Иными словами, процедура примирения не просто исцеляет, но и совершенствует душу. Трогательный Чин прощения, который будет совершаться во второй половине последнего воскресного дня перед Великим постом, не должен затмевать простую и ясную мысль: не надо откладывать примирение до последнего, равно как и не надо вытягивать клещами неискренние слова извинения и прощения. Христос обещал, что Бога увидят чистые сердцем, а неискренность любые календарные старания и страдания сводит на нет – затемняют сердце, замутняют его. Ну хорошо, а что же делать-то? – может грустно спросить человек, который бы и рад очистить сердце и искренне простить и попросить прощения, да вот что-то не получается. Ни в Прощеное воскресенье, ни в какой другой день. Обида не отпускает, рана не затягивается, может, вообще этот участок души начинает отмирать. Церковный календарь – великое изобретение. Последовательность богослужебных событий очень часто символически отражает то, что происходит или должно происходить в человеческой душе. Нынешнее воскресенье носит и другое название – воспоминание Адамова изгнания, и вообще-то именно это – основной мотив дня, еще с вечера накануне, с вечернего богослужения. Мы ведь и вступаем в Великий пост как в школу покаяния – то есть очищения от греха, того самого греха, за который Адам-человек лишается богообщения. И богослужения дня пронизаны покаянным настроением: «Милостиве, помилуй мя, падшаго». То есть в последнее воскресенье перед Великим постом нам предлагается попросить прощения в первую очередь у Бога. Это очень хорошее духовное упражнение. Если почувствовать свою вину перед собратом могут помешать самые разные обстоятельства: встречная обида, просто гордость, сравнение себя с ним – то с грехами перед Богом все достаточно очевидно. Только очень неумный человек считает себя перед Господом абсолютно чистым. Если совесть может быть и глуховата, то тщательный самоанализ выявит сам факт наличия разного рода несовершенств, которые хотелось быть исправить. Это и есть первая стадия покаяния: я не такой, каким надо быть, Господи, помоги мне.

http://pravmir.ru/posmotri-na-nas-gospod...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Прощёное воскресенье – последнее воскресенье накануне Великого поста имеет три названия: Неделя сыропустная  (сырная), Адамово изгнание и Прощеное воскресенье. Первые два названия встречаются в богослужебных книгах (Триоди и Типиконе), тогда как именование «Прощеное воскресенье» — исключительно обиходное и употребляется только в православном быту. Неделей сыропустной этот день называется потому, что совершается заговение на сырную и молочную пищу (молочный сыр типа брынзы был основной скоромной пищей монахов). Наименование «изгнание Адамово» связано с тем, что само богослужение (почти все песнопения Триоди) посвящено воспоминанию создания человека, его падения и изгнания из рая. Наконец, название «Прощёное воскресенье» обусловлено совершением вечером в этот день Чина прощения. Краткая история Обычай держать перед Великим постом переходную сырную седмицу, в которую уже не ели мясные продукты, но продолжали вкушать остальные виды молочной пищи, появился уже в VI веке. В иерусалимском Лекционарии VII века уже указана Неделя сыропустная, также обозначены особые прокимны и ветхозаветные чтения для каждого дня сырной седмицы. В саму Неделю сыропустную указано на литургии евангельское чтение Мф.6:1-33 , в котором в том числе есть слова о прощении и об истинном посте (нынешнее литургийное чтение является частью иерусалимского). Современная служба Недели сыропустной возникла в IX–X вв. в Константинополе. Особенности воскресного бдения и литургии Данная неделя не имеет «своих» особенностей, служба в целом такая же, как в две предыдущие недели (о блудном сыне и мясопустную). Последний раз поется на утрене псалом 136 «На реках вавилонских…». Идейное содержание Соответственно трем названиям данного воскресного дня, его богослужение заключает в себе три темы: Грехопадение Адама и изгнание из рая — основная тема всенощного бдения. Актуальность этого воспоминания накануне вступления в Великий пост заключается в следующем: первая заповедь, данная человеку, была заповедью о посте, пусть даже и в мягкой форме — запрещалось есть плоды всего лишь одного конкретного дерева. Адам нарушил эту заповедь и лишился тех благ, которые имел при сотворении. «А поскольку из-за того, что Адам единожды не постился, довелось и нам много пострадать, предлагается ныне, при вступлении в Святую Четыредесятницу, воспоминание сего события, дабы мы, памятуя, какое великое зло внесено в мир непощением, поспешили радостно возложить на себя пост и блюсти его» (синаксарь в неделю сыропустную). В стихирах и тропарях канона часто речь идет от 1го лица, чем выражается идея, что мы своими грехами повторяем преступление своего праотца и подобно ему лишаемся рая (благодати Божьей, данной в крещении). Также мы сокрушаемся о том, что по причине греха Адама все человечество утратило бессмертие и первозданное совершенство.

