Но мы чувствуем: страшные катаклизмы в природе – отражение греховных катаклизмов в человеке. Тварный мир идет к концу – но именно мы с вами в ответе за то, что он умирает в мучительных корчах, истощенный, израненный и растленный нами; в ответе за построенный для нас Богом дом, в котором мы, его хозяева, живем подчас так бездарно и хищнически… В дни Великого поста мы вспоминаем это еще раз, когда приходит Неделя его вторая , когда Церковь чествует память святителя Григория Паламы , дивного христианина, человека Возрождения (мы как-то привыкли считать, что эпоха Возрождения – эпоха отхода от основ веры, от церковности, наступления гуманизма, который нередко именуем «безбожным» — но вспомним, что на Востоке это время тоже стало временем Возрождения подлинной христианской антропологии, временем расцвета исихастского откровения о человеке и его глубинной, а не схоластически рассматриваемой, связи с Творцом), отстоявшего для Церкви учение о нетварных Божественных энергиях, которыми любящий Бог связал себя и Свое творение. Древнее искушение манихейского дуализма – объявить один лишь только дух святым, а материю – нечистой и достойной лишь уничтожения, навсегда преодолено в Церкви. Это преодоление – задача каждого, считающего себя христианином: не отвергать и уничтожать свою плоть, свою земную жизнь и весь тварный мир, но трудами преображать всё это, Богу содействующу, в жизнь вечную. Думая обо всем этом, прокручиваю в Ю-Тубе ролики с ужасными кадрами последствий трагедии в Японии, и увиденное отзывается горечью и стыдом: вот до чего довели мы землю, Богозданный наш дом… «Мы»!… громко сказано… О всех-то «нас» рассуждать-обличать как-то язык и не поворачивается: видеть занозы в глазах ближних мешает огромное бревно греха в глазу собственном… Сколько же надо слез, настоящих покаянных, а не пустых слез саможаления и отчаянья, чтобы вот его-то, бревно это, вымыть, сколько… И сквозь слёзы твердишь дивные слова благодарности, слова псалма о сотворенном Богом мире, которыми начинается вечернее Богослужение : «Благослови, душа моя, Господа! Господи, Боже мой! Ты дивно велик, Ты облечен славою и величием; Ты одеваешься светом, как ризою, простираешь небеса, как шатер; устрояешь над водами горние чертоги Твои, делаешь облака Твоею колесницею, шествуешь на крыльях ветра. Ты творишь ангелами Твоими духов, служителями Твоими — огонь пылающий. Ты поставил землю на твердых основах: не поколеблется она во веки и веки. .. Буду петь Господу во всю жизнь мою, буду петь Богу моему, доколе есмь».

http://pravmir.ru/svyashhennaya-plot-zem...

Поможем нашим ближним, будем говорить им о Боге, о любви Небесного Отца, укрепим их дерзновением и надеждой. Помочь страждущей душе – вот самая большая милостыня. Ведь и нам другие люди оказали когда-то помощь, потому и мы теперь должны делать то же самое. Понудим же себя во всём, дабы войти в чертог Христов, ведь «нужницы восхищают Царствие Небесное» 40 41 . Аминь. 30 «А потому сказываю тебе: прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит. Ей же сказал: прощаются тебе грехи.... Он же сказал женщине: вера твоя спасла тебя, иди с миром» ( Лк.7:47–48,50 ). 32 русской народной традиции принято считать, что бес находится и действует не справа (одесную), а слева – ошую (от «шуйца» – левая рука, в отличие от «десницы» – правой руки). 33 Мария Египетская († 522 г.) – христианская святая. Христианское вероучение рассматривает пример Марии Египетской как образец совершенного покаяния. Родилась в Египте в середине V в. и в 12 лет покинула родителей. Осознав своё падение, по указанию гласа от иконы Божией Матери Мария поселилась в пустыне, где провела 47 лет в полном уединении, посте и покаянных молитвах. Единственным человеком, который увидел Марию после её ухода в пустыню, стал иером. Зосима, свидетельство которого послужило основанием для жития преподобной, написанного Софронием Иерусалимским . В храме Гроба Господня в Иерусалиме имеется часовня в честь святой Марии Египетской, построенная на месте её обращения. Православное богослужение утрени четверга Пятой седмицы Великого поста получило в народе название «Мариино стояние». Память совершается 1 апреля по ст. ст. и пятую Неделю (воскресение) Великого поста. 36 например: «Нужно знать, что падение для ангелов то же, что смерть для людей. Ибо после падения для них нет покаяния, как и для людей оно невозможно после смерти» (Прп. Иоанн Дамаскин «Точное изложение православной веры», кн. 2, гл. IV/18/). На это указывает Святое Евангелие, когда называет жизнь на земле сеянием, а жизнь в загробном мире – жатвою. – Ср.: «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную» ( Гал.6:7–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Svyatogo...

