Таинство Покаяния является таинством освобождения человека от греховного плена и возвращения в состояние оправданности и Богоусыновления. О необходимости прощения грехов как особого деяния говорил Сам Господь Иисус Христос во время Своего земного служения. Более того, Он заповедал и поручил совершать прощение грехов Своим апостолам, дав им для этого особую власть: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» ( Мф.18:18 ). Также и после Своего воскресения из мертвых, явившись Двенадцати, Господь сказал им: «Мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» ( Ин.20:21–23 ) . В классических догматических системах именно эти два евангельских речения считаются установлением таинства Покаяния. Власть «вязать и решить», о которой говорится в Евангелии, дана апостолам не каждому индивидуально, но всем вместе — во-первых, как представляющим первоначальную Церковь и, во-вторых, как основателям и предстоятелям местных Церквей. Об этом свидетельствуют слова Господа Иисуса Христа, сказанные первоверховному апостолу Петру, главе Двенадцати: «Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» ( Мф. 16:19–20 ). Апостол Петр здесь предстает как основание Церкви Христовой, являющей на земле Царство Небесное. Соответственно, все преемники апостола Петра и других апостолов, то есть епископы Церкви, воспринимают эту власть «вязать и решить», действуя от имени Церкви как ее предстоятели местных Церквей. С распространением Церкви и умножением ее членов епископы передали право принимать покаяние и разрешать кающихся от грехов также и пресвитерам, то есть рукоположенным священникам, которые совершают в Церкви богослужения и все таинства, кроме таинства Священства.

http://azbyka.ru/tainstvo-pokayaniya-bog...

Таинство Покаяния является таинством освобождения человека от греховного плена и возвращения в состояние оправданности и Богоусыновления. О необходимости прощения грехов как особого деяния говорил Сам Господь Иисус Христос во время Своего земного служения. Более того, Он заповедал и поручил совершать прощение грехов Своим апостолам, дав им для этого особую власть: Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе ( Мф. 18:18 ). Также и после Своего воскресения из мертвых, явившись ученикам, Господь сказал им: Мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся ( Ин. 20:21–23 ). В классических догматических системах именно эти два евангельских текста считаются установлением таинства Покаяния. Власть «вязать и решить», о которой говорится в Евангелии, дана не каждому апостолу индивидуально, но всем им вместе – во-первых, как представителям первоначальной Церкви и, во-вторых, как основателям и предстоятелям местных Церквей. Об этом свидетельствуют слова Господа Иисуса Христа, сказанные Им первоверховному ап. Петру: Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах ( Мф. 16:19–20 ). Ап. Петр здесь предстает как основание Церкви Христовой, являющей на земле Царство Небесное. Соответственно, все преемники ап. Петра и других апостолов, то есть епископы Церкви, воспринимают власть «вязать и решить», действуя от имени Церкви. С распространением христианской веры и умножением членов Церкви епископы передали право принимать покаяние и разрешать кающихся от грехов также и пресвитерам, то есть рукоположенным священникам, которые совершают богослужения и все таинства, кроме таинства Священства. Таким образом, в таинстве Покаяния предстоятель (епископ или пресвитер) действует по поручению Самого Христа, Главы Церкви, свидетельствуя об искренности покаяния, приносимого христианином, и примиряя его с Богом и Церковью. Священник допускает исповедующего свои грехи к церковному общению, то есть к участию в Евхаристии. Таким образом, таинство Покаяния – как и другие таинства – имеет своей целью привести христианина к участию в Евхаристии. Таинство Покаяния и Евхаристия

