Заупокойное богослужение: объяснение обрядов, предшествующих погребению, чина погребения, и обрядов, последующих за погребением Источник Содержание Заупокойное богослужение I. Об обрядах, предшествующих погребению православного христианина II. О священных действиях, составляющих собственно чин погребения православного христианина III. О обрядах, последующих за погребением православного христианина Приложение. Умилостивительные каноны на исход души (в русск. переводе) Из песнопений панихиды     Не должно презирать и бросать тела усопших верных, которые как орудие употреблял Дух Святый ко всякому доброму делу. (О граде Божием Блаж. Август. кн. 1-я, гл. 15). Не напрасно установили Апостолы, чтобы при совершении страшных Таин поминать усопших. Они знали, что от этого много им помощи, много пользы (Бес. LXX Св. Иоанна Злат.). Частица, вынимаемая во время страшного жертвоприношения, при поминовении над нею имени отошедшего, соединяет его с Богом и даёт возможность невидимо быть причастником Его и иметь общение с Ним. (Симеон Солун. II, 542 стр.). По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Заупокойное богослужение Нет для человека на земле ничего дороже жизни, и чего-чего не делает, чего не предпринимает он, чтобы жизнь его текла на земле тихо, спокойно, счастливо! Но если так много занимает человека земная жизнь его, то как много должна занимать та жизнь, которая конца не будет иметь! Как должна быть для него важна и самая минута перехода его в ту жизнь! И все это, действительно занимало и занимает многих людей не только христианского, но и нехристианского вероисповедания, хотя выражения этих дум и забот у них весьма различны: чем чище их понятия о душе человека, чем выше их мысли о Боге, о жизни загробной, тем чище и выше самые обряды, которыми они сопровождают почивших в другую жизнь и наоборот. Из всех христиан, обитающих на земле, православные христиане имеют у себя самые трогательные и умилительные погребальные обряды. Так как одни из этих обрядов предшествуют погребению, другие сопровождают погребение, а третьи наконец, последуют за погребением, то наше объяснение заупокойного богослужения разделится на три части.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Содержание Богослужение будничное Богослужение воскресное Богослужение праздничное     Документы, относящиеся к истории древнего христианского богослужения, крайне скудны. Вследствие этого, наши сведения о его составе и особенностях за древний период довольно отрывочны и неполны. Между тем, иметь точное и ясное понятие об этом предмете весьма важно, как для понимания духа и значения всего вообще христианского богослужения на всех стадиях его истории, так и в частности для объяснения и оправдания его особенностей в настоящее время. Поэтому, открытие всякого нового памятника, обещающего пополнить и пояснить существующие сведения о древнем периоде христианского богослужения, не может быть встречено иначе, как с живейшим интересом и радостью. К сожалению, подобные открытия бывают весьма редко. – Впрочем, в последнее время литургической науке в этом отношении посчастливилось. В ее распоряжение поступает несколько новых весьма ценных документов, относящихся притом к самому древнему периоду. Таковы: Διδαχη των πο δ τλων и считавшиеся утраченными главы первого послания св. Климента римского к Коринфянам. Таково же вновь открытое „Путешествие к святым местам св. Сильвии Аквитанки“ – S. Silviae Aquitanae peregrinatio ad loca sancta. Этот последний памятник сделался известен ученому миру лишь с очень недавнего времени. Он опубликован, с введением и примечаниями, итальянским ученым Гамуррини в начале прошлого 1887 года в периодическом издании Римской историко-юридической академии (Bibliotheca dell Academia storico-giuridica, volume quarto) под следующим заглавием: S. Hilarii tractatus de mysteriis et hymni et S. Silviae Aquitanae peregrinatio ad loca sancta. Accedit Petri diaconi liber de locis sanctis (Romae 1887). На западе этот памятник успел уже обратить на себя должное