Вообще, само по себе уподобление Христу, желание что-то сделать такое, чтобы быть немножечко похожим на Христа, является одним из самых главных осмыслений нашего жизненного христианского пути. Потому что мы вряд ли сможем быть похожими на Христа, если будем есть не мясную пищу, а постную. Чего тут такого особенного? Вряд ли мы будем сильно похожи на Христа, если будем просто отстаивать долгие богослужения. Вряд ли мы будем похожи на Христа, если мы просто будем вычитывать очень-очень много молитвенных правил, канонов и так далее. А вот простить – это одно из немногих сложных, тяжелых дел, которое позволяет нам быть похожими на Христа. Почему? Потому что простить другого человека по-настоящему – это взять его грехи на себя, и ничего другого. Это значит просто взять его грех на себя, как это сделал Христос. Он просто взял на Себя грехи мира, и поэтому эти грехи Он искупил Собой. И вот простить человека – в каком-то смысле это так же поступить, как поступил Христос. Это взять на себя грех. Это собой, своим сердцем, своей жизнью его пережить, искупить, взять на себя ответственность за это. То есть снять ответственность за этот грех с другого человека, приняв весь удар на себя. И поэтому простить очень непросто. Ну мы-то, конечно, понимаем, что, когда мы приходим в храм на Прощеное воскресение, для нас это в какой-то степени все-таки драматическое действо – очень эмоциональное, очень серьезное, очень важное, но тем не менее мы понимаем, что легко просить прощения у того, кто перед тобой не виноват – среди прихода – и так легко простить того, кто перед тобой сильно не провинился. Но само переживание это очень эмоциональное, наполняющее, многих женщин доводящее до слез. Суть этого дня все-таки в большем. Не в том, чтобы только в этот день переживать прощение как очищение и освобождение, хотя это, конечно, чувствуется каждым человеком. А взять на себя прощение как крест, чтобы с этим жить дальше по жизни. Чтобы взять на себя это прощение как принцип своей жизни, как принцип отношения к человеку, как принцип отношения к тем, кого мы любим, и обижаем и на кого обижаемся.

http://pravmir.ru/maslenitsa-trepet-rado...

Кто зря, Владыко, ныне не ужасается,/страстию смерть разрушаему;/Крестом бежащее тление,/и смертию ад богатства истощаваемый,/Божественною силою Тебе распятаго;/чудно дело, Человеколюбче! Кто, Владыка, ныне не изумляется,/видя смерть, страданиями уничтожаемую,/от Креста бегущее тление/и ад, смертию богатства своего лишаемый?/Это – дело необычайное Божественного могущества/Тебя, претерпевшего распятие, Человеколюбец! Богородичен: Ты верным похвала еси, Безневестная, Ты Предстательнице,/Ты и прибежище христиан, стена и пристанище:/к Сыну бо Твоему мольбы носиши, Всенепорочная, и спасаеши от бед,/верою и любовию Богородицу Чистую Тебе знающих. Богородичен: Ты – верным похвала, брака не познавшая,/Ты – Заступница, Ты и прибежище христиан, стена и пристань;/ибо к Сыну Своему, Всенепорочная,/приносишь прошения/и спасаешь от бед/с верою и любовью признающих Тебя/чистою Богородицей. Ин, ирмос: Услышах Господи: На Кресте Тя пригвоздиша законопреступных дети, Христе Боже:/имже спасл еси яко Благоутробен, славящия Твоя страдания. Канон 2 Беззаконников потомки пригвоздили/ко Кресту Тебя, Человеколюбец;/но Ты спас их, как милосердный,/прославляющих Твои страдания. Воскрес от гроба, вся совоскресил еси сущия во аде мертвыя,/и просветил еси яко Благоутробен, славящия Твое воскресение. Воскреснув из гроба, Ты воскресил с Собою/всех бывших во аде мертвых/и просветил, как милосердный,/прославляющих Твое воскресение. Богородичен: Бога, Егоже родила еси, Пречистая Марие,/Того моли даровати рабом Твоим согрешений прощение. Богородичен: Бога, Которого носила Ты во чреве,/Его, пречистая Мария, умоли/даровать у Тебя о том просящим/согрешений прощение. Ин, ирмос тойже. Клас возрастившая животворный, неоранная Ниво,/подающаго мирови жизнь, Богородице,/спасай поющия Тя. Богородицу Тя, Всечистая, просвещшиися вси проповедуем:/Солнце бо правды родила еси, Приснодево. Очищение даруй нашым неведением, яко Безгрешен:/и умири мир Твой, Боже, молитвами рождшия Тя. Канон 3 Нива невозделанная – Богородица,/произрастившая Колос животворный,/подающий миру жизнь,/спасай Тебя воспевающих!

