Названия недели — масленица, ‘сырная’, мясопустная — указывают на пищу, разрешенную в последнюю неделю перед Великим постом, который в этом году наступит 3 марта. В масленицу уже нельзя есть мясо, но можно употреблять остальные непостные продукты. 24 февраля. ПРАВМИР. В России сегодня началась масленичная неделя, которая предваряет Великий пост. Празднование Масленицы начинается за 56 дней до Пасхи. Названия недели — масленица, «сырная», мясопустная — указывают на пищу, разрешенную в последнюю неделю перед Великим постом, который в этом году наступит 3 марта. В масленицу уже нельзя есть мясо, но можно употреблять остальные непостные продукты. Также пост в среду и пятницу отменяется. В среду и пятницу сырной седмицы совершается особое длительное богослужение, подобное великопостному, с многочисленными земными поклонами. Так церковный устав постепенно подводит христианина к Великому посту. В России масленица сохраняет характер народного гулянья с различными увеселениями, играми, уличными забавами. Основным угощением Масленицы являются блины, вся неделя именуется в народе «честная, широкая, веселая, боярыня-масленица, госпожа масленица». Масленица завершается Прощеным воскресеньем, когда в храмах после вечернего богослужения совершается особый церковный чин прощения, а в течение дня верующие традиционно просят друг у друга прощения за все, чем могли обидеть, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми. Масленица! Блины, блинчики, оладьи — простые рецепты, вкусные блюда! Как провести масленицу с детьми? Пять советов на Масленицу Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 1 апреля, 2024 24 марта, 2024 22 марта, 2024 21 марта, 2024 20 марта, 2024 19 марта, 2024 18 марта, 2024 18 марта, 2024 18 марта, 2024 Поделитесь, это важно

http://pravmir.ru/v-rossii-nachalas-masl...

Мы подошли к Страстной седмице, выжженные изнутри Мы пережили Орск, Кизляр, Кемерово, и впереди – страдания и смерть Христа 4 апреля, 2018 Мы пережили Орск, Кизляр, Кемерово, и впереди – страдания и смерть Христа Это был тяжелый, невозможный пост, в который мы пережили страшные трагедии, но впереди нам еще сострадать Христу – размышляет священник Максим Бражников, настоятель храма Казанской Божьей Матери города Орска. Мы подошли к Страстной седмице, выжженные изнутри Священник Максим Бражников «Душеполезную совершивше Четыредесятницу и святую седмицу Страсти Твоея просим видети, Человеколюбче…» – такие слова мы слышим на вечерне перед Лазаревой субботой. Днем, когда Господь пришел в Вифанию и воскресил Своего друга Лазаря, умершего за четыре дня до этого. Какой же была эта Четыредесятница 2018 года? В неделю о Страшном суде разбился самолет Ан-148 , летевший из Москвы в Орск. В Прощеное воскресенье в Кизляре бандит расстрелял прихожан, шедших из храма после богослужения. Девятый день после авиакатастрофы выпал на первый день поста. И как только прошли сорок дней после падения самолета, перед началом седмицы Ваий, в Кемерове горит «Зимняя вишня». Череда бессмысленно жестоких катастроф, заставившая наши сердца по-настоящему оцепенеть и почернеть от горя. Ведь не бывает чужих детей, невозможно не сочувствовать родителям, которые их потеряли, невозможно теперь сказать, что эти катастрофы далеко и не с нами – эта боль коснулась нас напрямую, а кого-то и лично… В Четыредесятницу богослужения будней имеют мало заупокойных песнопений, но мы (я говорю здесь «мы», имея в виду тех, чье сердце прошло оружие скорби, и кто по-настоящему переживает это горе) помним, как жаждали мы их услышать, чтобы вложить в них и свои слезы. Первые несколько суббот были нарочито заупокойными – как радостно было дождаться их и причаститься на Божественной Литургии, зная, что этим поминовением мы можем действительно помочь душам ушедших от нас близких людей. В это время для нас стали по-настоящему родными те люди, о которых мы раньше ничего не знали – родные погибших в Орске, в Кемерово, а дагестанские мученицы Вера, Людмила, Ирина, Вера, Надежда как бы и вовсе действительно стали среди нас примером святости и упокоения в Господе. Мы подошли вплотную к Страстной седмице. И, словно выжженные изнутри, стоим у гроба евангельского Лазаря.

http://pravmir.ru/myi-podoshli-k-strastn...

