Протоиерей Всеволод Чаплин: Гоголя нужно читать, чтобы лучше понимать себя 1 апреля 2009 г. 18:20 Современному россиянину необходимо читать Гоголя, в первую очередь, для того, чтобы «лучше понимать себя». Так считает глава нового Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин . В день 200-летия великого писателя он участвовал в заупокойном богослужении и памятных мероприятиях у могилы Н.В. Гоголя на Новодевичьем кладбище в Москве. Отвечая на вопросы «Благовест-инфо», о. Всеволод пояснил: «Несмотря на 70 лет безбожия, мы, через наши привычки, обычаи, традиции продолжаем оставаться наследниками православной культуры. Когда я веду программу на радио, в эфир звонят самые разные люди, в основном — бесконечно далекие от православной церковности. И в то же время они православно мыслят, когда я веду с ними разговор на такие темы как свобода, справедливость, совесть. Для того чтобы понимать, почему мы такие, какие мы есть, важно читать русскую классическую литературу, в том числе — Гоголя». Священник отметил, что подавляющему большинству советских читателей Гоголь был известен как автор пьес и романов. Однако сегодня должна быть больше известна и другая сторона его деятельности: «Гоголь был оригинальным и интересным религиозным мыслителем. К сожалению, у нас незаслуженно позабыта эта сторона его деятельности. А это был живущий верой человек, религиозно мыслящий, очень глубоко, надрывно переживавший человеческое несовершенство, человеческую греховность, и, в то же время, говоривший: «Христианин идет вперед». Опираясь на свой пастырский опыт, о. Всеволод подчеркнул, что сочинения Гоголя и по сей день не утратили своей значимости в деле православного просвещения. «Меня часто спрашивают на исповеди: как участвовать в богослужении, что делать в храме. Я очень часто рекомендую «Размышления о Божественной литургии» Н.В. Гоголя. Но печалит, что многие люди об этой работе слышат впервые. А то, что Гоголь писал молитвы, знают, наверное, пару процентов населения России. Об этом сегодня нужно напоминать нашему обществу», — сказал о. Всеволод, добавив, что «Размышления о Божественной литургии» недавно были переизданы. «Благовест-инфо» /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/602665.htm...