внимание и филологов и географов и литургистов и вызвал значительное количество статей 1 ; у нас же о нем еще мало кому известно. Вот общие о нем сведения. Рукопись, с которой сделано издание, принадлежит библиотеке братства св. Марии в Ареццо (Fraternitas s. Mariae vel laicorum). Она – пергаменная и происходит из Монте-Кассинского монастыря, где была изготовлена в XI в. по приказанию знаменитого аббата Дезидерия, бывшего потом, с 1086 г., папою под именем Виктора III. В Ареццо она перенесена была по всей вероятности Амвросием Растреллини, который был аббатом монастыря Монте-Кассино 1599 – 1602 г., но жизнь свою кончил в Ареццо. К сожалению, в течение времени рукопись весьма много пострадала и дошла до нас в весьма неполном виде. В ней-40 листов. Из них первые 15 содержат сочинение Илария „О таинствах“ без начала и с большим пропуском в конце и несколько его гимнов без конца. Следующие 25 листов содержат „Peregrinatio» тоже в весьма неполном виде-без начала и конца и с небольшим пропуском по средине. По мнению Гамуррини обе половины рукописи писаны разными руками; последняя – рукою более древнею, чем первая. Нам нужна только вторая половина или путешествие.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

«Непреходящей задачей Вселенской Церкви остается сохранение единства» Интервью архиепископа Волоколамского Илариона, председателя ОВЦС МП, интернет-порталу «Православие.Ру» – Владыка, первый том вашей книги «Православие» стал лауреатом конкурса «Просвещение через книгу». Только что вышел второй том. В чем особенность этого труда, и кому он адресован? – Основная идея книги «Православие» заключается в том, чтобы представить православное христианство как целостную систему, объединяющую богословие, богослужение, аскетическую практику, культурное творчество православных христиан. Книга охватывает широкий круг тем, относящихся как к истории, так и к современной жизни Православной Церкви. Она адресована читателю, уже знакомому с основами православного вероучения и желающему углубить и систематизировать свои знания. Первый том , увидевший свет более года назад, содержит описание исторического пути Православной Церкви, ее канонического устройства и вероучения. Недавно в Париже был выпущен французский перевод первого тома. Второй том , который можно назвать «литургическим», посвящен православному богослужению и таинствам Церкви, а также церковному искусству. Именно в богослужении суть Православия постигается с наибольшей очевидностью и ощутимостью. Православие может изучаться как исторический или культурный феномен, и сегодня выходит в свет много такого рода исследований. Однако к полноте подлинного духовного богатства Православия невозможно приобщиться иначе, как через регулярное осмысленное участие в богослужении и деятельную христианскую жизнь. Сегодня в традиционно православных странах можно видеть множество «непрактикующих» христиан – людей, которые ассоциируют себя с Церковью, но не принимают участия в жизни конкретной церковной общины. Моя книга адресована в том числе и таким людям, считающим себя православными, однако не посещающим регулярно богослужения в храме. Мне хотелось донести до их сознания очень важную мысль: да, с Богом можно общаться и вне храма, и молитву, возносимую от чистого сердца, Бог слышит вне зависимости от того, где она произносится, но храм – это не просто место для молитвы, и богослужение – не просто один из видов молитвы. Храмовое богослужение – это школа богословия и богомыслия, где для христианина раскрывается богатство Священного Предания Православной Церкви во всей его благодатной полноте. По словам святого Иоанна Кронштадтского, «храм и богослужение есть олицетворение, осуществление всего христианства: тут в словах, в лицах и действиях возвещается все домостроительство нашего спасения, вся священная и церковная история, вся благость, премудрость, верность и неизменяемость Божия». Именно этими словами великого русского пастыря и проповедника я вдохновлялся при работе над вторым томом «Православия».