http://azbyka.ru/proshhenoe-voskresene

Прощение как задача Великого поста Близится Великий Пост, в канун которого в православных храмах традиционно совершается Чин прощения. В Евангелии Господь не раз говорит нам о прощении, например, в словах молитвы «Отче наш»: «и остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должникам нашим» ( Мф 6. 9–13 ). О прощении упоминается и в притче о немилосердном должнике ( Мф 18. 23–35 ), которому много простили, а он потом не простил немножко своему другу, за что хозяин, простивший его, истязывает с него все до последней копейки. То есть, какой мерой мерим, такой мерой и нам возмерится ( Мф 7. 2 ) – эта тема в Евангелии звучит очень часто. Тема прощения – одна из центральных тем богослужения Прощеного воскресенья, и это прощение важно осмыслить как не столько умственное, сколько сердечное действие. Мы не только должны подумать о прощении всех, но и сердце наше должно отпустить. А если быть честными, то это не всегда у нас получается, и есть люди, которые для нас все равно остаются тяжелыми. Иногда замечаешь, что человек на человека даже не может смотреть вполне открыто, значит, в сердце у него нет прощения. И хотя формально кажется, что отношения складываются нормальные, полноценный открытый взгляд на другого не получается. Значит, есть что-то в нашем сердце, что мешает простить. Прощение, с одной стороны, это задача Прощеного воскресенья, а с другой стороны, прощение можно рассматривать как задачу всего Великого поста. Если на нашем сердце к Пасхе будет хоть немножко легче, если сможем с открытым сердцем смотреть на окружающих, если сердцем будем ближе к прощению, то Пасха будет более сродна нашему сердцу. Если мы проанализируем свою жизнь, то можем заметить, что часто празднуем Пасху внешне, радуемся концу поста, светлым, торжественным богослужениям, радостным песнопениям, но сердце наше по-настоящему не освобождено. Поэтому задача дней Великого поста – не столько диетическое воздержание и не столько какие-то внешние вычитки правил, канонов и псалтири, хотя это все тоже имеет значение, это технические средства, помогающие нам увидеть себя в свете нашей немощи, немножко более истонченной плоти и приникания умом к текстам Священного Писания . Но все-таки главное в Великом посту – то что, будет происходить с нашим сердцем, изменение сердца – это наша задача на пост. Этимология слов «прощение», «простить»