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Таинство прощения Думаю, греха не будет вместо «Бог простит» отвечать «мне не за что тебя прощать» в тех случаях, когда действительно не за что. Это лучше, чем лишний раз нарушить третью заповедь, произнеся имя Божие всуе. 1 марта, 2014 Думаю, греха не будет вместо «Бог простит» отвечать «мне не за что тебя прощать» в тех случаях, когда действительно не за что. Это лучше, чем лишний раз нарушить третью заповедь, произнеся имя Божие всуе. Вечером накануне наступления Великого поста в храмах совершается одна из самых трогательных служб в году — вечерня с чином прощения. А в течение всего дня по сложившемуся обычаю христиане просят друг у друга прощения за причиненные обиды, почему и носит последний день Масленицы, день воспоминания Адамова Изгнания, еще одно название — « Прощеное воскресенье ». О прощении в христианской жизни, богослужении и традиции — беседа с руководителем Молодежного отдела Липецкой епархии протоиереем Димитрием Струевым. — Почему сложилась традиция просить прощения накануне начала поста, а не в первый день Четыредесятницы? Казалось бы, сам Великий Покаянный канон, строгий пост — все это лучше подходит к примирению с ближними, чем день, когда мы спешно доедаем скоромные запасы. Но даже по Типикону «утешение братии» полагается после Вечерни с чином Прощения… Протоиерей Димитрий Струев. Фото: Ирина Кривонос — А почему Господь говорит: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф 5, 23-24)? По этой заповеди, нам прежде примирения даже свечку в храме поставить нельзя, не то что Великий канон читать. Дело даже не только в том, что мы можем рассматривать принесение покаяния как жертву Богу («жертва Богу дух сокрушен» в 50-м псалме все помним?), и тогда механически переносим на него принцип, данный в Евангелии, а еще и в том, что в первый день поста хорошо бы уйти в тишину, внутрь себя, имея «внешнюю часть» духовных проблем к тому времени уже решенными.

http://pravmir.ru/tainstvo-proshheniya/

Тело как неотступный спутник и неразлучный сотрудник души на земле должно разделять с душой или вечное блаженство, или вечное мучение в загробной жизни: «Чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» ( 2Кор.5:10 ). «Представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу» ( Рим.12:1 ). «Прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» ( 1Кор.6:20 ). 4) «Воскресения день, и просветамся торжествам, и друг друга обымем . Рцем братие, и ненавидящим нас простим вся воскресением, и тако возопииш: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав» 59 . Праздник воскресения Христова называется светлым не только по славной победе воскресшего Господа над адом и смертью, но и потому, что Воскресшим даровано всепрощение и оправдание всех перед Отцом Небесным, ибо «из гроба красное правды нам возсия солнце» 60 . Плоды воскресения Христова, как благодатные струи, иэливаются на всеродного Адама, т. е. на живых и умерших братий наших: на богатых и убогих, на знатных и сильных мира, равно как и на бесславных и неизвестных миру, на добродетельных и порочных – всех призывает воскресший Господь насладиться пира веры. «Аще кто благочестив и боголюбив, – возглашает в свом приснопамятном слове св. Златоуст, – да насладится сего доброго и светлого торжества. Аще кто точию достиже и во единодесятый час, да не устрашится замедления: любочестив бо сый Владыка, приемлет последняго якоже и перваго. И последняго милует, и перваму угождает, и оному дает, и сему дарствует. И дела приемлет, и намерение целует, и деяние почитает, и предложение хвалит» 61 . При таком обилии благодати воскресения Христова, изливающейся всепрощением на всех верующих, верующие взаимно должны объявить друг другу всепрощение. По воскресении Христовом не должно быть врагов в Царстве Христовом. Получившие прощение и сами должны прощать взаимно обиды друг другу. Все, что разделяет нас с ближними нашими и что возбуждает зависть и ненависть их к нам, весьма ничтожно сравнительно с теми благами, которые дарованы нам воскресшим Господом.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Храм благоукрашается чистотою, благолепием богослужений, цветами и разными жертвами, но особенно храм благоукрашается жизнью христианской своих прихожан. Вот об этом особенно подумаем. Приготовимся к исповеди, все дурное, нехорошее, грешное скинем с себя и приступим, если Господь допустит, к Таинству Святого Причащения. «Постное время светло начнем», и да даст нам Господь светло встретить и светлый праздник Пасхи. Пресвятая Богородице, спаси нас! 2 Сегодня совершенно особенный день. Сегодня надо отложить зло и положить начало благое. Завтра начинается Великий пост , т. е. время, предназначенное для духовного самоуглубления, для проверки и исправления своей жизни. Так важно решиться отметить для себя дни Святой Четыредесятницы, духовно за это время очиститься и обогатиться. Пусть каждый об этом подумает. Но кое-что может быть и общим для всех: 1. Решим все ежедневно, кроме праздников, читать великопостную молитву преподобного Ефрема Сирина : «Господи и Владыко живота моего...» по возможности с положенными поклонами. 2. Решим все ежедневно прочитывать хотя бы несколько слов из Священного Писания . 3. Постараемся по вечерам задумываться о проведенном дне: что нехорошее, грешное за этот день сделали? 4. Постараемся чаще заходить в церковь на богослужения, и по возможности не только в праздничные дни. 5. Наконец, все подготовим себя к исповеди с надеждой причаститься Святых Христовых Таин. Время Великого поста – исключительное время, которым нельзя не воспользоваться. Апостол Павел так говорит нам: наступил уже час пробудиться нам от сна. ... Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света. Как днем, будем вести себя благочинно, не [предаваясь] ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа и попечения о плоти не превращайте в похоти ( Рим. 13, 11–14 ). Усилие к добру каждого из нас есть и участие наше в общей борьбе со злом на земле. «Постное время светло начнем!» Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Kulman...