http://pravoslavie.ru/33309.html

Разделы портала «Азбука веры» Архиерейское богослужение [греч. αρχιερατικ λειτουργα, лат. liturgia pontificalis], в визант. обряде — богослужение, совершаемое архиереем (лицом в епископском сане). По апостольскому церковному устройству епископ является главой своей церковной области, символизируя Христа — Главу всей Церкви: «Где будет епископ, там должен быть и народ, так же, как где Иисус Христос, там и кафолическая Церковь » ( Игнатий Богоносец , сщмч. Послание к Смирнянам. Гл. 8); поэтому и в богослужебном собрании епископ занимает то же место, какое занимал Христос среди Своих учеников. В связи с этим архиерею принадлежит право (а в древности — зачастую и обязанность) предстоятельствовать за всяким богослужением в своей епархии; викарными епископами и священниками службы совершаются постольку, поскольку им позволяется это епархиальным архиереем: «Только та Евхаристия должна почитаться истинною, которая совершается епископом или тем, кому он сам предоставит это» (Там же). Согласно древним описаниям христианского богослужения — «Апостольскому преданию» (III b.), «Апостольским постановлениям» (ок. 380), «О церковной иерархии» (одному из трактатов «Ареопагитик», koh. V — haч. VI b.) и др.,— епископ возглавлял сонм священнослужителей при совершении не только таинств Евхаристии и Священства, но и Крещения, Mvponoмaзahuя, Покаяния. Следы этого есть и в более поздних богослужебных книгах: в РНБ. O. n. I. 14. Л. 48 об. 68 об., XIV b., и во мн. др. рукописях говорится об архиерее, совершающем Крещение и Mvponoмaзahue; принятый ныне в греч. Церквах Архиератикон содержит особый чин обручения и венчания, совершаемый архиереем (за Божественной литургией или отдельно — ρχιερατικν. Σ. 126—139); чины отпеваний по совр. печатным Требникам считают обычным участие архиерея (Требник Большой. Л. 104 об., 126) и т. д. Т. о., всякое богослужение может быть архиерейским. В ходе истории в Церкви установилась приходская система, так что основными совершителями богослужений в каждом приходе стали священники. Тем не менее литургическая жизнь прихода всецело зависит от правящего архиерея: «Ни один священник не может священнодействовать… если не имеет рукоположения, рукоположение же — от архиерея; следовательно, чрез него (священника) действует благодать архиерейская. Далее, священник не совершает таинств без престола, престол же освящается мvpoм, а мvpo освящается одним архиереем… Еще: никто не крестит, если не имеет рукоположения… И также не может крестить без мvpa… Следовательно, архиерейство совершает все божественные таинства… И без него не будет ни престола, ни рукоположения, ни cb. мvpa, ни Крещения, ни, следовательно, христиан» ( Симеон Солунский . О священном помазании. Гл. 77 (в рус. изд. (45)). Идея связи епископа и прихода постоянно подчеркивается: имя правящего архиерея возглашается почти за всяким богослужением; Евхаристия совершается на антиминсе, подписанном архиереем.

http://azbyka.ru/arhierejskoe-bogosluzhe...

Богослужение Апостольского времени (II, 42–47) Ф. Смирнова, ныне Еп. Христофора Как скоро после сошествия Св. Духа и следовавшей затем проповеди апостола Петра возникло первое христианское общество крещенных верующих, имеющих одно сердце и одну душу, в сознании их общения со Христом и между собою через союз одного духа, одной веры и одного крещения, общество это естественно должно было открыться и внешним образом в своей жизни. Эту жизнь общества в ее первоначальной свежести, в единстве и полноте веры и любви, изображает нам книга Деяний, в непосредственной связи с событием Пятидесятницы и крещения трех тысяч иудеев – в гл.2, 42–47 и особенно в ст. 42. И они постоянно пребывали в учении Апостолов ( τη διδαχ των αποστλων), в общении ( τη κοινωνα), в преломлении хлеба ( τη κλσει του ρτου) и в молитвах ( τας προσευχας). Некоторые ученые хотят видеть в этом стихе нарочитое описание богослужения первобытного христианского общества и относить к нему исключительно, как, между прочим, Мосгейм и Ольсгаузен. Но против этого говорит уже перечисляемое в стихе между другими явлениями κοινωνα, которое не составляет и не может составлять какой-нибудь особой части богослужения, и потом то обстоятельство, что в 46 стихе снова говорится о богослужении. Вообще, в основании мнения названных ученых лежит такое разделение общественной жизни и общественного богослужения, от которого еще