Они поедали дома вдов. За этим, должно быть, скрывается вот что: книжник не мог брать платы за свое учение и наставления: предполагалось, что у каждого из них было свое ремесло, которым он зарабатывал на жизнь. Но, в то же время, эти книжники убеждали людей, что не может быть более высокого обязательства и привилегии, чем обеспечить равви комфортабельную жизнь, и что каждый человек, оказывающий равви такую поддержку, обеспечит себе высокое положение на небесах. Разные корыстные мошенники таким образом обманывали женщин и простых людей. Долгие молитвы книжников и фарисеев вошли в поговорку. Они возносились в таких местах и таким образом, чтобы все могли видеть, какие они благочестивые, какие набожные. Вот от таких людей, а не от ученых вообще, предостерегает Иисус Христос. Когда некие люди своими особенными одеждами хотят подчеркнуть свою богословскую ученость, хотят нравиться и внушать почтение, когда они злоупотребляют своим положением и обогащаются за счет имущества бесправных и доверчивых – и при этом все еще прилагают усилия появляться на публике как благочестивые, – то от таковых можно только предостеречь! Кто так живет, тот ни вести Иисуса не постигнет, ни благоволения в очах Божиих не найдет. Кто так живет, для того весть Иисуса останется – несмотря на всю ученость – непонятной и полной противоречий. c) Жизнь в согласии с Иисусом (Мк.12,41–44; Лк 21,1–4). 41 И сел Иисус против сокровищницы и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много. 42 Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант. 43 Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, 44 ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила всё, что имела, всё пропитание свое. Третий отрывок говорит о тех, кто способны понять и принять весть Иисуса Христа. Посещение Иерусалимского храма для Иисуса началось радикальным Нет , отрицанием практиковавшегося там жертвенного богослужения ( Мк.11,15–19 ). Заканчивается же оно положительным Да , утверждением подлинного человеческого дара .

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

От лица сотрудников Отдела внешних церковных связей поздравительный адрес огласил заместитель председателя ОВЦС архимандрит Филарет (Булеков). В поздравлении говорится: «Ваше Высокопреосвященство, дорогой владыка! Сегодня мы, Ваши сотрудники, вместе со всей Полнотой Церкви Русской отмечаем Ваше пятидесятилетие. 50 лет — это временной рубеж, освященный Самим Господом: «Вострубите трубою по всей земле вашей, и освятите пятидесятый год» (Лев. 25:9-10), — возвещает пророк. И мы видим всеблагой промысел Божий в том, каким путем Он вел Вас, дорогой Владыка, к этой достославной дате. «Раб твой богобоязнен от юности своей» (3 Цар. 18:12). Эти слова, сказанные благочестивым Авдием во дни пророка Илии, как нельзя лучше приложимы к Вашей жизни. В пору раннего отрочества Господь явил Вам Свою милость, показав красоту православного богослужения. Переступив порог алтаря храма Воскресения Словущего, Вы осознали свое призвание: служение у престола Божия. Вслед за богоглаголивым Давидом Вы можете сказать: «Того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать святый храм Его» (Пс. 26:4). Господь одарил Вас многими талантами. Развивая и приумножая их, Вы могли бы идти по жизни широким и пространным путем, стяжав мирскую славу и человеческие почести. Но Вы предпочли всему этому тесный монашеский путь. Господь наделил Вас даром слова. Ваши монографии, статьи, интервью, проповеди, выступления на телевидении и радио содержат глубокие богословские и философские суждения, размышления о прошлом и будущем, о культуре, воспитании и образовании, наконец, духовные советы, укорененные в православной традиции и применимые к сегодняшнему дню, потому вызывают неизменный интерес. Сердце Ваше открыто каждому человеку. Подобно апостолу Павлу, Вы стремитесь быть «всем для всех, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор. 9:22). Слепотствующих в вере Вы просвещаете светом истины, и потому именно Вам Святейший Патриарх благословил присоединять к Православной Церкви людей, отпавших от нее в сектантские заблуждения и раскольничье лжеверие.

http://patriarchia.ru/db/text/4571148.ht...