Актовый зал – исторический, с отреставрированными елизаветинскими изразцовыми каминами. В конце 1990-х гг. удалось его подновить благодаря активности тогдашнего генконсула Германии Дитера Бодена. Но портреты, когда-то украшавшие стены, давно в запасниках Русского музея. Музейщики готовы дать цифровые копии, но это нужно печатать. Утрачены деревянные скамьи, когда-то располагавшиеся по периметру всего зала, только две чудом уцелели. 316 Зато сохранились изысканные светильники, а недавно обнаружили... шахту лифта. Когда-то на нем директор поднимался из кабинета в свою квартиру на последнем этаже. 317 В Петришуле есть хорошая традиция – преемственность поколений. В 2010 году в ней трудились 12 учителей, которые сами когда-то сидели здесь за партами. А их однокашники с удовольствием приводят сюда своих детей. Помимо тех, кто живет в микрорайоне, в Петришуле ежегодно набирают и по городу, человек тридцать, – это дети бывших петришулевцев. В Петришуле, есть несколько классов с углубленным изучением немецкого языка, преподаватели которого стажировались в Германии. Предпочтение при приеме в немецкие массы отдается детям российских немцев. Школа давно и плодотворно сотрудничает с учебными заведениями Германии, а ее выпускники свободно говорят по-немецки. Так была возрождена Петришуле, – школа, в стенах которой все же не прекращался учебный процесс. Гораздо сложнее обстояло дело с возобновлением богослужений в стоящей рядом Петрикирхе. После вынужденного, под угрозой страшных репрессий прекращения существования лютеранских общин Ленинграда в 1938 г., лютеранских богослужений в городе не было 40 лет. Только в 1977 г. были разрешены лютеранские богослужения на финском языке в г. Пушкин (бывш. Царское Село) неподалеку от Ленинграда. 318 Долгие десятилетия «немецкая тема» в советской печати после войны была закрытой и никак не обсуждалась. И лишь с объявлением в конце 1980-х гг. «гласности» и горбачевской «перестройки» ее начали открыто освещать. Появились книги и исследования эту тему, передачи на радио и по телевидению, устраивались специальные выставки. В 1990 году был поставлен вопрос о восстановлении исторической справедливости. На страницах «Ленинградской правды» появилась большая статья журналиста В. Угрюмова, озаглавленная «Бассейн… имени святого Петра». (Приложение 4) . Изложив суть проблемы, автор с горькой иронией отмечал, что главный лютеранский храм России известен ныне как плавательный бассейн Балтийского морского пароходства. Стараясь соблюсти объективность, журналист все же делал такой вывод: «НЕ ДОЛЖНО возникать дилеммы: храм или бассейн. Людям нужно и то, и другое. Но бассейн в храме – это вандализм» 319 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Президент России Владимир Путин подписал закон о переаттестации духовенства, обучавшегося за рубежом 06.04.2021 17:15:30 МОСКВА Президент России Владимир Путин подписал закон, предусматривающий аттестацию или дополнительное образование в РФ для священнослужителей, прошедших обучение за рубежом, сообщает " Интерфакс-Религия " . Документ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации 5 апреля. Как пояснял " Интерфаксу " председатель профильного комитета Госдумы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Сергей Гаврилов, закон предусматривает, что священнослужители и религиозный персонал, прошедшие обучение за рубежом и впервые приступающие к совершению богослужений, к миссионерской или преподавательской деятельности в России, должны будут получить дополнительное профессиональное образование в сфере основ государственно-конфессиональных отношений в России. Это, по его словам, можно будет сделать в духовных образовательных организациях или в федеральных государственных образовательных организациях высшего образования России. Такие священнослужители также должны будут пройти аттестацию в руководящем органе зарегистрированной на территории РФ централизованной религиозной организации соответствующей конфессиональной принадлежности. Освобождены от получения дополнительного профобразования и прохождения аттестации будут те священнослужители, получившие иностранное духовное образование, которые в настоящее время уже осуществляют религиозную деятельность. Не потребуется переаттестация и священнослужителям, приезжающим в Россию для совершения разовых богослужений, лекций, если они не являются членами именно российских религиозных организаций, пояснил глава комитета. Кроме того, по новому закону общественным организациям и общественным движениям будет разрешено использовать в своих наименованиях указание на религиозную принадлежность на основании письменного согласования с централизованной религиозной организацией соответствующей конфессии. Как говорилось в пояснительной записке к документу, новый закон позволит " не допустить участие в деятельности религиозных организаций священнослужителей, получивших религиозное образование за рубежом и распространяющих религиозно-экстремистскую идеологию " . Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/2021/04/06/prezident-...

Вот дароносица, как солнце золотое, Повисла в воздухе – великолепный миг. Здесь должен прозвучать лишь греческий язык: Взят в руки целый мир, как яблоко простое. Богослужения торжественный зенит, Свет в круглой храмине под куполом в июле, Чтоб полной грудью мы вне времени вздохнули О луговине той, где время не бежит. И Евхаристия, как вечный полдень, длится – Все причащаются, играют и поют, И на виду у всех Божественный сосуд Неисчерпаемым веселием струится. Эти строки всплыли в памяти уже потом, после окончании службы. Я подумал, как радостно и легко было служить, когда я был простым иеромонахом и когда, так же, как сейчас, приходилось служить одному. Тогда еще смеялись: сам читаю, сам пою, сам кадило подаю... Вспомнились и религиозные программы на радио BBC, когда сквозь адский грохот и треск советских глушилок пробивались кусочки богослужения из Лондонского Успенского собора. И Митрополит Сурожский Антоний, которого знала и любила вся верующая Россия, тоже служил в полном одиночестве. Для человека, далекого от Церкви, первая мысль при упоминании Валаама – интернат для самых изувеченных инвалидов Великой Отечественной войны. С легкой или нелегкой руки журналистов, почти общепринятым стало мнение о том, что сюда в начале 1950-х годов были насильно помещены участники войны, лишившиеся обеих ног, а иногда и всех четырех конечностей, слуха и зрения. Выброшенные из жизни, зачастую не имевшие семей, они пробивались подаянием, скапливались в распивочных и «портили» своим видом жизнерадостную картину социалистического быта. Определенная доля правды в этом есть. Действительно, при участии НКВД в короткое время искалеченные фронтовики были изъяты с улицы и размещены в нескольких интернатах такого рода, существовавших в Советском Союзе. Однако, несмотря на участие в этой операции силовых органов, мнение о насильственности перемещения на Валаам все же не является совсем точным. Увечных забирали именно с улиц, из пивных, рюмочных и сомнительных ночлежек; в некоторых семьях такие инвалиды благополучно жили до естественного конца своих дней. Обустройство подобных инвалидных домов не было заботой только о красоте фасада советской действительности. Оно было проявлением вполне общечеловеческой гуманности. Правительство страны, каким бы он ни было в своей идеологии, спасало и продлевало жизнь беспомощных людей, почти всегда уже спившихся и деморализованных от безысходности. Каким бы безрадостным ни было существование этих не до конца убитых калек – местные жители могут многое рассказать о подробностях их быта, – это была все же жизнь, в которой всепоглощающая физическая и душевная боль оставляла место для молитвы и покаяния.