далеко было только что зарождавшееся общество христианское. Скорее, согласно с Гарнаком, нужно признать, что во всем отделе книги Деяний от 42 до 47 стиха (2-й главы) Лука изображает общинную жизнь первых христиан в ее главных отношениях: так, в 43 стихе он указывает на деятельность Апостолов, в 44 и 45 говорит о взаимном общении всех членов общества, выражающемся в деятельной и самоотверженной любви братской, и в 46 – о богослужении. Все эти моменты обнимает вступительный 42 стих, по отношению к которому все другие служат дополнением и пояснением, и который, следовательно, может быть понимаем как известие о совокупном явлении христианской общественной жизни, которая представляется в нем. как со стороны зависимого отношения верующих к апостолам, которым они свободно подчинялись, так со стороны их внутреннего отношения между собою, их постоянного братского общения, выражавшегося особенно в общественной молитве и преломлении хлеба. Христианская жизнь первоначального общества представляется таким образом, как продолжительное или постоянное общественное богослужение, и в этом смысле рассматриваемый стих (42) может и должен быть относим и к богослужению. На основании этого стиха, но лишь в связи с дополняющими его следующими стихами, можно составить приблизительное понятие об основных частях и свойствах первоначального богослужения Иерусалимского общества.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

А. Предварительные понятия о Литургии Беседа 1. О том, как Господь совершил Божественную литургию I. Слово «литургия» греческое, по-русски значит: общественное дело или общественное священное служение. Прежде Литургией называлось всякое общественное богослужение, состоящее из молитв, песнопений, чтения священного Писания и поучения; но с IV века принято Литургией называть собственно то богослужение, в котором совершается Таинство Причащения и приносится спасительная жертва за живых и умерших. Самое же Таинство Причащения у первенствующих христиан называлось иногда вечерею, или таинственною вечерею, потому что оно получило начало свое от той Божественной вечери, которую Иисус Христос совершил пред Своими страданиями с учениками Своими; иногда – вечерею любви, потому что вместе с Таинством причащения или, лучше сказать, после него тогда устроялась вечеря, или ужин, для всех, а преимущественно для бедных; к этой вечери состоятельные христиане, движимые христианскою любовью, приносили хлеб, вино и масло; а иногда Евхаристией, или благодарением, потому что при совершении Таинства причащения воссылалось к Богу благодарение за все Его благодеяния, оказанные роду человеческому. Этим последним именем, т. е. Евхаристией, Таинство причащения называется и у нас. Причина тому та, что и у нас совершение этого Таинства сопровождается молитвенными к Богу благодарениями за все Его к нам благодеяния. Литургия у нас попросту называется обеднею, потому, во-первых, что во время ее совершения предлагается верующим духовная трапеза – Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа, а во-вторых потому, что совершение ее всегда бывает пред обедом. Благочестивые христиане стараются присутствовать при ее совершении натощак, а по совершении ее приступают уже к подкреплению себя пищею. Сравнительно с другими церковными службами, Божественная литургия – самое важное богослужение. Она напоминает нам всю земную жизнь Иисуса Христа: Его рождение, торжественное явление миру, учение, установление Им Таинства причащения, Его страдания, смерть, Воскресение и вознесение на небо. Но что особенно дорого для нас это то, что во время совершения ее приносится Отцу небесному пречистое Тело и животворящая Кровь Сына Его как умилостивительная жертва за грехи наши, и затем это Тело и Кровь Сына Божия предлагаются нам как духовная пища и питие в оставление грехов и в жизнь вечную.