Почему спокойно? — Она верила, что служитель Христов не обидит ее сына, а поможет ему, и она не ошиблась... О чем говорит этот пример? – О том, что только верующим людям доверяют и с ними чувствуют себя спокойно, зная что христианин не делает зла, а только добро своему ближнему...    Представьте себе, что вы попали в общество людей, неверующих и хулящих открыто Бога. Скажите откровенно: уверены ли вы, что вы в безопасности? – Нет. А когда перед вами люди богобоязненные: вы спокойны за себя. Как же жестоко ошибается тот, кто изгоняет Христа Спасителя из человеческого общежития, завет Христовой любви не ставит нормой жизни... Это значит удалить солнце из природы, это значит вносить в людскую толпу злобу, вражду, ненависть. Нет, побольше любви, и только тогда человеческая жизнь может измениться. Только Христос, истинный Бог и истинный человек, может оздоровить человеческое грешное общество и дать ему новую счастливую, насколько это возможно на земле, жизнь, полную любви, как и говорит Он: «заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» (Uoah.XIII,34). – АМИНЬ. О борьбе с неверием и развратом    «О род неверный и развращенный! доколе    буду с вами? доколе буду терпеть вас?» (Mф.XVII,17).    Для православного христианина невыразимо тяжко смотреть на современное широкое развитие неверия и нечестия. Пройдитесь по градам и весям страны нашей и почти на каждом углу услышите насмешки и кощунства над святою верою и ее служителями, увидите почти открытый разврат среди нашей молодежи и даже детей. Где главнейшая причина такого неверия и разврата? – в полном невежестве религиозно-нравственном. Светлое, прекрасное Христово учение, кроткий и любвеобильный лик нашего Спасителя, красота и умилительность наших православных богослужений, все что радует веселит нашу верующую душу. Ничего этого не знают современные юноши и несчастные дети. Что же делать нам, имеющим Христово учение и благодатную святую радостную жизнь в православной церкви? Нести это сокровище тем, кто их не имеет. Спаситель наш явился Апостолу Павлу в видении ночью в Коринфе и сказал: «не бойся, но говори и не умолкай, ибо Я с тобою и ничто не сделает тебе зла; потому что у Меня много людей в этом городе» (Дeяh.XVIII,9—10). И нам нужно всем – не только пастырям, но и всем верующим христианам – говорить немолчно о святой вере нашей и жизни христианской, – всем неверующим и развращенным. Пусть слабы и убоги будут наши речи, но говорить нужно, ибо истина, сама по себе постоит. А у нас, православных, истина Христова, и ее нет в другом месте в такой чистоте, как у нас.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Притча о двух должниках в конечном итоге говорит о том, что Бог готов простить всякого человека: и грешника, и того, кто считает себя праведником. И тому и другому Он может позволить начать жизнь с чистого листа 157 . При этом тот, кому больше прощено, может оказаться более способным к вере, покаянию и исправлению, чем тот, кому прощено меньше. Классическим примером такого покаяния и радикального изменения образа жизни является Мария Египетская (V век). Согласно житию, Мария в молодости была блудницей и в течение многих лет вела порочную жизнь. Однажды она отправилась в Иерусалим на праздник Воздвижения Креста. В Иерусалиме она хотела посетить храм Гроба Господня, но какая-та таинственная сила удерживала ее и не давала войти в храм. Осознав свою греховность, Мария тотчас оставила мир, ушла в пустыню и провела сорок семь лет в строжайшем воздержании и непрестанной молитве. Единственным человеком, который после этого встречался с ней, был инок Зосима: он и поведал миру о ее подвигах. Под конец жизни Мария достигла такой степени святости, что во время молитвы поднималась на воздух, переходила реку по воде и цитировала наизусть Священное Писание , которого никогда до того не читала. Житие Марии Египетской, составленное в VI веке Софронием Иерусалимским , пользовалось чрезвычайной популярностью на христианском Востоке на протяжении многих веков. По сей день оно читается за православным богослужением ежегодно в дни Великого поста. 3. Заблудшая овца Оставшиеся две притчи, подлежащие рассмотрению в настоящей главе, содержатся в Евангелии от Матфея. Первая из них – о заблудшей овце имеет пролог и эпилог, выполняющие функцию толкования. Прологом к притче является рассказ о том, как ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном? В ответ на это Иисус, призвав дитя, ставит его посреди и говорит: Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном; и кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает; а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