Перед каждой едой и между всеми блюдами следовало совершать омовение рук, и мыть их следовало в определенном порядке. Это была невероятно сложная процедура. Человек пренебрегающий этой процедурой считался в глазах иудеев не просто невоспитанным или неряхой, но нечистым в глазах Бога. Считалось, что человек, приступивший к еде с немытыми руками, одержим бесом. Одного раввина, забывшего однажды омыть руки, похоронили как отлученного от синагоги. Другой раввин, посаженный в тюрьму римлянами, употреблял полагавшуюся ему питьевую воду для омовения рук и, в конце концов едва не умер от жажды, потому что решил лучше соблюсти правила обрядовой чистоты, чем утолять жажду. – Вот это и было религией в глазах фарисеев и книжников. Вот такие ритуалы, обряды и правила считали они сущностью богослужения. Нравственная суть религии была похоронена под массой запретов и правил. – То же касалось сосудов, пищи и так далее. Представления Иисуса о религии не имели ничего общего с представлениями фарисеев и книжников. Иисус сначала процитировал им из Исаии: «хорошо пророчествовал о вас, лицемерах, Исаия, как написано 25 : люди сии... чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня, но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим» ( Мф.15:7–9 ). Исаия упрекает людей в том, что они устами возносят хвалу Богу, в то время как сердца их заняты чем-то совершенно иным. Далее Иисус говорит о том, в чем, собственно, Он видит проблему: она не в омовении или не омовении рук, проблема – в предании . " 8 Вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого... 9 И сказал им: хорошо ли, [что] вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание?». Собственно говоря, Иисус обвинял книжников и фарисеев в двух вещах. 1. Во-первых, Он обвинял их в лицемерии . Лицемер (буквально, актер, человек, надевший маску) здесь – не просто актер на сцене, а человек, вся жизнь которого игра, в которой нет ни капли искренности. Взять, например, иудея-законника в эпоху Иисуса. Он мог всем сердцем ненавидеть своих собратьев, мог быть преисполнен зависти, ревности, скрытой злобы и гордыни – все это не имело никакого значения, коль скоро он правильно совершал омовения и соблюдал правила, касающиеся чистоты и нечистоты.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Протоиерей Андрей Ткачёв. Праздник Архистратига Божия Михаила ради его чуда в Хонех. 28.09.2015 09:21:54 Кульков Сергей Андреевич Протоиерей Андрей Ткачёв. Праздник Архистратига Божия Михаила ради его чуда в Хонех. Слушать: http://radonezh.ru/radio/2015/09/18/21-00.html Здравствуйте, братья и сестры. Прямой эфир радио «Радонеж», в студии протоиерей Андрей Ткачёв. Завтра праздник Архистратига Божия Михаила ради его чуда в Хонех. На богослужении будет читаться вторая глава Послания к евреям, несколько стихов. Я вознамерился немножко почитать с вами Писание в начале нашей встречи, Послание к евреям. Священное Писание нагнетает смыслы по мере удаления от начала, и самые сложные тексты расположены в конце: они всё тяжелее и тяжелее для толкования. Вот Послание к евреям, а дальше остаётся только один Апокалипсис. Послание к евреям — один из таких тяжёлых текстов, но очень насыщенных. Там не просто даются рекомендации о жизни, а там даются догматы в тонких выражениях. Мы почитаем немножко сегодня, потому что там в первых двух главах говорится об ангелах. Итак, пропуская первые три стиха, скажем о том, что Господь Иисус Христос, Сын Божий — Наследник всего, через Которого мир сотворён. 1:4 будучи столько превосходнее Ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя. 1:5 Ибо кому когда из Ангелов сказал Бог: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя? И еще: Я буду Ему Отцем, и Он будет Мне Сыном? Это цитаты из псалмов и Книги Царств. Дальше очень важно, мы остановимся здесь. 1:6 Также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит: и да поклонятся Ему все Ангелы Божии. Вот на этом стихе я бы остановился. Тайна Святой Троицы не вполне была открыта сначала даже и ангелам, потому что ангелы при всей своей силе и уме не знают всего, они ограничены как творение Божие. Где-то в каком-то Катехизисе, но не в старом, а в каком-то из новых, я читал на эти стихи следующие слова: когда Отец явил ангельскому миру Сына Своего, то Он сказал: «Да поклонятся Ему все ангелы Божии», — и вот тогда, возможно, дьявол возмутился, потому что тот, который был лучше всех из ангелов сотворённых, подумал, что чего это ещё он будет кланяться Кому-то ещё Первородному, Сыну Божиему, Слову Божиему.