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Вступление Наши богослужебные песнопения все назидательны, глубокомысленны и возвышенны. В них вся наука богословская, и все нравоучение христианское, и все утешения, и все устрашения. Внимающий им может обойтись без всяких других учительных христианских книг. святитель Феофан Затворник В настоящем докладе я хотел бы поделиться некоторыми мыслями, накопившимися у меня за более чем двадцать лет участия в православном богослужении – как в России, так и за ее пределами. То, что я скажу, будет относиться в большей степени к священнослужителям, чем к мирянам. Это связано с тем, что я почти не помню себя мирянином, мой опыт «мирянского служения» был слишком незначительным, чтобы им делиться. Вся моя сознательная жизнь связана со служением алтарю, и именно служителям алтаря в первую очередь будут адресованы мои размышления. Пятнадцатилетним юношей я переступил порог алтаря Господня, вошел во святое святых православного храма, был приобщен к богослужению как его активный участник. И до того я посещал храм, вслушивался в слова церковных служб, исповедовался и причащался, но только после вхождения в алтарь началась для меня та теургия, та мистерия, тот «пир веры», которые продолжаются до сего дня. Став священнослужителем, я именно в совершении Литургии видел свое главное предназначение и призвание: все остальное – будь то проповедь, пастырское душепопечение, богословская работа – выстраивалось вокруг Литургии как основного жизненного стержня. Именно Литургия и другие церковные службы, а не духовная семинария, не академия и не университет, были для меня той школой православного богословия, которая сформировала мое собственное богословское мышление. Литургические тексты Православной Церкви настолько глубоко вошли в мой ум и сердце, что стали, наряду с Евангелием и творениями Святых Отцов, главным критерием богословской истины, неисчерпаемым источником знаний о Боге, о Христе, о мире, о Церкви, о спасении. Православное богослужение – величайшее сокровище, которое мы должны бережно хранить. Когда-то подобного рода богослужение совершалось и в других христианских общинах, но с течением веков, в результате различного рода реформ – как литургического, так и богословского характера – оно было этими общинами утрачено.

http://azbyka.ru/pravoslavnoe-bogosluzhe...

А. Малиновский Тропарь Св. Кириллу и Мефодию Яко апостолом единонравнии и словенских стран учителие, Кирилле и Мефодии богомудрии, Владыку всех молите, вся языки словенские утвердити в Православии и единомыслии, умирити мир и спасти души наша. 6-го Апреля 1885 года окончится 1000-летие со дня блаженной кончины святого первоучителя Славян Мефодия. Все мы, православные, читали и читаем псалтырь, евангелие и другие книги на Славянском языке, слышим каждый день утром и вечером совершаемое богослужение на том же языке, но не все знаем, кто позаботился и чьих рук было дело придумать и изобразить на бумаге славянские буквы и письмена и научить Христовой, православной вере, в то время темный и грубый Славянский народ. В IX столетии почти все славяне – были язычники, науки между ними никакой не было. Промыслу Божию угодно было просветить этот народ христианскою верою и первыми избранниками этого дела были святые Кирилл и Мефодий. Эти два мужа родом были из города Солуня или Фессалоник, в Македонии, во владениях Греческого Императора. Отец их, по имени Лев, был человек богатый, добродетельный и занимал должность военно-начальника Македонии (друнгарий – по-гречески). Мать их называлась Марией и замечательна благочестивою жизнью. Хотя Македония и была Греческою страною, но в ней проживало много Славян, в особенности около города Солуня, говоривших своим славянским языком. Константин (до принятие схимы) и Мефодий, находясь в среде Славян, легко усвоили себе язык их и знание этого языка открыло им новый, до того неведомый путь, указанный им Промыслом. Мефодий воспитание получил в Солуни. По окончании школы, поступил в военную службу и был Правителем Струмской славянской области, но вскоре ему мирская жизнь надоела и он отправился на гору Олимп, в Фессалии, постригся в монахи и вел строгую подвижническую жизнь. Утром и вечером ходил в церковь на богослужение, а днем исполнял самые тяжелые работы в монастыре. Подвижническая жизнь его была замечена братиею и самим патриархом; его хотели видеть Митрополитом знаменитого места, может быть – Солуни, но блаженный Мефодий отказался, по своему смирению, от этого сана и в последствии был только Игуменом в Полихрониевом монастыре, близ Царьграда, на одном из островов Мраморного моря.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

