286. Достаточно ли подразумевать под воскресением Господа Иисуса Христа только торжество Его учения, а не телесное воскресение из мертвых? Подразумевать под воскресением Господа Иисуса Христа только торжество Его учения, а не телесное воскресение из мертвых, недостаточно, ибо, не будь телесного воскресения Христа из мертвых, 1. не было бы уверенности, что Он нас действительно спас, 2. не восторжествовало бы и Его учение. 287. Что сказал апостол Павел о воскресении Господа Иисуса Христа? О воскресении Господа Иисуса Христа апостол Павел сказал: «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» ( I Kop.15, 14 ). 288. Как долго пребывал Господь Иисус Христос по Своем воскресении на земле? По Своем воскресении Господь Иисус Христос пребывал на земле сорок дней. Пояснения: I. Если бы не было воскресения Господа Иисуса Христа из мертвых, то христианская вера не пустила бы корней. Если бы жизнь Господа Иисуса Христа кончилась навсегда на Голгофе и в гробу, в котором было положено Его мертвое тело, то Его трехлетнее служение было бы эфемерным, преходящим событием, каким и хотели представить его противники Его. И вера самих апостолов заникла бы бесследно. Однако воскресение Господа Иисуса Христа из мертвых было причиной того, что страшные переживания Великой Пятницы сменились у апостолов в восторг, воодушевление и вызвали в них готовность сделать все возможное для распространения Его учения среди людей и, если нужно, пожертвовать и жизни свои за правду этого учения. Из самообмана не могло бы взойти и вырости столь велелепное учреждение, каким есть христианская Церковь . II. Господь Иисус Христос воскрес из гроба в прославленной, бессмертной плоти. Его воскресение есть главное основание православной веры. Поэтому Пасха, т. е. праздник Воскресения Христова считается величайшим праздником и центром всего церковного года. В этот день богослужения преисполнены радости и восторга: «Христос воскрес из мертвых!» Это праздник взаимного прощения и примирения. Часто случается, что самые закоренелые враги подходят друг к другу и примиряются, услышав чудное пение: «Воскресения день, и просветимся торжеством, и друг друга обымем. Рцем, братие! и ненавидящим нас простим вся Воскресением, и тако возопиим: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав».

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

286. Достаточно ли подразумевать под Воскресением Господа Иисуса Христа только торжество Его учения, а не телесное Воскресение из мертвых? Подразумевать под Воскресением Господа Иисуса Христа только торжество Его учения, а не телесное Воскресение из мертвых, недостаточно, ибо не будь телесного Воскресения Христа из мертвых: 1) не было бы уверенности, что Он нас действительно спас; 2) не восторжествовало бы и Его учение. 287. Что сказал апостол Павел о Воскресении Господа Иисуса Христа? О Воскресении Господа Иисуса Христа апостол Павел сказал: «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» ( 1Кор.15:14 ). 288. Как долго пребывал Господь Иисус Христос по Своем Воскресении на земле? По Своем Воскресении Господь Иисус Христос пребывал на земле сорок дней. Пояснения: I. Если бы не было Воскресения Господа Иисуса Христа из мертвых, то христианская вера не пустила бы корней. Если бы жизнь Господа Иисуса Христа кончилась навсегда на Голгофе и в гробу, в котором было положено Его мертвое Тело, то Его трехлетнее служение было бы эфемерным, преходящим событием, каким и хотели представить его противники Его. И вера самих апостолов исчезла бы бесследно. Однако Воскресение Господа Иисуса Христа из мертвых было причиной того, что страшные переживания Великой Пятницы сменились у апостолов восторгом, воодушевлением и вызвали у них готовность сделать все возможное для распространения Его учения среди людей и, если нужно, пожертвовать и жизни свои за правду этого учения. Из самообмана не могло бы взойти и вырасти столь велелепное учреждение, каким является Христианская Церковь . II. Господь Иисус Христос воскрес из гроба в прославленной, бессмертной плоти. Его Воскресение есть главное основание православной веры. Поэтому Пасха, т. е. праздник Воскресения Христова, считается величайшим праздником и центром всего церковного года. В этот день богослужения преисполнены радости и восторга: «Христос воскрес из мертвых!» Это праздник взаимного прощения и примирения. Часто случается, что самые закоренелые враги подходят друг к другу и примиряются, услышав чудное пение: «Воскресения день, и просветимся торжеством, и друг друга обымем. Рцем, братие! и ненавидящим нас простим вся Воскресением, и тако возопиим: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав».