http://radonezh.ru/text/protoierey-andre...

Скачать epub pdf Беседа 29 Иисус в храме: протест и сопротивление (Мк.11,15–19; Мф 21,12–17; Лк 19,45–48; ср. Ин 2,13–22). Продолжение. 15 Пришли в Иерусалим. Иисус, войдя в храм, начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул; 16 и не позволял, чтобы кто пронес через храм какую-либо вещь. 17 И учил их, говоря: не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов? а вы сделали его вертепом разбойников. 18 Услышали/это/книжники и первосвященники, и искали, как бы погубить Его, ибо боялись Его, потому что весь народ удивлялся учению Его. 19 Когда же стало поздно, Он вышел вон из города. Гнев Иисуса Христа на торговцев и продавцов, на обменщиков денег и продающих голубей в храме современниками должно было, как ни странно, почти неизбежно восприниматься как нападки на храмовый жертвенный культ. И разве могли «книжники и первосвященники» смотреть на все это и при этом бездействовать, особенно если всё это происходило в их непосредственной близости, во дворе язычников святилища? Сейчас мы несколько внимательнее посмотрим на некоторые особенности прочитанного отрывка. Мы уже обсуждали стих, в котором говорится, что Иисус «не позволял, чтобы кто пронес через храм какую-либо вещь». Мы объясняли это место Евангелия следующим образом: Иудеи мало думали о святости наружных дворов храма, что пользовались ими в качестве путей сообщения, бегая по своим делам, что было запрещено законом. Поэтому, Иисус, Которого огорчало осквернение святого места Божия, обратил внимание иудеев на их же собственные законы. – Однако, как показали новейшие исследования этого вопроса, все не так просто! Вот в чем дело: во время Пасхального праздника наряду с обязательным участием в богослужении и в жертвоприношении происходило также зримое представление священных сосудов, которые c этой целью выносились во внешний двор храма. Это зрелище манило народ в храм. Об этом свидетельствуют законы того времени. Теперь обратим внимание, какое слово употреблено в оригинальном Евангелии от Марка, которое у нас переведено как «какую-либо вещь: не позволял, чтобы кто пронес через храм какую-либо вещь».