«Я есмь хлеб живый, сшедший с небес» ( Ин.6:51 ); «Плоть Моя истинно есть пища и кровь Моя истинно есть питие» ( Ин.6:55 ); «Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь пребывает во Мне, и Я в нем» ( Ин.6:56 ). Пребывание же со Христом и во Христе и есть жизнь, полная освящения или плодов добра: «Кто пребывает во Мне и Я – в нём, тот приносит много плода, ибо без Меня не может делать ничего» ( Ин.15:5 ). Поэтому, «если не будете есть плоти Сына человеческого и пить крови Его, то не будете иметь в себе жизни» ( Ин.6:53 ); «ядущий же хлеб сей жив будет во век» ( Ин.6:53 ) 136 . Посему истинные ревнители о жизни по воле Божией с самого начала христианства приступали к Святому Причащению весьма часто. При св. апостолах христиане преломляли хлеб, т. е. приобщались всякий раз, как собирались вместе для молитвы. Св. Василий Великий в послании в Кесарию говорит, что спасительно приобщаться Телу и Крови на всякий день, а о себе пишет: «Мы причащаемся четыре раза в неделю» И это общее мнение всех святых, что нет спасения без причащения (см. Добротолюбие, ч 2-я иноков Каллиста и Игнатия, гл. 92). Приобщаясь всегда, когда только может, возрождённый может и не приступать к Святому Таинству Покаяния, потому что он не впадает в тяжкий грех, лишающий его благодати оправдания. Но зато вся его жизнь есть непрестанное говение: он не только находится в состоянии самособранности зрения нового мира, в чувствах и расположениях покаянной веры, но и прилежит чтению и слышанию Слова Божия, общественному и домашнему богослужению, соблюдает все уставы церкви и при всём этом всякий простительный грех, т. е. невольные движения злых помыслов и пожеланий, возникающие в нём вопреки инициативе его собственного «я», исповедует как Богу ежедневно среди молитвы, так и при первом случае своему духовному руководителю или другому единомысленному с собой христианину; короче: не говея перед Святым Таинством Причащения, возрождённый так устраивает всю свою жизнь, что она становится непрестанным говением. Занятие Словом Божиим и участие в богослужении, воспитывая дух ревности и жизни по воле Божией и созидая молитвенный дух в христианине, через Святое Таинство Евхаристии удерживая его в единении с Источником оправдания и освящения – Самим Богом, через все прочие уставы церковные содействуя ему в посте и бдении, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yanyshev...

16 . От желающего приступить к Таинству Святого Причащения требуется, чтобы он приготовил себя к тому, а именно поговел бы одну неделю или несколько дней, т. е. постился и усиленно молился, припоминал свои грехи, примирился со всеми и исповедал грехи пред своим духовным отцом. 17 . Об этом приготовлении ко Святому Причащению святой Апостол так пишет: Пусть испытывает себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем ( 1Кор.11:28–29 ). Это значит, что желающему приступить к Святому Причащению должно сознать свои грехи и раскаяться в них, и тогда уже причащаться. Тот же, кто причащается без сего, подвергается осуждению, потому что причащается, не имея должного внимания и уважения к этому величайшему Таинству. 18 . Причащающиеся Тела и Крови Христовой получают от сего следующую пользу: они теснейшим образом соединяются со Спасителем Своим Иисусом Христом и после смерти получают вечную блаженную жизнь. 19 . Об этом так говорит Сам Иисус Христос: Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь во Мне пребывает и Я в нем ( Ин.6:56 ). Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную (т. е. залог сей жизни), и Я воскрешу его в последний день (для вечного блаженства) ( Ин.6:54 ) 38 . 20 . Древние христиане причащались каждый воскресный день, а иные и чаще; но из нынешних христиан немногие способны к сему. Поэтому Церковь заповедует исповедоваться пред духовным отцом и причащаться четырежды в год, или каждый месяц, но непременно однажды в год. 21 . Долг христианина чаще присутствовать за литургией, особенно в воскресные и праздничные дни. Не приступая к Святому Причащению за ней, а только слушая ее, мы должны участвовать в сем Богослужении молитвою о себе и о других, живых и умерших, и воспоминанием жизни и дел Иисуса Христа; так как Таинство Причащения и установлено Им именно для Его воспоминания. 22 . Например, во время проскомидии мы должны воспоминать главным образом Рождество Христово.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