Чему же нам радоваться? Как провести нам Великий пост – в таком радовании? Для этого каждый христианин должен сказать себе: «Великий пост предлагает нам чудесные – и по своей красоте, и по содержательности – богослужения, глубокие покаянные песнопения. И я постараюсь их не пропустить, но напитать ими свою душу. Когда только смогу, я постараюсь быть в храме. Святая Четыредесятница есть особенное время покаяния и сокрушения о наших грехах... Я принесу Богу покаяние и сокрушение сердца моего о всех моих прежних прегрешениях... После Таинства покаяния я приступлю к Великому Пренебесному Таинству, к нему же и Ангелы желают приникнуть, – Святых Тела и Крови Христовой – для теснейшего общения со Христом Богом моим и Господом, в укрепление моих душевных и телесных сил и в жизнь вечную. Как же еще я могу с пользой провести сей Великий пост ? Я должен вести себя мирно, сосредоточенно, любовно... И, приступая к нему, прежде всего я должен простить ближнему моему все его прегрешения, чтобы и Господь, по непреложному Его слову, простил мне мои». Ведь сегодня, в Прощеное воскресенье, мы особенно вспоминаем слова, сказанные нам Господом: Аще бо отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш Небесный: аще ли не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш отпустит вам согрешений ваших ( Мф 6,14–15 ). И еще: Аще убо принесеши дар твой ко олтарю и ту помянеши, яко брат твой иматъ нечто на тя: остави ту дар твой пред олтарем и шед прежде смирися с братом твоим, и тогда пришед принеси дар твой ( Мф 5, 23–24 ). Пусть также сегодня каждый скажет себе: «Еще я должен благочинно – как и все должно быть в святом обществе христианском, в Святой Церкви Божией, учреждении Пренебесном, не от мира сего, – провести всю святую Четыредесятницу, провести так, как учит нас в сегодняшнем апостольском чтении святой апостол Павел, говоря: наступил уже час пробудиться нам от сна. Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света. Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа ( Рим 13,11–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Этот период развития Церкви «под покровом иудейства» имеет громадное значение для всей дальнейшей церковной истории: до сих пор христианское богослужение в первооснове своей почти целиком определено Храмом и синагогой. В сохранении ветхозаветной традиции первохристиане видели свидетельство истинности своей веры. Христос тоже возвещал Свое дело как исполнение Писаний. Вера в Ветхий Завет как пророчество и учение о Христе выражена прежде всего в Евангелии от Матфея, написанном в иудео-христианской среде. Но пророчество сбылось, и Церковь есть завершение Ветхого Завета. Отсюда новое, что открылось во Христе. Новое - это прежде всего общество, которое составляют христиане. Это общество называлось Церковь - Εκκλησα (от κλσο - созывать, призывать). В общественно-политической жизни греко-римского мира так называлось официальное правомочное собрание граждан, созванных для решения общественных дел, для суверенного волеизъявления. В Септуагинте этот термин означал Собрание народа Божия, народа избранного и призванного для служения Самим Богом. Это словоупотребление показывает, что христианская община с самого начала осознала себя как Божественное установление, призванное к особому служению. Экклесия виделась как новый народ Божий. Христиане называют себя «призванными», или «святыми». Святость понималась в первоначальном смысле: избрание, выделение и посвящение. «Но вы - род избранный, царственное священство, народ святый, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы» (1Пет.2:9-10). И такова была новизна и святость этого общества, что уже в Евангелии вступление в него уподобляется новому рождению и совершается через литургическое погружение нового христианина в воду - символическое уподобление смерти и воскресению Самого Христа - через крещение. Ранняя Церковь живет опытом Крещения, который вводит в новую жизнь, в Царство Божие. И поэтому в книге Деяний Апостольских на вопрос: «Что делать мне, чтобы спастись?» - ученики всегда дают один ответ: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, и получите дар Святого Духа».