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/oktoih-vo...

Отец Димитрий беспрекословно послушался архиерея и пошёл просить прощения у начальника, но тот специально спрятался от батюшки, желая отомстить ему. Он знал, что запрещение в служении станет для него самым страшным наказанием. В воскресение отец Димитрий пришёл в храм, отслужил Утреню и остановил службу. Он попросил у прихожан прощения и рассказал им, по каким причинам не может служить Литургию. Верующие нашли начальника и заставили его примириться со священником. Отец Димитрий очень любил богослужение. Он всем сердцем отдавался служению. Во время Литургии (особенно на словах «Горе имеем сердца») многим казалось что он парит над землёй и непосредственно общается с горним миром. Батюшка во всём жертвовал собой. Он не брал в расчёт себя и с готовностью в любое время дня приходил на помощь страждущим и утешал скорбящих. Как добрый пастырь, он готов был пожертвовать собственной жизнью ради своих прихожан. Во время турецкого мятежа на Кипре пастырское служение в деревнях со смешанным 2 населением было затруднено. Турки в первую очередь убивали учителей и священников, считая их главным препятствием в «отуречивании» острова. Отец Димитрий продолжал своё служение невзирая на трудности и не принимая в расчёт опасности. Его уважали и любили даже турки. Батюшка дружил с ходжой 3 и однажды посетил турецкую школу – ученицы подарили ему букет цветов, а ходжа – апельсины. Из-за наветов злых людей отцу Димитрию запретили служить Божественную Литургию. Он очень расстроился. Невозможность служить стоила батюшке нескольких лет жизни. Когда батюшка совершал последнюю Божественную Литургию перед запретом – он сказал прихожанам: «я служу в последний раз». Все расстроились и недоумевали, по каким причинам ему запрещено служение. Та, последняя Литургия, была самой величественной, красивой и проникновенной. Даже голос батюшки звучал в этот день как-то по-особенному. В конце богослужения все прихожане плакали. Когда запрет был снят, отец Димитрий вернулся к служению. Некоторое время спустя он вышел на пенсию, но не мог жить без Литургии и служил в селении Трулос в течение ещё девяти лет.

