняй; и пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть рассуждают», чтобы не было одновременного говорения нескольких лиц («и то порознь» требование не очень настойчивое). Во всех этих требованиях апостол ссылается на то, что «так бывает во всех церквах у святых». След. по разным церквам начинал уже устанавливаться более или менее одинаковый порядок богослужения. Оно происходило благообразно (εσχμων, изящно, эстетически) и чинно (κατ ταξιν, в стройном порядке: первое зависело от второго.    Возможно, что на порядок, в котором чередовались на богослужении выступления харисматиков, указывают следующие слова апостола: «когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование, все сие да будет в назидание».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Содержание нашего богослужения только обогащалось в разные эпохи, но, слава Богу, ничего не утратило из своих сокровищ. Значение молитвы для внутренней жизни Мы сказали, что молитва переносит пастыря Церкви в другой, неземной мир, и, постоянно напоминая ему о загробной жизни, постепенно делает благоговейного священника жителем нездешнего мира. Подобное воспарение в мир небесный, совершаемое при помощи богослужения, а равно и келейной молитвы, имеет значение не только для личной, внутренней жизни пастыря, но и для его стойкости в своем общественном служении, как нас убедило в этом слово Божие и рассмотрение самого содержания нашего богослужения. Изучение жизни доброго пастыря со всей силой подтверждает для нас подобный вывод. Оно покажет нам, что молитва есть, прежде всего, единственное подкрепление пастыря в самом опасном для него состоянии того духовного одиночества, которое ему нередко придется испытывать среди своей маловерной и малодушной паствы. Это одиночество тем мучительнее для пастыря, чем более он соответствует своему предназначению носить в своей душе всю паству. Тяжесть этого настроения высказывали ещё ветхозаветные пастыри. Так, любвеобильнейший Моисей, видя народное ожесточение, жаловался Богу, говоря: «я один не могу нести всего народа сего, потому что он тяжел для меня. Когда Ты так поступаешь со мной, то лучше умертви меня, если я нашел милость пред очами Твоими, чтобы мне не видеть бедствия моего» ( Чucл. XI, 14–15 ); таков же смысл слов пророка Илии ( 3Цap. XIX, 10 ) и Иеремии ( Uep.XV, 17–20 ); жалуется на одиночество свое и ап. Павел ( 2Tuм. IV, 16–17 ); указывает на тяжесть его и на средство облегчения последней и Христос Спаситель, говоривший ученикам в час предания: «вот, наступает час, и настал уже, что вы рассеетесь каждый в свою сторону и Меня оставите одного; но Я не один, ибо Отец со Мной» ( Uoah. XVI, 32 ). Для человека сухого и замкнутого отчужденность от жизни общества, пожалуй, не будет тяжелым бременем, но для призванного пастыря, любящего народ свой, эта отчужденность грозила бы отчаянием, если бы он не имел против такого недуга духовного врачевства или противоядия, каковым и является молитва , переносящая пастыря в торжествующую Церковь , которая восполняет его душу, созерцающую колеблющихся сынов Церкви воинствующей.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Сошествие Святого Духа на апостолов было моментом возникновения Церкви и вместе с тем первым христианским богослужением, потому что апостолы в этот момент были «крещены Духом Святым». Таким образом, Церковь открыла себя миру через облагодатствованное Святым Духом богослужение. Это весьма важное обстоятельство, и оно является основным критерием для определения самой Церкви. Церковь  – там, где имеется облагодатствованное Духом Святым богослужение, и без последнего нет первой. Облагодатствованное Святым Духом богослужение является самой жизнью Церкви. Так именно понимали Церковь апостолы. Приняв крещение Духом Святым, «Петр ..., став с одиннадцатью» ( Деян.2:14 ), обратился к народу с призывом: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа» ( Деян.2:38 ). После этого призыва «охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч. И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» ( Деян.2:41–42 ). Жизнь первой в мире Церкви заполняли: проповедь тогда еще не записанного и передаваемого устно Евангелия, общение в преломлении хлеба, или, что то же, Евхаристия, и молитвы, т. е. те элементы, которые составляют основу христианского богослужения. В этой действительности «Господь ежедневно прилагал спасаемых к Церкви» ( Деян.2:47 ). Благодаря повествованию апостола Луки о первых днях существования Церкви мы знаем, что представляла собой Церковь как действительность, влившаяся в мир в день Пятидесятницы. Другой из апостолов – Павел – раскрывает саму сущность Церкви. Церковь есть тело, главой которого является Христос ( Еф.1:22–23 ). Церковь есть непорочная невеста, женихом которой является Тот же Христос ( Еф.5:23–27 ). Слова апостола Павла о Церкви как о теле Христовом и о невесте Христовой являются не аналогиями, полезными для спекулятивных суждений о сущности Церкви. Церковь реальна, как реален воскресший Христос, и она живет со Христом благодаря присутствию в ней Духа Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Стих 26 Когда, по истечении первых семи седмин, пройдут ещё шестьдесят две седмины (7+62=69), «потребится помазание (греч. χρσμα [хрисма]), и суд же не будет в нем»; в РБ «предан будет смерти Христос (евр. Машиах – Помазанник), и не будет». Слав. «потребится помазание» имеет то же значение, что и рус. «предан будет смерти Христос». Слав. «суд же не будет в нем»=рус. «и не будет», слова «суд» нет. Смысл обоих выражений тот, что Христос будет предан смерти безвинно и без справедливого суда, и уже не будет принадлежать еврейскому народу, как первоначально (ср. Мф.15:24; 10:5–6 ), а будет принадлежать всем народам (ср. Мф.8:11–12 ; Лк.13:30 ; Кол.3:11 ). Следствием этого будет то, что «град же и святое» (рус. святилище=храм) будут разрушены «со старейшиною грядущим» (РБ «народом вождя, который придёт»), и это разрушение будет сопровождаться неописуемыми бедствиями, о которых говорится во второй половине стиха. Здесь содержится пророчество о судьбе Иерусалима и храма, исполнившееся в 70 г. по Р.Х. Это событие хронологически не входит в период 70-ти седмин, но является следствием указанных в них событий. Стих 27 Последняя, семидесятая седмина назначена для заключения завета со многими и для отмены ветхозаветного богослужения в середине этой седмины, вследствие чего иерусалимский храм потеряет своё прежнее значение и запустеет. «И утвердит завет мнозем седмина едина (рус. и утвердит завет для многих одна седмина): в пол же седмины отимется жертва и возлияние (рус. а в половине седмины прекратится жертва и приношение), и во святилищи мерзость запустения будет (рус. и на крыле/святилища/будет мерзость запустения), и даже до скончания времене скончание дастся на опустение», т.е. окончание этому запустению положено будет к концу времени, в последние времена мира (в МТ и РБ конец стиха другой: «и окончательная предопределённая гибель постигнет опустошителя»). В середине последней седмины, через 3 1/2 года после крещения, кровью Христа Спасителя утверждён Новый Завет ( Мф.26:28 ; Мк.14:24 ) «для многих», т.е. для уверовавших, а не для всех. Вместе с установлением таинства Евхаристии отменены ветхозаветные «жертвы и приношения», составлявшие сущность ветхозаветного богослужения. Видимым свидетельством отмены ветхозаветного богослужения и храма явилось раздрание завесы, отделявшей Святое святых от святилища, в момент крестной смерти Искупителя; недоступное Святое святых потеряло своё значение и таким образом исполнились слова Спасителя, сказанные не уверовавшим в Него иудеям: «се оставляется вам дом ваш пуст» ( Мф.23:38 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010