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Снова миновала и снова вернется Пасха, как проходит и возвращается все в привычном круговороте дней. Но в эти последние предпасхальные недели Церковь призывает нас духовно «отвыкнуть», возвыситься над привычным и содрогнуться от слов Христа: Вот, мы восходим в Иерусалим, услышать их словно впервые, подобно ученикам, следовавшим за Наставником по дороге в Святой Город. И пусть с этими словами войдут к нам в душу два вечно неизбывных и ключевых для нашей веры вопроса. Вопрос первый: почему хочет этого восхождения в Иерусалим Сам Христос, зная, что там ожидают Его предательство и смерть, почему идет Он навстречу роковому Своему часу, говоря: На сей час Я и пришел ( Ин. 12:27 )? Ибо скоро, вот уже через несколько дней, услышим мы за богослужением слова: «Грядый Господь на вольную страсть...» 38 Вопрос второй: почему в этот страшный час предала, бросила Христа толпа, что с таким энтузиазмом следовала за Ним, и не только бросила, но и с такой готовностью перешла на сторону Его врагов, так быстро возненавидела Его? Почему оставили Христа ученики, в том числе самые близкие, Им Самим избранные, на себе испытавшие Его любовь? Ибо скоро услышим и эти страшные слова: Тогда все... оставив Его, бежали ( Мф. 26:56 ). Невозможно называться христианами, не обратив эти вопросы к себе, не сделав их вопросами о нашей вере и нашей жизни. Мы вступаем в святые дни ежегодного воспоминания о том, что произошло тогда в Иерусалиме и происходит сейчас в жизни каждого христианина, в жизни всего мира. И в службах, в богослужебных воспоминаниях этих дней – ответ на оба вопроса. Пусть поможет Бог каждому из нас хоть краешком души расслышать его! От Крестопоклонной к Страстной После воскресенья, которое Церковь называет Крестопоклонным, что-то меняется в атмосфере Великого поста, и начинается наше все еще медленное, но теперь такое явственное приближение к Пасхе. Вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет в руки человек грешных; и убьют Его, и в третий день воскреснет (ср.: Мф. 20:18 ; Мк. 10:33 ; Лк. 18:31, 33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Так ли христианину жить и действовать следует? Просящему у тебя дай ( Мф.5:42 ) – вот ясная заповедь Твоя, Господи! Подавайте милостыню из того, что у вас есть: тогда все у вас будет чисто ( Лк.11:42 ). Сказано ясно и обещана за милостыню чистота души и тела. А я?.. Часто не подавал нищим или из жадности, боялся, что в моих сбережениях недостача будет, или разбирал, кому дать: стоит ли бедный, чтобы я его своей копейкой облагодетельствовал, часто находил их недостойными моего благосклонного внимания, называл их лентяями, бездельниками, толстою рожею и другими неподобными словами. Между тем Ты, Господи, Сам нищего послал и ждешь, как я исполню Твою заповедь: давать всем, кто просит, без разбора. Кроме того, Ты Сам, Господи, принимаешь милостыню. А я!.. Пощади меня, Господи! А сколько есть таких, которые не пойдут просить, а помощь им необходима, как воздух для жизни. Надо их найти мне самому и побывать у них, снести мне самому к ним... А я?.. На Страшном Суде Своем за что Господь ублажает праведных: Алкал Я и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне ( Мф.25:35–36 ). Следовательно, милость эта – Господу Иисусу Христу оказана: Понеже сотвористе единому сих братий Моих менших, Мне сотвористе ( Мф.25:40 ). С какою же радостию я бы должен был совершать дела милосердия? А я?.. Пощади, Господи! Исповедь по восьми церковным заповедям, составленная протоиереем Борисом Николаевским Первая церковная заповедь Предписывает молитву дома (утром, вечером, до и после еды и проч.) и в храме во дни Богослужения (вечерню, утреню, литургию). В молитве всегда должны быть внимание (заключай ум в слова молитвы), благоговение и сокрушение. Ведь я во время молитвы стою один – с глазу на глаз пред Самим Господом Богом, Творцом и Промыслителем всего сущего, Владыкой и Судией моим... Быть может, от этой минуты зависит вся моя участь, вся будущая жизнь, и земная и Небесная! А я стою небрежно, читаю слова молитвы без внимания, без страха и трепета. Часто прерываю молитву, чтобы сделать то или иное; читаю слова молитвы и слушаю радио или разговоры в квартире, часто даже сам вступаю в эти разговоры, скажу то или иное собеседникам и – снова (как ни в чем не бывало) читаю слова молитвы.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