Иерей Михаил Богатырев Иерей Михаил Богатырев , настоятель храма во имя святого равноапостольного князя Владимира – Настоятелю действительно приходится совмещать вещи, в принципе несовместимые: христианскую любовь и необходимую административную требовательность. Требуя, ругая, наказывая, предупреждая, увольняя, наконец, то есть, делая то, что иногда совершенно необходимо – настоятель переступает через себя. Он понимает: если оставить сейчас этого человека здесь, на работе в храме, то из-за него пострадают, а может быть, и уйдут из Церкви многие. И настоятель делает то, что должен, но потом ночь не спит. Случается и такое: человек приходит и просит прощения, обещает больше таких вещей не допускать. И вроде бы его раскаяние искренне, но… это происходит уже далеко не в первый раз. Ничего удивительного: каждый священник знает, что человек может каяться в одних и тех же грехах много раз, подчас десятилетиями. Господь прощает кающегося и велит прощать нам, но как быть, если речь не о личных моих, например, обидах, а о благе Церкви, о судьбе многих людей? Могу ли простить и не увольнять (а если уже уволил, то взять на работу обратно) человека, который постоянно грешит грубостью к людям , раздражительностью, вспыльчивостью, гневом? Конечно, бывают разные ситуации и разные люди. Кто-то просто не контролирует свои нервы или не справляется со своей жизненной ситуацией, а кто-то хам, как теперь говорят, «по жизни». Но, прощая, давая еще один шанс, настоятель всегда рискует и всегда ответственность берет на себя.   Это наш крест, крест священников, настоятелей, тех, кому приходится совмещать пастырское служение с функциями администратора – функциями, в принципе, мирскими. И вряд ли у меня самого получается это совмещать. Скорее, не получается. Это также трудно, как не отвлекаться во время Божественной Литургии, если ты знаешь, что сразу после тебе надо бежать в Регистрационную палату, встречаться с потенциальным жертвователем, решать какие-то хозяйственные проблемы. У меня не получается начисто отсекать это от себя на время богослужения и включаться в эти проблемы сразу после него. Поэтому для меня самые благодатные дни – суббота и воскресенье. Я могу не думать ни о чем, кроме богослужения, кроме Евхаристии, и мне очень хорошо. А когда я погружаюсь во все эти финансовые и хозяйственные проблемы, я ловлю себя на том, что не помню о Литургии, просто не могу о ней думать сейчас, я от нее далек. И тут одно спасение – исповедь. Других способов успокоить собственную христианскую совесть просто нет. Работа настоятеля лишает человека мира душевного, того самого «духа мирна», о котором говорил Серафим Саровский. Может быть, у кого-то получается гармонично это совместить, но у меня – нет, для меня эти вещи остаются полярными.

