Но – и в этом смысл стиха, следующего за прокимном: «К Тебе, Господи, воззову» – это блаженство обретается только в Боге, только во Христе. Путь блажен, потому что это путь к Богу. Без Бога любое «посмертное существование» – все равно смерть, все равно падение в бездну. Но, даже побежденная и преображенная, уничтоженная как отделение от Бога и потому от жизни, превращенная в блаженство, смерть – не окончательное исполнение, не цель. Она все еще «путь» – путь к воскресению, к окончательной победе Бога, к новому небу и новой земле, к исполнению Царства Божия, когда Бог будет «все во всем». И вот этой окончательной победы ожидает Церковь . Это ожидание – сама ее жизнь, и в этом ожидании участвуют все ее члены, как живые, так и усопшие. Чтение Апостола Таким образом, в конце богослужения в Слове Божием мы слышим объявление и провозглашение этой конечной победы и исполнения. «Ибо если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним. Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде. Потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облака, в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем» ( 1Фес 4:14,16–17 ). Я не помню из своих студенческих лет научное объяснение этого текста апостола Павла. (Мне кажется, что он должен быть полностью демифологизирован, но даже тогда он вряд ли будет иметь смысл для «современного человека».) Каков же смысл этих странных слов – глас Архангела, труба Божия? Почему облака? Что за облака? Может быть, какая-то древняя мифология? Я не знаю. Но одно я знаю точно. Я знаю, что каждый раз, когда я читаю или слышу этот текст, особенно на погребении, я слышу человека, видевшего, знающего что-то такое чудесное, такое невероятное и потрясающее, такое несказанное, радостное и прекрасное, что у него просто нет слов, чтобы передать это, ибо таких слов не существует. Как ребенок, переполненный впечатлениями, он использует бедные человеческие слова, надеясь, что они хоть как-то передадут нам эту радость, это торжество. И я знаю также, что можно всю жизнь потратить на изучение «христианской идеи смерти» и «христианской доктрины воскресения» и писать об этом книги, не понимая, что все уже сказано, явлено, дано раз и навсегда в простом, детском утверждении: «и так всегда с Господом будем». В этом – все христианство . Евангелие

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

После этого Петр произнес первую проповедь рожденной в этот день христианской Церкви. Он рассказал собравшимся о том, что сошествие Святого Духа было предсказано еще ветхозаветным пророком Иоилем. Также он рассказал о том, что Иисус Христос, Которого распяли иудеи, не умер, а воскрес из мертвых, вознесся на небо и послал Своим ученикам Утешителя. В завершение своей проповеди к народу апостол Петр сказал тяжелые для всех иудеев слова: «Твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли» (Деян. 2, 36). Слова святого Петра были настолько сильны и убедительны, что многие из собравшихся уверовали в Иисуса как в Сына Божия. При этом они стали спрашивать апостолов: «что нам делать, мужи братия?» На это апостол Петр предложил им покаяться в совершенных грехах, принять крещение во имя Иисуса Христа и получить дар Святого Духа. Как свидетельствует Священное Писание, в этот день к Церкви присоединилось около трех тысяч человек. Жизнь во Христе После событий дня Пятидесятницы, который считается днем рождения христианской Церкви, для последователей Христа началась совершенно другая жизнь. Ученики Христовы постоянно пребывали в общении, молитве и преломлении хлеба – то есть уже тогда, по повелению Самого Христа, совершалось Таинство Евхаристии или Причастия. У первых христиан было общее имущество, они продавали свои имения, всю свою собственность, а деньги распределяли среди нуждающихся. Священное Писание свидетельствует о том, что  в эти дни апостолы совершили в Иерусалиме множество чудес и знамений, тем самым подтверждая истинность своих слов. Поэтому число новых учеников увеличивалось каждый день. Через некоторое время апостолы разошлись по разным странам, чтобы рассказать и другим народам о Спасителе всего мира. Преемники апостолов Перед тем как отправиться с проповедью к язычникам, апостолы избрали себе помощников из числа верующих. Эти люди должны были в их отсутствие совершать богослужения и таинства и проповедовать учение Церкви уже обращенным ко Христу. В специальном обряде – рукоположении – апостолы посвятили избранных в особые церковные степени – епископство, священство и диаконство.

http://foma.ru/den-kogda-rodilas-tserkov...