http://pravoslavie.ru/66207.html

Взошел на Крест Ты, Иисусе,/нисшедший с небес;/пришел на смерть – Жизнь бессмертная,/к пребывавшим во тьме – Свет истинный,/к падшим – Воскресение всех./Просвещение и Спаситель наш, слава Тебе! Ины стихиры восточны [Анатолиевы] по алфавиту. Стих:  Господь воцарися,/в лепоту облечеся. Стих:  Господь воцарился,/благолепием облёкся.     Пс 92:1А Христа славословим, воскресшаго от мертвых:/душу бо и тело прием,/страсти отъобоюду отсече,/пречистей убо души во ад сошедшей,/егоже и плени:/во гробе же истления не виде святое тело,/Избавителя душ наших. Христа прославим воскресшего из мертвых./Ибо Он, душу и тело приняв,/страданием их друг с другом разделил:/тогда пречистая душа во ад сошла и победила его,/тления же не увидело во гробе святое Тело/Избавителя душ наших. Стих:  Ибо утверди вселенную,/яже не подвижется. Стих:  Ибо Он утвердил вселенную,/и она не поколеблется.     Пс 92:1Б Псалмы и песньми славословим, Христе,/от мертвых Твое Воскресение:/имже нас свободил еси мучительства адова,/и яко Бог даровал еси жизнь вечную,/и велию милость. Псалмами и песнопениями славословим, Христе,/Твое из мертвых воскресение,/которым Ты освободил нас/от самовластия ада/и, как Бог, даровал вечную жизнь/и великую милость. Стих:  Дому Твоему подобает святыня,/Господи, в долготу дний. Стих:  Дому Твоему подобает святыня,/Господи, на долгие дни.     Пс 92:5Б О Владыко всех Непостижиме,/Творче небесе и земли,/крестом пострадавый, мне безстрастие источил еси:/погребение же прием, и воскрес во славе,/совоскресил еси Адама рукою всесильною./Слава Твоему тридневному востанию,/имже даровал еси нам вечную жизнь,/и очищение грехов,/яко Един Благоутробен. О, Владыка всех, непостижимый,/Творец неба и земли!/На Кресте пострадав, Ты бесстрастие мне источил;/погребение же приняв и воскреснув во славе,/Ты с Собою воскресил Адама рукою всесильною./Слава Твоему воскресению в третий день,/которым Ты даровал нам вечную жизнь/и прощение грехов, как единый Милосердный! Слава, глас 6:  Приидите вернии,/днесь лик совокупивше,/благочестно торжествуим,/и всех святых преславную и честную память/славно почтим, глаголюще:/радуйтеся, апостоли славнии,/пророцы, и мученицы, и священноначальницы./Радуйтеся, преподобных соборе и праведных./Радуйтеся, честных жен личе,/и Христа о мipe молите,/победы на сопротивныя даровати,/и душам нашим велию милость.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/nedelya-v...

В храмах начинают совершать великопостные службы. В среду и пятницу не совершается Божественная литургия, читается великопостная молитва святого Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми! Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь». Эта молитва многократно повторяется за всеми великопостными богослужениями. Последнее воскресенье перед началом Великого поста называется Церковью Неделей сыропустной (именно в этот день заканчивается употребление в пищу молочных продуктов), или Прощеным воскресеньем. В этот день после вечернего богослужения в храмах совершается особый чин прощения, когда священнослужители и прихожане взаимно просят друг у друга прощения, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми ближними. Дни Масленицы в 2024 году Понедельник — 11 марта В понедельник отмечали встречу праздника, по городу готовили качели, балаганы и прочие увеселительные заведения для народных гуляний. Вторник — 12 марта Во вторник на Руси были заигрыши: холостые юноши и девушки присматривались друг к другу, чтобы после окончания Великого поста сыграть свадьбу. Среда — 13 марта В среду-лакомку теще полагалось накрывать стол для зятя и всей родни. Четверг — 14 марта В четверг начинался разгул, после семейных посиделок народ устремлялся в балаганы, на карусели и площади, где были организованы гуляния. Пятница — 15 марта В пятницу зять приглашал на тещины вечерни, это мог быть праздничный обед для всей родни жены или скромный ужин в семейном кругу. Суббота — 16 марта На золовкины посиделки в субботу невестка приглашала родню мужа, его сестер с их семьями. Воскресение — 17 марта Прощеным воскресеньем завершается масленичная неделя. Масленица в 2024 году: как совместить с христианством? Масленица возникла как языческий обычай провода зимы, который, постепенно утрачивая языческое содержание, стал составной частью сыропустной седмицы. Но почему бывший языческий праздник вдруг не только прилепился к христианству, но и прижился на этой почве? Не свидетельствует ли это о том, что русское православие до сих пор больно язычеством?

http://pravmir.ru/creative/maslenitsa-ch...