архим. Никон (Лысенко) Введение. Понятие о церковной истории История есть возможно полное воспроизведение прошлой исторической жизни людей. «Такое воспроизведение, чтобы эта историческая жизнь восставала перед нами, как настоящая, во всей своей жизненной живости и во всей своей целостной полноте (с тем прибавлением против настоящей – чтобы и со всем своим смыслом).» 1 Объектом изучения ц е р к о в н о й истории является Церковь . В Св. Евангелии слово Церковь (смотри рукопись) встречается всего в двух случаях: I («...Я создам Церковь Мою и врата ада не одолеют ее.» ( Мф. 16,18 ); «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним... Если же и тогда не послушает... скажи Церкви; а если и Церковь не послушает то да будет он тебе как язычник и мытарь.» ( Мф. 18, 15–17 ). В обоих этих случаях под Церковью Господь разумеет основанное и руководимое Им общество. Богоутвержденное основание Церкви – исповедание Иисуса Христа. Церковь есть «род избранный, царственное священство, народ святый, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего... из тьмы в чудный Свой свет; ...народ Божий» ( I Nemp. 2,9–10 ). Церковная история, по определению выдающегося историка Церкви В.В.Болотова , «должна заниматься изучением того, в чем выразилась жизнь Новозаветного общества Господня, которое является преемником Ветхозаветного общества Господня, должна изучать как явления его жизни, так и идей, и желания, и цели, к которым оно стремилось.» 2 Жизнь Церкви как общества имеет свою цель – воспитание людей в вере и нравственности христианской, руководство их к вечному спасению. Средство достижения этой цели – учение Слову Божию, преподание таинств благодати Божией, богослужение, духовное руководство. Учение, богослужение, деятельность иерархии составляют главные предметы изучения церковной истории. Однако, поскольку церковная жизнь народов очень тесно связана с их общественной, т.е. государственно-политической, культурной и экономической жизнью, то дополнительными предметами изучения церковной истории являются: церковно-государственное отношение, материальное обеспечение церковных общин и иерархии, культурное влияние церкви, религиозный быт и нравы народов. Другую группу дополнительных предметов, изучаемых церковной историей, составляют явления случайные в церковной жизни, которые могут быть, а могут и не быть, например, лжеучения, создающие в церковной среде ереси и смуты, порождающие в ней расколы. Особым предметом изучения церковной истории являются отношения поместных православных церквей между собой и их отношения к инославным исповеданиям.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Человек перед Богом, III. Путь подвига Книга «Человек пред Богом» составлена из устных выступлений митрополита Антония и охватывает период с 1969 по 1991 годы. Это беседы на радио (в русских передачах Би-би-си) и в московских квартирах во время приездов Владыки Антония в Россию, а также внебогослужебные беседы в лондонском приходе в периоды великопостных и рождественских говений. Беседы Антония Сурожского объединены общим настроением предстояния перед Богом. Эта книга требует внутренней тишины и медленного чтения: подобно тем паузам, которые делал сам Владыка во время бесед в своей общине. В «Путь подвига» (третья часть «Человека перед Богом») вошли: «Что такое духовная жизнь», «Воспитание сердца», «Закон жизни», «О молитве Господней». ЧТО ТАКОЕ ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ Духовная жизнь, как действие Духа в нас. Молитва: внимание и благоговение.   Наше очередное говение я хочу посвятить теме духовной жизни как таковой. То, что я хочу сказать, некоторые из вас, несомненно, от меня и от других слышали. Дело в том, что мы все стремимся к духовной жизни и - ищем ее не в том и не там, где надо. Мы часто думаем, что духовная жизнь заключается в различных переживаниях, которые у нас по временам бывают и которые связаны с молитвой, богослужением, с красотой пения, с красотою икон, со всем строем нашей православной христианской жизни. И стремясь к переживаниям, стараясь достичь какой-то возвышенности мысли, живости чувств, мы проходим мимо того, что является настоящим, подлинным содержанием духовной жизни, ибо духовная жизнь не заключается в возвышенных мыслях и сильных переживаниях: таковые могут родиться и из других источников. Духовная жизнь вся зависит от воздействия на нас Святого Духа Божия и от того, как Божественная сила, благодать, Христос, Святой Дух нас постепенно изменяют, постепенно делают сообразными Христу, то есть похожими на Него, помогают нам стать и образом Божиим, и подобием Божиим.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=704...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010