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Для чего в это воскресенье читается из Евангелия притча о мытаре и фарисее? Для того, чтобы возбудить в нас, по примеру кающагося мытаря, прежде всего сокрушение о наших грехах и самоосуждение. Какие на всенощной в это воскресенье после Евангелия поются покаянные стихи? Следующие: Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче: утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему, храм носяй телесный, весь осквернен; но, яко щедр, очисти благоутробною Твоею милостию. Множество содеянных мною лютых помышляя окаянный, трепещу страшнаго дне суднаго; но надеяся на милость благоутробия Твоего, яко Давид, вопию Ти: помилуй мя, Боже, по велицей Твоей милости. Какие особенности в богослужении в неделю о блудном сыне? На литургии в это воскресенье читается из Евангелия притча о блудном сыне, а на всенощной после полиелея поются стихи из псалма «На реках Вавилонских». Почему в воскресенье этой недели на литургии читается притча о блудном сыне? Для того, чтобы внушить нам, что Господь милосерд и к самому великому грешнику, лишь бы он искренно раскаялся в своих грехах. Для чего на всенощной после полиелея поются стихи псалма «На реках Вавилонских»? Этот псалом пели иудеи, когда находились в плену Вавилонском. Он начинается так: На реках Вавилонских тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона , а оканчивается; Блажен, иже имет (т. е. возьмет) и разбиет младенцы твоя о камень! Это пение напоминает нам об удалении нашем от отечества небеснаго, т. е. рая, и о рабстве нашем греху, и изображает скорбь души, тоскующей об отечестве небесном. Какие особенности в богослужении в недели: мясопустную и сыропустную? В воскресенье мясопустной недели на литургии читается Евангелие о Страшном Суде, а в сыропустную о посте и прощении друг друга. Кроме того, в среду и пятницу на сырной неделе не служится обедни, а уже великопостные часы с поклонами, при чтении молитвы: «Господи и Владыко живота моего». Для чего в воскресенье мясопустной недели читается Евангелие о Страшном Суде Христовом? Для того, чтобы страхом суда Божия предохранить нас от безпечности о своем спасении.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

После этого ты, кто осуждающий чужого раба, раба Божия, такого же, как и ты сам? Царство Божие есть правда и мир и радость о Духе Святом. Тем же убо братие мир возлюбим. Если возможно, – что зависит от вас, – со всеми людьми мир имейте. Бывайте друг к другу благи, милосерды, прощая друг другу, как и Бог во Христе прощает вас. Гневайтеся и не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем. По этой заповеди св. Апостола, чтобы солнце не заходило во гневе нашем, чтобы мы ни в один день не переждали заката солнечного, гневаясь на ближнего, чтобы ни однажды не отошли ко сну, не простившись со всеми, кого оскорбили или кто нас оскорбил, – по этой заповеди Апостола установлен Церковию особый обряд ежедневного прощения. Именно, когда оканчивается последняя дневная церковная служба так называемого повечерия, то при отпусте повечерия священнодействующий предстоятель, сотворив по уставу поклон на землю, говорит братии: Благословите, отцы святые, и простите ми грешному. А братия по уставу ответствует ему: Бог простит ти, отче святый. И по сем сподобляются все прощения от предстоятеля, подобне глаголюще: Благослови, отче святый, и прости мя грешного. И отходим за сим в домы наши, а в монастырях в келии наши, глаголюще молитву сию, молитву прощения всем и всему: Ненавидящих и обидящих нас прости, Господи человеколюбче. Так взаимным всепрощением повелено оканчивать каждый день. Так и совершается в монастырях общее всепрощение в вечер каждого дня. В сей же знаменательный вечер прощеного воскресенья, в преддверии св. великого поста, сей обряд взаимного всепрощения совершается нарочито торжественно. Зачем это? Откуда этот обычай? Припомним слова синаксаря. Так как от лености мы не хотим поститься и устраняться от зла всегда, то святые Апостолы и божественные отцы предали нам святую четыредесятницу, как бы некую жатву душам, чтобы мы, сокрушаемые и смиряемые постом, очистили все, что за все лето соделали безместного и скверного и греховного. В нынешний день накануне св. четыредесятницы древние христиане, насельники монастырей, совершив вечернее богослужение, поклонившись всей монастырской святыне и соутешившись за общею вечернею трапезою, торжественно совершали обряд взаимного прощения, и затем расходились по пустыне безмолствовать и поститься в глубоком уединении, молиться и каяться и плакать о содеянных за все прошлое время грехах.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Мы часто слышим и говорим о Великом посте как об особенном времени в жизни Церкви: это время более длительной молитвы, ограничения себя во всех сферах жизни, время внимательного отношения к своему духовному состоянию. Как провести Великий пост с Господом и Его учениками, а не превратить его в полтора месяца тяжелой и бессмысленной диеты. Реальное задание на Великий пост 16. Посетить Чин прощения вечером в воскресенье перед Великим постом После богослужения настоятель храма произносит проповедь, затем священники просят прощения у прихожан и друг друга. После этого все клирики выходят к амвону, а прихожане подходят, целуют крест или икону, испрашивают прощения у клириков. Фото: tatmitropolia.ru У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 23 февраля, 2020 9 марта, 2019 25 февраля, 2015 1 апреля, 2024 24 марта, 2024 22 марта, 2024 21 марта, 2024 20 марта, 2024 19 марта, 2024 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730)