http://pravoslavie.ru/65900.html

Богослужения в Глинской пустыни совершаются не спешно, продолжительно, с особенным благоговением. При каждой церковной службе пономари исполняют свои обязанности в мантиях и камилавках; каждение клиросных бывает двукратное; во время вечерни, утрени или бдения иноки в порядке старшинства попарно прикладываются к иконе храма или праздника и кланяются друг другу, а по окончании повечерия, при протяжном пении стихир кресту, по одиночке друг за другом подходят ко кресту. В простые дни по окончании утрени и вечерни, в притворе храма совершается лития по усопшим. Особенности праздничного богослужения придают священнодействиям много торжественности. Скажем о некоторых из них. В праздники служение совершается соборно. Каждение производится одновременно двумя иеродиаконами, кои на плечах носят пелену с кивотом или гробницею 75 , а иногда кадят кациями 76 . Пред святыми дарами, Евангелием и иконою износят два горящих светильника. Бдение всегда бывает с литиею и благословением хлебов. Стихиры канонаршат по клиросам два канонарха в рясках. На бдениях и полиелейных утренях, когда не положено икону выносить на середину храма, Евангелие читает иеромонах в Царских вратах лицом к молящимся. «Слава Тебе, показавшему нам свет», возглашает не иеромонах, а иеродиакон. На литургии «трисвятое» поется в алтаре и попеременно повторяется клиросами; в дни попразднества, вместо «Достойно есть яко воистину», поется первый припев девятой песни, праздничного канона и ирмос той же девятой песни. В нарочитые праздники, кроме Господних, после литургии освящается особо приготовленное коливо, украшенное плодами 77 . На бдении, в субботу, поются все антифоны рядового гласа с повторением каждого на другом клиросе. IV. Замечательные обряды Некоторые обряды, употребляющиеся в Глинской обители, оставляют неизгладимое впечатление в богомольцах. К ним надобно отнести обряд, бывающий в прощеное воскресение на Великий пост , когда братия у настоятеля и друг у друга испрашивают прощение. Это бывает в храме после повечерия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Слава Отцу и Сыну,/и Святому Духу. И ныне и присно,/и во веки веков, аминь. Припевы: Упокой, Господи,/души усопших рабов Твоих. Слава Отцу, и Сыну,/и Святому Духу. И ныне, и всегда,/и во веки веков. Аминь. И катавасия: Несть свят: И катавасия: Нет святого: Ектения малая Диакон: Паки и паки миром Господу помолимся. Диакон: Снова и снова в мире Господу помолимся! Лик: Господи, помилуй. Еще молимся о упокоении душ усопших рабов Божиих [имярек], и о еже проститися им всякому прегрешению, вольному же и невольному. Хор: Господи, помилуй. Еще молимся о упокоении душ усопших рабов Божиих (имена), и о прощении им всякого согрешения, как вольного, так и невольного. Лик: Господи, помилуй. Яко да Господь Бог учинит души их идеже праведнии упокояются. Хор: Господи, помилуй. Дабы Господь Бог водворил души их там, где праведные обретают покой. Лик: Господи, помилуй. Милости Божия, Царства Небеснаго и оставления грехов их у Христа, безсмертнаго Царя и Бога нашего, просим. Хор: Господи, помилуй. Милостей Божиих, Царства Небесного и отпущения грехов их у Христа, бессмертного Царя и Бога нашего, просим. Лик: Подай, Господи. Иерей: Яко Ты еси воскресение и живот, и покой усопших рабов Твоих [имярек], Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем, со безначальным Твоим Отцем, и пресвятым и благим и животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Хор: Подай, Господи. Священник: Ибо Ты – воскресение и жизнь и покой усопших рабов Своих (имена), Христе Боже наш, и Тебе славу воссылаем, со безначальным Твоим Отцом, и всесвятым и благим и животворящим Твоим Духом ныне, и всегда, и во веки веков. Лик: Аминь. Хор: Аминь. И после возгласа поем: Седален, глас 6 Воистинну суета всяческая,/житие же сень и соние,/ибо всуе мятется всяк земнородный,/якоже рече Писание:/егда мip приобрящем,/тогда во гроб вселимся,/идеже вкупе царие и нищии./Темже, Христе Боже,/преставльшияся упокой,/яко Человеколюбец. Поистине все – тщета,/а жизнь земная – тень и сновидение;/и, подлинно, попусту волнуется/всякий, на земле рожденный,/как гласит Писание:/когда мip приобретем,/тогда во гроб вселимся,/где вместе цари и нищие./Потому, Христе Боже,/преставившихся упокой,/как Человеколюбец.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/posledova...