Считать Церковь состоящей из одного только духовенства, это значило бы не понимать самого ее существа, как Тела Христова. Как в теле человека каждая его часть имеет свое место и назначение, так и в Церкви Христовой каждый ее член имеет свое место и назначение, и на каждом из них лежит ответственность и забота о правильном течении церковной жизни. Заботясь о том, чтобы в своей собственной личной, жизни быть верным последователем Христа и исполнителем Его заповедей, православный человек должен распространять эту заботу и на свою собственную семью, которая по Апостолу является малой церковью Христовой. В апостольских посланиях он найдет все необходимые указания, какой должна быть жизнь христианской семьи, отношения между мужем и женой, между родителями и детьми, чтобы семья была действительно малой Церковью Христовой, и чтобы жил в ней Господь. После семьи, следующей более крупной единицей церковной жизни, является церковный приход, группирующийся около своего приходского храма. Все члены церковного прихода составляют также одно духовное тело. Все они тесно связаны общей молитвой, храмом, богослужением, принятием Святых Таинств и должны чувствовать себя членами одной семьи, одного тела, в котором, по слову Апостола, " членов много, а тело одно. Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова - ногам: вы мне не нужны. Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее, а которые нам кажутся менее благородными в теле, о тех более прилагаем попечения, и неблагообразные наши более благовидно покрываются, а благообразные наши не имеют в том нужды. Посему страдает ли один член, страдают с ним все члены, славится ли один член, с ним радуются все члены. И вы тело Христово, а порознь члены " (1 Поел. Кор. XII 20-24). Такими словами Апостол говорит о Коринфской Церкви, но Коринфская Церковь того времени, это то же самое, что наш нынешний церковный приход, так что слова Апостола вполне применимы к любому нашему церковному приходу и показывают, какова должна быть его внутренняя жизнь и взаимные отношения его членов. На всех прихожанах лежит одна и та же обязанность - заботиться вместе со своими пастырями о сохранении в чистоте и неповрежденности древнего апостольского и святоотеческого православного предания и христианской жизни.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Христианская вера не есть система каких-то самых замечательных идей. Это не философия и не мораль, хотя заповеди открывают непоколебимые таинственные законы жизни. Христианская вера есть прежде всего признание реального факта: Бог явился среди нас. Мы видели Его и слышали Его, мы встретили Его, Он обращался к нам, мы ели и пили с Ним. Встреча с Ним была столь значительна, что мы перешли из смерти в жизнь. И отныне мы живые для Бога во Христе Иисусе, ибо в Нем явился Бог, и мы любим Его больше всего по той простой причине, что Он наш Бог, наш Спаситель, наш Господь. Он наша жизнь и наше счастье, Он наша радость, и в Нем полнота всего. Только этим определяется с самого начала существование Церкви. Посмотрите, как святая равноапостольная Мария Магдалина любила Господа. В утро Пасхи она ищет Его, обливаясь слезами у гроба, от которого в мире образуется безмерная пустота. Ему достаточно позвать ее по имени, чтобы она, не помня себя от радости, бросилась к Нему с восклицанием: «Раввуни!» Посмотрите, как Петр любил Господа. На следующий день по Воскресении Господь ждет рыбаков на берегу озера — как недавно в день их призвания на апостольское служение. И трижды Он спрашивает Петра: «Любишь ли Меня?» Петр исполнен глубокой печали, потому что при каждом вопрошании он вспоминает, как всего три дня назад он трижды отрекся от Господа. Если после этого предательства он тотчас же заплакал горько, то потому что осознал, что его любовь ко Христу была сильнее всего, сильнее всякого его малодушия. Господь снова простирает к нему руку, и он ухватывается за нее: «Господи, Ты все знаешь, Ты знаешь, что я люблю Тебя». Этот ответ Петра — молитва, та, которой молятся все ученики Христовы, в особенности те, кто предал своего Спасителя, но несмотря ни на что любят Его. Посмотрите на юного апостола Иоанна Богослова, будущего евангелиста, который на Тайной Вечери слышал биение сердца Господа и принял из Его уст слова, которые впоследствии он передаст нам. Посмотрите на всех — на святых апостолов, на мучеников, на святителей, на множество монахов и пустынников, удалившихся от мира ради любви ко Господу. Посмотрите на этот бесчисленный народ Божий, который мы прославляем в Церкви. Каждый из них любил Господа исключительной любовью. Каждый из них воспринимал слово Евангельское, о котором мы размышляем за богослужением в храме, как обращенное лично к нему. Каждый из них мог сказать вместе с апостолом Павлом: «Что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа» (Фил. 3, 7—8).