http://pravmir.ru/ispech-blinyi-nayti-kn...

И ныне, Богородичен: О, чудо новое, высшее всех древних чудес!/Ибо кто знал матерь, без мужа родившую,/и во объятиях носившую все творение Объемлющего?/Божий замысел – это зачатие./Ты же, Пречистая, Его как младенца руками Своими державшая,/и материнское дерзновение к Нему стяжавшая,/не переставай молить о чтущих Тебя,/да смилуется Он и спасет души наши. Тропарь: Богородице Дево радуйся: (2) Тропарь: Богородица Дева, радуйся: (2) И праздника, глас 2: Тропарь, глас 2 Пречистому образу Твоему покланяемся Благий,/просяще прощения прегрешений наших Христе Боже:/волею бо благоволил еси плотию взыти на Крест,/да избавиши, яже создал еси, от работы вражия./Тем благодарственно вопием Ти:/радости исполнил еси вся Спасе наш,/пришедый спасти мир. Пречистому образу Твоему поклоняемся, Благой,/прося прощения согрешений наших, Христе Боже./Ибо добровольно благоволил Ты взойти плотию на Крест,/чтобы избавить созданных Тобою от рабства врагу./Потому мы благодарно взываем Тебе:/“Радостью Ты наполнил все, Спаситель наш,/пришедший спасти мир!” Единожды. И прочее последование бдения. НА УТРЕНИ На Бог Господь, тропарь воскресен, дважды. НА УТРЕНИ После шестопсалмия Бог Господь: на глас Октоиха и дважды поем тропарь воскресный гласа, Слава, настоящий, глас 2: Пречистому образу Твоему покланяемся Благий,/просяще прощения прегрешений наших Христе Боже:/волею бо благоволил еси плотию взыти на Крест,/да избавиши, яже создал еси, от работы вражия./Тем благодарственно вопием Ти:/радости исполнил еси вся Спасе наш,/пришедый спасти мир. Слава, глас 2: Пречистому образу Твоему поклоняемся, Благой,/прося прощения согрешений наших, Христе Боже./Ибо добровольно благоволил Ты взойти плотию на Крест,/чтобы избавить созданных Тобою от рабства врагу./Потому мы благодарно взываем Тебе:/“Радостью Ты наполнил все, Спаситель наш,/пришедший спасти мир!” И ныне: Вся паче смысла,/вся преславная Твоя Богородице таинства,/чистоте запечатанной, и девству храниму,/Мати позналася еси неложна,/Бога рождши истиннаго:/Того моли спастися душам нашим.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/nedelya-p...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance У кого надо просить прощения в Прощеное воскресенье? 1 мин., 12.03.2016 Вопрос читателя: У кого надо просить прощения в Прощеное воскресенье? Отвечает протоиерей Игорь Фомин: Протоиерей Игорь ФОМИН В Прощеное воскресенье нужно просить прощения в первую очередь у тех, кого вы, действительно, чем-то обидели. Но церковная традиция говорит о том, что мы просим прощения вообще у всех. Особенно хорошо это видно в храме, когда после вечернего богослужения прихожане выстраиваются в цепочку и друг у друга испрашивают прощения. Эта практика пришла в Россию с Афона. По-моему, замечательная традиция: ведь мы не всегда замечаем, когда делаем людям больно. Думаем про себя «ну нет, этого человека я точно ничем не мог обидеть», но так ли это? Попросить прощения у всех братьев и сестер по вере будет совсем нелишним. Если человек, которые просит у вас прощения в Прощеное воскресенье, ничем вас не обидел, все равно ответьте ему традиционно. В этом не будет лжи. Словами «Бог простит, и я прощаю» мы как бы авансом даем человеку понять, что никакая обида не сделает нас с ним врагами, что мы способны к прощению. Ведь диавол может поссорить даже самых близких людей. Давайте будем готовыми прощать заранее. Задать вопрос священнику Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос. Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также После многочисленных связей друг ничего не чувствует. Может ли вера вернуть чувства? 26.04.2024 26.04.2024 25.04.2024 25.04.2024 26.04.2024 27.04.2024 26.04.2024 26.04.2024 26.04.2024 25.04.2024 25.04.2024 26.04.2024 27.04.2024 26.04.2024 26.04.2024 © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/u-kogo-nado-prosit-proshh...