27 января сего года, изволением Святого Духа, Собор избрал Патриархом Московским и всея Руси Высокопреосвященнейшего Кирилла, митрополита Смоленского и Калининградского. Мы просим всех чад церковных усердно молиться о том, чтобы Пастыреначальник Господь Иисус Христос обильно излил милость Свою на служение нового, шестнадцатого Патриарха Московского и всея Руси, подал ему неоскудеваемую помощь во всех его делах, укреплял его духовные и телесные силы для служения Святой Церкви, чтобы Первосвятительские труды Святейшего Владыки и Отца нашего избранного Патриарха Кирилла принесли благословенный Богом плод.  В минувшем столетии наша Церковь прошла через горнило испытаний, сохранив веру и верность Христу. Ныне перед ней открываются новые возможности миссионерского служения, которые необходимо активно использовать, ибо христианская миссия — это прямой завет Спасителя. Воскресший Христос призывает Своих учеников последовать Ему и проповедовать Божественную Истину. Господь пришел спасти, но, по слову апостола, как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего? (Рим. 10, 14). Будем же все служителями и проповедниками Христа Спасителя, через Которого мы получили благодать и апостольство (Рим. 1, 5). Пастырское слово и пример христианского доброделания должны достичь сердец тех людей, которые именуют себя православными, но не живут церковной жизнью. Ведь и они — часть нашей Церкви, призванная Господом ко спасению. Радуясь возросшему числу храмов и священников, мы должны помнить, что именно состояние душ людей, их участие в Таинствах и богослужении, их нравственный и духовный облик суть критерии успеха усилий Церкви. Мы призваны свидетельствовать о правде Евангелия Христова, о том, что во Христежизнь, и жизнь с избытком (см. Ин. 10, 10). Мы должны говорить о том, что только следование вечным и неизменным нравственным ценностям, данным в Божественном откровении, позволит преодолеть внутренний кризис личности, разлад в семье и нестроения в обществе. Церковь несет это свидетельство всему миру, всем людям, особенно детям и молодежи. Именно поэтому мы должны сегодня иметь возможность нестесненно обращаться к юному поколению — через проповедь, школу, средства массовой информации.

http://patriarchia.ru/db/text/543778.htm...

46 И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, 47 хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви. 46–47. Местами, где пребывали первые христиане постоянно, были или храм, или частные дома. Главным и почти исключительным занятием христиан была молитва . Так как, с одной стороны, специально христианского богослужения еще не выработалось, а с другой – христиане не считали несогласным с верою присутствовать при ветхозаветном, богоучрежденном богослужении, то храм Иерусалимский продолжал служить для них местом, где они могли удовлетворить своему стремлению к молитве. Но у христиан было уже нечто особенное в богослужении, чего они не могли иметь в храме Иерусалимском: это – преломление хлеба, таинство Евхаристии. Поэтому для преломления хлеба они собирались в тех же самых домах, которые служили для них местом жительства. Таким образом здесь само собою зарождалось специально-христианское богослужение с своим главным средоточным действием – бескровною жертвой. Живое сознание своего блаженного, облагодатствованного состояния, при обеспеченности материальной жизни благодаря взаимной благотворительности, исполняло души первых христиан ощущением довольства и святой радости. Это душевное расположение полагало отпечаток свой и на их телесную жизнь: они принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога; живое ощущение живой радости внутри себя, искренность, сердечность взаимных отношений, благодарение и славословие Богу, всещедрому Раздаятелю благ телесных и духовных, – вот что характеризовало их домашние общие трапезы. Какое же впечатление производило это святое общество на своих современников? Дееписатель говорит, что оно жило, находясь в любви у всего народа. А эта любовь к христианам должна была привлекать любящих и ко Христу. Святая жизнь первых христиан точно так же служила подтверждением истинности проповеди апостольской, как чудеса и знамения, которыми сопровождали проповедники свое свидетельство о Христе. И Господь ежедневно прилагал спасаемых к Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bogole...