-То - есть это мы отдаляемся? - Да, это именно так. Мы можем  своими дурными делами, неправильными поступками удаляться от Бога или приближаться к Нему. И молитва - это один  из  способов приблизиться  к Богу. Я думаю, мы должны это ценить. Вот в книге «Плач Иеремии» сказано: «Вознесем сердце наше и руки к Богу, сущему на небесах». То - есть нужно осознание дистанции -  Он на небесах, мы на земле. А  у Исаии прочитали - Он может быть и близко. По сути дела мы не можем сказать, что Бог только близко или только далеко, только на небе или только на земле. Бог Вездесущ - это очевидно. Например, если мы посмотрим, что об этом говорится в Псалтыри. Вот 138 псалом, 7 стих и ниже: «Куда пойду от Духа Твоего, и от Лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо - Ты там; сойду ли в преисподнюю - и там Ты».  То есть Господь как Вездесущий присутствует в каждой точке пространства и в каждом мгновении времени. И слова Господа из Евангелия от Матфея – «просите - и дано будет вам, ищите - и найдете, стучите - и отворят вам».  Мне так представляется, что Господь, так как Он создал нас свободными, то Он хочет, чтобы в молитве мы как раз и реализовывали свою свободную волю. Человек в молитве говорит Богу о том, что  наиболее его волнует. - Батюшка, часто, наверное, приходится слышать такой вопрос: чем  отличается личная молитва от общественной? Часто люди говорят: «А какой смысл идти в храм ни свет,  ни заря, когда  единственный день в неделю можно поспать, отдохнуть?  Так  вы еще и детей туда тащите, когда можно  выспаться нормально, встать, попить кофе, помолиться перед иконами». Объясните,  в   чем различие? - В Священном Писании неоднократно говорится о том, что  общественная молитва имеет преимущество. Например, в Новом Завете сказано, если двое или трое о чем-то попросят Господа, не сомневаясь, то они это получат. Потом, сама молитва, которую нам дал Сам Господь, она же не начинается словами «Отче мой», она начинается словами «Отче наш». А это как бы призыв именно к соборной молитве. На самом деле соборная молитва может осуществляться и тогда, когда человек изолирован от остальных верующих, но молится теми же словами, по тому же молитвеннику, как и все остальные верующие. Например, человек  в заключении находится, но он знает, что в пять часов в этой  местности начинается богослужение - он читает  в это время вечерние  молитвы. Или он знает, что утром в воскресенье в 9 часов литургия, а он начинает в это время читать утреннее правило.

http://radonezh.ru/text/efir-ot-01-02-20...

У некоторых — пространные палаты, у некоторых — какие-то коммуналки с кем-то, у некоторых есть отдельные свои апартаменты, а некоторые могут целыми домами там обзавестись, по мере своих добродетелей. И Христос говорит: «В дому Отца Моего обителей много, — это очень важные слова, — Я иду приготовить место вам. Когда приготовлю место вам, опять приду и возьму вас к Себе, чтобы там, где Я, там и вы были». И вот мы приступили к этому городу — небесному Иерусалиму, и тьмам Ангелов. Тьма — это, дай Бог не ошибиться, кажется, сто или десять тысяч. 12:23 к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и — очень важная фраза — к духам праведников, достигших совершенства, Т.е. дух: есть в человеке дух, душа и тело. И дух праведников, как золото, очищенное в огне — это дух, достигший совершенства. Мы приступили к горе Сиону, к церкви первенцев, к небесному Иерусалиму, к духам праведников, достигших совершенства. Вот дух Сергия Радонежского достиг совершенства, дух Серафима Саровского достиг совершенства, дух патриарха Тихона Исповедника, страданиями и болезнями достиг совершенства; дух Иоанна Кронштадтского, дух блаженной Ксении Петербургской, дух Матроны Московской — это духи праведников, которые достигли совершенства. Тяжело достигли, но достигли. Ну и нам туда дорога, на самом деле: тяжело, но куда деваться — больше идти некуда. «Не хотите ли вы уйти?» — спросил однажды Христос у учеников Своих, и Пётр сказал Ему: «А куда нам идти? У Тебя — глаголы вечной жизни». Т.е. мы бы, конечно, ушли куда-нибудь, потому что слишком уж тяжело за Тобой ходить, но куда нам идти... Больше никто нам жизнь вечную не обещает. Все остальные обещают какую-то мелочь, а у Тебя — глаголы вечной жизни. Так что вот мы приступили к горе живой, к небесному Иерусалиму, и духам праведников, достигших совершенства, и к Крови кропления, к Иисусу Христу и к крови Его, говорящей лучше, нежели кровь Авелева. 12:25 Смотрите, не отвратитесь и вы от говорящего. Если те, не послушав глаголавшего на земле, не избегли наказания, то тем более не избежим мы, если отвратимся от Глаголющего с небес, В общем, этот текст, 11-я и 12-я главы Послания апостола Павла к евреям, есть литургически читаемый текст в праздник Всех святых. Там из него будут изыматься некие части, которые будут читаться на богослужении, и вы будьте внимательны к этому тексту, потому что вы уже, так сказать, частично готовы к этому литургическому чтению. А вообще, закон такой: читай заранее то, что будут читать в церкви на службе, для того, чтобы в церкви на службе легче и глубже проникнуться и пропитаться словами Господа Иисуса Христа, звучащими из уст апостола или от Него лично.