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

[v] Впрочем, и ветхозаветные Писания он ценил высоко: «Ветхий Завет есть прообраз Нового, т.е. его событий и благодатной жизни христианской Церкви. Эти прообразы в словах, предметах, явлениях, лицах, событиях и пр. так величественны, ярки, выразительны, содержательны и поучительны, что поэтому Церковьв таком изобилии и ввела их в свое богослужение во всех случаях и отношениях, каковы кафизмы, прокимны, паремии, каноны и т.д. Изучая и знакомясь с этими прообразами, перенеси их внутренний, таинственный, благодатный смысл на соответствующее событие из Нового Завета, или из жизни христианской Церкви, или из жизни духовной во Христе, к которой относится и твоя личная жизнь, и уразумеешь яснее эти последние события или благодатные состояния лиц в них и в жизни их. 1935 г. Усадьба Мереч-Гай. Моя келья».   [vi] «Мф. 23:23. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять - Суть закона духовного: правда, милость и вера (рассуждение и отношение в соответствии с ней и благодатью Божией). А современные законники духовные (консистории) кое-как еще, смотря по обстоятельствам, держатся иногда первой и второй, а о третьей же - самой главной, которая есть, так сказать, душа их, - совершенно даже утратили понятие. Куда мы идем? О, горе наше!» Или: Мк. 9:11-13 « И спросили Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит придти прежде?  Он сказал им в ответ: правда, Илия должен придти прежде и устроить все; и Сыну Человеческому, как написано о Нем, надлежит много пострадать и быть уничижену.  Но говорю вам, что и Илия пришел, и поступили с ним, как хотели, как написано о нем - Книжники - современные ученые богословы - разумеют Священное Писание внешне, а во внутренний смысл его проникнуть не могут». [vii]   Например: «Мк. 8:12-13 И Он, глубоко вздохнув, сказал: для чего род сей требует знамения? Истинно говорю вам, не дастся роду сему знамение и  И, оставив их, опять вошел в лодку и отправился на ту сторону - Так Христос учит нас не вступать в споры и прекословия с противниками истины, но удаляться от них».

http://bogoslov.ru/article/4604758

Господи Боже, Агнче Божий, Сыне Отечь, вземляй грех мира, помилуй нас: вземляй грехи мира, прими молитву нашу: Седяй одесную Отца, помилуй нас. Яко Ты еси Един Свят, Ты еси Един Господь, Иисус Христос, во славу Бога Отца. Аминь. 15. О Божием обетовании Искупителя И сказал Господь Бог змею: вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить ее в пяту. Быт 3:15 . В предыдущей беседе мы видели, в какую бездну ниспал человек после нарушения заповеди Божией, какие гибельные следствия повлекло за собою грехопадение прародителей, не только для них самих, но и для их всего потомства. Дерзкое предприятие дьявола, по-видимому, удалось ему вполне; он торжествовал, казалось, совершенную, решительную победу. Прекрасное, любимое создание Божие было поругано, как бы исторгнуто из объятий Отца небесного; человек погиб, по-видимому, навсегда и безвозвратно. Сам он восстать от своего падения и умолить прогневанного Господа был уже не в силах, а подучить незаслуженное прощенье не мог, по законам вечного правосудия Божия. Что же оставалось делать человеку? Где искать отрады и спасенья? По обыкновенным человеческим соображениям всякая надежда для наших прародителей была потеряна. Но где человек видит только мрак и погибель, там Господь указует свет и новую жизнь. Блажен тот, кто не отвращается от этого света, кто следует указанию Божию и идет путем новой жизни! Как в первый день творения, Создатель одним словом Своим осветил мрачную, безобразную бездну вселенной: так и теперь из уст Божьих исходит слово, разогнавшее мрак погибели и смятения, в котором находились наши прародители после падения, и осиявшее их лучом спасительной надежды. И сказал Господь Бог змею: вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить ее в пяту. Здесь весьма прилично повторить воззвание, так часто слышимое в церкви во время Богослужения: Вонмем, Премудрость! Так, братья, будем внимательны: здесь, в этих немногих словах, заключается величайшая премудрость, открываются многие высочайшие тайны. Здесь объясняется тайна сочетания двух, по-видимому, противоположных свойств Божьих: благости и правосудия; здесь открывается важность таинственного ученья о Пресвятой Троице; здесь начало единой истинной Христианской Веры и св. Христианской Церкви (в обширном смысле), этими немногими словами объясняется печальная история всего падшего рода человеческого и судьба каждого человека в частности. «В обетовании о семени жены, как прекрасно выразился наш отечественный знаменитый духовный писатель, заключается семя всего Евангелия». (См. Записки на кн. Бытья). Все это мы увидим при внимательном рассматривании слышанного нами изречения Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yahontov...