В Прощеное воскресенье в Севастополе будет совершен молебен об установлении мира 27 февраля, 2014. Новостная служба Симферопольская и Крымская епархия приглашает всех желающих принять участие в общей молитве. 2 марта в Севастополе на площади по благословению Митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря будет отслужен общегородской молебен об установлении мира в стране. 27 февраля. ПРАВМИР. Молебен будет отслужен в 14:00 в Прощеное воскресенье, 2 марта, на площади Нахимова, — сообщает Симферопольская и Крымская епархия . Богослужение возглавит благочинный Севастопольского округа протоиерей Сергий Халюта. Симферопольская и Крымская епархия приглашает всех желающих принять участие в общей молитве. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 26 марта, 2018 1 марта, 2018 17 ноября, 2021 29 мая, 2019 19 марта, 2019 24 января, 2019 23 января, 2019 14 декабря, 2018 6 августа, 2018 26 марта, 2018 1 марта, 2018 17 ноября, 2021 29 мая, 2019 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе 12

http://pravmir.ru/2-marta-v-sevastopole-...

Бывайте друг к другу благи, милосерды, прощая друг другу, как и Бог во Христе прощает вас. Гневайтеся и не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем. По этой заповеди св. Апостола, чтобы солнце не заходило во гневе нашем, чтобы мы ни в один день не переждали заката солнечного, гневаясь на ближнего; чтобы ни однажды не отошли ко сну, не простившись со всеми, кого оскорбили или кто нас оскорбил, – по этой заповеди Апостола установлен, церковью особый обряд ежедневного прощения. Именно, когда оканчивается последняя дневная церковная служба так называемого повечерия, то при отпуске повечерия священнодействующий предстоятель, сотворив по уставу поклон на землю, говорит братии: благословите, отцы святии, и простите ми грешному. А братия по уставу ответствует ему: Бог простит ти, отче святый. И по сем сподобляются все прощения от предстоятеля, подобне глаголюще: благослови, отче святый, и прости мя грешного. И отходим за сим в домы наши, а в монастырях в келлии наши, глаголюще молитву сию, молитву прощения всем и всему: ненавидящих и обидящих нас прости, Господи человеколюбче. Так взаимным всепрощением повелено оканчивать каждый день. Так и совершается в монастырях общее всепрощение в вечер каждого дня. В сей же знаменательный вечер прощеного воскресенья, в преддверии св. великого поста, сей обряд взаимного всепрощения совершается нарочито торжественно. Зачем это? Откуда этот обычай? Припомним слова синаксаря. Так как от лености мы не хотим поститься и устраняться от зла всегда, то святые Апостолы и божественные отцы предали нам святую четыредесятницу, как бы некую жатву душам, чтобы мы сокрушаемые и смиряемые постом очистили все, что за все лето соделали безместного и скверного и греховного. В нынешний день накануне св. четыредесятницы древние христиане, насельники монастырей, совершив вечернее богослужение поклонившись всей монастырской святыне и соутешившись за общею вечернею трапезою, торжественно совершали обряд взаимного прощения, и затем расходились по пустыне безмолствовать и поститься в глубоком уединении, молиться и каяться и плакать о содеянных за все прошлое время грехах.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010