Богородичен: Когда Ты Сына Своего увидела,/воскресшим из гроба в третий день,/Божия Невеста, всесвятая Дева,/то отложила всю скорбь,/которую, как Матерь, претерпела,/взирая на Него страждущего;/и, радости исполнившись, вместе с Его учениками,/торжествуя, воспевала Его./Потому и ныне спасай/исповедующих Тебя Богородицею. Утренняя стихира, глас 5. Яко в последняя лета,/сущу позде от суббот,/предстал еси другом Христе,/и чудесем чудо извествуеши,/заключеным входом дверным,/еже из мертвых Твое воскресение./Но исполнил еси радости ученики,/и Духа Святаго преподал еси им,/и власть подал еси оставления грехов/и Фомы не оставил еси в неверствия погружатися бури./Темже подаждь и нам разум истинный и оставление прегрешений,/благоутробне Господи. Евангельская утренняя стихира, глас 5 Как бы в конце времен,/в поздний час первого дня по субботе,/Ты явился Своим друзьям, Христе,/и чудом чудо подтверждаешь, –/приходом при запертых дверях/– Твое из мертвых воскресение./И вот, Ты радости исполнил учеников,/и Духа Святого им преподал,/и даровал власть прощать грехи,/и не оставил Фому погружаться в волнах неверия./Потому и нам подай знание истинное/и прощение согрешений, милосердный Господи! ЕВАНГЕЛИЕ УТРЕННЕЕ 10 Ексапостиларий 10: Тивериадское море с детьми Зеведеевыми,/Нафанаила с Петром же и со другима двема древле,/и Фому имяше на лове,/иже Христовым повелением одесную ввергше,/множество извлекоша рыб:/Егоже Петр познав, к Нему бродяше,/имже третие явлейся,/и хлеб показа, и рыбу на углех. Ексапостиларий 10 На Тивериадском море с сынами Зеведеевыми/Нафанаил и Петр с двумя другими/и Фома некогда были на ловле./Они, по велению Христа, закинув сети справа,/вытащили множество рыб./Петр, узнав Его, к Нему поплыл./В третий раз явившись им,/Он и хлеб предложил им, и рыбу на углях. Богородичен: Воскресшаго Господа тридневна от гроба, Дево,/моли о воспевающих Тя, и любовию блажащих:/Тебе бо имамы вси прибежище спасительное, и ходатаицу к Нему:/наследие бо Твое, и раби есмы, Богородице,/и к Твоему заступлению вси взираем.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/voskresny...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Когда Масленица в 2024 году? С принятием христианства традиция наполнилась новым содержанием. Теперь Масленица – это неделя перед Великим постом, и каждый год она приходится на разные дни в зависимости от даты Пасхи. 09.02.2017 Как провести Масленицу — совет священника Масленица — народное название, в Церкви мы называем этот период иначе — Мясопустной, или Сырной, седмицей. Это подготовительная неделя перед Великим постом. 10.03.2016 Блины от Максима Сырникова Максим СЫРНИКОВ, известный кулинар, исследователь русских гастрономических традиций, автор нескольких книг и сайта syrnikov.ru, предлагает читателям журнала «Фома» рецепты блинов на Масленицу. 13.03.2013 Пошаговый рецепт блинов с фото Каждый традиционный русский праздник имеет свое отражение и в русской кухне. Так блины — неотъемлемый символ Масленицы. Мы взяли мастер-класс по приготовлению блинов в пекарне «Усадьба Княжичи». 28.02.2019 Богослужения Масленицы В среду и пятницу Божественная Литургия не служится. В эти же дни нет поста. На Часах (богослужениях суточного круга) произносится молитва преподобого Ефрема Сирина, во время которой верующие стоят на коленях. 08.03.2021 4 замечательных рыбных рецепта к Масленице из северной кухни Рыба — совершенно масленичный продукт. Не менее масленичный, чем блины и сметана. Когда мясо уже есть нельзя, рыба солёная и варёная, запечёная в тесте и порезанная в салат украсит любое масленичное застолье. 08.03.2021 Прощеное воскресенье 2024 Подборка материалов журнала «Фома» к Прощёному воскресенью: смысл и традиции, как, у кого и зачем просить прощения. Как научиться прощать? 29.02.2020 Масленица. Пост. Брейгель К картине «Битва  Масленицы и Поста»можно относиться двояко. Например, как к живописи абсурда. Ведь что может быть абсурднее на картине длинного уродца с серым лицом и корзиной на голове. Вооружившись пекарской лопатой и селедкой он вступает в бой против оседлавшего винный бочонок толстяка. Но обратившись к исторической действительности, мы понимаем, что картина Брейгеля — это опыт этнографического исследования. 02.03.2019 Да. Сыропустная неделя — это воскресный день, после которого мы перестаем есть молочные продукты, также как и мясопустная неделя — воскресенье. после которого мы уже не едим мяса до самой Пасхи. Заговенье — последний день, в который разрешается есть скоромные продукты. Мясопустная неделя — заговенье на мясо, сыропустная — заговенье на сыр. 12.03.2016 16.02.2015 12.03.2013 Традиции Масленицы Масленица — не церковный, а народный праздник. Однако народные традиции Масленицы можно использовать для духовной пользы. 11.03.2024 Загрузить ещё © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/stati/pravoslavnyie-prazd...