И наоборот: когда есть единство духовное и сердечное, то люди выучиваются непонятной понятливости и понимают один другого. Будем же помнить, что Господь в соединение всех призвал, и будем согласно славить Пресвятого Духа. Аминь. Праздник Св. Троицы В дни Святой Троицы 1927 г. торжественные богослужения в Русской Церкви в Белграде совершил владыка митрополит Антоний. Владыка произнес глубоко назида-тельные проповеди – на первый день о догмате Пресвятой Троицы, а на второй об Исаакиевском соборе в Петрограде. Как известно, владыка в своих творениях раскрыл нравственное значение догмата Пресвятой Троицы, ясно показав, что без этого догмата невозможна ни христианская любовь, ни христианская жизнь, ни само христианство. В весьма простых и ясных выражениях владыка изложил сущность своих глубоких мыслей в отношении изъяснения этого важнейшего догмата христианства. На другой день владыка говорил “о 1001 несчастье России” – превращении большевиками Исаакиевского собора в Петрограде в музей. Сведения, касающиеся построения этого собора, его символического значения, особенного его почитания Петроградскими жителями, о самом Исаакие Далматском, в честь которого собор сооружен – почти неизвестные слушателям, – были трогательно изложены владыкой, посещавшим этот собор с самых юных лет. 4. Недели после Пятидесятницы Неделя Всех Святых ( Мф.10:32-33, 37-38; 19:27-30 ). “Что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте. Чему вы научились, что приняли и слышали, и видели во мне, сия исполняйте; и Бог мира будет с вами” ( Флп.4:8 ). Так говорит Апостол Павел и мы с благодарной любовью обращаемся к нему и ко всем святым, в которых мы видели и от которых научились тому, что только есть добродетель и похвала. С горячей, благодарной любовью мы взираем на них: они -“божественные угли,” горящие огнем Господней любви, они – сеятели “честное проповедание православно сеющие” и от них “прозябло божественным земледелием и благодатью” все что честно, праведно, пречисто и прелюбезно – “аще кая добродетель и аще кая похвала” – на земле.

http://azbyka.ru/propovedi/mysli-mitropo...

Как долго нужно приветствовать друг друга пасхальным приветствием? – Согласно церковному Уставу, мы празднуем Пасху в течение 40 дней, до праздника Вознесения. Именно столько Господь пребывал среди учеников после Своего Воскресения, являлся им и поучал их. В память об этом мы в течение этого времени и приветствуем друг друга пасхальным приветствием: «Христос Воскрес!» – и слышим в ответ: «Воистину Воскрес!» Весть о Воскресении Христа является основой нашей веры и апостольской проповеди . Пасха является главным праздником церковного года. В связи с Пасхой изменяется весь устав богослужений, отменяются земные поклоны, изменяется порядок домашних молитв, особенным образом совершается и погребение. Поэтому, как поется в стихирах Пасхи: «Радостию друг друга объимем и тако возопиим: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав». И будем свидетельствовать друг другу и окружающему миру о нашей вере и надежде, приветствуя друг друга пасхальным приветствием на протяжении сорока дней. В одной книге я прочитал, что Иисус Христос на самом деле не испытывал страданий и не умирал, потому что это свойство материи, а Он – Бог. Книга, по-моему, не совсем христианская, так как в ней проводится много аналогий с другими религиями. – Вы правильно заметили и оценили содержание данной книги – она действительно нехристианской направленности. Вопрос о Личности Иисуса Христа считается важнейшим, потому что с этим связана вся христианская сотериология – учение о спасении человека. Согласно учению Православной Церкви, Господь и Бог наш Иисус ХристосБогочеловек. В Его Лице непостижимым образом соединены две природы: совершенная Божественная и совершенная человеческая. В Священном Писании Сам Спаситель, не отвергая того, что Он есть Сын Человеческий, в то же время называл Себя Единородным Сыном Божиим. Причем лишь вера в Него как Сына Божия является верой истинно спасающей: Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную... Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия ( Ин. 3:16, 18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/hristo...