Ирмос: Утверди, Господи, на камени: Ирмос: Утверди, Господи, на камне: Седален, господина Иосифа, глас 8: Подобен: Воскресл еси от гроба: Седален господина Иосифа, глас 8 Светила богозрачная, Спасовы апостоли,/просветите нас во тьме жития,/яко да во дни ныне благообразно ходим,/светом воздержания нощных страстей отбегающе,/и светлыя страсти Христовы узрим, радующеся. Светила богосветлые, жизни Спасителя очевидцы!/Просветите нас, во тьме житейской пребывающих,/чтобы нам как днем ныне ходить благообразно,/светом воздержания ночные страсти отгоняя,/и узреть Христовы светлые страдания, радуясь. Слава, другий седален, глас 8 Подобен: Повеленное тайно: Слава, иной седален, глас 8 Апостольская двоенадесятице богоизбранная,/мольбу Христу ныне принеси,/постное поприще всем прейти,/совершающим во умилении молитвы,/творящим усердно добродетели,/яко да сице предварим видети/Христа Бога славное Воскресение,/славу и хвалу приносяще. Двенадцать Апостолов богоизбранных!/Мольбу Христу ныне принесите,/чтобы всем путь поста пройти,/совершая в сокрушении молитвы,/исполняя добродетели с усердием,/и так достигнуть лицезрения/славного воскресения Христа Бога,/славу и хвалу Ему принося. И ныне, Богородичен. Подобен: Непостижимаго Бога, Сына и Слово,/несказанно паче ума из Тебе рождшееся,/моли Богородице со апостолы,/мир вселенней чистый подати,/и согрешений дати нам прежде конца прощение,/и Царствия Небеснаго крайния ради благости,/сподобити рабы Твоя. И ныне, Богородичен: Непостижимого Бога, Сына и Слово,/неизъяснимо, выше ума от Тебя рожденного,/моли, Богородица вместе с Апостолами/мир истинный даровать вселенной,/и нам дать прежде конца прощение согрешений,/и Царства Небесного по крайней благости/удостоить рабов Твоих. Таже трипеснец, без поклонов, глас 8. Песнь 4. Трипеснец без поклонов, глас 8 Песнь 4 Ирмос: Услышах, Господи,/смотрения Твоего таинство,/разумех дела Твоя/и прославих Твое Божество. [Ирмос: Услышал я, Господи,/о таинстве Твоего промысла,/уразумел дела Твои,/и прославил Твое Божество. ]

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/velikij-k...

Какие удивительные богослужения в Постной Триоди ! Помню, когда я только воцерковлялась лет 30 назад, одним из первых впечатлений было обсуждение верующими начала пения «Покаяния» (то есть «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче…») Уже за несколько месяцев до этого события прихожане принимались выспрашивать у счастливых обладателей церковных календарей: когда? когда запоют «Покаяние»? На полумиллионный город таких обладателей было столь мало, что чаще всего заветная дата выяснялась просто при помощи расчетов от дня Пасхи. – Так-так… семь недель поста да плюс три недели подготовительных… или четыре? – Не недель, а седмиц… Седмиц подготовительных три, а воскресений – четыре… – Это с «Закхеем»? – Нет, с «Мытаря»… – Ага… так… Пасха 15 апреля… угу-угу… семь недель… – Не недель, а… – Помолчи, не встревай… Семь седмиц и, значит, Прощеное… э-э… «О Страшном суде», «Блудного сына» и «Мытаря и фарисея»… – 4 февраля, значит! – Не встревай, Авдотья… 3 февраля ЗАПОЮТ ПОКАЯНИЕ! – Но… – На всенощной поется, не на Литургии. Значит – 3-го вечером! И посвященные в это таинство разносили весть: «3 февраля! 3-го ЗАПОЮТ!» А непосвященные (или потерявшие по старости память) тщательно записывали себе эту информацию, куда только можно… и спешили передать дальше: «3 февраля в нонешнем годе ЗАПОЮТ ПОКАЯНИЕ!!!» Те полуграмотные бабушки знали основы веры, Устав, жития святых и даже учение святых отцов о прилогах греха! – без книг, календарей и интернета… Откуда?! Из богослужения. Они с такой жадностью его впитывали, испытывали такой духовный голод, что про каждую строчку службы готовы были поведать что-либо назидательное. Про монаха, который прочел первый стих Псалтири и ушел на много лет в пустыню, чтобы научиться ему на деле. Про строку «Блажен, иже имет и разбиет младенцы твоя о камень…» – А ты знаешь, что тут: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых…»? Не знаешь? Это о трех ступен я х греха… Как они от помысла начинаются и власть над душой берут! Вот, смотри: совет нечестивых, а ты вроде только мимо проходил… оно, конечно, и куда идешь, думать надо. Вот праведный, он и думает и не и дет на совет нечестивых. А мы, грешные, мыслями-то и увлекаемся. Но можно ведь и мимо пройти – да? А ты встал и слушаешь… А как заслушался, так и уселся с ними вместе – с губителями! Вот праведный-то «и на пути грешных не ста, и на седалище губителей не седе». А нечестивии – не тако!