http://pravoslavie.ru/134116.html

С именем Преподобного 15.07.2014 07:38:26 Сергей Алексеевич Беляев - Сегодня я в гостях у Сергея Алексеевича Беляева, нашего выдающегося современника, видного российского археолога, ученого, ведущего научного сотрудника Института всеобщей истории Российской Академии Наук. Наша беседа проходит в дни празднования 700-летия Преподобного Сергия Радонежского, основателя той самой Лавры, с которой Сергей Алексеевич связан на протяжении всей своей жизни. Расскажите нам, пожалуйста, о том, что Вас так объединяет с Троице-Сергиевой Лаврой и с именем Преподобного Сергия? Особенно сегодня – в канун такой знаменательной даты. - С именем – прежде всего, то, что я ношу имя Преподобного Сергия. Родители так нарекли меня во Святом Крещении, и я очень им благодарен за их мудрость, за то, что они дали мне имя Игумена Земли Русской, Преподобного Сергия Радонежского. Я этому рад и очень горжусь тем, что ношу это имя. Действительно, получилось так, что вся моя жизнь связана с Троице-Сергиевой Лаврой. Как умел, я участвовал и в открытии Троице-Сергиевой Лавры после войны. Сейчас в это трудно поверить, но тогда в Лавре не было ни книг, ни богослужебной утвари, ни облачений, и по всей нашей Земле Русской был объявлен сбор, чтобы хотя бы у священнослужителей, совершавших в Лавре первые службы, было хоть что-то из облачений, которые бы можно было одеть для совершения богослужений, чтобы были книги, по которым можно было бы служить, были бы те предметы богослужебной утвари, которая обычно используется при совершении Божественной Литургии и других богослужений. - Но ведь Лавру открыли в 1946 году, Сергей Алексеевич… - Да. И я не только помню об этом, но и принимал участие в ее открытии, и это все я говорил в интервью, которое вы передавали по Радио «Радонеж». Сейчас я хочу остановиться немного на другом. Сбор необходимых вещей для Лавры – это весна и лето 1946 года. А я хочу возвратиться к 50-м годам и концу 40-х. Если мне память не изменяет, в Лавре я впервые появился в 1948 году. Среди папиных друзей был человек по имени Алексей Николаевич Троицкий. Он закончил Московскую духовную академию в 1911 году, но, поскольку женился не на девушке, а на женщине, которая уже была замужем, он не мог принять сан. И был отправлен по распоряжению в Холмскую духовную семинарию.

http://radonezh.ru/analytics/s-imenem-pr...

По словам Папы Франциска, катехизатор, будучи свидетелем веры, наставником и спутником, призван участвовать в пастырском служении передачи веры от первого возвещения до подготовки к Таинствам христианского посвящения, вплоть до непрестанного христианского воспитания. Фактически церковное служение катехизатора-мирянина «уделяет большое внимание миссионерскому обязательству, присущему каждому крещеному» и должно осуществляться, настаивает Папа, «во всецело светской форме, избегая любых проявлений клерикализма». Церковное служение катехизаторов-мирян как призвание обладает «высокой ценностью», требует «должной проницательности со стороны епископа» и особого Обряда посвящения, который вскоре опубликует Конгрегация богослужений и дисциплины Таинств. В то же время, подчеркивает Папа, катехизаторы должны быть людьми «глубокой веры и человеческой зрелости», активно участвовать в жизни христианской общины; быть способными к «гостеприимству, щедрости и жизни в братском единстве»; иметь подготовку в библейской, богословской, пастырской и педагогической сферах; обладать зрелым опытом в деле катехизации; добросовестно сотрудничать со священниками и диаконами; «вдохновляться подлинным апостольским энтузиазмом».  В конце послания Папа Франциск призывает епископские конференции всего мира обеспечить реализацию служения катехизаторов, устанавливая правила подготовки к нему и необходимые нормативные критерии в полном соответствии с апостольским посланием тоти proprio. Новое служение может осуществляться «на основе собственного права» также в Восточных Церквях, сообщает Русская служба Радио Ватикана . Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Материалы в данном сюжете 12.04.2024 15:06 Обнародован календарь богослужений Папы Франциска на апрель и май 2024 г. 29.03.2024 17:32 La Civiltà Cattolica «Laudate Deum». Экология в свете Евангелия 28.03.2024 16:27 Папа Франциск совершил богослужения Великого четверга 21.03.2024 12:28 Папа Франциск поддержал бразильскую Социальную неделю