Когда Иисус исполнил просьбу учеников Своих, эммаусских путников, остался с ними и открыл Себя как воскресшего из мертвых, тогда они поспешно пошли в Иерусалим к оставшимся там своим братьям. Когда рассказали они последним, что произошло с ними на пути, и как Он был узнан ими в преломлении хлеба ( Лк.24:35 ), то и те в свою очередь подкрепили их в чувстве радости той вестью, что Христос истинно воскрес и явился Симону ( Лк.24:34 ). Братие-христиане! Какой благодати и благословения лишаем мы себя тем, что оставляем того или другого из наших собратий одиноким в своей вере и исповедании Господа, что мы в нашей жизни христианской так мало умеем поддерживать их в общении с нами! С самыми лучшими и благочестивыми намерениями, полный христианской любви, выступает иногда иной юный христианин на поприще жизни, но как скоро он охладевает в своем сердце, растлевается в своей душе, когда ему ни в школе, ни в доме его хозяина, ни даже в доме его собственных родителей ничего не говорят о Боге! Когда те, которые назначены ему в качестве руководителей, не только не возгревают одушевляющего его религиозного чувства, но, напротив, погашают и убивают его, препятствуя ему, например, свято проводить воскресные и праздничные дни, бывать за богослужениями, молиться и слушать проповедь слова Божия! Как легко угасает огонь, который горит в одном только человеке! Но попробуйте зажечь его и в других, и вы увидите, как быстро пыл одного перейдет и на другого и загорится ярким пламенем! Насколько бы было живее наше общение с Господом, если бы мы вернее следовали примеру первенствующих христиан, которые ежедневно были вместе за молитвою и у которых было одно сердце и одна душа ( Деян.4:32 )! О, не оставляйте, не пропускайте наших богослужебных собраний, как имеют обычай некоторые только, как говорил некогда Апостол, но, к сожалению, многие и очень многие! Не забывайте и домашней молитвы, собирайтесь для сего со своими семействами, женами, детьми и прислугою, как это бывало в старое доброе время. Пусть пламя молитвы, благодарения и поклонения высоко поднимется из сердец ваших во славу Живого и Воскресшего Господа. Тогда Он услышит нас, тогда Он останется и пребудет с нами, тогда возрастет и утвердится Его жизнь между нами и внутри нас, тогда мы не устами только, но и сердцем будем приветствовать друг друга: «Христос Воскресе! Воистину Воскресе!»