http://pravoslavie.ru/128656.html

Но главная «опасность» ассимиляции грозила тем русским, которые очутились в братской славянской православной среде: в Сербии и Болгарии, где службы совершались на общем церковнославянском языке и не было причины не включаться в их богослужения. Но этого не случилось! С первого же Великого поста и первой Пасхи (главная часть русских беженцев прибыла весной 1920 года) стало ясно, что русские постараются сохранить свои службы. Сначала это было просто продолжением иллюзии «что мы еще на Родине», а потом, со временем, стали заметны различия в богослужебной практике Сербской и Русской Церкви и русские побоялись утратить «свои русские» службы. Некоторые различия были в деталях, но очень многое было существенным. И это понятно: в Сербии, благодаря почти 500-вековому владычеству турок, богослужебные песнопения не изменялись под влиянием западной полифонии и многоголосия, а сохранялись и передавались из поколения в поколение. Но эти одногласные, весьма сложные и протяжные мелодии делали для русских богослужения «чужими». Кроме того, из-за отсутствия церковных школ, а значит и образованных священнослужителей, многое в службах упрощалось, даже сокращалось: ведь священникам, подчас, приходилось тайно и «наспех» совершать службы и требы, хоронясь от турок. Особенно много различий было в Великопостных и Пасхальных службах. Хотя сербы Прощенное воскресение и называют «проштено», но нет трогательного чина всепрощения, нет торжественного великого прокимна… В преждеосвященных нет наших «Да исправится», которые мы привыкли не только слушать, но и петь со школьной скамьи.  На утрене с «12 евангелиями» не выделяется особо умилительный трипеснец и экзапостиларий «разбойника благоразумнаго», в Великую субботу чаще всего упускаются те 24 паремии и вообще нет того торжественного момента, когда, переоблачившись из черного в белое, поют перед Плащаницей «Воскресни Боже».  Значит, дело было не только в различии мелодий (хотя, несомненно, и это может нарушать молитвенное настроение), а и в отсутствии молитв, к которым мы русские привыкали с самого раннего детства. Заутрени в Сербии начинались в 4 часа утра, при троекратном обходе вокруг храма (эта традиция сохраняется и при храмовых праздниках).

http://pravmir.ru/nashi-pasxi-na-chuzhbi...