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Иерей Владимир Соколов: Происходит-то это отчего? Только оттого, что мы не осознаем важности того, что на самом деле происходит. Ведь мы сегодня определенную часть Богослужения просто удаляем их фона службы. Удаляем! Все Богослужение - это как бы айсберг, верхушку которого только мы и видим сегодня. А ведь существует «подводное основание» его - которое неисследимо, которое невозможно рационализировать! А мы эту «подводную часть», которая на нас воздействует таинственными, незримыми методами, удаляем! Почему мы говорим - Таинство? Потому что его невозможно описать во всем его многообразии, во всей его глубине. То есть, получается, что и молитва у нас идет сегодня не из глубины! Потому что «из глубины воззвах к Тебе, Господи!»... А у нас - из какой глубины? С поверхности! Так, чтобы было громко, чтобы все было оцифровано, чтобы все было аккуратненько... Чтобы было комфортно! Мы стремимся к комфорту в этой жизни, а нам заповедано все время преодолевать себя. Преодолевая себя, человек возрастает в этом преодолении. Почему святые не искали комфорта, а удалялись от комфорта? Почему они все время искали утеснения плоти, утеснения ума? Потому что не хотели своего ума - хотели стяжать Христов ум! Не хотели комфорта, а желали тишины, Божественной тишины! Так мы должны все к этому стремиться. А когда мы так говорим, значит, мы все уже стремимся к комфорту. А раз мы стремимся к комфорту, то, значит, и других поведем к этому комфорту. А стало быть, мы уже не Богу служим, а миру, который стремится к комфорту. И это стремление к комфорту есть смерть этому миру! Тем самым мы уничтожаем этот мир и самих себя, это диавольское обольщение. Николай Бульчук: Вы сказали, что комфорт убивает. Действительно, убивает. Скажу на примере Троице-Сергиевой Лавры. Традиция церковного пения существует довольно долго, но с кончиной нашего главного регента, архимандрита Матфея (Мормыля), который был к тому же и главным уставщиком лаврского богослужения (он хорошо знал богослужение), произошли некоторые нововведения, которые, думаю, были бы немыслимы, если бы отец Матфей был жив. Я наблюдаю с болью, что народ перестал петь, народ почти не поет «Верую» и «Отче наш» за Литургией. В присутствии чуждого электронного звукового поля (некоторые старушки испуганно оглядываются, когда служащий впереди священник вдруг становится слышен из расположенного сзади динамика) народ как бы потерял собственный голос. Выходит, к примеру, диакон (если нет кафедры или солеи, то его часто и не видно), начинает петь с народом, а звук неестественный, перемежающийся, - и народ не понимает, с кем он поет, где его собственное звучание! Не поет народ и на первом Пасхальном богослужении «Воскресение Твое, Христе Спасе...» (раньше этим пением руководил сам отец Матфей, выходя на солею), участники Крестного хода не поют, а молча следуют за почти неслышимым хором, да и в алтаре уже часто не услышишь настоящего пения! Так что созданный «электронный комфорт» убивает и живое церковное пение.

http://radonezh.ru/text/khram-eto-dom-bo...

В ходе богослужения прозвучали евангельские чтения и молитвенные прошения, которые попеременно произносили католики, лютеране, православные из Московского и Румынского Патриархатов, а также представители делегаций других конфессий. 26 января. ПРАВМИР. Вчера в базилике св. апостола Павла «Вне Стен» была совершена вечерняя месса с участием иерархов и верующих различных христианских конфессий, которой завершилась Неделя молитв о христианском единстве, сообщает Седмица.ru со ссылкой на Радио «Ватикан». До того Папа Римский Бенедикт XVI выступил перед собравшимися на общей аудиенции в Ватикане. В своем слове он подчеркнул, что «единство христиан является союзом с Иисусом Христом». В ходе богослужения прозвучали евангельские чтения и молитвенные прошения, которые попеременно произносили католики, лютеране, православные из Московского и Румынского Патриархатов, а также представители делегаций других конфессий. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе

http://pravmir.ru/zavershilas-nedelya-mo...