Доктрина оправдания верой К оглавлению Основополагающая тема: Искупление через Христа Тема «искупления через Христа», проходит красной нитью через Новый Завет, христианское богослужение и христианское богословие. Основная мысль заключается в том, что Бог достиг искупления греховного человечества через смерть Христа на кресте. Этого искупления нельзя было достичь каким либо другим способом. Термин “сотериология” используется в трудах по христианскому богословию для обозначения целого ряда идей и образов, связанных с искуп лением, достигнутым через смерть и воскресение Христа. Можно выделить пять основных компонентов этого ряда: 1. Образы победы. Христос одержал победу над грехом, смертью и злом через Свой крест и воскресение. Благодаря своей вере верующие могут раз делить эту победу и претендовать на нее как на свою собственную 2. Образы измененного юридического статуса. Благодаря Своей покорнос ти на кресте Христос достиг прощения для грешников. Грешники могут быть очищены от своих грехов и оправданы в глазах Божиих. Они освобождаются от наказания и получают статус праведности перед Богом. К этим понятиям Принадлежит термин «оправдание» 3. Образы измененных личных отношений. Человеческий грех несет с со бой отчуждение от Бога. «... Бог во Христе примирил с Собою мир... « (2 Кор. 5. 19), делая возможными обновленные отношения между Собой и чело вечеством. Точно так, как люди, отчужденные друг от друга, могут соеди ниться через прощение и примирение, те, кто далеко отошел от Бога, могут приблизиться к Нему через смерть 4. Образы освобождения. Те, кто находятся в плену угнетающих сил зла, греха и страха смерти, могут быть освобождены через смерть Христа. Точно так, как Христос освободился из плена смерти, верующие, благодаря вере, могут освободиться от оков греха и прийти к жизни во всей ее полноте. К этим понятиям принадлежит термин «искупление» 5. Образы восстановления целостности. Те, кто расчленены грехом, могут достичь целостности через смерть Христа на кресте. Благодаря Своему кресту и воскресению Христос может излечить наши раны и исцелить нас, восстанавливая нашу целостность и духовное здоровье. К этим понятиям принадлежит термин «спасение». «Оправдание» является звеном этой цепи сотериологических терминов, используемым для описания христианского опыта искупления через Христа.Оно приобрело особое значение во времена Реформации, частично благодаря новому интересу к писаниям Св. Павла, в которых оно занимает заметное место (особенно в Посланиях к Римлянам и Галатам). Сам термин «оправдание» перестал быть знакомым в религиозном контексте и поэтому требует некоторого объяснения. Русское слово «оправдание» является попыткой пе редать сложную ветхозаветную идею о «праведности перед Богом». В центре программы реформ Лютера лежал вопрос о том, как грешники могли быть оправданы. Свое обсуждение этого вопроса мы начнем с рассмотрения значения слова «благодать»