http://pravoslavie.ru/80118.html

15 лет исполнилось радио " Град Петров " ноября 2015 Вечер, посвященный 15-летию радио " Град Петров " , состоялся 18 ноября в Синем зале Митрополичьего корпуса. На нем присутствовал почти все сотрудники радиостанции, священнослужители, выступающих в ее эфире и другие гости. Торжество возглавил архиепископ Петергофский Амвросий . Владыка зачитал поздравление митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия . В нем отмечено, что благодаря своей радиостанции митрополия получила возможность транслировать богослужения, освещать новости церковной жизни, выходить в эфир с проповедью, доносить до широкого круга слушателей истины православия и ценности христианской культуры. Создано пространство для живого общения и совершения добрых дел. Архиепископ Амвросий добавил, что сотрудникам радио удалось создать атмосферу творческой свободы, которая является условием всякого доброго дела. " Хочу поблагодарить вас за терпение, за бессонные ночи, за волнение, но, самое главное - за удивительные плоды труда, которые трудно и даже невозможно перечислить. Они измеряются многими добрыми делами и участием в судьбах людей: это и приведение их ко Христу, и возможность дать им смысл жизни, а в каких-то случаях и саму жизнь, потому что на радио осуществляется множество проектов, в том числе и социальных. И это не просто красивые слова - за ними стоят реальные дела и помощь, оказанная многим людям " , - отметил владыка. Об истории радиостанции рассказал ее главный редактор протоиерей Александр Степанов . Он подчеркнул ключевую роль митрополита Владимира (Котлярова) в создании в Санкт-Петербурге православного радио. Благодаря его руководству и поддержке сформировался фирменный классический стиль радиостанции, она вписала новую страницу в историю православных СМИ. За 15 лет работы и радиостанция добилась стабильности: появился постоянный круг авторов, разработано множество проектов, налажено плодотворное сотрудничество с учреждениями культуры и образования. Редактор " Журнала Московской Патриархии " Сергей Чапнин отметил, что " Град Петров " - не сугубо радио митрополии, а глобальный медиаресурс для русскоязычной аудитории по всей России. Успешен формат его деятельности, включающий радио- и интернетвещание, функционирование сайта. " Сильный авторский коллектив, сбалансированное техническое вооружение, заразительный интерес авторов программ к темам, о которых они говорят, умение не замыкаться в кругу привычных тем, а постоянно находить новые, создавать новые циклы передач и увлекательно преподносить их слушателям - это удивительное и редкое явление в церковной журналистике. Вы первые и лучшие! " - сказал гость.

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010