    «Упражняй себя в благочестии. Ибо телесное упражнение мало полезно; а благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей. Слово сие верно и всякого приятия достойно, ибо мы для того и трудимся... что уповаем на Бога Живого, Который есть Спаситель всех человеков... Проповедуй сие и учи» (1 Тим. 4:7—11). Следовать сему учению апостола явится наивернейшим путем к Искомому нами. Мы не думаем об искусственных средствах достижения обожения: мы веруем, что Бог пришел на землю, и открыл нам тайну греха, и дал нам благодать покаяния, и мы молимся: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного», — в надежде прощения и примирения во Имя Его. Слов — «помилуй мя грешного» — мы не оставляем всю нашу жизнь. Полная победа над грехом возможна не иначе, как чрез вселение в нас Самого Бога, что и явится обожением нашим, в силу которого станет возможным непосредственное созерцание Бога, «как Он есть». Полнота христианского совершенства в пределах земли недостижима.    Св. Иоанн Богослов пишет так: «Бога никто никогда не видел; Единородный Сын, сый в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1:18). И он же утверждает, что в грядущем веке наше обожение завершится, потому что «увидим Его, КАК ОН ЕСТЬ» (1 Ин. 3:2). «...Всякий, имеющий надежду сию... очищает себя, так как Он чист...всякий, пребывающий в Нем, не согрешает; всякий согрешающий не видел Его, не познал Его» (1Ин. 3:3—6). Полезно впитать содержание сего послания, чтобы призывание Имени Иисуса стало действенным, спасительным; чтобы «мы перешли от смерти в жизнь» (1 Ин. 3:14), чтобы мы облеклись силою Свыше (ср.: Лк. 24:49).    Одна из самых замечательных книг, творений отцов-аскетов, есть «Лествица» Иоанна Синайского. Ее читают новоначальные монахи, она же служит авторитетным коррективом и для «совершенных». (Быть может излишне говорить, что совершенство на земле никогда не бывает полным). Подобно сему можно рассуждать и о молитве Иисусовой. Ею молятся при всякой работе благочестивые простые люди; ею заменяют церковные службы, ее «умом» произносят монахи, находясь в храме во время богослужений; она же составляет преимущественное занятие монахов в келиях и пустынников-исихастов.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Исторические книги Ветхого Завета, так же как и законоположительные пять книг Моисеевых, проводят идею причинной связи между благочестием народа и его благоденствием, иначе говоря, показывают, что народные бедствия всегда вызываются отступлениями от веры и нравственным падением. Поэтому и в христианскую эпоху ветхозаветная история остается очень поучительной и Церковь в богослужебном материале заимствует много ее событий для примера. Однако те исторические книги, в которых национальный иудейский элемент затеняет религиозную идею (Есфирь, Иудифь) не используются Церковью в богослужении. Таким образом, исторический материал Ветхого Завета важен для нас уже не сам по себе, ибо «древняя мимоидоша» (2 Кор. 5:17), а той назидательностью, какую он в себе содержит.    Пророк Моисей и следующие за ним священные писатели говорят о многочисленных явлениях силы Божией, чудесных явлений. Но они редко прибегают к слову «чудо.» Они внушают нам, что вся история проходит перед очами Божиими, что все события только кажутся нам разделенными на обыкновенные и необыкновенные, на естественные и чудесные. Для верующей души, все чудесное это только прорыв в завесе, за которой совершается беспрерывное чудо промысла Божия и пишется текст судьбы каждого из нас. Ветхозаветная мудрость — о премудрости    УЧИТЕЛЬНЫЕ КНИГИ составляют третью группу книг Ветхого Завета. Они учат человека строить свою личную земную жизнь так, чтобы она была благословенной у Бога и у людей, давала благоденствие и душевный мир. Такую жизнь сообщает мудрость, исходящая от Бога.    Когда Соломон, начиная свое царствование, вознес свои молитвы и всесожжения, Бог явился ему ночью и сказал: «Проси, что мне дать тебе.» И Соломон просил у Бога одного: премудрости и знания, чтобы управлять народом Божиим. И сказал Бог Соломону: за то, что ты не просил богатства, имения, славы, побед, долголетия, а просил себе премудрости и знания, дается тебе премудрость и знание, а богатство, имение и славу Я дам тебе такие, каких не бывало у прежних царей и не будет после тебя.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3675...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010