http://ruskline.ru/news_rl/2022/04/26/ch...

3. Церковная жизнь Слово « Церковь » употребляется как применительно к единой Святой, Соборной и Апостольской Церкви (в этом случае оно пишется с большой буквы), так и применительно к конкретному зданию христианского храма (в этом случае его пишут с маленькой буквы). Церковная жизнь Очень часто знакомство людей с церковью (храмом) ограничивается тем, что они приходят туда по особым случаям – покрестить ребенка, отпеть умершего родственника, заказать молебен за тяжелобольного, поставить свечку перед экзаменами и т. д. Все это само по себе важно, но участие в церковной жизни не должно этим ограничиваться. Церковная жизнь предполагает регулярное – по крайней мере, по большим праздникам и воскресным дням,– участие в богослужениях и причащение Святых Христовых Таин. Жизнь православного христианина подчинена не только календарю светских праздников и будней, событий личной, профессиональной и семейной жизни, но и церковному календарю. И храм для него – не просто место, куда он иногда заглядывает по дороге на работу или с работы или где он появляется только по особым случаям, а то место, куда он регулярно приходит для встречи с Богом и для общения с другими членами церковной общины. Любовь к храму Божию В псалмах говорится: «Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать святый храм Его» ( Пс.26:4 ). Эти слова выражают чувства души, любящей Бога и стремящейся к общению с Ним. Храм – жилище Бога: «Господь во святом храме Своем» ( Пс.10:4 ). В храм ходят не потому, что «так положено» или это «требуется». Естественное состояние души христианина – стремление к храму Божию, любовь к богослужению и молитве. Подобно древнему псалмопевцу, который говорил: «Возрадовался я, когда сказали мне: пойдем в дом Господень» ( Пс.121:1 ), христианин радуется, когда слышит звон колокола, возвещающего начало церковной службы, и охотно отлагает обычные дела, чтобы пойти в храм. 4. Православный храм Православный храм – место, где совершается богослужение, где люди приобщаются к Богу через молитву и церковные Таинства.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