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Нельзя, поистине, верить тем, кои жалуются на избыток времени, ищут и не находят, как провести, или, как справедливо говорят, убить время. Эта жалоба не от недостатка дела, а от недостатка усердия к истинно полезным делам. Может ли не быть дела у христианина, который обязан знать «что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте» ( Флп.4:8 ). Мы не находим дела? Но перед нами книги св. пророков, о которых многие и понятия не имеют; писания св. апостолов, из которых мы нечто слышали иногда только в храме. А между тем сии Священные Писания суть глаголы Господа Вседержителя, которые «суть дух и жизнь» ( Ин.6:63 ), завет сладчайшего Искупителя нашего, который нам должно не только знать, но и исполнять. Может ли быть невнимание виновнее сего? Небрежение достойнее казни? Мы не знаем, как провести время, и, однако же, остаемся дома, когда Церковь призывает на молитву, роскошествуем и веселимся, когда она повелевает поститься и плакать о грехах своих! Может ли быть злоупотребление временем хуже сего? Равным образом, может ли жаловаться на недостаток дела и добрый гражданин, который сам живет трудами других и который по тому самому обязан непрестанно трудиться для блага других? «Не трудивыйся, – говорит апостол, – ниже да яст». И действительно, справедливо ли человеку, который не делает ничего на пользу ближних, питаться хлебом, который стоит кровавого пота бедному земледельцу; украшаться одеждами, для приготовления которых подобные нам жертвуют трудами и здоровьем; жить в доме, созидание которого стоило пота многим? Может ли, наконец, не быть дела у доброго семьянина, который обязан дать ответ за чад и домочадцев своих и перед обществом, и перед Церковью, и перед судом Божиим? С другой стороны, нельзя верить и тем, кои называют себя до того обремененными делами общественными и житейскими, что не находят времени для дел благочестия, для исполнения важнейших обязанностей христианских. Нет должности в обществе, которая поглощала бы, так сказать, все время жизни: древние христиане, находясь и в римском языческом войске и при дворе языческих кесарей, умели быть верными исполнителями и христианских обязанностей.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Но не соображения удобства, конечно, побуждали брать детей на Причастие, а то, что, по словам Самого Христа, не причащающийся человек не имеет вечной жизни! «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» ( Ин.6:53–54 ). Слова Христовы в первые столетия воспринимали еще более конкретно и прямо, нежели сейчас. Мыслимо ли отлучить любимое дитя от вечной жизни?.. Итак, детей брали на службу. В документе, описывающем Божественную литургию начала IV столетия, мы читаем: «Пусть дети стоят близ Алтаря, и пусть один из диаконов смотрит за ними, чтобы они вели себя прилично. А другие диаконы пусть ходят вокруг и следят за мужчинами и женщинами, чтобы не было никакого беспорядка, чтобы никто не клевал носом, не шептался, не спал…» («Литургия по Апостольским постановлениям»). В первые века христианства Литургия совершалась раз в неделю, в воскресный день. И каждый христианин должен был быть в храме. Потом, когда указом св. Константина Великого (313 год) христианство получило свободу и определенные привилегии, в Церковь хлынул поток вчерашних язычников. Кто-то стал настоящим христианином, кто-то следовал моде или хотел воспользоваться привилегиями. Те, кто не пережил подлинного духовного перерождения, а лишь на время увлекся христианством, через какое-то время охладели к храму. Словом, с этого лишь времени мы узнаем, что некоторые христиане ленятся еженедельно посещать богослужения и не причащаются. Ни каноны церковных соборов, ни воззвания святых отцов не могли победить этой ситуации, а как ее победить – в конце концов, не репрессиями же. Лишь призывами к христианской сознательности… Пропускать богослужение в воскресный день, нарушая заповедь Божию: «Чти день субботний» (для христиан – воскресный), – тенденция, свидетельствующая об упадке веры, об отказе от строя жизни первохристианского времени. И никакие надуманные аргументы о том, что так мы избежим привыкания и потери благоговения, не помогут оправдать этого нарушения.

http://azbyka.ru/parkhomenko/vospitanie-...

Савл встал, но ничего не видел – он ослеп от Небесного света. Сопровождавшие Савла повели его в Дамаск. А в это время Господь явился в Дамаске святому апостолу Анании, который возглавлял тогда христианскую паству в этом городе, и повелел ему идти к Савлу, сказав о нем: он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народам и царями и сынами Израилевыми ( Деян 9,15 ). Анания нашел Савла, возложил на него руки и крестил его. Тогда Савл исполнился Духа Святаго, прозрел и тут же начал проповедовать, что воистину Христос есть Сын Божий. Отныне Савл, которого со временем стали звать уже не по-еврейски, а по-римски – Павлом, сделался ревностным апостолом, пронесшим проповедь о Христе по многим известным тогда городам и странам. Во многих местах он основывал Церкви, претерпевая всевозможные скорби и лишения, как и сказал об этом в свое время Господь Анании: Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Мое ( Деян 9,16 ). За это время он написал четырнадцать посланий, которые мы с вами и поныне так часто читаем за нашими богослужениями. Как и святой апостол Петр, апостол Павел так же закончил жизнь мученически, будучи усечен мечом, – и тоже в Риме, и около того же времени, то есть около 67 года. Тело святого апостола Павла почивает в загородной церкви по Остийской дороге неподалеку от Рима. Главы же обоих апостолов, по преданию Римской Церкви, находятся в Латеранском соборе в Риме. Итак, возлюбленные братие и сестры, мы видим, сколь великими проповедниками нашей христианской веры и Самого Христа были эти два первоверховных апостола. С проповедью о спасении во Христе Иисусе они обошли огромные пространства и обратили к истинной вере множество людей, основывая по местам во славу Божию Церкви, поучая новообращенных и поддерживая их дух в боговдохновенных своих посланиях. Но замечательно и то, что они и ныне поучают нас доброй христианской жизни, оставаясь и почти через две тысячи лет необычайно дорогими и близкими нам. Они всё так же учат нас твердо и неизменно хранить нашу православную веру и наше единство, ничего не изменяя в церковных основах. Недаром сам апостол Павел говорит: если бы даже мы или Ангел с неба стал благо- нествоватъ вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема ( Гал 1,8 ), то есть да будет отлучен!

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010