Обида, или Кому и зачем нужно прощение Почему нельзя мстить своим обидчикам, еще более-менее понятно: ведь если отвечать злом на зло, то вряд ли этого самого зла в мире станет меньше. С заслуженными обидами тоже все ясно, поскольку здесь действует простой и всем понятный принцип: заработал — получи и не жалуйся. А вот что делать, когда тебя обидели безо всякого повода, если наплевали в душу, растоптали и унизили просто потому, что так захотелось обидчикам? Неужели тоже — простить? Читать далее Выпрямление души или Парадоксы прощения Сейчас в православной среде часто обсуждают тему прощения. Сталкиваются две позиции — одни считают, что прощать нужно всех и всегда, невзирая на обстоятельства, причем «простить» для них означает «оправдать», другие же заявляют, что прощать можно лишь тех, кто искренне раскаивается. Читать далее День прощеного воскресенья: научиться прощать Протоиерей Максим Первозванский о Чине прощения, прощении непрощаемого и умении прощать по-настоящему. Читать далее Как научить ребенка прощать В современной культуре учить детей прощать обидчиков не особенно принято — наоборот, принято учить их «постоять за себя». Но стремление отвечать силой на силу приводит к эскалации конфликта, а непрощение оказывается мучительным для обоих — и не простившего, и непрощенного. Можно ли научить детей не мстить, не вынашивать обид, а прощать? Читать далее У кого надо просить прощения в Прощеное воскресенье? Церковная традиция говорит о том, что мы просим прощения вообще у всех. Особенно хорошо это видно в храме, когда после вечернего богослужения прихожане выстраиваются в цепочку и друг у друга испрашивают прощения. Зачем мы это делаем? Читать далее «Мстительная» Псалтирь От Библии мы привыкли ждать чего-то возвышенного и поучительного. Но, открывая самую знаменитую книгу Ветхого Завета, Псалтирь, мы то и дело натыкаемся на выражения, которые сильно нас смущают. Псалмопевец откровенно желает зла своим врагам, радуется их несчастьям. Разве может так говорить Слово Божье? Читать далее

http://foma.ru/proshhenoe-voskresene-201...

   Если где-либо вообще, то, без сомнения, в молитвенном богословии Церкви человеческое чувство неодолимо ощущает и человеческая мысль все-убедительно осознаёт, что Господь Иисус Христос Своим Воскресением и в самом деле умертвил грех, действительно победил смерть, действительно попрал диавола, действительно разрушил державу смерти, действительно ниспровергнул ад, действительно воссоздал, действительно освятил, действительно просветил, действительно ввел в бессмертие человеческое естество, действительно спас мир, действительно дал людям вечную жизнь, действительно даровал нам прощение грехов и великую милость, действительно наполнил весь мир радостью и действительно наделил человеческий род всем тем, чем может одарить Бог любви и несказанного человеколюбия. Это становится очевидным даже при частичном рассмотрении молитвенного и святого богословия Церкви, особенно выраженного в пасхальных и воскресных богослужениях.    Христолюбивая душа Церкви, всегда и всюду молитвенно общающаяся с досточудным Господом Иисусом, трепетно ощущает, что воскресший Господь Своим необычным Воскресением победил для нас, людей, смерть и ад. — «Воста Господь, умертвивый смерть». На Пасху мы «смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, инаго жития вечнаго начало». «Христос воскресе, и ад пленися». «Днесь Владыка плени ада, воздвигнувый юзники, яже от века имяше люте одержимыя». Претерпев крест и уничтожив смерть, Господь воскрес из мертвых — «Крест претерпевый, и смерть упразднивый, и воскресый из мертвых, умири нашу жизнь, Господи, яко един всесилен». «Христос Спас наш, еже на ны рукописание пригвоздив, на кресте заглади, и смертную державу упраздни: поклоняемся Его тридневному Воскресению». Воскресение — цель крестной смерти. Человеколюбивый Господь крестом упразднил смерть, чтобы явить людям Свое Воскресение из мертвых. «Честным Твоим крестом, Христе, диавола посрамил еси, и Воскресением Твоим жало греховное притупил еси, и спасл ны еси от врат смертных». Претерпев смерть, Спаситель смертью погубил смерть.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010