     В богослужении 14-й Недели по Пятидесятнице мы слышим стихи, которыми обычно аргументируют наличие в Церкви Таинства Миропомазания. «Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши» (2 Кор. 1:21–22), – пишет апостол Павел. Поговорим о смысле этих слов. «Помазавший». В Ветхом Завете возлияние елея на чью-то голову (помазание) удостоверяло, что Бог отделил этого человека на особое служение. Как правило, это было служение царское, священническое или проповедническое (см. 2 Цар. 2:4; Исх. 40:15; Ис. 61:1). В Новом Завете все эти значения исполняются в христианине. Есть известное место в письмах апостола Петра, которое вмещает в себя все три смысла. «Вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1 Пет. 2:9). Во Христе мы делаемся (в духовном смысле) царями и священниками, чтобы «возвещать совершенства» нашего Бога, и делом и словом. Что значит наше царствование, на которое мы помазаны? Человек изначально был сотворен по образу Царя Небесного (см. Быт. 1:26) и имел царскую власть над миром. Бог повелел ему обладать землею (см. Быт. 1:28). В результате грехопадения человек потерял многое от своей власти и запятнал светлый образ Божий в себе своими беззакониями. Но в Новом Завете образ Божий в человеке обновляется, и мы входим в духовное царство во Христе, ибо нам «завещавается Царство» (Лк. 22:29). В Царстве Божием нам обещано соцарствование Христу (например, Иоанн Богослов говорит о себе, что он «соучастник в скорби и в царствии и в терпении Иисуса Христа» (Откр.1:9)). Духовное царствование над миром, соучастие в Христовом царствовании и есть христианское достоинство и призвание. Что значит наше священство? «Власть предоставлять наши тела в жертву живую, святую, благоугодную Богу” (Рим. 12:1) и превращать всю нашу жизнь в разумное служение” (Рим. 12:1)... освящать и преобразовывать себя и свою жизнь и весь мир» (прот. А. Шмеман. Водою и духом, гл. 3, 5). Живя так, мы исполним и заповеданное нам проповедническое служение. Благочестивая жизнь есть лучшая проповедь Христа Воскресшего. Жизнь во Христе родит и необходимое слово благовестия, в нужный момент. «Ибо от избытка сердца говорят уста» (Мф. 12:34; Лк. 6:45).