http://sedmitza.ru/lib/text/434655/

Архив Пн Прощеное воскресенье 28 февраля 2009 г. 20:00 Воскресный день перед началом Великого поста носит названия: Неделя сыропустная. Адамово изгнание из Рая. Прощеное воскресенье. В Прощеное воскресенье вспоминается библейское сказание об изгнании праотца Адама из рая. Библия говорит нам, что первой заповедью, которую Бог дал человеку, было беспрекословное послушание. Повиновение — это простое и ясное предписание. Из повиновения и смирения рождаются все другие добродетели, из умствования же — все греховные помыслы. Человеку не надо было ни знать ничего, ни рассуждать, поскольку повиновение есть главная обязанность разумной души, признающей своего Создателя. Ведь человек сотворен по слову Божьему, чтобы отразить природу Бога. Он имеет изначальную ценность творения. Но из-за грехопадения внутренняя изначальная природа, данная человеку, была им утрачена. Адамово изгнание... Это и есть отправная точка нашего земного странствия в поисках утраченного Отечества — Царства Божия. Причина изгнания Адама — грех, совершенный прародителем. Грех же причина страданий, болезней, скорбей и самой смерти. Поэтому борьба с грехом — это главный подвиг на пути к Богу. Последнее воскресенье перед началом Великого поста именуется Церковью Неделей сыропустной (так как именно сегодня заканчивается употребление в пищу молочных продуктов), или Прощеным воскресеньем. В этот день после вечернего богослужения в храмах совершается особый чин прощения, когда священнослужители и прихожане взаимно испрашивают друг у друга прощение, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми ближними. В канун Великого поста люди на Руси исполняли обряд высочайшего смирения. Старший и властный просил прощение у последнего и ничтожного. С закатом солнца, но до того как погаснет вечерняя заря, ходили православные из дома в дом, с преклоненной головой, тихим голосом выпрашивая прощение, особенно у тех, кому чаще других наносили в этом году обиды и огорчения, покорно кланялись в ноги и покорно ожидали отпущения поцелуем в уста, а на слове «Прости меня», отвечали «Бог простит, меня прости». Суть обычая просить прощение в конце масленицы духовно-нравственное очищение через примирение, через взаимное прощение прегрешений.

http://patriarchia.ru/db/text/198562.htm...