Перейти к основному содержанию Мобильное приложение 15:48 19.04.2024 Запрет на богослужения с прихожанами в связи с ухудшением эпидемиологической обстановки введен в Дагестане 22.06.2021 20:26:56 МАХАЧКАЛА Руководитель управления Роспотребнадзора Дагестана Николай Павлов подписал постановление о запрете на проведение богослужений с присутствием прихожан в связи с ухудшением эпидемиологической обстановки в регионе, сообщает " Интерфакс-Религия " . " Постановляю: руководителям религиозных организаций всех вероисповеданий в Дагестане с 21 июня и до прекращения режима повышенной готовности на территории республики не допускать проведение богослужений с присутствием людей. Для доступа граждан к богослужениям использовать онлайн-трансляции в сети интернет, телевизионной сети и другие виды дистанционного общения " , - говорится в тексте постановления, опубликованном на сайте Роспотребнадзора. Также необходимо проводить ежедневую термометрию всех священнослужителей, обеспечить совершение венчаний, отпеваний, крестин и других обрядов при ограниченном присутствии лиц. Ежедневно необходимо проводить обработку помещений. Все предметы, используемые при проведении религиозных обрядов, обрабатывать моющими средствами после каждого обряда. Кроме того, рекомендовано использовать дезинфекторы воздуха и кожные антисептики. Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Новости Все материалы Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/2021/06/22/zapret-na-...

Потом, когда я уже прислуживал в храме, вернулись священники, которые прошли тюрьмы, и, конечно, они совершенно по-иному относились к богослужению, которого были долгое время лишены. Они благоговели. Для них служить — это была милость Божия. У нас в череду «переслужил лишнего» иногда батюшки говорят. Богу лишнего не переделаешь! Они были рады, что есть возможность служить. Как говорят: «Не пришлось, а сподобился». Совершенно другое отношение было и к тому же посту… В тюрьмах совершенно было нечего есть, только баланду, поэтому постная пища была для них райской пищей. Я до сих пор вспоминаю войну, послевоенные годы — я был тогда ребенком… Иногда сейчас можно услышать: «Есть нечего». Да вы не знаете, что такое «есть нечего». Вам не хочется просто есть, а «есть нечего» — это вообще нет ничего, что можно съесть. Вот это — не дай, Бог. Не говоря уже о том, что я, например, окончил школу при керосиновой лампе. Электричество в школе только было. И керосинчик тоже экономить нужно было — его было не достать. А таких понятий, как «телевизор», «компьютер», и вовсе не было. Что говорить, радио не было! Мне иногда говорят: «Батюшка, у вас слух хороший».— «Слава Богу».— «А почему так?».— А потому что старший брат сделал детекторный приемник, и нужно было прислушиваться, чтобы что-то услышать, и у меня, видимо, за счет этого развился тонкий слух. С детства быть в Церкви… Отец Валериан и его дети с духовником отцом Сергием Орловым С детства я пел и читал в церкви, причем я начал читать одновременно и по-русски, и по-церковнославянски. И когда стал священником, я мог спокойно прочитать на память «Шестопсалмие», даже часть паремий.  Моя душа очень тянулась к службе, к богослужению, и я молился Матери Божией, чтобы я сподобился послужить. Об этом никто не знал, это была моя детская молитва. И вот я служу. Я не могу сказать даже, что я «пришел» к вере — я был там. Для меня другого понятия не было. В моем воображении мир невидимый всегда существовал. Я очень любил жития преподобных. Монахиня, которая меня духовно, можно сказать, воспитывала, привлекла меня мудрым приемом. Она говорила: «Я безграмотная, ты мне почитай». Ну, я-то, конечно, грамотный, и в пятом классе я ей читал «Аскетические опыты» и «Отечник» епископа Игнатия Брянчанинова. А она мне все объясняла. Конечно, начитавшись духовных книг, светскую литературу я уже читать не мог. Думал: что за белиберда такая? Даже Достоевского при всей его глубине одолел только одних «Бесов». Для меня вся литература в одну строчку из Маяковского укладывается: «Изводит единого слова ради тысячу тонн словесной руды». Из светской области я только музыку очень люблю, особенно оперу, знаю почти весь оперный басовый репертуар, слушал записи Шаляпина. Отец мне говорил: «Слушай хороших певцов». Я пел с детства и до сих пор пою.

http://pravoslavie.ru/36768.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010