http://pravoslavie.ru/115452.html

Если однако читатель ждал от этой книги еще одного «рецепта» возрождения миссии, еще одного «миссиологического» трактата, то их он в ней не нашел. И он вправе спросить – почему, пообещав в заглавии («За жизнь мира») разбор «проблемы» Церкви и мира, автор – на протяжении всей книги – говорит о таинствах и обрядах, о литургическом времени и праздниках, и, в сущности, нигде не говорит о миссии, о стратегиях и тактике «завоевания мира» христианством. Ответ на этот вопрос и составляет заключительное исповедание автора. § 2 Я глубочайшим образом убежден, что все разговоры о миссии, а, это значит, о Церкви и соотношении к миру, окажутся праздными, и не только праздными, но и вредными, до тех пор, пока не примем мы, христиане, христианского откровения о мире. А это откровение дано и дается нам, как раз, в той литургии, краткому и по необходимости – поверхностному, объяснению которой посвящена эта книга. Я отлично знаю, что за две тысячи лет смысл этой литургии часто затемнялся и сужался, терял в сознании верующих, свою отнесенность к миру, свою «эпифаническую» силу. Однако, ни затемнения, ни сужения – не непоправимы, особенно в нашем православном литургическом предании, сохранившем в целости изначальную структуру свою и дух. Единственное настоящее горе наше – это разрыв между этим литургическим откровением мира, между богослужением, и «богословием», то есть попытками систематического определения и объяснения христианской веры. Но и это горе, повторяю, не непоправимо. Ибо пока совершает Церковь свою «литургию», свое дело, пока ежедневно, и часто в полупустых храмах, возносит священник к небу смиренные дары хлеба и вина, возносит и приносит их «за всех и за вся», за весь мир, за все творения, и все соединяет во Христе, Господе и Спасителе мира, все относит к грядущему Царству, – совершается и исполняется в мире то свидетельство о мире, без которого нам решительно нечего возвестить ему и некуда звать. Ибо христианство – не система «идей» и, уж во всяком случае, не идеология. Оно есть опыт, и свидетельство об этом опыте, непрестанно подаваемом Церковью. Этот опыт – «о том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни (ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам), о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами; а наше общение – с Отцем, и Сыном Его, Иисусом Христом. И сие пишем вам, чтобы радость ваша была совершена...» ( 1Ин.1:1–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Несмотря на отсутствие явных внешних сходств, богословское учение Ин по сути совпадает с содержанием посланий апостола Павла. И Павел, и Иоанн основываются на ветхозаветном учении о Божием завете с Израилем, о средоточии религиозной жизни народа — иерусалимском храме и об обетовании того, что Христос придет из избранного народа по плоти, ср. спасение от иудеев (Ин 4:22) и которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования; их и отцы, и от них Христос по плоти (Рим 9:4–5). И у Павла, и у Иоанна Бог есть Бог Единый, Живой, грозный и неприступный в святости и одновременно бесконечно близкий к человеку, Его суверенная воля есть начало и конец спасения, ср. Ин 6:44; 15:16 и Рим 9:14–18, для обоих Иисус из Назарета есть Хрис­тос — Сын Божий, Спаситель мира. Павел, в отличие от Евангелистов, не повествует о земной жизни Иисуса, однако он знает, что жизнь Мессии была реальной человеческой жизнью в бедности, смирении и любви, что Он умер на кресте, чтобы искупить человечество от власти греха и смерти, что Он был погребен и на третий день воскрес из мертвых. И Иоанн, и Павел пишут о главном в христианской жизни — о вере и любви; хотя Иоанн не использует, в отличие от Павла, существительное p…stij ‘вера’, глагол pismeЪein ‘верить’ имеет у него то же значение: Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его (20:31). В Кол 1:15–19 Павел, опираясь, очевидно, на ветхозаветное учение о Премудрости Божией, излагает христологию, по существу совпадающую с Иоанновым учением о Логосе, хотя само слово lTgoj не использует. Нет никаких свидетельств того, что Иоанн был знаком с посланиями Павла, а знакомство Павла с четвертым Евангелием почти невероятно хронологически, поэтому сходства объясняются тем, что оба опирались на общее для них предание первоначальной Церкви. В тексте четвертого Евангелия никак прямо не отразилась главная богословская тема Павла — оправдание человека перед Богом и роль в этом веры и дел закона. В словах вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал (Ин 6:29) вряд ли следует усматривать связь с богословием Павла, скорее оно передано Иоанном в других, не-павловых выражениях: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь (Ин 5:24). Еще одна существенная параллель — характерное для Павла словосочетание ™n Crismщ ‘во Христе’, которое хотя и не употребляется в Ин, находит точное содержательное соответствие в 15:7 (если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут). В то время, когда Иоанн писал свое Евангелие, учение Павла уже одержало победу над иудействующими христианами, и вопрос о том, можно ли принимать язычников в Церковь без того, чтобы они при этом принимали иудейский закон, полностью утратил актуальность; иудеи рассматривались уже только как “внешние” и враги Церкви, а миссия среди них почти прекратилась.

http://pravmir.ru/referat-barret-ch-k-ev...

10 Впрочем, и ветхозаветные Писания он ценил высоко: «Ветхий Завет есть прообраз Нового, то есть его событий и благодатной жизни христианской Церкви. Эти прообразы в словах, предметах, явлениях, лицах, событиях и пр. так величественны, ярки, выразительны, содержательны и поучительны, что поэтому Церковь в таком изобилии и ввела их в свое богослужение во всех случаях и отношениях, каковы кафизмы, прокимны, паремии, каноны и т. д. Изучая и знакомясь с этими прообразами, перенеси их внутренний, таинственный, благодатный смысл на соответствующее событие из Нового Завета, или из жизни христианской Церкви, или из жизни духовной во Христе, к которой относится и твоя личная жизнь, и уразумеешь яснее эти последние события или благодатные состояния лиц в них и в жизни их. 1935 г. Усадьба Мереч-Гай. Моя келья». 11 « Мф. 23, 23 . Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять. Суть закона духовного: правда, милость и вера (рассуждение и отношение в соответствии с ней и благодатью Божией). А современные законники духовные (консистории) кое-как еще, смотря по обстоятельствам, держатся иногда первой и второй, а о третьей же – самой главной, которая есть, так сказать, душа их,– совершенно даже утратили понятие. Куда мы идем? О, горе наше!» Или « Мк. 9, 11–13 : И спросили Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит придти прежде? Он сказал им в ответ: правда, Илия должен придти прежде и устроить все; и Сыну Человеческому, как написано о Нем, надлежит много пострадать и быть уничижену. Но говорю вам, что и Илия пришел, и поступили с ним, как хотели, как написано о нем. Книжники – современные ученые богословы – разумеют Священное Писание внешне, а во внутренний смысл его проникнуть не могут». 12 Например: « Мк. 8, 12–13 : И Он, глубоко вздохнув, сказал: для чего род сей требует знамения? Истинно говорю вам, не дастся роду сему знамение и И, оставив их, опять вошел в лодку и отправился на ту сторону.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