Подходит Володя и, как-то чуть дольше обычного задержавшись, просит прощения и смотрит в глаза Итак, три года назад, аккурат в начале Великого поста , произошло нечто такое из ряда вон выходящее, что всех нас заставило как-то собраться и помогло иначе, серьезнее и глубже взглянуть и на пост, на само его содержание, и на себя самих. Итак, была последняя воскресная служба перед постом. День, когда мы вспоминаем изгнание Адама из рая, а после Божественной Литургии совершаем чин прощения. И вот в благоговейной и скорбной, печально-возвышенной атмосфере этого богослужения, уже в самом ее конце стою я с крестом и прошу прощения у всех прихожан, подходящих по очереди ко кресту, и они просят прощения у меня и друг у друга. Трогательный обряд, напоминающий нам о непостоянстве этой земной жизни, о необходимости примирения со всеми прежде, нежели начнем проходить поприще поста, а, возможно, с кем-то уже и не увидимся в этой, земной жизни. И вот среди прочих подходит Володя и, как-то чуть дольше обычного задержавшись, просит прощения и смотрит в глаза, ожидая ответа. Как-то всё это очень быстро произошло, но и неуловимо – особенно. Я это про себя отметил. Попростились мы с ним сердечно, попрощались, и дальше пошли прихожане сокрушенной, но и как-то радостно оживленной вереницей. Всё-таки еще не сам пост: воскресенье, и заговины, и праздник… Чин прощения. Фото: pravchelny.ru Служба окончилась, прихожане разошлись, а я уехал домой в Симферополь. Наступила первая ночь Великого поста. Около пяти утра я проснулся и не мог уснуть. И вдруг в начале шестого звонок от регента Татьяны: «Батюшка, молитесь, Володе плохо, он умирает. Молитесь, батюшка!» Я встал на молитву, а через пять минут Татьяна перезвонила: «Володя умер!» Вот так. Вчера только – в Прощеное воскресенье – он был в храме, молился со всеми, подходил ко кресту и просил прощения… После службы, на обратном пути ему стало плохо. Прямо на полдороге они остановились с Татьяной возле участка, где мы предполагаем строительство нового храма, и ни туда – ни сюда… Приехала местная «Скорая» с барахлящим кардиографом. Сделали худо-бедно кардиограмму; кажется, врачи сами не смогли в ней ничего разобрать, сделали укол и… уехали. Татьяна попросила хоть до дома подвезти мужа. Сказали: «Мы по домам не развозим…»

http://pravoslavie.ru/91424.html

Этот псалом пели иудеи, когда находились в плену Вавилонском. Он начинается так: «На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом, внегда помяту ти нам (когда вспоминали мы) Сиона», а оканчивается: «Блажен, иже имет (то есть возьмет) и разбиет младенцы твоя о камень!» Это пение напоминает нам об удалении нашем от отечества небесного, то есть рая, и о рабстве нашем греху и изображает скорбь души, тоскующей об отечестве небесном. Каковы особенности богослужения в недели мясопустную и сыропустную? В воскресенье мясопустной недели на Литургии читается Евангелие о Страшном суде, а в сыропустную – о посте и прощении друг друга. Кроме того, в среду и пятницу на сырной неделе не служится обедня, а уже великопостные часы с поклонами, при чтении молитвы: «Господи и Владыко живота моего». Для чего в воскресенье мясопустной недели читается Евангелие о Страшном суде Христовом? Для того, чтобы страхом суда Божия предохранить нас от беспечности о своем спасении. Для чего в воскресенье сыропустной или сырной недели читается Евангелие о посте и о прощении обид? О посте – для того, чтобы научить истинному посту, а о прощении – для того, чтобы показать, что для получения от Бога прощения в грехах наших нам самим необходимо прощать согрешивших против нас; оттого это воскресенье и называется у нас Прощеным. Для чего в среду и в пяток сыропустной недели вместо Литургии совершаются великопостные часы с поклонами? Для приготовления к посту, который приближается. Какие особенности в богослужении первой недели Великого поста? На этой неделе в первые четыре дня на повечерии читаются так называемые мефимоны, в пятницу на Литургии после заамвонной молитвы благословляется коливо – особенное кушанье из вареного риса, с сахаром и сладкими плодами, а в воскресенье в соборах совершается особенный молебен. Что такое мефимоны, которые читаются на первой неделе, в первые четыре дня на повечерии? Это – известный покаянный канон святого Андрея Критского , при пении: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». Для чего в пятницу этой недели на Литургии благословляется коливо?

http://azbyka.ru/katehizacija/zakon-bozh...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010