http://sedmitza.ru/lib/text/441732/

Тебе разрушившаго мучителеву всю силу/крепостию непостижимаго Твоего Божества,/и мертвыя Твоим воскресением воздвигшаго песньми славим. Тебя, уничтожившего все могущество тирана/силою Своего непостижимого Божества,/и мертвых Своим воскресением воздвигшего/мы песнопениями славим. Богородичен: Мати Царя и Бога, всепетая Богородице,/верою и любовию Тя песньми восхваляющим присно,/очищение прегрешений Твоими мольбами низпосли. Богородичен: Матерь Царя и Бога,/всепрославленная Богородица!/Тебя с верою и любовию/песнопениями восхваляющим всегда/мольбами Своими ниспошли/прощение согрешений. Ин, ирмос: Нощь не светла неверным: Лествицу узрев Иаков, к высоте утверждену,/образу научися, неискусобрачная Тебе:/Тобою бо Бог человеком приобщися, Всечистая Владычице. Канон 3 Лестницу узрев Иаков,/к высоте поднявшуюся,/уразумел в ней Твой образ, брака не познавшая;/ибо чрез Тебя Бог к людям приблизился,/Всечистая Владычица. Избавление вечное Тобою, Дево, ныне обретше/усердно зовем Ти: еже радуйся, Богоневестная:/и Твоим светом возрадовавшеся, Всепетая, песньми Тя поем. Искупление вечное/чрез Тебя, Дева, ныне получив,/усердно возглашаем Тебе: “Радуйся, Божия Невеста!”/и свету Твоему радуясь, Всепрославленная,/в гимнах Тебя воспеваем. Едину Тя Жених посреде терния крин, Дево, обрет,/чистоты блистанием светящуся,/и светом девства, Всенепорочная, Невесту восприят. Жених, одну Тебя найдя,/как лилию среди терний, Дева,/сияющую блеском чистоты/и светом девства, Всенепорочная,/невестою Себе избрал. Песнь 6 Ирмос: Плавающаго в молве/житейских попечений,/с кораблем потопляема грехи,/и душетленному зверю приметаема,/яко Иона, Христе, вопию Ти:/из смертоносныя глубины возведи мя. Песнь 6 Канон 1. Ирмос: Бедствующий среди волнения житейских попечений,/потопляемый сопутствующими мне грехами,/и к душегубительному зверю низвергаемый,/как Иона взываю Тебе, Христе:/“Из смертоносной глубины меня возведи!” Воспоминаху Тя заключенныя во аде души, и оставльшияся праведных,/и от Тебе спасения моляхуся:/еже крестом, Христе, подал еси преисподним,/пришед яко благоутробен.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/oktoih-vo...

С чего же начинается этот процесс переосмысления жизни, эта перемена ума и сердца? — Этот процесс всегда начинается с некоего испытания. Нам нужно не только осознать свою неправоту пред Богом и людьми, но и испросить прощения за свою неправду. Сделать это бывает не всегда просто: чем более мы ощущаем свою вину перед кем-то, тем сложнее нам подойти к этому человеку, пасть на колени и попросить прощения. Но без этого путь покаяния просто невозможен. Вот почему Великий пост и начинается чином прощения, когда в последнее воскресенье перед постом после вечернего богослужения люди в храме испрашивают прощения у Бога и Друг у друга. Из своего опыта мы знаем, что подойти к людям знакомым или незнакомым, с которыми мы не ссорились, и, следуя обычаю, сказать «прости меня» — очень легко и просто, ведь они нас не обидели и мы ни в чем не виноваты перед ними. И как же невероятно тяжело подойти и попросить прощения у человека, с которым находишься в реальном конфликте и который тебе кажется врагом! Но если мы не способны переступить через свою гордыню, подавить в себе чувство уверенности в собственной непогрешимости и правоте, то весь наш путь покаяния будет обречен на неудачу. Поэтому нас сегодня и призывает Церковь проявить твердость духа, великодушие, чтобы просить прощения и прощать, делая тем самым первый шаг на пути своего освобождения от греха — пути, который ведет нас к Богу. Прощайте, и прощены будете (Лк. 6, 37), — сказано в Священном Писании. И сейчас мы совершим это важнейшее действие, которое особенно благотворно влияет на состояние человеческой души, заставляя человека подавлять гордость, смиряться и проявлять свои лучшие душевные качества. Здесь, в храме, каждый должен попросить прощения у другого, особенно у того, с кем находится в непростых отношениях. И придя домой, следует также опуститься на колени перед своими родными, близкими, перед теми, с кем мы каждый день бок о бок живем, трудимся, — ведь, к сожалению, не бывает так, чтобы домашние, семейные отношения никогда не омрачались конфликтами, взаимными обидами, непониманием, некоторым напряжением. Близкие люди особенно нуждаются в том, чтобы просить прощения друг у друга. А если мы найдем в себе силы и завтра, придя на работу, попросить прощения у своих коллег по работе, у соучеников, то это может стать моментом обращения к Богу не только нас самих, но и тех людей, к которым мы обратим свое «прости». Путь духовного возрастания человека начинается именно с этого слова. Так будем же просить Господа, чтобы Он дал нам чистоту сердца и мужество, испросив друг у друга прощения, положить начало великопостному поприщу.

http://azbyka.ru/propovedi/velikopostnye...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010