10) Паисий (Величковский) , старец. Крины сельные, или цветы прекрасные. О Иисусовой молитве, умом в сердце совершаемой. – Киев: «Задруга», 1997 (по изд. 1910). 11) Ефрем Святогорец архимандрит, игумен афонского монастыря преподобного Филофея. Жемчужины подвижнической мудрости. Главы о молитве и послушании. – М.: Издательство Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2001. 12) Игнатий Брянчанинов (святитель). Аскетические опыты. В 2-х т. – Мн.: Лучи Софии, 2001. 13) Преподобный Силуан Афонский . – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1999. 14) Епископ Варнава (Беляев) . Опыт изложения православной аскетики. – Нижний Новгород: Издательство братства во имя святого князя Александра Невского, 2002. 15) Откровенные рассказы странника духовному своему отцу. – М.: Издание Сретенского монастыря, 1998. 16) Неизвестный афонский исихаст. Трезвенное созерцание. – М.: Издательство Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2002. 17) Святитель Феофан Затворник Вышенский . Путь к спасению. Письма о христианской жизни. Поучения. – М.: Лепта-Пресс, 2005. 18) Отец Иоанн Журавский. О внутреннем христианстве. – Мн.: Лучи Софии, 2002. 19) Монах Иосиф. Старец Иосиф Исихаст . – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Свято-Преображенский Валаамский мужской ставропигиальный монастырь, 2000. 20) Духовная жизнь по алфавитному патерику. Исихазм как освоение внутреннего мира/Митр. Антилохий (Родович). – М.: Образ, 2004. 21) Архимандрит Эмилиан. Богопознание. Богослужение. Богомыслие. – М.: Издательство храма святой мученицы Татианы, 2002. 4.5. Апологетический раздел 4.5.1. Один из астрофизических доводов «Ты сотворил прежде сего бывшее, и сие и последующее за сим, и содержал в уме настоящее и грядущее, и, что помыслил Ты, то и совершилось; что определил, то и явилось и сказало: вот я. Ибо все пути Твои готовы, и суд Твой Тобою предвиден» ( Иудиф.9:5–7 ). «Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» ( Ин.3:17 ). Тысячелетиями человечество стремится уразуметь свое место и назначение в мире. И в поиске ответов на это фундаментальные вопросы сталкиваются, прежде всего, два вида сознания, основанные на созидательной (позитивной, положительной) духовности или на противоположной ей – разрушительной (негативной, отрицательной) духовности. Причем вторая разновидность духовности нередко маскируется под якобы бездуховность, атеизм, материализм, стремится придать себе видимость научного статуса. При появлении христианства борьба этих двух несовместимых между собой духовностей крайне обострилась. Для оправдания себя профанный (светский) атеистический рассудок, оправдывая свою склонность к якобы бездуховности (одного из бесчисленных проявлений бесовщины), со средних веков приписывает единой Святой, Соборной и Апостольской Церкви мифическую косность, примитивность, неразумность, враждебность гуманизму, разуму, науке и прогрессу.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010